Категории детей с овз. Кто относится к детям с овз


Законодательное разграничение понятий «дети-инвалиды» и «дети с ОВЗ»

МОСКВА. В законе «Об образовании» не представлена категория детей с инвалидностью, что ведет к дискриминации и ограничению права инвалидов на образование, отмечает член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Елена Кулагина. Речь в законе идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья, к которой дети с инвалидностью относятся не всегда.3 декабря в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания «О докладе РФ «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов и стратегии действий в отношении лиц с инвалидностью». Участники слушаний, в частности, затронули вопрос о праве инвалидов на образование. Эксперты считают, что в законе «Об образовании» необходимо разграничить понятия «дети-инвалиды» и «дети с ОВЗ».

 

«По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ», — сообщила член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Кулагина.

По словам эксперта, дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, в отличие от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.

«Это важно понимать для выстраивания государственной политики», — подчеркивает Елена Кулагина.

Кроме того, треть детей с инвалидностью обучается на дому. При этом для детей-инвалидов в законе «Об образовании» не предусмотрены специальные условия, спецстандарты. По факту все прописано только для детей с ОВЗ, отмечает Кулагина.

«Если бы в школах были созданы специальные условия для детей-инвалидов, они бы не сидели по домам, никакое дистанционное образование не в состоянии обеспечить их полноценную учебу», — говорит Кулагина.

Невозможность разделения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на две разные группы в законе приводит к путанице в докладе о выполнении Конвенции ООН, указывает эксперт. В частности, в докладе в разделе, посвященном образованию, под численностью детей-инвалидов подразумевается численность детей с ОВЗ.

То, что закон «Об образовании» нуждается в корректировке, подтверждает заместитель председателя Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко.

«Очевидно, что дети с инвалидностью и дети с ОВЗ – две взаимопересекающиеся группы. По закону получается, что дети с инвалидностью находятся внутри группы ОВЗ. Эта путаница приводит ко множеству проблем», — отметила Елена Клочко.

Вопрос о разграничении этих двух категорий является дискуссионным, считает начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская.

«Я не в полной мере согласна с разграничением категорий. Этот вопрос нуждается не только в экономической экспертизе, но и правовой. Думаю, имеет смысл на уровне Общественной палаты РФ провести такое мероприятие, чтобы определиться с понятиями и тем, что необходимо включить в закон «Об образовании», — сказала Лариса Фальковская.

АВТОР: Юлия Вяткина

Источник

www.rare-diseases.ru

Категории детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуются наличием того или иного психического или физического отклонения. Так, к таким отклонениям относят те, которые обусловливают неправильное общее развитие ребенка, тем самым не давая личности вести проживать полноценную жизнь.

Также таких детей именуют:

  • нетипичными,
  • исключительными,
  • аномальными,
  • детьми со специфическими нуждами,
  • детьми с проблемами.

Разумеется, то, что у ребенка присутствует тот или иной недостаток совсем не означает, что для него предопределено неправильное развитие. Если человек по тем или иным причинам потерял одно ухо или один глаз, это не приведет к отклонению в развитии.

Наш мозг устроен так, что, к примеру, в случаи потери одного глаза или уха мы способны воспринимать зрительные и звуковые сигналы теми анализаторами, которые сохранились.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Детей с ОВЗ принято считать тех, у кого присутствует нарушение психофизического развития и которым необходимы специализированные помощь, обучение и воспитание.

Категории детей с ОВЗ таблица

В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым была предложена классификация детей с ОВЗ. Она состоит из ряда категорий, в которые включены наиболее распространенные психофизические дефекты.

Скачать таблицу категорий детей с ОВЗСкачать в .docx

  1. Нарушение слуха.

К этой категории относятся глухие дети, а также те, кто слышит плохо (слабослышащие) и позднооглохшие.

  1. Проблемы со зрением.

В этот пункт включены слепые дети и те, которые видят очень плохо (слабовидящие).

  1. Нарушение речи.

Здесь  выделяют такой дефект, как логопатию.

  1. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  1. Дети с умственной отсталостью.
  1. Малыши с задержкой психического развития.
  1. Нарушение поведения в обществе и общения.
  1. Комплексное нарушение психофизического развития.

К этой категории причисляют слепоглухонемых, а также глухих и слепых умственно отсталых.

Если рассматривать характер нарушения, можно отметить, что одни недостатки полностью устраняются в процессе роста и развития малыша путем его обучения и воспитания, другие могут сгладиться, но никогда не исчезнут совсем, а третьи могут лишь компенсироваться.

Категории детей с ОВЗ по ФГОС

Чтобы определить, присутствует ли какое-то нарушение в развитии ребенка, необходимо обратить внимание на то, как малыш реагирует на формирование у него некоторых знаний, навыков, умений, а также как он относится к разным подходам психологической работы с ним.

Так, если некоторые дети с ОВЗ могут достичь максимума в развитии еще на этапе чтения по слогам и писания простыми предложениями, то другие практически не ограничены в возможностях развития. Ко второй группе относят детей с задержкой психического развития и слабослышащих малышей. Разумеется, уровень развития ребенка решает, кем он сможет стать в будущем.

К примеру, личности из первой группы смогут выполнять лишь низкоквалифицированную работу, где требуется применение минимума умственной деятельности.

Статус такого ребенка в социуме зависит не только от наследственных биологических факторов, но и от среды, в которой ребенок социально воспитывался. В процессе развития индивидуума акцентируется внимание на единстве и взаимодействии системы биологических и социально-культурных нюансов.

