Что такое логистика и для чего она нужна? Логистика это отдел


Что такое логистика и для чего она нужна?

Количество организаций и предприятий в различных отраслях экономики растет с каждым годом. Залогом успешной деятельности любой компании является правильная организация транспортировки, то есть бесперебойность и быстрота поставок.Обеспечить грамотное хранение и перемещение товарных ценностей может опытный менеджер по логистике.

Что означает слово логистика?Чем занимается логистика?Как стать менеджером по логистике?

Что означает слово «логистика»?

Сегодня логистика стала неотъемлемой частью любого бизнеса, хотя совсем недавно значение этого слова было многим неизвестно. Логистикой называется многоступенчатый процесс, который управляет материальными и информационными потоками на производстве.

Логистика необходима для грамотного распределения сырья и готового товара. Под этим словом подразумевается организация и координация процессов закупок, транспортировки и хранения продукции.

Логистика позволяет рассмотреть совокупность технического и материального обеспечения деятельности организации как единую систему. Она означает оптимизацию издержек всех функциональных областей предприятия, которые неизбежны на любом производстве.Логистика объединяет все многоступенчатые процессы в одну систему, а также обеспечивает взаимосвязанное управление и планирование всех подразделений организации.

Чем занимается логистика?

Основными задачами службы логистики являются обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей и закупка необходимого для производства сырья. Инфраструктура предприятия может состоять из целого комплекса объектов, которые часто находятся на удаленном расстоянии друг от друга.

Завод обычно располагается вблизи источников сырья, а склады зачастую находятся рядом с населенными пунктами. Служба логистики организовывает функциональные цепочки между всеми объектами и обеспечивает их грамотное взаимодействие.

На крупном предприятии эта служба состоит из нескольких отделов, которые контролируют различные функциональные области. Это может быть сфера складского хранения или транспортировки.

Транспортный логист занимается планированием маршрутов и устанавливает порядок грузоперевозок. В его обязанности входит подготовка необходимых документов для транспортировки, а также осуществление контроля над всеми перемещениями грузов. Он занимается страхованием товарных ценностей и подготовкой таможенных документов.Менеджер-логист на складе организовывает эффективную работу всех складских терминалов и комплексов. В его обязанности входит определение порядка размещения и хранения продукции, а также формирование четкой схемы обработки товарных и материальных ценностей. Опытный специалист подбирает складское оборудование и организовывает эффективное использование полезных площадей.

Как стать менеджером по логистике?

Большинство менеджеров по логистике начинают свою профессиональную деятельность с должности ассистента. В обязанности помощника входит подготовка необходимой документации, а также обработка различной информации по всем многоступенчатым процессам.

На данном этапе работник определяет область деятельности, в которой будет развиваться карьера логиста. Но для быстрого карьерного роста нужно иметь диплом о законченном высшем образовании. Специальное профильное образование несложно получить в одном из учебных заведений, но часто на должность логиста принимаются специалисты таможенного дела и экономисты.

Наиболее востребованы специалисты, которые имеют международные сертификаты в сфере логистики или окончившие курсы повышения квалификации. Хороший менеджер по логистике обладает отличными организаторскими и аналитическими способностями. Также желательно знание иностранного языка, которое обязательно при работе с зарубежными партнерами.Логист должен легко налаживать контакт с людьми, то есть иметь хорошие навыки общения. Менеджер должен стойко переносить стрессовые ситуации, так как специалист находится под постоянным давлением поставщиков, руководства и перевозчиков.

Менеджером по логистике может стать только ответственный человек, так как на него возлагается обеспечение непрерывной деятельности всего предприятия.

www.mnogo-otvetov.ru

что необходимо знать каждому директору

Среди наиболее распространенных видов организации логистических процессов на современных предприятиях стоит отметить:

 

1. Распределение логистических функций между отделами. Некоторые топ-менеджеры утверждают, что им не требуются отделы логистики или даже отдельные логисты; основные функции распределяются по отделам либо сотрудникам организации.

