Полномочия и функции Следственного Комитета РФ. Кто такие следственный комитет


Что такое следственный комитет и чем занимается, следователи ск рф

Статьи >> Профессии >> Профессия следователь

Профессия следователь

Описание профессии

Востребованность профессии следователя всегда высокая. Но несмотря на то, что в наши дни из стен многих ВУЗов каждый год выходит довольно большое количество юристов, далеко не все из них могут стать профессионалами. Работа следователя сложная и требует не только юридического образования, но и таланта, упорства и настойчивости.

Следователь – это работник силовых структур: прокуратуры или Следственного комитета. Поэтому эта должность очень ответственная, так как в данном случае в обязанности юриста входит осуществление полномочий, предусмотренных Уголовным кодексом. Должностное лицо призвано расследовать уголовные, экономические и политические преступления.

В профессии следователя есть свои плюсы и минусы. Работа в следственных органах всегда считалась престижной и уважаемой, тем более, если речь идет о Следственном комитете. В некоторых регионах специалистов в этой области обеспечивают жильем. Но к сожалению, зарплата следователей в нашей стране оставляет желать лучшего, хотя требований к людям этой профессии немало. Помимо юридических вопросов, профессиональные специалистам приходится разбираться и в банковском деле, если они расследуют экономические преступления, или даже вникать в медицинскую терминологию, если уголовное дело связано с врачебной деятельностью.

Отрицательной стороной в этой профессии является ненормированный рабочий день следователя. Это и круглосуточные дежурства, и ночная работа по "горячим следам".

В Российском уголовно-процессуальном кодексе следователь – сторона обвинения в уголовном процессе. В полномочия должностного лица входят не только предварительные следственные мероприятия. Деятельность следователя состоит и в том, что он уполномочен:

  • возбуждать уголовные дела;
  • работать с ними;
  • решать все вопросы, возникающие в ходе расследования и принимать все необходимые меры;
  • обжаловать судебные решения, добиваться пересмотра некоторых дел;
  • в суде выступать в качестве обвинителя.

Одной из особенностей профессии следователя является то, что на протяжении всего хода расследования преступлений специалист сотрудничает и с органами дознания, и со следственной группой, и с криминалистами, и с судебно-медицинскими экспертами, и с судебными исполнителями и т.д. Поэтому следователю требуется немало терпения и организаторских способностей.

В следственных органах профессионалам не позволительно допускать ошибки. Поэтому каждое дело требует доскональной и глубокой проработки. Дилетантское отношение к работе следователя может привести к тому, что пострадают ни в чем не повинные люди, а преступники не будут наказаны.

Личные качества

Чтобы стать успешным следователем, необходимо иметь аналитический склад ума, гибкость мышления и быть эрудированным.

Для качественного выполнения этой работы надо уметь правильно, четко и лаконично выражать мысль, аргументировать и отстаивать свое мнение. Только уверенный в себе человек добьется многого в профессии следователя.

Работа требует постоянного общения с разными людьми, поэтому хороший профессионал неприхотлив и психически устойчив. Уважающий себя следователь всегда предан делу и неподкупен. Расследование любого дела потребует от юриста личной инициативы. А без таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство и сообразительность, работа следователя не представляется возможной. Порой людям этой профессии приходится проявлять и актерские способности.

Образование (Что надо знать?)

Профессия следователя предполагает наличие высшего юридического образование. Для осуществления своей деятельности он должен знать уголовно-процессуальный кодекс, законодательство, криминалистику, психологию общения, логику. Навыки использования аудио- и видеоаппаратуры помогут облегчить трудную работу следователя.

Место работы и карьера

Следователи работают в следственных органах МВД, в Следственном комитете, в ФСБ и ФСНК (Федеральная служба Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков). В перспективе следователь может занять должность начальника следственного подразделения, стать руководителем соответствующего министерства или ведомства. Но нужно учесть, что должностное лицо не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и любой иной, за исключением преподавательской и творческой.

