Процессуально правовой статус лица привлекаемого к административной ответственности. Лицо привлекаемое к административной ответственности вправе знакомиться


Права лица, привлекаемого к административной ответственности — Мегаобучалка

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицо, привлекаемое к любому виду юридической ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, а также оспаривать обвинение, заявлять ходатайства, обжаловать действия государственных и муниципальных органов, должностных лиц.

Привлекаемому к административной ответственности лицу предоставляется право ознакомления со всеми процессуальными документами. Данное право, разумеется, включает возможность участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется.

Из этого следует, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знать не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и положения другого нормативного акта, когда диспозиция нормы является бланкетной. По нашему мнению, порядок ознакомления данного лица с делом должен быть законодательно определен.

В случаях применения к лицу административного задержания или привода оно должно иметь право информировать об этом не только родственников, но и других лиц. Кроме того, лицу, привлекаемому к административной ответственности, целесообразно предоставить право фиксировать время его задержания и освобождения в протоколе об административном задержании.

Возможность лица, привлекаемого к административной ответственности, лично давать письменные или устные объяснения, с одной стороны, является важной процессуальной гарантией, позволяющей обеспечить справедливое наложение административного взыскания, а с другой - обеспечивает достижение объективной истины, поскольку доводы, содержащиеся в объяснении, служат источником информации для компетентного органа (должностного лица).

Привлекаемое к административной ответственности лицо имеет право на доказывание обстоятельств, благоприятствующих защите. Участие данного субъекта производства в процессе доказывания выражается в представлении им доказательств и ходатайств.

 

Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

megaobuchalka.ru

Права лиц привлекаемых к административной ответственности :: Прокуратура Красноярского края

Прокурорские проверки соблюдения требований административного законодательства при привлечении граждан к административной ответственности сотрудниками полиции выявляют грубейшие нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Одной из причин нарушения полицейскими требований закона, обстоятельством тому способствующим, является незнание привлекаемыми лицами основополагающих неотъемлемых прав, принципов наступления административной ответственности, обязанностей должностных лиц полиции.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в с которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Не каждое должностное лицо полиции вправе выносить постановление по делу об административном правонарушении, конкретный и закрытый перечень правомочных лиц предусмотрен ст. 23.3 КоАП РФ.

Давать либо отказаться от дачи объяснений по существу инкриминируемого административного правонарушения, основополагающе право любого привлекаемого лица, которое гарантированно ст. 51 Конституции Российской Федерации. Так же лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе излагать свои доводы, видение обстоятельств совершенного правонарушения, требовать получения объяснений свидетелей «со своей стороны».

Каждое лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право требовать предоставления достаточного, разумного времени, для возможности ознакомления с материалами административного дела, поиска подходящего и квалифицированного защитника.

Вынесенное постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, в нем, в том числе, должны быть достаточные и объективные опровержения доводов привлекаемого лица и его защитника.

Постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно по окончанию рассмотрения материалов дела, подписывается должностным лицом его вынесшим. Только после этого момента, привлекаемому лицу вручается копия подписанного постановления, о чем привлекаемое лицо имеет право расписаться. Расписываться в получении постановления, фактически его не получая, или расписываться в получении постановления которое не подписано правомочным должностным лицом не следует, поскольку этим существенно нарушаются права привлекаемого лица, в том числе право на обжалование вынесенного постановления по делу об административном правонарушении по основанию нарушения процедуры привлечения к ответственности.

В соответствии со ст.ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ в случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении привлеченное лицо, его защитник, вправе обжаловать вынесенное постановление в суд либо вышестоящему должностному лицу в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

www.krasproc.ru

права и обязанности :: BusinessMan.ru

Согласно КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, должны быть вменяемыми и достигшими 16 лет к моменту совершения проступка. Как показывает анализ норм, санкции могут вменяться гражданам России, иностранцам и субъектам, не имеющим гражданства.

