Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие. Конфликт это столкновение


Понятие конфликта Введение

29

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.

Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный).

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения.

Цель данной работы заключается в рассмотрении психологических проблем взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а именно, конфликтов как предмета психологии управления.

К основным задачам, решаемым для достижения данной цели, можно отнести:

1) определение понятия конфликтов и их классификация

2) рассмотрение конфликта как процесса

3) анализ методов управления конфликтами

4) рассмотрение специфики конфликтов в Российских организациях.

Объект изучения конфликты в организации.

Предмета исследования: психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными

Гипотеза исследования: при правильном подходе руководителя к проблематике конфликтов, возникающих в организации, при использовании современных технологий управления ими, возможно избежание возникновения деструктивных конфликтов, либо перевод их в конструктивное русло для достижения целей организации.

1. Сущность понятия конфликт и их классификация

1. 1. Понятие конфликта и их классификация

Сегодня существует множество определений понятия конфликта. Рассмотрим некоторые из них. Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова «conflictus» - столкновение. Английский социолог Э.Гидденс дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». [2, с. 62]

Российские конфликтологи Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. [Бородкин Ф.М., Корняк Н.М.]

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Считается, что стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное воздействие на другую, причем если он не переходит определенных рамок, то это называется конкуренцией; в противоположной ситуации имеют место отношения сотрудничества, а если влияния нет вообще - стороны независимы друг от друга.

Прежде конфликты рассматривались исключительно негативно, и все действия администрации сводились к их немедленному силовому подавлению, только загонявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшающему ситуации. Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты; ко вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые (Приложение 1).

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой, которое может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, це­лей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удов­летворить; влечениями и обязанностями; различного рода интереса­ми и т.п. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в услови­ях изобилия» (мотивационный конфликт) или «выборе наименьшего зла» (ролевой конфликт).

«Межличностные конфликты, как считается, на 75 - 80% порож­даются столкновением материальных интересов отдельных субъек­тов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, лич­ных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их дейст­вия, независимо от того, имеют они отношения к самому конфликту или нет, в первую очередь рассматриваются через его призму» [4, с.111] .

«Конфликты между личностью и группой в основном обусловле­ны несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются в борьбе за ограниченные ресурсы или сферы влияния» [4,с.132].

С точки зрения организационных уровней, к которым принадле­жат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вер­тикальные. К первому виду можно отнести конфликт между отдель­ными направлениями деятельности организации, между формаль­ным и неформальным коллективами и т.п. Ко второму виду принад­лежат конфликты между различными уровнями иерархии. «Практи­ка показывает, что таких конфликтов большинство — до 70-80%. Взаимопереплетение внутриорганизационных отношений на прак­тике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе те и другие элементы» [4,с.135]..

По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, вы­полнением им должностных обязанностей, и личностные, затрагива­ющие его неофициальные отношения.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей кон­фликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором одни выигры­вают или теряют существенно больше, чем другие.

Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз, или конфликт еще не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управ­ления им или его разрешения, он является скрытым; в противном случае конфликт считается открытым. Поскольку открытый кон­фликт находится под контролем руководства, он менее опасен для ор­ганизации; скрытый же может незаметно подтачивать ее основы, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.

Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под ко­торой в управлении понимается нечестное запутывание руководите­лей и коллег с целью вынудить их к определенным действиям, при­носящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых направ­лена интрига. Орудием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой очерня­ются или обеляются люди и их поступки.

Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, то есть групп сотрудников, активно противопоставляющих себя офи­циальной или поддерживаемой большинством линии с целью захва­та формальной или неформальной власти в организации либо упро­чения своих позиций.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъ­ективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатка­ми, возникающими в процессе функционирования и развития орга­низации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и пр. Таким обра­зом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом — та­ковой отсутствует [Каверин С.Б.].

Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют пред­мет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выра­жают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны.

В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости лю­дей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

«По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возмож­ность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ей боль­шую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими» [10, с.29].

Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Лю­ди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, приди­раться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструк­тивный связано с особенностями личности самих его участников. Но­восибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоциру­ют дополнительные столкновения с окружающими (см. рис. 1.1) [Бородкин Ф.М., Корняк Н.М.].

К ним относятся:

  1. демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, являющиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

  2. ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

  3. неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, аг­рессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтро­лем;

  4. сверхточные, характеризующиеся излишней требователь­ностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;

  5. целенап­равленно конфликтные, рассматривающие конфликт как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружа­ющими в своих интересах

  6. бесконфликтные, которые своим стрем­лением всем угодить только создают новые конфликты.

Рис. 1.1. Типы конфликтных личностей.

studfiles.net

Что такое конфликт - виды, причины, управление

Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения.

Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.

