Статья 448. Возбуждение уголовного дела. Кто принимает решение о возбуждении уголовного дела


Статья 448 УПК РФ - Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратил силу.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 448 УПК РФ Главы 52 «Возбуждение уголовного дела». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 448 УПК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Телефоны консультантов

Москва: 8(499)9384180

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Другие статьи в

finansovyesovety.ru

Порядок возбуждения уголовного дела — Мегаобучалка

При наличии повода и основания дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть и статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело (чч. 1, 2 ст. 146 УПК РФ).

По новому УПК РФ, по общему правилу, самостоятельно уголовное дело может возбудить только прокурор. Суд вообще не вправе возбуждать уголовные дела, и это вполне обоснованно, поскольку возбуждение уголовного дела – прерогатива стороны обвинения. Дознаватель, следователь вправе возбудить уголовное дело только с согласия прокурора. Поэтому постановление дознавателя, следователя о возбуждении уголовного дела по существу хотя и является процессуальным актом, но не имеет юридической силы акта, влекущего за собой возбуждение уголовного дела. Дознаватель, следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не вправе приступить к расследованию. Стадия возбуждения уголовного дела еще не окончена.

В соответствии с ч.4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно принимает одно из следующих решений:

1) дает согласие на возбуждение уголовного дела. При этом закон не требует от прокурора оформлять решение о даче согласия путем вынесения специального постановления. Значит, можно ограничиться наложением резолюции «согласен» на постановлении дознавателя или следователя.

2) отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела. В этом случае прокурор должен вынести специальное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

3) принимает решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

Как и в первом, в этом случае УПК РФ также не требует от прокурора вынесения специального постановления.

Дополнительная проверка должна быть проведена в срок не более 5 суток. После дополнительной проверки дознаватель на основе первоначальных материалов и материалов дополнительной проверки вновь решает вопрос, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Если дознаватель, следователь приходят к выводу о том, что данных о признаках преступления достаточно, то выносится новое постановление о возбуждении уголовного дела и вместе с материалами направляется прокурору. Прокурор повторно не вправе возвратить материалы для дополнительной проверки и потому либо должен дать согласие на возбуждение уголовного дела, либо вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Если же, после дачи согласия на возбуждение уголовного дела, изучив в дальнейшем все материалы, прокурор придет к выводу о наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК РФ, он своим постановлением прекращает уголовное дело.

По мнению авторов одного из комментариев к УПК РФ, «новый порядок возбуждения уголовных дел призван обеспечить безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела с тем, чтобы исключить или, по меньшей мере, снизить возможность злоупотреблений и связанных с ними нарушений прав и свобод граждан на начальном этапе уголовного судопроизводства»[121]. Считаем, что данная позиция недостаточно обоснована и противоречит ранее сложившейся положительной практике возбуждения уголовных дел.

Представляется, что не было никакой необходимости изменять порядок возбуждения уголовных дел. Практика свидетельствует о том, что гораздо чаще закон нарушается при отказе в возбуждении уголовных дел, чем при их возбуждении. Если прокурор сочтет, что уголовное дело возбуждено незаконно (а к нему поступают копии постановлений о возбуждении каждого уголовного дела), то он может незамедлительно отменить такое незаконное постановление.

Итак, именно в момент получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела постановление дознавателя, следователя, органа дознания приобретает юридическую силу, с этого момента начинается стадия предварительного расследования, а значит, и исчисляются сроки дознания или предварительного следствия. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Этим лицам предоставлено право обжаловать решение прокурора как вышестоящему прокурору, так и в суд.

Кроме прокурора, по существу самостоятельно, без согласия прокурора вправе при определенных условиях возбудить уголовное дело и начать расследование:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ч.3 ст. 40, ч.4 ст. 146 УПК РФ).

При возбуждении уголовного дела указанными выше лицами прокурор незамедлительно уведомляется ими о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В соответствии со ст. 149 УПК РФ после возбуждения уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, по которым предварительное следствие не является обязательным, производит дознание.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Часть 1 ст. 148 УПК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым отказ в возбуждении уголовного дела по основанию отсутствия в деянии состава преступления допускается только в отношении конкретного лица. Из этой формулировки не ясно, следует ли все же возбуждать уголовное дело? Конечно, если признаки преступления установлены, но заподозренное лицо к нему непричастно, тогда, возможно, законодатель и прав. Но чаще всего при отсутствии в деянии состава преступления, нет и признаков преступления, а значит, и нет основания для возбуждения уголовного дела. Поэтому необходимость указанного выше правила вызывает глубокое сомнение.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ). Следует подчеркнуть, что данная норма не устанавливает обязанности возбудить уголовное дело за заведомо ложный донос, а устанавливает лишь обязанность рассмотреть этот вопрос. Естественно, если заявитель добросовестно заблуждался, то о возбуждении уголовного дела по ст. 306 УК РФ речь идти не может.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК РФ).

