Малочисленные народы России - список. Самый малочисленный народ России. Малые народы россии


Малочисленные народы России - список. Самый малочисленный народ России

Территория, на которой проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ. Она тянется от дальневосточных регионов вплоть до Кольского полуострова.

Согласно официальному перечню от 2006 года, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах РФ проживают представители 45 коренных народов, что дает в сумме население, близкое к 250 тысячам человек.

малочисленные народы россии список

Наиболее многочисленным народом из них являются ненцы, их число достигает 44 тысяч. К малочисленным народам относят энцев, которые идентифицируют себя под именем эньчо. Их количество не превышает 200 человек. К исчезающим народам также относятся ижорцы — 450 человек, и народность водь, количество которых по последним данным составило менее 100 человек. Как называются остальные малочисленные народы России? Список их можно увидеть ниже.

Список малочисленных народов России

  • Чукчи.
  • Эскимосы.
  • Чуванцы.
  • Камчадалы.
  • Коряки.
  • Алюторцы.
  • Алеуты.
  • Нивхи.
  • Ороки.
  • Орочи.
  • Удегейцы.
  • Негидальцы.
  • Ульчи.
  • Эвенки.
  • Эвены.
  • Юкагиры.
  • Долганы.
  • Абазины.
  • Кеты.
  • Вепсы.
  • Ижорцы.
  • Ненцы.
  • Игельмены.
  • Саамы.
  • Чулымцы.
  • Шорцы.
  • Ханты.
  • Бесермяне.
  • Кореки.
  • Манси.
  • Сепькупы.
  • Сойоты.
  • Тазы.
  • Телеуты.
  • Тофалары.
  • Тувинцы-тоджинцы.
  • Кумандинцы.
  • Нанайцы.
  • Нагайбаки.
  • Наганасаны.
  • Тубалары.
  • Нганасаны.
  • Челканцы.
  • Карелы.
  • Водь.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны - горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

малочисленные народы россии

Многие коренные народы Сибири имеют языческую и политеистическую религию, с довольно особенной чертой привязанности, как душой, так и телом, именно к родной природе и явлениям, но не к природе в целом. То есть именно земля, на которой обитает тот либо иной народ, является для него божественной и одушевленной сущностью, способной влиять на события как в природе, так и в обществе. Ее власть признается превосходящей и ее же силу люди пытаются приручить посредством различных духовных практик, таких как молитвы, заклинания и т. д.

В свою очередь животные, как и растения, принимаются за более близкие сущности. Так, например, в поселке Себян-Кель, расположенном в Кобяйском улусе, произрастает священное дерево, чей дух покровительствует людям. В честь дерева совершаются жертвоприношения, ему же преподносятся различные вещи. Кроме того, существуют культы священного оленя, лебедя, орла и прочих тотемов родов.

Современное христианское течение в Якутии

Член Института Проблем Малочисленных Народов Севера Захарова Н.Е. в своем исследовании отмечает, что нынешние православные коренные северяне склонны к дискриминации своих языческих корней, усматривая в них лишь деградацию, идолопоклонство, а также «угар национального самосознания». Так, в глазах современных христианских деятелей шаман нередко предстает объектом национального позора в силу того, что он предпочитает поклонение объектам природы поклонению единому Богу.

В связи с этим с шаманизмом ведется непримиримая борьба. Так, по мнению Захаровой Н. Е., правительство республики Саха и Якутская епархия ставят пред собой задачу по полнейшему искоренению язычества на территории, где проживают малочисленные народы севера России.

самый малочисленный народ россии

Следует отметить, что подобная борьба с шаманами ведется уже около трех веков, начиная со времен царской России. Однако северные язычники так и остались собою даже после осуществления формального крещения. Как результат, шаманизм начал постепенно проникать в русскую культурную среду. Объяснить подобное явление можно тем, что современное культурное наследие предстает в качестве преемника языческого мировоззрения. Это находит определенное подтверждение в случае рассмотрения эпохи Ренессанса - возрождения светского языческого общества из пепла темноты средневековья.

Как бы то ни было, сочетание и тесное переплетение культур традиционного христианства и шаманизма дают причудливые и интересные картины, изучение которых малочисленные народы России обеспечивают собственным существованием.

Народы северо-западной части России

В этом списке малочисленные народы России стоят в порядке убывания численности населения:

  • Карелы (92 тыс. чел.).
  • Вепсы (8 тыс. чел.).
  • Саамы (2 тыс. чел.).
  • Ижора (450 чел.).
  • Водь (82 чел.).