Назад | На главную

fibradecor.ru

Полномочия и функции Следственного Комитета РФ — журнал "Рутвет"

Содержание:

  1. Цели и задачи СК
  2. Состав Коллегии Следственного Комитета
  3. Кто может оспорить?
  4. Сроки и решение
  5. Кто контролирует?

В рамках полномочий СледКома находятся дела о преступлениях, предусмотренных действующим законодательством, которые рассмотрены прокурором. Главнейшей функцией СК РФ является расследование:

  1. особо тяжких преступлений: убийств;
  2. изнасилований;
  3. умышленное причинение значительного вреда здоровью, которое повлекло за собой смерть человека;
  4. похищения людей, их насильственное удержание;
  5. правонарушения, осуществляющиеся лицами, имеющими особое правовое положение в обществе, например, к ним относятся: сотрудники внутренних органов, депутаты, адвокаты, судьи, должностные лица;
  6. значительные налоговые правонарушения.

Функции и полномочия СК РФ реализуются с помощью выполнения поставленных перед этим органом задач и целей. Только их реализация в полном объеме позволяет снизить уровень преступности и правонарушений. 

Следственный Комитет РФ: цели и задачи

СК РФ деятельность свою производит по реализации следующего списка задач и целей:

  1. оперативное, а также качественное расследование правонарушений. Раскрываемость происходит на основе установленных законов уголовным и процессуальным кодексом Российской Федерации;
  2. обнаружение обстоятельств, помогающих полностью закончить раскрытие преступлений, исключать их совершение;
  3. защита правовых основ и свобод гражданина;
  4. организация контроля функции следственных органов, а также их должностных лиц;
  5. определение порядка предоставления отчетных ведомостей по организации следственных мероприятий;
  6. осуществление сотрудничества с подразделениями, входящими в сферу судопроизводства, иных государств;
  7. разработка любых мер, способствующих реализации государственных политических устоев, входящих в сферу исполнения законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство;
  8. обеспечение соблюдения законов во время приема любой поступающей в подразделение информации и правонарушениях;
  9. распространение среди людей знаний о законах, а также организация контроля их соблюдения;
  10. организация мероприятий, главной целью которых является защита прав граждан;
  11. контролирование деятельности нижестоящих подразделений.

Коллегия Следственного Комитета: состав

  1. Руководством СК РФ является президент – В. Путин, а также председатель Следственного Комитета – А. Бастрыкин. 
  2. Заместителями председателя являются:
  3. В. И. Пискарев – первый зампредседателя, осуществлявший свою деятельность до 30 апреля 2016 года;
  4. А. С. Сорочкин – зампредседателя, осуществляющий свою деятельность и в настоящий момент;
  5. Е. Е. Леоненко – занимает действующую должность;
  6. Б. М. Карнаухов – действующий заместитель;
  7. А. В. Федоров – осуществляет профессиональную деятельность по настоящий момент;
  8. А. В. Лавренко, осуществлявший свою деятельность до 17 марта 2016 года;
  9. И. В. Лазутов – действующий зампредседателя;
  10. И. В. Краснов – заместитель председателя, занимающий действующую должность.

В этом видео опубликован интересный материал об академии Следственного комитета РФ.

Также в СК Российской Федерации существует должность руководителя управления со СМИ:

  1. до 6 октября 2016 года ее занимал В. И. Маркин;
  2. в настоящий момент эту должность занимает С. Л. Петренко.

Следственный Комитет: кто может оспорить?

Бывают случаи, когда участник уголовного процесса уверен, что его права во время делопроизводства были нарушены. В таких ситуациях, на основании Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации гражданин имеет право обжаловать процессуальные действия или бездействия, решения следователя. Подобная жалоба может быть подана:

  1. руководителю следственного органа;
  2. в суд;
  3. в прокуратуру.

Обжалование может иметь как устную форму, так и письменную. Устные жалобы обладают юридической силой аналогичной письменным обращениям. Обжалование в устной форме обязательно заносится в протокол, составляемый на основе общих правил предварительного следствия.

