СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ". Механизм противовесов и сдержек и противовесов


СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" - это... Что такое СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ"?

 СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" - существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • СИСТЕМА ПРАВА
  • СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Смотреть что такое "СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ"" в других словарях:

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ, разделение компетенции (см. КОМПЕТЕНЦИЯ) между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией …   Энциклопедический словарь

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Юридическая энциклопедия

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Система сдержек и противовесов — …   Википедия

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • система сдержек и противовесов — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием парламентом, Президентом и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

dic.academic.ru

Система сдержек и противовесов (по горизонтали и вертикали)

Система сдержек и противовесов, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности. Это способ реализации принципа разделения властей, введенного в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье.

Принцип разделения властей по горизонтали заключается в разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей по вертикали означает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов России.

Таким образом, система сдержек и противовесов по горизонтали – это разделение компетенции между органами государственной власти (каждые из которых соответствуют одной из трёх видов государственной власти), обеспечивающее их взаимный контроль на федеральном, региональном или местном уровнях. Система сдержек и противовесов на региональном и местном уровнях строиться по аналогии с федеральным уровнем.

1. Федеральный уровень: законодательная власть – Федеральное Собрание РФ; исполнительная – Правительство РФ; судебная – федеральные суды, в том числе Конституционный и Верховный Суды РФ. Президент РФ не в ходит ни в одну из систем власти.

Примеры:

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. По представлению Председателя Правительства Президент назначает заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах.

Ряд иных должностей, например, судей Конституционного Суда РФ, Верховного РФ, Генерального прокурора РФ, назначается Президентов с согласия правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, Президент может не согласится с Государственной Думой и также отправить Государственную Думу в отставку.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Тем не менее, Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента, дальнейшее рассмотрение которого зависит от Верховного и Конституционного суда.

Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия, в частности, выступает с ежегодными отчётами о реализации федерального бюджета, об итогах своей деятельности.

Важным моментов является обладание всеми верховными органами государственной власти правом законодательной инициативы.

2. Региональный уровень: законодательная власть – Парламент республики, Законодательное собрание субъекта РФ; исполнительная – Президент республики, Губернатор, Глава правительства; судебная власть – Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд.

3. Местный уровень: законодательная власть – Совет муниципального района, Совет поселения, Совет городского округа, Совет района в городе; исполнительная – Глава муниципального образования, Глава местной администрации; судебная власть – районный (городской) суд, мировой судья.

Система сдержек и противовесов по вертикали – это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов России.

В Конституции определены предметы ведения Российской Федера­ции и предметы совместного ведения России ее субъектов. Все остальные предметы ведения оставлены за субъектами Российской Федерации (ст. ст. 71-73 Конституции РФ).

 

Билет №20

Типы моделей хозяйствования

В мировой практике сложились три хозяйственных модели: кейнсианская, монетаристская и модель плановой экономики.

Кейнсианская модель в качестве главного приоритета рассматривает борьбу с экономическими спадами и безработицей – это составляет основу государственной политики.

Ключевыми положениями теории Дж. М. Кейнса (1883–1946), составившими основу кейнсианской модели, являются:

1) необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства;

2) главным инструментом вмешательства государства в воспроизводственный процесс является бюджетная политика. Кредитно-денежные механизмы должны играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к ней. Ставки процента за кредит должны быть максимально устойчивыми или иметь тенденцию к снижению;

3) дефицит спроса – главная причина экономических кризисов. Необходимо форсировать стимулирование составных компонентов спроса – личное потребление и накопление. Обеспечение «эффективного спроса» заключается в достижении равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью;

4) возможность допущения дефицита бюджета, имеющего циклический характер – увеличивающегося в период спада и снижающегося в период подъема. Расходы государства оживляют частный бизнес и ведут к росту дохода и занятости.

Монетаристская модель основана на трудах М. Фридмана, профессора из Чикаго, предложившего меры по борьбе с инфляцией в качестве главного приоритета в проведении государственной политики.

