Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. Никифоров В.В. Логистика и склад


Логистический ликбез

Издание «ИТ-Спец», №8, 2008 г. // Август, 2008

Что есть логистика?

Еще не так давно, году так в 98-ом, для постперестроечных студентов кафедры экономики слово «логистика» и профессия логиста преподносились как нечто новое, необычное, пришедшее к нам с продвинутого Запада. Так оно и было, потому что, на самом деле, «новая» логистика — это хорошо забытые «старые» материально-техническое обеспечение, закупки и сбыт, а также складское и транспортное хозяйство. Определений, описывающих логистику, существует немало, но наиболее импонирующим автору является следующее: логистика — это практическая деятельность (а также научное направление), занимающаяся планированием и управлением движением товаров и услуг от места их происхождения до потребителей в заданное или в согласованное время в требуемом количестве нужного качества с минимальными издержками. При этом предприятие, на котором работает логист, может выступать и как «потребитель», и как «место происхождения» товаров и услуг. Тогда в первом случае будет идти речь о логистике закупок, во втором — о сбытовой логистике.

Термин «логистика» может пониматься довольно широко, так как логистический подход в общем случае можно применить к чему угодно: к людям, деньгам, информации. Так, например, можно сказать, что организация документооборота в офисе компании тоже в своем роде логистика. Здесь также нужно обеспечить своевременную (время!) «доставку» грамотно составленного (качество!) комплекта (количество!) документов от одного сотрудника (место происхождения!) к другому (потребитель!), затратив на это минимум усилий (минимальные издержки!). Решать эту задачу можно разными путями: отправлять документы курьером, электронной почтой, факсом, пневмопочтой и т.д. Вот вам и задача для логиста: как будет эффективнее? А в качестве логиста выступит, возможно, офис-менеджер.

Из этой универсальности понимания термина произрастает букет различных «логистик»: логистика финансов, информационная логистика, логистика документооборота и т.д. В интернете, среди учебных тренингов и печатных изданий можно встретить даже маркетинговую логистику. Маркетинговая логистика является терминологическим исключением в ряду всевозможных логистик, т.к. здесь имеется в виду совсем не то, что некий логист управляет движением маркетинга (ужас-то какой!). Словосочетание «маркетинговая логистика» означает всего лишь, что при организации движения ТМЦ (логистика) необходимо учитывать требования рынка, потребности потенциальных покупателей (маркетинг) и наоборот. Например, компания планирует вывести на рынок новый продукт в нестандартной упаковке, которая привлекательна для потребителя. Однако нестандартная упаковка не может быть уложена в кратном количестве на типовой поддон, откуда вытекают дополнительные издержки на нестандартную тару, пустоты в транспорте, перевозящем этот товар, и т.п. Маркетологи обязательно должны совместно с логистами просчитывать сбалансированные решения, которые удовлетворяют потребности рынка, не вызывая при этом скачка издержек на логистику товара.

Резюмируя все вышесказанное, договоримся, что все-таки наиболее употребительным, каноническим вариантом объекта управления логистики является поток именно товарно-материальных ценностей. Иногда к этому добавляют управление информационным и финансовым потоками, сопутствующими движению ТМЦ. Поэтому практически в 99% случаев люди далекие от терминологических тонкостей понимают под этим словом именно работу с движением товаров во всех ее проявлениях: закупки у поставщика, перевозки транспортом, хранение на складе и т.п. Далее будем опираться именно на это понимание логистики.

Отрасли логистики

Логистика — она как матрешка. Управление движением ТМЦ в свою очередь включает большое разнообразие «всяких логистик»: логистику закупок, логистику производства, логистику складирования, транспортную логистику и логистику сбытовую или распределительную. Эти отрасли логистики тесно взаимосвязаны и взаимопроникающи. Например, логистика закупок (заготовительная) должна дать ответ на вопросы что купить, сколько, у кого и где, каковы будут условия поставки, как поставка будет связана с производственным планом и/или планом продаж. Логично, что при этом необходимо принимать во внимание ситуацию с транспортом (есть ли машины и какие?) и складом (а куда мы все это положим?). Как одну из составляющих логистики закупок можно рассматривать логистику запасов, которая управляет объемом запасов и формирует требования к графикам поставок.

Аналогичная ситуация в производственной и сбытовой логистиках. Например, в цехах обычно присутствует свой собственный внутренний транспорт (тот же конвейер, например), свои цеховые кладовые, где хранятся запасы материалов, полуфабрикатов, комплектующих, инструмент. Задача производственной логистики –обеспечить непрерывный производственный цикл в минимальные сроки с минимальными издержками, оперируя при этом также транспортом и производственными складами. Сбытовая же логистика занимается той частью сквозного бизнес процесса компании, в которой предприятие организует движение своей продукции, товаров или услуг к потребителю. Логично, что опять не обойтись без складов и транспорта. Поэтому иногда говорят, что транспорт и склад — это, в сущности, всего лишь части каждого из трех основных видов логистики: закупочной, производственной и сбытовой. Тем не менее, на практике складское и транспортное хозяйство являются самостоятельными подразделениями, пусть и в составе службы логистики, Склад и транспорт обладают своей ярко выраженной индивидуальной спецификой, самостоятельной функциональностью, особыми инструментами управления. Для автоматизации процессов складирования и транспортировки разрабатываются отдельные программные продукты — WMS (warehouse management system/ система управления складом) и TMS (transport management system/система управления транспортом). Поэтому, по мнению автора, эти области логистики не следует все-таки «растворять» в закупках или продажах, скорее, следует кооперировать в единый логистический контур предприятия, в том числе и с точки зрения информационных технологий.

