Что такое прямые налоги – чем они отличаются от косвенных. Личные и реальные налоги


Прямые налоги в РФ. Налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся :: BusinessMan.ru

Каждый гражданин любой страны мира платит налоги, являющиеся основой формирования государственной казны. Он может делать это от своего лица (перечисляя в казну государства так называемые "прямые" сборы") или осуществляя платежи косвенного типа.

Оснований для классификации налогов достаточно много. Мы рассмотрим трактовки, наиболее распространенные в России. Постараемся раскрыть суть таких явлений, как прямые налоги, "налоговый агент", "офшор", и рассказать о том, что означают прочие интересные термины.

Объект и предмет налогообложения

Что выступает объектом налогообложения? К таковым явлениям принято относить определенного рода действия (а также события или же состояния), которые дают государству законный повод исчислить налог. Например, это может быть сделка купли-продажи недвижимости, ввоз товара в страну, владение какой-либо собственностью.

Что же такое предмет налогообложения? Это, собственно, материальная (фиксируемая в тех или иных величинах) основа совершения тех действий, которые формируют объект налогообложения. То есть, в случае со сделкой купли-продажи недвижимости это квартира, дом, земельный участок, при ввозе товара в страну - это, собственно, то, что везется (продукты, одежда, электроника), если речь идет о владении собственностью - это ее конкретный вид (жилье, автомобиль).

Определившись с тем, что такое объект и предмет сборов, изучим понятие прямых и косвенных налогов. Этот способ классификации обременений является общепринятым в среде российских юристов.

Факты о прямых налогах

Какие налоги принято относить к прямым? В общепринятой российскими юристами трактовке такой тип сборов осуществляется государственными органами с имущества (его рыночной стоимости в установленной валюте) или же доходов граждан. Тот субъект, который получает выручку, подлежащую налогообложению, называется фактическим плательщиком. Практически во всех странах мира есть обременения такого типа. К прямым налогам относятся самые разные виды сборов. Какие из них наиболее часто встречаются в России? Это НДФЛ, налог на прибыль организаций, на дарение, имущество, наследование, добычу нефти, газа, угля и т. д.

Один из ключевых критериев, определяющих сущность термина "прямые налоги" - то, что субъект осуществления платежей делает взносы в казну сознательно - сам, или же доверяя перечисление денежных средств особому агенту (о них - чуть позже). Либо, по крайней мере, находясь в курсе того, что такую-то сумму по такому-то основанию необходимо перечислять в пользу государственного бюджета.

Еще одна важная характеристика прямых налогов - персонификация. Государство знает, кто и сколько должен бюджету, и на каком основании этот долг возник. В некоторых случаях органы власти обеспечивают возможность оплаты прямых налогов посредством сразу нескольких каналов - только бы субъект обременения осуществил свои обязанности по перечислению нужной суммы.

Налоги: реальные и личные

Прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый - так называемые "личные" сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. То есть, в расчет берется как фактическая величина выручки (зарплаты, ренты и т.д.), стоимости объектов собственности, принадлежащих конкретному лицу - физическому или юридическому. Прямой личный налог, фактически, привязан к паспорту или ИНН человека (или же ОГРН организации). Государство в данном случае не сильно интересует конкретный предмет налогообложения, в большей - тот субъект, который обязан уплачивать с полученной выручки отчисления в бюджет.

Второй основной тип сборов, которые к прямым налогам относятся - это "реальные" платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физлица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности - земли, недвижимости, ценных бумаг и т. д. При подсчете сумм, подлежащих уплате в казну государства, учитываются внешние характеристики объектов налогообложения. Если это, например, дом, то определяющую роль играет его площадь. Как правило, подсчет потенциального дохода, который может принести владельцу тот или иной объект недвижимости, не ведется.

И потому каждый год начисляется налог на имущество - прямой, подлежащий обязательной уплате. Хоть он и сравнительно невелик в России (во многих других странах мира такие сборы исчисляются, исходя из рыночной стоимости имущества, и могут составлять существенные по размеру суммы).

Мы узнали, что прямые налоги делятся на несколько типов, определили их сущность, узнали, почему они так называются. На очереди - изучение совершенно иного типа сборов. А именно налогов, относящихся к косвенным. Попробуем изучить их основные особенности.

Факты о косвенных налогах

К косвенным сборам относятся суммы, подлежащие выплате в казну государства на основе устанавливаемых непосредственно налогоплательщиком надбавок к основной стоимости какого-либо актива. Самые распространенные виды такого типа денежных обременений - акцизы, таможенные пошлины, а также НДС.

Сборы такого типа называются косвенными потому, что фактически их оплату производит не сам субъект перечисления сборов, а некоторое третье лицо. Как правило - покупатель товара. НДС, пошлины и акцизы - это издержки, которые закладываются предпринимателем в отпускную стоимость товара (можно сказать, что наравне с расходами на транспорт, погрузку, закупку у производителя, рекламу и т.д.).

Этим-то и отличаются налоги прямые и косвенные: в случае с первыми, плательщик сознательно переводит денежные средства государству, а при уплате вторых - за него это делают третьи лица. Которые, в свою очередь, могут и не быть осведомленными об этом (все-таки нюансы начисления того же НДС, а также определения его доли в себестоимости товара - как правило, закрытая для покупателей информация).

