Зарождение менеджмента. Когда появился менеджмент


История развития менеджмента и его роль в обществе

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента. На сегодняшний день в Казахстане пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Поэтому вопрос о том что такое вообще менеджмент и откуда он берет свое начало имеет крайнюю актуальность. Давайте определимся что такое вообще менеджмент? Что включает в себя данное понятие?

В науке управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей - труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Система менеджмента - это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.

Если взглянуть на предысторию науки менеджмента, то можно заметить что данное понятие появилось не сразу. Как нам стало известно ни одна организация ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизации до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единым сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия» управленческий континуум. составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком -вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное, место добиться выполнения поставленных перед ним задач. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К Маркса и Ф Энгельса. Не снимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента.

Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах

четыре важнейших подхода

Возникновение современной науки управления относится к началу ХХв. И связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а так же на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению -это определенная специальность Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. 

КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В УПРАВЛЕНИИ

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась и основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в челам.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующаяся на четырех главных принципах:

  • четкое функци

articlekz.com

Зарождение менеджмента — Мегаобучалка

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи……………….4

1.1Зарождение менеджмента………………………………………………..4-5

1.2 Понятие менеджмента……………………………………………………5-8

1.3 Разновидности менеджмента……………………………………………8-10

2. Теории менеджмента…………………………………………………….11-14

2.1 Немецкая модель менеджмента………………………………………..15-21

2.2 Американская модель менеджмента…………………………………..22-25

2.3 Японская (азиатская) модель менеджмента…………………………..26-30

3.Использование Западных теорий в России……………………………..31-33

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………....35

 

Введение

За всю историю существования менеджмента ведущие зарубежные страны накопили разносторонние и обширные сведения в области теории и практики управления как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, торговле и других отраслях с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто интересуется этим вопросом. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности.

Курсовая работа посвящена такой теме как: «Современные Западные теории менеджмента».Целью данной работы является изучение основных особенностей Английской, Немецкой и Азиатской модели менеджмента , возможность использования их в России.

Рассмотрены такие вопросы, как:

· Зарождение менеджмента как науки

· Признаки менеджмента

· Преимущества и недостатки Западных моделей

· Применение данных теорий в России

В качестве источников информации при выполнении работы рассматривались различные учебные пособия ,книги , периодические газеты и журналы , а также различные Интернет ресурсы. Были использованы материалы таких авторов, как Кунц Г., ОДоннел, Попов А.В и другие.

1.Основные понятия менеджмента, его сущность и задачи

Менеджмент (англ. – умение обращаться с чем-либо, управление, руководство)- научно-практическое управление, направленное на руководство людьми и производством, позволяющее достичь повышения эффективности производства и общественной действительности наиболее гуманным путем. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики, хотя данный тип управления не является наилучшим, максимально эффективным в любых условиях.

Зарождение менеджмента

Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX - начале ХХ века. Для уяснения почти любого явления, необходимо ответить на два вопроса: «Почему?» и «Зачем?». Итак: почему зародилась наука управления (менеджмент как наука)? - В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы с целью решения стоящих перед фирмой задач. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX - начале ХХ века к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.

В новых условиях опыта и интуиции уже было недостаточно, управление требовало особых знаний, как и любая профессиональная деятельность. Это было причиной зарождения науки управления. Целью новой науки было формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только опыта решать управленческие проблемы в новых условиях, порождаемых промышленной революцией.

Зарождение новой науки - это всегда эпохальное событие, которое неизбежно окутывается мифами. Так, научный менеджмент в нашем сознании связан с именем Ф.Тейлора, которого принято считать основоположником новой науки. Это - не совсем точно. Первая школа менеджмента была открыта в 1881 г. при Пенсильванском университете (США). В этом же году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый научный курс по менеджменту.

Ряд авторов считает, что менеджмент, как новое научное направление, зародился в 1886 г. Именно в этом году Генри Таун - президент компании «Yale and Towne Manufacturing»- на заседании Американского общества инженеров-механиков прочел доклад под названием «Инженер в роли экономиста». В нем доказывалось, что «управление трудовыми процессами» - это практическое искусство, подобное техническому конструированию. Так же как и инженерному делу, управлению необходимо учиться, поскольку управление является профессией. Так началась эпоха менеджмента.