Карелы

О месте проживания карелов можно догадаться по названию этого народа. Он является титульным и коренным народом Карельской республики. Некоторые карелы плотно обосновались в Ленинградской и Выборгской областях. Карельский этнос начал формироваться приблизительно с 13 века на территории, которая охватывала Карельский перешеек и часть современной Финляндии, где до сих пор имеются отдельные поселения карелов.

коренные малочисленные народы россии

Массовое крещение, проведенное по приказу новгородского князя, не слишком повлияло на народную культуру карелов. Оно было почти формальным, так как на тот момент мало кто понимал русский язык, на котором велась религиозная пропаганда. Однако нравственные и духовные принципы карелов получили свое отражение в фольклорных песнях, танцах, рунических стихотворениях и заклинаниях. Языки народа — финский и русский. В северных районах основное занятие карелов — оленеводство и прочее животноводство, в других - рыболовство и лесной промысел. В настоящее время в Карелии хорошо развита древодобывающая и обрабатывающая промышленность, в которой занята часть этого этнического меньшинства.

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в шведском имени Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе "каръялайшт". Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

малочисленные народы севера россии

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Водь

Самый малочисленный народ России насчитывает на сегодняшний день всего 82 человека и проживает преимущественно в юго-западной части Ленинградской области. Водь относится к финно-угорским народам. Языков, которыми владеет население народа, три – это водьский, ижорский и русский. Самый близкий к водьскому наречию язык — эстонский. Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.

Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.

fb.ru

Малые народности России

Общие сведения о малочисленных народах России

Замечание 1

Издавна в пределах России проживало множество разных народов и племен. Для каждого народа характерна своя культура, характерное наречие, свои традиции. К настоящему времени некоторые из малочисленных народов полностью исчезли, оставшиеся стали ещё малочисленнее.

Особое место среди малых народов занимают те, кого специалисты в области географии и этнографии называют малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока.

Некоторые народы проживают в своих автономных территориальных образованиях, например: Эвенкийский, Ханты-Мансийский, в Архангельской области – Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский и Корякский автономные округа.

Большинство малочисленных народов своих автономий не имеют. Малые народы отличаются не только своей численностью, им сложно сохранить свою самобытность. И сохраняется она только там, где есть свои национальные поселки и занятия традиционным хозяйством.

Оторвавшись от своего народа и растворившись в другом, они становятся русскими, якутами, бурятами. Широкое распространение в России получил процесс этнической ассимиляции и, прежде всего, межэтнические браки и «внесемейная» ассимиляция.

Традиционное хозяйство является очень важной чертой для сохранения малых народов, но в этом и заключается главная трудность. Сегодня в местах обитания малых народов идет разрушение природных комплексов – гибнут пастбища оленей из-за добычи нефти и газа, загрязняются реки и моря, падает спрос на мясо оленей и пушнину.

Большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий изъяты из традиционного хозяйственного оборота. В 1990-е годы среди представителей малых народов с нарушением традиционного уклада жизни развился целый ряд заболеваний и патологий.

Показатели смертности среди них выросли и превысили среднероссийские показатели. Детская смертность увеличилась в 1,8 раза. Увеличились заболевания алкоголизмом и инфекционными болезнями.

Кроме этого в сильном противоречии находятся интересы малых народов, крупных компаний и краевых властей.

В пределах российской территории официальная статистика выделяет 65 коренных малочисленных народов. Их общая численность доходит до 50 тыс., в том числе 13 народов насчитывают всего от 100 до 1000 человек.

Ареал их проживания:

  • в пределах европейской части России проживает 6 народов;
  • 23 народа – на Северном Кавказе;
  • в Сибири и на Дальнем Востоке – 36 народов.

Современное состояние малых народов

Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Навряд ли из этих данных можно получить достоверную картину, потому что сведения касаются сельских жителей выборочных территорий.

Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи.

Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.

Данные факты говорят о том, что чиновники, общественность, средства массовой информации в период между переписями используют неполные и, часто, искаженные данные.

Перепись населения, проведенная в 2002 г., показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов.

Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков.

Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное:

  • коряки;
  • негидальцы;
  • ульчи.

К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности:

  • эвены;
  • долганы;
  • чукчи;
  • нанайцы.

На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки.

Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам.

Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам.

Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др.

Замечание 2

Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации.

Жизнь и быт малых народов

В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад.

Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное.

Говоря о малых народах необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков.

С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык.

Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают.

Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек.

Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров и на образ жизни целого народа.

Замечание 3

На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили как духи-карлики, так и духи-великаны.

spravochnick.ru

Малые народы России

2. ДОЛГАНЕ

По свидетельству историков, первые письменные упоминания об Анабаре, где компактно проживают долгане, относятся к середине XVII века, где сообщается, что из Монголии были поселены стрелецкие отряды на государеву службу в новую землицу на Анабаре - реке (Б.К. Москаленко “Путешествия по Анабару”). А в начале XVII века в низовьях реки Анабар жили предки авашских нганасан - тавги, которые откочевали на запад за Хатангу, как предполагают, под натиском тунгусов (эвенков), в свою очередь вытесняемых с территории Центральной Якутии. По свидетельству известного советского историка И.С. Гурвича, в середине XVII века в наши края проникли и якуты небольшими группами “на дальние края - Оленьке и Анабаре”. Процесс проникновения на север Красноярского края, к полуострову Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков также проходил примерно в это же время.

Таким образом, к приходу русских на Таймыр и примыкающие к нему приморские земли в XVIII - XIX веках на этой суровой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы (племена) - нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на базе смешения различных групп, проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности, которая отличалась как языком, так и укладом жизни, т.е. возникла первооснова будущего долганского народа. Б.О. Долгих на большом фактическом материале доказал, что “основным ядром” современной долганской народности являются родовые образования долган, донгот, эдян, каранто вышеуказанных племен (этносов).

Таким образом, долгане - это ныне один из малочисленных народов Севера Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке. Численность долган сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе, а 935 - человек - в Республике Саха (Якутия), в том числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Язык в основном перенял якутский.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба между якутским правительством и Енисейской губернией за владение Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи со стороны Туруханского края тяготела к Якутии. Она подтверждается в письме уполномоченного ЯЦИКа Кононова: “Енисейская администрация за 300 лет управления не дала местному населению ничего. Она требовала от него своевременного взноса в казну “Ясака”, а тем временем население разорялось в борьбе с безобразными условиями тундровой жизни, гнуло спину от бесправия администрации. Эта мрачная обстановка наложила известный отпечаток на психологию населения. Теперь каждое нововведение, каждая попытка разъяснить новые веяния культуры вызывает инстинктивные опасения и боязнь, а там и недоброжелательность”.

Такое положение фактически и сегодня сохраняется в жизни малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае. Но те долгане, проживающие в Республике Саха (Якутия), как и все остальные малочисленные народы, имеют определенные льготы и преимущественное право согласно имеющимся законам “О статусе малочисленных народов Севера РС (Я)”, “О кочевой, родовой, родоплеменной общине РС (Я)” и многим постановлениям Правительства РС (Я) на возрождение традиционного уклада жизни, на развитие культуры и языка. Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Это истинно оленеводческий народ. И не зря первым Героем Социалистического Труда в 1957 году из оленеводов стал долганин из Анабарского улуса Илья Константинович Спиридонов. Имеются и свои, общепризнанные в республике поэты - С.С. Кылтасов, К.Н. Шубин, Л.А. Тунрин, профессиональный художник Ю.В. Спиридонов, известный не только в республике и России, но и за рубежом, и очень много оленеводов, охотников, награжденных несколькими орденами и медалями СССР и России. Очень популярен в республике детский долганский ансамбль “Хэйро”, много самодеятельных мелодистов, чьи песни пользуются большими успехами.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

В Анабарском улусе в основном долгане - 732 человека - компактно проживают в с. Юрюн-Хая у самого моря Лаптевых. Имеются свои средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад и сельский клуб. Правда, клуб очень старый, планируется строительство культурного центра.

Не хватает учителей по профилирующим предметам. Из-за суровых климатических условий, в связи с отсутствием элементарных бытовых условий трудно привлечь педагогические кадры, и получается, что школу заканчивают с прочерком по одному из основных предметов.