В России НДС обязуются уплачивать не только те предприниматели, которые заняты в торговле, но также и те, кто оказывает услуги. Правда, законом определено достаточно большое количество сервисов, предоставление которых не облагается данными видом косвенного налога. Предпринимателю, чтобы иметь достоверную информацию на этот счет, следует вооружиться самой свежей НК РФ и прочитать статью 164 - именно в ней отражаются все нюансы, связанные с налогообложением бизнеса посредством НДС.

Важность косвенных налогов для государства

Большинство государств мира, включая Россию, задействует косвенные налоги как один из главных инструментов формирования бюджета. Основным преимуществом такого типа сборов экономисты называют быстроту транзакций: как только товар реализуется (или, к примеру, пересекает границу), в кратчайшие сроки налог переводится в казну.

Еще один плюс косвенных сборов с точки зрения бюджетной политики: НДС и прочие виды обременений, как правило, привязаны к товарам широкого потребления. То есть, их торговый оборот будет вестись практически при любой экономической обстановке. А это значит, в бюджет всегда будут поступать средства, взимаемые в рамках сборов косвенного типа. Их величину, к слову, государство может регулировать, вводя рекомендуемые или же обязательные ставки НДС.

В каких пропорциях соотношение прямых и косвенных налогов находит отражение в бюджете страны? Все зависит от конкретного государства. Известно, что в доходах российского бюджета преобладают все-таки косвенные налоги: таможенные пошлины, сборы за ввоз товаров, платежи за пользование природными ресурсами. Если говорить о конкретно налогах на прибыль и доходы, то в структуре выручки бюджета РФ их доля сейчас - около 3%.

Кто такие налоговые агенты?

Существует такой термин, как "налоговый агент". Иногда под ним ошибочно понимают сотрудника ФНС. Это, конечно, не так. Налоговый агент - это физлицо или организация, которое в соответствии с требованиями закона обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет того или иного уровня необходимую сумму налога. Например, если человек трудоустроен по найму, то налоговым агентом будет его компания-работодатель.

Офшоры, налоговые льготы

В некоторых случаях определенные группы лиц и организаций освобождаются от уплаты налогов. Это может быть, например, если они ведут свою деятельность в "офшорных зонах" - территориях государств, гарантирующих нулевую (или крайне малую) ставку по сборам для иностранных фирм. Но даже в странах, не относящихся к "офшорным", могут быть определенного рода привилегии, называемые "налоговым иммунитетом". Это явление подразумевает свободу граждан или организаций от перечисления платежей в бюджет по тем или иным основаниям, определяемым законом.

Один из самых распространенных критериев классификации сборов в пользу казны государства - административный уровень субъекта обложения. Исходя из этого, выделяют местные, региональные и федеральные типы обременений. Самое интересное, что на каждом уровне могут взиматься как косвенные, так и прямые налоги. В РФ система сборов в бюджет функционирует, как отмечают многие эксперты, в рамках достаточно строгих регламентов. Рассмотрим то, как устроено налогообложение на каждом из уровней.

Налоги местного масштаба

Местные налоги - это платежи, осуществляемые физлицами и организациями, которые поступают в локальные административные структуры (муниципалитеты). Величина выплат, соответственно, регулируется местными органами власти - госсоветами, мэриями. Хотя, как отмечают российские юристы, в нашей стране эта система настолько централизована, что роль муниципалитетов в определении размера налоговых отчислений фактически сведена к минимуму.

В РФ к местным сборам принято относить, прежде всего, земельный налог. Но есть и другие важнейшие разновидности сборов. Это налог на имущество граждан, на рекламу, на дарение (наследование), а также различного рода лицензионные обременения. Муниципальные сборы уплачиваются субъектами, имеющими постоянную регистрацию в конкретных городах, районах, населенных пунктах сельского типа.

Налоги региональные

Следующий за муниципалитетами административный уровень управления в России - это субъект федерации, то есть регион. К сборам этого типа относятся: налог на недвижимость, на имущество юрлиц, с продаж, на предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми. Сюда же входят, аналогично тому, как это происходит на муниципальном уровне, лицензионные обременения - но уже регионального характера. Также к числу сборов этого уровня принято относить транспортный и дорожный налоги. Региональные сборы обязательны к уплате резидентами конкретных субъектов федерации.

Налоги федеральные

На высшем уровне государственного управления и при непосредственном участии соответствующих органов власти собираются федеральные налоги. К таковым относятся самые разные виды обременений - как прямые налоги, так и косвенные.

Это НДС, акцизы, обременения, базируемые на прибыли юрлиц, НДФЛ, взносы в социальные фонды, таможенные пошлины и т. д. Федеральные прямые и косвенные налоги обязательны к уплате абсолютно всеми гражданами и юрлицами, зарегистрированными в России.

Уплата налогов за рубежом

Субъектами уплаты налогов жители РФ могут быть не только у себя на родине, но и находясь за рубежом. Как вариант - ведя там бизнес или работая. Гражданин России, как правило, не освобождается от перечисления денежных средств в соответствующих размерах в казну того государства, где он ведет деятельность. Вместе с тем в его случае есть вероятность столкнуться с так называемым "двойным" налогообложением.

О двойном налогообложении

Ситуация, о которой идет речь, возникает, если человек, являющийся гражданином одной страны, платит в ней налоги - прямые и косвенные. И делает то же самое, по тем же основаниям, находясь в другом государстве. Например, если у нас открыт бизнес в Германии, то мы, с одной стороны, обязаны платить налоги в немецкую казну, с другой - перечислять соответствующие суммы в российский бюджет. Касательно косвенных сборов - мы, приобретая товары в берлинском супермаркете, точно так же платим за него НДС. Ставки налогов в России и Германии при этом, как правило, различаются.

