Следственный комитет Российской Федерации. Кому подчиняется следственный комитет


Следственный комитет стал самостоятельным правоохранительным органом | Российское агентство правовой и судебной информации

Контекст

МОСКВА, 15 янв - РАПСИ. Следственный комитет России сегодня становится самостоятельным правоохранительным органом, подчиняющимся напрямую президенту РФ.

Президент РФ Дмитрий Медведев 28 декабря на оперативном совещании с членами Совбеза сообщил, что он подписал закон, в соответствии с которым создается самостоятельный Следственный комитет РФ. Главной новацией документа стало то, что Следственный комитет лишился приставки "при прокуратуре РФ". До этого он структурно входил в органы прокуратуры, а председатель Следственного комитета являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Короткая, но яркая история

Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) был создан в 2007 году на основании указа президента РФ "в целях совершенствования госуправления в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве". В этих целях в федеральный закон "О прокуратуре РФ" были внесены необходимые поправки.

Штат сотрудников нового ведомства формировался за счет бывших следователей прокуратуры, а также частично из сотрудников других правоохранительных органов.

В полномочия СКП вошло расследование тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, изнасилований, терроризма, массовых беспорядков и так далее. Кроме того, следователи ведомства расследовали преступления, совершенные чиновниками, военнослужащими, милиционерами, а также посягательства в отношении них.

За чуть более чем трехлетний период существования СКП, его сотрудники расследовали самые резонансные преступления и происшествия. Среди них теракты в Москве и Северо-Кавказском регионе, взрыв на шахте Распадская, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, а также пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", унесший более 150 жизней.

Новая жизнь

После вступления в силу федерального закона "О следственном комитете" СК становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, подчиняющимся напрямую президенту РФ.

Это решение продиктовано необходимостью повышения эффективности и качества расследования путем "разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия".

Закон закрепляет независимость СК и гарантирует невмешательство в его деятельность как со стороны органов государственной власти и отдельных должностных лиц, так и со стороны общественных объединений.

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил надежду, что новый орган "будет работать эффективно, результативно и сможет в расследовании целого ряда преступлений добиться лучших результатов, чем это было до того".

Для этого, по словам Медведева, у Следственного комитета есть все полномочия, а также есть своя подследственность, "которая, конечно, может со временем меняться".

Документ также определяет задачи, принципы и организация работы СК, а также финансовое и материально-техническое обеспечение ведомства. Предусматривается введение ответственности за воздействие на сотрудников СК со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. В соответствии с законом, руководитель СК и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.

К числу полномочий СК относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.

Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники СК вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершается преступление или что там находятся подозреваемые в совершении преступлений.

Следователи СК получают право ношения для личной защиты боевого стрелкового оружия, а также право его применения. Они не смогут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели.

При назначении на должность сотрудник СК принимает присягу и торжественно клянется бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности и беспристрастности расследования, защищать интересы личности и государства, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Надзор за исполнением законов СК осуществляет генпрокурор и подчиненные ему прокуроры, которые наделяются правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователей о приостановлении или прекращении уголовных дел, а также об отказе в возбуждении уголовных дел, и принимать решение о продолжении расследования.

Кроме того, предусматривается введение ответственности за воздействие на сотрудников СК со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. Определяется, что руководитель СК и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.

rapsinews.ru

Следственные органы Российской Федерации. Справка

В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Единый следственный комитет будет создан в РФ на базе СКП, в перспективе ему может быть передано расследование всех дел или их подавляющего большинства, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

В Российской Федерации следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитет при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) – орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ "О прокуратуре РФ" в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ "О прокуратуре РФ", состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:  – Главное следственное управление  – Главное управление процессуального контроля  – Главное организационно‑инспекторское управление  – Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

– выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; – организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

– осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:  – организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;  – разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;  – участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;  – осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;  – организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;  – представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;  – координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;  – организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти;  – организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;  – обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;  – организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

 – участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

С  принятием в 1995 г. закона Российской Федерации "О милиции" процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем:  – принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;  – осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления;

 – осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.

Структура ФСКН России:  – Следственный департамент  – Зонально-следственное управление,  – Отдел организационного и методического обеспечения правоприменительной практики,

 – Следственное управление.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Единый следственный комитет будет подчиняться напрямую президенту — Российская газета

Президент Дмитрий Медведев принял решение создать в России независимый следственный орган, который будет подчиняться непосредственно главе государства. Для этого из состава прокуратуры выведут Следственный комитет.

