Деятельность ЛПХ. Права, обязанности и ответственность. Лпх права и обязанности


Деятельность ЛПХ. Права, обязанности и ответственность

17 Сентября 2014

ЛПХ не является предпринимательской деятельностью. А почему в законе о ЛПХ не сказано, от скольких поголовья крупнорогатого скота ЛПХ уже не является, а считается крестьянским фермерским? Т.К. владельцы ЛПХ очень хорошо устроились, в смысле не уплате налогов, все семь дней в неделю торгуют молочной продукцией и никаких налогов! И ещё хочу задать вопрос, должна ли быть огорожена забором их территория от моей (у нас смежные участки) и где это написано? Где не смотрю территория должна быть огорожена 1.6 м относится к фермерским хозяйствам, а ЛПХ - 9 коров гуляй где хочешь скот и продукцию молочную продают, мясо частникам сдают, чистая прибыль и никаких налогов, всё как у них хорошо то!

А и ещё такой момент. 2 кучи навозной лежат и с каждым днем прибавляются, на своем огороде мы сажая картофель в мае обнаружили свежее останки туши (копыто). И ещё меня интересует вопрос на каком расстоянии от источника водозабора имею ввиду (у себя в доме скважина и колодец) должно быть метров от скотского двора и навозных куч. Знаю, что из-за не удаления и не вывоза навоза могут быть заразы как ящур, туберкулез, бруцелез.

В законе о ЛПХ нет ограничений на количество поголовья крупного рогатого скота, птицы или другой живности так как обстановка в разных регионах РФ может отличается друг от друга, из-за этого данные ограничения обычно накладываются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и применяются к конкретному территориальному району.

Вопросы относительно ограждения территории ЛПХ, навозоудаления и их размещения также регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например в Рязанском районе Постановлением Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 17 февраля 2012 г. N 107 пунктом 4.6 установлено, что расстояние от помещении (сооружений) и выгулов (вольеров, навесов, загонов) для содержания скота и птицы в личных подсобных хозяйствах граждан до объектов жилой застройки (до окон жилых помещений и кухонь) в зависимости от количества животных.

При несоблюдении расстояния от мест содержания животных до жилых помещений в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке владелец личного подсобного хозяйства обязан снизить до нормы количество содержащихся на приусадебном земельном участке сельскохозяйственных животных либо вынести содержание превышающего предельную норму количества животных за пределы сельского поселения с регистрацией владельца личного подсобного хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

Расстояния от сараев для скота и птицы до шахтных колодцев должно быть не менее 30 м. До границы смежного земельного участка расстояния по санитарно-бытовым и зооветеринарным требованиям должны быть не менее:

  • от усадебного одно-, двухквартирного дома - 3 м;
  • от постройки для содержания скота и птицы - 4 м;
  • от других построек (бани, гаража и других) - 1 м;
  • от стволов высокорослых деревьев - 4 м;
  • от среднерослых - 2 м;
  • от кустарника - 1 м.

Нахождение животных за пределами подворья без надзора запрещено (п. 4.8).

Владелец животных не должен допускать загрязнения навозом и пометом дворов и окружающей территории, а в случае загрязнения немедленно устранить его (п.4.9).

Обезвреживание навоза и помета в личном подсобном хозяйстве осуществляется методом компостирования на приусадебном участке в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву.

Навоз или компост подлежит утилизации методом внесения в почву.

В случае невозможности использования на приусадебном участке всего объема навоза и помета владелец обязан обеспечить его вывоз в специально отведенное место, согласованное с органами местного самоуправления и территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (п.4.10).

Разрешается свободный выпас животных на огороженной территории владельца земельного участка (п.6.3), т.е. территория ЛПХ должна быть огорожена в соответствии с границами земельного участка.

Для продажи готовой продукции через рынки, магазины и предприятия общественного питания сертификация в РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ с получением справок на реализацию из СЭС производимой сельхозпродукции обязательна для любой формы собственности, включая и ЛПХ, не зависимо от индивидуальных возможностей собственного производства для реализации готовой продукции. Но для КФХ она носит обязательный характер для каждого направления деятельности в отдельности.