Такое положение дел невыгодно для граждан и предпринимателей. Поэтому, в мировой практике дипломатических отношений между разными странами принято по возможности составлять соглашения об обходе двойного налогообложения. Есть и односторонний метод избегать этого явления - издание национальных законов, разрешающим гражданам, ведущим бизнес за рубежом, не платить у себя на родине налоги тех типов, что начислены в другой стране. Либо делать послабления, в свою очередь, для иностранцев (например, власти многих европейских стран позволяют зарубежным гражданам, делающим покупки в немецких магазинах, возвращать уплаченный НДС при выезде из государства, заполнив специальное заявление на таможне - если, конечно, сохранились чеки).

Методы взимания налогов

Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги - прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.

Во-первых, это налогообложение так называемого "прогрессивного" типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.

С "прогрессивными" сборами соседствует "регрессивный" метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.

Есть налогообложение так называемого "пропорционального" типа. При нем ставка не зависит от размера налоговой базы. Иногда такой режим называют "плоской шкалой" сборов. Самый популярный в России налог, который исчисляется таким способом - это НДФЛ в размере 13%.

Есть так называемое "равное" налогообложение. Он представляет собой взимание с граждан одинаковых, и, как правило, фиксированных сумм вне зависимости от уровня дохода. Применяется такой тип налогообложения, как правило, реже, чем три предыдущих. Но в нашей стране он тоже есть (ниже мы приведем несколько практических примеров в подтверждение).

Популярные виды сборов: НДФЛ

Самым, пожалуй, распространенным в России прямым налогом является НДФЛ. Его обязаны уплачивать все физические лица, проживающие на территории РФ и получающие в том или ином виде персональный доход. Это могу быть как граждане России, так и подданные иностранных государств. Возможен вариант, при котором плательщиками НДФЛ будут лица, не имеющие паспорта какой-либо страны.

Объектом налогообложения выступает получение дохода за счет предпринимательской деятельности, наемной работы, продажи чего-либо. Учитывается не только выручка наличными, но также и натуральная форма доходов (по рыночной цене или определяемой государством стоимости).

Типовая ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для нерезидентов страны ставка существенно выше - 30%. Самое интересное, что к такому статусу могут быть причислены и граждане РФ - в тех случаях, когда основную часть времени живут за рубежом. В свою очередь, статус резидента получают иностранцы, если проживут в России более 183 дней в течение 12 месяцев.

Во многих зарубежных аналог НДФЛ возвращается, если доходы граждан ниже определенного уровня. В России механизма, в точности повторяющего такую схему, нет, но есть множество других оснований для возврата уплаченных сборов. Такие процедуры называются в РФ "налоговыми вычетами".

Популярные виды сборов: налог на имущество

Перечисляя виды прямых налогов, принятых в России, нельзя не отметить различного рода имущественные сборы. Владельцы квартир, домов, земельных участков и автомобилей, проживающие в России, платят в казну за то, чем обладают. Не имеет значения, пользуется ли человек своей собственностью или нет, задействует ли он свои владения в коммерческих целях, или не делает этого - перечислять суммы в казну он обязан. Если речь идет о недвижимости, то налог, в соответствии с текущим законодательством, определяется как 0,1% от кадастровой стоимости объекта. Касательно транспортных средств - величина сбора зависит от мощности двигателя в л. с. и устанавливается отдельными законодательными актами.

Платежи в социальные фонды

Распространенные в России прямые федеральные налоги - это перечисления во внебюджетные фонды: ПФР, ФОМС и ФСС. Их на ежеквартальной (а в некоторых случаях - ежегодной) основе осуществляют предприниматели и юрлица применительно к двум случаям: либо когда речь идет о выплате заработной платы наемным сотрудникам, либо когда есть необходимость вносить так называемые "фиксированные" платежи в фонды.

В первом случае уплате в ПФР, ФОМС и ФСС подлежит примерно 30% от суммы, которую заработал в соответствии с трудовым договором сотрудник фирмы. Во втором - величина платежей определяется отдельными законодательными актами, и из года в год может сильно варьироваться (как в большую, так и в меньшую сторону). К слову, в этом случае отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС можно отнести к редкому виду "равного" налогообложения. Вне зависимости от уровня дохода предпринимателя суммы для всех зарегистрированных в России ИП будут одинаковыми.

Популярные виды сборов: налог на прибыль предприятий

Рассмотрим еще один прямой налог. Примеры тех, что характерны главным образом для деятельности физлиц, мы рассмотрели. Сейчас речь пойдет о типе сборов, которые отражают специфику работы организаций. А именно - о налоге на прибыль предприятий.

Этот вид сборов уплачивают юрлица, зарегистрированные в РФ и ведущие предпринимательскую деятельность. Объектом обложения сбором может быть получение выручки или чистой прибыли за счет продажи товаров или оказания услуг. В некоторых случаях к доходам приравниваются поступления за счет сдачи недвижимости и иной собственности в аренду, получение процентных выплат по акциям, а также компенсации (дотации) от государства.

Единственное, что дает компании право на законных основаниях уменьшить налог на прибыль - прямые расходы. То есть нужно показать ФНС, что выручка сопровождается значительными издержками. К прямым расходам относятся самые разные виды затрат, но чаще всего в эту категорию попадает закупочная стоимость товара на заводе, транспортные расходы, зарплата персонала.

