Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Логистический отдел


Логистическое подразделение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Логистическое подразделение

Cтраница 1

Логистические подразделения на предприятии должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами. Надлежащее кадровое обеспечение в данном случае предполагает подготовку, а также переподготовку соответствующих специалистов, обладающих знанием логистики. Фирма не должна экономить средства на решение данного вопроса.  [1]

Какой статус приобретает логистическое подразделение на предприятии в условиях рыночных отношений.  [2]

Чего удается достичь с помощью создания логистических подразделений на предприятии.  [3]

Укрепление внутрисистемных ( внутрифирменных) связей предполагает усиление взаимодействия всех структурных логистических подразделений, выполняющих функции материально-технического обеспечения, сбыта, транспортировки, связи, производства, АСУ и пр.  [4]

Оптимальное прикрепление потребителей к региональным складам с применением методов линейного программирования логистические подразделения осуществляют в виде решения транспортной задачи. Для составления экономико-математической модели необходимо знать следующие данные: потребности потребителей, ресурсы поставщиков, транспортные расходы на перевозку продукции и некоторые другие. После этого формулируется постановка задачи и составляется экономико-математическая модель.  [6]

На время действия МЛГ Управляющий и специалисты МЛГ совмещают свою работу в рамках МЛГ с работой, соответствующей занимаемым ими должностям в рамках логистических подразделений Сторон.  [7]

Такие процессы, как рост объемов бизнеса, концентрация и специализация, увеличение производительности труда, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, соблюдение режима экономии, повышение эффективности работы логистического подразделения и т.п., создают предпосылки для снижения уровня логистических затрат.  [8]

Эффективность логистических цепей приводит к изменениям на транспорте, включая транспорт общего пользования. В основном это проявляется в более строгом учете транспортниками требований клиентуры и образовании специальных логистических подразделений. Так, например, на железнодорожных станциях и узлах, где промышленные подъездные пути примыкают к магистральным, создаются отделы, занимающиеся вопросами транспортного обеспечения в логистических цепях. Формируются также центральные службы по логистике, опирающиеся на работу региональных отделов. Они проводят анализ сложившихся грузопотоков и распределяют их по сети путей сообщения.  [9]

Важное место в процессе управления логистикой на предприятии занимает гласная оценка деятельности органов материально-технического обеспечения сбыта и транспорта. Демонстрация их значимости в итогах производственно-хозяйственной деятельности предприятия, материальное и моральное стимулирование сложного труда работников логистических подразделений повышает их ответственность и заинтересованность в достижении поставленных целей. К сожалению, очень часто труд работников логистических структурных подразделений на многих предприятиях недооценивается.  [10]

Руководство хозяйственных структур и органов управления обращается в независимые консультативные советы для получения объективного диагноза логистики в действующей системе. Последние не только проводят исследования в области логистики и разрабатывают конкретные предложения по ее совершенствованию, но также осуществляют обучение и мероприятия по повышению квалификации работников логистических подразделений фирмы, аккумулируют, обрабатывают и распространяют опыт других предприятий и регионов.  [11]

При интеграции снабженческих функций и функций по хранению товара вполне логично интегрирование функций по сбыту товара. Прежде всего, осуществление сбытовых функций в рамках объединяющих свою деятельность предприятий ( при сохранении их юридической самостоятельности) наиболее эффективным представляется в условиях образования ими ассоциативной структуры либо образования специализированных логистических подразделений, например, межфирменных логистических групп.  [12]

При интеграции снабженческих функций и функций по хранению товара вполне логично интегрирование функций по сбыту товара. Прежде всего, осуществление сбытовых функций в рамках объединяющих свою деятельность предприятий ( при сохранении их юридической самостоятельности) наиболее эффективным представляется в условиях образования ими ассоциативной структуры либо, на более низком уровне интеграции, специализированных управленческих логистических подразделений, например, межфирменных логистических групп.  [13]

Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли.  [14]

Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию. Однако далеко не все фирмы проводят детальный анализ требований с целью разработки единых стандартов. Наибольшего эффекта добиваются те фирмы, логистические подразделения которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Формирование отдела логистики на предприятии

vmaevsky аватар

(рейтинг: 1.50/1.60)

Побудительными причинами выделения логистики как полноценной функции управления компанией являются:

-    Снижение доходности бизнеса при сохранении или увеличении его объема. Это может быть вызвано обострением конкуренции между производителями и необходимостью максимального снижения косвенных затрат на производство.