Идея о независимом следствии витает давно. В рамках обсуждения реформы правоохранительных органов и нового законопроекта "О полиции" параллельно шли дискуссии относительно независимости следственных органов. Вчера на совещании по вопросам правоохранительной деятельности глава государства огласил свое решение - самостоятельному следственному комитету быть. "Он будет создан указом президента на базе существующего СКП при прокуратуре", - заявил Дмитрий Медведев.

Что касается следственных органов других ведомств, в частности МВД, то пока они будут работать, как и раньше. Но в будущем не исключены другие варианты. Например, объединения с независимым следственным органом. "В дальнейшем могут быть приняты и иные решения, - предупредил глава государства. - Время покажет, по какому пути нам двигаться". Президент не исключил, что "в дальнейшем могут быть приняты другие решения". "Главное, - сказал президент, - не нарушить существующий баланс".

 

Видео: Константин Завражин

Этим решением продолжились серьезные реформы в правоохранительной сфере, которые должны изменить существующие сегодня недостатки этой системы.

Свершилось то, что уже несколько лет ждали и обсуждали не только юристы, но и без малого все общество. Одни говорили, что такой монстр не будет жизнеспособен и не сможет эффективно работать. Им парировали, что "ведомственные" следователи приносят больше проблем, чем независимые, и хуже расследуют дела. Кто-то вспоминал, как в далекие шестидесятые годы прошлого века нечто подобное в СССР появилось, но долго не прожило. Их оппоненты уверяли, что сравнение наших реалий с прошлым веком как минимум не корректно.

Как будет выглядеть на деле создание новой структуры? Во-первых, это выделение Следственного комитета из системы Генпрокуратуры и его полная независимость. На основе уже отдельного ведомства позже могут быть объединены прочие следственные органы. Скорее всего, будет изменен и высший кадровый состав руководителей органов следствия. Кстати, нужные для нового следственного органа поправки в законодательство уже готовы. Скорее всего, это будет законопроект о создании единого следственного ведомства. Понятно, что законопроект о новой следственной структуре и рождение улучшенного и дополненного комитета потребуют вносить поправки во многие действующие законы. По мнению экспертов, придется вносить различные изменения в полтора десятка законов.

Напомним, что на сегодняшний день следственные органы работают в МВД, ФСБ и госнаркоконтроле. За недолгое время существования СКП - он был образован в сентябре 2007 года - он успел сделать очень много и фактически не на бумаге, а в реальности превратился во вполне самостоятельную структуру. Так, в прошлом году у комитета появилось новое подразделение - Управление физической защиты на базе управления собственной безопасности.

Его сотрудники охраняют следователей и их семьи. Месяц назад у Следственного комитета открылся собственный Институт повышения квалификации, которым начал командовать бывший глава следственного управления по Москве Анатолий Багмет. Напомним, что такой институт был только у Генпрокуратуры.

Эксперты говорят, что рождение единой структуры пройдет минимум в два этапа. Сначала нынешний СКП превратится в самостоятельное ведомство. Напомним, что сегодня комитет официально находится при прокуратуре, а его глава Александр Бастрыкин именуется еще и заместителем Генерального прокурора. Второй этап - вхождение в комитет следственных подразделений других ведомств.

В принципе этого решения главы государства ждали. Напомним, что в августе президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что намерен в сентябре провести совещание, где будет затронут вопрос о возможности создания единого следственного комитета.

Кто возглавит новое ведомство? Пока это неизвестно. Но, по информации журналистов, после совещания в Горках президент отдельно встретился с Бастрыкиным.

Кстати, именно Бастрыкин был ярым сторонником создания единого следственного комитета. По его мнению, в связи с этим повысится эффективность руководства следственными органами в целом по стране из одного центра, что значительно повысит их управляемость. Будут преодолены межведомственные барьеры, неизбежно возникающие при альтернативной подследственности.

Сократится сокрытие преступлений, и мы получим отчетливую картину криминогенной обстановки в стране. При этом удастся избежать "обвинительного уклона", нередко свойственного следователям в зависимости от принадлежности к тому или иному ведомству. Кроме того, эффективность раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений повысится. Ведь действующие сейчас разрозненно экспертные органы, как правило, работающие в первую очередь на следователей "своих" ведомств, в целом будут нацелены на обеспечение единого органа следствия.

