§ 2. Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания. Кто реализует полномочия начальника органа дознания в федеральной службе судебных приставов


ГЛАВА 1. СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ

 

Структура Федеральной службы судебных приставов

Как органа дознания

 

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судеб­ная защита его прав и свобод. Рассмотрение дела судом завершается вынесе­нием решения и пока решение суда не будет исполнено – нарушенные права граждан и организаций не будут восстановлены и правосудие не достигнет своей цели. В такой ситуации отсутствия реальной и действенной защиты прав лиц и организаций не может идти речи о наличии правового государ­ства в нашей стране.

К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась тяжелая си­туация в сфере исполнения судебных решений: ввиду неэффективности имевшейся системы исполнительного производства значительная часть су­дебных решений, особенно в части денежных взысканий, не исполнялась. Для решения указанной проблемы в 1997 году после подготовки необходи­мой нормативной базы в России была создана служба судебных приставов.[9] Основным ее предназначением является исполнение решений суда, обеспе­чение установленного порядка деятельности судов и обеспечение безопасно­сти участников судебных процессов. УПК РФ 2001 года для более эффек­тивного решения поставленных перед службой задач судебным приставам было предоставлено право производства дознания по делам о некоторых преступлениях против правосудия, которые выявляются в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по организации ус­тановленного порядка деятельности судов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 УПК РФ органами дознания являются: главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный пристав, а также старшие судебные приставы Конституци­онного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Для реализации предоставленных УПК РФ полномочий Приказом Минюста РФ от 21 января 2002 г. № 71-к в структуре Департамента судеб­ных приставов Минюста РФ был образован отдел дознания и администра­тивной практики[10], а в соответствии с приказом Минюста РФ от 22 февраля 2002 г. № 257-к в территориальных органах Минюста РФ были созданы от­делы (группы) дознания службы судебных приставов[11], преобразованные в настоящее время, в связи с созданием Федеральной службы судебных при­ставов в отделы организации дознания и административной практики[12]. Од­нако, в настоящее время в районных (межрайонных) подразделениях службы судебных приставов отделов (групп) дознания не существует, что затрудняет организацию деятельности по выявлению преступлений и производству доз­нания.

На сегодняшний день формирование ФССП России практически завер­шено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и тер­риториальные органы от 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3 %. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует отом, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП Рос­сии. Совместно с Минюстом прорабатывается вопрос создания единого об­щероссийского банка данных исполнительных производств.

В настоящее время служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, на­деленный правоохранительными функциями, основными задачами которого является исполнение судебных решений, обеспечение установленного по­рядка деятельности судов, а также осуществление административной юрис­дикции и расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уго­ловно-процессуальным кодексом к компетенции службы судебных приста­вов.[13]

Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания

Особенностью процессуального положения начальника органа дознания в службе судебных приставов является то, что уголовно-процессуальная функция, как и для любого другого органа дознания, является для него про­изводной от основной функции - организации исполнения судебных реше­ний и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Из этого следует, что предоставленные указанным лицам уголовно-процессуальные полномочия являются одним из средств обеспечения вышеуказанных основ­ных видов деятельности службы.

Должностные лица службы судебных приставов, названные в законе ор­ганами дознания и, соответственно, являющиеся начальниками органа доз­нания, непосредственно, как правило, полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 40 УПК, не осуществляют, а выполняют несколько иные функции: осущест­вляют процессуальный контроль и организуют работу в подчиненном под­разделении, направленную на реализацию предоставленной органу исполни­тельной власти функции производства расследования в форме дознания.

Старший судебный пристав, являющийся органом дознания, может са­мостоятельно осуществлять предоставленные ему законом полномочия, а может и возложить указанные полномочия на находящегося у него в подчи­нении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятель­ности судов (если совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311) или судебного пристава-исполнителя (при совершении пре­ступления, предусмотренного ст.ст. 312 и 315 УК РФ).

Непосредственное руководство отделом дознания осуществляет его на­чальник, который назначается руководителем территориального органа Фе­деральной службы судебных приставов. Он поручает производство дознания конкретному дознавателю, проверяет уголовные дела, находящиеся в произ­водстве подчиненных дознавателей, дает им указания о направлении рассле­дования и производстве отдельных процессуальных действий. К сожалению, УПК РФ не предусматривает такого участника уголовного судопроизводства как начальник отдела дознания, что является пробелом в законодательстве.

Деятельность дознавателей службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных приставов-исполнителей и судебных при­ставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в арсе­нале которых имеется огромное количество полномочий, предоставленных им Федеральным законом «О судебных приставах». К примеру, судебные приставы по обеспечению УПДС уполномочены обеспечивать безопасность судей и других участников процесса, обеспечивать охрану зданий судов, со­вещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверять подготовку судебных помещений к заседанию, поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, предупреждать и пресекать преступле­ния и правонарушения, выявлять нарушителей.[14] Административная дея­тельность органов службы судебных приставов обеспечивает осуществление уголовно-процессуальных полномочий, предоставленных должностным ли­цам ФССП России.

Исследование практики деятельности службы судебных приставов по­казывает, что имеющихся штатных дознавателей не хватает для того, чтобы эффективно выявлять и расследовать преступления против правосудия во всех территориальных подразделениях службы. Дознаватели есть далеко не во всех районах, что значительно усложняет деятельность по реализации полномочий, предоставленных службе уголовно-процессуальным законода­тельством.

