Как правильно определить квалификационный уровень работника. Классифицированный специалист


Специалист (квалификация) - это... Что такое Специалист (квалификация)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Специалист.

Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения. В конкретных специальностях имеет собственное название (например: врач, химик, хореограф и т.п.)[1]. В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень — «специалист» в ближайшие годы прекратит своё существование, останутся академические степени высшего образования: бакалавр, магистр и доктор философии[2][3][4].

Россия

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет[5]. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру. Для ряда медицинских специальностей (лечебное дело, фармация, медико-профилактическое дело, педиатрия, стоматология) дополнительным условием для занятия определенной должности в государственной, муниципальной организации является успешное окончание интернатуры[5]. В России отменили степень «специалист».

В бывшем СССР

Квалификационная степень «специалист», которая появилась после распада СССР в новой интерпретации, отличается от квалификационной степени «специалист», которая была в бывшем СССР. В бывшем СССР получали высшее образование за 4 года на большинстве специальностей. В ВУЗах с военной кафедрой срок обучения был увеличен с 4 до 5 лет. Срок обучения для получения квалификационной степени «специалист» был увеличен с 4 до 5 лет, после начала перестройки и распада СССР[6].

Казахстан

В 2004 году вузы Казахстана в массовом порядке перешли на систему обучения, соответствующую европейским стандартам. В новой системе обучения степень «специалист» прекратила своё существование [4].

Украина

На Украине отменяют степень «специалист» в соответствии с законопроектом о внесении изменений в закон «О высшем образовании», предложенном на заседании Кабинета министров 24 сентября 2009 года.[7]

Грузия

В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень — «специалист» в Грузии отменена[3].

Европейский союз

В Европейском союзе квалификационной степени «специалист» нет [2].

Примечания

dic.academic.ru

квалифицированный специалист - это... Что такое квалифицированный специалист?

 квалифицированный специалист

3.3 квалифицированный специалист: Лицо, прошедшее профессиональное обучение, знание и опыт которого позволяют ему выполнить работу и оценить возможные опасности на базе опыта и знания им соответствующего оборудования.

Примечание - Практический стаж в определенной технической области может быть учтен при оценке профессиональной подготовки.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • Квалифицированный пользователь
  • Квалифицирующий символ

Смотреть что такое "квалифицированный специалист" в других словарях:

  • квалифицированный специалист — Человек, получивший соответствующие инструкции или работающий под наблюдением квалифицированного специалиста, что позволяет ему избежать опасности и исключить риск, которые может создать электричество [МЭС 826 09 02] Параллельные тексты EN RU A… …   Справочник технического переводчика

  • квалифицированный — прил., употр. сравн. часто Морфология: квалифицирован, квалифицированна, квалифицированно, квалифицированны; квалифицированнее; нар. квалифицированно 1. Работника называют квалифицированным, если он имеет большой опыт работы и хорошую… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СПЕЦИАЛИСТ — СПЕЦИАЛИСТ, специалиста, муж. представитель той или иной специальности (научной, художественной, технической и т.п.), Человек, профессионально занимающийся тем или иным видом специального труда. Специалист по радио. Врач, специалист по детским… …   Толковый словарь Ушакова

  • Младший специалист (квалификация) — Младший специалист  образовательно квалификационный уровень на Украине высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для… …   Википедия

  • Фармацевт (Pharmacist) — квалифицированный специалист, занимающийся приготовлением и реализацией различных лекарств. Источник: Медицинский словарь …   Медицинские термины

  • ЭКСПЕРТ — квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы …   Большой бухгалтерский словарь

  • Эксперт — квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, проведения экспертизы. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • НАСТАВНИК — квалифицированный специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию …   Энциклопедия трудового права

  • эксперт — Квалифицированный специалист, привлекаемый для формирования оценок относительно объекта прогнозирования …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • Заработная плата — (Wages) Важнейшее средство повышения заинтересованности работников Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ Содержание Содержание. > заработная плата – это важнейшее средство повышения заинтересованности… …   Энциклопедия инвестора

Книги

  • Методология педагогического исследования. Учебник для академического бакалавриата, Старикова Л.Д.. Задача педагогической науки состоит в разработке теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и… Подробнее  Купить за 1248 грн (только Украина)
  • Методология педагогического исследования. Учебник для академического бакалавриата, Старикова Л.Д.. Задача педагогической науки состоит в разработке теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и… Подробнее  Купить за 1039 руб
  • Методология педагогического исследования 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата, Сергей Александрович Стариков. Задача педагогической науки состоит в разработке теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и… Подробнее  Купить за 599 руб электронная книга
Другие книги по запросу «квалифицированный специалист» >>

normative_reference_dictionary.academic.ru

Высококвалифицированные работники

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2020 году число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

Следует отметить, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует четко закрепленное понятие «высококвалифицированные работники», а также отсутствуют четкие критерии их выделения в составе квалифицированной рабочей силы.

