Классификация профессий. Психологическая классификация профессий. Классы профессий


2.2. Классификации профессий

Для оптимизации работы по описанию большого количества профессий разрабатывались их классификации. Критериями классификаций чаще всего служила отраслевая принадлежность профессий, что создавало большие трудности в их отнесении к тому или иному классу. Позднее появились классификации, основанные на более существенных основаниях, связанных с технологическими характеристиками.

За рубежом наиболее популярной является классификация профессий, разработанная американским психологом Джоном Холландом. В соответствии с ней профессии делятся на 6 типов:

  • реалистичный (рабочие в промышленности и сельском хозяйстве, техники),

  • интеллектуальный (ученые, программисты),

  • артистический (специалисты в сфере искусства)

  • социальный (врачи, педагоги, психологи)

  • предприимчивый (коммерсанты, менеджеры, журналисты, юристы, политики)

  • конвенциальный (бухгалтеры, канцелярские служащие).

В России наиболее распространенной является классификация Е. А. Климова, которая делит профессии по предмету труда (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ и человек-природа), по целям труда (гностические, преобразующие, изыскательские), по средствам труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные), по условиям труда (в помещении, на открытом воздухе, в экстремальных условиях и в условиях повышенной ответственности). Однако в связи со сложностью использования целей, средств и условий труда в качестве критериев классификации профессий, на практике классификацию Климова сводят только к пяти типам профессий по критерию предмета труда [47].

К этому традиционному делению профессий на пять типов по критерию предмета труда мы добавили деление профессий по критерию характера труда на два класса: алгоритмический (исполнительский) и эвристический (творческий), получив ставшую популярной карту профессий, состоящую из десяти профессиональных групп (Таблица 1) [43].

Таблица 1. Карта профессий

Типы профессий по предмету труда

Классы профессий по характеру труда

Задачи труда

Способности работника

Алгоритмический, исполнительский (А)

Эвристический, творческий (Б)

«Человек-человек» (1)

Агент

Медсестра

Милиционер

Официант

Проводник

Продавец

Санитар

Социальный работник

Воспитатель

Врач

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Тренер

Учитель

Юрист

Медицинское обслуживание, обучение и воспитание, бытовое обслуживание, торговля, правовая защита, управление людьми

Установление и поддержание контактов, понимание людей, влияние на других, выдержка и доброжелательность, речевые способности

«Человек-техника» (2)

Бетонщик

Водитель

Каменщик

Крановщик

Маляр

Машинист

Механик

Монтажник

Наладчик

Оператор

Плотник

Сварщик

Слесарь

Станочник

Токарь

Фрезеровщик

Швея

Штукатур

Электромонтер

Инженер

Конструктор

Технолог

Обработка материалов и изделий, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация и ремонт техники, промышленность, транспорт, связь, строительство

Наглядно-образное мышление, пространственные представления, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость

«Человек- «информация» (3)

Кассир

Машинистка

Наборщик

Радист

Телефонист

Чертежник

Библиотекарь

Бухгалтер

Геодезист

Математик

Переводчик

Программист

Редактор

Штурман

Экономист

Работа с текстами, таблицами, схемами, сигналами, информация и связь, финансы

Отвлеченное мышление, оперирование числами, длительное и устойчивое сосредоточение внимания, усидчивость

«Человек-искусство» (4)

Закройщик

Парикмахер

Повар

Портной

Реставратор

Фотограф

Ювелир

Актер

Архитектор

Журналист

Модельер

Музыкант

Хореограф

Художник

Создание и воспроизведение художественных произведений, создание чувства удовольствия, искусство

Художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение

«Человек-природа» (5)

Животновод

Зоотехник

Лесничий

Овощевод

Озеленитель

Садовник

Фермер

Цветовод

Агроном

Биолог

Ветеринар

Геолог

Фармацевт

Физик

Химик

Изучение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных

Наблюдательность, ориентирование в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, выносливость и терпеливость

Задачи труда

Выполнение решений, работа по заданному образцу, соблюдение имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипный подход к решению проблем

Анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организация и управление, конструирование, проектирование, разработка новых образцов, принятие нестандартных решений

Способности работника

Стандартное мышление, практичность, исполнительность

Независимое и оригинальное мышление, высокий уровень умственного развития

Карта профессий представляет собой наглядное и метафорическое представление психологической классификации профессий и может быть использована с целью информирования клиента о видах профессий, о предъявляемых ими требованиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда – к одному из пяти типов и на основании характера труда – к одному из двух классов. Поэтому классификация профессий является двухмерной и состоит из 10-ти клеток. Пять строчек по горизонтали, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а две колонки, обозначенных буквами «А» и «Б», соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свой буквенно-цифровой индекс, например: «А1» – исполнительские профессии типа «человек-человек», «Б2» – творческие профессии типа «человек-техника» и т.д.

Разумеется, ряд профессий может быть с определенной степенью условности отнесен к двум или нескольким типам и классам в зависимости от специализаций. Например, большинство практических психологов, занимающихся консультированием, тренингами, психотерапией, преподавательской деятельностью, несомненно, относятся к представителям профессий типа «человек-человек». Но психологическая деятельность, связанная с научными исследованиями и психодиагностикой, относится, скорее, к профессиям типа «человек-информация», нейропсихология и психофизиология – «человек-природа», арт-терапия – «человек-искусство». Профессия воспитателя учреждения дошкольного образования, в определенной мере, может быть отнесена как к исполнительскому, так и к творческому классу.

Каждая группа объединяет несколько профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, статус предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

С целью ориентации клиента на профессии, по которым возможно трудоустройство и обучение, рекомендуется составлять карту профессий отдельно для каждого региона. Это делается на основании конкретной информации о вакантных рабочих и учебных местах, имеющихся в регионе, полученной при анализе современных банков вакансий государственной службы занятости и коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров.

studfiles.net

Классификация профессий. Психологическая классификация профессий :: SYL.ru

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности, наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Следующие две категории уже не относились к рабочим профессиям.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек – человек", "человек – живая природа", "человек – знаковая система", "человек – художественный образ", "человек – техника".

Расшифровка типов профессий по Климову

"Человек – человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

"Человек – живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

"Человек – техника". Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

"Человек – художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

"Человек – знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие – это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские – профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

www.syl.ru

Классификация профессий

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется. Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности. Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: · реалистический, · интеллектуальный, · социальный, · конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), · предпринимательский, · художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: · реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, · интеллектуальный - на умственный труд, · социальный - на взаимодействие с социальной средой, · конвенциональный - на четко структурированную деятельность, · предпринимательский - на руководство людьми и бизнес, · художественный - на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 12). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Рис. 12. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.

Таблица

Связь типа личности и типа профессиональной среды

(по Дж.Холланду)

Тип личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

Х

Реалистический (Р)

Интеллектуальный (И)

Социальный (С)

Конвенциональный (К)

Предпринимательский (П)

Художественный (Х)

+ +

+

- -

+

-

-

+

+ +

-

-

- -

+

- -

-

+ +

-

+

+

+

-

-

+ +

+

- -

-

- -

+

+

+ +

-

-

+

+

- -

-

+ +

Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения: + + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде; + тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде; - тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде; - - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде. Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности. Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым . В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: 1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра. Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание). Примеры: в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе "человек - знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе "человек - художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед. 2. Преобразующие профессии (П). Примеры: в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. 3. Изыскательские профессии (И). Примеры: в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе "человек - знаковая система" – программист, математик; в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор. По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора. 2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.). По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы: 1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь. Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Используя условные обозначения, можно дать обзорную "карту" мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте. Обзорная схема классификации ("карта" мира профессий) может выглядеть так: "Моя профессия" Группы профессий бонм Отделы профессий РМАФ Классы профессий ГПИ Типы профессий ПТЧЗХ Формула "моей профессии", или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которые расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип; 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой: ЗПаб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д. В заключение еще раз подчеркнем, что приведенная классификация предназначена для профориентационной работы. Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики в их работе, внутренних и внешних средств труда. Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде таблицы, столбцы которой соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а строки - условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования.