Каждая личность обладает собственными уникальными и неповторимыми качествами нервной системы, такими как:

  • сила духа;
  • стойкость, уравновешенность;
  • подвижность нервных процессов;
  • скорость образования;
  • прочность и динамичность условных связей.

В зависимости от наличия названных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) у конкретной личности, можно делать вывод о том, какими способностями к обмену социальным опытом и познанию действительности она обладает.

Другими словами, становится ясным, что именно биологические факторы являются первоначальными предпосылками психического развития человека и его становления как личности. Понятно, что такие дефекты, как слепота и глухота относятся не к социальным факторам, а к биологическим. Трудность заключается в том, что воспитатель ребенка вынужден столкнуться с социальными последствиями имеющихся биологических факторов.

  • Таким образом, нарушение развития ребенка с ОВЗ вызвано не только биологическим фактором (самым дефектом), но и теми психическими нарушениями, которые появляются уде под влиянием того самого первичного дефекта.
  • К примеру, если повреждение уха до того, как ребенок научится говорить, является первичным дефектом, то наступившая вследствие глухоты немота будет уже вторичным дефектом. Разумеется, ребенок от рождения не является немым, но в силу психического влияния первичного дефекта (глухоты) на личность, произошло нарушение психического здоровья ребенка, что проявилось во вторичном дефекте – немоте.

Так, чтобы научить ребенка говорить, с ним нужно заниматься уже по специализированной программе, включающей максимальное применения тех анализаторов, которые у ребенка работают в обычном режиме: зрение, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационная чувствительность.

Категория детей с ОВЗ, педагогическая классификация

Интересно то, что в процессе атипичного развития индивидуума можно различить не только негативные, но и позитивные моменты. К примеру, дети, которые плохо видят, очень хорошо ощущают расстояние (шестое чувство), отлично дистантно различают предметы при ходьбе, обладают практически совершенной слуховой памятью и осязанием. Если посмотреть на детей со слуховыми дефектами, можно заметить, что у них очень и очень хорошо развита мимика.

Скачать книгу «Оздоровительная работа» Скачать бесплатно в .pdf

Данные позитивные стороны нужно уметь не только находить, но и использовать, поскольку это своего рода ключик для грамотной разработки системы специального обучения. Так, можно сделать вывод, что на развитие личности с ОВЗ влияют следующие факторы:

  1. Вид (тип) дефекта.
  2. Степень и качество первичного дефекта.

Стоит отметить, что вторичные недостатки могут быть как ярко, так и слабо выраженными. Это зависит от степен психического расстройства. Степень выраженности дефекта диктует то, как будет атипично развиваться ребенок.

  1. Время, когда возник первичный дефект.

Специалисты утверждают, что чем позже имело место патологическое воздействие и появление первичного дефекта, тем в меньшей мере будут выражены отклонения в психическом и физическом развитии. Так, если ребенок слеп с рождения, он не имеет в памяти никаких зрительных образов и познает мир через сохранные анализаторы и речь. Если же малыш лишился зрения в школьном или старшем возрасте, у него в памяти есть образы, которые в дальнейшем помогут ему познавать мир дальше, тем самым облегчая жизнь человека.

  1. Условия общественной среды: социальные и культурные факторы.

Разумеется, чем раньше обнаружится нарушение в развитии ребенка, тем быстрее можно будет приступить к аномальному обучению и реабилитационной работе и тем более успешным будет результат.

www.resobr.ru

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.          Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.          Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

      По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

      В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).          Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.          Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.          Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.          Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.          В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.          Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.       Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.
  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

iemcko.ru

Дети с ограниченными возможностями здоровья это – Kidzi

Дети с ограниченными возможностями здоровья это прежде всего дети

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это категория  несовершеннолетних, имеющих те или иные проблемы в физическом или психическом здоровье. Эти отклонения могут быть временными или постоянными, врожденными или приобретенными, означающими инвалидность или нет.

Определение детей с ограниченными возможностями здоровья

Для подтверждения этой категории, родителям обучающегося необходимо написать письменное заявление с просьбой обследовать ученика специальной комиссией. Комиссия состоит из медиков, психологов  и педагогов.

Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Имеющие отклонения в психическом развитии. Чаще всего это следствие перинатального поражения мозга или родовой травмы. Этим малышам диагностируют задержку психического развития, в тяжелых случаях — умственную отсталость.
  •  Болеющие недугами, которые влияют на зрение или слух. Это глухие и  незрячие детки, или, в более легких формах, имеющие сниженную остроту зрения или слуха.
  • Имеющие речевые проблемы, а также сложности с общением и социальной адаптацией. Чаще всего это связанно с психическими расстройствами аутичного типа. Таким ребятам очень сложно не только развиваться, но даже существовать в социуме.
  • Страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
  • Сочетающие в себе несколько из перечисленных проблем в развитии.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

При обучении ребят с ограниченными возможностями могут использоваться различные образовательные технологии:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья это прежде всего детиСпециальное образование. В рамках этой технологии используются специальные адаптированные коррекционные программы для обучающихся с психическими и интеллектуальными отклонениями.
  • Дистанционное образование. Это позволяет учащимся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата получать знания не выходя из дома.
  • Инклюзивное образование. Такой тип образования предполагает совместное обучение здоровых учеников и имеющих некоторые недуги.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются прежде всего детьми. Им, также как и их ровесникам, необходимо обучаться, играть и  развиваться, несмотря на болезни и ограничения. К обучению таких деток нужно подходить особенно ответственно. Им нужен индивидуальный подход, терпение и любовь.

 

kidzi.ru