Классификация работ по условиям труда и тяжести. Классификация по условиям труда профессий


Классификационные признаки трудовой деятельности.

1)По содержанию труда: -физический; -умственный

2)По средствам труда: -ручной; -механизированный; -автоматизированный ; -автоматический

3)По условиям труда:- комфортные; - экстремальные; - вредные; - опасные;

4)По организации труда: -статический; -динамический; -монотонный; -индивидуальный; -коллективный

5)По требованиям к субъекту труда:

-уровень способностей, -профобразование, -профопыт ,-состояние здоровья, -физическое развитие

12.Профессия. Специальность. "Четырехъярусная классификация профессий" на основе многофакторного принципа Е.А. Климова. Профессия – это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, требующая от него комплекса специальных теоретических навыков. Профессия – общность людей, занятых данным видом труда. Специальность – это конкретная форма дея-сти, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Климовым предложена «Четырехъярусная классификация профессий", которая построена на основе многофакторного принципа. Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем (предмет труда): 1) человек- живая природа – агроном, микробиолог и т.д 2) человек- техника – слесарь, механик и т.д 3) человек- чел – врач, учитель, продовец 4) чел- знаковая сис-ма – математик, редактор 5) чел- ху-дожественный образ –художник, артист. На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку целей труда: 1) гностические профессии – дегустатор, контролер, социолог 2) преобразующие профессии – мастер-животновод, токарь, учитель, бухгалтер 3) изыскательские профессии – летчик-наблюдатель, воспитатель, программист. На третьем ярусе каждый из предыдущих классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий труда: 1) профессия ручного труда – ветеринар, слесарь 2)профес машинно-ручного труда - токарь, водитель автомобиля 3)профес, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем – оператор станков с программным управлени-ем, авиадиспетчер 4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда – актер, акробат На четвертом ярусе в каждом из отделов профессий выделяют 4 группы профессий по признаку условий труда: 1)работа в условиях микроклимата, близких и бытовым – лаборанты, бухгалтера 2)работа на открытом воздухе – агроном, монтажник, инспектор ГАИ 3)работа в необычных условиях – водолаз, высотник, шахтер 4)работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – воспитатель, учитель, следователь

 

 

13. Классификация по принципу: различий объектных систем, целей труда, основных орудий (средств) труда, условий труда. Формула профессии.1. По предмету, объекту труда:

- биономические (чел.-природа).- технономические (чел.-техника)

- социономические (чел.-чел.) - сигнономические (чел. знаковая система)

- артономические (чел.-художествен.образ)

2. По цели труда:

- гностические профессии (цель – распознавание объектов и классификация: дегустатор, лаборант в клинике, контролер технической продукции, сортировщик изделий, врач-ренгинолог)

- преобразующие (агроном, зоотехник; водитель, токарь, слесарь; учитель, тренер, экскурсавод)

- изыскательские ( исследовательские профессии, биологические, летчик-испытатель, инженер-конструктор, художник-дизайнер)

3. По признаку основных средств труда:

- вещественные орудия труда (внешние по отношению к работнику труда, материальные средства взаимодействия с объектом труда: профессии ручного труда (слесарь, картограф), машинно-ручного труда (шофер, токарь, врач-стоматолог), автоматизированный труд(операторские профессии)

- невещественные (функциональные) орудия труда (психологические средства труда: мыслительные процессы, алгоритмы и схемы выполнения действий)

4. По условиям труда:

- в неблагоприятных условиях: на открытом воздухе в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей

- профессии, которые реализуются в обычных и комфортных условиях, близкие к бытовым: лаборант, бухгалтер

- в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах

- в условиях повышенной опасности за жизнь и здоровье людей, за сохранение ценностей (воспитатели, врачи)

Формула профессии – последовательность букв, соответствующая описанию профессии. Например, токарь – Т(технономическая), П(преобразующ.), М(машинно-ручная),Б(условия бытового типа)

 

14. Выбор профессии. Стадии процесса профессионального самоопределения.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии, и соотнесения их с требованиями профессии.

В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. И субъект (тот, кто выбирает) и объект (то, что выбирают) обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом.

С позиций личностного подхода выделяют 4 стадии процесса профес. самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст)

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений

4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом

Таким обр, профессиональн. самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессион. деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессиональн. самоопределения - 1 этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя разные профес. роли.

2 этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями

3 этап – подростков.и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профес., когда разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения, включающее определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональн. подготовки и выбор специальности.

 

15. Основные факторы выбора профессии (субъективные и объективные). Интересы как самый значимый мотив выбора профессии. Способности.Субъективные факторы выбора профессии:

- интересы (познавательный, профессиональный) – склонности,

- способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельн.),- темперамент,- характер

Объективные факторы включают в себя: - уровень подготовки (школьная успеваемость) - состояние здоровья - информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональн. деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Важное значение имеют общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.

Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности, от него зависит, какие именно факторы станут ведущими.

Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессиональн. самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельн. и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательн. интересов возникают интересы к профессии, направленные на определенный вид трудовой деятельн. и отличающиеся высокой устойчивостью. Профессиональн. интересы требуют проверки в конкретной деятельн., что на практике часто затруднено.

Также важным фактором в выборе профессии являются способности. Часто поблему способностей связывают с одаренностью, талантом, однако столь высокие требования к субъекту выбора профессии предъявляет сравнительно небольшая группа профессий. Гуревич выделяет 3 вида профессий: 1. Профессии, где каждый здоровый чел. может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности. 2. Профессии, в которых далеко не каждый чел. может добиться нужной эффективности. 3. Профессии, котор. по своей сущности предполагают достижения высших ступеней мастерства (предъявл. специфические требования к индивидуальным особенностям чел., причем к тем качествам, которые формируются при наличии выраженного генетического контроля)

16. Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности. Связь выбора профессии с уровнем личных притязаний.Зависимость успешности профессионального самоопределения от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции

Концепция ориентации на формирование индивидуального стиля деятельности основана на следующих предпосылках:

1. Признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, существенные для успеха деятельности.

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы.

4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности; т.е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. У подростка уровень притязаний часто завышен. Это обусловлено неадекватностью самооценки способностей и плохой информированностью о требованиях избираемой профессии. Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, т.к. школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии.

Успешность профессиональн. самоопределения зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение без систематического контроля, помощи и стимуляции самостоятельно работать, оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач. Субъекты выбора профессии, обладающие перечисленными характеристиками, были условно названы «автономными», полярная группа – «зависимыми». Автономные отличаются обоснованностью выбора профессии, выбором конкретной сферы труда, обоснованностью своего места в жизни, знанием о мире профессий. Эта группа при выборе профессии в меньшей степени подвержена влиянию случайных факторов. Группа «зависимых» отличается малой самостоятельностью, подвержена влиянию случайных факторов, выбор профессии часто необоснован.



infopedia.su

Классификация работ по условиям труда и тяжести — КиберПедия

Физическая теория функциональных систем позволяет выделить три функциональных состояния организма (ФСО) человека; нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. Каждое из них распознается при помощи медико-физиологических и технико-экономических показателей. В процессе труда под действием разных производственных факторов у человека формируется одно из трех функциональных состояний.

Условия труда формируются под влиянием социально-экономических, организационно-технических, природных и др. факторов.

В настоящее время объективно обоснованы шесть групп условий труда.

К первой группе относят работы, выполняемые при оптимальных условиях производственной среды и оптимальных дозах умственной, нервно-эмоциональной и физической нагрузок.

Вторую группу составляют работы, выполняемые в условиях, когда ПДК и ПДУ опасных и вредных факторов соответствуют требованиям нормативно-технической документации. В таких условиях работоспособность не нарушается, отклонений в здоровье, связанных с профессиональной деятельностью, не наблюдается в течение всего периода трудовой деятельности.

В третью группу входят работы, выполняемые в условиях, при которых у здоровых людей возникают реакции, свойственные пограничному состоянию организма. При этом снижаются производственные показатели. Отрицательные последствия сравнительно быстро устраняются благодаря отдыху и улучшению условий труда.

В четвертую группу входят работы, при которых воздействие неблагоприятных факторов ведет к ухудшению большинства физиологических показателей (особенно в конце рабочих периодов), появляются типичные производственно обусловленные состояния – предзаболевания.

Пятая группа включает работы, при которых в результате неблагоприятных условий труда в конце рабочего периода формируются реакции, характерные для патологического функционального состояния организма практически здоровых людей, исчезающие после полноценного отпуска у большинства рабочих. Однако у некоторых лиц они могут перейти в профессиональные и производственно обусловленные заболевания.

Шестую группу составляют работы, выполняемые в критических (особо неблагоприятных условиях труда). При этом быстро развивающиеся патологические реакции могут получить необратимый характер и часто сопровождаются тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов человека.

В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 категории работ по тяжести определяют на основе общих энергозатрат организма.

I. Легкие – расход энергии не более 150 ккал/ч (174 Вт).

Категория I a – до 120 ккал/ч (139 Вт). Работы сидя с незначительным физическим напряжением (ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом и швейном производствах, в сфере управления и др.).

Категория I б – 121…150 ккал/ч (140-174 Вт). Работы сидя, стоя или связанные с ходьбой, сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, в ОТК, мастера на производстве и др.).

II. Средней тяжести – 151…250 ккал/ч (175…290 Вт).

Категория II а – 151…200 ккал/ч (175…232 Вт). Работы с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий стоя или сидя (ряд профессий в механосборочных цехах, в прядильно-ткацком производстве и др.).