2. Собственное подразделение логистики. В компаниях действуют логистические отделы с четко регламентированными функциями, структурой. Когда компания расширяется, некоторые руководители решают создать независимое подразделение логистики.

3. Аутсорсинг – привлечение для выполнения задач специализированные компании.

 

Распределение задач по управлению логистикой между отделами

 

Если в компании не предусмотрен логистический отдел, данные процессы должны быть идеально отлажены, если распределить их по отделам. В противном случае будут стабильно возрастать сопутствующие издержки в сфере логистики. При такой иерархии компании директор вынужден будет контролировать взаимодействие между отделами самостоятельно, принимая меры по снижению издержек. Можно  данные функции делегировать своим заместителям. Или же альтернативой может быть аутсорсинг.

 

Рассказывает практик

 

Ольга Жарова, Заместитель Генерального Директора сети супермаркетов «Наш магазин», Омск

 

Логистика заключается в управлении потоками: финансовыми, товарными, информационными, транспортными и пр. - невозможно их выделить и поручить управлять только одному конкретному подразделению организации.

 

Управление логистикой в нашем случае возложено на департамент торговли, который включает:

 

1. Отдел категорийного менеджмента, в спектр его задач которого входят товарные категории, соответственно, и управление потоками товаров от этапа закупок непосредственно до продаж.

 

2. Отдел логистики, который занимается координацией транспортных потоков, в его задачи входит и управление складскими запасами компании.

 

В нашей компании обусловлено расширение зоны ответственности подразделений неотделимостью маркетинговой задачи и логистической функции по контролю заказа и движения товара от поставщика потребителю.

 

Другим важным нюансом является расширение предприятия. Чем крупнее оказывается компания, тем больше количество структурных подразделений. Мы сейчас работаем в одном городе, однако при выходе в регионы будут вноситься изменения в общую структуру. В том числе будет происходить пересмотр функций подразделений. Возрастает при этом роль специалистов по логистике.  Однако не уверена, что мы переименуем соответствующий отдел в департамент логистики. 

 

Когда управление логистикой требует отдельного департамента

 

Нельзя создавать отдел просто ради следования модным тенденциям. Это лишь приведет к негативным последствиям для компании и её бизнес-процессов. Гендиректор должен четко формулировать задачи, которые будут поставлены перед новым подразделением компании. И необходимо будет убедиться, что сотрудники понимают поставленные задачи департамента. Говорим, в первую очередь, о компаниях, структура которых содержит несколько отделов – закупки, производственный, транспортировки, сбыта и пр. А также компаниях, которые регулярно сталкиваются с проблемами координации разных служб, либо при составлении планов реализации.

 

Главной задачей в работе логиста является координация всех отделов компании, получение и анализ информации, относящейся к товарному потоку. Специалисты по логистике также занимаются уменьшением издержек на каждом этапе конкретного бизнес-процесса, координируя планы по производству, закупкам, продажам. Логисты также оказывают помощь в оптимизации финансовых показателей, деятельности склада, транспорта, производства. При возникновении сбоя на каком-то из этапов работы (незапланированные расходы, задержка товара и пр.) его можно считать ошибкой логиста.

 

Бизнес с расширением организации становится многопрофильным, поэтому целесообразно будет создание отдельной компании логистики.

 

Логистическое подразделение в структуре холдинга

 

Структуре холдинга «Бородино» действовал в  отдел логистики, в состав которого входили 4 подразделения: складской, транспортной, производственной логистики, а также отдел экспедиции. Президент компании решил преобразовать отдел в логистический дивизион. В его планы входили и предоставление планов для внешних клиентов. Раньше отдел логистики специализировался на транспортных услугах для холдинга в столице и представительств по регионам. С расширением холдинга потребовалось решение еще 3 основных задач – обучение эффективному управлению информацией, оптимизация хранения на складе, выполнение внешних контрактов.

