Концепция «развититого социализма» и Конституция 1977 г. Конституция 1977 развитого социализма


56.Конституция ссср 1977 г.

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И.Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи. Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет). Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии.Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый- Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй— «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий разделзакреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый разделопределял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый разделутверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой разделподтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой разделопределял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмойподтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый разделподтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции. Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным порокомПроекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция утратила юридическую силу с роспуском Союза ССР 8.12.1991 г.

studfiles.net

конституция 1977

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

Кафедра Конституционного и международного права.

Учебная дисциплина Конституционное право.

Реферат на тему:

«Конституция СССР 1977год»

Выполнила:

студентка 135 группы

Институт Юстиции

Дакирова Айм.

Саратов 2015год

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда25 апрелятого года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначенН. С. Хрущёв.

15 июня1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе1964 годаКонституционная комиссия завершила разработкупроекта Конституции СССРи пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

11 декабря1964 годапредседателем Конституционной комиссии сталЛ. И. Брежнев.

19 декабря1966 годасогласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с1968 года—А. Н. Яковлев, с1973 года—Б. Н. Пономарёв.

4-6 октября1977 годасостоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета.7 октябрясостоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

8 октябряновая Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны.

Структура Конституции

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8. СССР — союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

  • Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

  • Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую рольКПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: вКонституции 1936 годаВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а вКонституции 1924 годане упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная(общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV — «Советы народных депутатови порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов — 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного,прямого избирательного правапритайном голосовании. При этом, согласностатье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти —Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выходиз состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль враспаде СССР в 1991 году.

Прекращение действия

8 декабря1991 годавВискуляхподБрестом(Республика Беларусь) президентами РСФСР иУкраиныБорисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного СоветаБелоруссииСтаниславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное вСМИкакБеловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъектмеждународного праваи геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образованииСодружества Независимых Государств.

10 декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали соглашение о создании СНГ.

12 декабрясоглашение было ратифицированоВерховным Советом РСФСР[16]. Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 годарассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря1991 годана встрече глав республик вАлма-Ате(Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан,Армения,Казахстан,Киргизия,Молдавия,Таджикистан,Туркмения,Узбекистан, были подписаныАлма-Атинская декларацияи протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССРратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом].

25 декабряМихаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицированоВерховным Советом Таджикистана.

26 декабря1991 годаСовет Республик Верховного Совета СССР(образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциными в дальнейшем привело кразгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованиемКонституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины1978 года.

Интересные факты

Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября1977 года, который пришелся напятницу, лишило трудящихся СССР одноговыходного дняв течение трёх лет подряд —1977,1978и1979гг. До1976 годаДень Конституции СССР отмечался 5 декабря — в день принятияКонституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днёмгосударственного праздникаи, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября еще не успело стать выходным, а в1978и в 1979 году этот праздник пришелся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днем на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято еще два выходных дня.

studfiles.net

Концепция «развититого социализма» и Конституция 1977 г.

Принята 7 октября, 1977 г. Состояла из преамбулы и 9 разделов.

В преамбуле содержалось освещение исторического пути СССР за 60 лет и давалась характеристика «развитого социалистического общества». Констатировалось, что советское государство, «выпол­нив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое социалистическое общество», давались его — основные черты («общество подлинной де­мократии, политическая система которого обеспечивает все бо­лее активное участие трудящихся в государственной жизни», «общество зрелых социалистических отношений, в котором сло­жилась новая историческая общность людей — советский на­род», «общество высокой организованности, идейности и созна­тельности трудящихся... законом жизни которого является забо­та всех о благе каждого и забота каждого о благе всех»).

 

Первый раздел — «Основы общественного строя и политики СССР»

СССР провозглашался социалистическим, общенародным государством, «выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций; народностей страны». Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социальную основу СССР составлял союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Раздел второй — «Государство и личность»

Содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономим политические и личные права и свободы».

Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей, включавший

теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, сбережение природы, заботу о сохраненииисторических памятников и культурных ценностей.

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов Народных Депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 было предоставление права выбора кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению

с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел _определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора.

Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Восьмой раздел подтверждал прежний флаг, герб, гимн и столицу СССР

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

 

Внешняя политика СССР и проблема противостояния двух военно-политических блоков.

Внешнеполитическая доктрина брежневской администрации воспринималась как результативная и динамичная на фоне внутреннего застоя.

 

Ценой огромного напряжения экономики СССР добился военно-стратегического паритета с США. Это обстоятельство, а также неудачи США во Вьетнаме заставили их пойти на переговоры с СССР о разрядке международной напряженности.