Юрист ООО ЮК «Регион лекс» Никулкин Евгений Сергеевич

Теги: Личное подсобное хозяйство, правила содержания животных в ЛПХ

selcoop.ru

Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства

18 октября 2017 г. 13:49

Личное подсобное хозяйство, как и любая другая сфера деятельности, имеет свои особенности. Это касается не только организации работ на земле, но и знания законодательных актов, которые призваны регулировать все вопросы, связанные с его ведением.

Со стороны государства, ЛПХ уделяется достаточно внимания, но, к сожалению, иногда принятые законы, если разобраться, напоминают запутанный клубок ниток, распутать который простому рабочему человеку без посторонней помощи, достаточно сложно. Чтобы понять все права и обязанности нужно ознакомиться с массой законодательных актов, так как все они взаимосвязаны. Поэтому, в некоторых случаях, профессиональная юридическая консультация не будет излишней.

Каковы основные преимущества ЛПХ?

Закон об ЛПХ, предельно ясно разграничивает назначение выращенной, либо произведенной продукции, которая главным образом должна покрывать потребности самих владельцев. Реализация излишков не подлежит налогообложению, и ЛПХ не приравнивается к предпринимательской деятельности. Подоходный налог, также не взимается с лиц, владеющих ЛПХ, если вся работа по выращиванию продукции происходит без привлечения наемных работников и лично осуществляется владельцем земельного участка. К работам могут быть привлечены лишь члены семьи, при этом есть ограничения, которые касаются размеров участка. За гражданином законодательно закреплено право использовать под нужды ЛПХ не более половины гектара земли.

К тому же, предусмотрена всесторонняя поддержка со стороны государства. Это и выделение земли, и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного ведения работ. Электричество, вода и транспортная доступность необходимы для ведения любой сельскохозяйственной деятельности. Поэтому, независимо от того, где именно выделяется земельный участок, власти должны оказать максимальную помощь в устранении всех сопутствующих проблем.

Использование выделенного участка не должно идти вразрез с уголовным кодексом. Например, нарушение закона о запрете на выращивание наркотических растений, предусматривает уголовную ответственность и недобросовестные пользователи понесут суровое наказание за такое правонарушение.

Что такое ИЖС?

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

Аббревиатура ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, разрешенное на выделенном участке земли для ведения личного подсобного хозяйства. При этом возведение дома, в котором согласно законодательству могут получить постоянную регистрацию все члены семьи, имеет определенные условия:

  • Проектированием жилого дома имеют право заниматься только компании, имеющие гослицензию;
  • Проект должен пройти согласование с контролирующими органами;
  • На одном участке земли не может возводиться более чем одно жилое строение;
  • Строительство не должно завершиться в течение трех лет с момента начала работ.

Какие земли выдаются под ЛПХ?

Как можно использовать участок, выделенный под ЛПХ? Землями распоряжается администрация поселения, и во многом от нее зависит, к какой категории будет принадлежать надел и разрешено ли возводить строения на данной территории. Ведь для одних целей дается участок на землях сельхоз назначения, а для других выделяется приусадебный участок.

Так, в случае с полевым участком, проводить на нем какие-либо строительные работы запрещено. Приусадебный участок, напротив, может использоваться, как для производства продукции, так и возведения всевозможных строений, в том числе жилых, и относится к землям населенного пункта.

Но, особое внимание стоит уделить тому, какими правами наделяется владелец участка. Может ли он построить жилое строение и прописаться в нем. Ведь при нарушении правил использования, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, избежать которые можно было на начальном этапе, внимательно изучив документы.

Каковы достоинства и недостатки ЛПХ?

К положительным моментам ЛПХ можно отнести отсутствие необходимости в регистрации. Тут не предусмотрено никаких налоговых нагрузок и отчетности. Вся информация о ЛПХ содержится в администрации населенного пункта, при этом, все сведения предоставляет владелец подсобного хозяйства. К тому же, освобождение от НДФЛ и принятие личного решения об отчислениях в ПФ.

К недостаткам ЛПХ можно отнести ограниченную территорию, которую не удастся расширить без благосклонности администрации поселения. Несмотря на проявления внимания к вопросам ведения личного хозяйства, государство не предусматривает возможности субсидирования либо льготного кредитования для данной категории лиц. Также существуют некоторые виды ограничений, которые касаются вида деятельности на вверенном участке.