Критерии субъектов

Признаки, которыми обладает лицо, привлекаемое к административной ответственности, КоАП разделяет на общие и специальные. Первые указаны выше – это вменяемость и достижение 16 лет. Специальные признаки разделяются на группы, которые отражают:

  1. Специфику трудовой деятельности, служебного статуса.
  2. Прошлое неправомерное поведение.
  3. Прочие особенности юридического положения гражданина (военнообязанный, иностранец и пр.).

Исключения

Не допускается привлечение к ответственности граждан, которые при совершении неправомерного поступка не отдавали отчет в своих действиях или не могли руководить ими в связи с душевным расстройством. Как отмечают эксперты, законодательство признает субъектами правонарушений исключительно вменяемых и достигших установленного возраста людей. Психически больные люди, а также малолетние не обладают волей и сознанием, необходимыми для адекватной оценки и решения жизненных ситуаций.

Специфика мер

Ряд авторов высказывает мнение о том, что для некоторых категорий субъектов особенности их статуса обуславливают дополнительные основания для применения мер воздействия, а для других – ограничение в их использовании. К примеру, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, наказывается не только за непосредственное нарушение общеобязательных правил, но и за ряд проступков, которые расцениваются как упущения по службе. Ко второй категории относят беременных, женщин, имеющих малолетних иждивенцев, несовершеннолетних. В отношении них не применяются некоторые меры воздействия. Стоит также упомянуть и о военнослужащих. Эти субъекты несут, как правило, дисциплинарную ответственность за административные нарушения.

Особенности нормативного регулирования

Если статья не содержит указаний на специальные критерии, то к ответственности может привлекаться гражданин, имеющий общие признаки. Если же соответствующая оговорка присутствует, то меры воздействия применяются к субъектам, обладающим соответствующими особенностями. Сегодня в законодательстве предусмотрены нормы, по которым к административной ответственности могут быть привлечены и юрлица.

Особенности статуса субъектов

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - обобщенное понятие. Оно характеризует субъекта, который совершил правонарушение, предусмотренное в Особенной части Кодекса, в других статьях федеральных законов и прочих нормативных документов. Каждое лицо обладает конкретным правовым статусом. Существует несколько подходов к раскрытию этого понятия. Однако все авторы сходятся во мнении, что статус формируется совокупностью возможностей, обязанностей и свобод, а также реальных гарантий их реализации. В подтверждение этой формулировки можно привести высказывание Воеводина. Автор указывает на то, что в любой стране статус личности, кроме свобод и возможностей, должен включать в свою структуру и обязанности. Дело в том, что без последних осуществлять нормативное регулирование поведения индивида нельзя. Основы статуса личности в РФ закрепляются в Конституции. Установленные в гл. 2 положения могут изменяться только в порядке, предусмотренном в Основном Законе. Статус субъектов, привлекаемых к ответственности, возникает с момента совершения противоправного деяния. Его можно определить как систему, регулирующую отношения между уполномоченным органом и гражданином, к которому применяются меры воздействия.

Элементы статуса

В качестве них выступают возможности, свободы, обязанности, ответственность и гарантии. Первые два элемента являются нормативно закрепленными и материально обусловленными категориями. Они гарантируются государством. Свободы и права следует рассматривать в форме системы. Цель этих элементов состоит в обеспечении частной жизни, личной безопасности, участия в общественной жизни, управлении государственными делами. Субъективное право большинство авторов рассматривает как определенная мера разрешенного поведения. Для ее реализации индивид должен совершать активные, целенаправленные действия. Если рассматривать лицо, привлекаемое к административной ответственности, то речь необходимо вести только о его возможностях. Что касается свободы, то она рассматривается в качестве способа избежать воздействия, уклониться от тех или иных ограничений. Обязанности, как составной элемент статуса, выполняют различные функции. В литературе они характеризуются по-разному. Одни авторы рассматривают их как меру и вид должного поведения, другие – как необходимое условие для реализации свобод и возможностей, третьи – как фактор укрепления порядка и законности. Однако большая часть специалистов придерживаются позиции, что обязанности представляют собой меру должного поведения, предписанную нормами. Еще один элемент статуса – гарантии. Некоторые авторы относят их или к принципам, или к предпосылкам, характеризующим положение индивида в обществе. При этом гарантии не рассматриваются как самостоятельный элемент. В большей степени их следует относить к работе уполномоченных органов и их служащих, принимающих надлежащие меры для реализации прав граждан. Гарантии придают действенность возможностям и свободам, обеспечивают их защищенность. Последним компонентом статуса выступает ответственность. Ее рассматривают как отрицательную оценку действиям субъекта. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных последствий. Меры воздействия применяются при нарушении субъектом установленных законом предписаний.

