Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной "CMR". Кто должен оформлять cmr


Кто заполняет CMR при отправке в Казахстан

А. Гордон

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

 

Накладная CMR при отправке в Казахстан

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза  (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

При отправке грузов с территории России в государства ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению и Белоруссию) имеет место экспорт и экспортерам целесообразно оформить именно CMR накладную. Дело в том, что объединение экономического пространства государств ЕАЭС и отмена таможенного и иного вида оформлений при перемещении грузов между государствами не объединило государства в единое государства и не отменило государственные границы между ними. Перевозка грузов с территории одного государства участника договора о ЕАЭС на территорию другого является международной перевозкой грузов и регулируется правилами вышеназванной конвенции. Что требует оформления  CMR накладных.

При трансграничных поставках мы всегда рекомендуем оформление документов не оставлять на усмотрение партнера, и закрепить в тексте договора состав, форму и порядок оформления документов. Это позволит согласовать и обеспечить оформление документов с учетом особенностей национального законодательства каждой из сторон договора поставки.

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять?

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае от условия договора, но в любом случае, согласно Конвенции,  не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и перевозчик получает не менее 3-х.

По общему правилу одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя при отправке груза после передачи груза грузоперевозчику (водителю, экспедитору), остальные экземпляры сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы накладной с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

При получении доставленного груза грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (графа №24) о получении груза. Один экземпляр накладно остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляров CMR накладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:

Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Как минимум, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и накладная оформляются не менее чем на 3-х страницах.

Дополнительные страницы накладной могут потребоваться: для экспедитора, для таможенных и других органов, для иных целей сторон договора.

Рекомендуем заранее выяснить какое количество страниц CMR накладной потребуют госорганы соответствующих государств, например, для таможенных целей при экспорте из Белоруссии требуется 6 страниц CMR накладной, при экспорте из России — 3.

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами стороны договора поставки и определяются условиями этого международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос согласовать в тексте договора. В зависимости от условий (схемы) поставки груза принимать участие в поставке могут поставщик, грузоотправитель, перевозчик, экспедитор, грузополучатель, покупатель. Соответственно CMR накладную могут оформлять разные лица.

 

При заполнении международных товарно-транспортных накладных нужно руководствоваться Женевской Конвенцией. Так же можно руководствоваться информацией Федеральной Таможенной Службы РФ (письмо от 02.05.2012 N 04-30/22006) согласно которому CMR-накладные Белорусских поставщиков оформляются по следующим правилам:

Заполнение CMR-накладной при отправке груза

  1. При отправке груза заполняются графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной.
  2. В графах 1, 2 указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  3. В графе 3 указываются страна и место назначения (разгрузки) груза. В графе 4 указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
  4. Графа 5 содержит перечень прилагаемых документов.
  5. В графе 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
  6. В графе 7 указывается количество мест груза.
  7. В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
  8. В графе 9 указывается наименование груза.
  9. В графе 10 указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
  10. В графе 11 указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
  11. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  1. Графа 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

  1. В графе 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  2. В графе 15 указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
  3. В графе 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  4. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

 

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Перевозчик заполняет графы: 16-18, 23, 25-29 CMR-накладной

  1. Графа 16 заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
  2. В графе 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  3. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

  1. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи).
  2. В графе 25 записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  3. В графе 26 записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
  4. В графах 19, 27, 28, 29 указывается информация (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

 

Заполнение CMR-накладной по прибытии груза (грузополучателем)

Получатель заполняет графу 24 CMR-накладной во всех экземплярах, прибывших с перевозчиком.

Заполнить CMR-накладную от имени грузополучателя может только полномочный представитель грузополучателя.

В графе 24 получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

gordon-adv.ru

ЦМР (CMR) - международная транспортная накладная

 

CMR (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route) - конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.

И что же такое CMR?

ЦМР - используется, как было написано ранее, для оформления международных грузоперевозок. И предсталяет из себя документ, доказывающий факт заключения договора на автомобильную перевозку груза. В данной накладной фиксируется отправитель и получатель, место происхождения груза, место назначения - доставки, описание, вес, маршрут следования, способ перевозки, стоимость доставки груза, обычно перевозимого в контейнере. На самом деле смысл CMR - зафиксировать всю информацию что и коносамент (документ, товаросопроводительный + товарораспределительный, выдаваемый перевозчиком груза грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом, с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар), но в отличие от последнего. CMR не является товаро-распорядительным документом.

Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.

Кто оформляет CMR?

Заполнением накладной занимается отправитель груза, на основании инструкций и указаний, которые он получает от транспортно - экспедиторской компании, он же несет солидарную ответственность (совместную ответственность группы лиц, принявших на себя обязательство) за правильность заполнения CMR.

Накладная CMR заполняется как минимум в трех оригиналах и подписывается отправителем и перевозчиком.

Первый экземпляр передается отправителю (выделен на накладной красным)

Второй экземпляр отправляется вместе с грузом и сопровождает его (выделен на накладной голубым или синим)

Третий экземпляр отдается перевозчику (выделен на накладной зеленым)

Накладкая ЦМР заполняется или обычной ручкой или пропечатывается на специальном принтере.

Исторически конвенция была подписана в Швейцарии в городе Женеве 19 мая 1956 года и была признана большинством европейских государств. На основании Конвенции, Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) был разработан стандарт CMR накладной. Поля в накладной прописаны на трех языках (английский, французкий, немецкий), это гарантирует что документ принимается и признается по всей Европе, при прохождении полицейского и таможенного контроля.

Давайте более подробно размерем правила, которые необходимо соблюдать при заполнении CMR накладной. В порядке заполнения по пунктам.