В любом случае и ЛПХ, и ИСЖ дают возможность вести личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы присутствуют везде, но прежде чем обратиться к администрации населенного пункта за помощью, следует серьезно задуматься, а нужно ли вам это? Собственное хозяйство требует, чтобы ему уделяли огромное количество времени, внимания и заботы, независимо от того, чем именно вы будете заниматься. Ведь для того, чтобы вырастить скот или простые помидоры, необходимо приложить массу усилий, постоянно контролировать процесс и самостоятельно осуществлять уход.

Государственная поддержка, конечно, есть, но вот на местах она оказывается с большой неохотой. Добиться благосклонности от сотрудников администрации на деле не так уж просто. Но зная установленные правила, каждый гражданин может воспользоваться законодательно закрепленным правом и получить в пользование землю. Главное – детально ознакомиться с федеральными законами о ведении ЛПХ, которые говорят о всеобщей доступности таких участков. Региональные законы могут лишь немного корректировать некоторые направления деятельности и ставить свои условия, но отнять право на ЛПХ никакая инстанция не имеет полномочий.

(Всего голосов: 0)

Была ли статья полезна? 2 0

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Похожие статьи

realty.vesti.ru

ЛПХ

Права и обязанности владельцев ЛПХ?В каких случаях власть может вмешиваться в деятельность ЛПХ?Ответ: Согласно ст.5 «Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления» ФЗ от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ"О личном подсобном хозяйстве" установлено:1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.Комментарии:Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять земельный и экологический контроль за деятельностью ЛПХ, контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм, правил противопожарной безопасности, соблюдением технических и градостроительных регламентов в ходе строительства (реконструкции) объектов недвижимости на приусадебных участках ЛПХ и т.д. В случае установления не предусмотренных федеральными законами требований, ограничивающих права и свободы граждан, ведущих ЛПХ (установление единой специализации ЛПХ на территории муниципального образования, максимального количества имущества (скота, зерна, птицы, техники и т.д.) либо иных ограничений), граждане имеют право на судебное обжалование таких действий и решений.В соответствии с ФЗ №112 «О ЛПХ» Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут устанавливаться предельные нормы содержания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы в личных подсобных хозяйствах (далее - предельные нормы) исходя из необходимости удовлетворения потребностей граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и с учетом природно-климатических условий, местных традиций и особенностей ведения личного подсобного хозяйства. В случае, если поголовье сельскохозяйственных животных и птицы превышает установленные законом субъекта Российской Федерации предельные нормы, обязаны осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей или государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации."

www.kaicc.ru

Лпх права и обязанности

ЛПХ – что это такое, размер земельного участка, назначение деятельности и необходимые разрешительные документы

Существует возможность увеличения площади ЛПХ. Этот процесс называется перераспределением земельных участков. Он возможен, если площадь образуемой делянки земли не превышает максимально допустимые размеры ЛПХ в данном регионе. При этом новый участок не должен:

Деятельность ЛПХ

А и ещё такой момент. 2 кучи навозной лежат и с каждым днем прибавляются, на своем огороде мы сажая картофель в мае обнаружили свежее останки туши (копыто). И ещё меня интересует вопрос на каком расстоянии от источника водозабора имею ввиду (у себя в доме скважина и колодец) должно быть метров от скотского двора и навозных куч. Знаю, что из-за не удаления и не вывоза навоза могут быть заразы как ящур, туберкулез, бруцелез.

Что такое личное подсобное хозяйство

В 21 веке российское государство стало вновь активно поддерживать развитие сельского хозяйства. Так, оно стимулирует граждан заниматься ЛПХ. Необходимо понимать, что личное подсобное хозяйство это не предпринимательская деятельность, а способ обеспечить себя и семью необходимым продовольствием. Далее будут рассмотрены основные нюансы данной формы деятельности.

Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

ГЛАВА III

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, обязаны: нести бремя содержания земельных участков и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту и окружающей природной среде; своевременно производить платежи за пользование земельными участками; осуществлять строительство жилых домов, производственных и иных зданий, строений и сооружений, благоустройство прилегающих территорий и содержать недвижимость в соответствии с архитектурно-планировочными, со строительными, с экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями, нормами, правилами, нормативами; соблюдать санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, агротехнические требования возделывания сельскохозяйственных культур, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты использования земельных участков; в течение трех лет освоить земельные участки; выполнять иные предусмотренные законодательством требования.

ЛПХ — это личное подсобное хозяйство

Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы — куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.

