Экология СПРАВОЧНИК. Когда проводятся общественные слушания


Статья 25. Общественные (публичные) слушания

1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Публичные слушания заменят общественным обсуждением

| Новости СРО, Федеральные новости

Понедельник, Март 13, 2017

Публичные слушания заменят общественным обсуждением

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила подготовленный Минстроем проект федерального закона о совершенствовании процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, сообщается на сайте правительства РФ.

В настоящее время Градостроительным кодексом предусмотрено проведение публичных слушаний по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований, проектам документации по планировке территории и вносимым в эти документы изменениям, а также по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом публичные слушания отличаются от других форм общественного контроля тем, что предусматривают проведение только личного собрания участников.

Законопроект, подготовленный Минстроем, предлагает перейти от публичных слушаний к процедуре общественных обсуждений, которые могут проводиться в интернете. Таким образом, уровень информирования граждан о градостроительном проекте значительно повысится и участие в общественных обсуждениях станет максимально удобным для жителей, считают в министерстве.

«Принятие законопроекта расширит способы влияния граждан на принятие градостроительных решений, позволит привлечь к проведению общественных обсуждений максимальное число граждан с минимальными затратами времени и материальных ресурсов. Это позволит принимать более сбалансированные управленческие решения», — говорится в пояснительной записке к документу.

 В ближайшее время законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

 

Темы: градостроительная политика, общественное обсуждение, публичные слушания

sroportal.ru

Общественные слушания

Слушания проводит президиум на основе выступлений и ответов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, предложений и замечаний, готовит заключение по общественным слушаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квалификацию в сфере охраны окружающей среды и определении допустимости реализации хозяйственной деятельности. Членом президиума не может быть представитель заказчика/инвестора или разработчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государственной власти, местного самоуправления и иных государственных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реализацию намечаемой деятельности.[ ...]

Общественные контрольные функции по проверке выполнения экологических требований реализуются также в рамках общественных слушаний по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. В соответствующем разделе учебника мы обращали внимание на дефекты нормативного регулирования такой процедуры в действующем законодательстве России об окружающей среде. При адекватном правовом регулировании общественных слушаний граждане могут иметь сильные позиции в контроле за подготовкой экологически значимых решений.[ ...]

Общественные слушания или обсуждения организуются и проводятся как на федеральном уровне в случаях, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер, так и на местном уровне или уровне субъекта Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта РФ. С учетом будущего воздействия на состояние окружающей среды на местном уровне или уровне субъекта РФ не очень ясно, что понимается под «преимуществами и издержками реализации принимаемого решения >». Таким образом, вопрос об уровне проведения общественных слушаний нуждается в дополнительном изучении и уточнении правового регулирования.[ ...]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ — важнейший элемент процедуры оценки воздействия на окружающую среду: обсуждение и оценка общественностью последствий размещения экологически вредных объектов и производств.[ ...]

Формы учета общественного мнения определяются условиями социальной и культурной среды. Если в развитых государствах общественные слушания, как правило, проходят в обстановке, когда должностные лица и рядовые граждане свободно контактируют, открыто высказывают свои взгляды, критикуют и оспаривают позицию других, то во многих странах, являющихся членами Банка, массовые собрания подобного рода — экстраординарное событие, которое в одинаковой степени незнакомо как простым гражданам, так и государственным чиновникам; те и другие чувствуют себя на таких собраниях сковано. В подобной обстановке массовые собрания иногда приводят к обратным результатам: возникает атмосфера пассивной враждебности либо иллюзорная картина единодушия, которого на самом деле нет. В таких случаях целесообразны дискуссии с немногочисленными группами и заранее подготовленными вопросами, с непременным присутствием опытного социолога, владеющего родным языком группы, мнение которой предстоит выяснить [246].[ ...]

Поскольку на общественных слушаниях представлены мнения различных общественных групп, необходимо понимать, что у каждой из них свой взгляд на одно и то же явление и проектируемая дорога для каждой группы выглядит по-разному. Для местных жителей дорога — это фрагмент их среды обитания, для заказчика — функциональный объект, для разработчика — инженерное сооружение и технологии и т.д. Последствия от реализации намечаемой деятельности проявляются прежде всего в сознании людей, в их индивидуальном восприятии, изменяющемся в процессе прямого диалога.[ ...]

При проведении общественных слушаний необходимо руководствоваться определенными положениями по информированию населения и общественных организаций о возможных техногенных и экологических опасностях. Эти положения нами в дальнейшем излагаются.[ ...]

