Кого называют "временно безработный"? Кто является безработным


понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации безработных.Регистр. осущ. органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их прож. в след. послед.: 1.первичная регистрац. 2.регистрация в целях поиска подх. Работы. 3.регист. в качест. безработных

Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу, готовы приступить к работе

Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа если: 1.связана с переменой места жительства без согласия гражданина 2.условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда 3.предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы.

Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

регистрация безработных в целях поиска подходящей работы – безработные граждане предоставляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, документы, предоставляющие трудовой стаж, удостоверяющие трудовую классификацию, справку о трудовом доходе, справку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Инвалиды в дополнение к этим документам предоставляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида. Иные граждане, имеющие ограничение трудовой деятельности по состоянию здоровья представляют соответствующие документы. Органы службы занятости в течении 10 дней со дня этой регистрации должны по возможности предложить 2 варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу не имеющему профессию специальности – 2 варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

регистрация граждан в качестве безработных – граждане предъявляют те же документы, что и на предыдущем этапе. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  1. не достигшие 16 лет;

  2. которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионном обеспечению;

  3. отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы

  4. не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы СЗ для предложения им подходящей работы

  5. осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы

  6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие не достоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными имеют право на повторное обращение в органы СЗ через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

перерегистрация безработных граждан – граждане признанные безработными обязаны в сроки установленные органами СЗ, но не более 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.

15.Меры социально-правовой защиты временно незанятых и безработных граждан. Социальная защита отдельных категорий незанятых граждан. Государство гарантирует гражданам РФ, в т.ч. временно незанятым, т.е. впервые ищущие работу, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительно более 1 года перерыва, уволенные с работы по любым основаниям:

1.свободу выбора рода деятельности, профессии, специальности, выбора и характера труда (ст.37 КРФ, ст.12 закона «о занятости») 2.защиту от безработицы 3.бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов СЗ 4.информирование о положение на рынке труда

Государство обеспечивает дополнительные гарантии категория граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь, одинокие и многодетные родители с несовершеннолетними детьми, инвалиды, лица предпенсионного возраста, продолжительное время не имеющие работы, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, беженцы, вынужденные переселенцы, граждане уволенные с военной службы и члены их семей) если они испытывают трудности в поиске работы путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, специализированных организаций, организаций обучения по специальным программам, квотированием рабочих мест, компенсации затрат, предоставлением субсидий, налоговых льгот работодателям, создающим дополнительные рабочие места для таких лиц.

16.Пособие по безработице: назначение, размеры, периоды выплаты, прекращение и приостановление выплаты пособия. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие начисляется с первого дня признания их безработными за исключением: гражданам уволенным из организации в связи с ликвидацией организацией либо сокращением численности или штата работников и признанными безработными, но не трудоустроенным в период в течении которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя з/п, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении этого периода. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев, за исключением случаев предусмотренных законом. Для граждан, впервые ищущих работу, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и др., каждый период выплаты пособия по безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течении 12 календарных месяцев. Безработные граждане не трудоустроенные по истечении 1го периода выплаты пособия по безработице имеют право на повторное получение пособия по безработице. Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случаях:

  1. отказа в период безработицы от 2х вариантов подходящей работы

  2. явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения

  3. увольнения с последнего места работу за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия, отчисление с места обучения за виновные действия

  4. нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного

studfiles.net

Понятие безработного гражданина

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости - регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия "первичная регистрация безработных граждан" напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования. Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы. Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию. В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным. В соответствии с названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФ трудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16 лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статуса безработного гражданина. Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляют деятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии. В связи с чем они не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа в признании гражданина безработным является получение им пенсии на основании федерального законодательства. Получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст. 3 названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - отказ от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина также свидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство или обучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному праву обязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относятся его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службы занятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работы равнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтому использование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качестве безработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогда как неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина в качестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям.