 

Для успешного выполнения новых задач можно руководство холдинга предприняло комплекс мер:

 

  • Был создан инвестпроект оптимизации склада.
  • Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменения топологии склада с новым программным обеспечением, снизив издержки по хранению дополнительно на 20-40%.
  • Покупка программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции в результате смог выполнять до 500 заказов ежедневно. Отдел транспортной логистики выполняет порядка 2 тыс. заявок в месяц.
  • Координация планов по производству и продажам. Действует в компании ежемесячный план продаж, с поступлением данных из всех торговых домов холдинга в общий распределительный центр компании.
  • Разработка оптимального гарантийного запаса. Продажи планируем с учетом сезонных факторов, с прогнозированием спроса.
  • Начали предоставлять услуги логистики для других компаний.
  • Принято решение о покупке корпоративно-информационной системы, она была объединена со складской системой. Все подразделения холдинга сейчас присылают данные в форме отчетов.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва

 

Целесообразной будет создание отдельной логистической службы в двух случаях:

 

1. Когда Генеральный Директор выполняет свои непосредственные обязанности – стратегическое развитие компании, не желая заниматься планированием перемещения товаров.

 

2. Если логистика продолжает дорожать, с необходимостью оптимизации – когда проанализировав ситуации, понимаете, что вам самостоятельно либо одному логисту не удастся справиться со всем объемом логистики.

 

Кроме того, в активно развивающейся либо крупно компании директор не может самостоятельно контролировать полностью цепочку поставок, учитывая многоаспектность процессов и множество поставщиков.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Алексей Киселев, Генеральный Директор ООО «Фарватер-М», Москва

 

Производитель обязательно должен располагать отделом логистики – это позволит привлечь клиентов благодаря дополнительному сервису. Многих покупателей пугает схема сотрудничества по EXWP, когда они вынуждены самостоятельно планировать всю логистику, включая страхование груза при доставке с сопутствующими затратами, и непосредственно складированием. В результате покупатель сталкивается с переплатами за свой заказ на уровне 5-50%.

 

Однако, если ваша компания выступает в роли покупателя по схеме EXW, также необходимо планировать управление логистикой компании.  В таком случае не придется отдавать свою прибыль для сторонних перевозчиков. Возникали в личной практике ситуации, когда компания из-за банального непонимания цен на доставку теряла до тысячи долларов на каждом вагоне.

 

Управление логистикой компании, свой отдел на предприятии иногда позволяет не только сократить издержки, но также предоставлять дополнительный сервис, позволяя привлекать имиджевых клиентов.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва

 

Вопрос управления логистикой компании в бизнесе возникает, когда начинается работа организации через распределительный центр. Благодаря подобной схеме можно:

 

  • Занять площади магазинов товарными запасами.
  • Сократить расходы на транспорт (перевозка всех грузов одной машиной).
  • Логистические затраты поставщиков – предоставляя благодаря этому скидки для розничных операторов.
  • Хотя при ошибках в управлении логистикой компании могут проявиться и определенные недостатки:
  • Утрата товара в распределительных центрах – в результате боя, воровства либо при перегрузках.
  • Опасность роста издержек (для обслуживания транспорта, покупки топлива и пр.).
  • Ограниченный ассортимент (скоропортящимися товарами невозможно оперировать).

 

Вполне вероятно, по этим причинам в последнее время отмечается снижение ассортимента в работе розничных операторов через распределительные центры, всё предпочтительнее сейчас прямые договоры.

 

Кому подчиняется логист

 

Руководитель логистического отдела при любых размерах компании должен быть в подчинении напрямую первому лицу предприятия. Если руководить логистом будет коммерческий директор, возможно лоббирование интересов определенного отдела.

 

Рассказывает практик

 

Илья Тощенко, Руководитель отдела Supply Chain Department компании «Нутриция», Истра (Московская обл.)

 

Отдел логистики у нас сначала подчинялся директору компании по продажам, далее – директору по производству. Продолжалось развитие компании, и в определенный момент приоритетной задачей оказался контроль операционных процессов. Гендиректор пригласил меня как консультанта, сначала приходилось тратить множество времени для полноценного налаживания взаимодействия работы отделов. Приходилось доказывать пользу для компании при организации логистики по принципу supply chain management.