Особенности применения мер

Законодательство закрепляет определенные обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченные органы могут применить к нарушителю меры воздействия. К примеру, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может подвергаться принудительному приводу в случае его неявки на рассмотрение дела с его участием. Многие авторы логично считают, что меры воздействия должны применяться только в случае нарушения запретов, установленных законодательными и прочими нормативными документами.

Важные моменты

Предусмотренные в КоАП права лица, привлекаемого к административной ответственности, тесно связаны с возможностями, закрепленными конституционно. Некоторые из них затрагиваются в рамках применения к гражданину мер воздействия. К их числу относят право на личную неприкосновенность, частную и семейную тайну, человеческое достоинство, защиту доброго имени и чести, неприкосновенность жилища, свободу выбора места пребывания, передвижения и пр. Поскольку государство выступает гарантом их реализации, закон допускает заключение и пребывание под стражей, арест исключительно по судебному решению. До принятия соответствующего постановления субъект не может задерживаться более чем на 2 суток.

Конфиденциальность информации

На практике достаточно часто возникает вопрос: обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставлять все сведения о себе правоохранительным органам? Анализируя нормы, эксперты приходят к утвердительному ответу. Однако вместе с тем, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ограничить действия уполномоченных органов, установив запрет на сбор, хранение, распространение сведений, составляющих тайну его жизни, без его согласия. Субъект имеет возможность контролировать информацию о себе, препятствовать ее разглашению.

Процессуальные возможности

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, достаточно обширны. Они позволяют субъекту активно осуществлять допустимые законодательством действия, отстаивать свое мнение по делу. При этом права лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспондируют с предписаниями, установленными для уполномоченных органов и служащих. Они направлены на обеспечение реализации процессуальных возможностей гражданина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

  1. Знакомиться с материалами производства, заявлять ходатайства, давать объяснения, предоставлять доказательства.
  2. Пользоваться помощью адвоката.
  3. Оспаривать постановления, действия/бездействия уполномоченных служащих и органов.
  4. Выступать на языке, которым хорошо владеет, или воспользоваться помощью переводчика.

Материалы дела рассматриваются в присутствии субъекта, совершившего правонарушение.

Нюансы

Для применения мер воздействия должна быть доказана виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта задача реализуется уполномоченными органами и служащими. Законодательство устанавливает презумпцию невиновности лица. Субъект, хотя и совершил правонарушение, не должен доказывать, что он его не совершал. Правоохранительные и другие уполномоченные структуры должны предоставить исчерпывающие материалы, подтверждающие факт невыполнения предписаний, установленных законом. Однако лицо может предъявить доказательства своей невиновности.

Ознакомление с материалами производства

Лицо, которое привлекают к ответственности, вправе знать содержание всех документов, которые составлены при его участии. К ним, в том числе, относятся акты освидетельствований и заключения экспертиз. Кроме этого, закон предоставляет возможность субъекту делать выписки из документов, копировать их. Перед составлением протокола гражданин вправе знать, в чем он обвиняется. С текстом документа субъект должен быть ознакомлен под подпись. При этом лицо вправе делать замечания, настаивать на дополнении сведений, отраженных в акте, выражать несогласие, а также отказаться подписать протокол. Ознакомление с материалами производства обеспечивается уполномоченным служащим до направления их для рассмотрения по существу. Очевидно, что без знания содержания документов, составляющих дело, лицо не сможет дать объяснения, представить доказательства, заявить отвод и ходатайства. Некоторые авторы считают, что целесообразно законодательно закрепить конкретный порядок ознакомления субъекта с материалами производства.

