ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Классификатор дорог


ГОСТ Р 52398-2005

ГОСТ Р 52398-2005

Группа Т52

ОКС 93.080ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест"

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:- автомагистраль,- скоростная дорога,- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:- количества и ширины полос движения;- наличия центральной разделительной полосы;- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дороги

Катего- рия автомо- бильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движе- ния,м

Центральная раздели- тельная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Автомагистраль

IA

4 и более

3,75

Обязательна

В разных уровнях

Не допускается

Скоростная дорога

4 и более

3,75

Допускается без пересечения прямого направления

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

IB

4 и более

3,75

Обязательна

Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием

В разных уровнях

II

4

3,5

Допускается отсутствие

Допускается

2 или 3

3,75

Не требуется

Допускаются пересечения в одном уровне

III

2

3,5

IV

2

3,0

Допускаются пересечения в одном уровне

V

1

4,5 и более

Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

УДК 625.711.3.001.33:006.354

ОКС 93.080

Т52

ОКП 48 0000

Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2006

docs.cntd.ru

Какие существуют категории дорог

Основными определяющими факторами при строительстве автодорог являются интенсивность движения транспортных средств, скоростной режим и осевая нагрузка. В зависимости от этого проектируется ширина и дорожная одежда. Категории дорог устанавливаются по совокупности следующих показателей: фактическая и приведенная интенсивность движения, количество полос, скорость движения, ширина полосы, ширина разделительной полосы, ширина укрепительной краевой полосы, ширина земляного полотна, максимальный продольный уклон, радиус кривой в повороте. Основные категории дорог в РФ - I, II, III, IV, V.

категории дорог

I и II категории автомобильных дорог присваиваются участкам с капитальным типом покрытия, к которым относятся различные дороги, имеющие от одной до нескольких полос в каждом направлении. Они рассчитаны на скорость до 120 км/ч (1а - до 150 км/ч), по ним могут двигаться автомобили с осевой нагрузкой до 10 т, у них широкие полосы (3,75м), максимальные уклоны ограничены 3-4%, радиусы поворотов до 1200 м.

Широкие обочины и разделительные полосы (только для I категории дорог) обеспечивают безопасность и необходимую пропускную способность. Содержание автомобильных дорог этой категории включает широкий комплекс работ, в частности, для I и II категории дорог производят уборку снега, чистку обледенения, так как движение по ним осуществляется круглый год.

Для дорог III категории, где меньшая интенсивность движения, обустраивается облегченное улучшенное покрытие. На них допускается ширина полос до 3,5 м и радиусов поворотов - 600 м, их максимальный уклон может достигать 5%. Но при этом по участкам III категории могут двигаться автомобили с осевой нагрузкой до 10 т. Расчетный скоростной режим на них - не более 100 км/ч, количество полос движения в каждую сторону - не больше двух.категории дорог

К IV категории относят дороги с твердым покрытием, но оно может не иметь улучшений (покрытие из гравия, булыжника). Ширина полос движения на них не более 3 м, максимум продольных уклонов может достигать 6%, минимальный радиус поворота 250м. Максимальная осевая нагрузка - 6 т, зимой их должны очищать, но на покрытии можно оставлять слой льда и снега.

Если дороги не имеют улучшенного покрытия, в весенний период на них может вводиться ограничение на движение машин определенной грузоподъемности. Причина этого лежит в том, что весной из-за большого увлажнения дорожного полотна уменьшается его опорная способность, и под действием определенной осевой нагрузки может произойти деформация дорожной одежды. Если же ограничение не вводится, то весной по таким дорогам следует передвигаться осторожно, с учетом того, что из-за возникающих нервностей и трещин может постоянно меняться трение качения, что усложняет управление машиной.