Типовая ставка налога на прибыль предприятий в России 20%. В очень многих случаях применяются особые режимы сбора платежей в бюджет: ЕНВД, УСН и т. д.

businessman.ru

Реальный налог

Реальные налоги являются разновидностью налогов прямого типа и представляют собой одну из составляющих общей системы российского налогообложения.

Общая суть системы налогообложения сводится к принудительному и безвозмездному взиманию с юридических и физических лиц определенного размера платежей с целью финансовой поддержки деятельности государства.

Налоги не следует путать с пошлинами и сборами, которые не носят безвозмездного характера и подлежат уплате при совершении сделок или иных действий.

Налоги, в зависимости от возложенной на них функциональной нагрузки, различий в условиях наступления налогового события, особенностей базы для начисления, а также видов объектов налогообложения, можно разделить на два класса: прямые и косвенные.

Налоги прямого действия

Прямые налоги начисляются и подлежат уплате с доходов налогоплательщиков или объектов их имущества. При расчете прямого типа налогов учитывается уровень дохода налогоплательщиков, а также их семейное положение. Прямые налоги должны быть уплачены налогоплательщиками в момент получения ими дохода, независимо от его дальнейшего расходования. К объектам для применения прямого типа налогообложения относятся:

  • доходы в денежной форме, в том числе заработная плата сотрудников, прибыль предприятий, проценты по вкладам, финансовая рента;
  • стоимость принадлежащих налогоплательщику объектов имущества (участки земли, дома, квартиры, автомобили, ценные бумаги).

Именно налогообложение прямого типа подразделяется на реальные налоги и личные.

Налоги косвенного действия

Налоги косвенного характера не могут взиматься с конкретных налогоплательщиков. Они входят в стоимость любых товаров или услуг в виде определенной надбавки к цене. К налогам косвенного типа можно отнести таможенные сборы и пошлины, НДС, а также акцизы. Таким образом, налогообложение косвенного типа выступает в роли определенного рода ценообразующего фактора. Уплачивается косвенный налог покупателем в момент приобретения им товара или услуги. В такой ситуации в роли сборщика налогов выступает собственник товара, продавец или лицо, оказывающее услугу.

Реальные налоги взимаются с некоторых объектов имущества плательщика.Основным преимуществом реальных налогов является то, что такие налоги – это более стабильный и определенный источник наполнений бюджета. Реальные налоги более явно обусловлены платежеспособностью налогоплательщиков, затраты же на их взимание незначительны. К отрицательным особенностям можно отнести снижение влечения к инвестициям и сбережениям при существенном размере процентных ставок и уклонение от уплаты таких налогов.

База для исчисления размера реальных налогов

Базой для начисления реального налога выступают отдельные объекты имущества, которыми владеет налогоплательщик. Например, земельные участки, жилая недвижимость, ценные бумаги, промышленные здания или сооружения, складские и торговые помещения, транспортные средства. Реальный налог при этом подлежит уплате по факту владения физическим или юридическим лицом этими видами имущества и не обусловлен финансовым положением налогоплательщиков, а также величиной его доходов.

В зависимости от характера объекта, который выступает в качестве базы для налогообложения, к прямым реальным налогам относят:

  • земельный;
  • имущественный;
  • подомовой;
  • транспортный;
  • промысловый.

Размер реальных налогов

Величина реальных налогов определяется с учетом внешних характеристик объекта, который облагается налогом. Для определения величины земельного налога размер находящегося в собственности налогоплательщика земельного участка имеет значение. Для имущественного налога важна кадастровая стоимость квартиры. Размер подомового налога рассчитывается с учетом количества окон, дверных проемов и общего размера строения. Промысловый налог зависит от количества рабочих или станков.

При определении реального налога расчет не учитывает фактическую величину дохода, который может приносить объект собственности своему владельцу. Ставка реального налога утверждается в процентах и носит усредненных характер.

Личный налог

К разновидностям личных налогов относят следующие виды налогов:

  • на прибыль;
  • на сверхприбыль;
  • подоходный;
  • на доходы от оборота капитала.

В отличие от реального этот тип налогов не зависит от внешних признаков находящегося во владении налогоплательщика имущества и учитывает его платежеспособность. Личный налог напрямую зависит от величины дохода, который это имущество приносит своему владельцу.

utmagazine.ru

Прямые налоги

Налоги — это способ пополнения государственного бюджета и платить их должен каждый человек. В преобладающем количестве государств в мировой практике налогообложения существуют как прямые налоги, так и косвенные.

Что такое прямые налоги

Примеры прямых налогов можно рассмотреть, взяв за основу любое государство в мире. Но прежде чем приступить к тщательному обзору конкретных видов и разновидностей прямых и косвенных налоговых сборов для начала необходимо установить сущность этого термина. Эксперты налоговой сферы отмечают прямые налоги как разновидность сборов изымаемых с населения в пользу бюджета страны. Прямому налогообложению подлежат прибыль и имущество данного населения – юридических и физических лиц. Подробнее остановимся на теоретических концепциях рассматриваемых налогов.

Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные. В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания. В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений. По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

Прямые налоги делят на две основные группы:

• сборы, которые взимаются с доходов лица;

• сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.

Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

Реальные налоги, примеры:

  • сборы за недвижимость;

  • сборы за земельные участки;

  • сборы за имеющиеся в собственности ценные бумаги — векселя, акции и так далее;

  • налог на денежный капитал;

  • на фонды организаций и предприятий;

Личные налоги, примеры:

  • налог на собственность;

  • налог на доходы;

  • налог на дарение или наследство;

  • налог на юридические действия граждан;

Реальным налогом облагаются лица вне зависимости от того сможет ли субъект его заплатить, а личный рассчитывается на основе величины доходов этого субъекта, то есть в этом случае рассматривается платежеспособность плательщика этих сборов. Простыми словами если человек не получает зарплату, то он не платит налог на прибыль, а вот если у него есть собственность — имущество – он все равно должен оплачивать налог за него.