Страны НАТО и нейтральные з/европейские страны поддержали инициативу стран участниц ОВД провести общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Разрядка

1970г. – ФРГ отказалось от территориальных претензий к СССР и обе стороны договорились об экономическом и других формах сотрудничества.

1972г. – взаимное признание ФРГ и ГДР.

1972г. – визит Николсона в Москву. Подписаны договоры об органичении систем противоракетной обороны (ПРО 1 и ОСВ 1) и стратегических наступательных вооружений. Соглашение о предотвращении ядерной войны между двумя супердержавами было заключено во время ответного визита Брежнева в США.(ОСВ 2 -1979г., ПРО 2 -1974г)

1975г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинке. Главы 33 европейских гос-в, США и Канады подписали целый пакет документов, в которых декларировались принципы взаимоотношения стран – участниц совещания. Это суверенитет и территориальная целостность гос-в, невмешательство во внутренние дела друг друга, нерушимость послевоенных границ, мирное урегулирование споров.

ХЕЛЬСИНСКИЙ ПРОЦЕСС

с т/зр СССР – важный итог в признании нерушимости границ.

с т/зр Европы – «ядром» являлось положение о соблюдении прав человека.

Такое разное понимание сущности встречи ослабило жизнеспособность политики разрядки.

Конфронтация.

В ответ на развернутую Западом кампанию в защиту прав человека в нашей стране, СССР начал размещать ракеты средней дальности на тер-рии ЧССР и ГДР (1976)

С вмешательством СССР в дела Афганистана разрядка оказалась и вовсе мифической.(1979)

США в ответ на развертывание советских ракет в Европе устанавливают в З.Е. свои ракеты и разрабатывают программу «звездных воин». (1983)Стало ясно, что выдержать гонку за ядерным и технологическим паритетом страна уже не могла.

 

Отношения с соц.странами (политика старшего брата)

-нормализуются отношения с Китаем сначала потом Китай против агрессии в Афг.

- усиливается влияние СССР на страны «третьего мира»: в Афганистане, Эфиопии, Лаосе, Сомали утверждаются режимы соцориентации.

 

Афганистан.

1979г. – в Кабул выброшен советский десант, (в Афганистане прозападный режим Амина), новый глава - Бабрак Кармаль. ООН объявило вторжение агрессией и западный страны объявили СССР технологическую войну и политический бойкот.

 

ЧССР

1968-Пражская весна. Смена руководства в партии. Возглавили либералы Черник и Дубчик. «Построить социализм с человеческим лицом». СССР – ультиматум, пр-во ЧССР подало в оставку, введены войска. Черник доставлен в Москву, Дубчик эмигрировал. Во главе КПЧ - Густав Гусак.

1983г. – самолет СССР сбил южнокорейский самолет. Рейган назвал СССР «империей зла».

 

studopedya.ru

Конституция СССР 1977 г. Поздний «развитой социализм» – 1977-1985 гг.

Причины принятия новой Конституции

4 июня для всенародного обсуждения опубликован проект новой Конституции (Основного закона) СССР. После принятия Конституции СССР 1936 г. прошло более 40 лет, и необходимость принятия новой Конституции СССР была вызвана коренными изменениями, произошедшими во всех сферах жизни общества, необходимостью больше соответствовать нормам международного права и знаменовать собой уже достигнутое.

Партийные идеологи пытались увлекать советского человека грандиозными планами, сногсшибательными задачами.

На XXIV съезде КПСС (март-апрель 1971 г.) было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Замечание 1

Закрепление этой новой концепции, пришедшей на смену хрущевской программы «построения коммунизма», произошло в новой Конституции СССР – конституции «развитого социализма», принятой 7 октября 1977 года.

Содержание и сущность Конституции

Высшим органом государственной власти СССР провозглашался Верховный Совет СССР. Высшим судебным органом страны провозглашался Верховный Суд СССР; он осуществлял надзор за судебной деятельностью судов СССР и союзных республик. Узаконивались специальные суды – военные трибуналы их судьи избирались Президиумом ВС СССР сроком на 5 лет.

Замечание 2

Впервые в конституционной практике СССР Основной Закон содержал специальный раздел, который предоставлял конституции высшую юридическую силу и определял, что все законы и другие акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией (ст. 173).

Конституция закрепляла полномочия за контролем соблюдением Основного Закона страны и обеспечения соответствия ему конституций союзных республик (п. 11, ст. 73).

Ряд положений касался вопросов охраны конституции. В Основном Законе провозглашалось, в частности, что соблюдение норм конституции и советских законов является обязанностью государственных и общественных организаций (ст. 4), что партийные организации действуют в рамках Основного Закона (ст. 6), что обязанностью граждан СССР, иностранцев и лиц без гражданства является уважение конституции и соблюдения советских законов (ст. 37, 59).