3. КЕТЫ

Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 1989 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района. Там они расположены компактными группами по притокам Енисея - Елогую, Сургутихе, Пакулихе и Курейке. Центр елогуйских кетов - пос. Келлог, сургутинских - Сургутиха, курейских - Бакланиха (Серково). Отдельные семьи кетов живут среди русского населения во многих приенисейских поселках Туруханского района. Подкаменская группа (центральная усадьба - пос. Суломай ), согласно современному административному делению, входит в Байкитский район Эвенкийского автономного округа.

mirznanii.com

МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

18 июля 2015

...Киты почуяли преследование и уходят в море. Они выныривают редко и постоянно меняют направление, но бригадир почти каждый раз угадывает, где покажется намеченный им самец. Однако подойти к нему на расстояние броска гарпуна удаётся не сразу. Но вот длинное гладкое тело показалось под зелёной толщей воды совсем близко. Как только часть головы показалась над водой, гарпунёр рукой изо всех сил бросает гарпун. Наконечник воткнулся, древко отскочило, линь - верёвка, привязанная к гарпуну, - с бешеной скоростью стал разматываться вслед за нырнувшим животным... Китобойный промысел - традиционное занятие чукчей и эскимосов.

Среди больших и малых народов, населяющих Россию, особое место занимают те, кого в географии и этнографии называют "малочисленные (или малые) народы Севера и Дальнего Востока".

МНОГООБРАЗИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Народы, о которых рассказывается в этой статье, все вместе насчитывают не более 300 тыс. человек, а принадлежат они почти к десяти группам языков: саамы, ханты и манси - к финно-угорской; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - к самодийской; долганы - к тюркской; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - к тунгусо-маньчжурской. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты - эскимосско-але-утской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными, т. е. не входят ни в одну семью.

Ныне многие языки почти забыты. Их помнят в основном люди старшего поколения, а молодёжь говорит по-русски. Однако с 90-х гг. делаются попытки восстановить преподавание родного языка в школе. Это совсем непросто. Не хватает учителей, многие дети почти не слышат родную речь дома (обычно только от дедушки с бабушкой), а потому учат родной язык заново, так же как иностранный.

Тип внешности представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока не столь разнообразен, как их языки. Жителей этих регионов можно отнести к северным монголо-идам (см. статью "От первобытных племён до современных народов"): они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Недаром приезжих с европейской внешностью насмешливо зовут "носатыми" или "большеносыми".

Когда в XX столетии север Сибири стали осваивать русские, в результате смешанных браков некоторые народы, особенно саамы, манси, часть хантов, приобрели европеоидные черты лица. Разрез глаз у них стал шире, нередко встречаются светлые глаза, русые или каштановые волосы. В ненецких или чукотских сёлах можно увидеть местных жителей с явной европеоидной примесью. Они ведут традиционный образ жизни, в паспортах записана коренная для данного края национальность, но имена и фамилии у них русские, немецкие, даже чеченские: ненец Вагнер (немецкая фамилия) или эскимос Алибек (чеченское имя). Дети от смешанных браков обычно выбирают коренную национальность, во-первых, чтобы не отличаться от одноклассников, а во-вторых, чтобы иметь льготы - право рыбной ловли без разрешения, бесплатные лицензии на профессиональную охоту и др.

В прошлом большинство народов Севера и Дальнего Востока являлись приверженцами шаманизма. В XVI - начале XIX в. они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но тем не менее часть ненцев, эвенов и некоторых других народов до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако таких меньшинство.

Ещё суровее, чем христианство, преследовали советские власти шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, всё же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без бубна и без особого костюма, хотя на время совершения обряда по-прежнему надевают подвески и амулеты.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды - на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской - здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это - и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, - лишь современная "надстройка", привнесённая из России "городская цивилизация".

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, "на песках", т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь - жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, - с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности - радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью - дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края - южные селькупы, юкагиры - великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки - маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров - для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) - рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо - основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество - морошка, голубика, клюква, брусника, водяника... Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках - бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, - блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы - сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти - в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.

ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера - чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нкжами - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.

Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа - священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных - иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.

У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской - пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы - на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.

Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок - реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.

Внутри выделяют два помещения - холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог - сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.

В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.

Часть из них имеет автономные территориальные образования: эвенки (Эвенкийский автономный округ в Красноярском крае), ханты и манси (Ханты-Мансийский автономный округ), ненцы (Ненецкий автономный округ в Архангельской области), долганы (Таймырский, или Долгано-Ненецкий, автономный округ), чукчи (Чукотский автономный округ), коряки (Корякский автономный округ). Но у большинства этих народов национальных автономий нет.