содержание автомобильных дорог

К V категории относят дороги, не обладающие твердым покрытием (проложенные по обычному грунту). Для повышения устойчивости верхнего слоя их поверхность иногда обрабатывается специальными связывающими добавками. В период распутицы или во время обильных снегопадов по ним допускается прекращение движения. Они имеют, как правило, всего одну полосу движения, расчетная скорость на них не превышает 60 км/час.

fb.ru

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

ГОСТ Р 52398-2005

Группа Т52

ОКС 93.080ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест"

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:- автомагистраль,- скоростная дорога,- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:- количества и ширины полос движения;- наличия центральной разделительной полосы;- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дороги

Катего- рия автомо- бильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движе- ния,м

Центральная раздели- тельная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Автомагистраль

IA

4 и более

3,75

Обязательна

В разных уровнях

Не допускается

Скоростная дорога

4 и более

3,75

Допускается без пересечения прямого направления

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

IB

4 и более

3,75

Обязательна

Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием

В разных уровнях

II

4

3,5

Допускается отсутствие

Допускается

2 или 3

3,75

Не требуется

Допускаются пересечения в одном уровне

III

2

3,5

IV

2

3,0

Допускаются пересечения в одном уровне

V

1

4,5 и более

Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

УДК 625.711.3.001.33:006.354

ОКС 93.080

Т52

ОКП 48 0000

Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

Электронный текст документаподготовлен АО "Кодекс" и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2006

docs.cntd.ru

ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 52398- 2005

Москва

Стандартинформ 2006

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Содержание

ГОСТ Р 52398-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Основные параметры и требования

Classification of automobile roads. General parameters and requirements

Дата введения - 2006-05-01

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

- количества и ширины полос движения;

- наличия центральной разделительной полосы;

- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

 

Класс автомобильной дороги

Категория автомобильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движения, м

Центральная разделительная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне

Автомагистраль

IA

4 и более

3,75

Обязательна

В разных уровнях

Не допускается

Скоростная дорога

4 и более

3,75

Допускается без пересечения прямого направления

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

IB

4 и более1)

3,75

Обязательна

Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием

В разных уровнях

II

4

3,5

Допускается отсутствие2)

Допускается

2 или 33)

3,75

Не требуется

Допускаются пересечения в одном уровне4)

III

2

3,5

IV

2

3,0

Допускаются пересечения в одном уровне

V

1

4,5 и более

1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

files.stroyinf.ru

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

 

Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования (далее - Техническая классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) при проектировании строительства и реконструкции и устанавливает порядок разделения автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории в целях установления их технических характеристик.

2.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяются на три класса: автомагистраль, скоростная дорога и дорога обычного типа.

2.2. К классу «автомагистраль» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях.

2.3. К классу «скоростная дорога» относятся автомобильные дороги:

имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне расположенные не чаще чем через 5 км.

2.4. К классу «дороги обычного типа» относятся автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

имеющие единую проезжую часть или проезжую часть с центральной разделительной полосой;

доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне.

3.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяются на категории в зависимости от:

количества и ширины полос движения;

наличия центральной разделительной полосы на проезжей части;

типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

условий доступа на дорогу с примыканий в одном уровне.

Технические характеристики автомобильных дорог, устанавливаемые в соответствии с Технической классификацией, приведены в таблице.

files.stroyinf.ru

Классификация автомобильных дорог в России — Википедия

Присвоение идентификационных номеров[править]

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.

Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.

А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств. Также применяется для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.

К — для прочих автодорог регионального значения.

Н — для автодорог межмуниципального значения.[1]

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, с 28 сентября 2009, года действуют «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», утверждённые постановлением Правительства России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом правиле применены следующие термины с соответствующими определениями:

Классы автомобильных дорог[править]

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог[править]

