Что такое арифметика, знает каждый Но что такое ментальная арифметика? Математический счет абакус


Соробан Абукус - Как Способ Быстро Считать (Методика)

Ментальная арифметика — это методика быстрого счёта с помощью устройства, напоминающего наши счеты, которые ещё совсем недавно активно использовались нашими работниками торговли. Те же спицы и косточки. Отличие в том, что располагаются спицы вертикально, а косточек на каждой спице пять. Называются эти счёты — соробан. У них большая история. В том виде, в котором их используем мы, они по сей день, уже много веков существуют в Японии. Счёт на соробане  включен в обязательную школьную программу, а взрослые японцы с удовольствием участвуют в соревнованиях. В Японии счёт на соробане — сродни национальному виду спорта. Самим счётам много веков, а ментальная арифметика, как методика развития интеллекта, появилась сравнительно недавно, в нашей стране первые школы появились в 2013г. Сам счёт на соробане — это механический навык — такой же, как игра на музыкальном инструменте, собирание кубика Рубика, который с помощью тренировок можно развить до высокого уровня.

Почему арифметика ментальная

Потому, что, освоив счёт на соробане или абакусе, мы представляем его в воображении и считаем, двигая косточки в уме. Это уже другой процесс и он не каждому даётся легко. Секрет успеха один — терпение и труд. Ничего нового. И при упорных занятиях скорость счёта в уме, с использованием воображаемых счёт можно развить скорость до очень высокого уровня, так как двигать предметы в воображении можно гораздо быстрее, чем в реальности. Так же «про себя» мы читаем гораздо быстрее, чем вслух.

Для того, чтобы научиться считать на соробане, нужно знать правила, по которым осуществляется счёт. Таких правил, или формул 34. Каждое из них разбирается отдельно и закрепляется с помощью большого количества упражнений. Как мы уже поняли, секрет успеха в многократном механическом повторении, пока пальцы не запомнят движения, и не будут делать это сами. В этом процессе задействован моторно-мышечный канал памяти — самый стойкий. Все мы знаем принцип велосипеда: однажды научившись езде на нём, разучиться очень сложно. Наше тело запоминает ощущения, движения надолго. Многие действия ежедневно мы повторяем автоматически, не задумываясь. Из этого можно сделать вывод, что в ментальной арифметике мы не считаем, в привычном нам понятии. И это так и есть. За нас счёт осуществляет механическая память и образное мышление.

Большое значение для осуществления счёта в воображении имеет распознавание положения косточек на соробане. Мы все, точнее, наш мозг, воспринимает изображение любого числа как количество. Мы знаем, что значок 2 — это количество, равное двум и не задумываемся об этом. С соробаном, особенно первое время, каждое число приходится распознавать, что очень помешает в быстром ментальном счёте. Поэтому, большое внимание уделяется занятиям с флеш-картами. Что это и как заниматься с ними, вы прочтёте ниже, а пока —

Ментальный счет обучение

И так- с чего начать? Для счёта  нужен соробан или абакус. В настоящее время уже есть достаточно большой выбор — разных цветов, с различным количеством спиц. Но мы разделим соробаны и абакусы на две большие группы — ученические и учительские. Для того чтобы заниматься самостоятельно вам понадобится ученический. Он маленький и лежит на столе во время счёта. Количество разрядов будет иметь значение только тогда, когда мы займемся умножением и делением. Для сложения и вычитания достаточно трёх-четырёх разрядов. Поэтому, выбирайте те счёты, которые вам наиболее симпатичны. Чтобы заниматься с аудиторией понадобится учительский. Он большего размера, стоит вертикально и косточки у него фиксируются на спицах.

Так же нам понадобится комплект ментальных флеш-карт. Это карточки, на одной стороне которых изображено число, а на другой — положение косточек на соробане или абакусе, которое это число отображает.

Например: вот две стороны одной карточки

В комплекте должны быть все числа до 100, а дальше трёхзначные числа можно сделать вразброс.

Так же, для того, чтобы дети в игровой форме запоминали числа на соробане или абакусе, можно использовать и другие раздаточные материалы — математические пазлы и т п.

