3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты. Конституционное право субъекты


4. Субъекты конституционного права Российской Федерации

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

5. Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых

устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими

считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.

После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,

занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником

отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы

правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,

Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты

Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления

Правительства.

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о

различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и

исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:

Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,

Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории

субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других

субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие

правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,

структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и

федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к

другим правовым актам субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного

субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые

органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся

и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие

конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.

В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,

подписанных 31 марта 1992 г., между федеральными органами государственной власти

и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и

полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о

разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть

заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются

источниками конституционного права.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской

Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории

Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных

органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

организаций, должностных лиц и граждан.

studfiles.net

Субъекты конституционного права РФ :: BusinessMan.ru

Вопрос конституционно-правовых взаимоотношений представляет особый интерес в юридической науке. Участники этих взаимодействий обладают определенными возможностями и обязанностями. Особенностью конституционных правовых отношений выступает многочисленность их субъектов. Далее рассмотрим эту категорию более подробно.

Субъекты и объекты конституционного права

За последние годы в государстве произошли существенные изменения. Они коснулись всех сфер жизни общества: экономической, социальной, политической и так далее. Тем не менее признаки конституционно-правовых взаимодействий не потеряли свою значимость. Однако ввиду реформ они были существенно дополнены. В качестве объектов конституционных правовых отношений выступают социальные политические и экономические ценности, основные юридические возможности, свободы и интересы людей, национальные отношения и прочее. Указанные взаимодействия обладают фундаментальным, первичным характером. Они являются базой для формирования отраслевых взаимодействий, предшествуют их появлению, а в некоторых случаях и предопределяют возможность их возникновения. Такая особенность позволяет оценить значимость роли конституционного права в государственном строе. Специфика взаимодействий заключается в том, что большая часть из них не детализирует участников. Индивидуализация связей, которые устанавливают между собой субъекты конституционного права выражена в определенной всеобщности обязанностей и возможностей.

Содержание взаимодействий

Оно выражено в поведении участников отношений, круг которых весьма широк и специфичен. Субъектами конституционного права России являются все вероятные стороны общественных взаимодействий, которые наделены соответствующими возможностями и компетенцией. Это является обоснованием реализации ими положений Главного закона государства.

Субъекты и источники конституционного права

Юридические отношения между участниками регулируются соответствующими нормами. Источники конституционного права субъектов РФ – это:

  • Международные договора.
  • Уставы субъектов РФ.
  • Общепризнанные мировые нормы и принципы.
  • Конституция.

Для реализации государственных гарантий, обеспечивающих защиту свобод и интересов участников рассматриваемых взаимодействий, принимаются соответствующие законы и прочие нормативные акты. Субъектами конституционного права являются:

  1. Государство.
  2. Депутаты.
  3. Народ.
  4. Регионы России.
  5. Население.
  6. Малочисленные коренные народы.
  7. Органы госвласти.
  8. Муниципальные образования.
  9. Избирательные комиссии.
  10. Структуры местного самоуправления.
  11. Собрания избирателей.
  12. Граждане.
  13. Этнические группы.
  14. Лица, не имеющие гражданства.
  15. Иностранцы и так далее.

Народ

Особенности субъектов конституционного права РФ состоят в их многогранности и разнообразии. Так, народ в целом представляет собой общность граждан. Он выступает в качестве субъекта конституционного права при проведении выборов депутатов Госдумы, Главы государства, референдума. Велика роль народа и при реализации демократических форм на общероссийском уровне. Аналогичной общностью, но в пределах определенной территории страны, выступает народ региона (края, АО, республики, области и так далее).

Он имеет возможность реализовывать публичную власть в пределах юрисдикции конкретного государственно- либо национально-территориального образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации воплощается в участии в референдумах, выборах в исполнительные и представительские органы, а также избрании главы определенного региона. Еще одной общностью являются малочисленные коренные народы. Они также выступают как субъекты конституционного права РФ.

Исключительность народного статуса

Она обеспечивается прежде всего за счет того, что данный субъект конституционного права выступает в качестве носителя суверенитета и исключительного источника власти в государстве. Народ обладает возможностью формировать представительные государственные органы, участвовать в избрании Президента, выражать волю посредством референдума. Этнические общности, нации могут вступать в конституционно-правовые взаимодействия друг с другом, с институтами власти для решения вопросов национальной государственности и прочих проблем, касающихся их.