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано как прокурору, так и в суд. Прокурор обязан рассмотреть жалобы в 3-суточный срок. Если же необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, этот срок может составить до 10 суток (ст. 124 УПК РФ).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает одно из следующих решений:

1) об отказе в удовлетворении жалобы;

2) об отмене постановления дознавателя, следователя и возбуждении уголовного дела;

3) об отмене постановления дознавателя, следователя и направлении материалов для дополнительной проверки.

В последнем случае срок дополнительной проверки не может быть более 10 суток.

Любое решение прокурора в данном случае оформляется путем вынесения соответствующего постановления.

Постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, а также постановление прокурора, принятое по жалобе, могут быть обжалованы в суд.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

Получив постановление судьи, прокурор обязан отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело.

 

megaobuchalka.ru

9. Возбуждение уголовного производства - Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

9. Возбуждение уголовного производства

  Понятие, сущность, значение и задачи стадии возбуждения уголовного производства. Решения, применяемые на этой стадии  Возбуждение уголовного производства - первая и самостоятельная стадия уголовного процесса, призванная обеспечить законное и обоснованное принятие решения по поступившей информации о совершенном или готовящемся преступлении.  Сущность данной стадии заключается в том, что орган дознания, следователь и прокурор, установив в событии, о котором им стало известно, признаки преступления, принимают решение начать уголовное производство. В случае же их отсутствия, а равно при наличии обязательств, исключающих уголовное производство, принимается решение об отказе в его возбуждении.  Значение данной стадии заключается в том, что она отделяет непроцессуальную деятельность по обнаружению преступлений от процессуальной и служит формальным основанием для начала производства следственных действий и применения мер уголовно-процессуального принуждения.  Эта стадия служит выполнению общих задач уголовного процесса, указанных в ст. 2 УПК, но, кроме того, имеет и самостоятельную задачу - разрешение вопроса о возбуждении уголовного производства.  Выделяют четыре вида решений в данной стадии:  - о возбуждении уголовного дела;  - о проведении предварительной проверки материалов в порядке ст. 109 УПК;  - об отказе в возбуждении уголовного дела;  - о направлении заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности.

  Поводы и основания к возбуждению уголовного производства  Поводы к возбуждению уголовного производства - это установленные законом источники, из которых правоохранительные органы получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять законное процессуальное решение.  Поводами к возбуждению уголовного производства являются:  1) заявления и письма граждан;  2) сообщения профсоюзных и других общественных организаций и объединений;  3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;  4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;  5) явка с повинной;  6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.  Основание к возбуждению уголовного производства - наличие фактических данных, указывающих на совершенное или готовящееся преступление.  В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления».  Основание к возбуждению уголовного производства включает в себя два необходимых элемента: критерий факта и критерий права.  Критерий факта заключается в том, что компетентные органы и должностные лица должны располагать достаточными фактическими данными о том, что событие действительно имело место в реальной действительности.  Критерий права означает, что должны быть собраны фактические данные, указывающие на то, что происшедшее событие содержит признаки конкретного преступления, предусмотренного уголовным законом.  Нужно учитывать, что установление всех признаков, характеризующих все элементы состава преступления, не входят в задачу предварительной проверки. Достаточно установить такие факты, которые, несомненно, указывали бы на общественную опасность деяния и его противозаконный характер.   При решении вопроса о возбуждении уголовного производства с точки зрения достаточности данных, как правило, компетентные органы и должностные лица не обязательно должны знать, кто совершил преступление, какова форма вины. Важно иметь достаточные данные, указывающие на то, что действительно имело место общественно опасное деяние.