Любые другие игры, где используются числа, если заменить числа на изображение косточек, можно использовать на уроках.

Ну, и конечно вам понадобится карандаш, учебник и рабочая тетрадь с заданиями.

Все это вы можете найти у нас на сайте.

Мы дарим вам несколько бесплатных раздаточных листов Ментальной Арифметики и развивающие материалы.

Мы желаем вам успехов и удачи в развитии.

Ваш сайт Ментальная Арифметика.

 

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

mentalar.ru

Ментальная арифметика - Абакус Центр

Любая информация, переданная Сторонами друг другу при пользовании ресурсами Сайта, является конфиденциальной информацией.

Пользователь дает разрешение Администрации Сайта на сбор, обработку и хранение своих личных персональных данных, а также на рассылку текстовой и графической информации рекламного характера.

Стороны обязуются соблюдать данное соглашение, регламентирующее правоотношения связанные с установлением, изменением и прекращением режима конфиденциальности в отношении личной информации Сторон и не разглашать конфиденциальную информацию третьим лицам.

Администрация Сайта собирает два вида информации о Пользователе:

  • персональную информацию, которую Пользователь сознательно раскрыл Администрации Сайта в целях пользования ресурсами Сайта;
  • техническую информацию, автоматически собираемую программным обеспечением Сайта во время его посещения. Во время посещения Пользователем Сайта службе поддержки автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда входит IP-адрес компьютера Пользователя (или прокси-сервера, если он используется для выхода в интернет), имя интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Пользователь совершил переход на Сайт, страницах Сайта, которые посещает Пользователь, дате и времени этих посещений, файлах, которые Пользователь загружает. Эта информация анализируется программно в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между IP-адресом и персональной информацией Пользователя никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требуется законодательство страны, резидентом которой является Пользователь.

Администрация Сайта очень серьезно относится к защите персональных данных Пользователя и никогда не предоставляет персональную информацию Пользователя кому бы то ни было, кроме случаев, когда этого прямо требует уполномоченный государственный орган (например, по письменному запросу суда). Вся персональная информация Пользователя используются для связи с ним, для исполнения сделки, заключенной между Пользователями Сайта с помощью ресурсов Сайта, для анализа посещаемости Сайта, для разработки предложений по его улучшению и развитию и может быть раскрыта иным третьим лицам только с его разрешения.

Администрация Сайта осуществляет защиту персональной информации Пользователя, применяя общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.

На Сайте реализована технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Cookies — это небольшие по размеру файлы, сохраняемые на компьютере Пользователя посредством веб-браузера. На компьютере, используемом Пользователем для доступа на Сайт, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. Администрация Сайта не сохраняет персональные данные или пароли в файлах cookies. Пользователь вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив свой браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы, использующие данную технологию, могут оказаться недоступными.

abakus-center.ru

Развитие количественного счета дошкольников элементами ментальной арифметики

Статья раскрывает развитие у детей дошкольного возраста количественного счета с использованием ментальной арифметики. Автором проанализирована эффективность обучения ментальной арифметики, ее роль в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной методики обучения устному счету с использованием японских горизонтальных арифметических счѐт Абакус, получившей название «ментальная арифметика». Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе). Специалисты отмечают, что при правильном подходе к обучению и закреплению знаний дети дошкольного и младшего школьного возраста демонстрируют феноменальные навыки выполнения в уме арифметических действий с двух-, трех-, четырехзначными числами. 

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Формирование представлений о числе проходит сложный путь развития. Прежде чем начать считать, ребенку необходимо накопить некоторый опыт, достигнуть известного уровня развития мышления. Чтобы считать надо уметь считать не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже, способностью отвлекаться при рассматривании этих предметов от всех прочих их свойств, кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития.

На современном этапе счет является ведущей ступенью в образовании человека. Еще с раннего детства человеку стремятся преподать навыки счета, которые используются и усовершенствуются всю жизнь. Началом формирования навыков счета является дошкольное обучение математике. Обучение математике является наиболее эффективным средством развития интеллекта. В научных исследованиях интеллект, чаще всего, определяется как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение) в их взаимосвязи, а интеллектуальное развитие понимается как развитие основных познавательных процессов, образующих интегральное качество личности [1].