 

Понятие менеджмента

Понятие «менеджмент» довольно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по сути, аналогией понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями.

 

1. Менеджмент как наука и искусство управления базируется на теоретических положениях общей науки управления. Лексическое значение и употребление понятий «менеджмент» и «управление» в отечественной практике близки по смыслу, но не однозначны. Понятие «управление» используется в расширительной трактовке и распространяется на все виды систем (технические, биологические и т.д.) и все их иерархические уровни (макро и микро). Современное понятие «менеджмент» часто связывается с концепциями функционирования организаций в рыночных условиях и распространяется лишь на социально-экономические системы.

2. Менеджмент как вид практической деятельности и процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления организациями.

3. Менеджмент как аппарат управления организациями предлагает структурное оформление определенной сферы практической деятельности.

Понятие менеджмента как аппарата управления применительно к организациям и включает:

· систему управления, обладающую иерархической структурой

· институт менеджеров – руководителей различных уровней, являющихся субъектами управления

Рис.1 Аспекты менеджмента организации

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности. Важнейшей задачи менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Рис.2 Функции менеджмента

megaobuchalka.ru

«менеджмент»

Реферат

Менеджмент в школе

План.

1) Понятия «менеджмент» и «менеджер».

2) Особенности управления образовательными учреждениями

3) Требования к руководителю школы

1) Понятия «менеджер» и «менеджмент»

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это функция деятельности по руководству людьми в различных организациях, т.е. по сути – управления людьми.

Вряд ли в мире найдется, хоть одна организация, которой никто не управляет. Даже организация из одного человека нуждается в управлении. Любая организация нуждается в менеджере. В мире существуют крупные организации, насчитывающие даже сотни менеджеров. Менеджеры появились еще в древние века, когда зарождалось ремесленничество. Первыми менеджерами были мастера цехов еще в начале нашей эры. Менеджеры были и в Советском Союзе, только они назывались по-другому. Вообще, менеджер – лицо осуществляющее управление чем-либо или кем-либо.

Невозможно построить правовое, развитое, нравственное общество, если во главе предприятий, организаций, учреждений и у руля государства стоят специалисты, неграмотные в отношении управления коллективом и ресурсами, которые не в состоянии сделать правильный выбор, принять правильное решение.

Давайте попытаемся поглубже разобраться в том, кто такой менеджер и что представляет собой процесс управления организацией.

Организация как открытая система

Организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Эти цели могут быть самые разнообразные: производство продукции, торговля товарами, предоставление каких-либо услуг, сбор налогов (налоговые инспекции), осуществление политических акций (например, политические партии), религиозные цели и т.д.

Условия существования организации:

1) наличие хотя бы 2-х человек, которые считают себя частью группы или группой;

2) наличие хотя бы 1-й цели, которую члены группы считают общей;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для достижения цели (целей).

Цель для организации очень важна, так как никогда не удастся добиться результата, если не знаешь, чего ты хочешь.

4) все организации нуждаются в управлении.

Организации бывают простые и сложные. Простые состоят из одного небольшого отдела, а сложные включают в себя два и более отделов. Встречаются организации, насчитывающие сотни отделов с иерархической структурой, подразделения которых находятся в разных странах мира. Примером простой организации может быть маленькая парикмахерская, состоящая из одного отдела, занимающего 2 комнаты на первом этаже здания. Сложная организация – “Mc Donalds", представительства которого находятся почти во всех странах мира, который насчитывает более 7000 самостоятельных предприятий обслуживающих посетителей, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, осуществляющих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих строительство магазинов, проводящих рекламу.

Деятельность организации зависит от того, как эта организация построена. То, как построена организация, формирует внутреннюю среду организации. Внутренняя среда организации включает совокупность факторов, влияющих на деятельность организации изнутри: подразделения организации, отношения между работниками, отношения между руководством и подчиненными.