В прокуратуру жалоба может быть подана:

  1. на личном приеме;
  2. в канцелярию;
  3. по почте;
  4. обращение к прокурору может быть осуществлено через администрацию места содержания под стражей, а также администрацию медицинского и психиатрического стационара. 

Сроки и решение

Жалобное обращение на действия, бездействия и решения следователя, которые поступают к надзирающему прокурору, рассматриваются в пределах 3 суток со дня его вручения. В некоторых случаях срок рассмотрения жалобы увеличивается до 10 суток, об этом заявитель должен быть обязательно извещен. Ситуации, требующие увеличенного срока рассмотрения:

  1. перевод жалобного обращения на русский язык;
  2. необходимость запроса или получения справок;
  3. необходимость получения характеристик.

После того как было установлено наличие или полное отсутствие правонарушающих факторов или законных гражданских интересов, сотрудник прокуратуры обязан вынести постановление:

  1. полное удовлетворение;
  2. частичное удовлетворение;
  3. отказ в удовлетворении.

В этом постановлении указываются краткие доводы заявителя, производится их анализ, рассматриваются мотивы принятия решения.

Следственный Комитет: кто контролирует?

Осуществлением надзора за проведением законных действий Следственным Комитетом Российской Федерации осуществляется прокурором, который наделяется правом отмены вынесенного следственного постановления:

  1. об отказе в возбуждении уголовного судопроизводства;
  2. о закрытии уголовного дела;
  3. о приостановлении предварительного следствия.

Также в полномочия прокурора входит возможность истребования ликвидации иных нарушений федерального законодательства, которые были допущены следственным органом во время осуществления предварительного следствия. 

Как перестать нервничать на работе: советы и подсказки.

Как устроиться на работу в посольство: советы и подсказки.

В этом видео показан фрагмент Весеннего бала Следственного комитета Российской Федерации. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

www.rutvet.ru

Следственные органы Российской Федерации. Справка

В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Единый следственный комитет будет создан в РФ на базе СКП, в перспективе ему может быть передано расследование всех дел или их подавляющего большинства, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) – орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ "О прокуратуре РФ" в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ "О прокуратуре РФ", состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:  – Главное следственное управление  – Главное управление процессуального контроля  – Главное организационно‑инспекторское управление  – Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

– выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; – организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

– осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:  – организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;  – разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;  – участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;  – осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;  – организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;  – представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;  – координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;  – организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти;  – организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;  – обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;  – организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

 – участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

С  принятием в 1995 г. закона Российской Федерации "О милиции" процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем:  – принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;  – осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления;

 – осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.

Структура ФСКН России:  – Следственный департамент  – Зонально-следственное управление,  – Отдел организационного и методического обеспечения правоприменительной практики,

 – Следственное управление.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Состав Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации

Состав Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации

Главное управление по расследованию особо важных дел 

  • Следственное управление
  • Контрольное управление

Главное следственное управление

  • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
  • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
  • Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов войны
  • Управление по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов
  • Управление контроля за следственными органами
  • Второе следственное управление (с дислокацией в городе Санкт-Петербург)
  • Третье следственное управление (с дислокацией в городе Нижний Новгород)
  • Четвертое следственное управление (с дислокацией в городе Екатеринбург)
  • Пятое следственное управление (с дислокацией в городе Новосибирск)
  • Шестое следственное управление (с дислокацией в городе Хабаровск)
  • Седьмое следственное управление (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону)
  • Контрольное управление
  • Отдел документационного обеспечения

Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу (с дислокацией в городе Ессентуки Ставропольского края)

  • Управление по расследованию особо важных дел
  • Контрольно-криминалистическое управление
  • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
  • Организационно-аналитический отдел
  • Отдел документационного обеспечения
  • Отдел обеспечения деятельности
  • Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений

Главное управление криминалистики

  • Методико-криминалистическое управление
  • Технико-криминалистическое управление
  • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
  • Управление организационно-аналитического и документационного обеспечения
  • Управление научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательский институт криминалистики)
  • Отдел криминалистического сопровождения следствия (с дислокацией в городе Екатеринбург)