Государство

Это особый субъект, статус которого определяется Конституцией. В ней закреплены свойства государственного суверенитета, внутренняя структура и международная позиция. Регионы также являются участниками рассматриваемых отношений. Их статус устанавливает конституционное уставное право субъектов РФ. Государство выступает как регулятор общественных взаимодействий. Оно является прежде всего носителем нормотворческой власти.

Субъекты РФ могут участвовать в конституционных правовых отношениях посредством госорганов, выступающих от их имени. В качестве примера следует привести Договор от 31 марта 1992 года. Его условиями были разграничены предметы полномочий и ведения между органами власти РФ федерального уровня и институтами госвласти субъектов. Рассматриваемые взаимодействия могут возникать между республиками, автономиями, автономными округами, краями, областями и так далее.

Нации

Они выступают как субъекты конституционного права зарубежных стран. Например, во Франции нация, по сути, является народом. В России проживают представители разных этнических групп. В годы СССР они рассматривались как общности, олицетворяющие титульные национальности союзных республик. Согласно доктрине того периода, эти субъекты конституционного права наделялись возможностью выхода из состава СССР. Однако современное государство строится не по конфедеративному типу. В связи с этим нации в этническом значении не могут рассматриваться как субъекты конституционного права РФ. Сегодня такие общности выступают больше как участники международных отношений.

Административно-территориальные единицы

Они представляют собой не только географические, но и политические образования. Их основу составляет население. Именно оно, создавая местные органы власти, придает административно-территориальным единицам признаки политических формирований. Избирательные округа также выступают как субъекты конституционного права России. За счет их деятельности реализуется юридическая возможность граждан представительствовать в структурах госвласти.

Органы государственного и местного управления

В РФ к ним относят:

  1. Правительство.
  2. Федеральное собрание.
  3. Городскую думу.
  4. Конституционный суд.
  5. Местную администрацию.
  6. Высшую арбитражную судебную инстанцию и так далее.

Посредством норм, зафиксированных в Главном законе, разграничиваются компетенция и сферы полномочий, которыми наделены эти субъекты конституционного права. Обладая юридической возможностью реализовывать государственную власть и осуществлять местное самоуправление, они выполняют определенные задачи. К ним, в частности, относят издание законов, надзор за функционирование прочих структур, исполнением законов и так далее. Указанные субъекты конституционного права выступают во взаимодействиях как обладатели властных полномочий или как подчиненные, а в ряде случаев и как равноправные участники.

Должностные лица

Они также выступают в качестве субъектов конституционного права. К ним следует относить:

  • Президента.
  • Председателей парламентских палат – Федерального Собрания.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Конституционного суда.
  • Главу Правительства и прочих.

Президент страны обладает широкими управленческими, правотворческими, представительскими полномочиями. Глава государства вступает во взаимодействия с регионами, Правительством, Парламентом и прочими участниками. Отношения, которые базируются на конституционных нормах, приобретают соответствующий конституционно-правовой статус. В ряд взаимодействий с участием указанных сторон вступают и должностные лица, приведенные выше.

Избиратели и депутаты

Эти субъекты обладают специфической правоспособностью. Избиратели участвуют во взаимодействиях с целью выбора представителей в разные законодательные органы. Посредством их действий формируются Госдума, Законодательное Собрание, Совет Федераций, Городская дума и прочие структуры. Депутаты могут участвовать в функционировании тех институтов, в состав которых они включены (избраны), а также в решении проблем, которые ими рассматриваются, утверждении актов, которые принимаются ими.

Политические и прочие общественные формирования

Эти объединения в последнее время приобретают все большее значение и играют все более значимую роль в жизни государства. Политические партии и другие общественные формирования участвуют в избирательных кампаниях. В рамках этих процессов они выдвигают кандидатов в депутаты, планируют и проводят предвыборные мероприятия. Особую важность имеет их участие в проведении общероссийских референдумов, защите и сохранении конституционных свобод и прав граждан, местном самоуправлении.