Распределение работников по группам занятий в соответствии с уровнем их квалификации предусмотрено в Общероссийском классификаторе занятий (далее ОКЗ)[1], где выделены такие укрупненные группы работников, как «специалисты высшего уровня квалификации» и «специалисты среднего уровня квалификации». Данный классификатор был разработан и внедрен в отечественную практику для решения широкого круга задач, связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования. Его разработка была связана с переходом РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики.

В соответствии с методологией данного классификатора критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Эти же подходы — наличие профессионального образования и стаж работы, также формализованы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают опытом практической работы.

Соответственно к квалифицированным работникам относят работников, выполнение трудовых обязанностей которых требует наличия начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования, или в ряде случаев — опыта практической работы по соответствующей профессии.

Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная подготовка имеют определяющую роль.

К специалистам высшего уровня квалификации относятся специалисты, которые осуществляют разработки и исследования научных теорий и концепций, способствуя обогащению и увеличению суммы накопленных обществом знаний в различных областях деятельности, практическое их применение и систематическое распространение путем обучения.

Большинство занятий (профессий), объединяемых этой классификационной группой, отличается высокой степенью сложности выполняемых работ и требует уровня квалификации, соответствующего высшему профессиональному образованию, а также более высоких ее уровней, определяющихся дополнительными специальными знаниями и умениями и характеризующихся наличием ученой степени.

Основные функции специалистов высшего уровня квалификации различных профессиональных групп заключаются в развитии теорий, исследовании и анализе процессов и явлений, разработке концепций и методов в различных областях науки практическом применении полученных знаний и результатов исследований в конкретных отраслях деятельности, преподавании теории и практики в различных отраслях знаний на определенном образовательном уровне; оказании информационных, финансовых, коммерческих, юридических и социальных услуг; создании и исполнении произведений литературы и искусства; подготовке научных документов и отчетов.

Помимо четких критериев выделения категории "высококвалифицированных работников должна существовать (или быть создана) необходимая информационная база и соответствующие показатели для определения достоверных количественных параметров, разработан алгоритм их расчета.

В качестве информационной базы для определения численности и доли высококвалифицированных работников в составе квалифицированных работников предполагается использовать статистику Росстата из выборочных обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ) с внесением необходимых изменений в Анкету обследования.

На наш взгляд, целесообразно рассмотреть вопрос о дополнительном использовании статистики крупных и средних предприятий. Так, в рамках государственного статистического наблюдения сведения о численности и доле специалистов высшего уровня квалификации (по крупным и средним предприятиям) можно оценить на основе статистической отчетности предприятий формы № 1- Т (проф) "Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам"[2], которая введена в практику с 2008 года и проводится с периодичностью — один раз в два года.

Утвержден Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, дата введения — 1 января 1995 года

Утверждена приказом Росстата № 156 от 07.07.2008

Галина Антонова

« Вернуться к списку аналитики

cbnt.ru

Каким должен быть высококлассный специалист

Высококлассный специалист составляет основу и главный ресурс организации. Это работник способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность, умеющий обдуманно рисковать, творить, созидать.

 

Времена меняются. Обществу сегодня нужен работник способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность, умеющий обдуманно рисковать, творить, созидать.

Основные качества высококлассного специалиста

Высококлассный специалист составляет основу и главный ресурс организации, даже в нестабильной экономической ситуации безработица ему не грозит. Если Вы ставите перед собой цель стать именно таким специалистом, готовиться к этому следует уже со школьной скамьи. Знания, полученные в школе, являются главной основой для любой профессиональной подготовки. Более того, образование не должно завершаться окончанием вуза. Для того, чтобы быть в курсе новейших достижений и эффективно конкурировать на рынке труда, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Уже сейчас студенты начинают понимать, что, обучаясь выбранной специальности, нужно уже с третьего курса приобретать второе образование. Потому что строитель с юридическим или экономическим образованием будет востребован скорее, чем просто строитель или просто юрист.