Таблица

Обзорная "карта профессий"

Учебное заведение, форма профессиональной подготовки

Тип профессий (по главному предмету труда)

П (живая природа)

Т (техника, неживая природа)

Ч (человек, сообщества)

З (знаковые системы)

Х (художественный образ)

Обучение непосредственно на производстве, в профессионально- техническом училище

1

2

3

4

5

Техникум, училище, профессиональная школа

6

7

8

9

10

Институт, университет, академия

11

12

13

14

15

Предложенная обзорная классификация профессий подразделяет весь мир профессий на 15 зон. Это значительно уменьшает неопределенность выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей. Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (например, зоны 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. Так, например, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной области труда, чем мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского вагона дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке зданий и помещений (5). Но и признак необходимого образования тоже может быть важным для человека. К примеру, он не располагает возможностью долго учиться и вынужден думать о скорейшем обретении экономической самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного теоретического образования (верхняя из трех основных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для профессионального роста) другие зоны в пределах избранного столбца ("поработаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера"; "поработаю проводником пассажирского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по эксплуатации железных дорог или инженером-организатором дорожного движения"; "поработаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на программиста-математика", и т.д.). Профессиональное образование нуждается в классификации профессий, пригодной для подготовки специалистов в учебных заведениях на основе учета потребностей экономики в профессиях и их распространенности. Такая работа ведется. Так, в 1987 г. был утвержден очередной общесоюзный перечень профессий для подготовки рабочих в системе профтехобразования. Общее число учебных профессий было сокращено до 1193. Основным недостатком этого перечня была ориентация на профессии узкооперационного профиля. В июне 1994 г. Министерство образования России утвердило федеральный стандарт начального профессионального образования. В Госстандарте определен перечень учебных профессий и специальностей. В основу классификации учебных профессий положены следующие принципы: • систематизация перечня профессий в соответствии с крупными отраслевыми комплексами; • формирование профессий на основе общности технико-технологических параметров или трудовых функций; • введение характеристики сложности профессий. Введение Госстандарта на перечень учебных профессий направлено на повышение качества подготовки рабочих и служащих за счет регламентации учебно-программной документации, упорядочения системы контроля за результатами обучения, обеспечения единого образовательного пространства. Перечень призван также обеспечить эквивалентность профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в международном рынке труда. Основной недостаток нового перечня профессий, как и предыдущих, заключается в том, что он составлен из числа реально существующих профессий. Состав и содержание этих профессий стали результатом развития экономики, техники, технологии, условий и организации труда. Речь же идет об учебных профессиях. Они должны перекрывать содержание ныне действующих профессий, иметь экстрафункциональный компонент, ориентированный на перспективы развития профессий. А в отдельных случаях учебная профессия может объединять, интегрировать несколько родственных специальностей и профессий. Это принципиально новые профессионально-педагогические образования. Их необходимо разработать, сконструировать. Формирование содержания и состава учебных профессий должно основываться на учете трех факторов: технико-технологического, политехнического и личностного. Рассмотрим влияние этих факторов на образование учебных профессий. В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства. Внедрение информационных технологий, гибких автоматизированных производств, новых организационных форм труда существенно изменило требования к современному специалисту. Стали востребованы работники широкого профессионального профиля. Нечеткий рынок труда затрудняет прогнозирование профессиональной квалификации и требует большей универсализации профессиональных функций специалистов. Научно-технический прогресс сопровождается интеграцией различных видов деятельности. Наряду с этим происходят процессы образования комплексов видов деятельности на единой технико-технологической основе. Обоснуем это положение. Под техникой подразумевают орудия, инструменты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком для преобразования окружающей среды. Технология - более широкое понятие, она представляет собой сложную развивающуюся систему искусственных устройств техники, производственных процессов и операций, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления и др. Технологии интегрируют достижения науки и практики, определяют прогресс общества.. Основанием дифференциации технологий могут стать обобщенные технологические действия, обладающие интегративным единством и отличительными особенностями. Все многообразие технологий, характеризующихся единством технологические действий, может быть дифференцировано на следующие профессиональные профили: • информационные технологии - получение, анализ и обработка информации; • экологические технологии - поддержание оптимальной) среды обитания; • экономические технологии - предпринимательство и бизнес; • производственные технологии - создание материальных ценностей; • аграрные, земледельческие технологии - выращивание культурных растений; • социальные технологии - стабилизация и улучшение взаимодействия людей. Виды технологий могут стать основаниями для формирования групп учебных профессий, которые правильнее было бы назвать профилями профессий. Такой подход позволит значительно сократить группы профессий. Основанием для проектирования учебных профессий могли бы стать политехнические знания и умения. В производственной деятельности современного специалиста возрастает значение социально-технических, физико-технических, химических, биотехнических, экономических, экологических и других видов знаний. К факторам, детерминирующим необходимость профессионального политехнического образования, относятся: • интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства; • усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем, электроники, пневмоники, хромотроники и т.д..; • развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии; • универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда. Важным фактором, детерминирующим необходимость проектирования учебных профессий, является личностный. В последние годы существенно обогатилось понятие "квалификация". Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий. К профессионально важным качествам относятся ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Всего выделено около 50 ключевых квалификаций. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств. Три выделенных фактора: технологический, политехнический и личностный - могут стать основой проектирования личностно ориентированного содержания каждого профиля. При проектировании учебных профессий ведущими могли бы стать следующие принципы: • взаимосвязи педагогических технологий и современных производственных технологий; • профессионального самоопределения личности; • прогностического отражения содержания профессий; • интеграции личностно ориентированных технологий обучения и производственных технологий в профессиональные профили. Реализация этого подхода положительно скажется на унификации учебных планов и программ, существенно облегчит 5 стандартизацию начального профессионального образования.