Физические лица

Они все принимают участие в конституционно-правовых взаимодействиях. Граждане, иностранцы, лица, не имеющие гражданства, могут реализовывать свои юридические возможности, обязанности и свободы на территории государства. Рамки их прав установлены в Конституции. Граждане государства обладают, несомненно, большими возможностями. При этом следует сказать, что они наделены конституционными правами вне зависимости от расы, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, социального статуса, служебного положения и прочих признаков. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, могут стать участниками рассматриваемых взаимодействий в связи с приобретением ими гражданства, получением временного политического убежища и по иным причинам, установленным в законодательстве.

Обязанности участников

Они достаточно неоднородны. Обязанности субъектов конституционного права обладают всеобщим характером. Вместе с этим, их можно условно разделить на категории. Одни распространяются на всех участников в равной степени, другие – конкретно на группу, третьи – на определенного адресата.

Юридические факты

Они представляют собой определенные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают появление, изменение или завершение правоотношений. Конкретные взаимодействия требуют более точно зафиксированных юридических фактов. С учетом характера связи с личной волей индивидов, они разделяются на действия и события. Последние – факты, возникновение которых не зависит от воли участников взаимодействий.

К примеру, смерть депутата – это событие, которое влечет окончание конституционно-правовых отношений между ним и избирателями. Однако наиболее распространены среди юридических фактов действия. Они могут быть правомерными. Посредством их аккумулируется социальная активность сторон отношений. Правомерные действия отражают процесс целеустремленной деятельности. Они поддерживаются и стимулируются нормами Главного закона. Действия могут быть и неправомерными. Субъекты, осуществляющие их, нарушают предписания конституционного права. Большая часть взаимодействия возникает вследствие положительного поведения.

Выводы

Основной задачей конституционно-правовых норм выступает регулирование возникающих общественных отношений, которые составляют предмет рассматриваемой дисциплины. Под действием предписаний формируются определенные модели поведения участников взаимодействий. В этой связи следует выделить признаки конституционно-правовых отношений, отражающих их специфику:

  • Взаимодействия отличаются содержанием. Они формируются в особой области отношений, которые образуют конституционно-правовой предмет.
  • Отношениям свойственен специфический состав участников. Среди субъектов есть и такие, которые не могут выступать в качестве сторон иных видов юридических отношений.

В заключение

Конституционно-правовая сфера отличается наличием большего, нежели в других отраслях, числа разнообразных отношений, многослойным характером связей между участниками, устанавливающихся часто посредством формирования сложной цепи взаимодействий. Большинство из них возникает вследствие издания юридических актов. Конституционно-правовые отношения, таким образом, выступают в качестве общественных взаимодействий, регулируемых нормами конституционного права. Содержанием последних выступает юридическая связь между участниками в виде взаимных возможностей и обязанностей, предусмотренных в данном акте. Специфика предмета, многообразный характер конституционно-правовых норм обуславливает и различия видов формирующихся отношений.

Наиболее классическим вариантом взаимодействий считаются такие, которые возникают при реализации норм-правил. Посредством их формируются допустимые модели поведения субъектов. На базе этих норм образуются весьма определенные взаимоотношения, в рамках которых четко определены участники, их взаимные юридические возможности и обязанности. При реализации иных норм устанавливаются, соответственно другие отношения. Например, это могут быть нормы-декларации, -принципы, -цели. Через образующиеся на их базе правоотношения реализуются предписания, заложенные в этих актах. Эти взаимодействия носят общий характер. В них не конкретизирован субъектный состав, не установлен перечень обязанностей и прав. Высшую юридическую силу приобретают также результаты референдумов и выборов, оформленные в установленном законом порядке.

businessman.ru

Субъекты конституционного права.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государ­ственной власти и т. д.). Таким образом, мы можем сформули­ровать, что под субъектами конституционного права понима­ются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности.

Разделим их на три группы: физические лица, негосудар­ственные объединения и государственные образования.

Рассмотрим каждую категорию более подробно.

Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

  1. Иностранцы.

  2. Лица с двойным (и более) гражданством.

Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

  1. Ассоциации граждан — общественные объединения, по­литические партии, религиозные объединения, обще­ственные движения и т. п.

3. Общности людей — народ в целом в Российской Феде­рации, население субъекта РФ, административного де­ления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

  1. Субъекты Российской Федерации (края, области, рес­публики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэро­порты и т. п.).