  Основания, сроки, задачи и методы предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях  Основанием для проведения предварительной проверки служит поступившая информация о совершенном или готовящемся противоправном деянии, но этой информации недостаточно для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного производства.  Общий срок предварительной проверки - 3 суток. В исключительных случаях - не более 10 суток. Под исключительными случаями следует понимать обстоятельства, которые в силу объективных причин препятствуют возможности окончании проверки в общий срок (например, когда врач может окончательно определить степень тяжести полученных потерпевшим повреждений не ранее, чем через неделю и т. п.).  Продление данного срока не допускается.  Задачей предварительной проверки является установление наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного производства.  Способы (методы) предварительной проверки:  1) получение объяснений от граждан и должностных лиц;  2) истребование необходимых материалов и документов от организаций и граждан;  3) проведение ревизий, инвентаризаций и документальных проверок;  4) получение доказательств от граждан, должностных лиц, учреждений и организаций;  5) проведение исследований;  6) осмотр места происшествия (единственное следственное действие, разрешенное законом до возбуждения уголовного производства!.)  Кроме того, органы дознания, осуществляющие ОРД, могут проводить в ходе проверки оснований к возбуждению уголовного производства оперативно-розыскные мероприятия.

  Процессуальный порядок возбуждения уголовного производства  При наличии повода и основания к возбуждению уголовного производства прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.  Однако нужно иметь в виду, что в принципе УПК позволяет органу дознания и следователю возбудить любое уголовное дело (даже вне рамок их компетенции) для производства неотложных следственных действий.  О возбуждении уголовного производства прокурор, следователь и орган дознания выносят постановление.  В соответствии со ст. 115 УПК после вынесения постановления о возбуждении уголовного производства:  1) прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания;  2) следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания - к производству дознания;  3) судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания либо принимает к рассмотрению его судом.  Если уголовное дело возбуждается должностным лицом, которое будет вести расследование, то выносится одно постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству (ст. 129 УПК).  Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного органом дознания или следователем, должна быть немедленно направлена прокурору.  Отсутствие сведений о лице, совершившем преступление, не препятствует возбуждению уголовного дела. В связи с этим по общему правилу уголовное дело возбуждается по факту преступления, а не в отношении определенного лица. Однако по ряду категорий уголовных дел вопрос о возбуждении уголовного дела может решаться лишь в отношении конкретного лица (например, при возбуждении дела о дезертирстве, даче заведомо ложных показаний).  Если в период предварительного расследования будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждается дело, совершило еще несколько преступлений, в том числе при участии других лиц, то вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по каждому преступлению и в отношении соучастников не требуется.  Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

  Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного производства. Обстоятельства, исключающие уголовное производство  В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного производства.  Если в полученном заявлении или сообщении имеются данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении общественного порядка и установленных правил общежития, прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу или передать полученный материал на разрешение в административном или дисциплинарном порядке.  Об отказе в возбуждении уголовного производства выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение или общественная организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется им право на обжалование этого постановления.  Отказ в возбуждении уголовного производства может быть обжалован заявителем, соответственно, надлежащему прокурору или в вышестоящий суд (ст. 113 УПК).  Обстоятельства, исключающие уголовное производство:  1) за отсутствием события преступления;  2) за отсутствием в деянии состава преступления;  3) за истечением сроков давности;  4) вследствие акта амнистии, если он устраняет наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц;  5) в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность;  6) за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных ст. 27 УПК;  7) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных частью третьей ст. 27 УПК, когда прокурору предоставлено право возбуждать дело и при отсутствии жалобы потерпевшего;  8) в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;  9) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию;  10) в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело;  11) в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди.  Уголовное производство подлежит прекращению по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК, также и в отношении несовершеннолетнего, который достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.  Уголовное производство не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления до вступления приговора в законную силу также и в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния (ст. 5 УПК).  Прекращение дела по основаниям, указанным в п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.  Перечень этих обстоятельств исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

txtb.ru

Возбуждение уголовного дела | Сам себе адвокат

 

Возбуждение уголовного дела — это начальная стадия уголовного процесса, на которой уполномоченные законом должностные лица  должны установить наличие законного повода и основания для производства по уголовному делу, то есть наличие  данных, указывающих на признаки состава преступления. Результатом этой стадии является  постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. Возбуждение уголовного дела дает право лицу ведущему расследование проводить любые следственные действия предусмотренные УПК.

               Право на возбуждение уголовного дела

Возбудить уголовное дело вправе только должностным лицам правоохранительных органов. Возбуждение уголовного дела лицом, не уполномоченным на это влечет недопустимость в качестве доказательств всех собранных по уголовному делу доказательств. Данное нарушение процессуального закона является существенным.