Задачи логистики, функции логиста

Фактически, мы подошли еще к одному логистическому термину, который объединяет в себе все виды логистики на всем пространстве сквозного бизнес-процесса предприятия — SCM (supply chain management/управление цепочками поставок). В идеале движение товарно-материальных ценностей должно рассматриваться как единый организм, от момента размещения заказа у поставщика до доставки к покупателю. Управление цепочками поставок должно осуществляться из единого центра. Таким центром обычно является отдел логистики или должность логиста (если компания маленькая). Так вот и получается, что человек, ответственный за логистику, «должен уметь делать (и знать) все», чтобы обеспечить комплексный подход к товародвижению. Ведь как только отдел закупки организует излишек товара (материалов), ориентируясь на скидку за объем, так склад сразу перестанет своевременно справляться с отправкой заказов из-за переполнения объема. Если позволить транспортному подразделению набивать, как попало, кузова, лишь бы больше влезло, так сразу увеличится волна рекламаций и возвратов от клиентов за поврежденный товар.

Логистика — это мощный инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия. В среднем до 70% себестоимости товаров составляют затраты на логистику (движение и обработку товаров). В этих затратах заключены в том числе потери на хранение излишних запасов, на содержание избыточных складских площадей и персонала, на пробег недозагруженного транспорта, на рекламации потребителей за некачественное обслуживание… Список можно продолжать. И со всем этим приходиться бороться логистам.

Хороший специалист по логистике — это профессионал с очень широким кругом обязанностей и таким же кругозором. В настоящий момент в российских компаниях такой же разнобой с названиями должностей, как и в терминологии самой логистики. Специалистом по логистике может называться и топ-менеджер, выстраивающий всю цепочку поставок, и рядовой сотрудник офиса, отвечающий за выписку товарно-сопроводительной документации. С точки зрения автора, гордого звания «логист» заслуживают только те специалисты, в управлении у которых находится полный цикл логистики предприятия или, как минимум, одно из ее направлений — закупки, склад, производство, транспорт, сбыт. Все сотрудники, отвечающие за более мелкие функциональные области — это уже «просто менеджеры по…».

Логисту в его работе необходимо множество инструментов для организации правильной работы предприятия. Информационные технологии — это один из таких инструментов. В том числе и специализированное программное обеспечение или оборудование. Потребность в автоматизации логистических процессов, как и любых других, возникает тогда, когда их планирование, реализация и контроль вручную/на бумаге становится неэффективным или попросту невозможным. Поскольку подробно рассмотреть нюансы преломления информационных технологий о твердь логистических процессов в этой обзорной публикации не представляется возможным, а очень хочется, с позволения редакции позволим себе зацепиться за склад. Ведь, как выразился один знакомый директор по логистике, именно на складе проявляются «косяки», допущенные, но надежно припрятанные остальными подразделениями. Поэтому склад — это то место, где необходимость и последствия вторжения информационных технологий в логистику становятся видными в полный рост и невооруженным взглядом.

Итак, в самом простейшем случае, предприятие дозревает до автоматизации склада, когда накапливаются следующие проблемы:

  • Почти никто на складе точно не знает, что и где лежит
  • Те, кто знают, шантажируют начальство своей заработной платой
  • Те, кто не знают, тратят кучу времени на то, чтобы найти нужный товар
  • Остатки товара, которые известны менеджерам и остатки, которые лежат на складе, — это две большие разницы
  • Товары со сроком годности постоянно устаревают, прокисают, плесневеют, потому что их вовремя «не нашли»
  • Товар без срока годности регулярно «просто теряется»
  • Похожие товары постоянно перепутываются в заказе. Вместо гаек на 15 отгружаются гайки на 17, вместо 41-го размера 45-й, вместо красного бордовое — нужное подчеркнуть и т.д.

В этом списке находятся самые банальные и, в то же время, самые неприятные проблемы, с которыми сталкиваются логисты в складском хозяйстве: потери товара, скорость и качество обслуживания заказа, зависимость от персонала. Аналогичный список можно составить и для других отраслей логистики, просто автору по роду деятельности ближе именно склад.

Пути повышения эффективности логистики

Прежде чем говорить более подробно об информационных технологиях в логистике, необходимо отметить, что многие проблемы могут быть сняты сугубо организационными или технологическими методами. Для того же склада существует понятие логистического (технологического) проекта, в рамках которого специалистами по логистике (в т.ч. возможно внешними) разрабатываются оптимальные схемы хранения и обработки товара. Так, например, упорядочить работу с товаром со сроком годности можно с применением гравитационных стеллажей. Такие стеллажи позволяют обеспечить выполнение принципа FIFO при формировании заказа. Товар закладывается в стеллаж с одной стороны и под силой собственного веса продвигается по наклонной плоскости стеллажа к другой стороне полки, где отбирается в заказ. Конечно, при этом партии, загружаемые в стеллаж, должны идти строго в порядке сроков годности (дат выработки).