Методологию монетаризма можно проиллюстрировать через ряд положений:

• рыночная экономика располагает свойством саморегулирования, и какое-либо вмешательство в ее механизмы недопустимо;

• вмешательство государства в механизм экономики возможно только в денежной сфере. Государство должно обеспечить устойчивость денежной единицы через ограничение роста денежной массы. Прирост объема денежной массы должен быть около 5% в год, кроме того, необходимо ежегодное снижение ставки подоходного налога;

• объем денежной массы в обращении должен строго соответствовать стоимости произведенной товарной продукции через соотношение MV = PQ,

где М – количество денег, V – период оборота денежных средств, Р – цены на товарную продукцию, Q – количество продукции;

• спады трудовой активности представляются естественным явлением и служат способом ограничения роста заработной платы, что сдерживает инфляцию.

Плановая экономика предполагает использование опыта стран тоталитарного социализма и может быть проиллюстрирована рядом положений:

• принятие многих экономических решений происходит на уровне высшего политического руководства;

• наличие института государственного планирования (Госплана), в чьи функции входит определение характера развития отраслей экономики, а также установление ценовой и тарифной политики на рынке товаров и услуг;

• участие государства непосредственно в управлении деятельностью ведущих предприятий.

Наряду с хозяйственными моделями следует выделять формы хозяйствования, служащие способом трансформации хозяйственной модели в конкретных условиях функционирующей в рамках определенных пространственных границ государственной системы. Наиболее характерными на сегодня представляются такие формы хозяйствования, как англосаксонская, западно-европейская, скандинавская и юго-восточная (партисипативная).

Англосаксонская форма хозяйствования предполагает особую государственную поддержку частного бизнеса, высокую долю приватизированных предприятий, достаточно низкий уровень финансирования социальных программ.

Западно-европейская форма отличается традиционно высоким уровнем государственной поддержки социально значимых сфер экономики, значительной ролью профсоюзных организаций, политических партий в области гуманизации труда, развитым муниципальным сектором в экономике и пр.

Скандинавская форма содержит высокую долю государственного и муниципального секторов экономики, широкие полномочия местных органов самоуправления, а также высокую степень социального партнерства в деятельности местных корпораций. Юго-восточная форма хозяйствования основана на господстве традиционных экономических укладов при патернализме государственных органов власти по отношению к национальным бизнес-структурам, строгой субординации в принятии управленческих решений и пр.

 

lektsia.com

Система сдержек и противовесов - это... Что такое Система сдержек и противовесов?

 Система сдержек и противовесов

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Система сбалансированных показателей
  • Система способов передачи генетической информации

Смотреть что такое "Система сдержек и противовесов" в других словарях:

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ, разделение компетенции (см. КОМПЕТЕНЦИЯ) между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. В конституционную практику система сдержек и противовесов вошла с Конституцией …   Энциклопедический словарь

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Юридический словарь

  • СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Юридическая энциклопедия

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… …   Энциклопедия юриста

  • система сдержек и противовесов — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… …   Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием парламентом, Президентом и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

dic.academic.ru

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ это что такое СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ: определение — Политика.НЭС

СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ»

греч. systema — целое, состоящее из частей) — один из существующих в современном конституционном праве механизмов реализации принципа разделения властей, предполагающий наличие определенных возможностей взаимного контроля и влияния независимых и равноправных ветвей государственной власти, что препятствует концентрации власти.

Оцените определение:

Источник: Политологический словарь-справочник

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

существующая в США более 200 лет особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены не только организационно, но и полностью независимы друг от друга, каждая из них обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать др. ветви власти.

Оцените определение:

Источник: Политология: Словарь-справочник

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом. В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви — исполнительную (президент и правительство), законодательную (парламент) и судебную.