Согласно ГОСТ Р 52398-2005, автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне Автомагистраль Скоростная дорога Дорога обычного типа (нескоростная дорога)
IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается
4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
4 и более[∗ 1] 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием[∗ 2]
II 4 3,5 Допускается отсутствие[∗ 3] Допускается
2 или 3[∗ 4] 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне[∗ 5]
III 2 3,5
IV 2 3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V 1 4,5 и более
  1. ↑ Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. ↑ Пересечение 4-полосной трассы категории IВ с дорогами той же категории и дорогами категории II допускается только в разных уровнях[источник не указан 1502 дня].
  3. ↑ На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
  4. ↑ Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  5. ↑ Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).
  1. ↑ Приказ Минтранса РФ от 7 февраля 2007 года № 16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров»

www.wikiznanie.ru

2.3. Классификация автомобильных дорог

В России классификация автомобильных дорог осуществляется в основном по двум признакам – административному и техническому. По первому признаку дороги делятся на федеральные, в число которых входят магистральные дороги и остальные федеральные дороги; территориальные, к которым относятся областные и местные дороги, ведомственные и частные дороги, т.е. дороги, используемые для технологических нужд отдельных предприятий и граждан и принадлежащие промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям или частным лицам.

Федеральные автомобильные дороги. Федеральные автомобильные дороги относятся к федеральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Значительная часть федеральных автомобильных дорог соединяет столицу Российской Федерации – г. Москву со столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей. Федеральные автомобильные дороги обеспечивают международные автотранспортные связи и сообщения между административными центрами субъектов Российской Федерации, по ним осуществляется до 40% от общего объема автомобильных перевозок.

На федеральной сети автомобильных дорог эксплуатируется 5645 мостов и путепроводов. По результатам диагностики искусственных сооружений в неудовлетворительном состоянии находятся 846 мостов (15%). Около 20% мостов и путепроводов на федеральных дорогах построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности. На федеральных дорогах находятся в эксплуатации 72 деревянных моста, 2 паромные переправы.

Территориальные автомобильные дороги общего пользования относятся к собственности субъектов Российской Федерации, их содержание и развитие являются сферой ответственности субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств региональных бюджетов.

Основной задачей территориальных автомобильных дорог общего пользования является обеспечение автотранспортных связей между населенными пунктами субъектов Российской Федерации. Общая протяженность территориальных дорог к началу 2004 года – 551,8 тыс. км.

На территориальных дорогах общего пользования эксплуатируется более 36,4 тыс. мостов и путепроводов, около 8 тыс. железнодорожных переездов и 128 паромных переправ, всего в 71 субъекте Российской Федерации на территориальных автомобильных дорогах эксплуатируется 7421 деревянный мост (20% от их общего количества).

Муниципальные автомобильные дороги относятся к собственности муниципальных образований в Российской Федерации, их содержание и развитие являются сферой ответственности муниципальных органов управления и осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов. Протяженность муниципальных дорог и улиц в настоящее время оценивается в 544,3 тыс. км, в том числе протяженность улично-дорожной сети городов - 145,2 тыс. км, остальные муниципальные дороги проходят по территории поселений и муниципальных районов и до настоящего времени являются, в основном, ведомственными и бесхозными дорогами в сельской местности.

Техническая классификация дорог общего пользования осуществляется по интенсивности движения (табл. 2.2).

Т а б л и ц а 2.2

Категория

дороги

Расчетная интенсивность движения

Приведенная к легковому

автомобилю, авт/сут.

в транспортных

единицах, авт/сут.

часовая,

авт/ч

I а

>14000

>7000

>2400

I б

>14000

>7000

>2400

II

6001–14000

3001–7000

1601–2400

III

2001–6000

1001–3000

800–1600

IV

201–2000

101–1000

V

<200

<100

Дороги сельскохозяйственных предприятий делятся на три категории в зависимости от грузооборота в месяц «пик», который связан с перевозками сельскохозяйственной продукции (табл. 2.3).

Т а б л и ц а 2.3

Категория

дороги

Расчетный объем грузовых перевозок

в месяц «пик», тыс. т. нетто

I с

>10

II с

<10

III с

полевые дороги

Из всей сети дорог выделяются также дороги, обеспечивающие специфические перевозки. К таким дорогам относятся городские дороги и улицы, дороги промышленных предприятий, курортные дороги, платные дороги, подъездные пути к различным объектам специального назначения и т.д.

studfiles.net