Административная ответственность юрлиц

Она начала применяться еще в конце 50-х-начале 60-х гг. 20-го столетия. В качестве основной меры ответственности в то время выступали штрафы. В конце 90-х в стране были введены новые методы управления. В результате реформ институт ответственности юрлиц получил новый импульс. В действующем сегодня законодательстве он не только признан, но и существенно развит. Как указывает статья 2.10 КоАП, возможно привлечение к ответственности организаций, совершивших нарушения в случаях, предусмотренных в Особенной части или иных (в частности, в региональных) нормативных актах. В действующем Кодексе более половины статей закрепляют меры воздействия за противоправные действия, совершенные предприятиями. Стоит отметить, что санкции за нарушения достаточно жесткие. Например, величина штрафа может достигать 1 млн р., трехкратной суммы налогов, не отчисленных в бюджет, трехкратного размера цены предмета нарушения. Зачастую при расчете получаются огромные цифры. Кроме штрафов, для юрлиц предусмотрены такие меры, как конфискация. К примеру, в случае выявления фактов оборота или производства спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям госстандартов, нарушителю может вменяться штраф до 200 тыс. р. с изъятием продукции, оборудования или сырья. За некоторые проступки назначается такое наказание, как приостановление работы на период до 3-х мес. Стоит сказать, что в делах о правонарушениях, как правило, участвует представитель лица, привлекаемого к административной ответственности. Практически на каждом крупном предприятии предусмотрена соответствующая штатная должность. Если в организации отсутствует сотрудник, имеющий соответствующие полномочия, то в рассмотрении дела участвует или руководитель, или сторонний субъект по доверенности. Обычно директора обращаются за помощью к квалифицированным юристам.

Проблемы применения наказаний к организациям

Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.

businessman.ru

Права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности

Порядок производства по делам об административных правонарушениях,  виды административных правонарушений и ответственность за их совершение установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела об административном правонарушении  прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), назначения наказания на месте совершения административного правонарушения, когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, либо его представителю, в обязательном порядке, разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка.

Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника (статья 25.5 КоАП РФ). В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, правонарушителю предоставлено право давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю   юридического лица под расписку (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме вышеперечисленных, к правам лиц, в отношении которых возбуждено административное производство, также относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства (например – о проведении экспертизы и т.п.) и отводы, а также иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ (статья 25.1 КоАП РФ).

Важно отметить, что на правонарушителя распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, согласно которым, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Также, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается с его участием. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, и что от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Что же касается обязанностей, то в ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ законодатель указывает на обязанность правонарушителя явиться на рассмотрение дела в случае, если судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, признали обязательным его присутствие при рассмотрении дела. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано присутствовать при рассмотрении дела, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства или обязательные работы.

Кроме того, в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ закреплена обязанность лиц, подвергнутых административному штрафу -  уплатить штраф, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или  рассрочки.

Рассматриваемая обязанность иным образом сформулирована применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении. Установление более короткого срока для уплаты административного штрафа обусловлено тем, что административный штраф иностранному гражданину или лицу без гражданства может назначаться одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Также в ч. 6 ст. 32.10 КоАП РФ закреплена обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, - выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

 

 Правовая группа МО МВД России «Алапаевский»

xn--80aa6ar.66.xn--b1aew.xn--p1ai

46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренныхчастью 3 статьи 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицо, привлекаемое к любому виду юридической ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, а также оспаривать обвинение, заявлять ходатайства, обжаловать действия государственных и муниципальных органов, должностных лиц.