Построение системы сдержек и противовесов в России началось Б. Н. Ельциным в качестве мер по укреплению собственной власти. Естественно, что к демократии это никакого отношения не имело. Первый президент России укреплял свою собственную власть, вводя на разные уровни управления государством людей, которые начинали сдерживать друг друга в борьбе за лучшее место. При этом происходило весьма ловкое маневрирование среди враждующих кланов и партий, что позволяло Б. Н. Ельцину всегда находиться на высоте даже в годы неимоверно низкой поддержки среди населения. В. В. Путин продолжил выстраивать систему сдержек и противовесов, начав проводить административную реформу. Все это способствует укреплению авторитаризма узкого клана в России, при этом некоторые считают, что этим кланом до сих пор управляет Б. Н. Ельцин.

См. также: многонациональное государство, общество потребления.

Оцените определение:

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Система политических взаимоотношений, при которой ни одна политическая группа («ветвь власти» и проч.) не получает доминирующего положения над другими.

Считается, что «система сдержек и противовесов», как усовершенствованный принцип разделения властей, появилась в США, где она закреплена в Конституции 1787 г.

В России впервые этот термин, по-видимому, появился в 1984 г. в книге А. А. Мишина «Принцип разделения властей в конституционном механизме США». (М.: Наука, 1984).

В электронных архивах термин «система сдержек и противовесов» встречается в 1990 г. в выступлении депутата Олега Румянцева на съезде народных депутатов РСФСР. В марте 1991 г. о необходимости создания системы сдержек и противовесов заявил в своем докладе Б. Ельцин на третьем (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР.

Из доклада Б. Ельцина на третьем (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР:

«Преодолеть безвластие Советов можно только двумя способами.

Первый — восстановить монопольную власть партии, что и пытаются делать известные силы, толкая страну в прошлое.

Второй — сделать выбор в пользу реального разделения властей. Что потребует существенной реорганизации Советов, глубокого переосмысления их роли в системе органов государства.

Важно создание системы сдержек и противовесов. Суть этой системы — не в автономной деятельности каждой власти, это невозможно, но в их взаимном контроле, исключающем преобладание какой-либо из властей и тиранию».

(«Российская газета» (Москва). 31.03.1991).

В позднеельцинский период значение термина полностью поменялось.

Под системой сдержек и противовесов Бориса Ельцина стали понимать такой способ расстановки кадров на ключевые государственные должности, чтобы разные чиновники и политические кланы уравновешивали друг друга, в результате чего исключалось бы преимущественное влияние какой-либо из элитных групп. Именно в таком значении этот термин употребляется и сейчас.

У Александра Волошина репутация грамотного экономиста, придерживающегося куда более рыночных взглядов, чем нынешние руководители экономического блока правительства. В знаменитой системе «сдержек и противовесов» Бориса Ельцина, после отставки Валентина Юмашева и Бориса Березовского, политический вес премьера Евгения Примакова вырос слишком опасно для власти больного президента. И Ельцин приблизил человека, который в силу разных взглядов на экономическую политику и на тех, кто ее проводит в правительстве, призван составить аппаратную конкуренцию премьеру. Проблема тут только одна. Евгений Примаков признанный политический «тяжеловес». Александр Волошин этим пока похвастаться не может, а значит, и «уравновесить» премьера ему будет совсем непросто.

(«Общая газета» (Москва). 25.03.1999).

Наблюдатели отмечают, что дает сбои ранее нередко выручавшая Касьянова система сдержек и противовесов в правительстве. С одной стороны, аппараточный вес Г. Грефа начал заметно снижаться, к тому же министр превратился в мишень для критики многочисленных противников либерального курса. Можно предположить, что после беззастенчивого продавливания в Госдуме пакета законов по реформе ЖКХ эта критика только усилится. Но с другой стороны, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин стал набирать вес и превратился в более крупную фигуру. Многие эксперты объясняют это тем, что он, по слухам, стал казначеем теневого президентского фонда, в ведении которого оказались все средства на непредвиденные расходы на выборах, премиальные и т. д.

(«Наш континент» (Москва). 03.04.2003).

См. также: Не так сели.

Оцените определение:

Источник: Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов

politike.ru