Автор статьи: С.Арутюнов.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже - в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами - они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, - то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами - в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция - учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Автор статьи: С.Арутюнов.

МАМОНТ В ПРЕДАНИЯХ И СКАЗАНИЯХ ХАНТОВ  И  МАНСИ

У финно-угорских народов существуют предания о мамонте - животном, вымершем сотни тысяч лет назад. Особенно часто встречается этот образ в фольклоре обских угров - хантов и манси. В их представлении мамонт - очень крупное ("как пять-шесть лосей"), мошное и сильное животное. Он боится солнечных лучей и потому живет под землёй, а путь себе прокладывает "рогами", т. е. бивнями. Ест он растения и землю. Не случайно название диковинного зверя на языках хантов и манси буквально значит "земли олень-самеи". А ненцы, соседи обских угров, именуют его "земли бык". У них распространены рассказы о его подземном рёве. С "деятельностью" мамонта связывают такие природные явления, как образование русел рек, обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе и даже землетрясения.

Мамонт обских угров похож на Индрика-зверя из русских легенд: "Живёт зверь за океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью. Он проходит все горы белокаменные...".

Природу и происхождение удивительного зверя объясняли по-разному. Существовало представление, что мамонт не какое-то особое животное - в него с возрастом перевоплощаются другие звери или ры- _ бы: лоси, медведи, щуки. По одному из поверий, лось в старости, потеряв зубы и рога, переселяется под землю или под воду. Там он изменяется внешне: у него вырастают новые рога, но уже не ветвистые, а прямые. Во время традиционного Медвежьего праздника перед мордой убитого на ритуальной охоте медведя клали вылепленную из теста фигурку мамонта, в которого, как верили обские угры, переходит дух убитого зверя. Перед медведем располагали также фигурки оленей и лосей, надеясь, что тот, превратившись в подземного мамонта, пошлёт удачу на охоте и обеспечит хороший приплод оленей.

В представлении обских угров, мамонт связан также с водной стихией. Известны образы гибридных чудовищ - мамонта-щуки или мамонта-рыбы. По верованиям манси, в том месте, где река вспенилась и поднялись волны, появился мамонт. Если туда попадёт лодка, она перевернётся. Считалось, будто мамонт может съесть человека. Даже в наши дни в подобных опасных местах не ловят рыбу.

Один из персонажей преданий хантов и манси - Обской старик, или Обской хозяин. От него зависят успех рыболовного промысла и судьба людей, проплывающих по реке. Старик, как рассказывается в источнике начала XVII в., мог пригнать рыбу с моря в Обь, а притягивал он её с помощью металлической трубы, напоминающей хобот. Голову его увенчивали два рога. В данном описании Обской старик очень напоминает мамонта.

Рассказы о подземном звере мамонте известны многим народам Северной Евразии. В Западной Сибири они бытуют и у русских. По мнению учёных, подобные представления возникли не случайно. Люди находили в земле кости и бивни, поражавшие необычайными размерами. Такие находки рождали представления о животных-гигантах, незримо обитавших под землёй или под водой. Однако возможно другое объяснение. В форме фантастических преданий о мамонтах у северных охотников сохранились переходившие из уст в уста рассказы о тех временах, когда эти животные ещё бродили по земле, внушая ужас и почтение своей мошью.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ НАНАЙЦЕВ

Традиционный костюм нанайцев - халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Жен-шины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю - из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года - берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали - богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

ОДЕЖДА Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю - мехом внутрь, верхнюю - мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли - получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНКОВ

Традиционная верхняя одежда эвенков - кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду - сокуй. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.

Автор статей: Л.Соловьёва.

nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru

Народы Севера России. Малые народы Севера и Дальнего Востока

Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура - традиции, обычаи, быт и т. д.

В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек. Такая манипуляция позволила «выкинуть» из списка северных народов карелов, коми, якутов.

Кто остался

Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.

народы севера россии

Коренные народы Севера и их язык

Все они принадлежат к следующим языковым группам:

  • саамы, ханты и манси - к финно-угорской;
  • ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - к самодийской;
  • долганы - к тюркской;
  • эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - к тунгусо-маньчжурской;
  • чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;
  • эскимосы и алеуты - эскимосско-алеутской.

Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.

Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.

С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.