Некоторые организационные способы повышения эффективности работы отдельно взятой области логистики напрямую зависят от решений, принимаемых в другой области. Характерным примером является взаимосвязь склада и сбыта. На складах иногда встречается такая проблема, как заказы некратные упаковке товара. Т.е. на складе лежит коробка сотовых телефонов по 10 штук, а клиенты заказывают 8,9,11,12… Приходится в каждом заказе распаковывать коробки и отсчитывать нужное количество вместо того, чтобы взять сразу упаковку и вложить в заказ. Больше тратится времени, больше шансов на ошибку при пересчете, по складу ровным слоем лежат вскрытые коробки и одиночные сотовые телефоны, занимающие драгоценное место. Возможно, менеджеры по продажам просто не затрудняют себя уговорами клиентов сделать кратный заказ — это проблема мотивации. А может быть, в сбытовом подразделении просто нет нужной информации о вложенности коробов, которые хранятся на складе, — это уже проблема с коммуникациями, информацией, программным обеспечением. Данная ситуация хорошо иллюстрирует тесноту взаимосвязи всех функциональных логистических направлений и необходимость комплексного подхода к решению логистических задач.

Решение о том, с какой из областей логистики начинать улучшения (в т.ч. применять автоматизацию), наиболее логично принимать на основании оценки структуры логистических издержек. Так, по данным Herbert W. Davis (США) структура затрат на логистику выглядит следующим образом:

В нашей стране при наших дорогах, холодном климате, значительных расстояниях, «широте русской души» и «загадочном характере» низового персонала доля транспортных и складских расходов может быть еще выше.

IT в логистике: автоматизация склада

Некоторое время назад основным идейным вдохновителем проектов автоматизации логистических процессов обычно выступал генеральный директор при технической поддержке службы ИТ. С ростом российский компаний, освоением ими цивилизованных способов построения и ведения бизнеса, задача по инициации ИТ-проектов в области логистики постепенно переходит к директорам (специалистам) по логистике. Это позволяет более грамотно и полно провести предпроектное обследование, выявить истинные потребности заказчика, согласовать его видение проекта и в дальнейшем его придерживаться. На уровень генерального директора и/или собственника решение выносится уже после того, как оно пройдет стадии экспертизы службой логистики и информационных технологий. Директора по логистике в силу своей специализации и опыта более придирчивы в выборе информационных систем и партнеров, зато они «ближе к народу» и реально представляют себе готовность компании к внедрению, те организационные трудности, которые сопровождают процесс автоматизации, и, главное, тот результат, который нужно достичь. В данном случае речь идет не о финансовом выражении результата, а о тех организационных и технологических изменениях, без которых невозможна автоматизация логистических процессов.

При выборе системы автоматизации возможны два подхода — дорабатывать те информационные продукты, которые уже используются в компании, или покупать и внедрять специализированное программное обеспечение. В случае с закупками и сбытом часто идут по первому пути, а при автоматизации склада (иногда и транспорта) — по второму. Это связано со многими факторами. В первую очередь с тем, что функциональность склада — большой пласт достаточно сложных алгоритмов, разработка которых требует, в том числе, специальных знаний в области складской логистики, которыми не всегда обладают штатные специалисты компании. Складские процессы отличаются высокой вариабельностью. Одна и та же операция (например, отбор) может выполняться несколькими разными способами в зависимости от типа товара, товарной упаковки, его расположения на складе, загруженности персонала и прочих особенностей текущего момента. На одном складе сотрудники работают по бумажным заданиям, а где-то на тысячи квадратных метров ни одного кладовщика и всем процессом управляют роботы. Склад, в отличие от бухгалтерии, не зажат рамками государственного регулирования, поэтому способы реализации складского техпроцесса ограничиваются только знаниями логистов и бюджетом компании. Отсюда и вытекает разнообразие функционала WMS, стремление разработчиков предусмотреть все возможные варианты организации складов, а запуск системы автоматизации склада может занять почти столько же времени, сколько внедрение относительно несложной корпоративной системы. Поэтому общепринятое мнение таково, что специализированные системы более удобны и эффективны и с точки зрения внедрения, и с точки зрения дальнейшей эксплуатации.

Также существуют очень серьезные отличия в принципах учета и в режимах функционирования WMS и той же корпоративной информационной системы (КИС), которые влияют на организацию технической поддержки программного обеспечения. WMS — это система, управляющаясотрудниками, с большим количеством «маленьких» транзакций с минимальным временем реакции (менее 1 секунды). В качестве иллюстрации может выступать работа 50 кладовщиков на операции подбора заказа с применением радиотерминалов сбора данных. В каждый момент времени кладовщик обрабатывает одну строку задания. КИС, наоборот, управляется сотрудниками с меньшим количеством «больших» транзакций, но с более длительным временем их проведения. Например, проведение менеджерами заказов, в каждом из которых по сотне строк. Другой пример принципиального различия — это режим работы склада в «реальном» времени. Если в КИС операции задним числом и корректировка документов нормальное явление, то в WMS любые «off-line» действия не имеют смысла — товар постоянно в движении, как живое существо. Также хранение данных за длительный период (более 1 года) в КИС имеет смысл, в WMS не имеет особого смысла. Список можно продолжать. В связи с этим режим работы систем различен: разные требования к быстродействию, разные периоды резервного копирования, разные подходы к поддержке (офис — с 8 до 18, склад — круглосуточно), разные регламенты обновления.