Организация – это не нечто обособленное, работающее исходя исключительно из своих интересов, ни от кого не зависящее образование. Организация – это система, целиком и полностью зависящая от внешней среды.

Внешняя среда – это совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность организации. Она включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику, технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все, что происходит внутри организации. Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Микросреда – среда, с которой непосредственно взаимодействует организация: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты и др. Макросреда – факторы, оказывающие косвенное влияние на деятельность организации: политическая ситуация в стране, уровень научно-технического прогресса, состояние экологии и т.д.

Менеджер

Менеджер -- человек, который руководствуясь современными методами организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников. Менеджер деловой организации во всех решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями. Менеджер по сути осуществляет управление.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Признаки деятельности менеджера:

1. Менеджер руководит работой 1-го или нескольких подчиненных ему сотрудников.

2. Менеджер управляет частью или всей организацией, распоряжается всеми или частью ресурсов организации.

3. Ему предоставляются некоторые полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений.

4. Менеджер принимает на себя ответственность за результаты реализации принятых решений.

5. Менеджер – это человек, который занимает постоянную руководящую должность в организации. Он может быть как владельцем либо совладельцем организации, так и наемным работником.

Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т.д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера – начальникам цехов, начальники цехов – директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров.

В зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров :

1) Менеджеры низшего уровня , так называемые операционные руководители. Круг их задач:

- осуществляют контроль выполнения производственных заданий своими подчиненными;

- отвечают за непосредственное использование ресурсов организации, выделенных для исполнения данного задания;

- разрешают конфликты, возникающие между работниками.

2) Менеджеры среднего уровня . Они подчинены менеджерам высшего уровня и руководят менеджерами низшего уровня. Их задачи крайне разнообразны.

3) Мнеджеры высшего уровня

Как уже говорилось, каждая организация преследует определенные цели в своей деятельности. Цели менеджера – создать условия, благоприятные для достижения целей организации.

Процесс управления организацией

Менеджер организации последовательно выполняет все функции менеджмента: планирование, организацию работы, руководство и контроль. Все эти функции объединяет процесс принятия решений. Этот процесс выполняется менеджером постоянно.

Типы планов организации:

1. Цели организации – проект будущего организации.

2. Стратегии – генеральная программа действий по достижению глобальных целей организации. Составляется на длительный период.

3. Политика – общее руководство для действий и принятия решений при достижении целей организации. Это “кодекс законов” организации.

4. Процедура – хронологическая последовательность ряда шагов, которые необходимо предпринять для достижения поставленных целей.

5. Правило – руководство к действию (что должно быть сделано в определенных условиях при определенной ситуации).

6. Программа – совокупность шагов, которые необходимо предпринять, ресурсов, которые следует использовать, заданий, которые необходимо выполнить.

7. Бюджет – финансовый план организации.

Организация

Организационная деятельность представляет собой процесс упорядочения взаимоотношений и взаимодействий работников организации для достижения общих целей. Основная цель этого процесса – сделать сотрудничество людей эффективным.

Процесс организации включает в себя следующие этапы:

1) определение целей и задач, которые необходимо решить;

2) на базе этих задач выявление и видов деятельности, которые необходимо осуществить, т.е. определение характера работ;

3) создание подразделений, т.е. группировка работ в отдельные блоки.

4) наделение руководителя каждой группы полномочиями, необходимыми для обеспечения успеха деятельности организации.

В более узком понятии организация представляет собой:

1) определение конкретных заданий;

2) распределение работ среди отдельных лиц и групп работников;

3) координацию их действий.

Руководство

Руководство представляет собой гармоническое единство понятий лидерства и мотивации.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижения целей организации. Менеджер становится лидером только благодаря готовности людей разделять его взгляды и следовать за ним. Эффективность лидера определяется не набором личных качеств руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Мотивация – процесс побуждения работника к эффективной деятельности, направленной на достижение целей организации. Менеджеру необходимо создать все условия чтобы: люди пришли работать в организацию, люди оставались работать в организации, люди работали эффективно. Процесс мотивации неразрывно связан с понятиями потребность и вознаграждение.