-   Вторая причина создания обособленного отдела логистики: высокая доля затрат связанных с обращением ресурсов по всей цепочке: «закупки-производство-поставки».

-    Для компаний, специализирующихся преимущественно на торгово-посреднической деятельности выделение направления логистики в самостоятельную функцию неотложная потребность. 

Первые шаги при формировании отдела: 

-   Во первых – проанализировать существующее положение и оценить возможные выгоды от концентрации усилий на оптимизации логистических процессов.

-    Во-вторых - определение возможностей достижения  поставленных целей через реализацию логистических   концепций. Если отдел будет заниматься внешними материальными потоками, то  следовало бы оценить тенденций развития имеющихся и альтернативных партнеров, их готовность сотрудничать с компанией. В этом плане имеет важное значение позиционирование своей компании по отношению к поставщикам или потребителям в плане взаимной важности сохранения деловых отношений. Если обороты с вашей компанией занимают существенное место в бизнесе партнера, то имеются предпосылки для реализации логистических концепций.

-   Возможно реальные условия хозяйствования не позволяют реализовать намеченные цели и на данном этапе эффект от создания отдела логистики будет незначительный. Потенциальные возможности снижения издержек методами логистики достигают 30% от всех затрат компании, но если первый опыт их реализации будет неудачным, данное направление может быть сведено к формальным действиям и не получить должного развития. Имеется достаточно примеров реализации логистических задач в рамках традиционной функциональной структуры при условии акцентирования проблемы на уровне топ-менеджмеров. 

Прежде чем определять обязанности специалистов по логистике следует:

- определить место отдела логистики –   какой функцией хозяйствования будет в преимущественно заниматься отдел логистики: то ли областью снабжения компании, то ли  распределением продукции, а возможно более актуально сосредоточиться на производственной логистике внутри компании;

–    установить уровень компетентности специалистов отдела логистики: разрешительные, контролинговые функции отдела или он является ответственным за эффективное функционирование конкретного логистического процесса внутри или вне компании;

–   утвердить процедурные аспекты взаимодействия отдела логистики с другими службами компании. 

Где взять специалистов по логистике? Нанимать новых людей или использовать «старые» кадры?  Чрезвычайно эффективно привлечение внешнего специалиста, владеющего стандартными технологиями менеджмента в области логистики. Реализация основополагающих  процедур быстро дает отдачу, а особенности бизнеса компании постигаются в короткие сроки и используются для развития процесса. Однако в настоящее время в Украине таких специалистов крайне мало и кадровое комплектование логистов производится преимущественно из числа работников компании.

Есть две крайности которых следовало бы избегать:

-     «старые» кадры, много лет проработавшие  в  одной компании, воспринимают устоявшиеся процессы как стандарт и им трудно воспринять новые тенденции,

-    в противоположность им  «молодое» пополнение компании бывает излишне бескомпромиссно и может из  лучших побуждений разрушить функционирующий механизм, не успев создать новый.

Наиболее успешно будут работать специалисты с 2-3 летним опытом работы в данной компании, пришедшие в нее с других предприятий, лучше всего компаний из другого бизнес-направления. Привлечь такие кадры достаточно трудно, и если вы ограничены в выборе кадров хороший эффект достигается при объединении специалистов разных направлений (снабжение, производство, сбыт) в одну команду. 

Работая  на постоянной  основе в компании, я следовал следующему правилу: никаких консультантов – научиться самому, обучить персонал, реализовать изменения своими силами. Консультанты только в узкоспециализированных вопросах.За короткий срок консалтинга невозможно охватить все аспекты деятельности, проникнуться духом компании и узнать специфические особенности. Основная, трудоемкая работа всегда остается за штатным персоналом компании и он должен быть уметь вырабатывать программы и быть готов принимать решения по их применению. Услугами консультантов целесообразно пользоваться на первоначальном этапе постановки логистических задач или для инициации изменений. Цель их привлечения - определить приоритетные направление работы и обучение специалистов компании.

