5.2. Основные процессы и этапы коучинга1. Коучинговый процесс


Коучинговый подход – как метод управления

Коучинг как стиль управления

Коучинговый подход в управлении – это отказ от директивного руководства. Это изменение культуры компании и пробуждение внутренней мотивации ее сотрудников.

Применение коучинга позволяет максимально раскрыть индивидуальный потенциал, что в итоге помогает личности достигать максимальной эффективности.

Современный коучинг представляет собой структурированную систему приемов и принципов, которые направлены на развитие внутренних возможностей индивидуума и группы личностей, осуществляющих совместную работу, а также полное раскрытие их потенциала.

Однако, стоит отметить, что коучинг скорее является помощью и поддержкой, а не обучающим процессом. Сегодня, успешные лидеры, активно применяют эту методику в бизнесе и управлении. Именно с ее помощью, они раскрывают потенциал каждого члена бизнес-команды и всего коллектива в целом.

Я совершенно убежден, что без надлежащего коучинга человек никогда не сможет максимально раскрыть свои способности.(Боб Нарделли, президент и главный администратор Home Depot)

Использование коучинга в управлении позволяет развить у сотрудников следующие качества:

коучинговый подход-как метод управления

  • осознанность
  • вовлеченность
  • ответственность
  • результативность
  • обучаемость

 

 

Если рассматривать коучинговый подход как стиль управления, то следует учесть, что его основополагающими аспектами являются следующие:

  • определение целей;
  • поиск ресурсов, необходимых для реализации целей;
  • построение внутрикомандных отношений, способствующие достижению поставленных целей;
  • проведение анализа полученных результатов.

Коучинг – это всегда только о настоящем и будущем.

Можно выделить три основных составляющих коучинга в современном управлении:

  • совместное осознание будущего и его видение;
  • поддержка и обратная связь;
  • осуществление выбора и ответственность.

Внедрение коучинга как основного стиля управления в организации более логично проводить по схеме «сверху-вниз». Роль главного коуча должен взять на себя руководитель организации.

Главной целью внедрения такого стиля управления является построение партнерских отношений между сотрудниками, которые руководствуются одной целью и работают в этом направлении на принципах осознанности и ответственности.

Когда руководитель использует коучинг в управлении, он одновременно решает две очень важные задачи: добивается более высоких результатов от своих сотрудников и повышает уровень их личного и профессионального развития.

Коучинг и определение целей

Цель представляет собой образ результата, на достижение которого направлена любая деятельность. Именно поэтому, постановка цели является важнейшим этапом.

коучинговый подход-как метод управления

Задавая правильные вопросы, руководитель создает ситуацию, при которой у сотрудника формируется понимание его целей в организации.

При этом, он получает детально разработанный план действий, позволяющий ему с большей осознанностью стремиться к их выполнению.

 

 

Формулировка правильных целей должна основываться на таких принципах:

  • разработка реалистичных целей в краткосрочном периоде;
  • постановка индивидуальной цели, которую необходимо достичь самостоятельно;
  • четкое разграничение собственных целей и целей других членов коллектива;
  • понимание того факта, что возникновение любых сомнений и дискомфортных ощущений будет свидетельствовать о неправильно выбранной цели;
  • проведение периодической корректировки целей или их полная смена в соответствии с изменениями внешних условий.

Коучинг и мотивация

Применение коучинга не подразумевает директивный характер. Методика направлена на развитие потенциала как отдельной личности, так и команды в целом. Учитывая это, для каждой группы разрабатываются свои мотивационные механизмы, которые будут способствовать достижению поставленных целей.

Активное вовлечение сотрудников в обсуждение рабочего процесса, предоставление им возможности высказывать собственные идеи и вносить предложения, участвовать в составлении и реализации плана действий позволит им почувствовать собственную значимость и осознать личный вклад в общее дело. Все это в значительной степени способствует повышению мотивации персонала.

Важной задачей коучингового подхода при формировании системы мотивации персонала, является умение выявить личные цели, которые хочет достичь сотрудник, работая в компании.

Для того, чтобы повысить заинтересованность работников и поднять уровень их мотивации, необходимо предоставить им четкое и осмысленное видение, каким образом выполнение целей компании будет отражаться на выполнении его личных целей, его развитии и признание его заслуг.

Коучинг и обратная связь

 Все понимают важность инструмента обратной связи, но мало кто эффективно применяет его на практике. Обратная связь в коучинге предполагает, прежде всего, освобождение от личностного восприятия, эмоционального окраса и оценочных суждений личности.

Обратная связь при коучинговом подходе происходит по следующему алгоритму:

  • описание ситуации — в ходе которой необходимо чтобы участник осознал факт случившегося и что необходимо сделать;
  • опыт предполагает извлечение определенных уроков из сложившейся ситуации;
  • навык — позволяет понять, как можно применить полученные знания;
  • возможность — раскрывает новые перспективы из сложившейся ситуации;
  • действие — что конкретно сделает человек для улучшения своего результата.

Эффективная обратная связь должна быть описательной, а не оценочной. Это означает, что она должна лишь описывать те чувства, которые возникают после совершения кем-либо определенных действий.

Обратная связь должна направляться на конкретное поведение, которое получатель может исправить. Она должна относиться к действию, результату, но не к самой личности. Только в таком случае обратную связь можно считать высокоэффективной.

Коучинг — как обучение и развитие

Основой коучинга, как методики управления, является уверенность в том, что каждый человек обладает намного большим внутренним потенциалом, чем тот, что проявляется в ежедневной рутинной работе.

Методика руководствуется твердой верой в творческую уникальность каждой личности, которая позволяет добиваться положительного результата в любой деятельности. Эта уверенность применима не только к отдельному индивиду, но и к коллективу в целом.

коучинговый подход-как метод управления

Полноценное раскрытие всех потенциальных возможностей сдерживается лишь определенными сложившимися стереотипами, личными ограничениями, недостатком навыков.

И задачей коучинга, как развивающего консультирования, как раз является способность к выявлению и максимальному использованию всех скрытых возможностей как отдельного работника, так и всего коллектива.

Принципиальное отличие коучинга от прочих методик обучения состоит в раскрытии потенциала человека, выявление его истинных целей, которых он хочет достигнуть работая в компании. Мотивации его к проявлению себя как личности и, прежде всего, в выполнении его профессиональных обязанностей.

Коучинг рассматривает человека как сложную организационную систему, которая постоянно подвергается воздействию многочисленных факторов. Именно поэтому, задачей методики является не директивные указание личности, что и как нужно делать, а ее направление с помощью выстроенного диалога к поиску самостоятельных ответов.

Коучинг в создании команды

Принципы коучинга в создании команды идентичны методике, применяемой в работе с отдельной личностью. В обязанности коуча входит постановка задач перед командой и способствование процессу поиска решений.

Однако, все же, имеются некоторые особенности в работе с командой, которые заключаются в необходимости применения дополнительных технологий взаимодействия, связанных с групповой динамикой.

Основными этапами коучингового подхода к формированию команды являются:

  • обсуждение и формирование общекомандных целей;
  • составление и принятие общих правил взаимодействия команды;
  • проведение групповых обсуждений целей и задач;
  • обсуждение и справедливая оценка работы;
  • отказ от осуждения и критики;
  • выстраивание системы поддержки внутри команды;
  • взаимообучение и наставничество.

Методика командной работы может реализовываться как в направлении индивидуальной работы с каждым ее членом, так и с коллективом в целом.

Результатами эффективного командного коучинга должны стать следующие достижения:

  • команда может вести результативный внутренний диалог по решению любых бизнес-задач;
  • сокращение времени принятия решений и повышение их качества;
  • повышение показателей ответственности, осознанности, дисциплины как у отдельных работников, так и у всей команды;
  • понимание каждым участником команды значимости личностного вклада в достижение общих целей и важности внутреннего взаимодействия;
  • раскрытие внутреннего потенциала и творческих возможностей каждого участника коллектива;
  • улучшение межличностных коммуникаций, формирование единого поля функционирования;
  • осознание каждым членом команды приоритетной важности достижения общих целей, а не индивидуального самоутверждения;
  • формирование уважительного отношения внутри команды как основы плодотворной и комфортной деятельности;
  • достижение единения, взаимодействия и удовлетворение результатами данного процесса.

Использования коучингового подхода при создании команды обеспечивает ясность и понимание целей, раскрывает потенциал всех членов команды, пробуждает инициативу и приверженность делу, укрепляет самоуважение и самомотивацию.

Коучинг как лидерство

В современных условиях лидерам зачастую приходится сталкиваться с потребностью достигать больших результатов в максимально сжатые сроки. Применение коучинга в системе управления прекрасно справляется с этой задачей.

Главным отличием, выделяющим успешных лидеров, является вовсе не высокий уровень интеллекта, харизма или способность стратегического видения, а высокий уровень эмоционального интеллекта, позволяющий ему выстраивать открытые и бережные отношения с окружающими его людьми.

Фундаментальной особенностью является их деятельность как мудрого лидера — коуча, а не как директивного управленца. Именно такой стиль поведения отличает великих лидеров, которые умеют сплотить команду и мотивировать ее на достижение общих целей.

Коучинговый подход в управлении предлагает отдавать предпочтение задаванию вопросов нежели выдвиганию обычных требований. Такой стиль направлен на развитие, как самого лидера, так и каждого члена его команды.

Можно выделить основные качества, которыми необходимо обладать руководителю использующему коучинговый подход в управлении:

  • способность видения будущего организации и бизнеса;
  • умение слушать, оказывать поддержку и выстраивать коммуникации;
  • приверженность ценностям, которые он проповедует;
  • наличие эмоциональной выдержки и внутреннего стержня;
  • способность к принятию решений и ответственности.

Коучинг как лидерство — это не только мужество, но еще и большая ответственность перед своей командой.

Заключение

Современные бизнес-реалии таковы, что каждая организация, которая хочет не только сохранить свое положение на рынке, но и обойти конкурентов и занять лидерство в своем сегменте, должна владеть передовыми технологиями управления.

Необходимо не только иметь теоретические знания эффективного управления персоналом, но и уметь активно применять их на практике.

Методика коучинга направлена на постоянное развитие персонала и его мотивацию к более плодотворной работе. Ее действие нацелено на выявление личностных скрытых возможностей каждого участника команды и их объединение для успешного достижения поставленных целей.

Применение коучинга в работе с персоналом позволяет выйти на качественно новый уровень взаимодействия и добиться прогресса в совершенствовании профессиональных навыков каждого работника.

Основным и важным отличием методики от других видов профессионального консультирования является работа в направлении реализации потенциала каждой личности.

Открытие возможностей каждого сотрудника и его внутренняя мотивация позволят создать единую команду с полным взаимопониманием и взятием ответственности на всех уровнях, что в итоге положительно скажется на результативности всего бизнеса.

Автор: Александр Леонов

first-expert.ru

структура и процесс. Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга

«Истинное преобразование происходит внутри человека».

Райнер Мария Рильке

Создание прочной поддерживающей структуры и процесса является ключом к успешному проведению коучинга. Есть факторы, влияющие на эффективность коучинга, которые не зависят от того, что происходит на каждой сессии. Это продолжительность сессии, длительность перерывов между сессиями, ведение соответствующих записей и проч.

Естественно, что начальные коучинг-сессии будут отличаться от завершающих, поскольку у них разные задачи. На начальном этапе коучинга мы пытаемся понять клиента и его цели, а на завершающих сессиях обобщаем полученные знания и находим пути для развития клиента. Нам необходимо оценить общую картину цикла коучинга и в процессе работы при необходимости обращаться к ней.

Вполне понятно, что клиент хочет быть уверенным, что получает качественную помощь от коуча, использующего в работе надежные профессиональные стандарты.

Такому взгляду на качество услуг коуча способствует понятное обеим сторонам согласованное обоснование целей и структуры работы. Пусть коуч великолепно проводит каждую сессию, но если он не справляется при этом с общей ситуацией, это может вызвать неудовольствие клиента. Например, если коуч не помнит, что обсуждалось на предыдущей сессии, или не в состоянии назвать основные задачи клиента, это может разочаровать клиента.

Согласовав свои действия с клиентом, коуч тем самым обеспечивает соответствие основным стандартам. Структурируя процесс коучинга, коуч добивается соответствия стандартам. Например.

• Клиент понимает ключевую информацию о коучинге. Очень важно, чтобы клиент владел информацией о коучинге; это поможет ему чувствовать себя уверенно и быть заинтересованным в коучинговых отношениях, в которые ему предстоит вступить. Это могут быть самые общие представления о коучинге или даже просто информация о частоте и продолжительности сессий.

• Коуч демонстрирует обязательства в достижении успеха клиентом. Клиент должен понимать, что коуч делает для него все возможное, следит за его продвижением и относится к нему очень серьезно. Об обязательствах коуча могут говорить самые разные вещи, например, энергичность и энтузиазм во время проведения сессий или даже просто дисциплинированность коуча, который всегда приходит вовремя и подготовленным.

• Подход коуча к каждому всегда индивидуален. Клиент должен чувствовать, что коуч относится к нему как к индивиду и соответственным образом подстраивает под него свою работу. Для этого коучу следует интересоваться у клиента, что «работает» в его случае, а что нет, то есть запрашивать у клиента обратную связь, отслеживать продвижение к цели и проч.

• Коуч – профессионал, на которого можно положиться. Коуч часто требует дисциплины или честности от клиента, например, в выполнении данных обещаний, но для этого он сам должен подавать пример клиенту. Коуч должен продемонстрировать, что он держит свое слово. Это нетрудно: приходить в назначенное время, отправлять обещанную информацию, документы и проч. Если коуч структурирует свой подход к работе, это становится делать легче.

Итак, важно, чтобы коуч принял во внимание все эти факторы, приступая к новому заданию и оценивая потенциальные усилия на его исполнение. Например, если вы договорились с клиентом провести десять коучинг-сессий за полгода, имеет смысл заранее обговорить расписание. Вам потребуется составить план своей работы над этим курсом сессий. Например, как можно определить качество работы? На каких этапах предлагать обратную связь или просить ее?

Однако если вы договорились о двух сессиях, и клиент хочет обсудить на них какие-то конкретные вопросы, вряд ли имеет смысл тратить время на согласование принципов подхода и основных направлений. Это может сбить с толку клиента и помешать коучинг-сессиям. Вы просто должны определить структуру сессий, чтобы затем сосредоточиться на каждой части.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

5.2. Основные процессы и этапы коучинга1

В коуч-менеджменте постоянно работают четыре пары процессов, и работают они именно парами.

1. «Сшивка целей» организация-менеджер - менеджер-сотрудник.

Осмысление сути задачи для коуч-консультанта изна­чально преследует две цели: понять, что конкретно дол­жно быть получено в результате поставленной руковод­ством задачи и зачем это нужно именно сейчас организа­ции, самому менеджеру и сотрудникам, которым она бу­дет передана. А в отношении собственно сотрудников: какой каждому из них интерес решать ее с удовольстви­ем и качественно?

Ответ на первый вопрос (что и когда на выходе?) дает четкие критерии для оценки результата, для контроля и для самоконтроля сотрудников. Ответ на второй вопрос (зачем именно сейчас?) создает мотивацию, то есть энер­гию, необходимую для того, чтобы человек был макси­мально активен, даже если будет сложно двигаться к цели.

1 Торп С, Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. — СПб: Питер, 2002. — 352 с; Савкин А.Д., Данилова М.А. Коучинг по-русски: Смелость желать. — СПб: Речь, 2003. — 112 с.

2. Осознание и ответственность.

Планируя и осуществляя работу, в фокусе внимания коуч-консультант держит две задачи: как обеспечить эф­фективное (быстрое с минимальными затратами) решение конкретных задач и как добиться того, чтобы каждый уча­стник процесса взял на себя ответственность за результат.

Коуч-консультант активизирует генерацию идей о воз­можностях, путях решения задачи, достижения цели и помогает сотруднику выбрать оптимальные (реально важ­ные, необходимые для организации и особенно интерес­ные сотруднику) пути.

3. Продукт и процесс.

Коуч-консультант организует беседу, задавая сотруд­нику вопросы, необходимые для тщательного анализа си­туации, имеющихся ресурсов, препятствий и прочего. При этом собственное видение положения дел коуч-консультантом не излагается. Итогом беседы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

4. Поддержка и вызов.

В процессе беседы коуч-менеджер побуждает подчи­ненного мыслить: мыслить аналитически, мыслить не­стандартно. Именно побуждает, балансируя между под­держкой и вызовом.

Таким образом, коучинг позволяет, опираясь на выстро­енную в компании общую систему мотивации персонала, перейти на индивидуальный уровень, на уровень отдельной личности и способствует возникновению очень устойчивой и высокой мотивации. Одна из основных задач коучинга — не научить чему-то, но прежде всего стимулировать само­обучение, чтобы в процессе деятельности сотрудник учился получать, добывать, выискивать необходимые знания. Имен­но через личную мотивацию участников запускаются меха­низмы самостоятельного обретения знаний.

Этапы коучинга

Основа вербального взаимодействия в стиле коучинга — вопросы. Вопросы, их особая конструкция, направленность и последовательность — существенная методическая часть коучинга. Цель вопросов состоит в том, чтобы побудить человека или команду прийти к своей точке зрения по поводу основных проблем их деятельности, а также путей решения этих проблем. В ходе обдумывания и формули­рования ответов на вопросы сотрудники лучше осознают свои цели и способы их достижения, принимают ответ­ственность за результаты своей деятельности. Таким обра­зом, этапы коучинга выделяются на основе определенной совокупности вопросов. Примерный список вопросов в со­ответствие с этапами коучинга следующий.

studfiles.net

Коучинг - это... Что такое Коучинг?

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Определение

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг — это тренинг самореализации в форме бесед(ы). Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за её содержание.
  • Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.[1]
  • Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
  • Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»)
  • Коучинг — это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.[2]
  • Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он ещё именуется этапом воли).

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.[3]

Виды коучинга

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.[4]

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет[5].

Джон Уитмор (англ. John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Коуч (англ. Coach) — специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент — человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Содержание коучинга

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 208. — ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. — С. 176. — ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". — М.: «Дело и сервис», 2010. — С. 448. — ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. — М.: Альпина Паблишер, 2009. — С. 224. — ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches' Coach. — М.: Добрая Книга, 2008. — С. 288. — ISBN 978-5-98124-238-0
  • Мелия, Марина Как усилить свою силу? Коучинг. — М.: Юнайтед Пресс, 2008. — С. 298. — ISBN 978-5-9614-0883-6
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. EMDR в коучинге: WingWave - как взмах крыла бабочки = EMDR in Coaching. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 160. — ISBN 978-5-903070-07-7
  • Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг: Вперёд, от ресурса к цели! = Coaching auf Ressource komm raus! — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. — С. 144. — ISBN 978-5-903070-06-0
  • Питер Дениэлс. "Как достигать жизненных целей". Piter J. Daniels. "How to Reach Your Life Goals: A step by step goals formula". (Honor Books, August 1995) - ISBN 978-1562920883
  • Уитмор, Джон Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность = Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. — М.: МАКУБ, 2005. — С. 168. — ISBN 5-98397-003-8

dic.academic.ru

Что такое коучинг, виды коучинга и его недостатки

Трудно найти человека, который ни разу бы не слышал о коучинге. Но очень мало тех, кто понимает, что такое коучинг и может сделать правильные выводы о его значении. Еще сложнее понять уровень коуча, отличить специалиста от шарлатана. Ведь далеко не каждый, кто называет себя коучем, прошел профильное обучение и имеет необходимые сертификаты. Выходит так, что многие люди, размышляя о коучинге, что это такое так и не понимают. Совершают ошибки, разочаровываются, делают неправильные выводы. Разберем тему коучинга и подумаем, нужен ли он вообще.

Что такое коучинг?

Коучинг — это способ развития, направленный на достижение клиентом успеха в работе или личной жизни, благодаря сотрудничеству, а не обучению. Коуч не дает ответы или рекомендации, а во время диалога помогает клиенту самому прийти к необходимым выводам и выработать правильную стратегию поведения.

Если речь идет о тренингах, то подразумевается взаимодействие с аудиторией, направленное на формирование у присутствующих необходимых навыков. Если же говорить о консалтинговых услугах, то коуч – консультант, оказывающий непрерывную поддержку. Выходит так, что коучинг – это решение  жизненных или рабочих вопросов, при помощи активации собственных глубинных знаний и умений клиента.

Не стоит думать, что коучингу можно научиться самостоятельно. Это такая же дисциплина, как врачебное дело, психология, педагогика и т.д. Самый известный центр, обучающий новых коучей – Международная Федерация Коучинга (ICF). Эта организация собрала более 24 тыс. профессионалов из 50 стран. Ее основатели разработали жесткую систему сертификации претендентов, уделяя внимание унификации коучинга во всем мире.

Существует три основных уровня посвящения коучей. Для получения базового, необходимо пройти более 60 часов подготовки и 100 часов уделить практике. Если же человек решил стать мастером коучинга, то ему следует быть готовым к 200 часам обучения и 2500 часам практики. Как и любая другая профессия, коучинг не лишен своих минусов, обладая и позитивными сторонами. О них поговорим далее.

Преимущества коучинга

Самая важная черта коучинга – методика формирования необходимых навыков. Это не лекция или семинар. Коучинг – сотрудничество, а не процесс обучения. Этот подход должен помочь в развитии личных навыков, а не обеспечить знания. Ведь знания не всегда предполагают умения, а вот навыки позволяют совершать правильные поступки на подсознательном уровне. То есть, после тренинга участник может не запомнить многое из того, о чем там говорилось. Но в необходимой ситуации он поступит так, как требуется.

Преимущества коучинга — расстановка правильных приоритетов, понимание себя и своих способностей. Но встречаются и минусы.

Недостатки коучинга

При условии квалифицированности специалиста коучинг практически лишен недостатков, кроме высокой стоимости таких услуг. Но многие «тренера» выбирают это направление для собственного обогащения, а не реальной заботы о своих учениках. Если попасть к такому «наставнику», то в лучшем случае, можно надеяться, что не станет хуже. Чтобы выбрать настоящего профи, желательно убедиться в наличии у него необходимых сертификатов, посмотреть портфолио, узнать отзывы клиентов и т.п.

Существенный недостаток коучинга – необходимость регулярного «освежения» его результатов. Сразу после тренинга слушатель, в основном, преисполнен сил и уверенности, но все это быстро начинает забываться. Тут либо регулярные занятия нужны или личное упорство.

Базовые принципы коучинга

Эффект от коучинга получается благодаря позитивному подходу к решению задач. Он выражается в пяти основных принципах коучинга:

  • У любого человека все хорошо;
  • Каждый обладает необходимыми для своего успеха ресурсами;
  • Клиентом движут позитивные намерения;
  • Люди постоянно меняются;
  • Человек склонен выбирать лучшее.

Возможно, прочитав эти постулаты, кто-то не согласится – это дело каждого. Но чтобы коучинг привел к необходимому результату, желательно так мыслить.

Виды коучинга

Новые вызовы, возникающие в мире, порождают все новые запросы со стороны общества, которые пытается учитывать коучинг. Регулярно появляются новые его формы или направления. Среди популярных видов коучинга:

  • Бизнес-коучинг;
  • Административный коучинг;
  • Карьерный коучинг;
  • Лайф-коучинг;
  • Спортивный коучинг.

По целевой аудитории коучинг делиться на групповой (командный) и индивидуальный. Ведь можно развиваться лично, а также пригласить коуча для повышения общей эффективности своих сотрудников, либо команды спортсменов (футбол, хоккей, волейбол и т.д.).

Бизнес-коучинг

Собирательное название услуг, позволяющих лучше ориентироваться в предпринимательской деятельности, добиваться результатов в бизнесе. Зачастую такой коучинг направлен на повышение эффективности всей команды сотрудников. Особенно тех людей, которые непосредственно контактируют с клиентами.

Именно эта разновидность чаще всего бывает на консалтинговой основе, когда приглашается специалист, помогающий наладить работу всей организации.

Административный коучинг

Тренировки для Топ-менеджеров (руководителей), которые управляют деятельностью всей фирмы. Не стоит идеализировать руководство, представляя их какими-то особыми людьми высшего сословия. Порой в топы попадают случайные люди, которым необходимо «вдалбливать» простые истины. Административный коучинг ничем по сложности не отличается от других видов этой профессии. Но ответственность, безусловно, выше, поскольку от компетентности руководства зависит эффективность всего дела.

Карьерный коучинг

Такой коучинг настроен на ускоренное продвижение по карьерной лестнице. Подразумевает индивидуальный подход. Карьерный рост – явление индивидуальное, практически интимное. Так что, обучение необходимым навыкам происходит тет-а-тет, либо во время собирательного тренинга для представителей различных фирм. Очень часто такие коучи сотрудничают с агентствами по трудоустройству, помогая людям найти свою профессию и добиться в ней успеха.

Лайф-коучинг

Самый авантюристичный вид данной профессии. Коуч должен внушить неудачнику, что он может добиться успеха, а затем успеть скрыться, пока тот в этом не разубедился. Если серьезно, то лайф-коучинг – самая ответственная сфера. Ведь от нее зависят, в прямом смысле этого слова, жизни людей. Одно дело, наткнуться на шарлатана и не продвинуться по службе, а совсем другое – потерять смысл жизни. Специалисту лайф-коучинга необходим богатый опыт, знания в психологии, жизненная мудрость во всех возможных сферах, от отношений или дружбы, до почти клинических случаев.

Спортивный коучинг

Практически то же самое, что и предыдущий вариант, только убегать надо оперативнее, особенно если обучаешь команду боксеров. Достижения в спорте зависят от правильной психологической подготовки спортсменов. Как ни странно, от этого мышцы быстрее растут, голов забивается больше, травмы переносятся легче. Коуч в спорте является психологом и стратегом в одном лице.

Важное направление спортивного коучинга – командообразование, позволяющее игрокам стать практически одним целым, понимая друг друга как самого себя, а порой даже лучше.

Что такое коучинг — разобрались. Виды перечислили, «подводные камни» обозначили. Осталось отметить, что профессия эта актуальна, но приглашать таких специалистов или нет – дело каждого. В принципе, коучи не дают ничего нового, а помогают людям лучше разобраться в своих собственных способностях. Но иногда без посторонней помощи человек рискует так никогда себя и не понять. Поэтому,  если возникла такая потребность, лучше попробовать, просто в процессе обучения регулярно прислушиваться к своим ощущениям и интуиции.

wikigrowth.ru

Что такое коучинг и в чём его суть?

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением.В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Что означает слово «коучинг»?В чём суть коучинга?Что такое коучинг в образовании?Что такое коучинг в бизнесе?Что такое коучинг персонала?Чем коучинг отличается от тренинга?

Что означает слово «коучинг»?

Коучинг – английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или личностного роста.

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

В чём суть коучинга?

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Что такое коучинг в образовании?

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Что такое коучинг в бизнесе?

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность выйти на новый уровень понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения.При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Что такое коучинг персонала?

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным ключевым фигурам в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Чем коучинг отличается от тренинга?

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него.Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

www.mnogo-otvetov.ru

Коучинг в управлении как современный подход в управлении компании

Как метод, коучинг – это воздействие , напрвленное на раскрытие глубинного потенциала личности, команды, с целью повышения её эффективности, результативности и осознанности. Это работа с будущим, со своим видением этого будущего, работа над постановкой целей в формате конечного результата , над постоянной позитивизацией мышления, над объединением желаний и действий по их осуществлению.

Чем не является коучинг? Это не тренинг, не психотерапия, не экспертное консультирование , не оценка, не наставничество, Это метод, повествующий о том, как учиться. Учиться и изменяться.

Что такого необыкновенного привносит коучинг в управленческую жизнь руководителя? Многие руководители затрудняются ответить на вопрос , чего они хотят для своего бизнеса, для организации, для себя и как это совпадает с тем, что они делают прямо сейчас. Действительно ли их действия направлены на осуществление их желаний, мечты , действительно ли их бизнес выглядит так, как им хочется и рядом работают люди, которые вовлечены в свою деятельность ?

Эти вопросы зачастую вызывают раздражение, тогда как вопрос, « Что вам не нравится в ваших подчиненных никаких сложностей для озвучивания не представляет.

Вопрос « Чего вы хотите?» для коучинговых управленческих методов является ключевым.Смелость ответить на этот вопрос, мужество двигаться к тому, чего хочешь, многим компаниям не присуще вовсе, там этого не требуется. Как правило, менеджер воспринимается как некая угроза, всевидящее око, спускающее приказы, а потом наказывающее за их выполнение. Компания существует пирамидообразно, и все руководительскме функции: контроль, планирование, мотивация, организация осуществляется в единственной мозговой точке, это значит, что видение будущего рождается там же , там же по мере спуска оно просто теряет свою силу и привлекательность.

Руководители зачастую уверены, что повысить эффективность им не удастся, они не верят в ресурсы своих людей, задействуют много внешних сил ( экспертов, тренеров, новых специалистов) и… почти не улучшают результаты. Но у людей есть ресурс , вопрос в том, какие есть лояльные, жизненно естественные способы его достать ?

Сложившиеся в организациях пути повышения эффективности ( аттестация, тренинги, наставничество, навыковое обучение) достаточно сложно вливаются в каждодневную, профессиональную практику Почему? Потому что эффективность рассматривается только на поведенческом уровне, на уровне тренировки, уровень ценностей т способностей чаще всего остаётся незадействованным, а потому 90 % полученных в таком режиме результатов постепенно « рассасываются . Если люди не чувствуют , не понимают, зачем им быть эффективными, если ценность этих изменений для них неочевидна, то картина будет выглядеть примерно так: после различных мероприятий по эффективности персонал пробует что-то новое, потом энтузиазм заканчивается и как только сотрудник оказывается в ситуации стрессовой или неопределённой, он возвращается к привычным нормам поведения. Конечно, что-то новое в его действиях появляется, но этот процент ничтожно мал по сравнению с тем, что могло бы быть. Так что получается « Три шага вперед, два шага назад».

Коучинговый подход, в первую очередь, затрагивает уровень ценностей, и если изменения происходят там, то самомотивация на изменения действий растёт изнутри:

 

 

Изменения на уровне действий и внешнего взаимодействия происходят очень медленно ( хотя многим менеджерам кажется, что это самый простой и лёгкий способ развития) требуют неусыпного контроля и мощных «кнутово- пряниковых» стимулов со стороны.

Изменения на уровне ценностей перестраивают весь треугольник практически безболезненно, человек опирается не на то, что он делал, а то, что для него действительно важно. Он смотрит на свои действия с точки зрения будущего.

Три составляющих коучингового метода управления : совместное видение и осознание , обратная связь, выбор и ответственность, позволяют компании гибко и креативно выстраивать стратегические планы развития, реализовывать их, открывать всё новые и новые конкурентные преимущества .

Руководитель в такой компании демонстрирует мышление в формате конечного результата, видит ситуацию всегда как проектную и позитивную. Он заранее предполагает, что в компании всё в порядке, люди ресурсны и хотят сделать для развития организации всё наилучшее.

Основных два вопроса , которые звучат в речи таких руководителей это:

1. Чего Вы хотите? Как Вы видите ситуацию?

2. Как Вы можете сделать то, что Вы хотите?

 

Профессиональное и информационное движение выглядит таким образом:

 

 

Это кардинально отличается от оценочно – диагностического типа управленческого мышления, когда руководителя, прежде всего, интересует :

1. Почему происходит это?

2. Кто в этом виноват?

При этом мыслить можно только в формате « Как не должно быть ?» Энергии на «как мы хотим?» уже не остаётся и люди продолжают работать исходя только из прошлого опыта, а он , независимо от того, положительным оказался или отрицательным всё равно будет тормозить развитие.

Коучинг помогает увидеть области прорыва, то есть возможность выйти за рамки предполагаемых ограничений. Их, собственно, нет, есть лишь привычка воспринимать препятствия и повороты развития как неудачи и торможение. Это напрямую связано стой культурой наказаний, в которой развивается директивный бизнес. Если есть, кого наказать и есть за что наказать ,то возникает иллюзия контроля над ситуацией, а также иллюзия лёгкости её изменения.

Персонал же всегда считает виновным руководителя и никогда не возьмёт на себя лишней ответственности ( в таком контексте , кстати, любая является лишней).

Мышление работает таким образом:

 

 

Коучинговый подход придерживается другой матрицы:

 

 

И это позволяет организации продвигаться вперед и не теряя связи с основным вопросом: « Чего мы хотим?». Волшебное слово видение позволяет им всё время держать в фокусе зрения свою путеводную звезду и создавать будущее прямо сейчас, в своих конкретных действиях. Компания, где лидер является коучем, имеет такое совместное видение и точно знает, « какой белокаменный дворец» строит. Руководитель не жалеет времени на постоянную детализацию этого видения, с этого начинается любой проект, будь то выполнение амбициозных планов, повышение уровня продаж или простая генеральная уборка. Для таких компаний коучинг – это проектные возможности, основанные на глубинных ценностях.

Это партнёрские отношения, где все сотрудники смотрят в одном направлении, в сторону видения и целей, на основании этого решают, какие способности надо развивать, каким навыкам научиться. Осознанность и выбор помогает каждому брать на себя ответственность за дальнейшие действия и тогда повышение эффективности становится неизбежным для каждого. Такое положение дел предполагает ещё и гибкость. Изменения зачастую начинаются в процессе изменений , при коучинговом подходе сменить направление движения сложности не представляет, так как ответственность разделена, а видение всегда активно.

В культуре, которая выросла на культе подчинения, иерархии и контроля такие подходы могут казаться опасными ( лучшее – враг хорошего ). Нам с детства говорят как делать и что делать к такому режиму мы привыкли, и поэтому для решения новых задач пользуемся прошлым опытом. Когда руководитель спускает указания, то есть приказывает, ему кажется, что он контролирует ситуацию, он по самую « маковку» в ответственности, персонал же расслаблен и находится в « тяжелой защите». Когда руководитель пытается убедить всех , как хороша его идея и призвать к воплощению, ему кажется, что он почти демократ, хотя ситуация абсолютно не меняется.

Сотрудникам идея нравится, но поскольку они не пережили путь её рождения, эмоциональной связи с ней у них не возникает. Самая мощная энергия _ - энергия желаний спит вечным сном. Если же идея не нравится , то процесс её реализации они будут аккуратно тормозить, так что результат будет примерно один и тот же.

Фраза « в бизнесе можно двигаться только туда, куда влекут сердце и разум, совсем не лирическая. Отвечая на вопросы менеджера, вопросы друг друга, сотрудники видят, как цель или задача обрастает деталями кровеносными сосудами и эмоциями каждого члена команды.

Появляется энергия, устанавливается эмоциональная связь со своими действиями, появляется личная ясность, что моментально поднимает уверенность в своих силах, мотивацию и делает ответственность желанной.

Персонал становится боле информированным о ситуации, о будущем, о целях , о себе и друг друге, о компании. Только тогда мы можем говорить о том, что компания готова к полноценному делегированию. Коучинговые методы провозглашают профессиональные отношения, строящиеся на поддержке и диалоге на всех уровнях, как по горизонтали , так и по вертикали. Только при таких отношениях возможно реальное делегирование, основанное на ответственности за конечный результат.

Автор: Ю. Булгакова

hr-portal.ru