Как отличить реальные налоги от личных, рассмотрим ниже:

  1. Реальный налог не учитывает уровень денежных поступлений в семейный бюджет личности, а личный налог этот фактор учитывает — уровень дохода личности, состав ее семьи и их суммарный достаток;

  2. Реальное налогообложение изымается пропорционально, личное прогрессивно;

  3. Реальный налог поступает в бюджет с валового дохода, приносимого от собственности, а личный налог – с чистого дохода плательщика налогов;

  4. Реальный налог взыскивается по внешнему признаку доходов, личный – по фактическому;

Основной признак всех налогов подразумевает их принудительное взыскание, отсутствие встречного стоимостного движения и неравноценность.

Прямые налоги, их перечень:

  • налог на прибыль физических лиц;

  • налог на прибыль организаций и предприятий;

  • налог на промысел полезных добываемых ресурсов – разновидность прямого сбора, который изымают из результата объемов промысла угля, газа, нефти и прочих ископаемых, в ценовом выражении;

  • налог на водные ресурсы – прямой налог за пользование водой и водных объектов;

  • налог на собственность юридических лиц — в нем учитывается среднее годовое значение стоимости недвижимой и движимой собственности (имущества) организаций и предприятий;

  • налог на транспорт – прямой вид имущественного регионального налога, который взимают с собственников различного транспорта физических и юридических лиц, а также объектов индивидуального предпринимательства;

  • налог на игровой бизнес – уплачивают владельцы заведений игровой направленности – казино, игровые установки, букмекерские конторы, тотализаторные заведения, пункты ставок и так далее;

  • налог на земельные наделы – имущественный прямой налог, взимаемый с собственников земельных наделов;

  • имущественный сбор — местный прямой вид сборов, взимается с физических лиц, владеющие недвижимостью;

Налоги косвенные имеют совершенно иное определение. Формально этот вид налогов уплачивает субъект — компания, которая например, занимается продажами, а фактически косвенный налог уплачивают клиенты этой компании, пользующиеся ее услугами либо покупающие предлагаемую ею продукцию. Каким образом эти лица платят косвенный налог? Просто налог заложен в стоимость товара либо услуги. Далее компания перечисляет этот вид налога в государственный бюджет.

Косвенному налогообложению подвергаются товары и услуги, а также различные виды деятельности и ресурсы. Косвенный налог уже внесен в стоимость некоторых товаров или услуг, но облагаются им не все граждане, предприятия и организации, а только те, кто покупает такие специфические облагаемые услуги и потребительские товары. Косвенные налоги представлены таможенными пошлинами, акцизами и фискальными монопольными сборами. Самыми важными косвенными налоговыми сборами являются акцизы. Акциз — это прибавка к цене товара или услуги массового употребления, например алкоголь, табачные изделия. Следовательно, купив бутылку вина, покупатель уже оплачивает косвенный налог. Таможенные налоги — это такие сборы, которые взимаются с товаров, идущих на экспорт или импорт, или же следуя через государство транзитом.

Отличным примером косвенного налогообложения можно считать налог на добавленную стоимость — это такая форма изъятия организованной стоимости, включенная в состав стоимости услуг или товаров. Косвенные налоги разделяются на индивидуальные и универсальные. Обложению индивидуальным косвенным налогом подвергаются некоторые товары и услуги, примером являются акцизы. А вот универсальному косвенному налогообложению подвергаются практически все товары и услуги, за исключением социально-значимой сферы.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных? А тем, что они принципиально разные. Прямые налоги представляют собой ориентированность на работоспособность каждой личности, доходы и прибыль которой и есть источником такого налога, а вот косвенные – нейтральные, ориентированные на товар, а не на личность.

Заработная плата, рентная плата, доходы, а также стоимость собственности – земли, акций, облигаций, векселей, дома, квартиры налогоплательщика и являются объектами прямого налогообложения. Налогоплательщик является как сборщиком, так и плательщиком таких сборов.

Проще управлять косвенными налогами, поэтому в малоразвитых странах они очень популярны. В странах, где довольно хорошо развита экономика, высокий уровень жизни и образования прямые налоги более распространены, нежели косвенные налоги.

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения

Весомым преимуществом прямых налогов является то, что они стабильно и непрерывно обеспечивают пополнение государственного бюджета. Эти налоги являются эффективным средством целенаправленного влияния на фактор распределения прибыли и гарантией стабильности. А весомым недостатком прямых налогов является их открытость, плательщик видит, какую сумму он платит. Поэтому возникает такое частое распространенное явление как уклонение от уплаты налога методом скрытия своих доходов.

Итак, преимущества прямых налогов:

  1. заранее известны, гарантированно пополняют бюджет государства;

  2. для взимания требуются значительные административные расходы;

  3. справедливые, потому что взимаются исходя из платежеспособности плательщика;

Недостатки прямых налогов:

  1. прямой налог платить нужно в обязательном порядке, поэтому у налогоплательщика нет выбора, платить или нет;

  2. для плательщика прямые налоги психологически более заметны, потому что взимаются крупные суммы;

Достоинства прямого налогообложения:

1. Социальные – распределение прямых налогов происходит таким образом, что более крупную сумму налога платят более обеспеченные слои населения;

2. Экономические – прямой налог обеспечивает тесную связь доходов населения с его платежами в государственный бюджет;

3. Регулирующие – в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика, прямые налоги существенно регулируют большинство экономических процессов, например накопление капитала, инвестиции, деловая активность и так далее.