О типологии систем для автоматизации складской логистики

Теперь попробуем классифицировать сами системы. Существует достаточно распространенное деление систем WMS на коробочные, адаптируемые и заказные. С точки зрения автора и его коллег по трудовому коллективу, такое деление, уже не совсем соответствует действительности. Куда интересней поговорить о классах предприятий-пользователей WMS и том, что именно они рассчитывают от этих самых WMS получить. В чистом виде «коробочных» решений, которые можно купить, силами «во_всем__разбирающегося_супермегасисадмина» установить, вбить пару слов и чисел и чтоб оно само по себе заработало, на рынке, на наш взгляд, нет и никогда не было, что вовсе неудивительно для такой сложной предметной области как складская логистика. При необходимости классифицировать WMS системы мы пользуемся градациями целей и потребностей потенциальных клиентов, которые укрупненно делим на три группы:

Потребности заказчика

Необходимая функциональность складской системы (укрупненно)

Первый уровень потребностей — качество данных об остатках, снижение зависимости от персонала

  • Точность информации об остатках на любой момент времени в разрезе применяемой аналитики и адресного хранения
  • Автоматизация принятия решений о местах размещения и отбора

Второй уровень потребностей — скорость и качество оперативной работы, возможность применения современных технологических решений в области логистики склада (напр., волновой отбор)

  • Автоматизация всего техпроцесса товарообработки, мониторинг выполнения заданий
  • Внедрение технологий автоматической идентификации
  • Применение мобильных устройств сбора данных

Третий уровень потребностей — дальнейшее усовершенствование всех этапов техпроцесса и функций управления, повышение пропускной способности склада

  • Автоматизация нормирования, планирования работ, управления персоналом, расчета упаковки, YMS (yard manangement system/управление площадкой погрузки/разгрузки (грузовым двором)) и пр.специфических модулей WMS
  • Внедрение роботизированного оборудования

Как показала практика общения с зарубежными поставщиками WMS, реализующими все мыслимые и немыслимые потребности склада, такой широкий функционал, как они предлагают, часто является избыточным для клиента. И вот что интересно — этот функционал настолько объемен и так долго формировался (история некоторых систем насчитывает уже несколько десятилетий), что не только досконально, но даже на уровне краткого перечисления неизвестен большинству специалистов, внедряющих эти системы. Поэтому можно с высокой степенью вероятности утверждать, что системы, удовлетворяющие самый высокий уровень потребностей, в принципе есть и даже в состоянии при известных условиях реализовать любой каприз, однако для этого потребуется достаточно много времени на внедрение, в процессе которого специалисты настроят WMS-гиганта под конкретные условия конкретного склада. И это нормальная ситуация для систем такого уровня.

На складе работает классический принцип Парето, и при достижении целей нижнего уровня часто склад достигает 80% эффекта, запланированного при реализации целей более высокого уровня.

Перечисленные цели также могут быть текущими или перспективными и это тоже отражается на выборе системы. Плюс при упоминании перспективных целей имеет смысл учитывать, насколько потенциальная система открыта для изменения и кому именно — клиенту, партнеру в стране локации клиента или только заморскому производителю.

Особенности внедрения WMS

Внедрение системы автоматизации склада чувствительно отличается от внедрения любой другой системы, относящейся к разряду «офисных». А именно отличие заключается в большем количестве организационных работ, связанных с подготовкой склада как такового, в подготовке персонала склада, как старого, так и нового, в подготовке информации, которую до сих пор никто никогда нигде не собирал и не обрабатывал, в высокой цене ошибки (работа в реальном времени) и в очевидном результате. Прокомментируем некоторые из вышесказанных тезисов.

При планировании работ по автоматизации обязательно надо выяснять, как повлияет внедрение системы WMS на технологию работы старого склада, и закладывать время на организационную адаптацию складского хозяйства и связанных с ним процессов закупок, продаж, транспорта и пр. Нужно помнить, что на каждую ячейку потребуется наклеить этикетку, что на складе понадобится специальное оборудование, что для маркировки товара придется выделить отдельную зону, в которой возможно потребуется демонтаж стеллажей. Вряд ли это будет делаться мгновенно по мановению волшебной палочки. В случае с новым складом таких рисков еще больше — почти никогда строительство не завершается вовремя.