Главное управление обеспечения деятельности

  • Финансово-экономическое управление
  • Управление материально-технического обеспечения
  • Управление имущественных отношений и организации капитального строительства
  • Отдел планирования и организации государственных закупок
  • Отдел организационного и документационного обеспечения
  • Отдел гражданской обороны и мобилизационной подготовки

Управление процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений

Управление физической защиты и комендантских служб

Управление международного сотрудничества

Управление кадров

Управление учебной и воспитательной работы

Правовое управление

Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению

Управление взаимодействия со средствами массовой информации

Организационно-плановое управление

Управление аудита и ведомственного финансового контроля

Управление по защите государственной тайны

Административный отдел

Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России)

Главное военное следственное управление

sledcom.ru

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ - это... Что такое СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ?

 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ - в ряде республик в составе РФ (Татарстан, Башкортостан, Тыва и др.) особый автономный орган государственной власти, на который конституцией возлагается осуществление предварительного следствия. Председатель С.к. назначается, как правило, законодательным органом соответствующей республики в составе РФ по представлению президента (высшего должностного лица) этой республики.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  • СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР
  • СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Смотреть что такое "СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ" в других словарях:

  • СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ — в ряде республик в составе РФ (Татарстан, Башкортостан, Тува и др.) особый автономный орган государственной власти, на который Конституцией возлагается осуществление предварительного следствия. Председатель С.к. назначается, как правило,… …   Юридическая энциклопедия

  • Следственный комитет — Название нескольких органов предварительного следствия в России: Следственный комитет при МВД России прежнее (до 2011 года) название Следственного департамента МВД России. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации прежнее (до 2011 …   Википедия

  • Следственный комитет РФ — 1. Следственный комитет Российской Федерации (далее также Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. 2 …   Официальная терминология

  • следственный комитет — в ряде республик в составе РФ (Татарстан, Башкортостан, Тыва и др.) особый автономный орган государственной власти, на который конституцией возлагается осуществление предварительного следствия. Председатель С.к. назначается, как правило,… …   Большой юридический словарь

  • Следственный комитет при прокуратуре РФ — 21 апреля председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин подписал приказ об освобождении от должности и увольнении руководителя Главного следственного управления Дмитрия Довгия. Как сообщил РИА Новости руководитель… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации …   Википедия

  • Следственный комитет Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Следственный комитет Российской Федерации СК России …   Википедия

  • Следственный комитет при МВД России — У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Следственный комитет МВД России (СК МВД РФ) …   Википедия

  • Следственный комитет при Генеральной прокуратуре — …   Википедия

  • Следственный комитет при Прокуратуре РФ — …   Википедия

dic.academic.ru

Следственный комитет Российской Федерации

Ещё новости

Все регионыРеспублика АдыгеяРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика АлтайРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияКабардино-Балкарская РеспубликаРеспублика КалмыкияРеспублика Карачаево-ЧеркессияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываУдмуртская РеспубликаРеспублика ХакасияЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаАлтайский крайКраснодарский крайКрасноярский крайПриморский крайСтавропольский крайХабаровский крайАмурская областьАрхангельская область и Ненецкий АОАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьИвановская областьИркутская областьКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКемеровская областьКировская областьКостромская областьКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМосковская областьМурманская областьНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПсковская областьРостовская областьРязанская областьСамарская областьСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУльяновская областьЧелябинская областьЗабайкальский крайЯрославская областьМоскваСанкт-ПетербургЕврейская автономная областьНенецкий автономный округХанты-Мансийский автономный округ - ЮграЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округРеспублика КрымСевастопольМосковское межрегиональное СУТСеверо-Западное СУТЮжное СУТПриволжское СУТУральское СУТВосточно-Сибирское СУТЗападно-Сибирское СУТДальневосточное СУТСО на комплексе "Байконур"СО по ЗАТО "Межгорье"

sledcom.ru

Следственный комитет Российской Федерации — WiKi

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

25 июля 1713 года был учрежден первый специализированный следственный орган России — следственная канцелярия гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского (Указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского» от 25 июля 1713 года)[7]. Данный документ позволил обосновать и учредить ежегодный профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации[8].

В соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). В тот же день, 9 декабря 1717 года по приговору военного суда был расстрелян изобличенный в «неправдах» глава первой «майорской» следственной канцелярии Михаил И. Волконский[9][10].

В феврале 1718 года в Петербурге была учреждена для следствия по делу царевича Алексея Петровича Тайная канцелярия. Затем ведомству были переданы другие политические дела и оно слились с Преображенским приказом. Управлялась Тайная канцелярия И. Ф. Ромодановским, руководство же Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости[11][12].

Указом Александра I от 29 августа 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 годах — Министерства полиции).

В 1864 году Судебным уставом была учреждена должность судебного следователя при окружных судах. В 1917 году декретом о суде они были упразднены.

Положением о судоустройстве СССР 1922 года создавались должности участковых народных следователей, старших следователей при губернских судах, следователей по особо важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР, следователей по особо важнейшим делам при Народном Комиссариате Юстиции, однако в 1928 году эти должности были упразднены, а их функции перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР.

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было сказано внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 года проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 году были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[13].

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры. стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками[13].

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:

Положение о Следственном комитете Российской Федерации;

перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;

перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;

перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.[источник не указан 765 дней]

Председатель

15 января 2011 года Председателем Следственного комитета Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 был назначен Александр Иванович Бастрыкин [14][15][16] (доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации).

В январе 2011 года Бастрыкин на сайте СК России опубликовал статью с предложением о введении в уголовное законодательство Российской Федерации положения об установлении уголовной ответственности юридических лиц. При этом он ссылался на опыт ряда европейских государств (Германия, Великобритания, Испания и др.), а также США, где такая ответственность юридических лиц существует. Бастрыкин утверждал, что реализация данного предложения позволит добиваться более полного возмещения потерпевшим причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда, когда преступление связано с деятельностью юридического лица (например, авиационные, морские и железнодорожные катастрофы, повлекшие тяжкие последствия и произошедшие по вине фирмы-перевозчика).

В феврале 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал на сайте СК России статью о совершенствовании в Российской Федерации механизма борьбы с финансовыми нарушениями, где выдвинул ряд предложений, в том числе о создании финансовой полиции (по примеру финансовой гвардии в Италии), которая объединила бы в себе функции ныне действующей в России финансовой разведки и налоговой инспекции.

В марте 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал статью о возможности и необходимости возвращения в УПК Российской Федерации института объективной истины. Он утверждал, что, как и в ранее действовавшем уголовно-процессуальном законодательстве, в ныне действующем УПК должно быть закреплено положение о том, что целью уголовного судопроизводства должно быть полное, объективное и всестороннее установление всех обстоятельств расследуемого события, то есть достижение объективной истины по уголовному делу. Истина по уголовному делу должна устанавливаться в результате процессуальной деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда при безусловном соблюдении принципа презумпции невиновности подозреваемого, обвиняемого и подсудимого.

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, председатель СК России имеет допуск к государственной тайне[17]. По утверждению «Новой газеты», Бастрыкин настоял на том, чтобы должность именовалась аналогично с главой КГБ СССР — ​председатель[18].

Заместители председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа президента Российской Федерации.

  • Пискарёв Василий Иванович (первый заместитель председателя, 9 апреля 2012 г., № 417 — 30 апреля 2016 г., № 204)[19]

У первых пяти назначенных заместителей председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента Российской Федерации после создания СК России[20].

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[21])
  • Лавренко, Андрей Валерьевич (11 сентября 2013 г. — 17 марта 2016 г., № 129)
  • Лазутов, Илья Валерьевич (с 8 мая 2015 г., № 236)
  • Краснов, Игорь Викторович (с 30 апреля 2016 г., № 204)

Руководители управления со средствами массовой информации

ru-wiki.org