Недостатки прямого налогообложения:

1. Бюджетные – стабильное пополнение государственного бюджета возможно только при оптимально развитых рыночных отношениях, потому что только при таких условиях формируется реальная рыночная цена и реальные доходы населения. Однако в этой ситуации возможны как прибыль, так и убытки и это является минусом системы прямых налогов;

2. Контрольные – чтобы контролировать поступление налогов в государственную казну необходимо создавать расширенные аппараты управления системой налогообложения с использованием новейших способов контроля над налогоплательщиками;

3. Организационные – для такого вида налогов необходима сложная система механизма изымания налогов из-за сложной методики бухгалтерской учетности и отчетности;

4. Полицейские – возможны уклонения от уплаты налогов, вследствие коммерческой тайны, а также из-за несовершенной системы контроля над налогообложением;

Преимущества косвенных налогов следующие:

• имеет скрытый характер взимания;

• гарантирует фискальный эффект для государственной казны;

• есть возможность выбрать платить или не платить этот вид налога, покупая или отказываясь от приобретения соответственных товаров и услуг, которые подлежат обложению этим налогом;

Самый главный положительный момент в косвенных налогах его скрытость, потенциальные налогоплательщики могут и не догадываться о том, что они платят этот вид сбора. С помощью скрытых косвенных налогов возможно хорошо поднять и поддерживать цену товаров имеющих малую себестоимость рационально и экономически.

Косвенные налоги также имеют несколько минусов, а именно:

• непостоянные для пополнения бюджета государства;

• на взимание их требуется гораздо больше административных затрат;

• пагубно влияют на малый бизнес, дестимулируют рост экономики;

Подводя итоги прямой и косвенной системы налогообложения допустимо сделать определенные выводы.

Человечество придумало систему налогообложения, а также различные виды налоговых сборов. Каждому такому виду налоговых сборов присущи конкретные особенности и функции, а также они занимают каждый свое место в системе налоговой политики. Все налоговые сборы подразделяются на прямые и косвенные.

Анализируя указанные выше недостатки и преимущества прямых и косвенных бюджетных обязательств можно сказать, что они способны как улучшать существование населения, так и ухудшать его. Критерием отличия между ними является статус налогоплательщика, который должен уплачивать такие платежи в государственный бюджет, как того требует законодательство. Чтобы наглядно понять систему прямого и косвенного налогообложения рассмотрим примеры, приведенные в таблице:

Прямое налогообложение

Косвенное налогообложение

Плательщик де-юре

Плательщик налогов юридическое и физическое

Плательщик налогов

Плательщик де-факто

Плательщик налогов

Клиент плательщика налогов, покупатель — физическое либо юридическое лицо

Примеры сборов

налог на прибыль юридических лиц, собственнические налоги

таможенные сборы, акцизы

Иногда четко разграничить между собой прямые и косвенные платежные обязательства сложно. Для пополнения государственного бюджета серьезными и значительными являются и прямые налоги и косвенные, именно в этих целях государство старается совершенствовать методы эффективного сбора налогов. Но часто имеет место уклонение граждан налогоплательщиков от отчислений налогов путем утаивания своих доходов, поэтому сбор прямых налогов иногда сопровождается принудительными методами их сборов.

 

Читать так же:
comments powered by HyperComments

business-ideal.ru

45. Личные налоги

Личные налоги — это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реаль­ных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуаль­ный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода (например, в форме автоматического удержания подоходного налога из заработ­ной платы) или по налоговой декларации. К основным видам прямых личных налогов относятся подоходный, поимущественный налоги, налоги с наследств и дарений и др. Личные налоги взимаются в прогрессивных ставках. При личном налоге облага­ется чистый доход, который получает налогоплательщик.

Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой систе­мы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог. Объект налогообложения — совокупный личный доход налогоплатель­щиков и некорпорированных предприятий. Совокупный личный доход плательщика включает заработную плату, доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, ряд пенсий и посо­бий, выплачиваемых частными пенсионными и страховыми фондами, го­сударственные пособия сверх определенной суммы. Следующий по значению прямой личный налог — это налог на при­быль предприятий. Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Он является прямым, а базой для его начисления служит го­довой доход (прибыль). Сумма облагаемого налогом дохода рассчитывается следующим об­разом: вначале определяют общий доход, включающий: валовую при­ быль с учетом амортизации; дивиденды, поступившие от других корпораций, акциями которых владеет данная; процент по облигациям других корпораций и предоставленным займам, банковс­ким вкладам; сумму рент по сданной в аренду собственности кор­порации; поступления от продажи патентов и лицензий; доходы (убытки) от продажи имущества; затем рассчитывают общую сумму уменьшения дохода, учитывающую: выплаты рабочим и служащим, не включенные в сто­имость продукции при исчислении вахтовой прибыли; затраты на легкие ремонты, не увеличивающие стоимость собственности; выплаченные корпорацией налоги и проценты, являющиеся об­лагаемыми доходами других лиц, кроме процентов по задолжен­ности; взносы в благотворительные фонды; стоимость оборудо­вания, переданного вузам; сумму амортизационных отчислений; взносы в собственный пенсионный фонд корпорации; выплаты дивидендов работникам в соответствии с планом коллективного владения акциями. Облагаемый доход равен общему доходу за минусом суммы вычетов.