Другая специфическая особенность — люди, принимающие участие в проекте. Как и в любом другом проекте, здесь в команде должен быть симбиоз ИТ и предметника (логиста). Но в отличие от проектов автоматизации любой другой отрасли (ну разве еще производство столь же оригинально) здесь есть КЛАДОВЩИКИ И ГРУЗЧИКИ со всех заглавных букв. Этот исконно российский человеческий фактор разрушительной силы, с которым не сравнится никакая «Марьиванна» из бухгалтерии. Безусловно, бывают приятные исключения, и со временем их становится все больше, однако если кладовщики станут игнорировать указания системы ( «да она ерунду мне пишет!»), случайно или сознательно путать товар и/или ячейки, не пойдут на сотрудничество, а станут исподтишка саботировать, то на проекте можно будет ставить крест. Ведь с внедрением системы персонал лишается свободы обращения с товаром и своей личной ценности в компании. Решается это очень плотным контролем со стороны руководства склада, разработкой системы мотивации на период запуска и отладки системы, разъяснительными работами с персоналом. Конечно, эти ужасы больше характерны для склада, где носителями задания являются бумажные листы, но и на складе с применением технологии штрихкодирования тоже можно наломать дров, например, ошибиться при наклейке этикеток. На одном из наших проектов, при постановке задачи на доработку стандартных интерфейсов для радиотерминалов (раздумывали над так называемыми «заглушками»), руководитель автоматизируемого склада сказал, что он знает по меньшей мере 15 способов обмануть терминал, поэтому нет смысла доводить до маразма программу — нужно больше уделить внимания подготовке персонала и его мотивации.

Что касается информации, то самым банальным и больным вопросом является наличие на предприятии собранных данных по весогабаритным характеристикам товара и его штрихкодах. Эта проблема актуальна и для транспортной логистики, поэтому в случаях, когда в компании уже есть хотя бы зачаточное управление транспортом и грузоперевозками эти данные обычно присутствуют хотя бы в частичном виде. Так, например, обязательно найдется хотя бы объем коробов, который необходим для выбора необходимого транспортного средства. Без весогабаритных характеристик (ВГХ) можно обойтись на первое время, но если мы хотим использовать все ценные возможности WMS, то собрать такие данные придется. Это можно сделать разными путями. Первый — запросить данные у поставщика — поначалу кажется наиболее простым и быстрым, но это обманчивое, если не сказать наивное, впечатление. Во-первых, у поставщика тоже может не быть ВГХ, ибо у него вполне может быть свой поставщик. Во-вторых, если есть, то не факт, что он их предоставит быстро и в нужном формате. Так, например, один из заказчиков, запросив ВГХ у поставщиков, получал их более месяца при общей длительности проекта в 2 месяца (экспресс-вариант запуска системы по упрощенной технологии). Самое обидное заключалось в том, что после того, как ВГХ были собраны, оказалось, что они правдивы всего на 30%. В итоге началась неспешная процедура измерения всего товара рулеткой по ходу поступления на склад. Существует специализированное оборудование для измерения ВГХ («сubescan»), но пока оно отпугивает покупателей своей достаточно высокой ценой.  

В силу своего профессионального интереса можно еще долго и подробно рассказывать о складской логистике, о возможностях систем и оборудования, о процедуре внедрения и всяческих складских приколах. Однако нельзя забывать о том, что WMS система — это все-таки хоть и «жирный», но все же кусок всей цепочки управления поставками, всей логистики предприятия в целом. Место этого куска в общей информационной структуре предприятия может быть разным, в зависимости от специфики самого предприятия. В частности, для компании, активно занимающейся перевозками и располагающей собственным автопарком, состав и взаимодействие информационных модулей может быть, например, таким:

В завершение этого краткого обзора бесконечной темы, посвященной логистическим процессам и их автоматизации, просится еще один случай из жизни наших клиентов, который как нельзя лучше характеризует теснейшую взаимосвязь всех звеньев логистики. В ходе проекта автоматизации склада заказчик строил и собирался самостоятельно реализовать достаточно обширные планы по усовершенствованию как собственно складского хозяйства, так и самой WMS. Спустя несколько недель после окончания проекта звоним клиенту узнать, как у него дела, двигается ли он дальше. И тут слышим интереснейшую вещь: «Да на складе мы пока ничего не меняли. Оказалось, что все, как клубок, перепуталось, а автоматизация склада дала нам ту ниточку, за которую мы будем распутывать весь бизнес-процесс предприятия. Тянем на складе, а приходим к изменениям в работе с поставщиками, с розницей, с бухгалтерией…Так что пока склад дальше не трогаем, меняем в других местах». Вот вам и логистика в действии.

Дарья Любовина, руководитель проектов AXELOT

Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму обратной связи.

www.axelot.ru

Логистика складирования и классификация складов. Мишина Л.А. Логистика

Современный склад – ϶ᴛᴏ технически сложное оснащенное сооружение, кᴏᴛᴏᴩое включает взаимосвязанные элементы, имеет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую структуру и реализует ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

При всем этом склад будет всего исключительно составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, кᴏᴛᴏᴩая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы устанавливает условия переработки груза.

В связи с данным склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи.

Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

При ϶ᴛᴏм крайне важно учитывать, что для каждого конкретного склада составляющие складской системы значительно отличаются друг от друга как ее элементы так и сама структура базирующаяся на взаимосвязи данных элементов.

При формировании складской системы нужно помнить основной принцип: только индивидуальное решение с учетом всех сопутствующих факторов может сделать ее рентабельной. Четкое определение рабочих задач и тщательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада будет предпосылкой его рентабельной работы.

