Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика. Казенные федеральные учреждения


Федеральное казенное учреждение. Государственное (муниципальное) казенное учреждение, его деятельность и права :: BusinessMan.ru

В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.

Общие сведения

Казенное учреждение - это организация, оказывающая услуги, выполняющая работы либо исполняющая определенные функции для обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов власти разного уровня. Финансирование таких предприятий производится за счет средств соответствующего бюджетного фонда согласно принятой смете. В ст. 31 ФЗ №83 указано, что создание казенного учреждения осуществляется на базе функционирующего юрлица без проведения процедур реорганизации посредством изменения его типа.

Имущественный вопрос

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Перечень субъектов, обязанных сменить статус

Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:

  1. Воинским частям, управлениям соединений/объединений ВС, военным комиссариатам, ОУ внутренними войсками и ГО.
  2. УИН, СИЗО и прочие учреждения, созданные с целью обеспечения функционирования уголовно-исполнительного института, исполняющие специальные и управленческие задачи.
  3. Специализированные заведения для несовершеннолетних, проходящих реабилитацию.
  4. Учреждения ГУ спецпрограмм при президенте, МВД, ФСБ, ФТС, ФСО, ФНС, Службе внешней разведки, объектовые, территориальные, воинские, специальные, подразделения ПС МЧС, аварийно-спасательные формирования.
  5. Специализированные психиатрические больницы с интенсивным наблюдением, противочумные заведения и лепрозории.

Нормативная база

Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:

  1. Правительством страны. Постановления этого органа распространяются на любое федеральное казенное учреждение.
  2. Высшим исполнительным институтом власти субъекта. Решения этой структуры обязательны для исполнения региональными организациями.
  3. Местными органами. Распоряжения, изданные ими, распространяются на любое муниципальное казенное учреждение.

Документальное оформление

Как выше было сказано, изменение типа организации осуществляется в соответствии с распоряжением (постановлением). Обязательные сведения, которые указываются в документе, согласно которому возникает казенное учреждение, - это:

  1. Наименование функционирующего предприятия с указанием типа.
  2. Название образуемой организации.
  3. Наименование исполнительного органа, выполняющего полномочия и функции учредителя.
  4. Сведения о сохранении/изменении основных целей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность казенного учреждения.
  5. Перечень мероприятий по формированию организации с указанием сроков.
  6. Сведения о сохранении/изменении численности сотрудников.

Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.

Приложения

Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:

  1. Пояснительную записку. В ней содержатся обоснования целесообразности смены типа организации на казенное учреждение.
  2. Сведения о кредиторской задолженности предприятия, просроченной в том числе.

Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.

Юридическое положение организаций после изменения типа

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.

Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.

Функции учредителя

Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:

  1. Выполняет функции и реализует полномочия учредителя организации при ее формировании, реорганизации, ликвидации, изменении типа.
  2. Утверждает устав предприятия и изменения, вносимые в него.
  3. Назначает руководителя организации, снимает его с должности.
  4. Прекращает и заключает трудовой договор с начальником учреждения.
  5. Составляет и утверждает задание для организации с учетом видов работ, предусмотренных в ее уставе.
  6. Устанавливает перечень предприятий, перед которыми ставятся разработанные задачи.
  7. Осуществляет финансирование работы учреждения, в том числе при исполнении им утвержденного государственного задания.
  8. Определяет порядок, по которому составляется, принимается и вводится бюджетная смета, согласно общим требованиям, сформулированным Минфином.
  9. Осуществляет согласование с Росимуществом распоряжения недвижимыми и движимыми объектами, в том числе предоставление их в аренду.
  10. Ведет контроль деятельности казенного учреждения на основании положений законодательства.
  11. Реализует иные полномочия и осуществляет прочие функции учредителя, предусмотренные нормативными актами.

Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.

Согласование с Росимуществом

Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.

Устав: общие положения

После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать "Общие положения". Они включают в себя:

  • Наименование учреждения.
  • Сведения о месте расположения.
  • Название учредителя и наименование собственника имущества, указание на исполнительные органы, осуществляющие их полномочия.

Характер работы

В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

  • Структуре и компетенции администрации организации.
  • Порядке формирования органов управления.
  • Продолжительности полномочий.
  • Порядке функционирования.
  • Положении об ответственности начальника учреждения.