В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества счета, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразное количество не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, обучают детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов.

Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Основоположниками математического образования дошкольников за рубежом являются Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.К. Шлегер, в России – Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, Л.В. Глаголева, в Казахстане – А.В. Мавлютинович, У.М.  Т.Н. Темиргалиев, А.Жумадильдаев. Авторы рассматривают формирование понятий количественного счета как сложную познавательную деятельность ребенка и выдвигают следующую теорию о счете – действие по значению глагола «считать» вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел. Для формирования у детей понятия числа нужно, чтобы в раннем возрасте они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы, звуки, движения. Имея представления о множествах, позднее они могли бы замечать общее свойство любых сравниваемых групп предметов только по количеству.

Познавательный интерес. В качестве природного инструмента на начальном этапе ознакомления со счетом считаются пальцы рук, активно используемые на счетах Абакус в ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах Абакус: методика, основанная 2000 лет назад, гармонично развивает оба полушария мозга.

Программа предназначена для детей от 4 до 12 лет, но может быть освоена и в более старшем возрасте.

Уже более 20 лет ментальная арифметика с успехом используется при обучении детей в 56 странах мира, наиболее активно в Малайзии, Таиланде, Китае, Канаде, США, Великобритании, Австрии, Испании, Австралии и странах Ближнего Востока. Среди стран СНГ особую популярность методика обучения ментальной арифметике приобрела в Казахстане.

Программа ментальной арифметики описывается как древняя китайская техника координации мозга и развития тела с использованием счѐта Абакус, благодаря которому дети делают мелкие движения руками, и их мозг развивается намного активнее.

Программа ментальной арифметики позиционируется как эффективная программа развития умственных способностей детей. Данная система обучения устному счѐту проверена временем и практикой многих поколений.

Первоначально дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счѐтах. В это же время они учатся представлять счѐт в уме, как картинку (образная память) и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счѐтах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительный, слуховой, тактильный. Края косточек Абакуса заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребенка.

Абакус – это китайское изобретение, которое еще называют первым деревянным компьютером. Этот инструмент использовался для сложения, вычитания, умножения и деления, вычисления дробей и квадратных корней. Хотя изобретен он был в Китае, но наибольшее применение нашел в Японии, где, например, до сих пор обучение на Абакусе или, как там его называют, Соробане, обязательно для учеников 3-4-х классов.

Осуществлять ментальные арифметические действия ребенок сможет только тогда, когда научится заменять физический Абакус на его образ в собственном сознании, т.е. пользоваться в уме (ментально) «виртуальным» Абакусом. Искомые числа визуализируются в виде косточек и изображений на Абакусе.

Продолжительность обучения составляет 10 уровней по 3-4 месяца каждый (от 2-х с половиной лет), либо 12 уровней по 3-4 месяца каждый (4 года). При этом интенсивность занятий – 2 часа один раз в неделю. Педагоги не рекомендуют пропускать занятия, так как это может сказаться на результатах – снижается навык правильности и быстроты вычислений.

Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счѐты Абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Развитие арифметических навыков при обучении действиям с Абакусом – это не самоцель системы. Использование ментальной арифметики способствует формированию таких навыков, как: концентрация внимания, фотографическая память, точность и быстрота реакции, уверенность в себе, творческое мышление, слух и наблюдательность, воображение и представление, значительные успехи в учебе.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те знания, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности, так как превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, это способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

Программа обучения ментальной арифметике, основанная на системе устного счѐта с помощью арифметических вычислений на Абакусе, может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, так как способствует:

  • развитию способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти. В зарубежной психологии данный процесс называется создание флэш-карты (ментальной карты) – это развитие навыка создания виртуального образа расположения косточек на Абакусе;
  • развитию концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов;
  • развитию уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счѐта;
  • учет деятельного подхода в обучении ментальной арифметике.

 

Список использованной литературы:

  1. Гальперин П.Я. Формирова

articlekz.com