Кроме того, по мнению Герасимова А.П., серьезной проблемой является отсутствие оперативного со­провождения уголовных дел при расследовании в Федеральной службе су­дебных приставов.[15] Включив судебных приставов в перечень органов дозна­ния, законодатель не предоставил им права производства оперативно-розы­скных мероприятий. Информация, полученная оперативно-розыскным пу­тем, может потребоваться при расследовании уголовных дел, предусмотрен­ных ч.1 ст.294 УК РФ, ст.315 УК РФ, а при выявлении и расследовании пре­ступления, предусмотренного ч.1 ст.311 УК РФ, без нее обойтись крайне за­труднительно. Внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило бы более эффективно решать задачи по борьбе с преступлениями против правосудия, возложенные на службу.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУ­АЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ



infopedia.su

Дознаватель судебных приставов: полномочия, обязанности. Служба судебных приставов

Как указывает 151 статья УПК, дознаватели Федеральной службы судебных приставов работают с делами о преступлениях, предусмотренных статьями 177, 157, 315, 297, 312, частями первыми ст. 294 и 311 УК. Руководит их деятельностью начальник – лицо, имеющее право давать поручения о выполнении следственных действий, неотложных в том числе. Рассмотрим далее, чем занимается дознаватель судебных приставов.

Общие сведения

Как указывает 40 статья УПК, органы дознания занимаются делами, по которым предварительное следствие не является обязательным. Кроме этого, в функции указанных структур входит осуществление неотложных действий. Служба судебных приставов является одним из звеньев исполнительной системы. Она занимается не только реализацией решений суда. Существует ошибочное мнение, что в ФССП работают только судебные приставы. Дознаватель, полномочия которого регламентирует УПК, также состоит в штате этого органа.

Важный момент

Как указывает ст. 40.1 УПК (ч. 4), указания начальника отдела дознания оформляются письменно. Они передаются подчиненному. Дознаватель судебных приставов должен неукоснительно выполнять их. При этом служащий может обжаловать распоряжение вышестоящим структурам, а также прокурору. Однако подача соответствующего заявления не приостанавливает исполнения указания. Сотрудник может предоставить начальнику либо прокурору материалы дела, а также письменные возражения на полученные распоряжения.

Полномочия дознавателя в службе судебных приставов

Они возлагаются на сотрудника начальником подразделения. Задания, которые выполняет работник, отличаются от тех, которые реализует судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого прописываются в его должностной инструкции, может самостоятельно осуществлять следственные и прочие процессуальные мероприятия, принимать решения. Исключение составляют случаи, когда для этого, согласно УПК, необходимо согласие начальника, прокурора или инстанции, рассматривающей дела по существу. Кроме этого, дознаватель судебных приставов может реализовывать иные функции, закрепленные законодательством.

Нормативные предписания

Служба судебных приставов считается одной из важнейших инстанций в исполнительной системе. В этой связи структура стремится к совершенствованию своей деятельности и повышению результативности работы. В 2010 г. был издан Приказ ФССП, согласно которому определены общие ограничения для сфер, к которым может быть привлечен судебный пристав. Дознаватель, обязанности которого, в свою очередь, не связаны с реализацией решений, выполняет задачи, не свойственные рядовым сотрудникам ФССП.

Основания для начала производства

В обязанности дознавателя в службе судебных приставов входит принятие и проверка сообщений о совершенных либо готовящихся преступлениях. При наличии достаточных оснований сотрудник возбуждает производство. Уголовное дело также открывается при:

  • Поступлении материалов, направленных налоговыми органами.
  • Явке с повинной.
  • Получении постановления прокурора об отправке материалов в орган предварительного следствия для разрешения вопроса о преследовании.
  • Для возбуждения производства дознаватель судебных приставов должен также располагать достаточными сведениями, указывающими на наличие в деянии лица признаков преступления.

    Проверка сообщений

    Дознаватель отдела судебных приставов должен принять заявление о любом уже совершенном либо только готовящемся деянии. При этом полученные сведения подвергаются проверке. По заявлению выносится процессуальное решение не позже трех суток с момента принятия сообщения. В рамках проверки дознаватель судебных приставов может требовать проведения исследований трупов, предметов, документации, ревизии. Кроме этого, он вправе ходатайствовать о привлечении к процедурам специалистов. Например, это может быть эксперт. Дознаватель судебных приставов, как выше было сказано, принимает по сообщению решение. Сотрудник, в частности, вправе отказать в возбуждении дела, начать производство, передать принятое сообщение о преступлении в соответствии с подследственностью. Принятое решение доводится до заявителя и суда. При этом первому должно быть разъяснено его право оспорить постановление.

    Документальное оформление

    Дознаватель, возбудив производство, выносит постановление. Оно должно быть оформлено, согласно требованиям законодательства. В постановлении необходимо указать:

  • Дату, время, место составления.
  • Ф.И.О. и должность сотрудника, вынесшего постановление.
  • Основание и повод для открытия уголовного дела.
  • Статью УК, ее часть, пункт, в соответствии с которым возбуждено производство.
  • Если материалы направляются прокурору для установления подследственности, в документе должна присутствовать отметка об этом.

    Правила выполнения процессуальных действий

    Дознание осуществляется в порядке, предусмотренном главами 21, 24-29, 22 УПК с изъятиями, предусматриваемыми гл. 32. В ходе осуществления действий сотрудник предпринимает исчерпывающие меры, направленные на организацию предварительного следствия и своевременное принятие процессуальных решений. Для реализации данных задач, работник в 2-дневный период должен сформировать подробный план с указанием сроков выполнения мероприятий.