По большинству преступлений  право возбудить уголовное дело предоставлено органу дознания (дознавателю), органу предварительного следствия (следователю), руководителям этих органов и подразделений.

  Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела возможно лишь при наличии поводов и оснований для начала уголовного процесса.

Поводом для возбуждения уголовного дела являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, включая средства массовой информации

Из сказанного следует, что при поступлении в правоохранительные органы перечисленных поводов для возбуждения уголовного дела, следователь, дознаватель должен проверить, есть ли основания для возбуждения уголовного дела.

Заявление о совершенном преступлении должна содержать сведения о лице, которое его подает, описание обстоятельств совершения преступления, место и время его совершения, характер и размер причиненного ущерба, сведения о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за ложный донос, каким должностным лицом принято заявление.

Заявление должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Нередко  сотрудники правоохранительных органов не регистрируют заявления и сообщения о совершенном преступлении, чтобы не портить статистику раскрываемости. В этом случае они проводят предварительную проверку, розыскные мероприятия и при установлении виновного лица регистрируют заявление потерпевшего.

                    Основания для возбуждения уголовного дела

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в  фактах, изложенных в заявлении (сообщении) наличия состава преступления.

На практике эта стадия выглядит так. Гражданин приходит в дежурную часть отдела полиции и делает заявление о совершении преступления. Его регистрируют и передают дежурному следователю (дознавателю). Последний составляет протокол об отобрании устного заявления о свершении преступления, предупреждает заявителя об ответственности за заведомо ложный донос под роспись. После этого у заявителя берутся объяснения. Нередко эту процедуру поручают оперативному сотруднику уголовного розыска или участкового. Тогда эти должностные лица собирают соответствующий материал и при наличии признаков состава преступления передают его в следственный отдел или отдел дознания. Руководители этих подразделений передают материал конкретному следователю или дознавателю и тот при наличии в материалах проверки признаков состава преступления выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Иногда о совершенном преступлении правоохранительные органы узнают из средств массовой информации, из сети Интернет. В таких случаях материал по сообщению из средств массовой информации передается следователю (дознавателю) для принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.

Если сообщение о совершении преступления поступило по телефону,  то по прибытии на место совершения преступления должностное лицо правоохранительных органов обязано составить протокол принятия устного заявления. Только с этого момента  орган дознания может проводить  неотложные следственные действия.

О порядке рассмотрения сообщения о совершенном преступлении в соответствии с новой редакцией ст.144 УПК РФ читайте здесь. 

Решения принимаемые по заявлениям и сообщениям 

Стадия возбуждения уголовного дела завершается постановлением о возбуждении уголовного дела. УПК устанавливает определенные требования к оформлению этого процессуального документа. В постановлении о возбуждении уголовного дела указывается дата его составления, поводы и основания для возбуждения уголовного дела, кем оно вынесено, квалификация состава преступления, признаки которого усматриваются из сообщения, заявления и материалов проверки.

Если следователь ( дознаватель) не установит в материалах проверки состава преступления то выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случаях, когда следователь (дознаватель)  установит, что в действиях лица имеются признаки состава преступления, которое ему не  подследственно, он выносит постановление о передачи материалов проверки по подследственности.

О принятии любого из указанных решений уведомляется заявитель и ему разъясняется право обжаловать постановление в течение 10 дней.

Уголовные дела относящиеся к категории частно -публичных,  возбуждаются только по заявлению потерпевшего и прекращению за примирением не подлежат.

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и прекращаются за примирением сторон или по заявлению потерпевшего. Дознание или следствие по делам частного обвинения не проводятся. Потерпевший подает заявление непосредственно мировому судье, а последний выносит постановление о принятии дела к своему производству, это постановление и является своего рода актом возбуждения уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору или в суд в порядке ст.123 УПК РФ.

После возбуждения уголовного дела следователь ( дознаватель) приступает  к  расследованию. С этого момента по делу могут проводиться все необходимые следственные действия.

 

pershickow.ru

Кто Принимает Решение О Возбуждении Уголовного Дела?

По ч. 2 ст. 128.1 УК РФ принимает решение полиция.Это указано в ст. 150 УПК РФ.Дознание производится:1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 - 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 258.1 частью первой, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частями первой и третьей, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.Так что ждите от полиции решение.Дополнительная консультация в личных сообщениях за плату.

yuristi.org