Существует несколько мнений о функциях и роли конфликтов в обществе:

  1. Общественное мнение оценивает конфликт как явление нежелательное. Однако такое отношение связано с распространенностью стереотипов: конфликт представляется как бытовая или рабочая неурядица, ссора, межнациональное противоборство, политический предмет спора и т.д.
  2. Однако конфликт не только неизбежен, но и социально полезен. Он имеет свойство оканчиваться и разрешаться тогда, когда появляются силы, возвращающие систему в состояние покоя, а значит, в самом конфликте заложены эти силы, призванные уравновешивать и стабилизировать ситуацию. К ним относят и дебаты, и дискуссии, и сделки, и компромиссы и др.
  3. Некоторые исследователи считают конфликт абсолютно естественной стороной общественных взаимоотношений. Наличие любого дефицита в обществе (что неизбежно) всегда провоцирует потребность увеличить долю собственных ресурсов, а в случае сражения за власть, лидерство, передовые позиции конфликт только усиливается.
  4. Считается, что конфликт в группе в некотором роде способствует сплочению ее участников, однако это можно утверждать только в отношении конфликтов, не противоречащих общегрупповым нормам и основам отношений участников группы.

Важно понимать, что в конфликте могут быть заинтересованы не столько его стороны, сколько третье лицо, и в этом случае позитивная функция конфликта исчерпывает себя – функции конфликта каждый участник оценивает по-своему.

На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:

  1. Антагонистичные. Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;
  2. Компромиссные. Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т.д.

tug-of-warНа основании сфер проявления конфликты подразделяют следующим образом:

  • политические: борьба за власть;
  • социальные: противоречия в отношениях между людьми и группами, которые характеризуются усилением интересов — забастовки рабочих, пикеты и т.п.;
  • экономические: в основе конфликта лежат противоречия экономических интересов, борьба за льготы, ресурсы.
  • организационные: в основе конфликтов, как правило, регламентирование обязанностей как следствие иерархической структуры в организации.

На основании направленности конфликта их делят на два вида:

  • вертикальные: уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;
  • горизонтальные: взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.

По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:

  • открытые: столкновение явно выражено: спор, ссора;
  • скрытые: выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.

По числу участников конфликты делят на:

  1. Внутриличностные: столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.
  2. Межличностные: столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.
  3. Межгрупповые: в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.

По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:

  • когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;
  • конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.

Структурой конфликта является совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. Обязательными компонентами конфликта являются:

  1. Участники конфликта. В эту категорию входят все лица, так или иначе принимающие участие в конфликте.
  2. Информационные модели у всех категорий участников.
  3. Предмет: проблема в основе конфликта, при этом она может быть как объективно существующей, так и субъективно представленной.
  4. Объект: повод конфликтной ситуации. Когда он оказывается на пересечении интересов, возникает непосредственно конфликтная ситуация.
  5. Микросреда, макросреда. Все условия системы, в которой находятся участники конфликта, которые позволяют сделать правильный вывод о причинах, течении конфликта и не выделять его в отдельное явление, а воспринимать как часть социальной ситуации.

Причины возникновения конфликта весьма разнообразны и зависят от типа, количества участников, условий протекания и т.д.Спор с иностранцами, спор при наличии иностранцев, международный спорК общим причинам, согласно которым формируется большинство конфликтных ситуаций, можно отнести:

  1. Естественное столкновение ценностей в процессе социального взаимодействия. При этом к ценностям могут быть отнесены духовные, материальные и пр.
  2. Недостаточно разработанная правовая база, позволяющая разрешать социальные противоречия в той или иной области, отсутствие четкого регламента.
  3. Острая нехватка благ, имеющих решающее значение в жизнедеятельности субъектов.
  4. Устойчивые стереотипы поведения и мышления, что чаще всего ведет к групповым конфликтам.
  5. Слабая информированность в определенных вопросах, касающихся предметов конфликта.

Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.

Участники делятся на:

  1. Основных – противоборствующие силы.
  2. Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
  3. Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.

Последствия конфликта могут быть различными:

  1. Благоприятные. Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
  2. Дисфункциональные. К ним относят:
  • неудовлетворенность;
  • низкую степень сотрудничества;
  • неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
  • формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
  • окончание взаимодействия сторон;
  • враждебность.
  1. Соперничество. Выбирающий данную стратегию, как правило, оценивает собственные интересы гораздо выше, нежели интересы оппонента. При этой стратегии активно используется авторитет, власть, жесткая позиция.
  2. Уход. Эта стратегия характеризуется низкой оценкой своих интересов и интересов оппонента. В сущности, это взаимная уступка.
  3. Уступка. В этом случае человек оценивает интерес соперника выше собственного, и жертвует личными потребностями.
  4. Компромисс. Он характеризуется балансом интересов и поиском вариантом выходов, удобных для обеих сторон.
  5. Сотрудничество. Такая стратегия характеризуется высокой оценкой обоих интересов, а также признанием ценности межличностных отношений.

scheidung-mediation_01_d5342720c0

Управление конфликтом предполагает удерживание его в рамках, за границами которых возникает угроза для межличностных отношений, организации, группы и т.д. Умелое управление в ряде случаев помогает решить конфликтную ситуацию.

Существует несколько способов решения конфликтов:

  1. Уход, уклонение. Стремление избежать конфликта, а оказавшись в нем, отказ от обсуждений, переговоров и т.д. В ряде случаев такой способ разрешения приемлем, например, при необходимости проанализировать ситуацию, однако это является в некотором смысле откладыванием на более позднее время.
  2. Сглаживание. Это – демонстрация согласия с выставленными требованиями. К сглаживанию можно отнести обещания, извинения и т.д.
  3. Компромисс. Взаимная уступка, которая позволяет каждой из сторон выйти из конфликта удовлетворенными в той или иной степени.
  4. Принуждение. Это подавление одной из сторон, игнорирование ее интересов, мнения.
  5. Конфронтация. При этом способе решения каждый остается при своем мнении, настаивает на своем. В этом случае необходима третья сторона для более удачного разрешения.
  6. Сотрудничество – совместное преодоление возникшего разногласия.