1. Отправитель - указывается полное наименование отправителя груза (если груз отправляется по поручению другой фирмы, то после наименования грузоотправителя указывается наименование поручителя: 'by order', 'on behalf'). Одно из наименований обязательно должно быть указанно в инвойсе (ввиду того, что продавцом груза может быть как грузоотправитель, так и поручитель). Также указывается полный юридический адрес отправителя.

2. Получатель - указывается полное наименование получателя груза и почтовый или юридический адрес. Если груз отправляется в адрес таможенного брокера делается примечание 'для фирмы такой-то'.

3. Меестоположение разгрузки груза - это адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки. При наличии заполненненного данного пункта  перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по территории РФ без каких-либо других товарно-транспортных документов.

4.  Местоположение и дата погрузки груза - указывается город, страна и дата погрузки в международеном формате.

5. Прилагаемые документы - указываются документы прилагаемые к CMR (invoice счет, Carnet TIR, сертификаты и другие прилагаемые к грузу документы.).

6-9. Здесь указывается количество грузовых мест, наименование груза, тип упаковки. Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и в листе упаковки.

При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой 'расшифровку смотреть в инвойсе'.

При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД. При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу).

10. Статистический код - указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров.

11. Вес брутто - указывается вес брутто, который указан в инвойс. При грузовых контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте(документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу).

12. Объем груза - заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях он обычно не указывается.

13. Координаты (указания) отправителя - указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки.

14. Данные для возврата - заполняется только для перевозки морских грузовых контейнеров. Указывается адрес контейнерного терминала, куда должен быть возвращен контейнер после таможенной очистки и разгрузки груза.

15. Условия оплаты - указываются условия поставки товара по ИНКОТЕРМС (международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли).

16. Перевозчик - заполняются полные реквизиты транспортной компании (владельца TIR Carnet или таможенного перевозчика).

17. Следующий (последующий, второй) перевозчик - заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного на другое транспортное средство. Обычно указываются реквизиты компании (экспедитора), который контролирует данную перевозку.

18. Комментарии и замечания перевозчика - могут быть указаны любые замечания или пояснения, уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, химический активный груз, температурный режим).

22. Дата прибытия под погрузку - здесь фиксируется время и дата прибытия транспортного средства под погрузку.

24. Дата прибытия под разгрузку - здесь фиксируем время и дату прибытия транспортного средства под разгрузку.

Так как накладная CMR является международным документом, оформляется при перевозках по Европе, содержит информацию об отправителе, получателе, виде груза и его весовых параметрах. При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза.

Основное правила перевозок с использованием Карнет – Тир регулируются "Положением о порядке применения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (документ таможенного транзита,).

galtrade.ru

что такое, расшифровка, образец оформления и правила заполнения

Любую международную транспортировку грузов сопровождает огромное количество документов, без которых осуществить перевозку товара невозможно. Особое место в этом пакете бумаг занимает накладная CMR. Этот документ является подтверждением заключения контракта между контрагентами: продавцом, перевозчиком и заказчиком. Именно поэтому так важно разобраться в том, что такое CMR накладная. Это позволит избежать недопонимания между сторонами сделки.

Очень важна расшифровка СМР и понимание точного значения этого понятия. Кроме того, необходимо уметь правильно заполнять эту накладную и знать, в каких случаях она нужна. Всё это позволит избежать юридических проблем при погрузке, транспортировке и получении товара.

Расшифровка и назначение

Расшифровка CMR довольно проста. С французского языка это понятие переводится как Конвенция о международной транспортировке товаров посредством автотранспорта.

cmr накладнаяСМР накладная – важнейший международный документ, который играет особую роль в вопросах организации автоперевозок. В нём отражаются основные сведения о транспортном маршруте, перевозимом товаре и самом перевозчике. Она содержит такие данные:

  • количество товара;
  • юридическое наименование компании перевозчика;
  • время, затраченное на транспортировку груза;
  • маршрут, по которому перевозили товар;
  • информация о документах, на основании которых осуществлялась поставка;
  • название компании отправителя;
  • название компании грузополучателя.
Помимо этого, CMR накладная даёт подробную информацию о том, в каком виде и когда перевозчик принял товар от отправителя. Здесь же прописываются данные о состоянии товара и упаковки в тот момент, когда он поступил на таможню.

В каких случаях нужна накладная CMR

Оформление этого документа требуется в том случае, если соблюдаются некоторые условия:

  • Плата за транспортировку груза предусмотрена;
  • CMR конвенция подписана хотя бы одной из стран, резиденты которой принимают участие в торговой внешнеэкономической сделке;
  • Товар загружается и выгружается на территории разных государств;
  • Перевозка осуществляется посредством автомобильного транспорта.

При этом нужно понимать, что количество накладных должно совпадать с количеством транспортных средств, которые принимают участие в доставке.

В том случае, если перевозится взрывоопасный груз, информация об этом указывается не только на транспортном средстве, но и в накладной. Кроме того, в документе обязательно прописываются и меры предосторожности для обеспечения безопасной поставки.

Накладная ЦМР – это фактическое подтверждение заключения контракта на условиях конвенции КДПГ между тремя сторонами: перевозчиком, поставщиком и получателем товара.

В случае судебных разбирательств и трений между контрагентами, именно этот документ является главным доказательством неисполнения или исполнения условий заключённого договора. Поэтому оформляется он обязательно.

CMR накладная содержит всю основную информацию из товаросопроводительных документов. При этом данные, занесённые в накладную, должны совпадать с информацией из других транспортных документов.

В том случае, если эти данные будут отличаться, это значительно усложнит процесс транспортировки товара. Поэтому необходимо тщательно сверять номер CMR и другую информацию из накладной, дабы избежать проблем. В этом случае невнимательность может стоить не только времени, но и денег.

Любая накладная CMR содержит два вида информации:

  1. Базовые сведения о транспортировке товара. Они заносятся в специальные графы накладной.
  2. Отметки, печати и рукописные надписи, которые проставляются в том случае, если необходимо внести какие-то замечания о ходе перевозки.