Привлекаемому к административной ответственности лицу предоставляется право ознакомления со всеми процессуальными документами. Данное право, разумеется, включает возможность участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется.

Из этого следует, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знать не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и положения другого нормативного акта, когда диспозиция нормы является бланкетной. По нашему мнению, порядок ознакомления данного лица с делом должен быть законодательно определен.

В случаях применения к лицу административного задержания или привода оно должно иметь право информировать об этом не только родственников, но и других лиц. Кроме того, лицу, привлекаемому к административной ответственности, целесообразно предоставить право фиксировать время его задержания и освобождения в протоколе об административном задержании.

Возможность лица, привлекаемого к административной ответственности, лично давать письменные или устные объяснения, с одной стороны, является важной процессуальной гарантией, позволяющей обеспечить справедливое наложение административного взыскания, а с другой - обеспечивает достижение объективной истины, поскольку доводы, содержащиеся в объяснении, служат источником информации для компетентного органа (должностного лица).

Привлекаемое к административной ответственности лицо имеет право на доказывание обстоятельств, благоприятствующих защите. Участие данного субъекта производства в процессе доказывания выражается в представлении им доказательств и ходатайств. 

47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

studfiles.net

Процессуально правовой статус лица привлекаемого к административной ответственности

Кодекса, в соответствии с которыми, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а по их просьбе даже вручена под расписку копия протокола – лишь подтверждают эту мысль. Пункт 3 названной статьи предписывает при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъяснить их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом. Представляется, что это и должны быть права и обязанности лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения.

Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности

  • ицом, сообщившим о совершении им административного правонарушения (если подобное заявление не исключает административной ответственности):
  • ицом, на которое очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указали как на лицо, совершившее объективно-противоправное деяние:
  • ицом, на одежде которого, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы административного правонарушения.

Административно-правовой статус лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения — это закрепленная в законе система прав и обязанностей, регулирующая взаимоотношения между органами исполнительной власти (государственного управления), судом или уполномоченными должностными лицами и лицом, в отношении которого имеется нерассмотренный соответствующим должностным лицом (органом) надлежаще оформленный протокол об административном правонарушении.

А. процессуальный статус лиц, привлекаемых к административной ответственности

Физическое лицо, в отношение которого ведется процесс, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также обязано подчиняться требованиям ПИКоАП. Индивидуальный предприниматель обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать его полномочия. Юридическое лицо реализует свои права и обязанности в соответствии со ст. 4.1 ПИКоАП. Потерпевший – физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.Оповещение потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела также является обязательным.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности: права и обязанности

Внимание Специальные признаки разделяются на группы, которые отражают:
  1. Специфику трудовой деятельности, служебного статуса.
  2. Прошлое неправомерное поведение.
  3. Прочие особенности юридического положения гражданина (военнообязанный, иностранец и пр.).

Исключения Не допускается привлечение к ответственности граждан, которые при совершении неправомерного поступка не отдавали отчет в своих действиях или не могли руководить ими в связи с душевным расстройством. Как отмечают эксперты, законодательство признает субъектами правонарушений исключительно вменяемых и достигших установленного возраста людей.

Психически больные люди, а также малолетние не обладают волей и сознанием, необходимыми для адекватной оценки и решения жизненных ситуаций.

46. права лица, привлекаемого к административной ответственности.

Инфо

Воеводиным: «ответственность личности, как и свобода, — непременное слагаемое человеческого бытия, и в частности, ее способности сознательно, по своей воле, предвидя последствия своих действий, избирать вид и меру собственного поведения» [2]. С.Н. Братусь полагает, что юридическая ответственность — это та же обязанность, но принудительно исполняемая, если лицо (гражданин или организация), на котором эта обязанность лежит, не исполняет ее добровольно [3].