ВС СССР предоставлялось исключительное право принимать конституцию и вносить в нее изменения (ст. 108). Речь шла о праве предварительного конституционного надзора, что было закреплено за комиссиями ВР СССР (ст. 114), о возможности отмены или приостановления действия неконституционных или незаконных решений, постановлений, распоряжений государственных органов (п. 7 ст. 122, ст. 126, 130) и тому подобное. Правом официального толкования законов СССР конституция наделяла Президиум ВС СССР.

Замечание 3

Конституция утратила силу после событий во второй половине 1991 года.

Системный кризис в период позднего «развитого социализма»

Каждая советская пятилетка брежневской эпохи награждалась эпитетом. Так, десятая пятилетка (1976-1980 гг.) была названа «пятилеткой качества и эффективности». А в годы одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) партийные идеологи породили лозунг, потрясший всех здравомыслящих людей: «Экономика должна быть экономной». Однако все пропагандистские усилия партийного аппарата успеха не приносили. Авторитет КПСС падал буквально на глазах. Многие люди, и партийные, и беспартийные, больше не верили партии. Руководству КПСС не верили даже партийные функционеры. Партия и система превратились в объект для анекдотов и насмешек. Кумирами общества стали А. Галич и В. Высоцкий, с их песнями, проникнутыми критикой советской действительности.

Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической системы. К началу 80-х годов в СССР, самой большой стране, обладающей огромными природными богатствами, мощным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, оказался самый низкий жизненный уровень среди цивилизованных стран.

Окружение Л. Брежнева формировалось по принципу кумовства, землячества, личной преданности. Из состава Политбюро ЦК КПСС под разными предлогами были выведены люди, творчески мыслящие, склонные к переменам:

  • Г. Воронов,
  • А. Шелепин,
  • Д. Полянский,
  • К. Мазуров.

К тому же средний возраст руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Сам же Генеральный секретарь (так с 1966 года стала именоваться должность главы партии) с 1974 года тяжело болел (сказывалось тяжелое ранение периода Великой Отечественной войны).

Выход из порочного круга мог быть только один – на путях радикальных преобразований, реформировании советской экономической и политической системы. Однако брежневское руководство не было в состоянии их осуществить, да и не имело такого намерения. Причина в том, что к этому времени произошло окончательное перерождение партийного аппарата.

spravochnick.ru

Конституция развитого социализма. Советская конституция 1977 года

Добавил: Aleks

Тема: Закон

Большую часть своей истории СССР прожил по Конституции 1936 года. К середине 60-х несоответствие между основным законом Союза и велениями времени стали очевидными. Ранние проекты третьей советской Конституции появились еще в правление Хрущева, но принят Основной Закон СССР был только 7 октября 1977-го на заключительном совместном заседании палат Верховного Совета СССР. 8 октября Конституция СССР была опубликована во всех газетах страны. С этого момента в советском календаре появился новый выходной. Конституция СССР 1977 года была подарком стране к 60-летию Октября. В Статье 1 говорилось, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Новым было законодательное закрепление однопартийной системы, а КПСС становилась руководящей и направляющей.  Соответственно, и основой экономической системы СССР в Конституции 1977 г. называлась социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьей советской конституции не было и сталинской формулы: «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». Интересно, что Конституция СССР не предусматривала статуса главы государства. По букве закона, ни Сталин, ни Хрущев, ни Брежнев не обладали конституционными полномочиями. Высшими должностными лицами были, каждый в свое время, Михаил Калинин, Анастас Микоян и Никита Подгорный.   Были в последней Конституции СССР и мины замедленного действия – так, основной Закон закреплял право союзных республик Союза на свободный выход из состава СССР. Наступил 1991 год, и. согласно соответствующей статье Конституции из «братских народов надежного оплота» стали по очереди выходить республика за республикой. Кстати, о «надежном оплоте». РСФСР, как и русский язык, становилась главной республикой Союза. Например, в Конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке», а в версии 1977 обучение на родном языке – только возможность, альтернативная государственным школам.   В целом же Конституция СССР 1977 года была самым демократичным Основным Законом за всю историю Советского Союза.

Александр Достян

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 3

22-91.ru

Научный коммунизм

← Конкретные социальные исследования ← | ↑ К оглавлению ↑ | → Контрреволюция →

Конституция развитого социализма —

Основной Закон общенародного государства, зафиксировавший сложившиеся в условиях развитого социализма политическую и экономическую системы, достигнутый уровень социального развития и культуры СССР, основные права, свободы и обязанности советских граждан, национально-государственное и административно-территориальное устройство Советского Союза, систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления.