Категория II б – 201…250 ккал/ч (233…290 Вт). Работы, связанные с ходьбой и переноской тяжестей до 10 кг, сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах и др.).

III. Тяжелые – расход энергии более 250 ккал/ч (290 Вт). Работы, связанные с постоянным передвижением, перемещением значительных (более 10 кг) грузов, требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнечных, машиностроительных и литейных цехах, связанные с ручной работой, и др.).

1.6. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификацияорганизации работ по охране труда

1.6.1. Аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии сПоложением о порядке ее проведения

Улучшение условий труда дает не только ощутимый оздоровительный, но и на его основе экономический эффект, так как чем лучше условия труда, тем больше активизируется сам человек, тем выше его работоспособность, меньше потерь рабочего времени из-за болезней и травм, ниже текучесть кадров по причине неудовлетворенности условиями труда и т.д. Поэтому в системе управления условиями труда насущной задачей является нормализация их состояния, проведение целенаправленного медицинского отбора по отдельным специальностям, организация эффективного лечебно-профилактического обслуживания работающих на базе данных о состоянии условий труда на рабочих местах. Мера материального вознаграждения за труд также требует учета состояния условий, в которых выполняется та или иная работа. Поэтому на предприятиях (в организациях) необходимо осуществлять периодический контроль (оценку) состояния условий и охраны труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации предписывает работодателям осуществлять организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и, как следствие, проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает ее проведение не реже одного раза в пять лет. Причем аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации (предприятии) рабочие места. Результаты оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) в основном используются для:

- планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда, сертификации работ по охране труда в организации;

- обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

- обоснования необходимости обеспечения работников средствами индивидуальной защиты с учетом реальных условий труда;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;

- принятия решения о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, об изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

- включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

- ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

- составления статистической отчетности о состоянии условий труда;

- для принятия решения о применении труда женщин и лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

- обоснования мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением нормативных правовых актов по условиям и охране труда;

- обоснования скидок или надбавок к страховому тарифу организации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

- гигиеническую оценку условий и характера труда;

- оценку травмобезопасности рабочих мест;

- оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

Также определяются компенсации за неблагоприятные условия труда, возможность применения труда отдельных категорий работающих и др.

Гигиеническая оценка производится в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса.

1-й класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс – допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.

Оптимальный и допустимый классы относят к безопасным условиям труда.

3-й класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности.

1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2-я степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.

4-я степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

Таким образом, работы с 1-м или 2-м классом условий труда (КУТ) относятся к безопасным условиям труда (оптимальным или допустимым), с 3-м классом – к вредным, с 4-м классом – к опасным (экстремальным).

Оценка условий труда по гигиеническим критериям требует инструментальных измерений всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов. Измерения должны выполняться в процессе осуществления трудовой деятельности приборами, указанными в нормативных документах на методы измерений. Приборы (средства измерений) должны проходить государственную поверку в установленные для них сроки. Также должны учитываться тяжесть и напряженность трудового процесса. После проведения измерений и оценки тяжести и напряженности труда полученные результаты заносятся в соответствующие протоколы и сравниваются с нормативными показателями. В зависимости от того находятся или не находятся полученные результаты в пределах нормативных (оптимальных или допустимых) значений по определенной схеме, изложенной в Руководстве Р 2.2.2006-05, рабочему месту присваивается тот или иной класс условий труда.

Оценка травмобезопасности рабочего места производится на основе Методических указаний по оценке травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда, в соответствии с которыми условия труда по фактору травмобезопасности делятся на три класса.

1-й класс – оптимальные условия труда – производственное оборудование, инструменты, приспособления, средства обучения и инструктажа полностью соответствуют нормативным требованиям.

2-й класс – допустимые условия труда – допускается отклонение от требований безопасности в конструкциях средств защиты, не влияющее на их функциональное назначение, эксплуатацию объектов после окончания сроков службы.

3-й класс – опасные условия труда – отсутствие или неисправность средств защиты на производственном оборудовании, неисправность или несоответствие технологическому процессу используемых приспособлений и инструментов, отсутствие или несовершенство инструкций по охране труда, отсутствие удостоверений (протоколов) о проверке знаний руководителей и специалистов, занимающихся организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, протоколов о проверке знаний по безопасности труда рабочих, связанных с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, когда не проводятся и не регистрируются инструктажи на рабочем месте, не оформлен допуск к работам (оборудованию) повышенной опасности.

Оценка травмобезопасности рабочих мест оформляется соответствующими протоколами.

Что касается обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, то дается оценка соответствия выданных работникам средств индивидуальной защиты требованиям документов, регламентирующих нормы выдачи и требования к средствам защиты. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты также оформляется соответствующими протоколами.