Основные принципы Конституционного строя рф.

- принцип демократизации

- принцип приоритета прав и свобод гражданина

- принцип народовластия

- принцип федерализации

- принцип закрепления РФ в качестве социального государства

- принцип экономического пространства

- принцип разделения государственной власти

- принцип политического и идеологического многообразия

Гарантии реализации Конституции

Под реализацией Конституции мы должны понимать деятельность субъектов конституционного права по воплощению положений Конституции в поведение людей, должностных лиц, государственных органов для достижения целей, поставленных Конституцией.

Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, и в этом процессе должны участвовать все субъекты права. Особенностью же процесса реализации является то, что главным и активным его участником должен быть народ, а затем государство и его субъекты.

Этапы применения конституционных норм можно разделить на четыре формы: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Рассмотрим их более подробно.

Соблюдение – субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с запретами, налагаемые Конституцией (пассивное поведение).

Исполнение – активное действие субъекта конституционного права на выполнение поставленных Конституцией задач одним из перечисленных способов:

  • граждане обязаны исполнить свои конституционные обязанности;

  • государство обязано исполнять свои конституционные обязанности перед гражданами.

Использование – процесс осуществления конституционных прав и свобод.

Применение – властное вмешательство субъекта конституционного права, направленное на установление нарушений предписаний Конституции (например, Президент Российской Федерации).

Правовой статус личности – это система гарантированных государством, гражданским обществом прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических средств для удовлетворения его социальных притязаний. Правовой статус личности зависит от сферы, в которой он реализуется: в экономической сфере ( гражданское общество) он человек, в политической (политическая общность) – гражданин, поэтому можно говорить о правовом статусе человека и гражданина. Гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Правовой статус личности тесно связан с правовым статусом народа, т. е. с публичной властью – властью, принадлежащей населению, проживающей на территории страны или ее части. Правовой статус народа выражается в обладании им всей полнотой государственной (местной) власти, часть которой он может на определенных условиях и на определенное время передавать своим представителям. Статус личности регулируется различными различными отраслями права. В случае, когда правовой статус определяется нормами конституционного права, подразумевается конституционный статус личности. Можно выделить несколько видов правового статуса:

  1. общий, или конституционный статус человека и гражданина;

  2. специальный, или рядовой статус определенной категории лиц (граждан, иностранцев и т. д.)

  3. индивидуальный, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т. д. Конституционный статус одинаков для всех граждан государства и не зависит от конкретных обстоятельств. Это базовый, исходный статус, все иные статусы производны от него и дополняют его.

Конституционный статус – это права, свободы и обязанности личности. В него входят: принципы, гражданство, правосубъектность, включающая право – и дееспособность, основные права, свободы и обязанности, гарантии правового статуса, в числе которых особое место занимает юридическая ответственность

Единство и результативность правового статуса человека и гражданина обеспечивается системой принципов его закрепления и реализации. К конституционным обычно относят следующие принципы правого статуса личности:

  1. равноправие;

  2. неочуждаемость прав и свобод;

  3. непосредственное действие прав и свобод;

  4. гарантированность прав, свобод и обязанностей;

  5. признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы;

  6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

  7. запрещение незаконного ограничения конституционных прав и свобод.

Состояние в гражданстве означает устойчивую полтико – правовую связь человек с государствам, в соответствии с которой на него в полном объеме распространяется государственная власть как в пределах государства, так и за его границами. Гражданство создает взаимные права и обязанности для личности и государства, именно с гражданством связан то или иной объем прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.

В унитарных государствах предусматривается единое гражданство, т.к. гражданин вступает в отношения только с одним государством; в федерациях гражданство, как правило, двойное. Все вопросы гражданства каждое государство регулирует самостоятельно.

Правосуббъектность гражданина в политической сфере складывается из двух элементов: политическая правоспособность и политическая дееспособность. Конституционная правоспособность – это способность быть субъектом конституционно – правовых отношений, обладать правами и нести обязанности, предусмотренные государством гражданину. Реализация таких возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Конституционная дееспособность – это способность гражданина своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Культурные права личности – это право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, защита моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами. Среди основных культурных прав и свобод личности в Конституции РФ закреплены свободы научного, технического и д. р. видов творчества, преподавания (ч. 1, 2 ст.44)

Правовой статус человека и гражданина включает не только права и свободы, но и его обязанности. Конституционные обязанности вытекают главным образом из принадлежности лица к гражданству государства, связаны с его статусом члена общества. Наряду с конституционными все другие отрасли права также закрепляют круг обязанностей. Это обязанности лица как депутата, избирателя, государственного или муниципального служащего, работника, студента и т. п.