Основная задача склада – концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со спросом преобразование производственного ассортимента в потребительский, что означает создание нужного ассортимента для выполнения заказов клиентов.

В экономической деятельности применяется большое количество разновидностей складов. По назначению выделяются следующие виды.

Производственные. Выступают как склады сырья и комплектующих материалов.

Таможенные склады предназначены для хранения товаров в ожидании таможенной очистки.

Склады для досрочного завоза строятся в районах, где доставка товаров возможна исключительно в определенные сезоны.

Сезонного хранения. Склады для товаров сезонного характера.

Резервные. На резервных складах запас хранится на случай чрезвычайных обстоятельств.

Оптово-распределительные склады, кᴏᴛᴏᴩые осуществляют снабжение товаропроводящей сети.

Склады коммерческие общего пользования.

Эти склады осуществляют обслуживание любых владельцев товара. Розничные склады торговых предприятий.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Мишина Л.А. Логистика принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Логистика складирования и классификация складов") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Мишина Л.А. Логистика в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Мишина Л.А. Логистика, 2015. Логистика складирования и классификация складов.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Складская логистика и информационные технологии. Современные программы автоматизации склада

Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > Складская логистика и информационные технологии. Современные программы автоматизации склада

 

Сегодня все больше российских предприятий начинают автоматизировать свои производственные и складские операции. Это обусловлено растущими оборотами, с которыми не справляются ныне действующие способы работы предприятий, созданные несколько лет назад и основанные в основном на ручном труде. Персонал не в состоянии удерживать в памяти огромный поток информации, поэтому растет количество ошибок, так как работа требует от работников склада повышенной концентрации внимания.

 

1.6.1. Автоматизации систем управления складским хозяйством

Автоматизации систем управления предприятием способствует снижению психологической нагрузки на персонал. Это особенно важно, потому что мало кто способен постоянно в течение рабочего дня поддерживать повышенное внимание к технологическим операциям. Поэтому задачи, выполнение которых невозможно без постоянной концентрации внимания, обычно большей частью перекладывают на информационные системы. Компьютеры, функционируя в пределах набора определенных схем, прекрасно с ними справляются. Человек должен самостоятельно принимать решение только в том случае, если ситуация выходит из-под контроля или необходим ручной выбор одного из стандартных способов.Каждый владелец склада придерживается собственного мнения относительно программ автоматизации склада и информационных технологий. Это необычно ярко обнаруживается в ходе обсуждения с владельцами складов вопроса о необходимости использования современных автоматизированных систем управления (АСУ). Эта необходимость не отрицается, но у каждого собственное понимание термина «АСУ Склад». Оно, как правило, базируется личной практике управления складом.

   ERP-система. В настоящее время почти каждое предприятие имеет систему управления производственной деятельностью. Она носит название «ERP-система» от «Enterprise resource planning System».За последнее десятилетие многие крупные организации начали внедрять информационные интегрированные системы класса ERP. Итак, что же собой представляется ERP-система– С английского ERP (Enterprise Resource Planning) переводится, как «планирование ресурсов предприятия».Как правило, эти системы трансформировались из бухгалтерских учетных и финансовых систем. Постепенно в такую систему включаются дополнительные функции, в том числе и функции управления складом предприятия. Типичным примером такой трансформации является известная система «1-С». В результате складывается система управления, в которой смешиваются функции корпоративного управления с функциями управления технологическими процессами. Это не самое лучшее решение проблемы, так как требования к этим функциям сильно отличаются друг от друга.Известны несколько определений ERP-системы:1. ERP-система – вид совмещенных систем управления, представляющий собой унифицированную централизованную базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления производственной, экономической и финансовой, сбытовой и закупочной деятельностью, а также хранения материальных запасов.2. ERP-система – это такая совокупность программных средств и управленческих решений, которая позволяет в нужные сроки с максимальной точностью выполнить заказ потребителя, посредством правильного планирования, перераспределения и ориентированности материальных и нематериальных ресурсов предприятия.Системы класса ERP – это набор совмещенных приложений, благодаря которым возможно создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных хозяйственно-экономических операций предприятия.Структурированная информация о деятельности предприятия, отраженная в управленческих отчетах, различных диаграммах, позволяет принимать верные управленческие решения. Сегодня не у кого не вызывает сомнения тот факт, что для того чтобы формировать подобные отчеты, следует иметь единую базу данных всех операций, проводимых в организации. Это относится как к финансовым, так и складским операциям, а также контактам с клиентами.Совокупность современных корпоративных сетей у предприятий, располагающих складами, обычно имеет две отдельные друг от друга локальные структуры со своими серверами. Один сервер обслуживает офисную ERP, а другой – систему управления складом. Систему склада часто обозначают аббревиатурой WMS – Warehouse Management System. Эти системы объединены между собой посредством промежуточных программных и технических средств. Специально разрабатываемая логика информационных взаимосвязей позволяет во время обмениваться необходимыми данными и обуславливает работоспособность каждой системы, а также авторизацию доступа к информации.Сегодня существуют очень мощные системы уровня ERP, охватывающие полный комплекс функциональных задач складских технологий и позволяющие создать адресные АСУ склада. Например, SAP/R3. Но они не пользуются массовым спросом, из-за цены, превышающей несколько сотен тысяч долларов.При принятии решения об использовании на складе какой-то системы управления крайне важно понять какие типы WMS используются сегодня в практике управления складами и какие проблемы придется решать менеджерам компании при адаптации и внедрении системы. Все дело в том, что возможны несколько принципиально различных технологий управления, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