Личное подсобное хозяйство

Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.

Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница? ИЖС и ЛПХ: различия, плюсы и минусы

В основной части регионов России каждый из граждан имеет право на разовое получение земельного участка в собственное пользование. Например, он может оформить его в собственность, если строит на нем свой дом. При этом не допускается использовать этот участок для того, чтобы получать с него выгоду.

Что представляет собой участок ЛПХ

  1. Размер участка. Он должен укладываться в пределы максимального размера общей площади земельных участков (0,5 га, если законом субъекта РФ указанная площадь не увеличена).
  2. Расположение участка. Для приусадебного земельного участка важно наличие коммуникаций, для полевого — подъездных путей, для любого участка ЛПХ — пригодность участка к использованию, которое предполагается для разведения сельскохозяйственных животных, выращивания растений и пр.
  3. Специальные программы по поддержке ЛПХ, принятые органами местного самоуправления, т.е. те, что принимаются помимо мер государственной поддержки. Если такие программы есть, этот момент может стать решающим при выборе между двух участков ЛПХ, расположенных в границах разных населённых пунктов.

Лпх права и обязанности

Будет ли продажа излишков считаться извлечением дохода от предпринимательской деятельности? Законодатели считают, что нет. Такую деятельность регулирует Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. №112 ФЗ (далее по тексту — ФЗ №112).

Федеральный закон от N 112-ФЗ (ред

Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, осуществляемой личным трудом гражданина и членов его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Землепользование хозяйств может состоять из приусадебных и полевых участков (статьи 2, 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, по использованию земли

Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство 1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями; д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов; е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу; ж) передать земельный участок по наследству; з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в собственности, кроме того предоставляется право: а) заложить земельный участок в земельный банк; в) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить полную стоимость земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду. 2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право: а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором об аренде имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором об аренде и с согласия собственника земли; г) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть; д) на возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд. 3. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или в собственности, имеет право собственности на произведенные им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками, урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе. 4. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. 5. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав пользователя, в том числе арендатора, владельца собственника земли, рассматриваются в судебном порядке. Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан: а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю; в) не нарушать права других собственников, землевладельцев и арендаторов; г) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра; д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенного по вине землепользователя. Переданный в аренду, владение или в собственность земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству. Статья 12. Плата за землю 1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. 2. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли. 3. Цена земли, ставки земельного налога и порядок налогообложения устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией. Льготы по взиманию платы за землю, арендной платы устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Статья 13. Контроль за использованием земель Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством.

Что представляет собой участок ЛПХ — отличительные особенности

Эта категория земель предназначена только для нужд сельского хозяйства: выращивание продукции, выгон скота. Эти земли очень ценятся, поскольку многие занимаются животноводством, для которого нужен свежий корм. И если там начинается строительные работы, то это будет означать, что владелец участка использует землю не по назначению, за что могут наложить штрафные взыскания.

ЛПХ: как оформить? Преимущества личного подсобного хозяйства

Когда получите решение о выделении участка, встанет новая задача: оформить землю под ЛПХ. Согласно указанному выше ФЗ, это делать не обязательно. Полученную землю можно использовать для производства продукции без информирования госорганов. Но нам-то с вами этого мало, хочется уверенности в том, что завтра участок не отберут.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) как форма ведения бизнеса

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.

onejurist.ru

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве"

Федеральный закон (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 302-ФЗ) Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года Статья 1.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. 2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 2.

Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. 2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. 3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. 4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. Статья 3.

Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Пункт 5. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) Статья 4.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) 2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. 3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. 4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. 5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. 6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Статья 5.

Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства. Статья 6.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица. сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Статья 7.

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных. 3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций. Статья 8.

Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. 2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. 3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 30.12.2008 N 302-ФЗ) Статья 9.

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.

Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство. Статья 11.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. 2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 7 июля 2003 года N 112-ФЗ

www.ya-fermer.ru

Закон об ЛПХ - личном подсобном хозяйстве РФ

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" с поправками на начало 2017 года (обновляется).