При проведении гигиенической оценки условия труда на аттестуемом рабочем месте относят к допустимому (второму) классу при отсутствии на рабочем месте неблагоприятных производственных факторов либо при соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам (так как не на все производственные факторы разработаны их оптимальные значения, то первый класс (оптимальные условия труда) рабочему месту не присваивается). Когда измеренные величины производственных факторов выходят за пределы допустимых значений, то, в зависимости от степени этого несоответствия, условия труда относят к вредным (третий класс) или опасным (четвертый класс).

Рабочее место по фактору травмобезопасности относят к первому (оптимальные условия труда), второму (допустимые условия труда) или третьему (опасные условия труда) классу. При определении класса травмобезопасности учитывается и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

После проведения вышеперечисленных оценок рабочее место считается аттестованным в том случае, когда класс условий труда равен двум (КУТ =2 – допустимые условия труда) и класс травмобезопасности равен единице или двум (КТ = 1 или КТ = 2 – оптимальные или допустимые условия труда). Если класс условий труда равен двум (КУТ = 2), а класс травмобезопасности равен трем (КТ = 3 – опасные условия труда), то рабочее место считается условно аттестованным.Когда класс условий труда равен трем (КУТ = 3 – вредные условия труда) при любом классе травмобезопасности, тогда рабочее место также считается условно аттестованным. Не аттестованное рабочее место наблюдается при классе условий труда, равным четырем (КУТ = 4 – опасные /экстремальные/ условия труда). Рабочее место можно отнести к не аттестованным и при КТ = 3 в том случае, когда невозможно устранить травмоопасные факторы.

Информацию из протоколов измерений и оценок наряду с определенными показателями КУТ и КТ заносят в карту аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой приведен ниже. Карта содержит и другую информацию, характеризующую рабочее место.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда составляется на каждое рабочее место организации, в которой проводится аттестация рабочих мест. Кроме того, составляются ведомости рабочих мест по структурным подразделениям и сводная ведомость по всей организации, где указываются общее количество рабочих мест, количество аттестованных, условно аттестованных и не аттестованных рабочих мест. Также приводится информация о количестве работников на этих рабочих местах, выделяются рабочие места на основе гигиенической оценки с допустимыми, вредными и опасными условиями труда. На основе оценки по фактору травмобезопасности указывается количество рабочих мест с оптимальными, допустимыми и опасными условиями труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организация должна составить план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда для условно аттестованных рабочих мест и приступить к его выполнению. Нужно отметить, что не аттестованные рабочие места подлежат ликвидации (полной реорганизации).

1.6.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда на основе методикиинтегральной оценки условий труда

Аттестацию рабочих мест по условиям труда можно провести с использованием методики интегральной оценки условий труда на основе норматива потерь рабочего времени от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Общеизвестно, что неблагоприятные условия труда способствуют повышению заболеваемости людей. Классы условий труда (Руководство Р 2.2.2006-05) также связаны с заболеваемостью. Так при первом и втором классах условий труда не наблюдается повышения заболеваемости. Трудовая деятельность при третьем классе, особенно с высокой степенью вредности, может привести к развитию профессиональных болезней различных степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности), росту хронической (профессионально обусловленной) патологии. Четвертый класс условий труда характеризуется уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм. При этом наблюдаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. То есть чем хуже условия труда (выше класс условий труда), тем больше заболеваемость работников. Поэтому уровень заболеваемости может служить основой для определения состояния условий труда.

Но не вся заболеваемость связана с производственными условиями. Нигде не работающая домохозяйка также может заболеть. Поэтому попытки оценить условия труда на основе общей заболеваемости работников не увенчались

ОБРАЗЕЦ КАРТЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Организация: __________________________________________________________________

Адрес организации: _____________________________________________________________

 

КАРТА АТТЕСТАЦИИ №

рабочего места по условиям труда

_ Код

(профессия, должность работника)

Производственный объект: _______________________________________________ Код _____

Цех (отдел): ___________________________________________________________ Код _____

Участок (бюро, сектор): – Код _____

Рабочее место: 1 Код _____

Количество аналогичных рабочих мест – Код _____

cyberpedia.su

Классификация условий труда

Содержуние:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Формы деятельности человека………………………………………………...4

2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….6

3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….8

4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности

трудового процесса…………………………………………………………….9

5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….......16

Введение

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определенный комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определенные условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. [5, 88.]

Формы деятельности человека

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно­сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ­ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже­нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изу­чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен­даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха. [3, 81.]

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическимпроизводством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерныйтруд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачеты). [1, 46.]

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создает угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. [3, 122.]

Условия труда могут быть также:

- физические;

- бытовые;

- социальные;

- производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

- переутомление;

- переохлаждение;

- перегрев;

- загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

- t = 18-20 С°;

- давление 760 мм рт. ст.;

- минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек.,

- относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.[4, 51.]

Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности трудового процесса

mirznanii.com