46. Налоговая система современной России

Налоговая система (НС) – это совокупность всех налогов, методы их построения и взимания, налоговый контроль. Главными органично связанными элементами НС является система налогов и налоговый механизм. Налоговый механизм – совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. С его помощью реализуется налоговая политика, формируются количественные и качественные характеристики НС страны. Построение НС основано на общепринятых принципах: равенство, справедливость, эффективность. Принцип «эк. нейтральности» означает увел-е эк эффективности налогообложения путем уменьшения налогового бремени. Основным документов, который регламентировал налогообложение в Ru был закон РСФСР от 27.12.91. «об основах НС РФ». Отсутствие опыта налогового администрирования привело к появлению неточностей в налог законодательстве. В НС 1992г был сделан упор на косвенные налоги, т.к. их было легче собирать. Органы госвласти всех уровней не в праве вводить доп.налоги и отчисления, не предусмотренные законом. Введение в действие ч.2 НК означает: сохранение отдельных видов налогов, отмена ряда старых и новых, введение новых налогов и сборов, замена, перераспределение отдельных видов м/у различными уровнями госвласти и местного самоуправления. Сохраняются налоги: (1) Федеральные: НДС, акцизы на виды тов, налог на прибыль предприятий, на доходы физич лиц, гос пошлина, таможен пошлины и сборы; (2) региональные; (3) местные: земельный, на имущество физич лиц, на рекламу. Отменяются: (1) федер: на операции с цб, платежи за использование прир ресурсов, сбор за использование «Россия, РФ», на покупку валюты, сбор за пограничное оформление; (2) региональные: плата за воду, забираемая пром-ми предприятиями из водохоз систем, сбор на нужды образоват учреждений, взим с юр.лиц, единый налог на вмененный доход для опред видов деят/ти. Местные – регистрационные сбор с физ лиз, занимающихся предпринимательской деятельностью. На строительство оъектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор, сбор на право торговли, целевые сборы на содержание милиции, благоустройства территорий и др, на перепродажу автомобилей, ПК, сбор с владельцев собак, за право торговли алкогольной продукции, за право проведения местных лотерей, сбор за выдачу ордера за крартиру, за парковку ТС, за право использования местной символики, забега на ипподроме, за выигрыши на бегах, со сделок на бирже, за право проведения киносъемок, налог на создание жил фонда и объектов соц-культ сферы. Водятся следующие фиды налогов (1) – на доходы от капитала, взносы в госсоц внебюджетные фонды, за пользование недрами, на доп доход от добычи углеводорода, сбор за право пользования объектами животного мира, водный и экологический налоги, (2) – транспортный, заменяются – отчисления на воспроизводство мин-сырьевой базы на федеральный налог. При введение в действие налога на недвижимость прекращает действие налог на имущество организаций, физ лиц и земельный налог. Ряд налогов и сборов заменяются на лицензионные сборы. Происходит перераспределение отдельных видов налогов между различными уровнями гос власти и местного самоуправления: федеральный налог с имущество, переходящего в порядке наследования и дарения преобразуется в местный налог, региональный сбор в форме лесного дохода преобразуется в федеральный налог, налог на игорный бизнес из федерального становится региональным.

studfiles.net

45. Личные налоги

Личные налоги — это налоги, которыми облагаются доходы или имущество физических и юридических лиц. В отличие от реаль­ных налогов, личное налогообложение учитывает как индивидуаль­ный доход или имущество каждого плательщика, так и его финансовое состояние. Личные налоги взимаются у источника дохода (например, в форме автоматического удержания подоходного налога из заработ­ной платы) или по налоговой декларации. К основным видам прямых личных налогов относятся подоходный, поимущественный налоги, налоги с наследств и дарений и др. Личные налоги взимаются в прогрессивных ставках. При личном налоге облага­ется чистый доход, который получает налогоплательщик.

Индивидуальный подоходный налог является основой налоговой систе­мы многих стран и рассматривается как прямой прогрессивный налог. Объект налогообложения — совокупный личный доход налогоплатель­щиков и некорпорированных предприятий. Совокупный личный доход плательщика включает заработную плату, доход от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, ряд пенсий и посо­бий, выплачиваемых частными пенсионными и страховыми фондами, го­сударственные пособия сверх определенной суммы. Следующий по значению прямой личный налог — это налог на при­быль предприятий. Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Он является прямым, а базой для его начисления служит го­довой доход (прибыль). Сумма облагаемого налогом дохода рассчитывается следующим об­разом: вначале определяют общий доход, включающий: валовую при­ быль с учетом амортизации; дивиденды, поступившие от других корпораций, акциями которых владеет данная; процент по облигациям других корпораций и предоставленным займам, банковс­ким вкладам; сумму рент по сданной в аренду собственности кор­порации; поступления от продажи патентов и лицензий; доходы (убытки) от продажи имущества; затем рассчитывают общую сумму уменьшения дохода, учитывающую: выплаты рабочим и служащим, не включенные в сто­имость продукции при исчислении вахтовой прибыли; затраты на легкие ремонты, не увеличивающие стоимость собственности; выплаченные корпорацией налоги и проценты, являющиеся об­лагаемыми доходами других лиц, кроме процентов по задолжен­ности; взносы в благотворительные фонды; стоимость оборудо­вания, переданного вузам; сумму амортизационных отчислений; взносы в собственный пенсионный фонд корпорации; выплаты дивидендов работникам в соответствии с планом коллективного владения акциями. Облагаемый доход равен общему доходу за минусом суммы вычетов.