   Выбор системы управления. Выбрать ERP-систему для внедрения на складе можно самим или пригласить для этой цели опытного специалиста. Но, так или иначе, следует знать, каким требования следует к ней предъявлять, чтобы средства, вложенные в нее, не были затрачены впустую и позволили складу работать наиболее эффективно.Обычно выделяют следующие требования:Включение всех основных процессов управления складом. Выбирая систему, необходимо оценить ее функциональность с точки зрения охвата всех существующих на предприятии хозяйственно-административных процессов. Иначе может нарушиться непрерывность информационных потоков, целостность и достоверность данных для принятия решений, что обнулит эффективность внедряемой системы.Модули программы должны работать независимо друг от друга. Способность поставляемой системы должна выполнять набор функций, определенных в его внешнем описании и при этом удовлетворять не только заданные, но и подразумевающиеся потребности предприятия. Следует иметь потенциальную возможность выбора нужных модулей, для того, чтобы сформировать функциональное решение, отвечающее определенному хозяйственно-экономическому процессу. В этом случае не придется тратить дополнительные средства из бюджета предприятия на приобретение новой системы. При этом в будущем можно будет умножать функциональность системы. Это можно осуществить, добавив или настроив необходимые новые составляющие или используя избыточную запасную функциональность имеющихся.Общий принцип построения и организации работы «клиент-сервер». Работа должна быть построена так, чтобы обеспечивать компоновку и поддержку единой базы данных, а также подключение к ней нужного числа пользователей, в том числе, через веб-браузер, вследствие чего появляется возможность использования функций системы с любого рабочего места локальной сети компании и через сеть Интернет.Адаптируемость. Система должна соответствовать особенностям определенного предприятия, иметь несложную настройку форм документов, баз данных и схем технологических процессов для решения возникающих в складском хозяйстве задач.Объединение с электронными каналами. Система управления складом должна предусматривать взаимосвязь с модулями электронной коммерции и электронного взаимодействия с серверами партнеров по бизнесу, заказчиками и поставщиками.Специализация по регионам и отраслям. Система должна быть рассчитана на определенный географический регион. При этом в системе должны использоваться схемы учета и формы документации, соответствующие местным нормативным актам. Оптимально, если система при этом включает встроенные отраслевые справочники и поддерживает процессы, характерные для складской логистики.Удобный экранный интерфейс. Следует использовать несложные в использовании, типичные экранные интерфейсы, чтобы уменьшить время обучения персонала, снизить количество ошибок, повысить производительность труда. Удобный интерфейс способствует доверию работников к новой системе управления.Информационная открытость. Новая системы управления должна принимать во внимание необходимость объединения со смежными информационными системами подразделений, поставщиков и заказчиков, способствовать перспективному развитию складского хозяйства. Для этого внедряемая система должна иметь средства доступа к внутренним функциям программирования и настройки, использовать основные стандартные протоколы передачи информации.Объединение информации. Система управления предприятия должна иметь средства создания и анализа объединенных данных по нескольким складским филиалам, которыми располагает предприятие.Безопасность и надежность. Средства доступа сотрудников к функциям и данным должны быть разграничены в соответствие с их административными ролями и правами. Необходимо предусмотреть средства защиты от несанкционированного доступа к информации в соответствии с требованиями конфиденциальности. Необходимо, чтобы система обеспечивала достоверность и единство информации и ее защиту от разрушении.Обычная автоматизированная система управления (АСУ), в которой смешиваются функции корпоративного управления с функциями управления технологическими процессами, имеющая полный комплект функций по всем операциям технологического процесса должна обладать хорошо развитым экранным интерфейсом для коммуникаций с менеджером склада или определенным технологическим участком. Но основная часть распоряжений пользователям выдается на бумаге. После того, как они получают такое распоряжение, но еще не вводит в АСУ подтверждения о реализации задания, АСУ реально не связано с осуществляемой операцией и не управляет процессом ее исполнения.