Народы крайнего Севера России: особенности внешности

Внешность коренных народов Севера и Дальнего Востока монолика в отличие от их языка. По антропологическим свойствам большинство можно отнести к монголоидной расе. Небольшой рост, плотное телосложение, светлая кожа, волосы черные прямые, темные глаза с узким разрезом, небольшой нос – эти признаки и указывают на это. Пример - якуты, фото которых приведем ниже.малые народы севера россии

При освоении севера Сибири в 20-м столетии русскими, некоторые народы в результате смешанных браков приобрели европеоидное очертание лиц. Глаза стали светлее, их разрез шире, все чаще стали встречаться русые волосы. Для них также приемлем традиционный образ жизни. Они принадлежат к своей коренной нации, но имена, фамилии у них русские. Народы Севера России стараются придерживаться номинально своей нации по ряду причин.

Во-первых, для сохранения льгот, дающих право на бесплатную рыбалку и охоту, а также различных субсидий и пособий от государства.

Во-вторых, для сохранения численности.

Религия

Раньше коренные народы Севера в основном были приверженцами шаманизма. Только в начале 19 в. они обратились в православие. Во времена Советского Союза церквей и священников у них почти не осталось. Лишь малая часть народа сохранила у себя иконы и соблюдает христианские обряды. Основная масса придерживается традиционного шаманизма.

Жизнь народов Севера

Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.коренные народы севера

Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.

Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.

Кухня

Преобладает сыроедение. Традиционные блюда:

  • Каныга (полупереваренное содержимое желудка оленя).
  • Оленьи панты (растущие рога).
  • Копальхен (ферментированное мясо под прессом).
  • Кивиак (тушки птиц, разложенные бактериями, которые хранятся в шкуре тюленя до двух лет).
  • Костный мозг оленя и др.

Работа и промысел

У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода - зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.

В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.народы крайнего севера россии

Охота - круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко - в компании.якуты фото

Жилье малых народов

В основном это бревенчатые дома. Кочевники передвигаются с чумами. Он похож на высокий шатер конической формы, основа которого укреплена множественными шестами. Покрыт чум оленьими шкурами, сшитыми друг с другом. Перевозят за собой такие жилища на санях с оленями. Ставят чум, как правило, женщины. В них есть лежанки, подстилки, сундуки. В центре чума - печка, у некоторых кочевников можно увидеть костер, но это редкость. Некоторые охотники и оленеводы живут в балках. Это реечные дома, так же обтянутые шкурами. Они похожи по размерам на строительный вагончик. Внутри стол, двухярусная кровать, печь. Такой дом перевозят на санях.народы европейского севера россии

Яранга - более сложный деревянный дом. Внутри две комнатки. Кухня не отапливается. Но спальная комната теплая.

Лишь коренные народы Севера по сей день умеют строить такие жилища. Современная молодежь уже не обучена такому промыслу, так как в основном стремится уехать в города. Мало кто остается жить по законам предков.

Почему исчезают народы Севера

Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.

Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина - почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.

Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина - дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны.

fb.ru

Малочисленные народы России

Жизнь и быт эвенков, тофаларов, ненцов и других жителей нашей страны. 

#1 Ханты

Малочисленные народы России: 10 коренных Ханты

Ханты проживают на севере Западной Сибири. С давних времен они основывали свои поселения у берегов рек, что определяет не только их любовь к рыболовству, но и происхождение их имен. Многих детей называют в честь рек Оби, Иртыша и Конды. 

Численность этого народа составляет примерно 30 тысяч человек. Мужчины занимаются охотой, оленеводством и обработкой древесины, а женщины шитьем и собирательством. 

#2 Тофалары

Малочисленные народы России: 10 коренных Тофалары

Тофалары входят в список исчезающих народов России. Согласно последней переписи, на территории нашей страны проживает около 800 представителей этого народа. Они не только искусные оленеводы и охотники, но и умелые кузнецы. 

Жизнь тофаларов кардинально изменилась во времена СССР. С приходом советской власти многие отказались от шаманизма и были вынуждены перейти от кочевого образа жизни к оседлому. 

#3 Вепсы

Малочисленные народы России: 10 коренных Вепсы

Раньше вепсов называли чудью. Они упоминаются в “Повести временных лет”. Сейчас этот народ проживает преимущественно на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. 

Вепсы традиционно занимались земледелием, а после основания Петром I заводов возле Онежского озера, стали искусными ремесленниками. Численность составляет около 6 тысяч человек. 