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми закрепленными в конституции правами и свободами. Государство обязано гарантировать осуществление эти прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется». Гарантировать – значит обеспечить обладание и пользование основными правами и свободами и защитить их от нарушителей. Гарантии – это условия и средства, способствующие фактической реализации и охране прав и свобод всех и каждого гражданина.

studfiles.net

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - это... Что такое СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА?

 СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - участники конституционно-правовых отношений. Ими могут быть физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты РФ, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.). Все С.к.п. наделены конституционной правосубъектностью. При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченностью ничем кроме закона) обладает народ. Как единый суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства, возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Государство (РФ), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным Конституцией РФ.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
  • СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Смотреть что такое "СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА" в других словарях:

  • СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — входящие в состав РФ республики (государства), национально территориальные (автономные) государственные образования автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • СУБЪЕКТЫ РФ — входящие в состав РФ республики (государства), национально территориальные (автономные) государственные образования автономная область, автономный округ, территориальные образования края, области, города федерального значения. РФ как федерация… …   Энциклопедия юриста

  • Применение права — властно организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем: Применение права это… …   Элементарные начала общей теории права

  • КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ведущая отрасль национальной правовой системы, представленная совокупностью правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС — 1) в широком смысле прогрессивный процесс становления и развития институтов конституционного строя, а также связанная с этим деятельность всех субъектов конституционного права; 2) в узком смысле установленный конституционным законодательством… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Референдум — (Referendum) Референдум это всеобщее народное голосование по какому либо важному государственному вопросу Форма референдума, виды референдумов, процедура референдума, референдум в России, результаты референдума, местный референдум, референдум в… …   Энциклопедия инвестора

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • Конституционное право — Конституционное право  отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно …   Википедия

Книги

  • Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права РФ, Кутафин Олег Емельянович. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. Автор, основываясь на большом фактическом материале,… Подробнее  Купить за 736 руб
  • Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. Монография, Олег Емельянович Кутафин. Автор, основываясь на большом фактическом материале, анализирует с позиций как конституционного, так и гражданского права вопросы участия Российской Федерации, еесубъектов, муниципальных… Подробнее  Купить за 490 руб электронная книга
  • Основы конституционного права России. Учебное пособие, Радько Тимофей Николаевич. В учебном пособии в краткой и удобной форме раскрыты основные темы, необходимые для получения базовых знаний по курсу "Конституционное право РФ" . Рассмотрены такие вопросы как источники и… Подробнее  Купить за 65 руб
Другие книги по запросу «СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА» >>

constitutional_law_russia.academic.ru

Вопрос3. Субъекты конституционного права рф.

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования. К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения. В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.

Вопрос4. Государственно-правовые отношения, и их субъекты.

Государственно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Именно в результате воздействия государственно-правовых норм на общественные отношения возникают государственно-правовые отношения. Субъекты: 1) народ РФ как общность граждан РФ, 2) российское государство в целом как государственная организация всего народа РФ, 3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа; 4) государственные органы Российской Федерации - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; и т.д.

Вопрос5. Источники констит. Права рф и их классификация.

Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Классифицируются сточники : Конституция, законы, договоры и соглашения, декларации , регламент палат Федерального собрания , указы и распоряжения президента рф, постановления правительства, постановления конст суда, акты, подзакнные акты органов гос власти, актыорганов местного самоуправления.

Вопрос6. Место конституционного права в системе права рф.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

studfiles.net

1.2.Субъекты конституционного права

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся: граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем, общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Как правило, само государство не становится стороной этих отношений. Оно предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания, Иногда государство выступает в качестве участника определенного общественного отношения, то есть находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношений (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

1.3. Конституционно-правовые нормы

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу: 1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм; 2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства; 3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции; 4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы» определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лицо). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

studfiles.net

3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Конституционно-правовые отношения – это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами19.