    Сроки

    В соответствии с общими правилами, дознание осуществляется в течение месяца с момента открытия дела. В случае необходимости по решению прокурора этот срок может быть увеличен вдвое. В отдельных ситуациях, в том числе, связанных с необходимостью проведения экспертного исследования, указанный период может продлеваться до полугода. Соответствующее решение принимает прокурор города, района, а также приравненные к нему военные прокуроры и их заместители.

    В исключительных случаях срок увеличивается до 12 мес.

    Обеспечение безопасности

    На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  • Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  • Находятся на местах, установленных старшим.
  • Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.
  • При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

    Дознаватель: допрос свидетеля

    Правила, по которому осуществляется данное следственное действие, закреплены 189 статьей УПК. В ходе допроса дознаватель строго в соответствии с законодательством заслушивает устные показания субъекта. Результаты фиксируются в протоколе. В качестве фактического основания для проведения процедуры выступает информация о том, что гражданину может быть известно что-либо о фактах, относящихся к уголовному делу. Свидетель может быть вызван повесткой. Беседа с гражданином может проводиться только после возбуждения производства. Перед допросом лицу разъясняются его права и ответственность за предоставление ложных сведений.

    Привод граждан

    К проведению следственных действий могут привлекаться разные граждане, если в этом есть необходимость. О вызове лица извещаются повесткой. В некоторых случаях субъекты могут уклоняться от явки. В таких ситуациях законодательство предусматривает возможность их принудительного привода. Эта мера может применяться в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого/обвиняемого. Как и любое следственное действие, привод может осуществляться только после возбуждения производства. Основание для него – постановление дознавателя, согласованное со старшим приставом. Законодательство запрещает привод по устному распоряжению сотрудника, по копиям постановлений, не заверенных надлежащим образом или переданных по факсу. Нормами устанавливается временное ограничение для совершения данного следственного действия. Привод может осуществляться в период с 6 утра до 10 вечера. Исключение могут составлять безотлагательные случаи. Закон запрещает подвергать принудительному доставлению несовершеннолетних до 14 л., беременных, а также больных людей, не способных по состоянию здоровья оставить место своего нахождения. Последнее должно быть подтверждено врачом.

    Уведомление о подозрении в преступлении

    Его составление регулируется ст. 223.1 (ч. 1) УПК. В извещении о подозрении дознаватель указывает:

  • Дату и место составления.
  • Фамилию и инициалы.
  • Ф.И.О. подозреваемого, дату рождения.
  • Краткое описание деяния, время совершения, прочие обстоятельства, которые должны быть доказаны, согласно 73 статье УПК (ч. 1, п. 1 и 4).
  • Норму УК, ее часть и пункт, устанавливающие ответственность за преступление.
  • Если у дознавателя есть основания полагать, что гражданин может быть причастен к нескольким деяниям, в уведомлении должны указываться соответствующие статьи.

    Вручение извещения

    Копия уведомления должна быть передана подозреваемому. При этом дознаватель обязан разъяснить гражданину его права, закрепленные 46 статьей УПК. После вручения уведомления сотрудник составляет протокол, в котором проставляет соответствующую отметку. В трехдневный срок с момента передачи извещения дознаватель должен провести допрос лица. Если подозреваемых несколько, уведомление вручается каждому. Копия направляется также и прокурору.

    Заключение под стражу

    Эта мера пресечения применяется по ходатайству дознавателя, направленного суду. Обвинительный акт должен быть составлен не позже 10 сут. с момента заключения. В случае невозможности соблюсти данное правило, подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке, закрепленном 23 главой Кодекса. После этого дознание должно быть продолжено или мера пресечения отменена.

    Запрос о юридическом содействии

    В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  • Название органа, от которого направляется просьба.
  • Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  • Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  • Характер запроса.
  • Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  • Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  • Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  • Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).
  • Завершение мероприятий

    По окончании дознания сотрудник, его проводивший, должен составить обвинительный акт. В этом документе следует указать:

  • Дату и место оформления.
  • Фамилию, инициалы, должность сотрудника.
  • Информацию о гражданине, привлекаемом к ответственности.
  • Время и место совершения деяния, способы, цели, мотивы, прочие существенные обстоятельства.
  • Формулировку обвинения. При этом указываются конкретные нормы УК, части, пункты.
  • Список доказательств, которыми подтверждается предъявленное обвинение, краткое их изложение.
  • Перечень материалов, предоставленных стороной защиты.
  • Факторы, отягчающие/смягчающие ответственность.
  • Сведения о пострадавшем, величину вреда, нанесенному ему.
  • Перечень граждан, подлежащих вызову в суд.
  • Дополнительные правила

    Дознаватель, как и следователь, обязан приложить к обвинительному акту справку. В ней отражаются сроки проведения мероприятий, меры пресечения, примененные в отношении виновных, с указанием продолжительности их пребывания под стражей/домашним арестом. В справке также приводятся данные о гражданском иске и его обеспечении, вещественных доказательствах, предполагаемой конфискации имущества, возможных процессуальных издержках. В случае если у обвиняемого либо потерпевшего есть иждивенцы, приводится информация о мерах, предпринятых для реализации их прав.