studfiles.net

Разработка урока по теме "Профессия. Специальность. Классификация профессий". Модуль "Мир профессий". Предпрофильная подготовка (8–9-е классы)

Разделы: Технология

Комментарии автора

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.

Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:

Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.

Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:

Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.

Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.

Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.

Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
  • Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
  • Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Обучающиеся должны знать:

  • Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
  • Классификацию профессий.
  • Критерии анализа профессий.

Обучающиеся должны уметь:

  • Оперировать понятиями по теме урока.
  • Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

Оборудование:

  • таблица “Классификация профессий”;
  • раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
  • иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
  • бланки опросника для обучающихся;
  • эпиграфы на доске
    • “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
    • “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

Межпредметные связи: история, обществоведение.

Ход занятия

1. Организационный этап.

Вступительное слово педагога

Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Формулировка темы и целей и задач урока

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Этап изучения нового материала

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

План анализа профессии.

Название профессии, специальности.

История профессии.

Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

4. Специальности.

5. Уровень базовых знаний.

6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

Медицинские противопоказания.

Родственные профессии.

Область применения.

Пути получения профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.

Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

  • профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
  • профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

Классификация профессий:

  • по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
  • по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
  • по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий:

  • по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
  • по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
  • по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
  • по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
  • по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
  • по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

Классификация профессий

Группы профессий по условиям труда

Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.

Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.

А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”,

Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ”

Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

3. Этап закрепления нового материала

Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.

Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.

1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.

Профессии Специальности Специализации Должности
врач

преподаватель

медсестра

агроном

бухгалтер

педиатр

учитель начальных классов

автослесарь

продавец непродовольственных товаров

инженер-конструктор

семейный доктор

слесарь по ремонту радиоаппаратуры

продавец бакалейного отдела

главврач

вахтер

директор фирмы

сторож

завуч

дворник

2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.

