Кривая Лаффера что показывает? Кривая лаффера показывает


Кривая Лаффера что показывает? :: BusinessMan.ru

Кривая Лаффера – теоретическое понятие, показывающее взаимосвязь между скоростью налоговых поступлений и бюджетного дохода государства за счет части налогов. Система разработана в 1974 году экономистом из США Артуром Лаффером. Иногда показатели кривой используют в качестве аргумента для сокращения налогов.

Концепция

Значение бюджетных доходов по ставке, равной налогу на доход, стремится к нулю (t0 = 0%). Согласно теории Лаффера, поступательное наращивание налоговых ставок приведет к меньшему увеличению налоговых поступлений в точке, где дальнейшее увеличение ставок способствует снижению общих налоговых поступлений. При показателях, когда ставка налога на прибыль составляет 100% (tmax = 100%), доходы опускаются до нулевой отметки.

Точка на кривой Лаффера, соответствующая скорости максимальных налоговых поступлений, называется точкой насыщения (Tmax). По форме кривая Лаффера показывает, что равный уровень доходов в бюджет налогов правительство может добиться для двух различных налоговых ставок (T1) – в первой четверти (t1) и третьей четверти кривой (t3).

Теория

Основывается кривая Лаффера на следующих допущениях:

  • При налоговой ставке t0=0% налогоплательщики не платят никаких налогов, соответственно, государственный бюджет не фиксирует доход от налогов.
  • Увеличение налоговой ставки вызывает два противоположных эффекта: увеличение доли государственных доходов бюджета трейдеров и снижение заявленного налогооблагаемого дохода хозяйствующих субъектов.

Второй эффект повышения ставки налога по Лафферу объясняется:

  • Снижением стимулов к работе и экономической активности. То есть ограничение преимуществ, которые операторы имели в определенной сфере, побуждает их снижать экономическую активность и ограничивать свою деятельность в этой области.
  • Увеличением скрытых доходов по причине ухода трейдеров в тень. При более высокой ставке налогообложения субъектам хозяйствования (несмотря на риски) выгодно не выплачивать полностью налоги. Кривая Лаффера это четко показывает.
  • Ростом тенденций перемещения экономической деятельности, особенно крупных предприятий, за рубеж.

При неком максимальном уровне налогообложения tmax = 100% исчезают все стимулы к труду и смысл вести налогооблагаемый бизнес. Не имея мотивации работать, организации прекращают деятельность. Таким образом, они перестают существовать как объекты налогообложения, соответственно, доходы равны нулю.

Практика

Кривая Лаффера описывает связь между величиной государственных налогов и доходом казны, позволяя найти обоюдовыгодную для правительства и хозяйственников точку насыщения (Tmax). Концепция Лаффера является самой известной моделью экономики, авторы которой призвали снижать ставки налогов, дабы стимулировать инвестиции и уменьшить роль государства в экономике в угоду конкурентоспособности.

Основная предпосылка для государственной налогово-бюджетной политики, сформулированной на основе кривой Лаффера, является возможность (при определенных условиях) увеличить наполняемость бюджета при снижении ставок.

Применение теории в США

Поистине впечатляющего эффекта применения в хозяйственной практике уроков американского экономиста удавалось достичь в некоторых странах. Интересно, что помимо увеличения доходов бюджета и увеличения темпов экономики, наблюдалось значительное перераспределение доходов внутри общества.

В 1925 году США снизили высокий уровень НДФЛ с 73% до 25%. Бюджет доходов от этого налога увеличился с 719 млн долларов (1921) до 1 млрд (1929). При этом поступления от с богатых (годовой заработок свыше 100000 долларов) в общем налоговом объеме с 28% (1921) увеличились до 51% (1926). Напротив, налогоплательщики с наименьшими доходами (ниже 10 000) в 1921 году заплатили 23%, а в 1926 - только 5% от суммы всех налоговых поступлений.