    Согласование и направление прокурору

    Обвинительный акт должен быть утвержден руководителем органа дознания. Начальник исследует дело, проверяет соответствие описательно-мотивировочного и резолютивного разделов представленным в нем материалам, а также требованиям законодательства. Руководитель оценивает полноту проведенных мероприятий, устанавливает, были ли соблюдены интересы их участников, приняты ли меры, направленные на ликвидацию условий, способствовавших совершению деяния. Обвинительный акт прилагается к материалам производства и направляется прокурору. Последний рассматривает документы и в двухдневный срок принимает одно из 2-х решений. Прокурор может утвердить обвинительный акт или вернуть дело для осуществления дополнительного дознания, переоформления постановления, если оно не соответствует требованиям. Должностное лицо в последнем случае вправе установить сроки. Для проведения дополнительного дознания период не может превышать 10 сут., а для переоформления акта – 3-х.Дознаватель судебных приставов: полномочия, обязанности. Служба судебных приставов

    Заключение

    Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

    Источник

    Статьи такими же метками:

    ideiforbiz.ru

    Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия :: BusinessMan.ru

    Орган дознания УПК РФ характеризует как должностное лицо либо учреждение, выполняющее работу, направленную на обеспечение выяснения обстоятельств преступления. Она осуществляется в соответствии с законом и связана с информацией о возможном совершении противоправного деяния. Рассмотрим далее, какими полномочиями наделяются орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель.

    Общие сведения

    Какую структуру можно рассматривать как орган дознания? УПК РФ устанавливает перечень подразделений, в полномочия которых входит выяснение обстоятельств вероятного преступления. Он определен в 40-й статьей Кодекса. К таким учреждениям относят:

    1. ОВД.
    2. Органы ФСБ.
    3. Федеральные структуры госохраны.
    4. Подразделения службы разведки РФ.
    5. Органы Минюста.
    6. Подразделения по контролю оборота психотропных и наркотических средств.
    7. Структуры внешней разведки Минобороны РФ.
    8. Органы ФССП.
    9. Подразделения Госпожнадзора.

    Кроме этого, орган дознания - это должностное лицо. В частности, речь идет о:

    1. Командирах воинских соединений, частей.
    2. Начальниках гарнизонов.
    3. Капитанах морских судов.
    4. Руководителях геологоразведочных зимовок и партий.
    5. Главах диппредставительств и консульств РФ.

    Полиция

    Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:

    1. Подразделения ППС.
    2. Дежурные части.
    3. Подразделения ГИБДД.
    4. Отделы вневедомственной охраны.
    5. ИВС.
    6. Участковые полиции.
    7. Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.

    Структура ФСБ

    К ее органам относят:

    1. Отделы (управления) исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности по конкретным субъектам РФ. Их именуют также территориальными подразделениями.
    2. Федеральный орган безопасности.
    3. Пограничные подразделения.
    4. Органы безопасности в ВС РФ.
    5. Прочие подразделения, реализующие отдельные полномочия или обеспечивающие работу ФСБ.

    ФССП

    Федеральной службой судебных приставов осуществляется работа по обеспечению порядка деятельности судов, выполнению принятых ими и иными уполномоченными органами и лицами актов. Органы ФССП исполняют также правоприменительные, надзорные функции. К службе судебных приставов относят территориальные, специализированные, межрайонные и районные отделы - структурные подразделения.

    Госпожнадзор

    К подразделениям государственного надзора в сфере пожарной безопасности относят:

    1. Органы центрального аппарата федерального Министерства по ГО и ЧС, ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.
    2. Группы, отделы, инспекции Госпожнадзора, созданные для предотвращения и тушения пожаров в административно-территориальных образованиях закрытого типа.

    Должностные лица

    Кто конкретно представляет орган дознания в уголовном процессе? В первую очередь следует отметить, что учреждение само по себе не может принимать каких-либо решений. Оно также не может осуществлять действия. Орган дознания - это структура, состоящая из конкретных физлиц. Главным из них выступает руководитель подразделения. Все предписания, которые адресует системе законодательство, не могут реализовываться в обход этого лица. В связи с этим верным представляется суждение, присутствующее в юридических изданиях о том, что решения, которые принимает орган дознания в уголовном процессе, не могут иметь силы до момента их утверждения руководителем. Рассмотрим подробнее специфику его статуса.

    Руководитель подразделения

    Им может выступать не только непосредственно начальник, но и его заместитель. В ст. 5 п. 17.1 кодекса руководителем именуется должностное лицо, которое возглавляет соответствующее специальное подразделение. Процессуальным статусом наделяется начальник отдела, управления, отделения дознания, группы служащих ОВД, таможенной структуры, подразделения по контролю оборота наркотических/психотропных средств и так далее. По положениям законодательства равными с руководителем полномочиями наделяется и его заместитель.

    Функции

    Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

    Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

    В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.

    Подчиненные

    Служащие, которые входят в орган дознания и предварительного следствия, имеют специальное юридическое образование. Кроме этого, сотрудники обладают и соответствующим опытом работы. Перечень лиц, которые наделяются необходимыми полномочиями, утверждается распоряжением (приказом) руководителя подразделения. Сотрудники, входящие в орган дознания и предварительного следствия, после появления оснований для начала производства по делу производят проверку сведений о преступлении. Данная процедура осуществляется по указанию руководителя. Начальник поручает ее конкретному служащему.