Преобладает умственный труд Преобладает физический труд

Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

4. Этап подведения итогов

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
  • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
  • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классы профессий

&nbspСуществует два варианта классификаций профессий по классам. Первый вариант:

  • исполнительский (алгоритмический)
  • творческий (эвристический)
Второй вариант:

  • гностический
  • преобразующий
  • изыскательский
Исполнительский (алгоритмический) Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюденем имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем. В основном, не требуют высшего образования (агент, продавец, медсестра, станочник, озеленитель, машинистка...). Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • работать руками
  • выполнять чьи-то решения
  • воспроизводить уже имеющиеся образцы, размножать, копировать
  • точно следовать инструкциям и работать по заданному алгоритму
  • выполнять однообразную работу
  • соблюдать правила и нормативы
  • получать конкретный практический результат
Творческий (эвристический) Профессии данного класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением,конструированием, проектированием,разработкой новых образцов,принятием нестандартных решений. Требуют независимого оригинального мышления и высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик...) Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • создавать новые инструкции и давать четкие, понятные указания
  • принимать нестандартные решения
  • легко придумывать новые способы деятельности
  • брать на себя ответственность
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других
  • работать головой
  • принимать решения
  • создавать новые образцы
  • анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать
Гностический Профессии данного класса связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем. Образование зависит от професии (контролеры-приемщики готовой продукции, товароведы-бракеры, инспекторы, следователи, корректоры...) Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • выраженная познавательная активность
  • устойчивость внимания
  • наблюдательность
  • брать на себя ответственность
  • контролировать и отслеживать работу других
  • работать головой
  • анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать
  • высокая работоспособность соответствующих органов чувств.
Преобразующий Профессии данного класса связаны с преобразованием, обработкой, упорядочинием, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.Образование зависит от професии (полеводы, животноводы, инженеры, водители, станочники, монтажники, конструкторы, менеджеры, брокеры, преподаватели, экскурсоводы, наборщики, бухгалтеры, операторы вычислительных машин, маляры, граверы, художники-оформители....) Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • склонности к практическому влиянию на окружающую среду
  • активность, работоспособность
  • наблюдательность
Изыскательский Профессии данного класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов. Чаще требуют высшего образования(селекционеры, конструкторы, закройщики, работники служб научной организации труда, программисты, модельеры, архитекторы, цветоводы-декораторы, визажисты, стилисты, художники, композиторы...) Необходимые склонности и способности для данного класса профессий:
  • выраженная познавательная активность
  • интерес к новому
  • наблюдательность
  • брать на себя ответственность
  • высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материала
  • спообность легко отказаться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений.

на главную

spravochnikprof.narod.ru

Классификация профессий

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль – то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

 

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Художест-венный образ

Условия труда

Бытовые

На открытом воздухе

Необычные

C повышенной моральной ответственностью

 

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизированные

Функциональные

 

Цели труда

Гностические

Преобразу-ющие

Изыскательские

 

 

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

·         растения

·         животные

·         микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

 "Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

В этой категории ведущим предметом труда являются технические объекты (механизмы,  машины), виды энергии, материалы.

Профессии: столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания – технические объекты и их свойства.

К профессиям этого типа относятся:

·         профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

·         профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

·         профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

·         профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

·         профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

·         профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

·         профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

·         профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки.  Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии: учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

·         профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

·         профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

·         профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

·         профессии по информационному обслуживанию;

·         профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

·         профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

·         хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

·         потребность в постоянном общении;

·         способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

·         умение разбираться во взаимоотношениях людей;

·         умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

 "Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е  С И С Т Е М Ы"

В этой категории профессий главным предметом труда являются цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки.

Профессии: инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

·         профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

·         профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

·         профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек – знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

 "Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й  О Б Р А З"

В этой категории профессий основным предметом труда является художественный образ и различные способы его создания.

Профессии: художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек – художественный образ» объединяет в себе:

·         профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

·         профессии литературно-художественной направленности;

·         профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек – художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

·         Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) – инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

·         Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности – агроном, полевод, пожарник, строитель;

·         Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством – водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

·         Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности – врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

·         профессии, где используется ручной труд – хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

·         профессии, где используются машины с ручным управлением – машинист, водитель, оператор связи, токарь;

·         профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии – аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

·         профессии, где используются функциональные средства труда – дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

·         гностические: различить, проверить, оценить, распознать – контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

·         преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать – преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

·         изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант – художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК – юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ – юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ – за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ – в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ – язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ – использование компьютера.