Прогнозирование конфликта – это предположение о возможности его возникновения и дальнейшего развития на основе имеющейся информации.

Многие внешние стимулы представляется возможным предвидеть и своевременно устранить, однако прогнозирование должно учитывать данные обо всех структурных элементах конфликта:

  • проблему;
  • отношения между сторонами, обстоятельства;
  • сигналы о возможном конфликте, их частота;
  • инциденты, конструктивные и деструктивные проявления, поведенческие реакции и т.д.;
  • состав участников или их личностные характеристики, индивидуальные склонности к вступлению в конфликтные ситуации.

Конфликты – обязательная сторона любых взаимоотношений, включая трудовые, экономические, социальные и пр., и в зависимости от сферы деятельности, направленности, характеристик сторон и других факторов выбираются различные стратегии поведения и оптимальные решения данных ситуаций.

Видео: Что такое конфликт

gopsy.ru

Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие

Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения. Основными элементами конфликта являются конфликтная ситуация и инцидент.

Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта). Объектом конфликта , способствующего возникновению и развитию конфликтной ситуации , могут быть власть, ресурсы, слава и т. д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Участники конфликта стремятся достигнуть собственных целей , видя в оппоненте (возражающий, противник в споре) препятствие , которое необходимо преодолеть. Для этого в конечном счете используется конфликт как способ, так или иначе устраняющий преграду.

Итак, имеются объект и участники конфликта, т. е. существует конфликтная ситуация. Но это только необходимые условия существования конфликта. Для того чтобы он произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную ситуацию. Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания вследствие каких-либо объективных обстоятельств. Таким образом, конфликт состоит в таком преобразовании исходной конфликтной ситуации, при котором одной из конфликтующих сторон удается достичь своей цели и двигаться в избранном направлении.

В деловом общении обычно подчеркивается важность гармоничного развития предприятий и организаций, необходимость активного обмена мнениями в коллективе, а конфликты рассматриваются как негативные явления. При всем этом менеджеру нельзя упускать из виду, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций и сил. Конфликт, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, может стать необходимым элементом развития не только отдельного предприятия , но и общества в целом. Полное отсутствие конфликтов внутри организации — условие не только невозможное, но и нежелательное. Руководство должно проявлять активность, должным образом реагировать на изменения внешней среды, идти к новому, отрицая старое. Поэтому менеджеру нужно не столько опасаться развития конфликтной ситуации, сколько понимать причины ее возникновения и, главное, уметь управлять конфликтом.

Источники и причины конфликтов. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей. Причины конфликтов: • ограниченность ресурсов; • взаимозависимость задач; • различия в целях; различия в представлениях и ценностях; • различия в манере поведения и жизненном опыте; • неудовлетворительные коммуникации.

Ограниченность ресурсов. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководства является оптимальное распределение ограниченных ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия. Однако сделать это достаточно трудно, так критерии распределения обычно достаточно условны. В этой ситуации выделить больше ресурсов какому- то менеджеру, группе или рядовому сотруднику означает обделить других. Таким образом , ограниченность ресурсов и необходимость их распределения неизбежно ведут к различного рода конфликтам.

Взаимозависимость задач. Все организационные системы состоят из взаимозависимых элементов, т. е. работа одного сотрудника или коллектива зависит от работы другого сотрудника или коллектива. Если одно подразделение или отдельный сотрудник работают несоответствующим образом, взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Обычно в организационных структурах по мере их роста и развития наблюдается процесс специализации, т. е. деятельности в какой-либо узкой сфере. В результате прежние структурные подразделения делятся на более мелкие специализированные единицы. Это увеличивает вероятность конфликтов , которые происходят потому, что такие структуры сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению , нежели выполнению целей всей организации.

Различия в представлениях и ценностях. В действительности человек в первую очередь стремится принимать во внимание те обстоятельства, которые благоприятны для его личных потребностей или для коллектива, в котором он трудится. Поэтому имеются многочисленные примеры , когда различия в представлениях и ценностях явились причиной конфликтов. Правило здесь простое: иметь право — не значит делать. Необходимо обязательно учитывать сопутствующие обстоятельства.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Люди существенно отличаются друг от друга. Встречаются люди излишне агрессивные, авторитарные , безразличные по отношению к другим. Именно такие люди чаще провоцируют конфликт. Различия в жизненном опыте , образовании, стаже работы и возрасте увеличивают возможность возникновения конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации. Коммуникации, являясь средством передачи информации, могут стать причиной конфликта. Это наблюдается, например, при семантических барьерах, когда одни и те же слова могут иметь различное значение для разных людей.

present5.com

Что такое конфликт и примеры конфликтов

У роскоши человеческого общения есть обратная сторона – конфликты. Они рождаются везде: в семье, на работе, на дороге, на улице. Конфликты можно игнорировать, избегать, отрицать, бояться, но они неизбежны. Остается одно – научиться их понимать. Знание природы конфликтов подскажет, как их уладить, как с ними справиться и сделать это с достоинством.