Контроль

Контроль представляет собой процесс сопоставления реально достигнутых результатов с желаемыми, запланированными; установление факта достижения целей организации, выявление отклонений от запланированного и принятие решений о корректировках с тем, чтобы цели были достигнуты.

mirznanii.com

МЕНЕДЖМЕНТ - это... Что такое МЕНЕДЖМЕНТ?

МЕ́НЕДЖМЕНТ [мэ́; нэ], -а; м. [англ. manadgement] Совокупность методов, приёмов управления производством. Теория менеджмента.

МЕ́НЕДЖМЕНТ (англ. management, от manage — управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования фирмой таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства. Соответственно можно выделить: менеджмент персонала, оперативный менеджмент, финансовый менеджмент и т. д. Развитие современного менеджмента во многом обусловлено изменением характеристик экономической среды. Для первого его этапа (этапа массового производства) был характерен практически неограниченный объем потребительского спроса и слабое вмешательство государства в проблемы бизнеса. На втором этапе (этапе массового сбыта) началось насыщение спроса и изменение его структуры; государство проявило себя активным участником экономической жизни (особенно жестким был государственный контроль в 1930—50-е гг.). Наконец, на постиндустриальном этапе (см. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО) произошла трансформация рынка производителя в рынок потребителя, индивидуализация спроса и обострение международной конкуренции. В современных условиях менеджеры вынуждены считаться с требованиями социально-ориентированного маркетинга (см. МАРКЕТИНГ) и поддерживать тесные связи с общественностью. Изменилась и роль представителей различных сфер бизнеса в формировании стратегии фирмы и управлении ею. На начальных этапах главную роль в менеджменте играли специалисты по организации эффективного производственного процесса. Их сменили представители финансовых кругов, нацеленные на получение максимальной прибыли от манипуляций с финансовыми ресурсами фирмы. Во время Второй мировой войны главным менеджером в управлении производством вынужденно выступало государство, этот период в истории индустриально развитых стран мира можно назвать «национальными капитализмом». В настоящее время решающую роль в управлении фирмой чаще всего играют профессиональные менеджеры, не являющиеся владельцами предприятия, либо владеющие относительно небольшими пакетами их акций. Для современного менеджмента характерен перенос основных акцентов с развития внутренних факторов производства (см. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА) к развитию фирмы как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой и оперативно реагирующей на ее изменения. Большое значение придается информационной поддержке управленческих решений. Для этого используются современные электронные средства коммуникации, а также новейшие разработки в области прогнозирования, сценарное и ситуационное планирование. Менеджмент уделяет особое внимание роли человеческих ресурсов и факторам, оказывающим влияние на эффективность их использования, таким как корпоративная культура и стиль управления компании, мотивация работников, взаимоотношения в коллективе и пр. Для того чтобы фирма могла адекватно реагировать на изменения внешней среды, ее управление должно основываться на стратегических планах, представляющих собой совокупность правил деятельности и ориентиров развития, рассчитанных на достаточно длительный срок. В 1980—1990-е гг. интегрирующим фактором все больше становился маркетинг (см. МАРКЕТИНГ), ориентирующий все подразделения фирмы на производство определенной продукции, а также призванный сформировать гармоничные отношения с поставщиками, потребителями и конкурентами. Появившееся понятие маркетинг-менеджмент описывает схему управления, в которой все операции фирмы выстраиваются в соответствии с целями ее маркетинговой стратегии.

dic.academic.ru

Что такое менеджмент?

Термин «менеджмент» означает «управление». Управление представляет собой организацию воздействий, направленных на достижение целей. Таким образом, менеджмент – это сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус», что в переводе означает «рука»; первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позднее это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями (предприятиями).

Какие существуют определения менеджмента?

Существует множество определений менеджмента:

Авторы определения Определение
В.А. Абчук управление – это наука, позволяющая находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих
Р. Баттрик управление – это организация и реализация целенаправленных воздействий
П.Ф. Друкер управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу
А.В. Карпов управление – это совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного установления взаимодействия между элементами производственной системы исходя из ее целей и единства функций
В. Кнорринг управление – это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов
С.Н. Князев управление – это информационный, целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей, обусловленный действием объективных экономических законов общества и обеспечивающий целенаправленное поведение этих коллективов при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия управленческих решений
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури управление – это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь сформулировать и достичь целей
А. Файоль управление – это функция административного персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации

Какова роль менеджмента на предприятии?

Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений. Именно менеджмент обеспечивает связанность и интеграцию экономических процессов на предприятии, в регионе, в стране.

Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инвариантны социально-экономической системе и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных системах (в технических устройствах, в живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от гр. kybernetikc – искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятностные системы, как экономика предприятия, отрасли, региона, человеческий мозг и др.

В сфере производства уровень управления, как правило, обусловливает перечень и содержание управленческих задач. На предприятиях независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, ради чего создано и функционирует предприятие) до методов сбыта продукции и полной ответственности за успех или неудачу деятельности.

В условиях конкуренции эффективность – главное условие выживания фирмы и главная цель менеджмента. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды – на потребителя, в части внутренней среды – на персонал.

Следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент: во-первых, это способ, манера общения с людьми, во-вторых, это власть и искусство правления, в-третьих, это особого рода умелость и административные навыки. Наконец менеджмент – это и еще орган управления, административная единица.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и предприятием в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения целей предприятия посредством привлечения других людей. Субъектом этого процесса является менеджер, то есть руководитель любого уровня управления, будь то директор предприятия, начальник производственного участка, глава юридической консультации, главный врач в медицинском учреждении и т.п.

Как можно охарактеризовать символический ключ менеджмента?

Символический ключ менеджмента: «цели-человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде – на потребителя, во внутренней – на персонал».

В науке современного менеджмента выделяют следующие черты:

  • системный подход к управлению;
  • ситуационный принцип управления;
  • определяющая роль организационной культуры;
  • механизация и автоматизация управленческих процессов;
  • демократизация управления;
  • интернационализация менеджмента.

Почему необходимо изучать менеджмент?

Попробуем объяснить, почему так важно изучать в настоящее время менеджмент как учебную дисциплину.

Предположим, вы работаете во главе собственного предприятия. О чем вы как руководитель считаете в первую очередь? Наверное, о том, как организовать производство и есть ли для этого объективные факторы. Важным вопросом при этом является организация взаимодействия сотрудников для реализации поставленных целей. Вы также думаете о том, как получить максимальную прибыль, заплатить налоги, расплатиться с долгами, какой объем финансовых средств направить на развитие предприятия и, наконец, как распределить прибыль между собственниками и работниками предприятия. Итак, какую роль вы играете, пытаясь найти ответы на все эти сложные вопросы?

Вы можете быть экономистом, технологом, юристом, конструктором, банкиром… Но, независимо от того, чем занимается ваша фирма (производством, юридическими консультациями, торговлей, посредническими услугами), вы, прежде всего, менеджер, т.е. организатор и вдохновитель всей вашей деятельности как внутри предприятия, так и в его отношениях с внешней средой.

Вы наметили цели, сформировали коллектив единомышленников, который вместе с вами трудится для достижения этих целей, или вам еще предстоит сформировать такой коллектив. При формировании коллектива вы исходите из того, что ваши сотрудники имеют свои собственные цели, которые также необходимо учитывать. Вы производите продукцию, которую необходимо сбывать, это означает, что нужно найти рынки сбыта. Занимаясь сбытом продукции, вы должны думать о том, что делают ваши конкуренты, научиться влиять на них. Одновременно со всем этим вы должны постоянно думать о развитии и совершенствовании работы на вашем предприятии, чтобы вовремя перейти на выпуск новой продукции, реконструировать действующее производство или закрыть его.

Существует ли у вас научная база для решения перечисленных проблем? Наверное, трудно управлять без опыта и знаний, которые должны постоянно обновляться? А как управлять, если опыта и знаний нет вовсе? Вот тут и поможет менеджмент. Он знакомит с современными методами управления и особенностями их применения в условиях различных предприятий, учит использовать свои знания о конкретной экономической ситуации. Менеджеры обязаны оперативно принимать управленческие решения, которые должны быть как эффективными, так и соответствовать действующему законодательству. Менеджмент учит, как организовать четкую работу предприятия, при этом работники должны ясно понимать, что, как и для чего они делают.