Если в товарно-транспортной накладной не указан вид груза, то он считается контрабандой. Так что необходимо проследить за тем, чтобы в документ была вписана все перевозимые товары.

Правила заполнения бланка

Правила заполнения CMR довольно просты.

В первую очередь после номера накладной в документ вписывается информация об отправителе и получателе груза. Все необходимые сведения о продавце и покупателе можно взять из инвойса.

В следующие графы вносятся адреса мест погрузки и отгрузки товара. За отправку и приёмку груза отвечают фактические отправители и получатели груза, которые определяются с помощью соответствующих печатей. Эти печати проставляются в двадцать второй и двадцать четвёртой строках накладной. В них прописывается информация о том, кто отправлял и принимал груз. Если в 22-й строке ставится печать фирмы поставщика, то она совпадёт со штампом, который ставился в графе «Отправитель».

Бланк CMR оформлен так, что строки с седьмой по одиннадцатую представлены в виде одного блока. Это значит, что все они связаны между собой. Заполняя эти строки, нужно помнить о том, что каждому отдельному перевозимому продукту присваивают свой код ТН ВЭД. Кроме того, для каждого отдельного товара прописывается вес-брутто и количество мест, которые занимает тот или иной предмет.

После этих строк идёт графа, в которую нужно вписать суммарный вес товара и количество грузовых мест.

Накладная CMR оформляется на том же языке, что пакинги и инвойсы. При этом особое внимание нужно уделить тринадцатой графе товарно-транспортной накладной. Здесь прописывается таможенный терминал назначения или склад для временного хранения поставляемой продукции. Стоит отметить, что такие сведения содержатся только в этом документе. Так что если в этой строке будет допущена ошибка или опечатка, могут возникнуть проблемы с транспортировкой товара. Поэтому оформление CMR требует внимательности и серьёзного подхода.

Кроме того, в тринадцатой графе указывается и стоимость перевозимой продукции. Цена товара сюда вносится в той валюте, которая была указана в инвойсе.

В пятнадцатой строке накладной прописывается подробная информация об условиях перевозки груза.

Каждая CMR накладная должна содержать несколько обязательных печатей, без которых документ будет считаться недействительным. В первую очередь это касается печати грузополучателя, которая ставится по окончании поставки груза. Также в документе должна стоять печать, которая подтверждает прохождение грузом таможни. Помимо этого, в накладной есть место для печати контроля транспортировки, которая ставится в том случае, если груз проходит несколько пунктов таможенного контроля.

Преимущества и недостатки страхования

Если есть такая необходимость, накладная CMR может быть застрахована. Речь идёт о страховании гражданской ответственности транспортной компании, которая выполняет международную перевозку груза автотранспортом в рамках КДПГ.

Такая страховка позволяет снизить риски транспортно-экспедиторской компании. Это значит, что если во время поставки будет нанесён вред грузу, страховая компания возместит ущерб.

Если перевозчик не позаботится о страховании товара, то финансовые риски лягут на его плечи. При этом финансовая ответственность наступает в случае потери и порчи товара, а также срывов сроков, прописанных в контракте на транспортировку груза.

Застрахованная CMR накладная позволяет перевозчику снизить финансовые риски. Кроме того, она даёт страховой компании такие преимущества:

  • наличие страхового полиса подтверждает честность и дееспособность транспортно-экспедиторской фирмы;
  • полис даёт гарантию возмещения убытков, в случае потери или серьёзного повреждения перевозимого груза.

Однако застрахованная форма CMR обладает и определёнными недостатками:

  • если груз пострадал по вине третьего лица, то денежная компенсация не производится;
  • с перевозчика снимается часть ответственности за сохранность груза;
  • финансовые издержки;
  • требует дополнительного времени на оформление страхового полиса.

Так как товарно-транспортная накладная такого образца является одним из важнейших документов на поставку товара автотранспортом, то серьёзно подойдите к процессу его оформления. Несколько раз перепроверьте корректность внесённых данных, чтобы избежать ошибок и опечаток, которые усложнят процесс транспортировки груза. Это позволит избежать проблем при перевозке продукции.

Видео

В данном видео мы покажем вам примеры заполнения различных товарно-транспортных накладных.

 

Отзывы и комментарии

Поделись ссылкой в соцсети:

www.vtk-trade.ru

Как заполнить CMR – особенности заполнения CMR грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем - Документация по грузоперевозкам - Документация по грузоперевозкам - Статьи по грузоперевозкам

CMR – это международная товарно-транспортная накладная, которая является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации (ГТД). Она является одним из основных документов, необходимых для осуществления международных перевозок грузов автотранспортом. При пересечении товаром границы другого государства её наличие обязательно.

Накладная CMR является документом, который подтверждает существование договора, согласно которому транспортная компания обязана доставить груз от отправителя к получателю.

Проще говоря, CMR – это та же самая товарно-транспортная накладная, только использующаяся при международных перевозках. Товарно-транспортная накладная cmr заполняется отправителем груза, получателем и перевозчиком. Чтобы на границе не возникло никаких вопросов, следует четко понимать, кто и что заполняет. В заполнении CMR нет ничего сложного, просто нужно быть внимательным. Бланк CMR можно скачать здесь. Если что-то будет непонятно, можете скачать образец заполнения CMR здесь.

Основные правила заполнения CMR

Накладная CMR состоит из десяти (четырнадцати) отпечатанными на самокопирующейся бумаге страниц, с незаполненными графами. Она имеет учетный номер и серию, которые одинаковы для всех страниц. Все записи делаются без применения копировальной бумаги, поэтому необходима особая аккуратность. На накладной CMR запрещено оформлять другие документы (путевые листы, ТТН, тахограммы для тахографов), поскольку можно испортить накладную.

CMR выписывается отправителем минимум в четырех экземплярах (на 4-х страницах). Но на практике зачастую накладную CMR оформляют в семи (7) экземплярах.