 

Планировал организовать процессное управление логистикой компании, информацией и запасами. Поэтому было принято стратегическое решение о расширении работавшего отдела логистики до подразделения. Сейчас продолжается изменение структуры нашего отдела. Выражаю мнение, что работать в подразделении должны 7 специалистов по логистике. Из них трое занимаются функциональным управлением:

 

  • Клиентским сервисом.
  • Спросом и входящей логистикой.
  • Складом и транспортом.

 

Также один менеджер выступает в роли куратора логистики в регионе. Трем другим предстоит процессное управление – включая информационную поддержку, инновации и системные процессы в работе компании.

 

Полномочия логиста

 

Можно говорить о бесперспективности работы логиста с совещательным голосом в управлении. Генеральный Директор при создании нового отдела логистики должен предоставить ему достаточные полномочия на самостоятельные решения. 

 

Говорит Генеральный Директор

 

Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва

 

В нашей компании работает классический отдел логистики. Обеспечивает контроль доставки и перевозки грузов. В том числе логисты занимаются обработкой информации, заказом подходящего транспортного средства – контейнера, автомобиля, вагона. Для самой перевозки обращаемся к сторонним организациям.

В цепочку поставки входит маркетинг (с изучением, что и где необходимо получить), закупка, планирование, перемещение материалов и сырья для производства, отгрузка готовой продукции для клиентов. Ошибка на одном из этапов приводит к серьезным финансовым последствиям. Дорого это для нас еще и потому, что производилось планирование на квартал вперед, поэтому порядка двух месяцев оказывается промежуток между заказом и доставкой. Следовательно, невозможно обойтись без делегирования полномочий. но при этом каждой службе необходимо понимать, в каком состоянии сейчас заказ.

 

Когда у всех нет понимания полной картины, каждый занимается решением только своей задачи, что приводит к неправильной расстановке приоритетов. Без совместного участия действия отделов могут не приносить ожидаемый результат.

 

Для решения таких проблем раз в неделю собираю комитет по планированию, включающей директора отделов продаж, планирования, закупки и логистики. Также стремлюсь предоставить максимальную доступность информации, чтобы сотрудники были достаточно информированы. Для этого вводим в последние 2 года информационную систему на базе Axapta, позволяющую обслуживать всю цепочку поставки. У авторизованного пользователя есть возможность увидеть состояние заказа на каждом этапе.

 

Передача логистики сторонним организациям (аутсорсинг)

 

Логистические операции порой выгоднее передавать на аутсорсинг. Сторонним компаниям обычно доверяется ряд таких задач – упаковка, управление закупками, складирование, транспортировка товаров, информационная поддержка и пр.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва

 

Нам удалось выделить логистические функции компании, они были переданы на аутсорсинг одной из структур нашего холдинга. Случилось это, когда потребовались услуги распределительного центра по определенному ассортименту, на который поставщиком предоставлялись довольно весомые скидки. Однако нам выгоднее выполнение доставки непосредственно поставщиками.

Когда появляется возможность договориться о неплохой скидке с поставщиками, сразу обращаемся к логистам. Действуют отработанные схемы сотрудничества с ними, согласованные прайс-листы, договоры. В частности, цена по одному договору непосредственно зависит от объема поставок. Если логистам удастся наладить доставку с последующей обработкой продукции по всей нашей сети, вкладываясь в меньшую сумму (хотя бы на 1 процент), мы решаем осуществить сделку. Ведь у нас такие объемы, что экономия получается внушительной.

 

Контролем логистических издержек в работе нашей компании занимается коммерческий директор. 

 

Этапы реорганизации логистики

 

Перед реструктуризацией либо организацией логистического подразделения гендиректор должен определить общее место подразделения в самой компании, степень влияния логистики на стратегические цели, сформировав стратегический план развития данного подразделения. В противном случае работа подразделения будет ограничиваться только рамками текущих рутинных операций.