В связи с чем неявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы как основание для отказа в его регистрации безработным вступает в противоречие с правовым понятием безработного гражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое не позволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного по формальным соображениям.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

Последним препятствием для признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным. Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например, гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основании федерального законодательства. Данный факт исключает возможность признания гражданина безработным. В связи с чем непредставление гражданином документа о получении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, что не позволяет признать его безработным. Сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина. Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающим образом.

Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

hr-portal.ru

Сущность и типы безработицы :: BusinessMan.ru

Рассмотрим типы безработицы и ее сущность. Также из этой статьи вы узнаете, что означает понятие "полная занятость" и как определить ее уровень.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, которое бывает, когда часть рабочей силы (население, являющееся экономически активным) не занята на производстве услуг или товаров. Наряду с занятыми безработные формируют рабочую силу той или иной страны. Безработица в реальной экономической жизни выступает как превышение предложения над спросом на рабочую силу.

Кого можно назвать безработным?

Два статистических показателя используются сегодня в России. К безработным, согласно стандартам МОТ, относятся лица, которые достигли возраста 16 лет и в рассматриваемый период:

  • у них не было работы или доходного занятия;
  • они занимались поисками работы, то есть обращались в коммерческую или государственную службу занятости, помещали или использовали объявления в печати, обращались непосредственно к работодателю (администрации предприятия), использовали для ее поиска личные связи и иные способы, пытались организовать свое дело;
  • были готовы приступить к работе.

Для того чтобы отнести человека к безработному, требуется соблюдение всех трех вышеперечисленных условий.

К зарегистрированным службой занятости безработным относятся лица, которые не имеют работы, ищут ее и получили в установленном порядке официальный статус безработного.

Следует отметить, что обычно к безработным относят не только лишь лиц, уволенных по разным причинам, но и добровольно покинувших прежнее место службы и предпринимающих попытки отыскать новую работу.

Структура безработицы

4 основные категории рабочей силы составляют структуру безработицы:

  • лица, потерявшие место службы из-за увольнения;
  • оставившие работу добровольно;
  • пришедшие после перерыва на рынок труда;
  • пришедшие впервые на рынок труда.

В первую очередь от фазы экономического цикла зависит соотношение данных категорий.

Сущность безработицы

Существуют разные концепции безработицы, но в целом является господствующей точка зрения, по которой в своей основе безработица отражает экономическую необходимость использования ресурсов. В частности, об этом свидетельствует естественный уровень ее, который определяется как существующий уровень безработицы при полной занятости. Полная занятость при этом совсем не означает стопроцентной занятости и отсутствия безработицы. Она свидетельствует о наличии фрикционной или структурной безработицы, а также об отсутствии циклической ее разновидности. Подробнее о них мы расскажем ниже.

Структурная безработица

Рассматривая типы безработицы, обязательно следует рассказать о структурной ее разновидности. Она вызвана несоответствием между структурами предложения и спроса рабочей силы по географическим, демографическим, квалификационным и другим критериям. Это тяжелая форма безработицы, поскольку на ее устранение (на изменение образования, создание учреждений по изменению или повышению квалификации, на переквалифицирование людей) затраты очень высоки. Со временем сокращается необходимость в одних видах профессии, а некоторые специальности вовсе исчезают. Зато возникает спрос на новые. Этот вид безработицы является довольно болезненным. Дело в том, что технический прогресс постоянно рождает новые технологии, товары и целые отрасли (например, к ним относится производство волоконной оптики, лазерных дисков и персональных компьютеров). В результате этого структура спроса на рынке труда сильно меняется. А люди, которые оказались обладателями профессий, более не нужных, пополняют ряды безработных.

Фрикционная безработица

Фрикционная (или текучая) - безработица, связанная в основном с добровольной сменой места работы, а также с сезонными колебаниями спроса на рынке труда. Сезонная безработица, таким образом, является составной частью фрикционной. Последняя возникает тогда, когда люди теряют работу, но найдут в скором времени новую. Осуществляется поиск лучшей работы. Этот вид не представляет серьезной проблемы. Даже в странах, которые переживают бурный экономический рост, существует фрикционная безработица.