Положения об участии общественности. В соответствии с требованиями ЕБРР должны соблюдаться все установленные требования в части проведения общественных слушаний, действующие в стране проекта.[ ...]

На третьем этапе после общественных слушаний готовится окончательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о поступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказчиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.[ ...]

Главная цель проведения общественных слушаний состоит в том, чтобы выявить и зафиксировать последствия реализации намечаемого проекта. Коллективное выявление последствий на общественных слушаниях отличается от группового анализа решений, принятого на государственной экологической экспертизе. На экспертизе группа специалистов решает за остальных членов общества, к каким последствиям для них приведет намечаемая деятельность и какие защитные меры необходимо предусмотреть для соблюдения существующих нормативов. В центре общественных слушаний стоят мнения и суждения общественности и местного населения.[ ...]

Организация и проведение общественных слушаний — забота заказчика до передачи Заявления о воздействии на окружающую среду и других документов, касающихся намечаемой деятельности, на государственную экологическую экспертизу. В Положении не оговариваются сроки проведения таких слушаний, как и источники информирования общественности. Представляется, что срок информирования о намечаемом слушании — за 30 дней до его проведения. Источник осведомления общественности о намечаемой деятельности, результатах ОВОС и одновременно оповещения о дате проведения общественных слушаний — средства массовой информации.[ ...]

Опрос проводился в рамках общественных обсуждений проекта. Суть опроса сводилась к заполнению типовой анкеты. Заключение по результатам опроса было оглашено на общественных слушаниях по ОВОС проекта.[ ...]

В обязанности секретариата слушаний входят регистрация участников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.[ ...]

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по проведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регламенте подготовки и проведения общественных слушаний определяются следующие положения.[ ...]

Бессмысленно на начальном этапе общественных слушаний обсуждать аргументированность требований и заявлений общественности. Подобная ошибка приводит только к обострению переговорного процесса, влечет дискредитацию идеи общественных слушаний и формирует ошибочное мнение, что конструктивного диалога с общественностью не может быть в принципе.[ ...]

Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подписывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.[ ...]

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируется основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.[ ...]

В сборнике использованы материалы общественных слушаний «Тритий - это опасно», проведенных «Центром поддержки Гражданских Инициатив» и «Движением за ядерную безопасность» 28 февраля 2000 г. при поддержке Института содействия общественным инициативам (ИСАР).[ ...]

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.[ ...]

Определенные требования по организации общественных слушаний в процессе подготовки обосновывающей документации устанавливаются в Положении об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (1994) и сводятся к следующему.[ ...]

Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных или иных предложений [114].[ ...]

В соответствии с Положением об ОВОС предмет общественных слушаний (обсуждения в средствах массовой информации) составляет обсуждение: 1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; 2) достоверности представленных результатов ОВОС; 3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.[ ...]

Современные информационные технологии позволяют проводить общественные слушания Деклараций о намерениях, экологических обоснований проектов, результатов ОВОС или непосредственно общественную экспертизу в виртуальном пространстве, путем телеконференций, обсуждений в Интернете. Например, Калининградское региональное отделение Российского геологического общества проводило опрос в Интернете (неофициальную ОЭЭ) по ОВОС проекта обустройства Кравцовского нефтяного месторождения (Д-6), выполненную ООО «ЛУКойл—Калининградморнефть».[ ...]

Как уже отмечалось, третий этап проведения ОВОС посвящается общественным слушаниям решений по объекту.[ ...]

В Положении об ОВОС не решен еще один принципиальный вопрос, связанный с общественными слушаниями. Представляется, что заказчик проекта обязан учесть предложения общественности по вопросам оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Если он отклоняет предложения общественности, к примеру в связи с их необоснованностью либо нереальностью, его решение должно быть мотивировано в письменном виде. Для соблюдения юридических формальностей и действительного учета заказчиком требований и предложений общественности по намечаемой деятельности по результатам слушаний заказчиком и представителями общественности должен составляться протокол, который следует прилагать к документам, направляемым на государственную экологическую экспертизу, и он должен учитываться осуществляющим ее органом.[ ...]

В 2000 году Центр провёл при поддержке «Движения за ядерную безопасность» общественные слушания «Тритий - это опасно. Населению - просто о сложном» с участием представителей санитарной службы и экологического комитета г. Озёрска.[ ...]