 

Первый шаг. Необходимо определить место логистики, степень влияния на бизнес в целом. Необходимо оценить общую роль логистики, степень её влияния на бизнес – для этого удобнее всего использовать сбалансированные показатели. Разделяются все бизнес-процессы по следующим элементам: (см. рисунок):

 

 

1. Финансы: какие показатели планируете обеспечить, чтобы соответствовать ожиданиям своих кредиторов и акционеров;

2. Клиенты: как компания должна работать с клиентами для уверенности в их лояльности;

3. Бизнес-процессы: какие процессы и каким образом подлежат оптимизации для выполнения стратегии развития и конкурентной стратегии компании;

4. Потенциал: какие компетенции нужно будет развивать для оптимизации процессов.

 

Анализ схемы позволяет утверждать – компания будет увеличивать свою прибыль, если удастся:

 

  • в полной мере удовлетворять потребности имеющихся клиентов;
  • оптимизация издержек на всей цепочке поставок.

 

Результат: определены цель и миссия работы логистического подразделения.

 

Риски: несогласованность целей подразделений и целей всей компании может привести к упущению потенциальной прибыли.

 

Второй шаг – необходимо определить управляемые процессы. Отдел логистики занимается рядом функций – управлением запасами, прогнозированием спроса, грузопереработкой, логистическими коммуникаций, определением мест для складов, производственных помещений, обработкой заказов, логистикой возвратных потоков, снабжением, складированием и хранением. Гендиректор должен оценить, как каждая функция влияет на бизнес-процессы. По данному анализу может быть установлен спектр полномочий и обязанностей в работе логистов.

 

Результат: получается список управляемых бизнес-процессов, перечень обязанностей и полномочий сотрудников отдела логистики.

 

Риски:  недостаточный контроль ключевых функций может привести к потере прибыли.

 

Третий шаг – определить стратегические цели. Нужно определить целевые показатели компании, задать пути их достижения, учитывая ресурсы логистического подразделения.

 

Результат: создание согласованного стратегического плана в работе логистического подразделения.

 

Риски: Отсутствие фокусировки на ключевой цели компании может привести к потере прибыли, нечетко заданные пути развития могут стать причиной «размазывания» ресурсов.

 

Четвертый шаг – формируем организационную структуру. Гендиректору необходимо помнить – зависит реализация любых задач от сотрудников. Поэтому необходимо при формировании структуры четко осознавать, какие специалисты нам понадобятся.

 

Результат: разработка согласованной организационной структуры, плана заполнения вакансий, обучения персонала, матрицы требований к должностям.

 

Риски в виде несоответствия данных матрицы полномочий и обязанностей с реальной организационной структуры, проблемы недостаточно тщательного контроля процессов со стороны гендиректора, слабая эффективность коммуникаций.

 

Пятый шаг – формализация бизнес-процессов. Руководителю на данном этапе необходимо формализовать ключевые процессы, с регламентацией всех процедур – чтобы по возможности не было зависимости работы подразделений от отдельных работников.

 

Результат: организация согласованных формализованных процедур.

 

Риски: сохраняется зависимость от работника, неформализованные и несогласованные стандарты работы могут негативно сказываться на эффективности.

 

Шестой шаг – решаем стратегические задачи. Успешное выполнение первых пяти шагов позволит подразделению переходить на текущий режим работы – начиная решать стратегические и тактические задачи. Следует периодически контролировать эффективность работы.

 

 Источник: www.gd.ru

www.logists.by

Логист кто он?

Похожие статьи

Перед тем как представить себе «портрет» логиста, давайте все же попытаемся разобраться с «визитной карточкой» последнего. Развитие рынка в Украине открывает радужные перспективы перед специалистами по логистике: сегодня и „завтра” самыми востребованными будут специалисты, связанные с логистикой.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Каждый 7 из 9 человек заражен паразитами. 90% людей даже не подозревают об этом. Всего две чайные ложки ... Подробнее здесь

Кто же он – специалист по логистике?