Первое прямое применение в экономической политике концепции Лаффера связано со значительным снижением ставки на прибыль в США в 1981 году. Администрация президента Р. Рейгана сократила максимальную ставку налога сначала с 70% до 50%, а затем, в 1986 году, до 28%, и добилась положительного эффекта. Тогда практически было подтверждено, что налоговая ставка и кривая Лаффера взаимосвязаны, что голая теория работает.

Применение в Польше

В Польше опыт с кривой Лаффера связан с акцизами на спиртные напитки. Повышение акцизов на спирт в 1999-2001 годах способствовало снижению доходов (вопреки ожиданиям) государственного бюджета. Снижение акцизов в 2002 году, напротив, увеличило доходы. То есть кривая Лаффера отражает взаимосвязь с доходностью любых типов налогов, а не каких-то конкретных.

Еще один польский пример: увеличение ставок акцизов на табачные изделия спровоцировало снижение дохода, что обусловлено одновременным увеличением использования контрабандных сигарет. Повышение акцизов в Польше сопровождалось как снижением внутреннего производства, так и снижение легальных продаж табачных изделий, в то время как число курильщиков не изменилось. Одновременно статистика показывала параллельное увеличение теневой экономики и контрабанды подакцизных товаров. Последовавшее снижение акцизов с 27% до 19% вызвало значительное увеличение бюджетных поступлений от этого налога.

Аргументы и контраргументы

Хотя кривая Лаффера показывает положительную взаимосвязь доходности и более низких налогов, у концепции есть противники. Они отмечают, что снижение налогов в 80-х годах в Соединенных Штатах сопровождалось увеличением бюджетного дефицита. Это сильный аргумент в руках критиков, но сторонники парируют, что увеличение доходов все же произошло, а углубление бюджетного дефицита привело к увеличению бюджетных расходов.

Тем не менее, независимо от оценки воздействия существенных снижений налогов на уровень и структуру налоговых поступлений, кривая Лаффера оказала определенное положительное влияние на динамику экономического роста в США в 80-х.

Формы кривой

По мнению прогрессивных экономистов, кривая Лаффера описывает возможность снижения налоговой ставки ради наполнения бюджета. Часто концепция используется сторонниками экономического либерализма, чтобы оправдать снижение налогов. Следует подчеркнуть, что, хотя понятие кривой Лаффера в некоторых экономических условиях оправдывает снижение налогов в целях увеличения доходов бюджета, но четких доказательств этой связи не существует.

Единственный верный способ статистического анализа - это эмпирическое исследование реакции количества налоговых поступлений к изменениям в налоговой ставке. Некоторые исследования показывают, что фактическая кривая Лаффера значительно отличается от «канонической» и имеет асимметричную форму. Назначение ставки максимизации налоговых поступлений государства является чрезвычайно сложным процессом и включает в себя многочисленные трудности.

Волатильность

Замечено, что кривая Лаффера описывает связь «идеальных отношений» налогов и дохода, не учитывая веяния времени. Например, в условиях военной угрозы граждане готовы нести большую нагрузку ради государства. Дополнительное увеличение налогов для военных целей приводит к увеличению доходов от этого источника. Таким образом, точка насыщения на кривой Лаффера будет значительно сдвинута вправо. После войны страны обычно снижают ставки налогообложения. Ее сокращение может вновь увеличить доходы в бюджет, в результате ставка налогообложения (хотя в военное время она устанавливается часто ниже уровня насыщения) будет выше, чем при послевоенной скорости насыщения. С прекращением угроз изменяется и форма кривой, скорость насыщения значительно снижается.

Влияние местоположения

Также кривая Лаффера описывает связь между регионом и поступлениями налогов, то есть форма кривой зависит от местоположения. Неналоговые условия ведения бизнеса в разных местах одной страны могут отличаться. Например, в приграничных районах легче заменить облагающийся высокими акцизами отечественный алкоголь на дешевый импорт. У потребителей будет соблазн меньше покупать подакцизный продукт, а приобретать контрабандный. Налоговая база соответственно уменьшится. Точка насыщения на графике будет значительно сдвинута влево по сравнению с центральными областями, где доставка подпольной продукции осложнена и менее рентабельна для контрабандистов.