Конституционно-правовые отношения – часть правовых отношений. Они обладают всеми признаками и структурой, присущие правовым отношениям: возникают на основе правовой нормы, юридического факта, обладают волевым характером, наличием субъектов и объектов правоотношений и т.п. В то же время особенность конституционно-правовых отношений в том, что практически нет правовых отношений, которые не регулировались бы Конституцией как основным источником конституционного права и иных отраслей права. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой и прямым действием как на всей территории Республики Казахстан, так и в конкретных отраслях права. Разумеется, это не означает, что Конституция и конституционное право в целом регулируют все правовые отношения, независимо от их отраслевой принадлежности. Каждая отрасль права регулирует ту или иную область (сферу) общественных отношений, которые и составляют предмет (объект) регулирования данной отрасли права: гражданское право – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, трудовое право – трудовые отношения и т.п. Однако как бы детально ни регулировала та или иная отрасль права в пределах своего предмета общественные отношения, например, гражданское право – отношения собственности, трудовое право – отношения, связанные с условиями труда, закрепленные в трудовом договоре и т.п., данные отношения не должны противоречить таким исходным, основополагающим принципам в сфере собственности, как например, признание и равная защита государственной и частной собственности; в сфере трудовых отношений – например, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и др. Эти принципы закреплены в соответствующих нормах Конституции Республики (ст.ст. 6, 24, 26) как императив высшей юридической силы и прямого действия, в том числе и в указанных отраслях права.

Именно поэтому исходные, базовые, основополагающие принципы, которые детально не регулируют права и обязанности субъектов конкретных правовых отношений (гражданских, трудовых, и др.), но в силу этого обладают качеством прямого, непосредственного действия в любых правовых ситуациях, позволяет говорить о присутствии конституционно-правовых отношений в форме основополагающих принципов в правоотношениях, регулируемых иными отраслями права. Так, в гражданских правоотношениях стороны могут ссылаться не только на Гражданский кодекс, но и на Конституцию; в трудовых правоотношениях – не только на Трудовой кодекс, но также и на Конституцию и т.п. Как правильно полагает А.А. Черняков, «конституция как акт высшей юридической силы зримо присутствует в любом правовом отношении»20. Далее он отмечает, «что в практике правореализации нет правоотношений, в которых бы отсутствовала их правовая связь с конституцией. Такая связь проявляется через действие принципов конституции, через ее общие регулятивные и охранительные функции»21.

При этом имеются правовые отношения, которые регулируются только нормами конституционного права, например, отношения гражданства, законодательный процесс в Парламенте, порядок образования Правительства и др.

Как известно, для возникновения правовых отношений, в том числе и конституционно-правовых отношений, недостаточно только правовых норм и юридического факта, который приводит норму в действие. Наряду с перечисленными предпосылками для возникновения конституционно-правовых отношений необходимы субъекты, наделенные правами и обязанностями, которые и вступают в правовые связи в качестве субъектов правоотношений. Но для уяснения специфики конституционно-правовых отношений представляется необходимым разграничить дефиниции «субъекты права» и «субъекты правовых отношений».

В теории права категории «субъекты права» и «субъекты правовых отношений» не совпадают в содержательном плане. Как известно, субъектами права кроме государства, его органов, должностных лиц, общественных объединений, юридических лиц являются физические лица независимо от возраста, объема дееспособности и других обстоятельств. Субъектами же правоотношений могут быть только те участники общественных отношений, которые реально могут вступить в правовые связи. Физическим лицам, чтобы стать субъектами правоотношений, недостаточно быть субъектами права, им необходимо достижение определенного возраста, вменяемость и т.п. Например, малолетний ребенок является субъектом права, поскольку имеет право на получение детского пособия, обладает другими правами, т.е. обладает правоспособностью, но фактически вступить лично в правовые отношения не может. За него от его имени и в его интересах в правовые отношения вступают законные представители: родители, усыновители, опекуны. Отсюда понятия «субъект права» и «субъект правоотношений» различаются в том плане, что первое включает в свое содержание не только субъектов, которые реально вступают в правоотношения, но и лиц, которые могут вступить в правовые связи только через законных представителей, а второе охватывает субъектов, которые непосредственно вступают в правоотношения, например, по достижении определенного возраста и других обстоятельств.