Приведем несколько определений специалиста данной профессии.

Логист – это профессиональный скряга: он думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить. … Только логистики могут организовать такой путь товара от производителя к потребителю, который бы дал минимум затрат.

Логист – это спец по экономии, который знает как сберечь копеечку на транспортировке, как подешевле пройти таможню, как максимально быстро доставить товар покупателю. Он не позволит продукции пылиться на складе, фуре задержаться в пути. Там выгадал гривну, сям – две, а в итоге – выгоды на миллионы.

А теперь попытаемся дать более профессиональное определение специалиста по логистике.

Логист – это исполнитель, управляющий материальным потоком на уровне выполнения отдельных логистических операций либо их определенного комплекса, которые обеспечивают эффективное и рациональное перемещение данного материального потока в конкретном временном интервале от исходной позиции к конечному месту потребления либо к промежуточному месту дислокации.

Из приведенного определения следует, что человек решивший посвятить себя профессии логистика, должен быть готов к практической работе в следующих областях:

  • организация транспортно-экспедиторских услуг;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • управление запасами на предприятии, фирме, компании;
  • управление материально-техническим обеспечением организации;
  • организация и управление складским хозяйством;
  • организация и управление терминальной грузообработкой;
  • таможенное оформление и распределение товаров;
  • координирование логистического процесса предприятия, фирмы, компании;
  • организация стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой;
  • организация физического распределения и сбыта готовой продукции;
  • упаковка и маркировка грузов;
  • организация и управление комплексом сервисных и информационно-справочных услуг.

Другими словами, логист обязан:

  • достаточно хорошо ориентироваться в корпоративной стратегии предприятия, фирмы, компании;
  • уметь оперативно разработать стратегический логистический план;
  • быть способным координировать работу различных структурных подразделений организации и логистических посредников;
  • организовывать взаимодействие между специалистами функциональных подразделений по решению логистических задач, а также принимать оптимальные решения.

Основная задача логиста

В любых условиях и ситуациях является своевременный точный просчет и экономическое обоснование целесообразности и эффективности принимаемых им логистических решений по управлению материальным потоком в конкретном временном интервале для обеспечения минимума совокупных затрат, высокого качества сервиса и интегрированного взаимодействия всех элементов логистической системы, включая логистических партнеров по бизнесу.

Выполнение основной задачи логиста осуществимо при условии соединения высокого профессионализма и разнообразных личностных качеств – коммуникабельностью, задатков лидера, целеустремленностью, организованностью, присутствием «социального интеллекта», так называемым вербальным и невербальным интеллектом, способностью к обучению, позитивным мышлением, креативностью и т. п.

Должности которые может занимать Логист на предприятии:

  • вице-президент,
  • заместитель директора по логистике,
  • руководитель интегрированной службы логистики,
  • руководитель региональным распределительным центром,
  • руководитель терминального комплекса,
  • управляющий материальными потоками (продукцией),
  • управляющий розничными сетями,
  • интегральный менеджер по логистике,
  • начальник отдела закупок, начальник отдела сбыта,
  • начальник транспортного отдела,
  • супервайзер по транспортировке грузов,
  • аналитик по логистическому планированию,
  • аналитик по операциям дистрибьюции (распределения продукции),
  • начальник склада, супервайзер по складированию, начальник организации производства,
  • кладовщик,
  • экспедитор,
  • менеджер по поставкам,
  • менеджер по сбыту (по продажам),
  • супервайзер по дистрибьюции,
  • таможенный брокер,
  • транспортный аналитик,
  • дистрибьютор,
  • оператор мультимодальной перевозки грузов.

Итак, подведем итог

Логист как системный аналитик и более того, как интегральный менеджер (управляющий материальным потоком) должен понимать отношения между всеми функциями логистики. Кроме того, он должен уметь связывать логистику с другими видами деятельности предприятия, фирмы. Он должен думать не только о потоке материалов в пределах его предприятия, его мысли должны идти вне предприятия от отгрузки до порога потребителя, иногда даже от источника поставки. Его мысли должны включать конкурентов, потенциальные рынки и т.п. Короче говоря, логист должен думать глобально. Главной его болью должна быть прибыль! Он должен понимать, что логистика может увеличивать прибыль, рассматриваемую как измеритель эффективности деятельности, путем сокращения затрат.