Причина ее заключается в том, что уволенному с предприятия или добровольно покинувшему его работнику требуется определенное время для нахождения нового рабочего места, которое должно его удовлетворить и по уровню оплаты, и по роду деятельности. Одни люди ощущают, что способны выполнять более высокооплачиваемую и сложную работу, они ищут ее. А другие убеждаются, что они не соответствуют необходимым требованиям на занимаемом ими месте, поэтому должны найти работу с более низкой оплатой.

Кроме того, всегда на рынке труда есть безработные, ищущие в первый раз работу (вырастившие детей женщины, молодежь и др.). Они также учитываются, когда определяется уровень данного вида безработицы. В нормально организованной экономике просто неизбежна фрикционная безработица. Типы и последствия неполной занятости, тем не менее, этим не ограничиваются. Перейдем к рассмотрению циклической безработицы.

Циклическая безработица

Она отражает состояние, в котором находится экономическая конъюнктура в той или иной стране, а также превышение над спросом предложения рабочей силы в период спада в экономике. Другими словами, она вызывается спадом производства. Когда совокупный спрос на услуги или товары уменьшается, сокращается занятость и растет безработица. В США, например, во время "Великой депрессии" (в 1933 году) циклическая безработица достигала 25%.

Существуют и другие типы безработицы, которые связаны с разными критериями ее классификации: вынужденным характером, продолжительностью, концентрацией в профсоюзных группах, регионах, отраслях или возрастных категориях. В частности, среди них выделяется скрытая безработица.

Скрытая безработица

Трудящиеся при ее наличии вынуждены быть занятыми лишь частично, неполный день, так как отсутствует работа. Иначе ее называют еще неполной занятостью. Данному виду безработицы подвержены владельцы мелких предприятий, получающие доход ниже средней заработной платы. Эти люди готовы покинуть предприятие в любое время. Скрытая безработица особенно характерна для сельских районов. Формально полуразорившиеся крестьяне считаются самостоятельными хозяевами, но на деле они безработные - в этом виде производства они лишние.

Однако мы перечислили еще не все типы безработицы. Существует, например, сезонная (застойная) безработица. Что же это такое?

Сезонная (застойная) безработица

Уровни и типы безработицы весьма многообразны. Среди последних выделяется сезонная безработица. Это, прежде всего, наличие людей, которые работают у себя на дому, а не на заводах и фабриках. Работники домашней системы являются полностью занятыми лишь в определенные сезоны. Однако они считаются безработными все остальное время.

Добровольная безработица

Рассматривая основные типы безработицы, следует выделить и добровольную. Этот тип ее вызывается тем, что в каждом обществе имеется прослойка людей, по психическому складу или иным причинам не желающих работать. Она также возникает в случаях, когда увольнение работника происходит по собственному желанию, например, если он недоволен заработной платой или условиями труда.

Итак, мы ответили на вопрос: "Что такое безработица?" Типы безработицы, причины безработицы были рассмотрены нами. Теперь скажем пару слов о полной занятости.

Полная занятость и ее уровень

В большинстве стран под полной занятостью понимают отсутствие безработицы циклической при наличии структурной и фрикционной, то есть когда безработица соответствует естественной норме.

Уровень полной занятости можно определить, вычтя из численности рабочей силы уровень безработицы, который считается естественным. Естественный уровень для каждой страны определяется по-своему, не существует единого значения. В середине 1970-х годов, например, американские экономисты полагали, что эта норма для их страны составляет около 4%. Этот уровень сегодня поднялся примерно до 5-6%, что связано с институциональными изменениями, а также с изменением демографического состава работников.

Кто не учитывается при определении численности рабочей силы?

Когда определяют численность рабочей силы, не учитывают лиц, которые не заняты в производстве и не желают получить работу. Представители этой категории трудиться могут, однако в силу определенных причин этого не делают. Это пенсионеры, студенты дневных отделений, домохозяйки. Не включаются в экономически активное население заключенные, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, а также дети до 16 лет.

Военнослужащие представляют особую категорию. Они включаются в совокупную рабочую силу, однако не учитываются при определении занятой в гражданском секторе рабочей силы.