Что такое конфликт

Конфликт — это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива: это агрессия, ссора, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации.

В конфликтной ситуации происходит обмен энергией, поэтому для нее нужны как минимум двое. Пока спор или столкновение происходит на «нейтральной полосе», конфликт не возникает. Как только начинают звучать фразы «ТЫ меня не так понял», «ТЫ неправ», «ТЫ поступил неправильно», граница конфликта смещается на сторону менее опытного оппонента. Нападающий проявляет агрессию, второй – оправдывается или старается уйти от неприятной ситуации.

Жизнь без конфликтов – это иллюзия. Даже те люди, которые называют себя бесконфликтными, постоянно попадают в неприятные ситуации, но предпочитают смолчать, уйти, прекратить ссору нервным смехом, направить агрессию на самого себя. Терапевты, разбирающие на практике конфликт в психологии, утверждают: поведение в сложных ситуациях заложено в нас с детства. Чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потерь для собственного достоинства, можно разработать собственную тактику поведения. Но сперва — разобраться в их классификации.

Примеры конфликтов

Тема конфликтов и их разрешения, будоражит не только практикующих психологов. На разном уровне этим озабочены дипломаты, ученые, государственные деятели, бизнесмены. Наука конфликтология проясняет вопросы: что такое конфликт, как он возникает и каким образом может быть разрешен на разных уровнях. Рассматриваются их положительные и отрицательные стороны воздействия, роль личности и группы личностей, его связь с общими и личными ценностями, социальный результат, тип разрешения, значимость.

Конфликты в психологии — это бескрайнее поле для исследования. Некоторые психологи практикуют консультации по одному из конфликтов. С одной стороны такие ситуации уникальны, с другой – типичны. Пройдемся по самым популярным примерам:

  • По количеству сторон различают внутриличностные и межличностные конфликты.
  • Межличностные конфликты в свою очередь делятся на категории по сферам жизни: семейные (любовные или детско-родительские), рабочие, бытовые.
  • Рабочие конфликты делятся на горизонтальные (в них участвуют люди, равные по должности), вертикальные (в них участвуют руководители и подчиненные), смешанные.

Конфликты в «чистом» виде случаются крайне редко. Как правило, внутренние конфликты провоцируют семейные, рабочие переносятся на детско-родительские.

Внутренний конфликт

Понятие внутреннего конфликта не противоречит утверждению, что для данной ситуации сторон должно быть как минимум двое. Просто эти двое умещаются в одной голове и буквально раздирают сознание борьбой желаний и интересов, навязанного и истинного «Я». Для завязки сюжета писатели часто используют внутренние конфликты, примеры с описанием можно встретить в произведениях Достоевского, Льва Толстого, Чехова, Гоголя.

Внутренние конфликты преследуют людей и самых банальных, бытовых ситуациях. Полежать на диване или собраться на пробежку, желание быть вежливым или ответить хамством на хамство – все это вынуждает внутренние голоса спорить, мириться, уговаривать.

Семейные конфликты

Семейные конфликты между супругами не обязательно приводят к разводам. К разрыву приводит непродуктивная форма конфликта – молчаливая или пассивная. Конфликт никуда не испаряется, накапливается, зреет годами, отравляет жизнь мужа и жены, детей и окружающих. Почему это происходит? Потому что бытует мнение, будто счастливые семьи не ссорятся. Мнение популярное, но, увы, ошибочное. Ссориться можно и нужно, просто для этого не обязательно швырять тарелки или резать одежду на тряпки.

Пример конфликта, который рано или поздно приводит к «взрыву» – это молчаливая ревность. Когда один из супругов ревнует, молчит неделями, заставляя другого мучиться в неизвестности. Подобный психологический дискофморт переносят люди, привыкшие к моральному насилию в семье, но и у них когда-нибудь заканчивается терпение.

Семейные конфликты между детьми и родителями могут быть продолжением конфликта между супругами, когда родители пытаются привлечь на свою сторону ребенка, манипулируют отношениями. Детско-родительский конфликт может иметь совершенно отдельную историю и длиться даже тогда, когда дети вырастают и живут отдельно. В психологии такой конфликт называется «не перерезанной пуповиной».

В литературе детско-родительский конфликт, пример сложных отношений и семейную трагедию включают в сюжет все писатели. И не удивительно, ведь тема эту настолько тяжелая, что заставляет плакать взрослых людей.

Рабочие конфликты

Рабочие конфликты – это неизбежное зло. Локальная конфронтация на рабочем месте – обычная ситуация, которая часто решается вполне корректно. Но в любом коллективе есть паникер, который любую рабочую ситуацию умудряется взвинтить на пике эмоций. В дальнейшем конфронтация усугубляется замешанной в нее личной неприязнью. Тогда рабочий конфликт перемещается в плоскость грязных скандалов, сплетен, банального выяснения отношений, мести, унижения. В такие конфликты постепенно втягиваются новые сотрудники и если ситуацию пустить на самотек, страдают обслуживание, имидж, доход компании. В такой ситуации на первый план выходит роль руководителя-миротворца.

Пример рабочего конфликта – нечетко расписанные должностные инструкции. В таких случаях любая сложная работа, дополнительное задание или работа во внеурочное время встречается возмущением: «это не входит в мои обязанности», «почему именно я?», «посмотрите, коллега работает намного меньше, поручите работу ему».