Существует также мнение считать правовую ответственность обязанностью дать отчет в своих действиях [4]. Как нам представляется, такой подход к понятию ответственности вряд ли следует признать удачным. И, наверное, не случайно О.Э. Лейст в этой связи утверждает, что подобное понимание существенно противоречит общепринятым принципам юридической ответственности.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности

Обязанности, как составной элемент статуса, выполняют различные функции. В литературе они характеризуются по-разному. Одни авторы рассматривают их как меру и вид должного поведения, другие – как необходимое условие для реализации свобод и возможностей, третьи – как фактор укрепления порядка и законности.

Однако большая часть специалистов придерживаются позиции, что обязанности представляют собой меру должного поведения, предписанную нормами. Еще один элемент статуса – гарантии. Некоторые авторы относят их или к принципам, или к предпосылкам, характеризующим положение индивида в обществе.

При этом гарантии не рассматриваются как самостоятельный элемент. В большей степени их следует относить к работе уполномоченных органов и их служащих, принимающих надлежащие меры для реализации прав граждан. Гарантии придают действенность возможностям и свободам, обеспечивают их защищенность.

Участники судопроизводства по делам об административных правонарушениях

Лицо, привлекаемое к любому виду юридической ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, а также оспаривать обвинение, заявлять ходатайства, обжаловать действия государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Привлекаемому к административной ответственности лицу предоставляется право ознакомления со всеми процессуальными документами.

Данное право, разумеется, включает возможность участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется. Из этого следует, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знать не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и положения другого нормативного акта, когда диспозиция нормы является бланкетной.

По нашему мнению, порядок ознакомления данного лица с делом должен быть законодательно определен.

yurist123.ru

Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. (Извлечение)

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.----------------------------------------------------------------Постановление по делу о нарушении правил дорожного движения может быть обжаловано:1. Постановление о наложении взыскания в виде лишения права управления транспортным средством или предупреждения, оформленного с составлением протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд. 2. Постановление о наложении взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или районный (городской) народный суд. 3. Постановление о наложении взыскания в виде предупреждения, оформленного установленным способом на месте совершения нарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).Жалоба на постановление по делу о нарушении правил дорожного движения может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен должностным лицом (органом), правомочным рассматривать жалобу.Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу о нарушении правил дорожного движения.Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Квитанция об уплате штрафа предъявляется в подразделение ГАИ по месту вынесения постановления.В случае неуплаты штрафа в установленный срок он взыскивается в принудительном порядке.

Приложение 2к инструкцииСВЕДЕНИЯО ВОДИТЕЛЯХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ,УЧАСТВОВАВШИХ В ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ(ДОПОЛНЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ ______________ N _______)В результате происшествия повреждено:1-е транспортное средство: _______________________________________(марка, номерной знак,__________________________________________________________________принадлежность, место учета, внешние повреждения)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2-е транспортное средство: _______________________________________(марка, номерной знак,__________________________________________________________________принадлежность, место учета, внешние повреждения)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сведения о водителях:1. _______________________________________________________________(фамилия, имя, отчество, место жительства и работы, телефон,__________________________________________________________________категория, серия и номер водительского удостоверения)__________________________________________________________________2. _______________________________________________________________(фамилия, имя, отчество, место жительства и работы, телефон,__________________________________________________________________категория, серия и номер водительского удостоверения)__________________________________________________________________(оборотная сторона приложения 2к инструкции)СХЕМА ПРОИСШЕСТВИЯ(на схеме указать измерения, позволяющие восстановитьрасположение транспортных средств после совершенияпроисшествия)-----------------------------------------------------------------¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦L-----------------------------------------------------------------Со схемой и обстоятельствами Понятые: 1. ______________________происшествия, изложенными в (Ф.И.О., местопротоколе, согласны: ______________________1. Водитель ________________ жительства, телефон(подпись) ______________________2. Водитель ________________ служебный или домашний,(подпись) ______________________подпись)2. _____________________(Ф.И.О., место______________________жительства, телефон______________________служебный или домашний,______________________подпись)Подпись лица, составившего схему _____________________________(должность, звание, фамилия)"__" __________ 19__ г.--------------------------------Бланки изготавливаются на бумаге с миллиметровой сеткой.