Итак, мы рассмотрели понятие и типы безработицы. Теперь вы знаете также, как правильно рассчитывается полный уровень занятости. Как вы видите, виды и типы безработицы весьма разнообразны. Рынок труда имеет сложную структуру. Любое государство стремится к тому, чтобы безработных было как можно меньше, чтобы все люди могли максимально эффективно трудиться на благо общества. Сущность и типы безработицы - важная тема. Знание ее необходимо каждому экономисту.

businessman.ru

Кого называют "временно безработный"?

Уволившись с очередного места службы, человек легкомысленно считает, что теперь он временно безработный. По смыслу это, конечно, верно. Однако совсем не соответствует реальной, законодательно обусловленной действительности. Вы еще не разобрались, кто такой на самом деле временно безработный? Тогда давайте вместе изучим этот непростой вопрос.

временно безработный

Теоретическая основа

Мы не станем опираться на законодательство какого-то одного государства. На сегодняшний момент нормативно-правовая база унифицирована. На свете мало стран, в которых людей заставляют трудиться. Они, кстати, не относятся к демократиям, следовательно, там все иначе устроено. Мы с вами исходим из того, что личность сама решает, чем заниматься: на дядю пахать или предпринимательские способности развивать. С этой точки зрения временно безработный – это тот, у кого нет занятия, приносящего деньги. Согласны? О том, что существуют рантье, то есть люди, получающие дивиденды с акций и вложений, упоминать не стоит. Они не относятся к нашему случаю, тем более что тоже не имеют занятия, приносящего заработную плату. Их доход опосредован, не требует вмешательства. Говорим лишь о тружениках. Каждый из них подпадает под действие закона. В нормативных актах и описывается их статус. То есть, чтобы понять, кто является безработным, нужно посмотреть законодательство страны. В указанных текстах дано официальное определение, которое и считается правильным, так как дает определенные преимущества человеку.

организации временного трудоустройства безработных граждан

Статус временно безработного

Демократические государства берут на себя определенные обязательства перед своими гражданами. Часть из них носит социальный характер с целью поддержать людей в сложных условиях. Труженик, потерявший возможность зарабатывать себе на жизнь, как считается, именно в таковых и оказывается. То есть в законодательстве страны закреплено, кого можно называть временно безработным. Это, как правило, трудоспособный человек, зарегистрированный специализированной, осуществляющей деятельность на государственной основе службой. Без похода в такое учреждение желаемый статус получить не представляется возможным. То есть его присваивает государственная организация, и он считается официальным, а не порожденным воображением человека. Кстати, каждая страна определяет условия, которые дают право на получение такого статуса. Государственные машины современных демократий стремятся к снижению уровня социальных обязательств. Безработных это тоже касается. То есть условия регистрации усложняются, медленно, но неотвратимо. К примеру, в США нужно три месяца поискать себе место самостоятельно, чтобы у вас приняли заявление.

статус временно безработного

Куда обращаться

В РФ ведут деятельность организации временного трудоустройства безработных граждан. Они же и присваивают желанный статус. Явиться туда необходимо с трудовой книжкой и другими документами. Организация подчиняется закону, регулирующему ее деятельность. Так, ровно десять дней дается на обдумывание решения о предоставлении статуса. Как правило, в этот период человеку предлагают место службы. Если он необоснованно от него отказывается, то статуса не получит, а тем более – пособия. Кроме того, безработным может стать только трудоспособное лицо. К примеру, статус такой не положен инвалидам определенных категорий и пенсионерам. Молодые люди до 16 лет тоже не регистрируются службой. Они, согласно законодательству, находятся на попечении родителей. Пропускать визиты в специализированную организацию не рекомендуется. За такой поступок вас снимут с учета со всеми вытекающими последствиями.

Подведем итог

Временно безработный – это трудоспособный человек, зарегистрированный в специальной службе, желающий найти себе подходящее место, предпринимающий для этого определенные усилия. Таким гражданам государство оказывает посильную помощь в виде небольшого пособия.

fb.ru