Для того, чтобы предприятие могло добиться своих целей, его задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является весьма важной деятельностью. Оно является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени требует координации. В управлении нуждаются не только производство и сервисно-консультационные организации, но и государство, регионы, области, больницы и университеты, церкви и агентства социального обеспечения. Кстати, философы древности считали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение старшинства между людьми.

Из каких компонентов состоит современный менеджмент?

Комплекс менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.

  1. Стратегический менеджмент – постановка и достижение главных стратегических задач, что включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.
  2. Управление персоналом – все цели организации достигаются посредством людей – важнейшей составляющей системы управления.
  3. Управление технологическими процессами осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.
  4. Управление финансами – осуществляется через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.
  5. Управление материально-техническим снабжением решает задачи обеспечения поставок сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий.
  6. Управление сбытом осуществляется на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды.
  7. Управление недвижимостью: эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью.
  8. Инновационный менеджмент, т.е. управление развитием – необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях, при этом планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения.
  9. Управление качеством является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции.

Какие выделяют вехи в развитии менеджмента?

Краткая характеристика основных направлений в менеджменте:

  1. школа научного управления (рационалистическая школа) (1885-1920) – основатели: Тейлор, Гилберт. Основной принцип, главная идея – рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
  2. административная (поведенческая) школа – 1920-1950 г.г. – А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея – существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
  3. школа человеческих отношений (1930-1950г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу. Основная идея: для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
  4. поведенческая школа (1950-настоящее время), представители – Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк. Центральная идея: эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
  5. количественная школа (1950-настоящее время) – Винер, Акофф, Берталанфи. Основная идея: оптимальные управленческие решения можно найти с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

topknowledge.ru

Что такое менеджмент?

В последние пару десятков лет термины «менеджмент» и «менеджер» основательно вошли в нашу с Вами жизнь, но зачастую люди используют их, не понимая значения. В этой статье мы расскажем о том, что такое менеджмент.

Менеджмент: определение понятия

Термин «менеджмент» происходит от английского «management», что буквально переводится "руководство, управление". Существует несколько понятий менеджмента:

  1. Менеджмент – это, прежде всего наука. Это целая система знаний, которая представляет собой теоретическую и практическую базу в управлении какими-либо ресурсами.
  2. Менеджмент – это и сам процесс управления, который осуществляется посредством выполнения следующих функций: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль и анализ.
  3. Менеджмент – это искусство управления. Помимо научных знаний, для управления нужен талант и умение применять эти знания, наука дает знания и практикум по управлению, ну а в конкретной ситуации нужно чувствовать, как действовать.
  4. Кроме того под менеджментом понимают управленческий аппарат, то есть совокупность всех подразделений управленческого персонала.

В соответствии со всеми этими понятиями, менеджер – это профессиональный управленец, который обладает специальными знаниями, навыками, и в идеале, талантом и собственным стилем управления.

Различают три уровня управленцев: менеджеры высшего звена, среднего звена и низового звена.

  • К менеджерам высшего звена относят, так называемых, топ-менеджеров, это непосредственно руководители предприятий, органов власти.
  • К менеджерам среднего звена относятся управленцы, которые подчиняются топ-менеджерам и управляют линейными руководителями.
  • К менеджерам низового звена относятся линейные руководители, которые непосредственно управляют исполнителями.

Кроме того часто возникает вопрос: Что такое менеджмент организации?. Ответ на него прост – это непосредственно управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.

Что такое система менеджмента

Система менеджмента – это система управления различными ресурсами организации, будь то человеческие, технические, финансовые и другие,  для достижения поставленных целей.

Качественные системы менеджмента опираются на такие фундаментальные науки как математика, психология, статистика, эконометрия, информатика. Система менеджмента является динамичной системой, она подстраивается под изменяющиеся условия, то есть развивается.

Современная компания ставит перед собой и решает целый комплекс задач, которые и определили структуру современного менеджмента, к

elhow.ru