Правовой формой участия граждан в процедуре ОВОС в мировой практике являются общественные слушания. Согласно же Положению об ОВОС, заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации. Заказчику легче и удобнее провести обсуждение проекта в средствах массовой информации. Очевидно, такое обсуждение может быть более формальным, чем общественные слушания. Обсуждение в средствах массовой информации, думается, дает заинтересованной общественности меньше возможностей для выражения своего отношения к проекту. Поэтому предложенная альтернатива едва ли оправданна. Думается, законодателю следует ориентироваться на проведение общественных слушаний.[ ...]

Даже в тех случаях, когда НК напрямую затрагивают интересы местного населения, общественных слушаний не проводится, интересы «малых народов» - представителей коренного малочисленного населения - игнорируются. Жалобы последних на сокращение поголовья зверя, рыбы, загрязнение почв и водоемов, шумовое воздействие, сокращение площадей родовых угодий, «дробление» ландшафтов в результате прокладки дорог, строительства трубопроводов, браконьерство со стороны работников НК не принимаются всерьез ни руководством компаний, ни представителями исполнительной власти.[ ...]

В Латинской Америке и на Ближнем Востоке консультации обычно проводятся посредством общественных слушаний. В Африке наиболее вероятно их осуществление с помощью средств массовой информации, особенно радио и прессы. Например, радио используется для привлечения к консультациям глав традиционных общин, но одновременно с этим обеспечивается доведение информации до множества самих общин.[ ...]

Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и готовят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слушаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересованной общественностью. Заказчик и заинтересованная общественность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комиссией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слушаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.[ ...]

Предпринятым мерам по предупреждению неприемлемых для общества последствий намечаемой деятельности должна быть дана оценка общественности на организуемых общественных слушаниях.[ ...]

Использование современных форм электронных коммуникаций (вплоть до телеконференций), безусловно, способно повысить эффективность общественных слушаний, обеспечить всестороннее квалифицированное обсуждение сильных и слабых сторон проекта и даже усовершенствует процедурные аспекты (например, протокол слушаний будет представлять объективный сборник оригинальных высказываний). В итоге общественные обсуждения от фазы эмоциональных непрофессиональных высказываний перейдут к подготовке научно и инженерно обоснованного документа, который в значительной мере облегчит и проведение ГЭЭ.[ ...]

В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим замечаниям должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику, который представляет его на ГЭЭ.[ ...]

В некоторых случаях государственные органы финансируют альтернативные исследования, выполняемые неправительственными организациями.[ ...]

Представленные выше этапы экологической оценки относятся к ответственности Банка, выполняются и контролируются его специалистами. Научные исследования в рамках выданного технического задания и общественные слушания организуются и проводятся заказчиком проекта, однако Банк контролирует ход слушаний.[ ...]

Применительно к предоставлению информации исключение составляет информация, которая носит конфиденциальный характер. Определяя обязанности заказчика, Положение предусматривает, что он осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности.[ ...]

В 2001 г. Всемирный банк объявил о решении предоставить России кредит в сумме 122,5 млн долларов с целью улучшения систем водоснабжения и очистки сточных вод в 13 российских городах с населением до 500 тыс. человек. Будут проведены общественные слушания и экспертиза. Деньги Всемирного банка получат: Астрахань, Чебоксары, Гагарин, Канск, Находка, Орел, Печора, Петрозаводск, Псков, Сочи, Тобольск, Вологда и Воткинск. Основные непосредственные получатели средств — водоканалы городов.[ ...]

В полном соответствии с требуемой «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду...» и федеральным законом «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ (1995 г.) процедурой проведено восемь общественных слушаний проектов поисково-разведочных работ на нефть и газ на шельфе Северного Каспия. Участниками последних из них, проведенных в апреле 2001 года в Астрахани, были председатель Азербайджанского общества охраны природы и представитель компании «Эколекс» (Баку).[ ...]

В большинстве случаев затраты на консультации составляют незначительный процент затрат на экологическую оценку. При проведении консультаций по проекту "Энергетика V” в Малави они составили около 30 тыс. дол. В некоторых экономически развитых странах расходы на организацию и проведение общественных слушаний предписываются законодательством и оплачиваются стороной, выдвинувшей проектное предложение.[ ...]