Первые четыре страницы CMR имеют собственные наименования, которые отпечатаны типографским способом:

  1. Экземпляр для отправителя;
  2. Экземпляр для получателя;
  3. Экземпляр для перевозчика;
  4. Для расчетов.

Первая страница CMR «Экземпляр для отправителя» после заполнения остается у отправителя, являясь документом, который подтверждает факт отправки груза.

Вторая страница CMR «Экземпляр для получателя» сдается водителем получателю. Она подтверждает факт получения (доставки) груза.

Третья и четвертая страницы CMR «Экземпляр для перевозчика» и «Для расчетов», заверенные печатями и подписями получателя груза, остаются у перевозчика. Четвертую страницу накладной CMR транспортная компания, выполнившая перевозку груза, прилагает к счету и высылает заказчику перевозки (получателю, отправителю, диспетчеру экспедиторской компании) для оплаты. Третья страница прилагается к путевому листу. Она служит основанием для учета транспортных услуг и начисления зарплаты водителю.

Все другие страницы CMR, заверенные печатями и подписями отправителя и подписями перевозчика, предназначены для заполнения таможенными и другими органами. Число дополнительных страниц накладной CMR зависит от условий перевозки. При перевозке грузов нескольким получателям CMR заполняется на каждого в отдельности получателя груза.

Заполнение CMR отправителем груза

Отправитель заполняет графы 1-15, 21, 22, в которых указывает такие данные:

Графа 1 "Отправитель (наименование, адрес, страна)" – указывается наименование, адрес, телефон и местонахождение организации, которая осуществляет отправку груза.

Графа 2 "Получатель (наименование, адрес, страна)" – указывается наименование, адрес, телефон и местонахождение организации, которая осуществляет получение груза.

Графа 3 "Место разгрузки груза" – адрес доставки товара.

Графа 4 "Место и дата погрузки груза" – место и дата погрузки груза.

Графа 5 "Прилагаемые документы" – список прилагаемых документов. Водитель обязан проверить, совпадают ли номера документов с фактическими номерами.

Графа 6 "Знаки и номера" – указываются знаки и номера, которые обозначают класс, подкласс перевозимого груза, в том числе опасных.

Графа 7 "Количество мест" – указывается количество мест груза. Водитель обязан проверить, соответствует ли оно фактическому количеству.

Графа 8 "Род упаковки" – указывается род упаковки груза (ящики деревянные, коробки картонные, бочки пластмассовые или металлические, мешки полиэтиленовые или холщовые и прочее).

Графа 9 "Наименование груза" – указывается наименование перевозимого груза.

Графа 10 "Статист. №" – указывается код транспортируемого товара.

Графа 11 "Вес брутто, кг" – указывается вес груза вместе с упаковкой.

Графа 12 "Объем, куб.м" – указывается, какой объем в кубических метрах занимает груз.

Графа 13 "Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)" – указывается наименование, адрес и прочие реквизиты таможни, где будет осуществляться таможенное оформление груза. В этой графе, в ее нижней части может указываться объявленная стоимость груза.

Графа 14 "Возврат" – указывается госномер полуприцепа либо контейнера, если он вывозится из-за границы после определенного пребывания там.

Графа 15 "Условия оплаты" – указываются условия оплаты товара, согласно Международным правилам толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС).

Графа 21 "Составлена в" – отправитель указывается здесь наименование населенного пункта, где была составлена накладная CMR и указывает дату ее заполнения.

Графа 22 "Прибытие под погрузку. Убытие" – указывается дата и фактическое время прибытия и убытия автомобиля под погрузку. Эти сведения отправитель обязан заверить подписью (с расшифровкой) и штампом.

Заполнение CMR перевозчиком груза

Перевозчик заполняет графы 16-19, 23, 25-29, в которые вносит такие данные.

Графа 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" – перевозчик указывает свои полные реквизиты (владельца TIR Carnet либо таможенного перевозчика, наименование, адрес, телефоны и прочее).

Графа 17 "Последующий перевозчик" - реквизиты последующего перевозчика, если транспортный процесс осуществляется несколькими компаниями.

Графа 18 "Оговорки и замечания перевозчика" – указываются оговорки, которые касаются внешнего состояния самого груза, а также его упаковки.

Если накладная CMR не содержит никаких оговорок перевозчика, то это свидетельствует о том, что на момент принятия груза груз и его упаковка находились в надлежащем состоянии, а количество грузовых мест, их нумерация и маркировка соответствовали указанным в CMR. Оговорки перевозчика в данной графе имеют особую значимость во время сдачи груза грузополучателю, если будут выявлены какие-то несоответствия реального состояния груза тем сведениям, которые были указаны в накладной. Перевозчик несет полную ответственность за утрату или повреждение груза, произошедшее во время транспортировки. Поэтому водитель должен внимательно осмотреть груз и при наличии несоответствия сделать записи в этой графе. Это освободит перевозчика от возможных проблем. Оговорки перевозчика вписываются только в первую страницу накладной CMR, на остальных страницах они просто копируются.

Графа 23 - номер и дата путевого листа, по которому выполняется перевозка груза, фамилия водителя, осуществляющего перевозку, печать транспортной организации, а также подпись водителя (экспедитора), который принял груз. Если CMR была подготовлена отправителем до момента прибытия перевозчика, то в этой графе вместо штампа перевозчика записывают его наименование.

Графа 25 "Регистрац. номер" – указываются госномера тягача и полуприцепа, которые осуществляют перевозку.

Графа 26 "Марка" – указываются марки и модели транспортных средств.

Графы 19, 27-29 – указывается информация о применяемом тарифе (договорной, сдельный), а также стоимость перевозки и дополнительно оплачиваемых услуг (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, использование специального транспорта и прочее). При перевозке на договорных началах размер фрахта заранее не устанавливается, поэтому указанные графы не заполняются. Начинать перевозку водитель должен только после подписания отправителем международной товарно-транспортной накладной CMR.