Краткосрочная перспектива

Одна из проблем, с которыми сталкиваются проводники экономической политики государства, является ограничение использования системы Лаффера, связанное с разницей показателей кривой в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочной операторы не могут быстро реагировать на изменения налоговой ставки, даже если она стремительно движется в направлении максимального налогообложения.

Теоретически можно утверждать, что в ультракороткий период при максимальной ставке tmax = 100%, доходность бюджета не упадет (вопреки теории) до нуля. Это объясняется замедленной реакцией трейдеров на форс-мажорное обстоятельство. Операторы будут постепенно снижать экономическую деятельность в надежде на благоразумие правительства, либо по инерции производства. Значит, до полного прекращения хозяйственной деятельности некоторое время будут платить налоги в размере 100% от дохода. Кроме того, часть (возможно большинство) организаций перейдут в теневой бизнес, «усердно» выплачивая 100% ставки из официального дохода, чтобы поддерживать видимость законной деятельности.

Долгосрочная перспектива

При разработке правительством долгосрочной перспективы налогообложения кривая Лаффера работает более точно, позволяя эффективнее планировать бизнес всем субъектам экономики. Однако оптимизация налоговой ставки на основе кривой Лаффера дается власти не просто и требует политического решения. Короткий избирательный цикл в развитых странах часто заставляет правительства работать в краткосрочной перспективе, являясь серьезным ограничением применимости идей Лаффера в деловой практике.

businessman.ru

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату идивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Налоговая нагрузка и уровень жизни

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости от налоговой политики уровень жизни населения сравнительно бедных стран, как Турция, не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики

Страна

Налоговая нагрузка (% ВВП)

Уровень жизни, долл.

Швеция

51,0

25.710

Финляндия

47,3

23.240

Бельгия

46,6

26.440

Франция

44,1

26.270

Австрия

42,8

28.110

Германия

39,3

28.870

Мексика

39,3

3.600

Испания

35,8

14.350

США

31,8

28.020

Турция

22,2

2.830

Канада

16,0

19.020

Фискальная политика — целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Дискреционная бюджетная политика

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это целенаправленные мероприятия правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на объем национального производства, экономический рост, занятость и динамику цен.

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика — предполагает изменение государственных расходов и доходов в ходе циклических колебаний в экономике без принятия специальных решений.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Ставки налогов и кривая Лаффера

Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:

Возникает вопрос, какова же должна быть ставка налога? Во-первых, ставка налога должна обеспечить поступление в государственную казну определенной суммы денег, необходимой для выполнения государством своих функций. Во-вторых, следует учитывать, что высокие ставки снижают экономическую активность в стране.

Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

Кривая Лаффера

Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки tоптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.

Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков. Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е. налоговая база сузится до нуля).

Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе.

studfiles.net

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.

Рис. 1. Кривая Лаффера

На рис. 1 можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат - предельная налоговая ставка (t).

В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0.

Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета.

Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы.

Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет.

Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета.

Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений.

Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу.

Во-вторых, снижение налоговых ставок - это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны.

В-третьих, как видно на рис. 2а, вполне вероятно, что снижение налоговых ставок скорее вызовет не сдвиг вправо кривой совокупного предложения (AS), а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса (ДО), как это видно на рис. 2б. Причем правостороннее смещение кривой AD в условиях, когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уровня цен.

Рис. 2. Влияние снижения налоговых ставок на AS и AD

В-четвертых, кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М? А если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположен ниже точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

На практике идеи А. Лаффера, поскольку он был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р. Рейгана, были в значительной мере воплощены в налоговых реформах 1981 и 1986 гг. в США.

Каков же результат применения на практике идеи снижения налоговых ставок для стимулирования совокупного предложения? Он оказался не совсем таким, как предполагалось в теоретических построениях А. Лаффера.