Действующая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, представляет собой выдающийся документ современной эпохи, концентрированный итог 60‑летнего развития Советского государства, великих побед нашей партии и всего советского народа. Она является первым в мире Основным Законом социалистического общенародного государства, ярким свидетельством воплощения в жизнь идей Октябрьской революции, великой хартией развитого социализма.

Рассмотрению проекта Конституции было посвящено около полутора миллионов собраний трудящихся по предприятиям, колхозам, воинским частям и по месту жительства. Всего в обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн. человек, т. е. более ⅔ взрослого населения страны.

Объективными предпосылками создания Конституции 1977 г. были глубокие изменения во внутренней жизни нашей страны, которые нашли отражение в Основном Законе. Конституция СССР 1977 г. отражает социально-политическое единство советского общества, ведущей силой которого является рабочий класс; характеризует наше общество как общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их дружбы и братского сотрудничества сложилась новая историческая общность — советский народ; фиксирует перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное; раскрывает сущность Советского общенародного государства, выражающего интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, определяет его главные задачи — создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание нового человека коммунистического общества, повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и международного сотрудничества; указывает высшую цель Советского общенародного государства — построение коммунизма. В Основном Законе страны (ст. 6), в отличие от Конституции 1936 г., дана развернутая характеристика авангардной роли Коммунистической партии: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Одной из главных черт Конституции 1977 г. является то, что в ней отражено расширение и углубление социалистической демократии. Дальнейшее развитие получили демократические принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Более широко по сравнению с Конституцией 1936 г. представлен комплекс социально-экономических прав и полнее сформулированы политические права и свободы советских граждан. Особое внимание уделено дальнейшему развертыванию социалистической демократии — основному направлению развития политической системы советского общества. В Конституции 1977 г. шире, чем в Конституции 1936 г., отражены вопросы развития экономической системы СССР, основу которой составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. В Основном Законе указано, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Конституция 1977 г. закрепила социальную основу СССР, которую составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Особые главы Основного Закона нашей страны посвящены миролюбивой внешней политике СССР и защите социалистического Отечества.

Каждая Советская Конституция отражает исторические этапы развития советского общества и государства. Конституция РСФСР 1918 г. — первый в мире Основной Закон социалистического государства — подвела итоги борьбы народных масс в Великой Октябрьской социалистической революции за свержение ига эксплуататоров, обобщила и закрепила опыт создания и упрочения Советской власти. Конституция СССР 1924 г. отразила факт образования Союза Советских Социалистических Республик, создала правовую основу для дальнейшего укрепления единства, дружбы и сотрудничества союзных республик, всех наций и народностей единого Советского государства. Конституция СССР 1936 г. отразила важный этап в развитии нашего общества и государства — ликвидацию эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства, провозгласила построение основ социализма в СССР, принципы социалистического народовластия, ставшие основой последующей созидательной деятельности советского народа в решении задач коммунистического строительства.

Конституция СССР 1977 г. законодательно закрепила новый исторический рубеж — построение в нашей стране развитого социалистического общества. Она сохранила преемственность Конституций 1918, 1924, 1936 гг. При разработке Конституции СССР 1977 г. был учтен опыт конституционного строительства других братских социалистических стран. В Конституции СССР 1977 г. закреплен главный принцип народовластия в Советском Союзе — полновластие народа в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу СССР, выражены основополагающие принципы советского строя, основные черты развитого социализма. Ее справедливо называют законом жизни общества развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. является правовой основой советского законодательства. Конституции союзных и автономных республик и другие законы принимаются на основе Конституции СССР, нормы которой обладают наивысшей юридической силой.

Советская Конституция полностью соответствует положению, высказанному В. И. Лениным о том, что она «концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни» (т. 37, с. 21). Принятие Конституции СССР стало важной вехой в истории нашего государства, мощным стимулом в интернациональной борьбе трудящихся всего мира за свободу, демократию, социальный прогресс человечества и прочный мир.

← Конкретные социальные исследования ← | ↑ К оглавлению ↑ | → Контрреволюция →

tapemark.narod.ru

Конституция СССР 1977 г., концепция развитого социализма — История отечественного государства и права

Конституция СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.

Конституция СССР не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства, по Конституции СССР, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

Конституция СССР закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР, касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции.

Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

Конституция СССР изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

Конституция СССР расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (Конституция СССР впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

Конституция СССР устанавливала следующую систему обязанностей граждан:

соблюдать Конституцию СССР и советские законы;

уважать правила социалистического общежития;

с достоинством нести высокое звание гражданина СССР;

добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;

беречь и укреплять социалистическую собственность;

оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;

бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

На основе Конституция СССР были приняты соответствующие конституции союзных и автономных республик.

ifreestore.net