Ни в самом Следственном комитете, ни в следственных структурах МВД, наркоконтроля не стали хоть как-то комментировать вчерашнее решение, пообещав "подумать".

прямая речь

Павел Крашенинников, Председатель Ассоциации юристов России, глава комитета Госдумы по законодательству: Это абсолютно правильное решение главы государства. Органы следствия, которые пока существуют в структуре МВД и некоторых других служб, также должны быть ликвидированы, и расследованием всех дел должен заниматься независимый Следственный комитет страны. Исключение может быть сделано только для тех преступлений, которые могут совершить сами сотрудники следственного комитета - расследованием этих фактов должна заниматься Генпрокуратура. Ассоциация юристов России уже давно инициирует создание единой следственной службы в стране, не зависимой от других ведомств.

Как скоро удастся создать такую единую службу, во многом будет зависеть от того, когда будет принят новый закон о полиции. Нам нужен цивилизованный закон о полиции с четко прописанными социальными гарантиями полицейским и четко, недвусмысленно очерченными полномочиями этой службы.

rg.ru

Следственный комитет РФ. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2016 г. исполняется пять лет со дня вступления в силу закона о Следственном комитете России (СК России).

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007-2010). Является государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая предварительное следствие и дознание. В своей деятельности независим от всех органов власти, общественных объединений и организаций, и др. Руководство комитетом осуществляет президент РФ.

Создание органов следствия

Первые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в., которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г. была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников. Канцелярии упразднили в 1724 г., в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы - Сыскной приказ, Главная полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг. органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.

Органы следствия в СССР

Институт судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.

5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление "О структуре Прокуратуры Союза ССР" (образована в 1933 г.), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел. В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.

В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.

Следственный комитет при прокуратуре РФ

В 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г. соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем. Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.

СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами. Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.

Следственный комитет РФ

23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган. Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г. В тот же день президент подписал указ "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", которым распорядился образовать его на базе СКП.

Федеральный закон о Следственном комитете (СК) России был принят 28 декабря 2010 г., вступил в силу 15 января 2011 г. Положение о комитете утверждено указом главы государства 14 января 2011 г.

Следственный комитет получил все полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Прокуратура утратила возможность вмешиваться в ход расследования. В ее компетенции остались направление материалов в органы следствия для возбуждения уголовного преследования, выдвижение и поддержка обвинения и др. В 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета - на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

СК России

Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др. К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.

Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 - сотрудники военных следственных органов.

Показатели деятельности в 2015 году

Согласно официальной статистике Следственного комитета, за январь-сентябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались) сотрудниками СК рассмотрено 651,6 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 114,8 тыс. уголовных дел. Окончено производство 99 тыс. дел, большинство из них - 84,8 тыс. - направлено в суд.

Следователи вынесли представления по 91,9 тыс. уголовных дел, в результате свыше 23,2 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Было расследовано более 132 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. совершенных в прошлые годы. Большинство из них - 43,94% (58 тыс.) - составили тяжкие и особо тяжкие, из них 8 тыс. - убийства и покушения.

Среди громких уголовных дел, расследование которых Следственный комитет вел в 2015 г., было крушение самолета Falcon 50EX в аэропорту Внуково, теракт на борту Airbus A321-231 российской компании "Когалымавиа" в Египте, убийство политика Бориса Немцова, коррупционные дела в отношении бывших руководителей Сахалинской области и Республики Коми Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера, и др.

tass.ru

Следственный комитет | Народный вопрос.РФ

Следственный комитет

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. СК России является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным кодексом РФ;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц.

Возглавляет Следственный комитет Председатель. В структуру СК России входят:

1. Центральный аппарат с 15-ю управлениями;

2. Региональные управления СК России;

3. Следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

СК России не входит ни в одну из ветвей государственной власти и подчиняется напрямую Президенту РФ.

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность следственного комитета:

1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014) "О прокуратуре Российской Федерации"

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015)

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Следственный Комитет России – антиконституционный орган власти (частное расследование).