Когда же в конфликте участвует руководитель, ситуация из «горизонтальной» перерастает в «вертикальную». Неважно, случаются разногласия по рабочим вопросам или из-за несовпадения характеров, подчиненному в любом случае приходится несладко. Ведь руководитель наделен дополнительной властью. Если работник дорожит своим местом, он вынужден отыскивать способы выхода из конфликта «малой кровью».

Бытовые конфликты

Совсем недавно бытовые конфликты считались неотъемлемой частью жизни в коммунальных квартирах. На исследовании жизни разных людей в одной квартире даже защищались докторские диссертации. Сегодня примеры бытовых конфликтов собирают миллионы просмотров на ютубе: это скандалы на дорогах, на детских площадках, в магазинах, транспорте.

Что дает определение конфликта обычному человеку?

Во-первых – понимание, что не каждое столкновение приводит к неприятной ситуации. Нужно различать конструктивную критику, обратную связь и искреннее желание помочь от провокации.

Во-вторых – осознание, кто есть просто конфликтные люди, которых в быту называют склочными. Они питаются энергией ссор и постоянно ищут жертвы.

В-третьих – что классификация конфликтов не так важна, как умение из них выходить. Для этого существует компромисс, сотрудничество, разговор, психотерапия.

В-четвертых – что бы человек не пережил в детстве, освоить нелегкую науку разрешения конфликтов можно в любом возрасте. Даже если ощущается паническая боязнь конфликтных ситуаций.

В-пятых – метод выхода из конфликта тоже творческий акт. Искусство разруливать конфликты и извлекать из этого пользу – признак зрелости и мудрости.

Конфликт – это часть общения и нашей повседневной жизни. С одной стороны эти ситуации уникальны, с другой – вполне разрешимы. Эмоции могут бурлить очень сильно, особенно если человека не учили справляться с такими ситуациями с детства. Но не стоит относить себя к жертвам или к агрессорам. Все же лучше использовать конфликт для одного – урока, который нам преподносит жизнь. Ведь именно для этого конфликты и существуют.

wikigrowth.ru

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам

 

Важно отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. В последнем случае сторонами конфликта являются группы, в межличностном конфликте его стороны – это личности, а во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования, структуры, тенденции личности. То есть имеет место полный охват свойств конфликта, представленных в процитированном выше анализе 52 определений конфликта, проведенном А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. То, что в одном определении удалось охватить все разновидности конфликтов, представляется чрезвычайно важным, поскольку различные виды конфликтов не изолированы друг от друга, между ними существуют связи, в том числе и посредством перехода из одного вида конфликта в другой.

 

Структурные компоненты конфликта

 

К структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

 

Стороны конфликта

 

Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта.

Для возникновения, развития и разрешения конфликта главенствующее значение имеют интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Конфликтное взаимодействие начинается с действий одной из сторон, той, что проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений или просто в создании напряженности) и по крайней мере на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как нападающая сторона, а другая – как защищающаяся.

Кроме непосредственных участников конфликта в нем опосредованно участвуют и другие лица, чьи интересы в той или иной степени затрагиваются конфликтной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на течение и разрешение конфликта. Поэтому они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта.

 

Например, некий работник конфликтует с руководством по поводу своей маленькой, по его мнению, зарплаты. Его коллеги не участвуют в этом конфликте, но заинтересованно ожидают, чем закончится дело. Если работник добьется повышения своей зарплаты, то не исключено, что сразу несколько человек потребуют и себе такой же прибавки, тем более если новая зарплата превысит зарплату кого-то из сослуживцев. Руководитель, как одна из сторон конфликта, вынужден учитывать позиции и интересы этих (пассивных) участников.

 

 

Условия конфликта

 

Под условиями возникновения и протекания конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые являются существенными для возникновения, развития и разрешения конфликта, внутренние и субъективные факторы, присущие его сторонам. Взаимодействие сторон характеризуется либо как позитивная взаимозависимость (кооперирование), либо как негативная (конкурирование). Установлено, что конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют развертыванию конфликтов.

Тесные контакты между людьми (например, служебные и супружеские отношения) содержат в себе как кооперирование, так и определенные противоречия в целях, интересах и средствах их достижения. Эти противоречия будут выступать в роли факторов, способствующих возникновению конфликтов.

Начало конфликта связано с некими конкретными действиями сторон или с возникшими обстоятельствами.

Условия протекания конфликта характеризуют следующие факторы: социокультурный контекст (включающий принятые в данной среде нормы поведения), непосредственный ситуационный фон (который может выступить как фактор углубления конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в определенном его исходе.

 

Предмет конфликта

 

Предмет конфликта – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть или конкретный объект (например, некий материальный предмет – один на нескольких желающих его получить), или некая возможность (одна должность, на которую претендуют несколько человек), или некое оценочное утверждение, оспариваемое другими, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них).

 

Похожие статьи:

poznayka.org

способ поведения в межличностном конфликте

Предпосылки для возникновения конфликта. Столкновение личностей с разными целями. Способы разрешения межличностного конфликта: уклонение, приспособление, принуждение, конфронтация, компромисс, сотрудничество. Принятие позиции своего противника.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Природа конфликтов в компании «Леон»

    Стадии процесса принятия решения: подготовка, принятие и реализация. Характеристика конфликта, его составляющие: участники, объект, конфликтная ситуация, инцедент. Способы разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, поощрение и компромисс.