    Запрет

    Законодательство не допускает возложение полномочий по проведению предварительных мероприятий на проводивший их ранее орган дознания. УПК формулирует этот запрет в ст. 41, ч. 2. Данное ограничение обусловлено тем, что служащие принимали бы в таком случае решения, основываясь не столько и не только на доказательствах, присутствующих в материалах дела, но и на оперативно-розыскных данных.

    Полномочия служащих

    Дознаватель, согласно части третьей 41-й статьи УПК, может:

    1. Самостоятельно выполнять надлежащие мероприятия, принимать решения в рамках производства по делу. Исключением являются случаи, когда на это должен дать согласие орган дознания, прокурор или суд.
    2. Реализовывать иные полномочия, которые предусмотрены в кодексе. К ним, в частности, относят выполнение некоторых мероприятий по распоряжению следователя, поддержание государственного обвинения в суде по поручению прокурора и пр.

    Дополнительные сведения

    В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

    Специфика указаний

    Целесообразность поручений устанавливается возможностью в короткий срок и с минимальными организационными и процессуальными усилиями выполнить мероприятия, ориентированные на:

    1. Раскрытие, предупреждение и расследование преступлений.
    2. Привлечение к ответственности, установленной законом, виновных лиц.
    3. Розыск субъектов, совершивших посягательство, обеспечение надлежащего их поведения.

    Указания, как правило, адресуются должностному лицу, возглавляющему орган дознания. УПК предоставляет возможность сотруднику назвать конкретного служащего, ответственного за исполнение распоряжения. В зависимости от назначения, указания можно классифицировать на группы. Например, они могут быть направлены на сбор и проверку доказательств. Распоряжение следователя, адресованное в орган дознания, может касаться применения мер принуждения в рамках компетенции подразделения. Указания также направляются для выполнения определенных розыскных и оперативных мероприятий.

    Заключение

    Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.

    Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя - руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.

    businessman.ru

    § 2. Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания

    Особенностью процессуального положения начальника органа дознания в службе судебных приставов является то, что уголовно-процессуальная функция, как и для любого другого органа дознания, является для него производной от основной функции – организации исполнения судебных решений и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Из этого следует, что предоставленные указанным лицам уголовно-процессуальные полномочия являются одним из средств обеспечения вышеуказанных основных видов деятельности службы.

    Должностные лица службы судебных приставов, названные в законе органами дознания и, соответственно, являющиеся начальниками органа дознания, непосредственно, как правило, полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 40 УПК, не осуществляют, а выполняют несколько иные функции: осуществляют процессуальный контроль и организуют работу в подчиненном подразделении, направленную на реализацию предоставленной органу исполнительной власти функции производства расследования в форме дознания.

    Старший судебный пристав, являющийся органом дознания, может самостоятельно осуществлять предоставленные ему законом полномочия, а может и возложить указанные полномочия на находящегося у него в подчинении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (если совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311) или судебного пристава-исполнителя (при совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 312 и 315 УК РФ).

    Непосредственное руководство отделом дознания осуществляет его начальник, который назначается руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Он поручает производство дознания конкретному дознавателю, проверяет уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных дознавателей, дает им указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий. К сожалению, УПК РФ не предусматривает такого участника уголовного судопроизводства как начальник отдела дознания, что является пробелом в законодательстве.

    Деятельность дознавателей службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в арсенале которых имеется огромное количество полномочий, предоставленных им Федеральным законом «О судебных приставах». К примеру, судебные приставы по обеспечению УПДС уполномочены обеспечивать безопасность судей и других участников процесса, обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверять подготовку судебных помещений к заседанию, поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей.1 Административная деятельность органов службы судебных приставов обеспечивает осуществление уголовно-процессуальных полномочий, предоставленных должностным лицам ФССП России.

    Исследование практики деятельности службы судебных приставов показывает, что имеющихся штатных дознавателей не хватает для того, чтобы эффективно выявлять и расследовать преступления против правосудия во всех территориальных подразделениях службы. Дознаватели есть далеко не во всех районах, что значительно усложняет деятельность по реализации полномочий, предоставленных службе уголовно-процессуальным законодательством.

    Кроме того, по мнению Герасимова А.П., серьезной проблемой является отсутствие оперативного сопровождения уголовных дел при расследовании в Федеральной службе судебных приставов.2 Включив судебных приставов в перечень органов дознания, законодатель не предоставил им права производства оперативно-розыскных мероприятий. Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может потребоваться при расследовании уголовных дел, предусмотренных ч.1 ст.294 УК РФ, ст.315 УК РФ, а при выявлении и расследовании преступления, предусмотренного ч.1 ст.311 УК РФ, без нее обойтись крайне затруднительно. Внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило бы более эффективно решать задачи по борьбе с преступлениями против правосудия, возложенные на службу.

    studfiles.net

    Об утверждении Положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов (не нуждается в госрегистрации), Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 года №20

    Об утверждении Положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов (не нуждается в госрегистрации)

    ______________________________________________________________Документ не нуждается в госрегистрацииМинистерства юстиции Российской Федерации. -Письмо Минюста Российской Федерации от 10.10.2005 N 01/7790-ВЯ

    (Информация из Минюста России на 17 октября 2005 года)

    ______________________________________________________________

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единообразного выполнения отделами организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов возложенных на них задач и функций приказываю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

    2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации на основе Положения разработать положение об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов и утвердить его приказом.

    3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Директора Федеральной службы судебных приставов Гуцана А.В.