28.12.2010 года президентом России был подписан федеральный закон N 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации». Является ли это решение законным? Нет.Читая федеральный закон сразу видно, что согласно Конституции России у президента нет полномочий для осуществления руководством СК, а отсюда, у него отсутствуют полномочия назначать или смещать руководителей СК с их должностей. В Конституции перечислены права и полномочия президента, где СК не входит в этот перечень и ни где в них не упоминается. Уже поэтому федеральный закон не имеет законной силы потому, что он противоречит Конституции, а значит, в силу вступают статьи 3 (4), 15(1) Конституции РФ. Второе. В федеральном законе сказано, что государственный орган СК подчиняется только президенту РФ. То есть, ни исполнительная власть в лице правительства, ни законодательная власть не может контролировать работу СК или как то руководить им. Получаем независимый, неподконтрольный никому в обществе орган власти, кроме самого президента. Относится ли этот орган власти (СК) к исполнительной власти, если он не имеет никакого отношения к исполнительной власти правительства? К единоличной власти президента – относиться, но к исполнительной власти – нет. Учитывая тот факт, что к компетенции правительства СК не относится (кроме его материального и финансового обеспечения, но не руководством СК), то этот орган власти не может быть в государстве потому, что его в Конституции просто нет. Это полностью противоречит самой сути Основного Закона и его принципам, согласно которым, только в ведомстве правительства и под его руководством могут быть правоохранительные, силовые органы (МВД, ФСБ и т.п.) и ни где больше. В Статьях 5(2), 6(1) федерального закона прямо говорится, что СК «осуществляет свою деятельность независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления... или иных органов в соответствии с законодательством РФ». Где в Конституции РФ написано, чтобы некий независимый орган власти был независим от исполнительной, законодательной или судебной власти в России – не ясно. Президент не имеет право создавать новые, независимые органы власти вопреки Конституции РФ. Ясно одно, что СК превращен в отдельный орган единоличной власти президента РФ, со своими независимыми функциями, причем этот орган власти независим, как от исполнительной власти правительства в государстве, так и от законодательной. Мало того, в статье 8 (1,2) федерального закона написано, что сотрудники СК, в качестве независимого органа власти, вправе присутствовать на заседаниях исполнительной и законодательной власти любых категорий. То есть, это прямое вмешательство личного, силового и независимого органа власти президента в деятельность исполнительной и законодательной властей. Но и этого мало. Статья 10 (1) прямо разрешает СК заниматься ещё и законотворческой работой по разработке и предложению президенту и правительству федеральных законов и правовых актов! Сотрудника СК можно выбрать и в депутаты, статья 31(1). После выборов он временно слагает с себя полномочия, до окончания срока мандата депутата.Вот так независимый орган власти!? Мы независимы от вас, от общества, но это вовсе не означает, что вы от нас будете независимы. Вот такая логика закона. Часть сотрудников СК будут работать в военных частях министерства обороны. Служба в СК приравнена к военной службе. Материальную и финансовую деятельность СК обеспечивает правительство РФ, статья 43. Генеральный прокурор (тоже назначаемый лично президентом) осуществляет надзор за исполнением законов СК, статья 44.Подведем итог. Ни где такого органа власти, как СК в Конституции нет. Зато он есть в федеральном законе, который полностью противоречит самой Конституции и её принципам. Перед нами классический пример злоупотребления властью высшими органами государственной власти в современной России, её узурпации и покушения на Конституционный строй России: Конституция формально остается сама по себе, а указы и решения президента – вот главная основа всей законодательной и исполнительной деятельности всего государства (включая решения и постановления правительства под руководством президента). Уже после, угодливо и послушно, и в полном противоречии с Конституцией, Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы, подписываемые потом президентом. Злоупотребление властью, установление в стране новых органов власти, которые не только независимы от всего общества, но и от всех остальных государственных структур власти, кроме самого президента – делает фигуру президента опасной для всего общества. Авторитарная, самовольная, антиконституционная деятельность президента и его личных силовых структур власти вопреки Конституции РФ – привели Россию в полный тупик диктатуры и к уничтожению гражданского общества. То, чего нет в Конституции или противоречит её основам - законным быть не может. То, что прямо не разрешено Основным законом – запрещено. Исходя из вышеизложенного, обращаюсь ко всем гражданам России не подчиняться антиконституционным, органам власти президента России в лице СК, и относиться к нему, как к органу незаконному и опасному для всего общества. Это так же относится и к самому президенту России, его правительства и Совета Федерации. Нельзя требовать от нас, граждан России, соблюдения законности по отношению к ним, если они сами не соблюдают Конституционную законность по отношению к нам.