Накопленный дефицит госбюджета за первые шесть лет правления администрации Рейгана оказался больше, чем суммарный государственный долг за первые 200 лет существования США, включая государственный долг, необходимый для финансирования двух мировых войн (к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долл.).

Эмпирические исследования, посвященные влиянию снижения налоговых ставок на поступления в государственный бюджет, показали, что для экономики США 1980-х гг. точка М (см. рис. 1) находится где-то на уровне, соответствующем ставке налога 75-80%. Сама же американская налоговая система характеризуется той точкой на кривой Лаффера, которая соответствует налоговой ставке значительно ниже 50%.

Таким образом, снижение ставок не привело к росту налоговой выручки государства.

Очевидно, снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов государственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Что же, гипотеза Лаффера совсем неверна? Нет, такой вывод был бы не точен. Ведь действительно государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога.

Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Это - бесспорно, и кривая Лаффера наглядно демонстрирует правоту этого утверждения.

Главная трудность - найти ту точку, в которой действительно находится экономика (точнее, налоговая система страны), и, соответственно, оптимальный уровень налоговой ставки, поскольку в противном случае ... читать далее ...

newinspire.ru

Лаффера кривая - Энциклопедия по экономике

Кривая Лаффера — кривая, показывающая зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. Позволяет выявить такую налоговую ставку (от 0 до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума. Названа по имени американского экономиста.  [c.423] Н. делятся на прямые (Н. на заработную плату или доходы, имущество) и косвенные, увеличивающие цену товаров, приобретаемых населением. В принципе существуют две формы изъятия Н. фиксированная ставка и прогрессивная (а где-то и регрессивная) шкала. По-видимому, самое главное в построении налоговой системы — ее оптимизация в том смысле, что слишком высокий Н. может не оставить фирмам и предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию, и, следовательно, сбор Н. сократится но и слишком низкое, "вольготное" обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня. Это положение принято изображать Лаффера кривой.  [c.210]

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.  [c.350]

Кривая Лаффера — кривая, показывающая зависимость между налоговой ставкой и абсолютной суммой налоговых поступлений в бюджет.  [c.350]

Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов еще в начале второй половины XX века вывел профессор А. Лаффер, построивший свою знаменитую кривую Лаффера . Согласно теории А. Лаффера, увеличение налоговых ставок только до определенного предела способствует росту налоговых поступлений, при его достижении их поступление налогов начинает постепенно замедляться, а затем при превышении этого предела идет или плавное снижение доходов бюджета, или же резкое их падение. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу. является первопричиной развития теневого сектора экономики. Именно А. Лаффер обо-  [c.63]

Принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера................183  [c.198]

На этом основании многие экономисты считают, что просто надо снизить чрезмерные налоги, и производство активизируется, а значит, налогов будет собираться больше. Часто ссылаются на так называемую кривую Лаффера, подтверждающую эту закономерность. Но вопрос не так прост, как думают те, кто знает об этой кривой лишь понаслышке. Во-первых, теоретическая кривая Лаффера имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Во-вторых, и это главное, экономика и экономическое поведение очень сложно, никто не может сказать увеличится ли вообще и если да, то насколько, сбор налогов при снижении ставки налогов на такой-то процент. В-третьих, никто не доказал еще пригодность этой кривой для любых ситуаций.  [c.182]

Эта идея основана на кривой Лаффера, которая, как показывает рис. 17-8, отражает соотношение налоговых ставок и величины налоговых поступлений. По мере роста ставки налога от нуля до 100%  [c.382]

Рисунок 17-8. Кривая Лаффера Рисунок 17-8. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера строится на предположении, что при увеличении ставок налога вплоть до точки m налоговые поступления возрастают. Но дальнейшее повышение ставок ослабляет стимулы к производству и настолько сокращает национальный доход, служащий налоговой базой, что обьем налоговых поступлений уменьшается. Из этого следует, что при налоговых ставках выше От любое их снижение приведет к увеличению объема налоговых поступлений. Наиболее спорная практическая проблема - определить, с какой фактической ставки налога начинается сокращение налоговых поступлении.  [c.383]