Быть преуспевающим специалистом в области логистики помогут хорошие знания компьютера и соответствующих вычислительных пакетов, способность определять проблему с точки зрения системного подхода. Хорошей карьере логистика весьма полезна серьезная финансовая и экономическая подготовка. Эти знания позволят ему оценивать проекты и размещать ресурсы. Логисту чрезвычайно важно понимать процессы прогнозирования продаж (сбыта) и методы обработки статистических данных, понимать процесс управления запасами. Знание перевозок является полезными для любого менеджера. В дополнение к техническим навыкам по специальности очень важны знания системного анализа, финансов, экономики и маркетинга.

Само собой, одному человеку будет достаточно тяжело увязывать между собой все звенья цепи, поэтому логично было бы распределить сотрудников отдела логистики по «направлениям». Так, начальник отдела логистики является центром анализа и обработки положения на предприятии, а его подчиненные (логисты) непосредственно занимаются организацией по направлениям. Поэтому приведем типовые должностные инструкции отдельно для руководителя (начальника) отдела логистики и менеджера по логистике.

Поскольку областей практической деятельности, где могут приложить свои профессиональные знания логистики много, после должностных инструкций добавим общий перечень навыков и умений к различным направлениям деятельности. Эти навыки, применительно к конкретному направлению, можно будет добавить в инструкцию каждого логиста.

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 4.7/5 (91 votes cast)

ЛОГИСТ – КТО ОН?, 4.7 out of 5 based on 91 ratings

logisticstime.com

Что такое транспортная логистика и как ей управлять

Оглавление

Что это такое?

Зародившись в древности как искусство снабжения и перемещения армий, логистика вобрала в себя весь опыт и знания поколений — и дополнилась новейшими научными разработками, информационными технологиями, современной техникой.

Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно.

Отвезти-привезти», мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…

Но на самом деле — это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.

Поскольку результат деятельности логистов — это затраты, то основная цель логистики — минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.

Отделы и компании

Службу логистики можно обнаружить внутри любой коммерческой организации — и она не только обеспечивает движение товарных потоков. Этот отдел, будучи связан с департаментом продаж, производством, финансовым управлением, управлением IT, службой маркетинга, юристами и другими подразделениями компании, проходит через всю его структуру. Проще было бы перечислить тех, кто в своей работе не сталкивался с логистами!

Логистика существует также и в виде самостоятельной организационной структуры — как оператор, который оказывает логистические услуги всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Почта доставляет вашу корреспонденцию, посылки и денежные средства, авиаперевозчик отправляет вас и ваш багаж… Всё это логистические операторы, и даже парковка автомобилей — это, по сути, склад, а значит — тоже логистический оператор.

При этом на сегодняшнем рынке услуг логистические операторы достигают такого уровня сервиса, что с успехом интегрируются в бизнес своих клиентов, позволяя им снизить свои затраты на логистику и давая таким образом конкурентное преимущество.

Где работать

Будет ли это служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт — увидеть все ипостаси логистики — можно и там, и там. Впрочем, есть и шанс познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленнее.

Какие есть варианты?

Логистический оператор вправе специализироваться только на складских услугах или единственно на перевозках, он может быть лишь таможенным брокером или исключительно экспедитором.

В рамках крупного холдинга способна функционировать полноценная логистическая структура.

Наоборот, существуют операторы, предоставляющие спектр услуг, и компании, имеющие, к примеру, только склад.

Отличное владение всеми аспектами логистики для работника — это высший пилотаж. Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей.

Логисты бывают…

…снабженцами

Смысл их работы: закупай качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса.

Их рабочий инструмент — светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются.

… аналитиками

Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт.

А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения.