Заполнение CMR получателем груза

После доставки груза получателю представляется вторая, третья и четвертая страницы накладной CMR. Получатель должен на всех страницах заполнить графу 24 "Груз получен". В ней указывается дата получения груза, время прибытия и убытия авто под разгрузку в часах и минутах.

Получатель ставит свою подпись и печать (обязательно!), которые подтверждают факт приема груза. Вторую страницу CMR "Экземпляр для получателя" он оставляет у себя, а третью и четвертую (со своими подписями и печатью) возвращает перевозчику.

На этом процедура заполнения CMR. Теперь вы знаете, как правильно заполнить CMR.

gruz-xatt.com

Что такое CMR? Международная товарно-транспортная накладная

Для международных перевозок используется товарно-транспортная накладная особой, международной формы (CMR). Составляется она в трех экземплярах, подписанных отправителем груза, а также перевозчиком. Отдельные страны требуют дополнительный экземпляр для тарифного контроля.

Если груз везут несколько машин, или в одной машине – несколько разных грузов, количество экземпляров документов определяется числом машин или видов груза. Перевозка опасных грузов должна отражаться в накладной: упоминается вид опасности и меры безопасности.

Принимая груз, перевозчик внимательно его проверяет и только тогда подписывает накладную, на втором экземпляре проставляя собственное имя с адресом. Если CMR-накладная не имеет никаких отметок перевозчика, это считается подтверждением того, что на момент приемки груза перевозчиком он был внешне исправен.

Международная транспортная накладная CMR содержит типовые данные, как и российские документы – информацию об отправителе и перевозчике, месте принятия груза и адресе его доставки с наименованием получателя. Кроме того, указывается характер груза и упаковки его, связанные с перевозкой платежи (таможенные и иные), инструкции по прохождению таможни.

Если на груз оформляется накладная CMR, бланк может также содержать указания о запрете перегрузки, стоимость груза, сумму оплаты во время сдачи груза, а также инструкции о страховании груза, ожидаемый срок перевозки и список документов, полученных перевозчиком.

Заполнение CMR-накладной производится по определенным правилам.

П.1 – данные отправителя груза и координаты контактного лица отправителя на случай возникновения вопросов по дороге.

П.2 – данные получателя груза и координаты для связи на случай появления вопросов или при поиске офиса в стране назначения.

П.3 – адрес и телефон разгрузки, не всегда совпадающий с адресом получателя (филиал или магазин).

П.4 – дата и место погрузки.

П.5 – список приложенных документов – сертификатов качества, ветеринарных, карантинных и т.д.

П.6 – обозначения по ДОПОГ, если груз представляет собой опасность.

П.7 – количество мест данного груза. Чаще всего грузы перевозят на поддонах, и перевозчику удобнее всего, если в данном пункте будет указано число поддонов – тогда их совсем несложно пересчитать.

П.8 – вид упаковки – ящики или картонные коробки, мешки, бочки и т.п.

П.9 – название груза.

П.10 – классификационный код груза.

П.11 – вес брутто.

П.12 – объем груза в кубометрах.

П.13 – указания грузоотправителя, данные контракта (номер и дата), данные лицензии на вывоз. Эти документы должны уже быть на таможне или передаются перевозчиком в конверте. Поэтому в этой графе и изображен конверт. В нижней части этого же пункта приводится стоимость груза, которая объявлена.

П.14 – приводится госномер полуприцепа, если его возвращают из-за границы.

П.15 – условия оплаты поставляемого товара в соответствии с контрактом.

П.16 – данные перевозчика (обычно штамп).

П.17 – данные следующего перевозчика, если их несколько.

П.18 – отметки перевозчика о состоянии груза и упаковки. Если эти отметки отсутствуют, значит, перевозчик принял груз в полном порядке. Отметки проставляются в первом экземпляре и за счет самокопирующей бумаги остаются на всех экземплярах. Первый экземпляр документа остается у отправителя, и впоследствии перевозчик уже не имеет права делать новые пометки в остальных экземплярах.

П.19 – заполняет отдел расчетов, или он остается не заполненным.

П.20 – особые условия перевозки: температура в холодильной камере, ограничение скорости движения, если груз опасный и т.д.

П.21 – название населенного пункта, в котором была составлена CMR, и дата составления.

П.22 – время начала и завершения погрузки, заверенное штампом. Здесь же указывается номер путевого листа, проставляется штамп предприятия, перевозящего груз, и фамилия водителя.

П.23 – подпись водителя, подтверждающая, что он договор на перевозку подписал, и что условия данного договора его устроили.

П.24 – время начала и окончания разгрузки. На третьем-четвертом экземплярах документа проставляются отметки о получении груза. Если во время сдачи груза проверка веса и количества мест выявила недостачу, или груз был поврежден либо испорчен, об этом проставляются соответствующие отметки во втором-четвертом экземплярах накладной. Одновременно составляется акт разгрузки или получения, где отмечается количество груза, испорченного или недостающего. Подписывают акт грузополучатель, перевозчик и представитель торговой палаты или таможни.

П.25 – госномера тягача и полуприцепа, перевозивших груз.

П.26 – марки и модели тягача и полуприцепа.