Критика кривой Лаффера  [c.383]

Сама кривая Лаффера и экономическая политика, основанная на теории предложения, подвергаются жестокой критике.  [c.383]

Положение экономики на кривой. Скептики отмечают, что кривая Лаффера — это всего лишь логическое допущение, согласно которому на некотором уровне налоговых ставок в диапазоне от нуля до 100% налоговые поступления достигают своего максимального объема. Экономисты любых школ согласны с этим утверждением. Но обсуждению подлежит практический вопрос в какой именно точке на кривой Лаффера находится конкретная экономика. Если предположить — как это сделал Лаффер в начале 80-х годов, — что американская экономика пребывает в точке п на рис. 17-8, то снижение налоговых ставок увеличит налоговые поступления. Однако критики заявляют, что положение экономики на кривой Лаффера нигде не за-фиксированно и попросту неизвестно. Если экономика находится в любой точке левее и ниже точки т, то снижение ставок налогов приведет к сокращению налоговых поступлений и образованию бюджетного дефицита.  [c.384]

Проведенное администрацией Рейгана снижение налогов способствовало увеличению дефицита федерального бюджета (см. гл. 18). Прогноз, основанный на кривой Лаффера, согласно которому снижение налогов вызовет прирост налоговых поступлений сверх уровня, соответствующего нормальному экономическому росту, попросту оказался бесплодным. По всей видимости, этот крупный бюджетный дефицит повлек за собой повышение процентных ставок, а тем самым — вытеснение некоторого неопределенного объема частных инвестиций и упадок как зависимых от экспорта, так и  [c.385]

Согласно кривой Лаффера, когда налоговые ставки превышают оптимальный уровень, снижение налогов может вызвать рост реального объема производства и одновременно — увеличение налоговых поступлений.  [c.385]

Сторонники экономики предложения усматривают истоки стагфляции в росте государственного сектора, особенно в отрицательном влиянии на-логово-трансфертной системы на экономические стимулы. Другие причины стагфляции — увеличивающийся налоговый клин между издержками производства и ценами товаров и чрезмерное государственное регулирование бизнеса. Опираясь на кривую Лаффера, сторонники теории предложения видят основное средство борьбы со стагфляцией в значительном снижении налогов, подобном тому, какое осуществила администрация Рейгана. Эмпирические факты породили серьезные сомнения в справедливости теории предложения.  [c.387]

Ключевой вопрос. Каковы основные положения экономики предложения Как они соотносятся со сдвигом влево кривой совокупного предложения и со стагфляцией Используя кривую Лаффера, объясните, почему сторонники экономики предложения рекомендуют резкое снижение налогов в качестве средства борьбы со стагфляцией.  [c.390]

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 19.2).  [c.510]

Финансы фискальная политика дискреционная политика автоматические стабилизаторы налог налоговая ставка прямой налог подоходный налог косвенный налог таможенные пошлины акцизы кривая Лаффера государственный бюджет бюджетный дефицит антициклическая бюджетная политика внутренний государственный долг.  [c.523]

Кривая Лаффера показывает, как чрезмерное взимание налогов (определяемое общей ставкой налогообложения в макроэкономике) вызывает кризис (спад) общей величины налоговых доходов государства.  [c.242]

Анализ кривой Лаффера позволяет обозначить ориентиры налогового вмешательства государства в экономику. Их можно свести к трем типам  [c.243]

Изобразите графический вид кривой Лаффера. Какие точки (координаты функции) являются наиболее существенными в анализе последствий фискальной политики  [c.254]

ЛАФФЕРА КРИВАЯ [Laffer urve] — кривая, отражающая открытую американским экономистом А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, "вольготное" обложе-  [c.167]