… складскими специалистами

Склад! Здесь скопилось всё тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в том числе — материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой необходимо с ювелирной точностью перемещать товары. 

Так что на складах обитают «рабочие лошадки». Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную задачу — обеспечить бесперебойную работу.

Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства — полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы — а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильное хранят все товарно-материальные ценности склада — и своевременно их выдают.

А те… не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти.

Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих — для бесперебойного производственного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складах вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег — и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование — освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей — как тут поступить? 

Такие задачи решают складские логисты.

… специалистами ВЭД

Это «белая кость» логистики. Их дело — внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры. 

Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение — вот то, что выделяет этих людей среди прочих.

… сотрудниками отдела транспорта

Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это — грамотно и умно функционирующее подразделение. 

Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Вершина мастерства — организация мультимодальных и интермодальных перевозок, когда в процессе доставки товара из пункта А в пункт Б задействуются разные виды транспорта и маршрут доставки пролегает через разные страны, а иногда и континенты.

Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому здесь всё делается быстро — доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.

Модные веяния

Службы логистики ведут сейчас совместную работу со специалистами IT-отделов: внедряются разнобразные программы и системы — ERP, WMS… Идет постоянная примерка новых разработок и технологий.

Стало актуально поставлять материалы по принципу Just-In-Time (точно в срок): таким образом, снижаются издержки компании и уменьшатся площади под хранение.

Использование штрихкодов упрощает складские процедуры.

Средства механизации и автоматизации позволяет нанимать меньше персонала.

Появился кросс-докинг — работа не с товаром, а с заказами, когда ответственность за хранимое несет поставщик, склад отвечает лишь за целостность упаковки, а сам заказ находится на складе минимум времени, что обходится дешевле и поставщикам. Компании чаще задаются вопросом, не передать ли часть функций внутренних служб логистики сторонним логистическим операторам.

А девизом логистики стало слово оптимизация. Оптимизируется всё: и складской запас, и закупочные цены, и условия поставки, и объемы хранения, и товарные потоки, и использование транспорта… Кто-то сказал, что логист — профессиональный скряга. Это не совсем правильно. Логист — профессиональный оптимизатор.

Обучение и повышение квалификации

Логистика — понятие очень широкое. И в программах высшей школы ей уделяют внимание практически все вузы со специализациями прикладной направленности. Естественно, что круг изучаемых дисциплин здесь ориентирован на конкретные отрасли с их особенностями. При желании можно специализироваться на логистике в нефтяной промышленности, металлургии, сельском хозяйстве — или в авиационной, железнодорожной, автомобильной и в прочих отраслях. Хоть на перчатках, хоть на вениках.

Также в Москве можно выделить два вуза, которые дают наиболее полные и универсальные знания в области логистики — это ГУ-ВШЭ, где упор сделан на экономическую и складскую сферы, и МАДИ, который специализируется на перевозках.

Кроме того, действуют несколько учебных логистических центров, таких как Logist-ISC, УЦ «Логистика» при МАДИ, ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, МТИ — Московский транспортный институт (на базе МАДИ), где можно получить второе высшее образование по курсу логистики либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В России можно получить степень МВА по логистике и действует программа международной сертификации логистов.

Кому подходит профессия

Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело — вот качества, которые полагается иметь будущему логисту.

Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений — необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватит вас на всю жизнь.

Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разным людям:

  • человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логистической аналитике, управлении запасами и автоматизации; 
  • при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми — выбрать для себя снабжение; 
  • с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий — сконцентрироваться на складской деятельности.

Типичная ошибка — оценка профессии логиста как сугубо расчетно-математической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, с практически всеми подразделениями компании; и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу — вот что более свойственно логистам.

Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.

Также будущему логисту необязательно идти учиться на специальность «Логистика». Если вы получите образование по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта», «Управление процессами перевозок» или, например «Управление запасами», вы тоже сможете успешно работать в этой сфере.

Автор статьи: Вадим Карпенко, «Отличные окна», начальник службы логистики

edunews.ru