    ДиректорН.А.Винниченко

    Положение об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов

    УТВЕРЖДЕНОприказом Федеральной службысудебных приставовот 16 февраля 2005 года N 20

    I. Общие положения

    1.1. Отдел организации дознания и административной практики (далее - Отдел) является структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России).

    1.2. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации и ФССП России, а также настоящим Положением.В ходе осуществления функций уголовного преследования лиц, совершивших общественно опасные деяния, работники Отдела руководствуются обязательными для исполнения органами дознания указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей по вопросам организации и производства предварительного расследования и поддержания государственного обвинения в суде, приказами и инструкциями по вопросам учета преступлений, составления и ведения статистической отчетности, изъятия, хранения, передачи вещественных доказательств.

    1.3. Работа Отдела организуется по предметно-зональному принципу, на плановой основе и во взаимодействии с другими подразделениями территориального органа ФССП России, учебными заведениями правовой специализации, экспертными учреждениями, федеральными правоохранительными органами, а также другими ведомствами.

    1.4. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно или через начальников районных, межрайонных и специализированных отделов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

    1.5. Общее руководство Отделом осуществляет руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и его заместитель.

    1.6. Непосредственное руководство Отделом осуществляет начальник Отдела, который назначается руководителем территориального органа ФССП.

    1.7. В составе Отдела имеются заместитель начальника, старшие дознаватели, дознаватели, главные специалисты и ведущие специалисты групп организационно-методического обеспечения по дознанию и административной практике, производства предварительного расследования.

    1.8. Работники Отдела назначаются на должность и освобождаются от должности приказом руководителя территориального органа ФССП России.

    1.9. Отдел в целях выполнения возложенных на него задач обеспечивается необходимыми техническими, специальными средствами, оргтехникой, средствами связи и автотранспортом.

    1.10. Прием граждан, представителей государственных и иных организаций осуществляется начальником Отдела, а также его заместителем, дознавателями и старшими дознавателями, специалистами по направлениям деятельности.

    1.11. Работники Отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей и должностными инструкциями.

    1.12. В целях личной безопасности при необходимости руководителям Отдела и дознавателям могут выдаваться газовое оружие и специальные средства индивидуальной защиты, а также огнестрельное оружие. Порядок выдачи и использования огнестрельного, газового оружия и других специальных средств индивидуальной защиты установлен в соответствии с действующим законодательством.

    1.13 Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности осуществляются в установленном порядке.

    II. Задачи и основные направления деятельности Отдела

    Отдел в пределах своей компетенции решает следующие основные задачи.

    2.1. Осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления против правосудия, принимает меры к раскрытию, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовных дел, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции службы судебных приставов, производит неотложные следственные действия по преступлениям, отнесенным к подследственности иных органов, поддерживает по поручению прокурора субъекта Российской Федерации и районного прокурора государственное обвинение в судах по уголовным делам, законченным производством непосредственно Отделом.

    2.2. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях принимает меры воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и против порядка управления.

    2.3. Предпринимает в соответствии с действующим законодательством действия, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений против правосудия и совершению административных правонарушений.

    2.4. Организует и контролирует деятельность районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России по вопросам производства дознания и борьбы с административными правонарушениями.

    2.5. Совместно с другими структурными подразделениями территориального органа ФССП России вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию действующего законодательства.

    2.6. Участвует в реализации решений, принятых Координационным совещанием руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации.

    2.7. Совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами субъекта Российской Федерации участвует в разработке и реализации мер по усилению борьбы с преступностью и ее предупреждению на территории субъекта Российской Федерации.

    2.8. Организует исполнение и исполняет международные следственные поручения, относящиеся к компетенции ФССП России.

    III. Функции Отдела

    Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

    3.1. Организует рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, жалоб граждан и обращений должностных лиц по вопросам производства дознания, в том числе на действия (или бездействие) работников районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России.Проверка заявлений и сообщений о нарушении закона по указанию руководителя территориального органа ФССП России может быть организована с выездом на место.

    3.2. По указанию руководителя территориального органа ФССП или его заместителя рассматривает материалы, содержащие признаки преступлений против правосудия, на предмет возбуждения уголовного дела и проведения по нему предварительного расследования в форме дознания.

    3.3. Направляет уголовные дела, возбужденные прокурором, для производства дознания по территориальной подследственности.

    3.4. Производит предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях против правосудия, подследственным ФССП России, а также проводит неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие.

    3.5. По поручению прокурора субъекта Российской Федерации и по указанию руководителя территориального органа ФССП дознаватели Отдела поддерживают государственное обвинение в суде по делам, дознание по которым производилось дознавателями Отдела.

    3.6. Отдел накапливает и анализирует информацию о состоянии законности и правопорядка, борьбы с преступностью, практике производства дознания, прогнозирует развитие ситуации, разрабатывает и вносит руководителю территориального органа ФССП предложения о мерах по совершенствованию производства дознания и административной практики.По итогам работы за полугодие и год представляет руководителю территориального органа ФССП соответствующую аналитическую справку.

    3.7. Разрабатывает и реализует меры по повышению качества расследования и применению административной юрисдикции, профилактики преступности и административных правонарушений.