Пункты 27,28 и 29 оставлены для заполнения отделом расчетов.

cmr накладная образец

Автор: Артём Богданов

cargolink.ru

Заполнение CMR

Как заполнять CMR

 

Графа (не графиня) — это такая девушка, в присутствии которой мужчины втягивают живот в знак особой платёжеспособности? Или графа в CMR — это просто клеточка с номером на бланке?Графы 1 и 2, или «отправитель» и «получатель». Не вдаваясь особо в детали, лучше сразу запомнить, что в большинстве случаев пара «отправитель-получатель» = «продавец-покупатель». Соответственно, сведения о них берутся из инвойса. Самая распространенная ошибка при заполнении CMR в международной автомобильной перевозке — указывать отправителем того, кто по факту отправляет груз, а получателем — того, кто фактически его получает. Это не так. Для указания, кем и откуда на самом деле был отправлен груз, а также куда прибыл и кто его принял, есть другие инструменты. Для «откуда» и «куда» предусмотрены графы: 4 (место забора) и 3 (место доставки). Фактические отправитель и получатель, несущие ответственность за отправку/получение, определяются в первую очередь по печатям в 22-й (груз отправил) и 24-й (груз принял) графах. Часто в 22 графе стоит печать компании-продавца из инвойса, то есть отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а сторонняя организация, зачастую экспедитор, это еще не повод коверкать 1 графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

 

CMR графа 22

как заполнять 22 графу ЦМР CMR

Фактический отправитель и отправитель по инвойсу, а также печать фактического отправителя в 22 графе CMR

Пример: отправитель-продавец — компания Kaiser-Lacke GmbH из Нюрнберга, груз забран со склада экспедиции STL Logistik Тройсдорфе, которая тиснула в 22 графе свой штамп. В итоге 1 графа выглядит так: «STL Logistik по поручению Kaiser-Lacke GmbH» и дальше реквизиты Kaiser-Lacke из инвойса. В 4 графе место фактического забора груза — Тройсдорф и дата забора. Придраться не к чему – все счастливы.

Вопрос: Как правильно заполнять CMR если отправитель не имеет печати?Согласно КДПГ, достаточно подписи:Статья 51. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя и транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером.

 

CMR графа 5

как заполнять 5 графу ЦМР CMR

Заполнение 5 графы CMR с указанием грузового манифеста, и отсылка к разбивке-приложению (as per splitting list)

5 графа, или сопроводительные документы. Обязательными для пятой графы являются номера ТИРа и инвойсов/проформа-инвойсов. ТИР всегда один, инвойсов может быть несколько, но даже если их 15 и более, необходимо исхитриться и указать все. Остальное: пакинги, сертификаты соответствия или происхождения, всеразличные экспертные заключения – опционально. Хорошим тоном считается, когда помимо номера инвойса указана его дата.

Порой к обязательным ТИРу и инсвойсу добавляется третий документ — грузовой манифест. В основном, когда речь идет о сборном грузе. «Сборники» зачастую состоят из пугающего множества всякой мелкой всячины, уместить которую на страницу ТИРа невозможно. Тогда составляется что-то типа развернутой сноски, или грузовой манифест, где подробно расписывается все это оголтелое разнообразие. Разумеется, что номер прилагаемого к перевозке грузового манифеста указывается в 5 графе каждой из ЦМР сборника.

 

CMR графы 7, 8, 9, 10, 11

как заполнять графы 7, 8, 9, 10 CMR

Пример скрупулезного заполнения граф CMR: «Каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест.

Графы 7, 8, 9, 10, 11. По сути представляют единый блок и настолько тесно связаны между собой, что рассматривать каждую в отдельности не имеет смысла. Для всех действует одно золотое правило: каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест. Любое отклонение от правила — ересь. В нижней строке указывается суммарный итог (total) по количеству мест и весу. Прежде всего, это важно для перевозчика, который обязан подать электронную декларацию на границе. Поэтому если в ЦМР нет разбивки по кодам, местам, весу, (а выудить нужную информацию из инвойсов, пакингов или экспортной декларации невозможно), добивайтесь, чтобы отправитель/получатель/экспедитор предоставили вам соответствующие данные.

У каждой графы есть нюансы. Количество грузовых мест берется из экспортной декларации, пакингов или проформа-инвойса и должно при этом совпадать с количеством мест, указанных в ТИРе. Бывает, что два или три товара упакованы в одно грузовое место. В этом случае не нужно писАать дробями и пугать таможню, достаточно для одного товара указать число мест равное 1, а для остальных 0. Это показывает, что товар занимает часть грузового места. Название товара дается на языке составления ЦМР. Если у вас вся ЦМР на английском, а инвойсы и пакинги на итальянском, будьте любезны перевести. Когда везется опасный груз (ADR), то под названием товара в скобках необходимо указать его UN номер, тем более если в данной ЦМР нет отдельно предусмотренных для этого граф. Кода ТН ВЭД могут быть указаны и в инвойсах и даже в пакингах, но для ЦМР берутся из экспортной или же транзитной декларации, потому что груз затамаживают именно по этим документам. И еще раз стоит напомнить, что кода в экспортной/транзитной декларациях, в ТИРе, в ЦМР, в инвойсах или в любых других документах, где они еще присутствуют, ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ, как по своему количеству, так и по составу. Веса также берутся из экспортной, пакингов или инвойсов. Для ЦМР это всегда вес брутто. Хотя и брутто тоже бывает разный. К примеру, перевозится краска в жестяных банках, упакованных на паллетах. Завод-отправитель уверенно полагает, что нетто - это вес произведенной им жижи, а брутто — это жижа в банках. Вес палет он не учитывает. В экспортной стоит брутто без паллет, а в пакинге — с паллетами. В этом случае в графе 11 имеет ЦМР смысл указать вес брутто из экспортной, но при этом расшифровать отдельной строкой под наименованием товаров, что груз идет на стольких-то паллетах, вес паллет - такой-то, а вес всех товаров на паллетах — такой-то. Как правило, для таможенных органов, осуществляющих затамаживание/растамаживание, подобного пояснения достаточно.

 

CMR графа 13, 15, 21

как заполнять 13 графу ЦМР CMR

13 графа с указанием таможни и стоимости груза; 15 графа с условиями поставки и 21 графа место и дата составления ЦМР.