Список используемой литературы:Конституция Российской Федерации (России)http://base.garant.ru/10103000/федеральный закон «о следственном комитете России»http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1537860

fgtjkewsg.livejournal.com

Следственный комитет Российской Федерации — WiKi

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

25 июля 1713 года был учрежден первый специализированный следственный орган России — следственная канцелярия гвардии майора Семёновского полка Михаила Ивановича Волконского (Указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского» от 25 июля 1713 года)[7]. Данный документ позволил обосновать и учредить ежегодный профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации[8].

В соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество). В тот же день, 9 декабря 1717 года по приговору военного суда был расстрелян изобличенный в «неправдах» глава первой «майорской» следственной канцелярии Михаил И. Волконский[9][10].

В феврале 1718 года в Петербурге была учреждена для следствия по делу царевича Алексея Петровича Тайная канцелярия. Затем ведомству были переданы другие политические дела и оно слились с Преображенским приказом. Управлялась Тайная канцелярия И. Ф. Ромодановским, руководство же Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников. Располагалась Тайная канцелярия в Петропавловской крепости[11][12].

Указом Александра I от 29 августа 1808 года в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 годах — Министерства полиции).

В 1864 году Судебным уставом была учреждена должность судебного следователя при окружных судах. В 1917 году декретом о суде они были упразднены.

Положением о судоустройстве СССР 1922 года создавались должности участковых народных следователей, старших следователей при губернских судах, следователей по особо важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР, следователей по особо важнейшим делам при Народном Комиссариате Юстиции, однако в 1928 году эти должности были упразднены, а их функции перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР.

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было сказано внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 года проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 году были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[13].

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры. стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками[13].

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:

Положение о Следственном комитете Российской Федерации;

перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;

перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;

перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.[источник не указан 765 дней]

Председатель

15 января 2011 года Председателем Следственного комитета Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 был назначен Александр Иванович Бастрыкин [14][15][16] (доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации).

В январе 2011 года Бастрыкин на сайте СК России опубликовал статью с предложением о введении в уголовное законодательство Российской Федерации положения об установлении уголовной ответственности юридических лиц. При этом он ссылался на опыт ряда европейских государств (Германия, Великобритания, Испания и др.), а также США, где такая ответственность юридических лиц существует. Бастрыкин утверждал, что реализация данного предложения позволит добиваться более полного возмещения потерпевшим причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда, когда преступление связано с деятельностью юридического лица (например, авиационные, морские и железнодорожные катастрофы, повлекшие тяжкие последствия и произошедшие по вине фирмы-перевозчика).

В феврале 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал на сайте СК России статью о совершенствовании в Российской Федерации механизма борьбы с финансовыми нарушениями, где выдвинул ряд предложений, в том числе о создании финансовой полиции (по примеру финансовой гвардии в Италии), которая объединила бы в себе функции ныне действующей в России финансовой разведки и налоговой инспекции.

В марте 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал статью о возможности и необходимости возвращения в УПК Российской Федерации института объективной истины. Он утверждал, что, как и в ранее действовавшем уголовно-процессуальном законодательстве, в ныне действующем УПК должно быть закреплено положение о том, что целью уголовного судопроизводства должно быть полное, объективное и всестороннее установление всех обстоятельств расследуемого события, то есть достижение объективной истины по уголовному делу. Истина по уголовному делу должна устанавливаться в результате процессуальной деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда при безусловном соблюдении принципа презумпции невиновности подозреваемого, обвиняемого и подсудимого.

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, председатель СК России имеет допуск к государственной тайне[17]. По утверждению «Новой газеты», Бастрыкин настоял на том, чтобы должность именовалась аналогично с главой КГБ СССР — ​председатель[18].

Заместители председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа президента Российской Федерации.

  • Пискарёв Василий Иванович (первый заместитель председателя, 9 апреля 2012 г., № 417 — 30 апреля 2016 г., № 204)[19]

У первых пяти назначенных заместителей председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента Российской Федерации после создания СК России[20].

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[21])
  • Лавренко, Андрей Валерьевич (11 сентября 2013 г. — 17 марта 2016 г., № 129)
  • Лазутов, Илья Валерьевич (с 8 мая 2015 г., № 236)
  • Краснов, Игорь Викторович (с 30 апреля 2016 г., № 204)

Руководители управления со средствами массовой информации

ru-wiki.org