Область, где консультанты мне представляются необходимыми – это при проведении компаний оптимизации процессов закупок, построении цепочки поставок, гарантирующую стабильность поставки, качество товара. Требуются услуги консультантов при проектировании дистрибуционной сети и складского хозяйства. Мои партнеры по «Логистической мастерской» имеют хороший опыт проведения тендеров по выбору оборудования складских механизмов и техники. Поставщики этого оборудования часто «невольно» забывают о полной комплектации, требуемой при оборудовании склада. За счет отсутствия части комплектации в перечне поставляемого оборудования удешевляется проект и  выигрывается тендер. В процессе выполнения контракта оказывается, что в предложение не включены некоторые дорогие детали или обязательных части комплекса и компании приходится дополнительно расходовать средства. Вспомните из своей практики, как часто при реализации проекта вы не вложились в первоначальный бюджет, согласованный с поставщиком или проектантом. Превышение первоначального бюджета не исключение, а скорее правило. Причины – «непроизвольное» умолчание всех нюансов, недостачное знание менеджерами компании всех аспектов, проблема «откатанной системы скидок».            

Наиболее эффективно работа логистического отдела при возложении на него полной ответственности за внешний материальный поток. При решении логистических задач на производственном уровне приоритетным  остается требования технологии, качества выполнения работ  и логистика призвана способствовать снижению издержек производства и обеспечения сроков выполнения заказов. В этих условиях логистическая служба выступает разработчиком процессов, которые внедряет как стандарты, обязательные для производственных служб.            

Основной недостаток при организации логистических служб:

а) для торгового предприятия – придание им статуса второстепенного подразделения, призванного оказывать только услуги по транспортированию, или  складской обработке товара;

б) для производственных предприятий - консультационную или методологическую помощь службам сбыта или снабжения.

Не стоит совмещать должность руководителя отдела логистики с должностью коммерческого директора или руководителя одной из служб сбыта или снабжения. Избежать ошибки можно наделением отдела логистики ответственностью за функционирование всей логистической цепочки. Вот только где взять персонал соответствующей квалификации? Как наиболее эффективное решение можно предложить выделение отдела логистики в обособленную функциональную единицу с предоставлением главному логистику прав заместителя директора.            

Фактором успешной работы отдела логистики является умение определять и анализировать альтернативы. Особенно важно умение изменять стратегию достижения логистических целей в зависимости от факторов внешнего окружения, уровня готовности партнеров или внутренних требований. Помнить что логистика – это на 70% анализ и на 20% умение своевременно реализовывать изменения. Если  ваши логисты уделяют мало времени аналитике, то не следует ждать эффективной работы, ориентированной на развитие и оптимизацию. Они могут быть хорошими оперативными работниками, управленцами, но еще и должны получить солидную аналитическую поддержку (как-то: анализ поставщиков, условий поставок, параметров материального потока при управлении запасами, методам поддержания готовности товара к продажам, пр.)

www.ukrlogist.com

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В НАЧАЛЕ XX в. ЛОГИСТИКА СТАЛА НАУКОЙ БЛАГОДАРЯ ВОЕННОМУ ДЕЛУ, включающему планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, строительство мостов и дорог. Искусными логистиками считаются знаменитые полководцы – генералиссимус А. Суворов, фельдмаршал М. Кутузов, маршал Г. Жуков. Со временем логистика перешла и в сферу экономики, хозяйственной практики, оформившись как теория управления товарно-материальными ресурсами вначале в обращении, а затем и в производстве товаров. Была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта, ставшая основой развития, в частности, европейской транспортной системы стран Евросоюза.

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до потребителя. Для управления движением материального потока необходимо знать способы воздействия на этот поток: выбор транспортного средства, оптимального маршрута перевозки, определение оптимального уровня запасов на складах, выбор количества и территориального расположения складов и оптовых баз, определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и т.д.