Изучайте компьютерные программы

Претендент, плохо знающий компьютерные программы, не может рассчитывать на хорошее место работы. По результатам исследования выяснилось, что уверенным пользователем можно назвать человека, который умеет работать в операционной среде Windows, в т.ч. запускать прикладные программы, бороться с вирусами, профессионально оформлять документы, работать с формулами и базами данных, а также строить диаграммы в электронных таблицах Excel; уметь искать, сортировать и фильтровать информацию, строить сводные таблицы в наиболее распространенных информационно-справочных системах. Очень ценится умение создавать и обрабатывать графические изображения в пакетах Corel Draw и Adobe PhotoShop. Особую значимость сейчас приобретают навыки работы с электронной почтой, умение искать информацию в поисковых серверах Интернет , знать, как выбрать провайдера и подключиться к сети. Знание иностранных языков – требование времени

Знаете ли Вы иностранный язык?

Такой вопрос кандидатам на более-менее приличные места работодатели обязательно зададут. Речь идет не просто об уроках иностранного языка в школе, а об углубленной подготовке. Хороший специалист должен уметь разговаривать хотя бы на одном иностранном языке, понимать чужую речь и, конечно же, уметь читать и переводить без словаря.

Характер высококлассного специалиста

Ваш характер ещё формируется, и надо учиться постоянно работать над собой, привыкать трудиться. Развивать коммуникабельность, учиться быть сдержанным и тактичным. Не забывать о самостоятельности. Также у вас обязательно быть желание все время приобретать новые знания. Выпускник вуза, имея в кармане диплом, не может считаться высококлассным специалистом. На достижение профессиональных вершин уйдут годы, и ещё больше времени потребуется для построения успешной карьеры.

 

arhlive.ru

Классификация персонала

Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.

На основании выполняемых задач персонал подразделяется на две категории: рабочие и служащие.

Рабочие занимаются созданием материальных ценностей или услуг производственного характера. Они в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных.

1. Основные рабочие в процессе своей деятельности непосредственно заняты созданием товара или услуги, в результате чего изменяются форма, структура, характеристики и другие свойства сырья (заготовок).2. Вспомогательные рабочие занимаются обслуживанием рабочих мест и оборудования и работают в ремонтных, складских, транспортных отделах и др.

Помимо группы рабочих, существует группа младшего обслуживающего персонала. Их работа заключается в оказании услуг, не связанных с основной деятельностью (дворники, уборщики, курьеры, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников).

Служащие – это работники, занимающиеся преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Служащие в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп.

1. Руководители образуют администрацию и включают в себя непосредственных руководителей, их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов и отдельных лиц, не от носящихся к руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функции.

Руководители делятся на три группы:1) высшее звено: руководители всего предприятия;2) среднее звено: руководители подразделений;3) низшее звено: руководители, работающие с непосредственными исполнителями.

2. Специалисты – это служащие, которые занимаются разработкой указаний, отданных руководителями по отдельным направлениям. В их число входят экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и др.

3. Другие работники, относящиеся к служащим, занимаются подготовкой и обработкой документов, учетом, контролем и архивацией документов. В их число входят секретари-референты, кассиры, техники и т. д.

Помимо подразделения сотрудников на рабочих и персонал, для оценки его структуры опираются на профессиональный и квалификационный состав и компетентность.

Профессия (специальность) – это совокупность навыков, знаний и умений, которые были приобретены в процессе специальной подготовки и которые позволяют выполнять соответствующие виды деятельности.Квалификация – это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ.

По степени квалифицированности рабочие подразделяются на высококвалифицированных, квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных.

Отличия в квалификации рабочих отражаются в тарифном разряде. Чем выше квалификация, тем выше разряд, тем выше оплата.

Специалисты делятся на главных, ведущих, старших и других, которые обозначаются с помощью номера.В соответствии с квалификацией специалист наряду со своими прямыми обязанностями может выполнять и некоторые руководящие функции.

Так, например, старший инженер может направлять рабочих на выполнение определенных задач, ведущий инженер имеет право осуществлять методическое руководство, а главный, помимо перечисленных функций, вправе согласовывать деятельность старших и главных инженеров.

Квалификация определяется квалификационной комиссией, которая тщательно оценивает знания и навыки данного человека. Квалификация подтверждается сертификатами, свидетельствами, дипломами.

Компетентность – это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.

Компетентность может быть нескольких видов:1) функциональный вид предполагает наличие у работника определенных профессиональных знаний и способностей их реализовать;2) интеллектуальный вид заключается в способности человека к аналитическому мышлению;3) ситуативный вид основывается на умении человека действовать по обстоятельствам;4) социальный вид базируется на коммуникационных способностях человека и его умении налаживать и поддерживать отношения с разными людьми, добиваться поставленных целей.

psyera.ru

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

m_finatova

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие: 

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям  (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона  № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти  правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником. 

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

 

 

 

 

hrdocs.ru

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787).

Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В данной Справочной информации приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС.

Наименование организации Сокращенное название
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно- исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности л Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

profstandart.rosmintrud.ru