    курсовая работа [112,8K], добавлен 29.10.2013

  • Методы управления конфликтами

    Понятие «конфликт», его классификация, типы и стадии развития, причины возникновения и последствия. Анализ форм управления конфликтными ситуациями в коллективе. Способы их разрешения: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

    реферат [16,4 K], добавлен 10.12.2013

  • Конфликты в организации

    Характеристика стилей поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс; основные типы их решения. Разногласия в коллективе организации: классификация, участники; сущность внутриличностного конфликта.

    реферат [18,7 K], добавлен 28.01.2011

  • Искусство управления и урегулирования конфликтов

    Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Понятие социального конфликта. Основные стадии развития конфликта. Отличительный признак эскалации конфликта. Проблемы разрешения внутриполитических конфликтов. Причины возникновения конфликтов.

    курсовая работа [49,5 K], добавлен 18.07.2011

  • Конфликт в организационном поведении

    Определение и признаки конфликта в организационном поведении. Классификация организационных конфликтов. Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения. Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения.

    курсовая работа [383,0 K], добавлен 27.05.2012

  • Конфликтность в менеджменте

    Природа конфликта. Типы конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины конфликта. Последствия: функциональные, дисфункциональные. Управление конфликтной ситуацией. Межличностные стили разрешения конфликта.

    реферат [39,5 K], добавлен 20.09.2008

  • Особенности конфликта в организации

    Организационный конфликт, его сущность и особенности. Понятие конфликта в психологии. Типы и причины возникновения конфликтов в организации. Управление конфликтами в организации. Способы разрешения и методы профилактики организационного конфликта.

    курсовая работа [47,8 K], добавлен 13.11.2008

  • Конфликты в организации

    Сущность конфликта, стадии его развития и последствия. Структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием. Причины возникновения конфликта в организации. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

    курсовая работа [40,1 K], добавлен 06.02.2014

  • Конфликт и его значение в деятельности организации

    Понятие, причины конфликта. Основные последствия конфликтов. Типы «конфликтных» личностей за Ф. Бородкиным. Основные типы, стратегии преодоления конфликта. Модель управления конфликтом. Переговоры как самый эффективный метод разрешения конфликта.

    контрольная работа [408,5 K], добавлен 06.02.2011

  • Конфликты. Стили поведения в конфликтной ситуации

    Определение конфликта как столкновения противоположно направленных интересов, позиций, мнений. Признаки конфликтов: биполярность, активность, субъектность. Стратегии преодоления противоречий: доминирование, уход, уступчивость, сотрудничество и компромисс.

    презентация [832,9 K], добавлен 06.05.2012

  • Типы конфликта

    Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

    ЛИЧНОСТЬ И КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТНОСТЬ И КОНФЛИКТНЫЕ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ.

    Конфликт между личностью и группой

    Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

    Например, кто-то захочет заработать побольше, делая сверхурочную работу, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое "чрезмерное" усердие как негативное поведение.

    Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены.

    А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

    Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

    Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

    Межгрупповой конфликт

    Организации состоят из множества групп как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты (рис.1.).

    Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности. Работники могут сообща решить работать ниже норм, установленных руководством.

    Еще одним примером межгруппового конфликта может служить не прекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

    Рис.1.

    Межгрупповой конфликт

    К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом.

    Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническими терминами. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации молодых специалистов и выражать недовольство о поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом.

    И все это для того, чтобы поставить специалистов "на свое место". Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

    Перейти на страницу: 1234

    Реферат: Межличностные конфликты 2

    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

    Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений.

    Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах).

    Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

    Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта.

    Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность.

    Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

    Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей.

    Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

    Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента.

    Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов:

    1) сам субъект, каков он есть в действительности;

    2) субъект, каким он видит самого себя;

    3) субъект, каким он видится другому.

    Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии.

    В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга (рис. 1).

    Рис 1.

    Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию, схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Эрик Берн (рис. 2)

    В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта — пересекающиеся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными.

    В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают по причине того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (ВВ). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

    Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы.

    Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д. В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот.

    В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы — упрощенные образы определенных социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы…», «все мужчины…», «все женщины…» и т.

    д.

    Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

    Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому.

    Установка — готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий.

    Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

    В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

    Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим).

    Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы часто ожидаем, — пишет Максуэлл Мольц, — что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы.

    Мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них». Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

    Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально.

    Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

    Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

    В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т.

    д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

    Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

    В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды.

    Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам, бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

    Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом.

    В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

    Варианты исхода межличностного конфликта

    Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

    Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

    Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

    Третий — представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

    Межличностные конфликты могут протекать в форме:

    • соперничества — стремления к доминированию;

    • спора — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

    • дискуссии — обсуждение спорного вопроса.

    В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

    1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

    2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя;

    3) компромисс — взаимные уступки обоих сторон;

    4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;

    5) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

    Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

    Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать несколько вопросов:

    Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

    Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?

    Существуют ли гарантии, что Вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте?

    Какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?

    Каковы возможные последствия конфликта?

    Как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

    Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития.

    Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

    Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы.

    Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:

    1) агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

    2) жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычноничего не делают для решения проблемы;

    3) молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно;

    4) сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом;

    5) вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится;

    6) всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство;

    7) нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

    8) максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

    9) скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента;

    10) невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом;

    11) ложные альтруисты — якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

    Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход.

    Все эти подходы, по мнению Джини Скотт, построены на основных принципах:

    1. Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.

    2. Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

    3. Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком,постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.

    Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

    5. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль»

    Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации.

    В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоционально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.

    Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения.

    Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем.

    Когда же наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

    Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

    • отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

    • сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

    • действовать по принципу «здесь и сейчас», т.

    е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

    • создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

    • говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

    • соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

    • создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

    Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.

    д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.

    Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение.

    После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

    Личностные конфликты

    Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам тина: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

    3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов.

    Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

    4. Прием «обнаженная агрессия».

    В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболевшем».

    В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

    Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было.

    Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.

    6. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

    7. Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

    Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению.

    Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.

    «Сама по себе готовность разрешить проблему, — по мнению Хелены Корнелиус и Шошаны Фейр, — вовсе не означает, что вы не правы.

    Это означает, что вы отказались от ваших попыток доказать, что другая сторона не права: вы готовы позабыть прошлое и начать все сначала».

    Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить.

    Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

    Список литературы

    Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург, 2000 г

    2. Козырев Г.И.

    Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г

    Скачать реферат

    Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация.Способы разрешения конфликта.

    Понятие конфликта

    Конфликт— это столкновение разных интересов; естественный процесс, которого не надо бояться. При правильном отношении, конфликты могут научить нас оптимальному взаимодействию с миром, лучше узнать себя и людей, выявить разнообразие точек зрения. Разрешение межличностного конфликта выводит взаимоотношения на более качественный уровень, расширяет возможности группы в целом, объединяет её.

    Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

    Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация.

    Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

    Способы разрешения межличностного конфликта

    1. Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.
    2. Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника.

      Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.

    3. Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.
    4. Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны.

      При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.

    5. Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.
    6. Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

    Лучший способ разрешения конфликта — сотрудничество.

    Любая группа, семья или пара представляют собой систему, объединённую одним полем.Все стороны конфликта равно необходимы для системы.

    Управление конфликтом

    Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать.

    Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

    Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом.

    Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта.

    Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

    Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете— свою или партнёра-противника.

    Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.

    Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду.

    Задавайте правильные и тактичные вопросы.

    Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

    Следите за тем, что говорите:

    • Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его.
    • Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы?
    • Не используйте слова „всегда“ и „никогда“.
    • Будьте правдивы и делайте это с добром.
    • Иногда бывает лучше и промолчать.

    Нападайте на проблему, а не на человека.

    Осознавайте свои ощущения и выражайте их.

    Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

    Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами.

    Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас.

    Проблема жизненного выбора, внутренний конфликт: как найти выход и не потерять рассудок

    Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражения, а даёт возможность продолжить диалог.Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

    Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта. Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе.Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта.

    Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом.

    Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра.Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

    Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь.

    Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства.

    Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте.

    Конфликтная ситуация возникает потому, что в нас самих есть то, что согласно с нашим противником. Поле организовывает конфликт, чтобы мы лучше поняли себя. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.

    Если вы смогли искренне проработать все моменты разрешения конфликта, он будет стихать или перейдёт на новый уровень, где проявятся другие проблемы и новые чувства. Проработайте и этот уровень.

    Если конфликт стихает, выходите из него.

    Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра.Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

    Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно.

    Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.

    Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“.

    В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.

    Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

    Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга.

    Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

    Стили разрешения конфликтов.

    4.1. Межличностные конфликты

    ekoshka.ru

    Конфликт

    КонфликтКонфликт – это столкновение противоположных идей, ценностей, принципов. Он может возникать как в душе человека, так и в отношениях его с другими индивидами, группами людей или обществом в целом.

    Чаще всего конфликты носят деструктивный характер. Они вызывают бурю негативных эмоций, обид, оскорблений, обвинений. Связано это с тем, что большинство людей не умеют договариваться ни с собой, ни с другими.

    Между тем, разрешение конфликтов – важнейшее условие достижения успеха во всех сферах жизни. Раздвоенной личности трудно добиться самореализации. Зачинщики семейных ссор лишают себя радостей истинной любви. Раздоры в деловых отношениях стопорят воплощение самых перспективных проектов.

    Конфликт интересов: анатомия противостояния

    Этот вид конфронтации часто подтачивает отношения людей в общественно- трудовой сфере жизни. Данная проблема актуальна как для частного бизнеса, так и для госсектора. Оппонирующими сторонами в личном конфликте интересов выступают:

    • цели компании;
    • интересы сотрудников.

    Примером может служить поведение госслужащих, использующих служебное положение для достижения корыстных интересов. Нередко это можно наблюдать при объявлении тендера, когда чиновник, имеющий связи с какой-то фирмой, способствует ее успеху на торгах. Происходит это всегда в ущерб другим участникам конкурса.

    Конфликт интересов может возникать и у организации с ее клиентами. Он разгорается в тех случаях, когда компания, отвлекаясь на различные виды деятельности, не выполняет своих обязательств по конкретной услуге.

    Несовместимость интересов препятствует принятию объективных решений. Для урегулирования подобных конфликтов необходимо привлекать не только психологические, но и правовые инструменты.