46. Налоговая система современной России

Налоговая система (НС) – это совокупность всех налогов, методы их построения и взимания, налоговый контроль. Главными органично связанными элементами НС является система налогов и налоговый механизм. Налоговый механизм – совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. С его помощью реализуется налоговая политика, формируются количественные и качественные характеристики НС страны. Построение НС основано на общепринятых принципах: равенство, справедливость, эффективность. Принцип «эк. нейтральности» означает увел-е эк эффективности налогообложения путем уменьшения налогового бремени. Основным документов, который регламентировал налогообложение в Ru был закон РСФСР от 27.12.91. «об основах НС РФ». Отсутствие опыта налогового администрирования привело к появлению неточностей в налог законодательстве. В НС 1992г был сделан упор на косвенные налоги, т.к. их было легче собирать. Органы госвласти всех уровней не в праве вводить доп.налоги и отчисления, не предусмотренные законом. Введение в действие ч.2 НК означает: сохранение отдельных видов налогов, отмена ряда старых и новых, введение новых налогов и сборов, замена, перераспределение отдельных видов м/у различными уровнями госвласти и местного самоуправления. Сохраняются налоги: (1) Федеральные: НДС, акцизы на виды тов, налог на прибыль предприятий, на доходы физич лиц, гос пошлина, таможен пошлины и сборы; (2) региональные; (3) местные: земельный, на имущество физич лиц, на рекламу. Отменяются: (1) федер: на операции с цб, платежи за использование прир ресурсов, сбор за использование «Россия, РФ», на покупку валюты, сбор за пограничное оформление; (2) региональные: плата за воду, забираемая пром-ми предприятиями из водохоз систем, сбор на нужды образоват учреждений, взим с юр.лиц, единый налог на вмененный доход для опред видов деят/ти. Местные – регистрационные сбор с физ лиз, занимающихся предпринимательской деятельностью. На строительство оъектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор, сбор на право торговли, целевые сборы на содержание милиции, благоустройства территорий и др, на перепродажу автомобилей, ПК, сбор с владельцев собак, за право торговли алкогольной продукции, за право проведения местных лотерей, сбор за выдачу ордера за крартиру, за парковку ТС, за право использования местной символики, забега на ипподроме, за выигрыши на бегах, со сделок на бирже, за право проведения киносъемок, налог на создание жил фонда и объектов соц-культ сферы. Водятся следующие фиды налогов (1) – на доходы от капитала, взносы в госсоц внебюджетные фонды, за пользование недрами, на доп доход от добычи углеводорода, сбор за право пользования объектами животного мира, водный и экологический налоги, (2) – транспортный, заменяются – отчисления на воспроизводство мин-сырьевой базы на федеральный налог. При введение в действие налога на недвижимость прекращает действие налог на имущество организаций, физ лиц и земельный налог. Ряд налогов и сборов заменяются на лицензионные сборы. Происходит перераспределение отдельных видов налогов между различными уровнями гос власти и местного самоуправления: федеральный налог с имущество, переходящего в порядке наследования и дарения преобразуется в местный налог, региональный сбор в форме лесного дохода преобразуется в федеральный налог, налог на игорный бизнес из федерального становится региональным.

studfiles.net

49. Прямые налоги_преимущества и недостатки

49. Прямые налоги: преимущества и недостатки.

Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются

реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика. Реальными(имущественными) налогами облагаются: продажа, покупка или владение имуществом. При этом их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. Например: земельный налог, налог на имущество

личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот.

Различия между личными и реальными налогами сводится к следующему.

1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактически приносимый доход, т.е. лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными доходами учитывается личное положение плательщиков — уровень дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков и т.д.

2. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные — в прогрессивных.

3. Реальными налогами облагается валовой доход (нормативный, как правило), который приносит имущество. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

4. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактическому доходу. В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога — нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога — он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога.

Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода).

К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

1. Экономические—прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее спра-ведливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, потому что связано с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские — прямые налоги связанные с возможностью уклонения от уплаты налогов через несовершенство финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

4. Бюджетные — прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, потому что только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а следовательно, и реальны доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут быть стабильным источником доходов бюджета.

studfiles.net

31. Прямые налоги в рф, их характеристика.

Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).

1.Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, — налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. 2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог ; налог на имущество физ.лиц. Предельные ставки от стоимости недвижимости (имущества): Не более чем 300 т.р. должна использоваться ставка 0.1%

Если стоимость больше чем 300 т.р. то используется ставка 0.3%

Превышение размера 500 т.р. приводит к ставке равной 0.5%; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий .Его плательщики — это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Подохо́дный нало́г — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода юридических и физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.).; Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам. В России налог официально называется Налог на прибыль организаций. Базовая ставка составляет 20 %: 2%  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации

32. Косвенные налоги в рф, их характеристика.

Ко́свенный нало́г — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Виды: 1.Акциз—устанавливается преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и др.усл.. Включается в цену товаров или тариф за услуги и фактически уплачивается потребителем. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. 2. Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе. Взимает Федеральная таможенная служба. Ставки определяются в Таможенном тарифе РФ и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. Выделяют: Импортные (ввозные) пошлины, Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти).

3. Фискальная пошлина - пошлина, вводимая правительством в целях увеличения поступлений в государственный бюджет, обычно вводится на импортные потребительские товары.

studfiles.net