В этом смысле дефиниции «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционно-правовых отношений» также не будут в полном объеме совпадать. При этом, в отличие от некоторых иных отраслей права, в конституционном праве категории «субъекты» и «субъекты правоотношений» классифицируются по иным критериям, обусловленные спецификой конституционно-правовых отношений. Если, скажем, в частном праве субъекты классифицируются на физические и юридические лица, то в конституционном праве субъектами являются и физические лица независимо от возраста, и юридические лица, и депутатские группы (фракции), и государственные органы, не обладающие правами юридического лица (например, маслихаты, акиматы), и народ в целом и т.п.

В то же время, как и в отношениях категорий «субъект права» и «субъект правоотношений», мы будем пользоваться терминологией «субъекты конституционно-правовых отношений».

Весьма широк круг субъектов конституционно-правовых отношений. Их можно классифицировать на следующие группы:

1. Физические лица: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства. В полном объеме конституционными правами и свободами пользуются граждане Республики. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (п.4 ст. 12 Конституции).

2. Народ в целом, который является единственным источником государственной власти, осуществляющий власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также путем делегирования осуществления своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции).

3.Объединения (ассоциации) граждан: политические партии, профессиональные союзы, неправительственные организации, религиозные объединения и др.

4. Государство, суверенитет которого распространяется на всю его территорию, и его административно-территориальные единицы.

5.Органы государственной власти. К ним относятся: глава государства - Президент Республики Казахстан. Высшие и местные представительные органы: Парламент и маслихаты. Исполнительная власть: Правительство, министерства, ведомства, центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, местные исполнительные органы. Орган конституционного контроля – Конституционный Совет. Судебная власть: Верховный Суд, местные и другие суды, учреждаемые законом. Прокуратура. Иные правоохранительные органы.

6. Органы местного самоуправления, к которым относятся также и маслихаты (п.2 ст. 89 Конституции).

7. Депутаты Парламента и местных представительных органов – маслихатов, члены органов местного самоуправления.

8. Депутатские объединения в представительных органах (фракции политических партий и депутатские группы).

Схемы

Конституционное право рассматривается в следующих значениях:

Как отрасль позитивного права

представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, которые установлены и (или) санкционированы государством, а также приняты народом на референдуме

Как правовая наука

это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в монографиях, книгах, статьях, научных докладах

Как учебная юридическая дисциплина

это предмет преподавания в высших учебных заведениях

Предмет конституционного права

общественные отношения, связанные с правовым положением человека и гражданина, формой правления, политико-территориальным устройством государства, организацией центральных и местных органов власти и органов местного самоуправления

Объект конституционного права

принципы конституционного права; основы правового положения человека и гражданина; суверенитет и независимость государства; публичная власть; местное самоуправление

Методы конституционного права

основоустанавливающий; учредительный; общерегулятивный

Конституционно-правовые нормы

это установленное или санкционированное государством совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующие основополагающие общественные отношения, связанные с устройством общества и государства и положением в нем человека и гражданина

По структуре содержат

гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию

По времени действия делятся

на постоянные и временные

Конституционно-правовые отношения

это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами

Субъекты конституционно-правовых отношений

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; народ; объединения (ассоциации) граждан: политические партии, профсоюзы, НПО и т.д.; государство; органы государственной власти: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет; суды; местные представительные и исполнительные органы и др. государственные органы; органы местного самоуправления; депутаты Парламента и местных представительных органов; депутатские объединения в представительных органах

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что из себя представляет конституционное право Республики Казахстан как отрасль позитивного права?

  2. В чем проявляется отличие конституционного права от иных отраслей права?

  3. Что является предметом регулирования конституционного права Республики Казахстан?

  4. В чем отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права?

  5. По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?

  6. Что из себя представляют конституционно-правовые отношения?

  7. В чем специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с иными видами правоотношений по отраслевому признаку?

  8. Назовите субъектов конституционно-правовых отношений.

  9. Назовите источники конституционного права Республики Казахстан.

  10. Что является основным источником конституционного права Республики Казахстан?

  11. Как соотносятся дефиниции «действующее право в Республике Казахстан» и «источники права в Республике Казахстан»?

  12. Следует ли понимать под «действующим правом» то же самое, что и «источники права», если да, то почему?

studfiles.net