    Решение конфликта: превентивные меры

    Многие корпорации уделяют серьезное внимание прогнозированию рисков столкновения интересов. В число наиболее существенных угроз попадают следующие:

    • контакты сотрудников с фирмами-конкурентами, поставщиками, клиентами с возможностью извлечения личной выгоды;

    • принятие сотрудником материальных бонусов – подарков или займов – от партнеров или клиентов, влекущее за собой предвзятое решение корпоративных вопросов;

    • использование служебных возможностей в ущерб интересам компании;

    • разглашение секретов фирмы/служебной тайны конкурирующим лицам/организациям.

    Госслужба таит в себе не менее опасные потенции. Они тщательно вскрываются в западной практике. То, что на постсоветском пространстве обычно определяется одним термином «коррупция», там дифференцируется следующим образом:

    • встроенный лоббизм – получение бизнесменом госдолжности в той сфере, в которой он осуществляет свою предпринимательскую деятельность;

    • кронизм – продвижение чиновником на высокие должности в госаппарате своих знакомых: приятелей, коллег, партнеров;

    • непотизм – протежирование госслужащим своих родственников с целью предоставления им доходных административных мест.

    Разрешение конфликтов в корпоративной практике

    Чтобы избежать эскалации взрывоопасной ситуации, психологи советуют поделить «яблоко раздора» одним из разумных способов:

    • вступить обеим сторонам в честное и открытое соревнование, предварительно договорившись о том, что пораженец примет условия победителя;

    • заключить перемирие на основе компромисса, пойдя на взаимные или односторонние уступки;

    • подписать соглашение о сотрудничестве с равными правами обладания спорным объектом.

    Желание быть всегда победителем любой ценой часто подводит бизнесменов. В действительности выигрывает тот, кто умеет вести себя, не ущемляя чужого самолюбия и не переходя никому дороги.

    Разрешение конфликтов в государственной сфере

    Специалисты выделяют несколько способов пресечения «очагов конфронтации» в госсекторе:

    • профилактический – отказ высокопоставленного чиновника от потенциального объекта спора, к примеру, от части своей доли в бизнесе;

    • обнародование высокими должностными лицами информации о своем материальном состоянии путем ежегодных отчетов о финансовых доходах и недвижимом имуществе;

    • отказ чиновников от решения проблем, касающихся личных интересов; подобный поступок может быть как добровольным, продиктованным совестью, так и принудительным, регламентированным законом;

    • мониторинг работы чиновничьего аппарата компетентными органами, проверяющими состояние финансово-правовых дел.

    Государственным мужам нужно помнить древнюю истину: любую систему можно расшатать внутренними неуправляемыми противоречиями.

    Решение конфликтов на предприятии

    Конфликтологи считают: противостояние, помимо негативных сторон, имеет один большой плюс: оно может сплачивать персонал, поднимая его на качественно новый уровень отношений. Практика деловых контактов знает случаи, когда разрозненный коллектив становился командой единомышленников благодаря совместному преодолению конфликтной ситуации.

    Такие чудеса, естественно, происходят не по мановению волшебной палочки, а в результате грамотной внутрикорпоративной политики. Она обязывает руководителей всех рангов овладеть искусством решения конфликтов трех видов:

    1. Между коллегами.

    2. Между начальником и подчиненным.

    3. Между несколькими работниками и руководителем.

    Восстановление психологического равновесия в команде сотрудников требует от первого лица разумных подходов:

    • констатации факта противостояния, выявления его участников;

    • выяснения выдвигаемых притязаний и осознания реальных интересов каждой из сторон;

    • стимулирования у оппонентов конструктивного поведения, адекватного общепринятым нормам.

    Чтобы менеджер смог справиться с ролью посредника в острых ситуациях, он должен сам владеть навыками коммуникативного взаимодействия.

    Подростковые и семейные конфликты

    Самые неуживчивые социальные группы – подростки и молодожены. Первые испытывают острый дефицит понимания взрослых – родителей и учителей. Вторые переживают крах иллюзий, созданный ими же самими в конфетно-букетный период. Отсюда взрывоопасное, порой асоциальное, поведение и тех, и других.

    Если интегрировать разработанные специалистами методики разрешения школьных и семейных конфликтов, то можно вывести универсальный алгоритм выхода из бытового конфликта:

    1. Отключение эмоций, достижение внутреннего равновесия.

    2. Непредвзятый, как бы отстраненный анализ возникшей ситуации.

    3. Достижение открытого доверительного диалога с оппонентом: изложение своей точки зрения и выслушивание мнения другой стороны. Тут обычно инициатива исходит от более мудрого индивида.

    4. Обнаружение точек соприкосновения – общих целей, интересов, приоритетов – и согласование восприятия возникшей проблемы.

    5. Примирение на основе сотрудничества или компромисса.

    Подростковые и семейные конфликты всегда начинаются с одной и той же реплики «Он первый начал!». Заканчиваются они почти всегда тоже одинаково: с умением более зрелой стороны поступиться своими интересами во имя консенсуса.

    Заключение

    Вряд ли кому-то удастся прожить, избежав конфликтов. Однако умный из них всегда будет искать выход, а глупец – вход. Хотите достичь успеха – пытайтесь искать за круглым столом решения острых вопросов.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Одноклассники

     

    Как научиться мыслить позитивно « Предыдущая запись Как разлюбить человека Следующая запись »

    rostduha.ru