Основным критерием оптимального управления движением материального потока служит повышение конкурентоспособности за счет снижения расходов по продвижению грузов, оптимизации запасов на всем пути следования, сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю, повышения качества сервисного обслуживания потребителей.

Применение логистики объясняется рядом причин. Выделим основные три:

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не только самому товару, но и качеству его поставки. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути.

2. ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ энергоносителей вынудило искать методы повышения экономичности перевозок, потребовало согласованных действий всех участников логистического процесса.

3. ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили управлять материальными потоками на всех этапах их перемещения. Глобальные компьютерные сети способствовали развитию отраслей, занятых оказанием услуг в области логистики.

В 1991 г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина: "Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов".

Логистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные, региональные, межрегиональные, транснациональные и глобальные. По объектно-функциональному признаку - логистические системы группы предприятий, одной или нескольких отраслей, ведомственные, торговые, военные и т.п. Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходит через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь пластиковой бутылки с "Джермуком" также довольно тернист. Для всех этих цепочек деятельности применяются разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят - "процесс", когда подчеркивается маркетинг - "логистический канал"; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин "цепочка ценности", когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о "цепочке спроса", когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин - "цепь поставок".

Цепь поставок - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченной по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и затрат. Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с начала до конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов. Самый простой способ представить цель поставок - показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.

ПРЕДЫДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО УРОВНЯМ ПОСТАВЩИКОВ. Поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня и т.д. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня, а получающие продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. - до конечных потребителей.

Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть - оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть - магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть - непосредственно потребителям, пользуясь своими веб-сайтами. Общая цель поставок разделяется, один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями.

Материальный поток, двигаясь через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Сегодня свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает и условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов системы в отдельности.

Логистический менеджмент компании - это взаимосвязь основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения цели формируемой логистической системы. При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы - это взаимосвязь организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и др. целями.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют в основном в системе сбыта (дистрибуции) компании, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.

Логистический менеджмент по отношению к фактору "цена" обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка. Учитывая, что затраты в дистрибуции, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых, а в некоторых отраслях и превышающих себестоимость производства готовой продукции, логистические решения по транспортировке оказывают существенное влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые в процессе логистического менеджмента, могут значительно сократить логистические издержки в системе дистрибуции товаропроизводителя, расширив возможность маркетингового ценового маневра.

То же самое можно сказать и о других комплексных логистических активностях в сбыте: складировании, грузопереработке, управлении запасами. Необходимо учитывать и интегральное влияние на цену готовой продукции физического распределения в смысле замены одной комплексной логистической активности на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких элементарных активностей в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п. В ряде случаев логистик может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).

СКАЗАННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ. Конечно, у нас существует целый ряд серьезных ограничений, мешающих внедрению логистического управления в полном объеме, это в первую очередь длящееся непозволительно долго блокадное положение Армении, отсутствие железнодорожной связи с Россией и многое другое. Но ведь можно внедрить логистическое управление в пределах республиканского транспортного узла и получить при этом немало преимуществ, прежде всего финансовых. Ни один армянский бизнесмен пока не обращался в НАН РА или Армянский экономический университет с целью заключить договор на оказание ему логистических сервисных услуг, предпочитая научным методам свои опыт и интуицию. А ведь в советское время задачи линейного программирования (одного из основных методов современной логистики) решались в ВЦ Академии наук, в ВЦ Госплана, в ВЦ Минавтотранспорта республики.

В 60-е гг. ХХ в. новосибирский ученый академик В.Канторович был удостоен Нобелевской премии за фундаментальные разработки в области линейного программирования. Сейчас же логистика не изучается ни в одном из многочисленных университетов Армении, не говоря о научно-исследовательских работах. В России картина иная. Российские студенты соответствующих учебных заведений обязательно изучают логистику и логистический менеджмент, издаются научные журналы по логистике, регулярно проводятся конференции и семинары по логистике, наконец, российские бизнесмены заключают договора на оказание им логистических сервисных услуг. Пора правительству республики, объявившему о приоритете информационных технологий, вплотную заняться логистикой, что, безусловно, приведет как к развитию бизнеса, так и явится вкладом в борьбу с бедностью.

mostga.am