Приложение 3к инструкцииУгловой штампоргана внутренних делСПРАВКАВыдана гр. _______________________________________________________(фамилия, имя, отчество)о том, что "__" ____________ 19__ г. в _______ час. _______ мин.на _______________________________________________________________(указать точное место)в результате дорожно - транспортного происшествия автомобиль(мотоцикл): марка _____________, номерной знак ___________________двигатель N ________________ кузов (рама) N ______________________получил механические повреждения: ________________________________(характер повреждений, обнаруженных внешним__________________________________________________________________осмотром, и место их расположения)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сведения о других участниках ДТП: ________________________________(фамилия, имя, отчество,__________________________________________________________________точный адрес места жительства и работы)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(должность, звание, фамилия и инициалы выдавшего справку)М.П. "__" ____________ 19__ г. ________________(подпись)Примечание. Справка не является основанием для определения суммы причиненного материального ущерба.

Приложение 4к инструкцииПРОТОКОЛ N ______ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ"__" _____________ 19__ г. гор. (село) _________________Я, ___________________________________________________________(должность, звание, фамилия лица, производившего осмотр)__________________________________________________________________получив сообщение (указание) _____________________________________(когда, от кого, о чем)____________________________________________________________________________________________________________________________________прибыл ___________________________________________________________(указать точное место, куда прибыл для осмотра)и с участием _____________________________________________________(должность, звания, фамилии следственных оперативных,__________________________________________________________________прокурорских работников, судебных экспертов или работников НТО,__________________________________________________________________медицинских работников)в присутствии:1. Понятых ___________________________________________________(фамилия, имя, отчество, местожительство)____________________________________________________________________________________________________________________________________2. Других лиц ________________________________________________(водителей, потерпевших пассажиров или пешеходов,лиц, сопровождающих грузы, и т.п.)__________________________________________________________________руководствуясь ст. ст. ___________________ УПК ___________________произвел осмотр места дорожно - транспортного происшествия, о чемв соответствии со ст. ___________________________ УПК ____________составил настоящий протокол.Понятым и участвующим в осмотре лицам их права и обязанности,предусмотренные ст. ст. _________________________ УПК, разъяснены.Путем опроса (причастных к данному происшествию лиц,очевидцев, других граждан)__________________________________________________________________(фамилия, инициалы, местожительство__________________________________________________________________лица, сообщившего о времени происшествия)установил, что происшествие имело место ____________________________________________________________________________________________(указать час, минуты, день, месяц, год)Осмотром места происшествия установлено:I. Участок пути или улицы, где произошло происшествие:Наименование местности, где произошло дорожное происшествие__________________________________________________________________(наименование населенного пункта, улицы, дороги,__________________________________________________________________на каком километре)Направление дорожного полотна относительно частей света ________________________________________________________________________Тип дорожного покрытия _______________________________________(асфальтное, щебеночное, булыжное, грунтовое, песчаное и т.д.)Состояние дорожного покрытия _________________________________(сухое, мокрое, покрытое снегом,__________________________________________________________________гололед, замасленное, наличие выбоин, колеи,__________________________________________________________________коэффициент сцепления шин с дорогой)Величина продольного уклона дороги (в градусах) ________________________________________________________________________________(указать, в каком направлении и каким способом проводилось__________________________________________________________________измерение)Радиус поворота дороги в метрах ______________________________(каким способом__________________________________________________________________проводилось измерение)Ширина проезжей части дороги _________________________________Ширина обочины _______________________________________________Ширина пешеходных дорожек ____________________________________Ширина кюветов _______________________________________________Глубина

К тексту закона »

www.lawmix.ru