    3.8. Осуществляет организационно методическое обеспечение деятельности районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России в части производства дознания, выполнения иных процессуальных действий и административной юрисдикции в пределах компетенции путем:- подготовки проектов приказов, распоряжений и других организационно-распорядительных документов руководителя территориального органа ФССП России по вопросам и проблемам производства дознания и административной юрисдикции;- подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;- участия в подготовке оперативных совещаний при руководителе территориального органа ФССП, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации;- проведения аналитической работы, учета и статистической отчетности о результатах дознания и административной практики;- изучения и распространения положительного опыта, включая вопросы профилактики преступности и административных правонарушений;- организации исполнения и непосредственного исполнения международных следственных поручений.

    3.9. Отдел в соответствии с указаниями руководителя территориального органа ФССП или его заместителя контролирует ход расследования и анализирует практику поддержания государственного обвинения по уголовным делам районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России.Контроль обеспечивается систематическим изучением и анализом уголовных дел, статистической и иной информации, докладных записок, материалов, поступающих из районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России, а также жалоб и обращений граждан и должностных лиц.Одновременно Отдел контролирует работу районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России по исполнению приказов и распоряжений Минюста России, ФССП России, руководителя территориального органа ФССП России по вопросам организации дознания и административной юрисдикции, в том числе с выездами на место с тематическими проверками.

    3.10 Отдел организует заслушивание на оперативных совещаниях при руководителе территориального органа ФССП или его заместителе отчетов начальников отделов - старших судебных приставов районных, межрайонных и специализированных подразделений о проделанной работе, ходе и результатах расследования и судебного рассмотрения конкретных уголовных дел, а также по выявлению и пресечению административных правонарушений.По согласованию с руководством прокуратуры субъекта Российской Федерации для участия в работе коллегии и оперативных совещаний могут приглашаться прокурорские работники.

    3.11. Отдел непосредственно осуществляет и организует взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно - разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, производство предварительного следствия, прокурорский надзор и судебный контроль.

    3.12. Работа Отдела планируется на полугодие с учетом анализа состояния законности и правопорядка, криминологического прогноза, а также с учетом решений коллегий Министерства юстиции Российской Федерации и оперативных совещаний ФССП России, постановлений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов субъекта России, предложений начальников отделов - старших судебных приставов районных, межрайонных и специализированных подразделений.

    3.13. Отдел во взаимодействии с отделом кадров территориального органа ФССП России участвует: в подборе и расстановке кадров, в разработке предложений по совершенствованию структуры территориального органа ФССП России, нормативов штатной численности; в организации процесса учебы и повышения квалификации работников районных, межрайонных и специализированных подразделений и аппарата территориального органа ФССП России.Проводит стажировку старших дознавателей и дознавателей районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России.

    3.14. В целях проведения аттестации по указанию руководителя территориального органа ФССП России Отдел дает заключения о соответствии занимаемой должности начальников отделов - старших судебных приставов, старших дознавателей и дознавателей районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

    3.15. Во взаимодействии с отделом материально-технического обеспечения территориального органа ФССП России занимается вопросами выделения в установленном порядке организационной, криминалистической, компьютерной и иной техники.

    3.16. Внедряет в практику и информирует районные, межрайонные и специализированные подразделения службы судебных приставов о новых средствах криминалистической техники и информатики; использует современные возможности судебно-экспертных исследований, новые виды криминалистических учетов; осуществляет взаимодействие в этой работе с научно-исследовательскими и судебно-экспертными учреждениями, криминалистическими подразделениями других правоохранительных органов, высшими юридическими учебными заведениями.

    IV. Начальник Отдела

    4.1. Организует и осуществляет руководство работой Отдела, распределяет функциональные обязанности между работниками Отдела, принимает меры к обеспечению надлежащих условий труда работников.

    4.2. Несет персональную ответственность за организацию работы Отдела, а также за принятие процессуальных решений по делам и материалам, своевременность и законность рассмотрения жалоб и обращений.

    4.3. Готовит предложения в перспективные и текущие планы работы территориального органа ФССП России, региональные программы и межведомственные планы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Представляет на утверждение руководителю территориального органа ФССП план работы Отдела.

    4.4. Организует контроль за выполнением плановых мероприятий Минюста России, ФССП России и плановых мероприятий территориального органа ФССП России, исполнением приказов, распоряжений Минюста России, ФССП России и руководителя территориального органа ФССП России.

    4.5. Проводит оперативные совещания с работниками Отдела, заслушивает отчеты начальников отделов - старших судебных приставов районных, межрайонных и специализированных подразделений ФССП России по вопросам использования уголовно-правовых и административно-правовых полномочий.Требует, в случае получения информации о возможном нарушении законодательства, представления объяснений от работников Отдела, старших судебных приставов, старших дознавателей и дознавателей, начальников отделов - старших судебных приставов районных, межрайонных и специализированных подразделений, при необходимости принимает меры по привлечению их к ответственности.

    4.6. Организует взаимодействие с другими структурными подразделениями территориального органа ФССП России.

    4.7. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию системы и методики единого учета, статистической отчетности о преступности, раскрываемости и расследовании преступлений, учета и отчетности по административной практике, представляет государственные статистические отчеты прокурору субъекта Российской Федерации.

    4.8. Использует процессуальные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации для начальника органа дознания, а также участвует в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей Отдела, или лично производит дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

    4.9. Представляет прокурору субъекта Российской Федерации или его заместителю, а также в суд материалы и дела, требующие согласия или санкций на производство следственных действий, продление сроков проверки или расследования, утверждения обвинительных актов и постановлений о прекращении уголовных дел.