Laffer urve (кривая Лаффера) Кривая иллюстрирует тезис о том, что существует некоторая оптимальная ставка налога, обозначенная на графике /, при которой максимизируется сумма налоговых поступлений. Тезис относится как к частным лицам, так и к корпорациям, и утверждает, что ставка налога выше оптимальной лишает стимулов к производству, что ведет к снижению налоговых поступлений. Этот аргумент яв-  [c.278]

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, экономическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь меаду ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название КРИВАЯ ЛАФФЕРА (рис. 24).  [c.186]

Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке нгшогов поступления налогов максимальные.  [c.186]

Согласно теории предложения, снижение предельных налоговых ставок вызовет сдвиг кривой совокупного предложения, изображенной на рис. 17-4, от А5г к ASl и тем самым приведет к ослаблению инфляции, увеличению реального объема производства и снижению уровня безработицы. Более того, по мнению Артура Лаффера (Arthur Laffer), одного из приверженцев экономики предложения, более низкие налоговые ставки совместимы с постоянным или даже растущим объемом налоговых поступлений. Снижение налоговых ставок, по теории предложения, не обязательно должно привести к дефициту федерального бюджета.  [c.382]

Кривая Лаффера (Laffer urve) — кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ной), при которой налоговые поступления достигают максимума.  [c.945]

Фискальная политика, в основном, характеризуется как налоговая. Система налогов любого государства должна способствовать развитию мотивов участников макроэкономики увеличивать доходы, но так, чтобы это не только развивало принадлежащие им активы, но и обеспечивало равновесное участие всех в правилах экономической игры . Таким образом, главная проблема фискальной политики— это взвешивание (оценивание) макроэкономической полезности взимаемого налога с участника рыночного хозяйства по отношению к издержкам, определяемым совокупностью ресурсов для его уплаты. Если совокупность ресурсов для уплаты суммы необходимых налогов в конкретной макроэкономике недостаточна для выполнения государством своих функций, то такое государство признается некредитоспособным, либр нетто-должником мировой экономики. Способ разорения национальной экономики нередко иллюстрируют с помощью кривой Лаффера.  [c.242]

economy-ru.info

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера раскрывает как связанны налоговые ставки и на сколько согласно этим ставкам пополняется бюджет государства с выплат налогоплательщиков.

Артур Лаффер экономист из америки, больше известный как сторонник теории предложения экономики. Его концепция звучит как - правительство стремится наполнить казну, поднимая ставки налогообложения - но скорее всего это приведет к противоположному результату.Что и показал на рисунке с помощью кривой линии

кривая ЛаффераКривая Лаффера изображается на графике в котором налоговое поступление в бюджет - обозначается по Т, а максимальная ставка налогообложения - обозначается по оси t.

На графике рассматривается подоходный налог, по возрастанию ставки налогообложения начиная с нуля и заканчиваясь ста процентами , бюджетная выручка будет сначала возрастать от нуля до определенной максимальной точки М(где-то 50 процентов от ставки), после чего опустится так же к нулю.

Из чего видно, даже при 100% даст столько же поступлений сколько при 0%, т.е. дохода в бюджет нет. Из чего следует, чем выше налогообложение тем меньше остается в бизнесе людей, так как из-за чрезмерно высоких ставок налога все больше людей закрывают свое дело или отходят в сторону.Экономист утверждал, когда выручка подошла к точке К, уменьшение налогообложения, сможет увеличить прибыль до точки М. Добившись этим наибольшего дохода в казну. То есть по мнению Лаффера чем меньше ставка налога, тем больше доход получит государство. Так как у людей будет стимул к росту и расширению своей деятельности, что в свою очередь приведет к уменьшению безработных людей и освободит государство от выплат им.

Значат когда экономика достигает точки М и превышает ее по кривой Лаффера, нужно начинать действия направленные на уменьшение налогообложения. Для получения выгоды по максимуму. А увеличение ставок нужно лишь тогда, когда кривая Лаффера не доходит до точки L.

Но как нам известно в любом деле есть люди, которые придерживаются данного утверждения и наоборот, которые всячески стараются его раскритиковать. - начали возникать вопросы так ли на самом деле связан рынок труда со ставками налогообложения. Проведенные исследования не дали точной оценки данному вопросу.

- уменьшение размеров налога не даст мгновенного результата, то есть узнав о там что ставки снижены люди не кинутся тут же работать, следовательно, этот процесс носит довольно длительный характер.

критики лаффера - Из рисунка видно что уменьшение налогообложения не пойдет в правую сторону совместного предложения АS, а пойдет не меняя направления с кривой совместного спроса ДО. Заметим что если кривая АD пойдет в правую сторону, при нахождении экономики в вертикальной кривой совместного предложения, произойдет поднятие цены на все.крит. Лафера - Нет конкретного обозначения точки М, как её узнать? На этот вопрос нет точного ответа. В связи с этим из предположений что уровень дохода достиг обозначения М, уменьшив ставку налога, бюджет понесет убытки. В случае если данные были ошибочны и доход ,на самом деле находился ниже значения М.

Но несмотря на всю критику Лафферу удалось в 1981 и 1986 годах в Америке воплотить в реальность свое утверждение. На деле все оказалось совсем не так как ему бы хотелось. За 6 лет накопившийся дефицит бюджета превысил, весь гос. долг за двести лет.

Утверждать что Лаффер был не прав, тоже не правильно. Потому как от части он прав в том что только при оптимальных ставках налогообложения возможен максимальный рост прибыли государства.

Заметка: Пластиковые окна любой сложности. На сайте http://okna-v-orel.ru/ готовые пластиковые окна можно не только заказать, но и рассчитать их стоимость. Вы будите приятно удивлены!

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Тема: Кривая Лаффера

Нало́г— обязательный, индивидуально безвозмездныйплатёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизацийифизических лицв целях финансового обеспечения деятельностигосударстваи (или)муниципальных образований.

В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы отфакторов производстваикосвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, какналог на доходы физических лиц,налог на прибыльи подобные. К косвенным налогам относятсяналог на добавленную стоимость,акцизыи другие.

Налоги делятся на:

  • Прогрессивные налоги— налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт иналоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

  • Регрессивные налоги— налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Налоги выполняют одновременно пять основных функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функцияналогообложения — основная функция налогообложения. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия куклонению от уплаты налогов. Т.е., это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизацияфинансовых ресурсовгосударства.

  • Распределительная (социальная) функцияналогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функцияналогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономистаДжона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

  • Контрольная функцияналогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

  • Стимулирующая функцияналогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий наборналоговых льготмалым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговой ставкой, илисредней налоговой ставкой, называют долю собранногоналогав стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:

Кривая Лаффера— графическое отображение зависимости междуналоговымипоступлениями и динамикойналоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистомАртуром Лаффером. Сторонниками снижения налогов и стимулированияинвестированияявляются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупныхдоходов— лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки напредпринимательство, на заработную плату идивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

 

Налоговые ставки

Рис. 1 Кривая Лаффера

При разных налоговых ставках (высоких Хb) и низких (Ха) объем налоговых поступлений и доходов бюджета (Xab) может быть одинаковым. В таком случае целесообразнее отказаться от чрез­мерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит сти­мулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.

Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Хa,, а не Хb,, т.е. на более низком уровне.

Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект сниже­ния налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.

Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.

Практика показала, что реакция различных групп населения на снижение налоговых ставок неодинакова. Наиболее активно на сни­жение налогов реагируют высокооплачиваемые слои населения – ме­неджеры, директора фирм, квалифицированные рабочие.

studfiles.net

Понятие и сущность кривой Лаффера

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу , то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Данные тенденции видны на следующих рисунках (рис. 1 и рис.2).

Рис. 1. Кривая Лаффера. Форма I.

По мере роста ставки от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтяк), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А (рис. 1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

Рис. 2. Кривая Лаффера. Форма II.

Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.

Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.

studfiles.net