Сбор, накопление, распространение, доступ к экологически значимой информации регулируется также рядом природоохранительных актов, предусматривающих разнообразные пути и формы сбора, накопления и иные виды обращения с такой информацией. Например, одним из средств получения экологически значимой информации служит проведение общественных слушаний при оценке воздействия новой планируемой деятельности на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы. Второе средство — предоставление предприятием информации государственным природоохранительным органам при обращении к ним с заявками на получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Третье — разного рода маркировки потенциально опасных веществ и продуктов и сопроводительные документы на них. Так, в соответствии с проектом Федерального закона об опасных веществах для распознавания опасных веществ и обеспечения людей, имеющих доступ к ним, информацией по безопасному обращению все опасные вещества должны быть снабжены соответствующей информацией. Кроме того, с целью предоставления потребителю достоверной информации о безопасном использовании, хранении, транспортировании и утилизации предприятие, производящее или поставляющее вещество на рынок, должно составлять паспорт безопасности вещества. Четвертое средство — обращение органов экологического контроля к предприятиям с требованием о предоставлении соответствующей информации.[ ...]

На этом этапе также оцениваются нормативно-правовые аспекты регулирования вопросов природопользования и охраны окружающей среды в районе предстоящей реализации хозяйственной деятельности и формулируются соответствующие положения в Заявление о воздействии на окружающую среду. И что очень важно для дальнейшей работы над ОВОС и подготовки к проведению общественных слушаний решений по объекту, разрабатывается и аргументируется перечень экологических условий для завершения подготовки и реализации решений по объекту по выбранному варианту. При разработке этого перечня в полной мере учитываются результаты и выводы изысканий и исследований, прогнозные оценки, о которых упоминалось ранее, возможные меры по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду, связанных с реализацией планов хозяйственной деятельности и т.п.[ ...]

Цель 3-го этапа проведения ОВОС касается социально-экономических последствий строительства объектов. Под социальными последствиями имеются в виду: вынужденная смена места жительства и работы, ухудшение здоровья населения, изменение традиционных форм занятости, утрата прежних мест отдыха, нарушение границ и условий существования заповедников, повреждение этнических, исторических, культурных памятников. Результаты их работы должны быть сформулированы в письменном виде и содержать рекомендации: либо продолжать строительство с учетом замечаний, либо возвратить проект на доработку, либо приостановить до проведения дополнительных исследований.[ ...]

Геолого-разведочные работы преследуют цель получения сведений о структуре и промышленной значимости запасов нефти, их утверждения на ГКЗ, обустройства разведочных скважин по временной схеме. Начальным условием является высокое качество подготовки площадей к поисковому бурению. На этой стадии нормативными документами предусмотрено начало оценки состояния ОПС, которое можно определить как исследование фонового состояния. Своевременное проведение этого вида исследований имеет принципиальное значение, так как последующие оценки изменений ОС под влиянием возможных технологических операций оцениваются по отношению к фону. Кроме того, постановка фоновых исследований является началом организации системы мониторинга, что создает определенный имидж в общественном мнении и мнении административных органов. Созданию положительного имиджа способствуют общественные слушания, конференции и консультации, а также публикации в печати. Таким образом выявляются интересы различных организаций и населения, которые могут быть затронуты при разработке месторождения. К сожалению, такие мероприятия практикуются слабо и к тому же на более поздних стадиях разработки месторождения, когда конфликты становятся неизбежными.[ ...]

В марте 1993 г. Б. Клинтон поручил А. Гору провести национальное обследование всех государственных программ с целью повышения их эффективности и учета в них принципа предотвращения загряз нения. В августе 1993 г. издан президентский Указ, предписывающий учитывать требование предотвращения загрязнения в сфере: материально-технического снабжения, политических мероприятий и повседневных операций. Создана новая оргструктура при Белом доме - Управление по экологической политике. Реализация принципа предотвращения загрязнений особенно важна в сфере производства и использования токсичных веществ. Поэтому внедрение планового начала в этой области началось уже в 80-х годах в шт. Орегон и Массачусетс. Они первыми в США принялисвои законы о контроле за использованием токсичных веществ и планировании деятельности предприятий. Орегон показал, что лучшим способом снизить негативное воздействие химических веществ на здоровье человека в производственных условиях и ОС является не только техническая помощь предприятиям и мониторинг использования химических веществ, но и участие предприятий в комплексном производственном планировании. Все предприятия Орегона, охваченные федеральной инвентаризацией токсичных выбросов, и все крупные генераторы опасных отходов, обязаны иметь такие планы. В 1992 г. таких предприятий в шт. Орегон было 969. В планах должны присутствовать 7 ключевых компонентов, в т.ч. письменно оформленные заявления о политике управления и о задачах плана. Если предприятие не подготовит план, Министерством издается извещение, обязывающее предприятие исправиться в течение 90 суток, иначе издается распоряжение о невыполнении и назначаются общественные слушания. Эти меры оказались весьма эффективными, чтобы заставить предприятия вовремя готовить планы [103].[ ...]

ru-ecology.info