    4.10. Осуществляет прием граждан. Рассматривает и разрешает жалобы и обращения, за исключением обращений, по которым ранее принимались решения руководителями территориального органа ФССП.

    4.11. Осуществляет подбор и расстановку кадров Отдела, их воспитание и профессиональную подготовку, контроль за соблюдением ими законности, служебной дисциплины, режима секретности.

    4.12. Готовит аттестации, вносит руководителю территориального органа ФССП России предложения о присвоении работникам Отдела классных чинов, о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности работников Отдела, начальников районных, межрайонных и специализированных подразделений территориального органа ФССП России и подчиненных им работников

    4.13. Организует и контролирует работу по делопроизводству и режиму секретности Отдела.

    Текст документа сверен по:“Бюллетень Федеральной службысудебных приставов”,N 4, 2005 год

    docs.cntd.ru

    Дознание в исполнительном производстве — Виртуальный Кореновск

                  В настоящее время к органам дознания Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации относит и Федеральную службу судебных приставов РФ. Согласно п.4 ч.3 ст.154 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание в Федеральной службе судебных приставов, как одна из форм предварительного расследования, осуществляется дознавателями подразделений Федеральной службы судебных приставов. Уголовно-процессуальный кодекс очень четко закрепляет статьи Уголовного кодекса РФ подследственных дознавателям Федеральной службы судебных приставов: 157 УК–Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; ст.177 УК Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; ч.1 ст.294 УК Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; ст.297 УК Неуважение к суду; ч.1ст.311УК-разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; ст.312 УК- Незаконные действия в отношении имущества , подвергнутого описи и аресту либо подлежащего конфискации; ст.315УК-неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Данные преступления относятся к преступлениям небольшой тяжести, и не представляют особой сложности дознания.             С 1 февраля 2008 года начала работать поправка к статье 157 УК РФ теперь приставы занимаются и взысканием алиментов и привлечением у уголовной ответственности, если гражданин уклоняется от содержания своих несовершеннолетних детей. Семейным кодексом РФ установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нуждающихся в помощи нетрудоспособных детей, достигших совершеннолетия, а также обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи (ст.80,85,87 СК РФ). Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является составом преступления, предусмотренного ст.157 УК РФ. Само уклонение от содержания и его характер тщательно проверяется и исследуется. Как правило от уплаты алиментов, уклоняются лица, которые не хотят работать. Органы дознания сталкиваются в каждом случае с проблемой розыска родителей не плательщиков алиментов и их явкой на производство следственных мероприятий. Такие родители всячески пытаются избежать уголовной ответственности, не понимая того, что наказание за их деяние неотвратимо и всячески порицается обществом и государством. Особенность российского развода проявляется в неумении вчерашних супругов, имеющих общих детей, идти на компромисс и успупки по вопросам благополучия детей .В отличие от жен и мужей дети и родители бывшими не бывают.            В Кореновском районном отдел Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю за период с января по июль 2012 года возбуждено 18 уголовных дел по ч.1 ст 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, из них соединено в одно производство 3 уголовных дела в отношении гражданина Т.А.П, судимого ранее за данное преступление и лишенного родительских прав в отношении четверых несовершеннолетних детей. В настоящий момент дети данного гражданина воспитываются в семьях опекунов. После утверждения обвинительного акта прокурором Кореновского района направлены на рассмотрение в Кореновский районный суд 9 уголовных дел в отношении 9 обвиняемых горе родителей. 1 уголовное дело производством прекращено. 3 уголовных дела находятся на стадии окончания дознания и будут после утверждения прокурором Кореновского района обвинительного акта направлены в Кореновский районный суд. За злостное,неоднократное, намеренное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей господам алиментщикам неминуемо придется провести от 120 до 180 часов на исправительных работах, возможен и арест до трех месяцев.             Судебные приставы–исполнители Кореновского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов осуществляют взаимодействие с дознавателем: совместно с дознавателем участвует в изучении исполнительных производств на наличие перспективы возбуждения уголовных дел, своевременно исполняет указания старшего судебного пристава по исполнительным производствам, по которым возможно привлечение лица к уголовной ответственности. Начальник Кореновского районного отдела УФССП по Краснодарскому краю старший судебный пристав Бундюк О.Н организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей и дознавателей на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных подразделению УФССП по Краснодарскому краю.             Быстрое и полное расследование вышеуказанных преступлений и решение иных задач расследования осуществляется посредством четко согласованных и совместных действий дознавателя подразделения УФССП и ОМВД по Кореновскому району. . Особо хочется отметить работу начальника ППС ОМВД по Кореновского района майора полиции Чуприна с и ст.лейтенанта ОУП полиции Хренова Р за активное взаимодействие с дознавателем Кореновского районного отдела УФССП Ф.И.о         Деятельность профессионального опытного дознавателя нередко называют искусством. В этом есть доля истины, но пожалуй не вся. Удачно по этому поводу заметил Ганс Гросс: «Труд судебного следователя не есть искусство, но есть искусная деятельность, состоящая из ряда отдельных действий и приемов…» А складывающееся слаженное взаимодействие служб играет не маловажную роль и дает положительный результат в расследовании преступлений и пресечении преступных деяний, обеспечивает надлежащее состояние борьбы с преступностью.

     

    Судебный пристав-исполнитель КРОУФССП  Красникова Л.В  

     

     

     

    mykor.ru