13 графа CMR — таможня назначения/склад временного хранения (СВХ). 13 графа, пожалуй, самая важная графа, так как представленные в ней сведения, нигде кроме как в ЦМР не встречаются. То есть, сверить/перепроверить данные 13 графы по остальным документам не получится. Их нужно просто знать. Обычно, совершая международную автомобильную перевозку, перевозчик и заказчик заранее оговаривают таможню назначения и СВХ и фиксируют это в заявке на перевозку. Ошибка стоит дорого. Таможни назначения в той же книжке МДП указываются в соответствии с ЦМР. Соответственно в случае неправильного указания таможенного поста, встает необходимость в весьма сложной и изматывающей всех участников перевозки процедуры переадресации. Расходы, разумеется, велики, не говоря уже о потерянном времени. В 13 графе при необходимости также может быть указана стоимость груза, в валюте инвойса. В графе 15 указываются условия перевозки согласно INCOTERMS. Должны совпадать с данными в товарно-сопроводительных документах, в частности в инвойсе, в противном случае у получателя могут возникнуть сложности при оформлении груза. 21 графа дата и место составления ЦМР. Вроде бы мелочь, но указывать обязательно. В 25 графу вписывается регистрационный номер транспортного средства: тягача и прицепа.

 

Печати в CMR

Мы очень серьезные ребята и на Новый год вместо любви загадываем ремонт в ванной. Для нас CMR без печати — это невеста без борща и чулок. Мы знаем все про печати в CMR. Назначение печатей в ЦМР точно такое же, как у любой печати — «валидировать», те узаконивать документ. Соответственно имеется целый набор печатей, без которых ЦМР не может считаться действенной, как бы красиво и правильно она ни была заполнена.

 

Какие печати должны стоять в CMR при совершении международной автомобильной перевозки?

печать в ЦМР CMR отправитель получатель

Обязательное трио: печать отправителя, перевозчика и получателя: отправил-доставил-получил

Ранее уже упоминалось о печати отправителя в 22 графе, которая определяет, кто в итоге выступает отправителем и должен быть в том или ином виде указан в первой графе ЦМР. Следующая по значению — печать перевозчика, которая проставляется в 16 и 23 графах. Если в процессе транспортировки груза произошла смена перевозчика, то новый перевозчик ставит свой штамп в предусмотренной для этого графе «последующий перевозчик» (обычно графа 17). Печать получателя в 24 графе официально завершает перевозку. Это может быть печать собственно получателя, либо склада временного хранения (СВХ), которому получатель передал согласно договору право принять груз. Без этой печати груз не может считаться доставленным, а договор перевозки выполненным.

 

Печати таможни в CMR

печати контроля доставки в ЦМР CMR

Печать контроля доставки: прибытие в Козловичи не позже 09 июля.

В ходе международной перевозки при прохождении транспортным средством международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на границе, а также при прибытии в одну или несколько таможен назначения, сотрудниками таможенных органов проставляются соответствующие отметки в CMR. Это могут быть как печати, так и рукописные пометки.Порядок обработки транспортных и товарно-сопроводительных документов подробно, хотя и мутно, прописан в Приказе ФТС России от 26.05.2011 № 1067, а также в Решении Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 и ряде других нормативных документов. Они регулируют процедуру оформления при прибытии груза на МАПП, при начале и завершении процедуры таможенного транзита (ТТ).В зависимости от направления перевозки (импорт или экспорт), таможенной процедуры (перевозка по ТИРу, карнету АТА или ДКД) порядок постановки таможенных печатей и отметок может различаться. В частности, при движении по Книжке МДП основные пометки делаются, прежде всего, в соответствующих в графах карнета.Но в любом случае после окончания оформления таможня возвращает декларанту процедуры ТТ (зачастую им формально выступает водитель, на которого перевозчик делает соответствующую доверенность) «пакет-сейф и один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров» (пункт 20.6 приказ 1067). Обычно на CMR этом случае указывается номер транзитной декларации (ТД) в формате ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХХХХХХ, где
  • первый сегмент — это номер таможенного поста зарегистрировавшего ТД ,
  • второй — дата создания ТД,
  • третий — порядковый номер ТД.
Как правило, номер транзитной декларации в CMR заверяется личной номерной печатью таможенника (ЛНП). Кроме того, согласно пункту 20.3, приказа 1067, таможня ставит в ЦМР направляющий штамп установленного образца (печать контроля доставки), в котором указывается таможенный пункт назначения, срок прибытия, таможенные пломбы, номер ТИРа или ДКД. В случае если, машина везет сборный груз и идет сразу на несколько внутренних таможенных постов, то каждый последующий пост будет ставить свой штамп направляющий штамп.

 

печать в ЦМР CMR выпуск разрешен

Печать, удостоверяющая прибытие на груза на таможню, «Товар поступил» и «Выпуск разрешен»

По прибытии товара в таможню назначения, на CMR, согласно пункту 28.10 приказа ФТС 1067, ставится штамп «Товар поступил». Для перевозчика это фактически означает завершение таможенной процедуры и выполнение своих обязательств перед таможней. В случае если, товар сгружается на СВХ, это также является фактическим концом перевозки. 

Если растаможка идет «с колес» и затем планируется доставка до клиента, все несколько сложнее. Документальным свидетельством растаможки служит таможенная декларация. Перевозчику ее, однако, не передают, даже в виде копии. Нужно ли этом случае отражать очистку груза в CMR, не совсем понятно. Перевозчики часто просят поставить штамп «Выпуск разрешен», таможенники столь же часто его не ставят. При этом четких указаний, как действовать в подобных ситуациях, нет. 

Штамп «Вывоз разрешен» (в белорусском варианте «Выпуск дозволены») в обязательном порядке ставится в CMR при экспорте — убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (пункт 58, приказ 1067). Для перевозчика он особенно важен, так как служит обоснованием нулевой ставки НДС. При экспорте помимо этого штампа на CMR также могут проставляться направляющие штампы и штампы «Товар поступил» (бел. «Товар паступиу»). 