Содержание:

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

ПрезидентРоссийской Федерации

Редактор портала hozyaistvo.com следит за возможными поправками и дополнениями к закону о Личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Если правительством Российской федерации в закон будут внесены изменения, текст закона будет незамедлительно обновлен на сайте.

hozyaistvo.com

Закон РБ № 149-З О личных подсобных хозяйствах граждан от 11.11.2002

Зарегистрировано в НРПА РБ 15 ноября 2002 г. N 2/898

Принят Палатой представителей 3 октября 2002 года Одобрен Советом Республики 23 октября 2002 года

Настоящий Закон определяет правовые основы ведения гражданами Республики Беларусь личного подсобного хозяйства, а также меры по его государственной поддержке.

Статья 1. Законодательство Республики Беларусь о личных подсобных хозяйствах граждан

Отношения, связанные с ведением гражданами Республики Беларусь (далее - граждане) личных подсобных хозяйств и государственной поддержкой этих хозяйств, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 2. Личное подсобное хозяйство граждан

Личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке - транспортные средства, а также иное имущество, не запрещенное законодательством Республики Беларусь.

Сведения о личном подсобном хозяйстве граждан заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 3. Ведение личного подсобного хозяйства граждан

Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность.

Деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности.

Вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане, права которых на ведение личного подсобного хозяйства нарушены, вправе предъявлять требования по возмещению причиненных им убытков, в том числе упущенной выгоды, по компенсации морального вреда, а также по восстановлению нарушенных прав в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут вести личное подсобное хозяйство на территории Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Статья 4. Права граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, имеют право:

возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;

самостоятельно вести хозяйство на земельных участках, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства;

совершать любые не противоречащие законодательству Республики Беларусь сделки, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, иметь иные имущественные и неимущественные права;

использовать привлеченное на добровольных началах и договорных условиях имущество, в том числе денежные средства юридических и физических лиц, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, имеют и иные права, предусмотренные гражданским законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Обязанности граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, обязаны:

использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;

соблюдать зоогигиенические нормы и ветеринарные правила содержания животных, требования санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при осуществлении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также иные требования и правила, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, установленные законодательством Республики Беларусь.

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, выполняют другие обязанности, предусмотренные гражданским законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, на сельскохозяйственную продукцию, произведенную гражданами, осуществляющими ведение личного подсобного хозяйства

Посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, являются их собственностью.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, используется ими по своему усмотрению, в том числе она может быть реализована юридическим и физическим лицам согласно заключенным с ними договорам.

Статья 7. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан

Государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и защиту законных интересов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства.

Государство содействует развитию и укреплению личных подсобных хозяйств через:

создание сельскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами коммунальных унитарных предприятий (с консультационными пунктами и пунктами проката сельскохозяйственной техники, гужевых и других средств) по оказанию гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, услуг по возделыванию сельскохозяйственных культур и уборке урожая, заготовке кормов, реализации выращенной продукции, заготовке топлива, обработке земельных участков и других услуг;

оказание помощи в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах;

проведение ежегодно мероприятий по профилактике инфекционных и инвазионных заболеваний животных, находящихся в собственности граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;

реализацию гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, племенного молодняка скота (свиней, крупного рогатого скота, лошадей), птицы, минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, посадочного материала сельскохозяйственных культур, комбикормов и зерна на кормовые цели;

обеспечение потребностей граждан, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства, в сенокосах и пастбищах для личного скота.

Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечить в первоочередном порядке граждан, производящих сельскохозяйственную продукцию, оборудованными в соответствии с техническими требованиями торговыми местами для ее реализации, а также защиту этих граждан от вымогательства и иных преступных посягательств на эту продукцию.

При ведении гражданами личного подсобного хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать строительство дорог, линий радио- и электропередач, а также водоснабжение, газификацию, телефонизацию, мелиорацию земель.

Финансирование работ по строительству дорог, объектов социально-бытового назначения, линий радио- и электропередач, водоснабжению, газификации, телефонизации, мелиорации земель производится за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан может осуществляться и по другим направлениям.

Статья 8. Налогообложение

Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, уплачивают налоги в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

Статья 9. Кредитование

Для ведения личного подсобного хозяйства граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь.

Статья 10. Разрешение споров

Споры, возникающие при ведении гражданами личного подсобного хозяйства, разрешаются судом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства гражданами

Ведение личного подсобного хозяйства гражданами прекращается с прекращением в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель прав на земельные участки, предоставленные для этой цели.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 13. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, которая не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

belzakon.net