#4 Чукчи

Малочисленные народы России: 10 коренных Чукчи

Чукчи называют себя “чаучу”, то есть “богатые оленями”. Раньше они просто охотились на этих животных, но со временем освоили оленеводство, которое и стало основой их хозяйства. 

Занимаются они также охотой на нерпу, тюленей и моржей. Живут чукчи стойбищами. Их предки обосновались на Чукотке на рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры. В данный момент численность народа составляет около 16 тысяч человек. 

#5 Эскимосы

Малочисленные народы России: 10 коренных Эскимосы

В России проживает порядка 1,7 тысячи эскимосов, хотя их общая численность составляет порядка 170 тысяч человек. Многие представители этого народа располагаются также на территории США, Канады, Дании. 

Основной промысел эскимосов – охота на морских животных, в основном на тюленей и моржей. Именно они придумали поворачиваемый гарпун, снежный дом иглу и лодку из шкур, натянутых на деревянный каркас. 

#6 Ненцы

Малочисленные народы России: 10 коренных Ненцы

Ненцы занимают побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра, куда они мигрировали более тысячи лет назад. Согласно последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, их численность составляет порядка 44,5 тысячи человек. 

В переводе название этого народа означает “настоящий человек”. Ненцы ведут кочевой образ жизни и занимаются оленеводством. 

#7 Сету

Малочисленные народы России: 10 коренных Сету

Численность сету оценивается почти 10 тысяч человек, но в России проживает лишь малая часть этого народа. В 2002 году 197 человек идентифицировали себя как сету, а в 2010-м их количество возросло до 214. 

Основная доля сету приходится на территорию Эстонии. Согласно одной из теорий, сету восходят к древней чуди, с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России. 

#8 Эвенки

Малочисленные народы России: 10 коренных Эвенки

Эвенки населяют территорию от Енисея до Охотского моря. Занимаются они прежде всего оленеводством, рыболовством, разведением лошадей и охотой на лосей, косуль и даже медведей. 

В России проживет около 38 тысяч эвенков. В древности они практиковали обряд воздушного погребения. Эвенки подвешивали в воздухе тела павших во время охоты соплеменников, чтобы предать их души ветру. 

#9 Коряки

Малочисленные народы России: 10 коренных Коряки

Коряки впервые упоминались в летописях в XVII веке. Уже тогда отмечалось, что они ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки, а оседлые расположились на западном и восточном побережьях полуострова. 

Их жилища представляют собой так называемые яранги – переносимые сооружения купольной формы, диаметром до 8 метров. Сейчас в России проживает около 8 тысяч. 

#10 Абазины

Малочисленные народы России: 10 коренных Абазины

Абазины – коренные жители Кавказа. Последняя перепись насчитала около 43 тысяч представителей этого народа. Исторически родина абазинов находится на территории современной Абхазии. 

В русских летописях их называют также обезахами, обезами и авхазами. Проживают они сейчас в основном в Кабардино-Балкарии и Адыгее. Абазинов можно также встретить в Турции, Иордании и Египте.

источник: iz.ru

Поделись с друзьями в социальных сетях:

lunalife.ru

Малые народы России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма,  толерантности будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. К сожалению, очень многие люди не знают о том, какие народности проживают на территории России, что среди них выделяется группа малочисленных народов.

Во время изучения темы «Население России» в 8-9 классах нами был затронут вопрос о малочисленных народах, проживающих на территории России и учащимся была предложена работа над  проектом «Малые народы России – сохранение их уникальной культуры».

Актуальность темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.

Для работы над темой был выбран метод проектов неслучайно, так как он позволяет активно развивать мышление учащихся, учит не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их в жизни, на практике.

Время проведения: месяц (во время изучения темы «Население России»)

Подготовительный этап.

  • за месяц до проведения урока учащиеся  получают тему для сбора материала.
  • проводиться работа по изготовлению наглядного материала (макеты   жилища малых народов, орудия труда изображения национальной одежды и т.д.)
  • выделяется группа, которая ведет урок вместе с учителем ( выступление с докладами по темам).
  • организуется посещение  музея Кочевой культуры с учащимися.
  • проводиться подборка  журналов и книг о малых народов и подготовка выставки по теме.

Представление результатов проектной деятельности проводиться на уроке-конференции по выбранной теме (Приложение 1).