Некоторые из таможенных печатей становятся обязательными в зависимости от характера перевозимого груза. К таким, в частности, относится печать санитарно-эпидемиологической службы, которую ставят на границе Таможенного союза. Насколько это важно, свидетельствует следующая история, произошедшая, к сожалению, не в страшном сне, а наяву.

shandy-trans.com

Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной "CMR"

 УТВЕРЖДЕНО

                                             Постановлением

                                             Министерства транспорта

                                             и коммуникаций

                                             Республики Беларусь

                                             24.06.2004 №23

                    

 

 

ГЛАВА1  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Международная товарно-транспортная накладная "CMR" (далее - CMR-накладная) является бланком строгой отчетности и применятся всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

    

При отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23 "Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной "CMR" и инструкции по ее заполнению", или CMR-накладная страны отправителя.

    

CMR-накладная может заполняться как в соответствии с настоящей Инструкцией, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя.

    

Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза.

    

При перевозке грузов автомобильным транспортом в страны, с компетентными органами которых имеется договоренность о возможности применения товарно-транспортной накладной немеждународного образца вместо CMR-накладной, может оформляться товарно-транспортная накладная, применяемая для внутриреспубликанских автомобильных перевозок.

    

2. CMR-накладная представляет собой бланк, состоящий из десяти (четырнадцати) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц.

    

Реквизиты бланка CMR-накладной приведены на русском и немецком языках.

    

Изготовление бланков CMR-накладной осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 8/7852).

    

Печать бланков CMR-накладной с серией и номером, не зарегистрированными в Республиканском унитарном предприятии "Издательство "Белбланкавыд", запрещается.

    

CMR-накладные могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь.

    

3. CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах.

    

Первые четыре страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом:

  • первая страница CMR-накладной называется "1 Экземпляр для отправителя";
  • вторая страница CMR-накладной называется "2 Экземпляр для получателя";
  • третья страница CMR-накладной называется "3 Экземпляр для перевозчика";
  • четвертаястраницаCMR-накладнойназывается"4 Длярасчетов";
  • всепоследующиестраницынеимеютспециальногонаименования.

Первая страница CMR-накладной "1 Экземпляр для отправителя" остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов.

    

Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

    

Вторая страница CMR-накладной "2 Экземпляр для получателя" сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю и предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза.

    

Третья и четвертая страницы CMR-накладной "3 Экземпляр для перевозчика", "4 Для расчетов", заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной, служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третья - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю.

    

Все последующие дополнительные страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.

    

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

    

4. Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки на территории Республики Беларусь при перевозке грузов в международном сообщении устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 102, 8/8480).

    

5. В случае необходимости CMR-накладная может содержать следующие данные (графа 20 "Особые согласованные условия"):

  • платежи, которыеотправительобязаносуществить;
  • сумма, подлежащаяоплатеприсдачегруза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.

Стороны договора перевозки могут внести в CMR-накладную (графа 20) любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.

 

               

 

ГЛАВА 2 ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ "CMR" У ОТПРАВИТЕЛЯ ГРУЗА

 

6. Графы1-15, 21, 22 заполняютсяотправителемгруза.

     

7. В графах 1 "Отправитель (наименование, адрес, страна)", 2 "Получатель (наименование, адрес, страна)" указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.

    

8. В графе 3 "Место разгрузки груза" указываются страна и место, предназначенные для доставки груза. В графе 4 "Место и дата погрузки груза" указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.

    

9. Графа 5 "Прилагаемые документы" содержит перечень прилагаемых документов.

    

10. В графе 6 "Знаки и номера" указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

    

11. В графе 7 "Количество мест" указывается количество мест груза.

    

12. В графе 8 "Род упаковки" указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.

    

13. В графе 9 "Наименование груза" указывается наименование груза.

    

14. В графе 10 "Статист. № " указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

    

15. В графе 11 "Вес брутто, кг" указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 "Объем, куб.м" указывается объем, занимаемый грузом в кубических метрах.

    

16. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6-12 прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

    

17. Графа 13 "Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)" содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза.

    

18. В графе 14 "Возврат" указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

    

19. В графе 15 "Условия оплаты" указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.

    

20. В графе 21 "Составлена в" указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.

    

21. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 "Прибытие под погрузку. Убытие" и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

 

            

 

ГЛАВА 3 ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ "CMR" У ПЕРЕВОЗЧИКА

 

22. Графа 16 "Перевозчик (наименование, адрес, страна)" заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и другое).

    

23. В графе 17 "Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)" заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

    

24. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 "Оговорки и замечания перевозчика" CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

    

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в CMR-накладной.

    

Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

    

25. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа,  по  которому   осуществляется   перевозка   груза,   фамилии водителей,  выполняющих  перевозку,  штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя  - подпись  водителя  (экспедитора),  принявшего  груз  (срасшифровкой подписи)*.

______________________________

     *В случае, если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика письменно указывается его наименование.

 

26. В графе 25 "Регистрац. номер" записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.

    

27. В графе 26 "Марка" записываются марки и модели тягача и полуприцепа.

    

28. В графах 19, 27, 28 и 29, оформляемых перевозчиком, указывается информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также указывается стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

    

В случае совершения перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

 

        

 

ГЛАВА 4 ЗАПОЛНЕНИЕМЕ ЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ "CMR" У ПОЛУЧАТЕЛЯ ГРУЗА

 

     

29. После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц, в том числе вторую, третью и четвертую страницы, CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 "Груз получен".

    

В графе 24 "Груз получен" получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

    

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

    

Страница CMR-накладной "2 Экземпляр для получателя" остается у получателя груза, а третья и четвертая страницы CMR-накладной "3 Экземпляр для перевозчика", "4 Для расчетов" возвращаются перевозчику.

www.logists.by