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию – тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика –  изыскательскими целями, профессия каскадера –  необычными условиями).

ucheba34.ru

Классификации профессий

Классификации профессий - типы, классы, отделы и группы. Формула профессии. Советы карьеристам Выбор профессии Выбор профессии - это довольно непростое дело. Нужно не только определить, какая профессия больше подходит по личностным качествам, но и понять, а чем можно заниматься конкретно, выучившись по определенной специальности. Ведь важно не только кем работать, но и с кем! Существует несколько классификаций профессий. Начните с первой и постепенно, при работе с последней классификацией у вас выстроится более или менее четкая картина, кем и с кем вам лучше работать. Типы профессий. 1. "Человек - живая природа". (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог). 2. "Человек - техника и неживая природа" (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, (слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания). 3. "Человек - человек" (Ч). Здесь предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста; (продавец, парикмахер, врач, учитель). 4. "Человек - знаковая система" (З). Представители профессий этой системы занимаются естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами. (программист, математик, чертежник-картограф, редактор издательства, языковед). 5. "Человек - художественный образ" (Х). Здесь основными объектами деятельности являются факты художественного отображения действительности. (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балет, актер драматического театра). Нужно помнить, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Например, дирижер хора - это и музыкант, и организатор группы людей. Классы профессий. 1. Гностические профессии (Г). От др. греческого "Знание". Примеры в типе: "Человек - природа" - дегустатор чая, контролер-приемщик фруктов; "Человек - техника" - контролер готовой продукции в машиностроении, пирометрист; "Человек - человек" - судмедэксперт, социолог; "Человек - знак" - корректор в типографии, бухгалтер-ревизор; "Человек - художественный образ" - искусствовед, театровед. 2. Преобразующие профессии (П). Например: "Человек - природа" - зооинженер, мастер-животновод, агроном по защите растений; "Человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь; "Человек - человек" - учитель, педагог-тренер, психолог-практик, экскурсовод; "Человек - знак" - машинистка-стенографистка, чертежник-картограф, бухгалтер; "Человек - художественный образ" - художник-оформитель, цветовод-декоратор. 3. Изыскательные профессии (И). Примеры в типе: "Человек - природа" - летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; "Человек - техника" - раскладчик лекал, инженер-конструктор; "Человек - человек" - воспитатель, организатор производства или торговли, агент по снабжению; "Человек - знак" - программист, математик; "Человек - художественный образ" - дизайнер интерьера, композитор. Отделы профессий. Профессии ручного труда (Р). Например: в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф; в классе изыскательных профессий - в данном случае ручные средства труда могут быть только вспомогательными (карандаш и бумага в руках конструктора). Профессии машинно-ручного труда (М). Типичными профессиями в этом подразделении будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. Т.е. люди, которые пользуются машинами с ручным управлением. Профессии, связанные с применение автоматизированных и автоматических систем (А) - оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. В данном случае человек использует не какие-то определенные средства труда, а выполняет функции. Группы профессий. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным (Б) - лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О) - агроном, инспектор ГАИ. Работа в необычных условиях (на высоте, под землей) (Н) - водолаз, пожарный. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, материальные ценности (М) - воспитатель детского сада, учитель, следователь. Формула профессии. Для того, чтобы определить формулу ваше профессии, вы должны выбрать варианты из каждой классификации: тип, класс, отдел и группу профессий, а потом подобрать такие профессии, которые будут соответствовать всем выбранным признакам. Например, вы хотите подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда вы хотели бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. Ближе всего к ней подходят такие профессии, как оператор вычислительных машин, телеграфист и т.д. Пробуйте, думайте, и вы сможете найти профессию, которая вам по душе. А если вы уже работаете, можете проверить, та ли это профессия, которая действительно нужна вам.

studfiles.net