Пользователь системы осуществляет все запланированные в указании действия, не пользуясь информационными ресурсами, и после этого вводит в АСУ отчет с клавиатуры РС. Такой отчет, как правило, выглядит как подтверждение об исполнении «Заявки N …».Пользователь может ошибиться, и этот недочет проявится только при обнаружении пересортицы в сборке заказов, при отсутствии паллета на нужном месте или при инвентаризации склада. Для выявления подобных ошибок, как правило, создаются всевозможные контрольные бумажные документы, оборот которых замедляет технологический процесс, но не препятствует совершению ошибок сотрудниками склада. Количество недочетов в АСУ такого типа по ходу эксплуатации склада неуклонно растет. Это может привести в конечном итоге к серьезным затруднениям в работе склада и даже к его остановке на экстренную инвентаризацию или осуществлению инвентаризации в процессе работы. В таких системах приходится либо терпеть ошибки и потери в работе, либо терять существенное время на внеплановые инвентаризации. Эти системы не могут обеспечивать современный хозяйственный процесс своевременной информацией, вследствие чего в них сложно контролировать отдельные операции и т. д. К сожалению, можно выявить огромное количество недостатков таких систем. Их единственное достоинство заключается в низких ценах.Рассмотрим характерный пример, чтобы пояснить эту мысль. При ручном подборе картриджей для принтера, упакованных в однотипные коробки, распознающиеся только 4-6-символьным артикулом и меткой, намеченной напротив одного из цветов на упаковке, кладовщик обязан учесть все эти параметры и верно отобрать необходимое количество продукции. Очевидно, что к концу рабочей смены пересортица окажется просто чудовищной. Но с такой проблемой легко справится терминал, который считывает штриховой код продукции, сравнивает его с кодом товара в задании и либо подтверждает точность подбора, либо сигнализирует о неправильном выборе. Система нуждается в участии человека только тогда, когда продукция отсутствует в нужном количестве. Причем это участие заключается только в указании реально отгружаемого количества. Автоматизированной системе управления можно доверить практически все подобные задачи. Для этого потребуется только обеспечить быстрый ввод информации в систему. Это достигается путем присвоения каждому товару определенного идентификатора для автоматизированных систем. Сегодня наиболее популярным идентификатором является штриховой код, печатаемый на этикетках либо непосредственно на упаковке продукта.

Печать на упаковке стоит дешевле, но обладает определенными ограничениями. Например, на полиэтиленовой пленке, которой обычно оборачивают поддоны информацию считывать невозможно, так же, как и код на упаковке. Этим обусловлен тот факт, что на сегодняшний день наиболее доступным способом маркировки поддонов является наклейка на них бумажных этикеток. Термотехнологии и термотрансферные технологии печати на этикетках требуют меньше всего затрат.

 

В начало

www.xcomp.biz

Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. Никифоров В.В.

Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > Транспортная логистика > Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. Никифоров В.В.

Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок.

# Введение к главе № 1. Транспортная логистика

* 1.1. Проблемы развития логистики в России* 1.2. Логистические системы: понятие, основные черты и свойства* 1.3. Транспорт в цепи поставок* 1.4. Транспортные тарифы и правила их применения* 1.5. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета* 1.6. Транспортная документация

# Введение к главе № 2. Складская логистика

* 2.1. Роль складов в логистике и их краткая характеристика* 2.2. Сущность и роль транспортно-складских систем в управлении потоковыми процессами* 2.3. Материально-техническое обеспечение складского хозяйства* 2.4. Торговая и складская документация

# Введение к главе № 3 Информационное обеспечение логистики

* 3.1. Создание логистических информационных систем3.1.2. Виды информационных систем в логистике3.1.3. Построение и функционирование логистических информационных систем3.2.1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа3.2.2. Системы управления запасов с фиксированным интервалом времени* 3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем* 3.4. Логистические информационные системы в России* 3.5. Логистические информационные системы в компании* 3.6. Современные информационные технологии логистического управления* 3.7. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов* 3.8. Системы связи

# Заключение# Приложения# Список использованной литературы

Валентин Валерьевич НикифоровЛогистика. Транспорт и склад в цепи поставокЛогистика. Транспорт и склад в цепи поставок: ГроссМедиа, РОСБУХ; Москва; 2008ISBN 978-5-476-00525-4

АннотацияВ пособии рассматривается практическое применение теоретических основ управления материальными и информационными потоками в сфере обращения. Особое внимание уделяется вопросам управления складским и транспортным хозяйством логистических систем при помощи современных информационных технологий. Также рассмотрены методологический аппарат и ряд аспектов логистики и логистического менеджмента. Обращается внимание читателей на транспортную, торговую и складскую документацию.

При перепечатке материалов убедительная просьба указывать Ф.И.О. авторов книг. Уважайте их труд. Материал на сайте выложен в ознакомительных целях.

Технический аудит сайта выявит ошибки мешающие продвижению Вашего ресурса.

G

M

T

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Трад)Китайский (Упр)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Трад)Китайский (Упр)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

Звуковая функция ограничена 100 символами.

Настройки : История : Справка : Обратная связьЗакрыть

Еще статьи

  • Аренда крана-манипулятора: выбор техники для временной эксплуатацииАренда крана-манипулятора: выбор техники для временной эксплуатации
  • Металлические стеллажи: особенности и достоинстваМеталлические стеллажи: особенности и достоинства
  • Зачем покупать дизель генератор с многофункциональной панелью управления?Зачем покупать дизель генератор с многофункциональной панелью управления?
  • Классификация складских помещений Классификация складских помещений
  • Как увеличить свой доход с помощью программы учетаКак увеличить свой доход с помощью программы учета
  • Автоматизация агропромышленного производстваАвтоматизация агропромышленного производства

Похожие статьи:

  1. 1.3. Транспорт в цепи поставок
  2. Заключение-Никифоров В.В.
  3. Логистика. Савенкова Т.И.
  4. 1.1. Современный склад: виды и функции

Автор: Никифоров В.В.

www.xcomp.biz