Задачи урока:

  • воспитывать уважение к культурному наследию народов России и населения мира;
  • приобщить учащихся к знаниям общечеловеческой мировой цивилизации;
  • выявить проблемы возрождения и сохранения малочисленных народов;
  • выявить тезисы – решения способствующие возрождению национальных
  • традиций  народов России.

Оборудование:

  • Кассета с фильмом «Особенности эвенкийской национальной охоты».
  • Плакаты с цитатами о народах России.
  • Тексты докладов.
  • Индивидуальные листы с печатной основой на каждого ученика.
  • Таблица «Народы России» на каждого ученика.

Методы и формы работы на уроке:

  • проектная деятельность – в работу вовлечены все учащиеся 8-9-х классов, изучающих тему «Население России»
  • видеоурок, как наиболее значимое наглядное средство обучения на уроке, позволяющее выбирать, что смотреть и для чего, перед просмотром активизировать внимание учащихся через постановку вопросов.
  • работа с определениями.
  • работа со статистическими данными переписи населения.
  • работа с картами атласа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент  (слайд 1)

II. Новый материал

– Сегодняшний  урок, посвящённый малым народам России, мне бы хотелось начать с отрывка из произведения великого русского поэта А.С.Пушкина:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой И назовёт меня  всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (Cлайд 3)

– Скажите, пожалуйста, кто из вас слышал названия тех народов, о которых в своем произведении упоминал А.С.Пушкин? Что вы о них знаете? – Очень многие люди  не знают о том, что существуют малые или малочисленные народы России. В Российском Государственном Техническом Университете (РГГУ) и Тверском Государственном Техническом  Университете  провели обследование по теме: «Социальный статус и политические ориентации  российского студенчества». Один из вопросов звучал так: «Какие вам известны народы России?» Предлагалось выявить уровень этнической компетенции студенчества. В таблице мы хорошо видим те народности,  которые чаще всего упоминались студентами. (Cлайд 4) – Прежде  чем мы с вами продолжим разговор о затронутой нами теме давайте попробуем дать определение, что же такое народ,  этнос, малочисленный народ? (Cлайд 5) – Данные, которые мы вывели, давайте запишем в листы, которые лежат у вас на партах.

Народ – население государства.Этнос – устойчивая общность людей, которые живут на одной территории, имеют общий язык и культуру, они сознают общность своего происхождения и исторических судеб.Малочисленные народы – это народ, который насчитывает не более  50 тыс. человек. – Посмотрите в таблицу «Народы России» и назовите те народы, которые  будут относиться к малым или малочисленные. (Cлайд 6) – Один из таких народов, как правильно вы сказали, являются – эвенки. (Cлайд 7) В разные исторические периоды  численность этого народа была разной:  63 000 насчитывалось в 1897 году, в начале 20 века их осталось17 500, а по результатам переписи населения  2002 года на территории России их проживает 35527 . Это хорошо видно на слайде 8. Сейчас они проживают не только на территории России, но и в Китае, и в Монголии (слайд 9). – А  сейчас мы посмотрим с вами фильм об этом народе.

III. Просмотр фильма «Особенности  национальной эвенкийской охоты (20 минут).

Но перед просмотром мы поставим перед собой цель – узнать как можно больше об этой народности.

IV. Беседа после просмотра фильма показом  сопровождается показом слайдов 10-13

– Что нового вы узнали о народе эвенков? – Что позволяло выжить им в бескрайних лесах Сибири и Дальнего Востока? – Что получили после 1917 года народы эвенков? – Как сейчас живут люди этого народа? – Информацию, которую вы получили, запишите в тетради. – К сегодняшнему уроку  материал об эвенках нам подготовили учащиеся и готовы рассказать нам о них.

V. Выступление учащихся по вопросам малочисленных народов России: как живет малые народы Севера; почему исчезают малые северные народы; кухня малых народов Севера; жилища малых народов Севера; традиционная одежда эвенков.

VI. Представление макетов, которые учащиеся подготовили к уроку во время подготовительного этапа по теме

VII. Итог урока

– Мы с вами говорили о малых народах России. Более подробно мы рассмотрели быт и традиции малого народа – эвенков.

VIII. Домашнее задание

– А сейчас вы получите домашнее задание: найдите и оформите в виде  реферата материал о любом малом народе, проживающим на  бескрайних просторах матушки Руси. Отразите в работе быт, традиции людей, а также попробуйте сформировать  проблемы, возникающие у этого народа.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai