Занятие по психологии на тему " Обучение навыкам конструктивного ообщения ". Конструктивная беседа это


Деструктивное общение

К деструктивному общению обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания. К деструктивному общению относятся такие формы взаимодействия, как умалчивание информации, нежелание общаться, молчание при ответах на вопросы. Большой вред общению наносит также проявление таких негативных черт характера человека, как лицемерие, злорадство, хитрость, мстительность, оговаривание другого, язвительность, цинизм, ханжество, соперничество, вплоть до криминогенного поведения.

К распространенным формам деструктивного поведения относятся обман и ложь, а также неблагодарность того, кому неоднократно помогли в чем-то. Как-то А. В. Суворову рассказали о неблагодарности известного ему человека, которому он в свое время немало содействовал. Старый полководец в ответ засмеялся: «Я замечал, что люди в конце концов всегда делаются неблагодарными врагами того, с кем не могут равняться, более того — превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? — Пылью своей!» Неблагодарное поведение обидно для любого человека, ложь и обман искажают истинное положение дел, способствуют развитию манипулирования, разрушают общение.

Деструктивное поведение обычно отличается тем, что в него втянуты обе стороны, а иногда и другие люди. Все участники заражаются отрицательными эмоциями, негативной экспрессией и агрессией, обычно выбиваясь из привычного образа жизни и вступая в конфронтацию.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие также относится к деструктивному поведению. Оно проявляется в самых различных действиях: от мстительности и враждебности до попреков и высказываний обид, от крика и публичных ссор до тихого ворчания и неотступной критики. Зачастую это делается для того, чтобы сделать жизнь человека невыносимой, держать его в постоянном напряжении. О такой деструктивной ситуации общения как-то сказал известный в прошлом комедийный актер Александрийского театра П.А.Каратыгин, который славился своей правдивостью, упакованной в шутку или каламбур. На похоронах писателя Н. А. Полевого его заклятый враг Ф.Булгарин, много «попортивший ему крови» при жизни, вертелся поблизости и все норовил пристроиться среди тех, кто должен был выносить тело. Каратыгин отстранил его со словами: «Отойди, ты достаточно поносил его при жизни!»

Еще одной формой агрессивно-конфликтного поведения является обида. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями. Зачастую состояние обиды сопровождается садомазохизмом, который раздувает обиду до гигантских размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов является неадекватным, свидетельствует об эгоцентризме и инфантильности «страдальца». Агрессивность и преувеличение страдания сопровождаются весьма сильными эмоциональными переживаниями в виде гнева, злорадства, досады, ярости или медленного кипения. Как правило, агрессивное поведение сопровождается такими отрицательными экспрессивными невербальными сигналами, как сверкание глазами, размахивание кулаком, стискивание зубов, хлопанье ребром ладони по столу, топанье ногами, повышение голоса. Агрессивное поведение может быть и признаком комплекса неполноценности. Одни вследствие такого комплекса становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах, другие реагируют открыто и агрессивно. При деструктивном общении человек вынужден психологически защищаться.

Самая разрушительная агрессия называется преднамеренной, интенционалъноп (от лат. — внимание, стремление), ее цель — умышленное стремление нанести вред собеседнику с осознанием отрицательных последствий. Такие люди, обычно достигая поставленной цели, получают от этого удовольствие.

Подавление (императивное общение, от лат. третьих— повелительный, не допускающий выбора) — авторитарное или директивное взаимодействие. По форме воздействия на собеседника оно также относится к группе деструктивных видов общения, так как его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение действовать в определенном направлении, которое выгодно тому, кто принуждает.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели собеседника не имеют значения, он рассматривается не как человек, а как механизм, которым нужно управлять, средство достижения цели другого. Представитель императивного контакта при этом обычно не скрывает своих намерений, принуждая другого действовать по принципу: «Я сказал!» В качестве средств влияния используются приказы, угрозы и шантаж; демонстрируются дистанция, статус, противопоставление себя другим; создается напряженная атмосфера общения. Самым слабым местом такого стиля взаимодействия является нежелание и неумение отмечать успехи, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. При межличностном общении такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной стресса, провоцирует конфликтные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения людей.

Таким образом, агрессивное поведение практически всегда привносит во взаимодействие отрицательные черты деструктивности и разрушительности, что способствует разобщению людей, их напряженности, порождает неудовлетворенность и дискомфорт.

psyera.ru

Конструктивный, острый, деструктивный - это о чем? Конечно, о конфликтах!

Упреки и оскорбления, унижение и гнев, раздражение и злость – эти разрушающие эмоции присутствуют в конфликтных ситуациях. От поведения во время столкновения мнений и от действий обеих сторон - клеветы, оскорблений, распускания рук, пренебрежения, злобы - зависит результат противостояния.

О причинах разногласий

деструктивный это

Спор - конфликт деструктивный. Конструктивный диалог может возникнуть только во время нормального социального взаимодействия. Толчком к противостоянию могут стать самые разные мотивы и причины:

  • экономические;
  • ценностные;
  • национально-этнические;
  • политические;
  • религиозные;
  • личностные;
  • другие.

Одна их сторон испытывает на себе несправедливые действия - это объект. Другая сторона - субъект - совершает поступки, вызывающие конфликтную ситуацию. Обычно причиной противостояния является субъект, совершающий разные действия в отношении «страдающей» стороны, выдающей в ответ неадекватную реакцию.

Типы и отличия конфликтов

Психологи различают два типа споров:

  • конструктивный;
  • деструктивный конфликт.

деструктивный конструктивный

При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми.

Деструктивный – это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию - все это приводит к разрушению отношений.

Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем... А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.

Почему конфликты иногда полезны

деструктивные процессы

Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией. Вот несколько случаев, когда это может произойти:

  • образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников;
  • интеллектуальный уровень группы существенно различается;
  • незнание методов делового общения;
  • установка на личное противодействие;
  • стремление к силовым методам общения;
  • несовпадение целей.

Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы делового общения, любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный – это борьба за власть, это злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы.

Про конструктивные конфликты

конструктивный деструктивный конфликтПолезность данного противостояния в том, что позиции оппонентов проясняются в процессе обсуждения, а не борьбы и противодействия. Люди яснее осознают собственные аргументы в момент объяснения их партнерам. Здесь отсутствуют крики, упреки и взаимные унижения. Основная часть внимания участников противостояния направлена на поиск способов решения проблемы, а не на подавление личности соперника. Устранение причин конфликта между участниками столкновения мнений налаживают нормальные отношения, их позиции по отношению друг к другу меняются.

Причины конфликтов у женщин и мужчин совершенно разные. Для женщин важно удовлетворение личных потребностей, таких как зарплата, льготы, премии и отпуск. В коллективе с гнетущей атмосферой или при высоких рабочих нагрузках представительницы слабого пола «взрываются» первыми, но быстрее и легче успокаиваются.

Для мужской половины имеет значение властный статус, соответствие трудовых обязанностей и прав, наличие определенной формы подчинения. В случае перегрузок и ущемления прав, мужчины дольше копят в себе недовольство, не выплескивая его в коллективе.

Как сделать деловые отношения конструктивными

Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный - это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:

  • обсуждать только данную проблему, а не отдельные качества личности;
  • помнить, что партнеры друг другу не враги;
  • сдерживаться от проявлений злости, безудержного гнева, желания отомстить или наказать;
  • силовые методы борьбы могут только навредить;
  • отстаивая собственную точку зрения, важно учитывать интересы оппонента;
  • взаимодействие должно быть доброжелательным и открытым;
  • соперникам необходимо настроиться на понимание и взаимодействие.

Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.

fb.ru

Занятие по психологии на тему " Обучение навыкам конструктивного ообщения "

МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

с обучающимися 7 класса

(открытое занятие в рамках коррекционно – развивающей работы с подростками по программе «Я в этом мире!»)

Тема занятия: «Обучение навыкам конструктивного общения.

Эффективные приемы общения»

Выполнила: педагог-психолог Тулаева О.Н.

Суджа-2015г.

Тема занятия:

«Обучение навыкам конструктивного общения.

Эффективные приемы общения»

Цель занятия: Помочь детям подросткового возраста справиться со своими проблемами, переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению с окружающими людьми.

Задачи:

  1. Снижение эмоционального напряжения;

  2. Создание доверительной атмосферы;

  3. Осознание качеств, мешающих общению;

  4. Формирование навыков конструктивного общения;

  5. Обучение конструктивному взаимодействию в группе;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация занятия, музыка для релаксации.

Ход занятия

Самая главная роскошь на земле –

Это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери.

Приветствие: Добрый день, я рада вас видеть!

Ребята, на сегодняшнем занятии мы будем обучаться навыкам конструктивного общения, то есть попросту постараемся научиться общаться со всеми.

Человеку обычно нравится, когда о нем говорят «приятный собеседник». Это действительно полезное умение – легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться с ним.

Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. И такому умению вам нужно сегодня научиться, и научиться для того, чтобы чувствовать себя уверенно с любым человеком в любых жизненных ситуациях.

Итак, упражнение «Контакты».

Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. При встрече вам нужно начать разговор, сказать что – то приятное собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним. Задача участников слушать внимательно описание задачи и войти в роль того человека, о котором идет речь, а также поддерживать разговор.

По очереди я буду приглашать к доске 7 пар участников. Каждой паре будет предложен свой вариант встречи. Итак, первая пара.

Внимание! Текст карточки на доске.

  1. Перед вами человек, которого вы очень хорошо знаете, но очень долго не виделись, с первого класса. За две – три минуты вы должны поприветствовать его, сказать ему комплимент, спросить, чем он сейчас занимается, и закончить беседу.

  2. Перед вами человек, который чем – то расстроен и никак не может успокоиться. Начните разговор, попробуйте тактично узнать, в чем дело, успокойте его.

  3. Вы стоите на остановке и ждете поезда. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним, заведите разговор, узнайте, как его зовут, чем занимается. Попрощайтесь. Пожелайте ему удачи в его делах.

  4. Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Ваши действия и слова.

  5. Вас сильно толкнули в толпе. Оглянувшись, вы увидели вашу первую учительницу с тяжелой ношей. Ваша реакция.

  6. Перед вами одноклассник, который сегодня ответил на ваш вопрос умышленно грубо. Попробуйте узнать, что случилось, и завершите разговор так, чтобы конфликт исчез.

  7. В магазине вы поняли, что вас обсчитали. Попробуйте без конфликта разобраться в этом вопросе.

Рефлексия: Что для вас было сложнее, отвечать на вопросы или начать разговор? Что мешало играть роль? Скажите, какие качества могут мешать человеку вести беседу, и как с ними бороться? (Злость, неуверенность, страх, стеснительность. Нужно улыбнуться, сказать человеку приятные для него слова, поддержать его, начатый им разговор.)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам узнать, какой каждый из вас в общении. Мы это сделаем с помощью теста - «Какой я в общении?».

Вам нужно выбрать один из трех вариантов ответа (да, да и нет, нет), и поставить напротив номера вопроса.

  1. Много ли у тебя друзей?

  2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

  3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с ними?

  4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?

  5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?

  6. Можешь ли ты скрыть свое раздражение при встрече с неприятным человеком?

  7. Всегда ли ты умеешь скрыть свое плохое настроение, не срывая злость на близких?

  8. Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

  9. Можешь ли ты сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

  10. Умеешь ли ты в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

  11. Способен ли ты в общении пойти на компромисс?

  12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

  13. Если ты узнал о чем – то интересном, возникает ли у тебя желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

Теперь подсчитаем баллы. За каждое «Да» -3 б., «и да и нет» -2б., «нет» -1б.

Суммируйте свои очки, и познакомьтесь с характеристиками:

От 30 до 39 – ты человек общительный, испытываешь большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет.

От 20 до 29 – ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми ты не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержан, неуравновешен. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным по отношению к своему собеседнику. Кроме того, не мешает преодолеть неуверенность в себе.

До 20 очков – ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу своих знакомых отмалчиваешься. Общению с другими людьми предпочитаешь одиночество. Однако, это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, нужно преодолеть застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу, следует развивать навыки общения. Кроме того, возможно, ты просто сильно критически относишься к себе.

Как научиться поддерживать беседу, правильно вести разговор? Есть несколько правил, помогающих сделать это.

Как правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы с вами было приятно общаться:

Умение вести разговор – это талант.

  • Если хотите заинтересовать собеседника разговором, старайтесь расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов.

  • Открыто проявляйте к нему интерес, улыбайтесь во время разговора, смотрите заинтересованно, этим вы также расположите к себе собеседника.

  • Уважайте человека, с которым ведете беседу. Относитесь к нему так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами.

  • Внимательно слушайте, о чем говорит ваш собеседник, не перебивайте его.

  • Умейте слушать собеседника, это главная и первая ступенька к взаимопониманию. Умение слушать – самый лучший способ завоевать доверие собеседника.

  • Умейте говорить не только о том, что интересует вас, но больше всего о том, что приятно, значимо для того, с кем вы общаетесь.

  • Задавайте человеку вопросы по теме разговора, а о своих проблемах говорите меньше.

  • Умейте сострадать, искренне радоваться его успехам, проявляйте сердечность, чуткость, отзывчивость.

  • Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – самые лучшие средства доверия и интереса к вам собеседника.

  • Большое значение в разговоре имеет доброе отношение к собеседнику. Добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и пониманием, каково другому, умеет чувствовать другого человека, понять его проблемы, умеет поддержать человека.

И еще, обратите внимание, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и своем собеседнике, благожелательное отношение друг к другу и окружающим. Доверие основано на искренности собеседника. Никакое общение не может происходить на недоверии и подозрительности. Развивайте у себя чувство доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, обманщика, его очень трудно в этом переубедить.

Кроме того, в общении никогда:

  • Не оправдывайте себя! – («меня не понимают», «меня не ценят», «ко мне несправедливы», «я забыл» и т.д.)

  • Не снимайте с себя ответственности!

  • Не общайтесь с людьми только из – за понравившегося внешнего вида!

  • Будьте искренни!

  • Будьте справедливы!

  • Считайтесь с чужим мнением!

  • Не бойтесь говорить правду!

  • Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

  • Будьте естественны в общении!

  • Не обижайтесь на правду, сказанную в ваш адрес!

Зная эти правила, вам намного легче будет общаться с другими людьми. Внимательно изучите эти правила, следуйте им в жизни и вы будете «душой общества».

А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре «Попроси предмет».

Разделитесь на пары. Один из участников берет в руки любой предмет. Это может быть книга, ручка и так далее. Задача другого участника попросить у него этот предмет. Но он очень нужен тому человеку, который его держит.

Инструкция первому: Нужно постараться оставить этот предмет у себя и отдать его лишь в том случае, если вы почувствуете, что этот предмет действительно нужнее другому и вам захочется его отдать.

Инструкция второму: Подбирая нужные слова, постарайтесь попросить этот предмет так, чтобы вам захотели его отдать.

А сейчас я предлагаю вам поменяться ролями и проиграть эту сценку только мимикой и жестами.

Рефлексия: Трудно ли было подобрать слова для того, чтобы забрать предмет?

Когда действительно хотелось его отдать?

Что было легче – работать в первом варианте или во втором?

Сделаем вывод: Если ты умеешь общаться с людьми, умеешь найти к ним подход, знаешь, какие использовать слова для общения, то тебе легче будет в общении. Нужно научиться общаться и проблемы общения не будет.

Ритуал прощания: Давайте попрощаемся словами: «Спасибо, было…»

infourok.ru

Как поговорили, или достоинства конструктивного диалога.

Мы много общаемся, думаем, говорим, порой высказываемся на повышенных тонах, кого-то обижаем, нас обижают. Спустя время, невольно задумываемся: «Что это было? Как я могла? А почему он посмел?» Я, человек разумный, не могу сама себе объяснить свой поступок. Что со мной происходит?

Слава Богу, эта мысль — искра не успела сформироваться в стройное размышление. Мне встретился интереснейший материал психолога о том, как мы — homo sapiens — плохо понимаем себя. Вернее, не прислушиваемся к своим эмоциям, чувствам, не прослеживаем их путь, не контролируем свою речь.

Чем глубже я погружалась в чтиво психолога, тем было интереснее. Раз мы такие, делает она вывод, необходимо уметь вести конструктивный диалог. Как это понимать?

Психолог советует: приступая к диалогу, надо помнить о цели – совместно продумать цивилизованный исход из скандальной ситуации, прийти к позитивному для обеих сторон результату.

Диалог лучше начинать с сообщения о своем самочувствии, о переживаниях, о тяготах на душе. Это не эгоизм, это прояснение драматической ситуации, которое должно привести к обоюдному решению проблемы. Нельзя обрушиваться с упреками на противоположную сторону или с видом обиженного замкнуться, уйти в молчание.

При выяснении конкретной ситуации следует избегать общих фраз. Выражения «сколько можно» или «когда же ты наконец» неуместны в конструктивном разговоре. Они ведут к большему разобщению. В данном случае надо приводить один пример. Скажем: «Мне пришлось понервничать, когда увидела, что в 3 часа ночи тебя нет дома ». Ну а потом уже, невинно хлопая глазами, доставать скалку из-за пазухи (шутка, н-да)

Когда выясняешь отношения, не надо утверждать того, чего не знаешь. Такой выпад вызывает у оппонента только раздражение. Лучший вариант: « В самом деле, ты не заметил, как я нервничала?» вместо «Ты же знаешь, что это меня расстраивает».

Бывают ошибки, о которые спотыкаются многие. Это желание навязать свое мнение, категоричное указание, что сделать и в какие сроки. Такие распоряжения никогда не исполняются. Лучший вариант – доносить свое мнение до партнера. Так быстрее можно прийти к общему решению.

Самое бесполезное в конструктивном диалоге – вспоминать старые обиды. Такой поворот в разговоре выглядит как недоверие к собеседнику, словно мы хотим сказать, что он неисправим. Хотя тактика должна быть иной: желательно возбудить в нем желание измениться в лучшую сторону.

Если обвинять партнера или, более того, оскорблять, то это, однозначно, говорит о том, что эта сторона не в состоянии вести конструктивный диалог. Она жаждет одного – вывалить на партнера всю свою обиду, все эмоции. Об этом говорят и едкие, колкие замечания.

Есть причина, которая также не продвинет вперед конструктивный диалог. Это желание самоутвердиться за счет партнера, показать, что мы больше и лучше знаем проблему. Таким образом, занижаем его самооценку. Как поведет себя любой человек в такой ситуации? Конечно, выйдет из разговора.

Сильно сдерживает продвижение результативного диалога наше желание оценить поступок партнера. Это ошибка. Оценку своему поступку может дать только он сам. Потому что он знает мотивы содеянного, а мы не знаем. Если нам хочется все-таки докопаться до них, то такое допустимо в рамках правил «проверяем». Способ «утверждения» не годится, он неприемлем.

Чтобы быстрее решить проблему конструктивного диалога, приветствуется способность партнера изменяться. Замечено, именно наше неверие в такую способность, порой мешает ему.

Разумно отказываться от фраз «Ты не понимаешь ситуации», «Ты не способен выслушать». Лучше прибегать к словам полного доверия, например, «Я знаю, ты этого не хотел. Ты просто ошибся» или «Сегодня просто не твой день».

Благополучное завершение любого разговора возможно при общем, едином взгляде на проблему. Искать, найти и удержать этот градус примирения требует от партнеров немало терпения, такта, дипломатии. А также понимания, что малый мир всегда лучше большой ссоры.

Ловите весну, любите друг друга и не ссорьтесь!

krasnoblog.ru

Способы, навыки, условия конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие

Человек на протяжении жизни вступает в различные отношения и взаимодействия. Это могут быть контакты между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком, подростком, также взаимоотношения с природой.

конструктивное взаимодействие это

Развитие взаимоотношений не бывает без проблемных и конфликтных ситуаций. Решать такие проблемы лучше с помощью диалога. Чем конструктивнее диалог, тем легче решаются проблемы, возникшие между участниками диалога. Таким образом, конструктивное взаимодействие - это решение проблемы с помощью общения и способности слышать друг друга, при этом умения доступно и четко объяснять свою позицию.

Зачем нужно конструктивное взаимоотношение

С раннего детства у человека закладываются навыки конструктивного взаимодействия. Поскольку в детстве ребенок больше опирается на эмоциональную составляющую своего развития, родители должны правильно сформировать навыки общения, используя эмоциональную сторону. В зависимости от заложенных в детстве навыков общения, того, какие условия конструктивного взаимодействия его окружали, человек вступает во взрослую жизнь более или менее контактным.

условия конструктивного взаимодействия

Разносторонняя развитость человека и умение легко строить взаимоотношения с окружающими сделают жизнь проще, и решение проблем не будет вызывать трудности. Если в детском возрасте родители не развивали имеющиеся навыки общения, то по мере взросления ребенку сложно будет найти свое место в социуме.

Дошкольный период – основа для развития конструктивного общения

Для развития навыков конструктивного взаимодействия у ребенка взрослый должен:

  • Развивать свободное общение у детей и взрослых.
  • Всесторонне развивать разговорную речь с детства: произношение, лексика, грамматика, связность речи.
  • Закреплять усвоение норм речи на практике.

способы конструктивного взаимодействия

В возрасте 6-7 лет дети переходят на новый этап развития, идут в школу, поэтому необходимо иметь основу для дальнейшего конструктивного общения в коллективе.

Конструктивное взаимодействие - это залог взвешенного разрешения школьных конфликтов.

Помощь родителей в формировании навыков общения

Родители должны подготовить детей, чтобы у них не возникало конфликтных ситуаций в школе. Для этого надо:

  • Совершенствовать речь ребенка.
  • Учить пересказывать прочтенное.
  • Развивать умение полностью выражать свои мысли.
  • Поддерживать интерес к самообразованию, помогать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Учить полностью раскрывать характеристики объекта, ситуации.
  • Создавать условия, где дети смогут обсуждать интересующие их ситуации друг с другом.
  • Научить ребенка делать простые выводы, излагать свои мысли доступно и понятно.
  • Уделять внимание речевому этикету.
  • Приучать к самостоятельности суждений.

навыки конструктивного взаимодействия

Освоив основные способы развития конструктивности суждений, ребенок в будущем будет легко общаться в коллективе, решать спорные ситуации и иметь активную жизненную позицию.

Конструктивное взаимодействие с подростками

Подростковый возраст – это период выбора жизненного пути, подражания идеалу, время, когда подросток всеми силами старается соответствовать выбранному для себя образу, разбирается в своих внутренних проблемах, хочет быть «не хуже других». Однако не всегда все происходит так, как хочется, и часто ребенок выбирает неправильное направление для своего развития. И роль родителей в жизни подростка очень важна, они должны найти подход к нему и, не задевая его чувств, помочь выбрать правильное направление.

Конструктивное взаимодействие - это общение взрослого с подростком на равных и умение с помощью диалога находить выход из сложных ситуаций.

Доверие – основа взаимодействия взрослого с подростком

Конструктивное взаимодействие с подростком будет достигнуто, если в основе отношений будет лежать доверие. При наличии доверия не надо будет контролировать каждый шаг ребенка и переживать за прохождение сложного периода. Подросток, доверяющий взрослому, будет сам ему рассказывать о событиях в своей жизни, делиться переживаниями и проблемами. Однако если взрослый будет пойман на лжи, доверие исчезнет, и восстановить его будет очень сложно.

Родители должны не нарушать личное пространство подростка, дать ему возможость самостоятельно найти свое место в обществе. Однако подросток должен чувствовать поддержку родителей, это придаст ему веру в свои силы.

Подростковый период – это время психологического отделения от родителей и выход во взрослый мир, становление независимого внутреннего мира.

Как безболезненно преодолеть подростковый период

Взрослея, ребенок будет «отделять» себя от родителей, ему понадобится личное пространство, которое никто не будет нарушать.

Чтобы не настроить против себя ребенка, необходимо конструктивное взаимодействие с подростком. Родители должны изложить свое видение ситуации, а ребенок - свое, и вместе прийти к общему результату, удовлетворяющему обоих.

конструктивное взаимодействие с подростками

Такие способы конструктивного взаимодействия должны присутствовать со стороны взрослого:

  • Доступно рассказать ребенку о своих опасениях, чтобы он их понял.
  • Ребенок должен понять, что вы готовы выслушать и понять его в любое время, при этом не будете критиковать.
  • Показать, что мнение ребенка для вас важно, и вы его уважаете.
  • Ребенок сам должен делать выбор, когда это необходимо, и, соответственно, нести за это ответственность.
  • Обязательно хвалите ребенка, чтобы он не разочаровался в своих силах.
  • Любовь и поддержка помогут подростку пройти сложный этап становления личности.

Если подросток чувствует себя независимым, при этом адекватно владеет ситуацией, имеет устойчивую самооценку, умеет общаться в коллективе, несет ответственность за свои поступки – это означает, что подростковый период пройден, и помощь родителей была оказана правильно и конструктивно.

Общество и природа

Природа дает ресурсы, благодаря которым человек может жить. Без воздуха, даров природы, воды жизнедеятельность была бы невозможна.

конструктивное взаимодействие общества и природы

Конструктивное взаимодействие - это влияние природы на общество и общества на природу.

Природа выполняет множество функций, и одна из них – экономическая. Ресурсы ее обладают экономическими свойствами и экономическим потенциалом. Человек начал использовать эту функцию, когда стал делать первые орудия труда, строить дома, шить одежду. С каждым годом у человечества возрастают потребности, для удовлетворения которых используется природный ресурс.

С развитием цивилизации природа помогает удовлетворить потребности человека в эстетических, научных, культурных сферах.

Взаимосвязь человека и природы происходит постоянно. Без взаимодействия с природой люди просто не смогут жить. Поэтому должно происходить конструктивное взаимодействие общества и природы. Чтобы не нарушить связи с природой, человек должен постоянно ее поддерживать в рамках определенного оптимума.

Взаимодействие с природой

Природа – это источник средств для жизнедеятельности людей. Она дает различные блага для жизни, также она ставит перед человеком задачи, решая которые, общество всесторонне развивается. Например, наличие рек, озер, морей побуждает человека освоить рыболовную отрасль, богатые почвы способствуют развитию земледелия, залежи нефти – развитию способов ее добывания и переработки.

При этом отсутствие какого-то природного богатства в конкретном регионе побуждает человека искать выход из сложившейся ситуации, осваивать новые возможности природы.

конструктивное взаимодействие человека с природой

Конструктивное взаимодействие человека с природой должно выражаться в чувстве меры использования природных ресурсов. При «недоборе» природных ресурсов, люди немного сократят возможности своего развития, а при переизбытке – могут остаться ни с чем. Поэтому тут важен принцип «золотой середины».

Конструктивное взаимодействие важно во всех сферах жизни человека. Умение общаться, взаимодействовать поможет обществу развиваться гармонично и правильно.

fb.ru