Раздел о финансовом обеспечении и имуществе

В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:

  1. Порядок распоряжения материальными ценностями, приобретенными организацией, за исключением тех, которые были куплены на средства, выделенные собственником.
  2. Правила заключения крупных сделок и подписания договоров, в которых присутствует заинтересованность.
  3. Запрет на совершение действий, последствиями которых может стать обременение или отчуждение имущества, закрепленного за казенным учреждением на правах оперативного управления, или материальных ценностей, приобретенных на средства, выделенные бюджетным (внебюджетным) фондом соответствующего уровня, если другое не предусматривается в законодательстве.
  4. Положение об открытии в отделениях Федерального казначейства л/с, а также иных счетов, созданных для организации согласно нормативно-правовым актам.
  5. Порядок, в соответствии с которым осуществляется ликвидация казенного учреждения на основании решения собственника материальных ценностей и положения о последующем распоряжении им имуществом предприятия, прекратившего деятельность, если другое не установлено в законодательных нормах.
  6. Указание на субсидиарную ответственность. По обязательствам федерального учреждения казенного типа отвечает РФ в лице исполнительного госоргана, исполняющего функции и реализующего полномочия учредителя.
  7. Информация о представительствах и филиалах организации.
  8. Другие разделы, если они предусмотрены в законодательных документах.

Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.

businessman.ru

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

advokat-malov.ru

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

чем казенное учреждение отличается от бюджетного

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Реформирование бюджетной сферы

чем отличаются казенные бюджетные и автономные учреждения

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

характеристика бюджетных автономных казенных учреждений

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, что такая реформа приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

казенные бюджетные и автономные учреждения отличия

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

Имущество учреждений

виды учреждений казенное бюджетное

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

перевод казенного учреждения в бюджетное

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку - это достаточно серьезная преференция.

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.

fb.ru

Казенное предприятие - это что за организация?

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику. казенное предприятие это

Общая характеристика

Казенное унитарное предприятие – это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие – это коммерческая организация. Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

Специфика

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие – это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие – это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение – нет.  казенное предприятие это коммерческая организация

Юридический статус

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия – это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие – это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Нормативная база

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161. муниципальное казенное предприятие это

Дополнения и поправки

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства. имущественное право казенного предприятия это право

Ключевые требования закона

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие – это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), исполнять обязанности, выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу "Государственное казенное предприятие". Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность ("муниципальное казенное предприятие"). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Нюансы

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства. казенное унитарное предприятие это

Форма собственности

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Учредители

В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион. федеральное казенное предприятие это

Объем юридических возможностей

По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При этом учредитель остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти. государственное казенное предприятие это

Собственник

По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация "Росатом". Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования правомочия собственника материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

fb.ru

Федеральные казенные учреждения | Федеральное дорожное агентство

  ФИО и должность руководителя Полное наименование подведомственной организации Общий телефон/факс E-mail
1.   Абузяров Евгений Олегович         (директор) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» ФДА» 495-747-91-00 495-747-91-13 [email protected]
2.   Андреев Николай Иванович         (начальник) ФКУ «Управление автомобильной  дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» ФДА» (ФКУ Упрдор «Вилюй») т/ф. 4112-441-442 [email protected]
3.   Аникин Сергей Александрович (начальник) ФКУ “Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» ФДА» (ФКУ Упрдор «Енисей») т. 391-265-08-11 ф. 391-221-02-32 [email protected]
4. Борисов Алексей Вилорикович (начальник) ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» ФДА» (ФКУ «Уралуправтодор») т. 343-262-86-18 ф. 343-262-88-15 [email protected]
5.   Голдобин Максим Анатольевич (начальник) ФКУ «Управление  автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород ФДА» (ФКУ Упрдор «Москва-Н. Новгород») т/ф. 8-496-515-94-92 т/ф. 8-496-515-32-08 [email protected]
6. Голиков Виталий Сергеевич (и.о. начальника) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова ФДА» (ФКУ Упрдор «Северо-Запад») т. 812-323-82-76 ф. 812-323-82-72 [email protected]
7. Кужель Владимир Николаевич        ( начальник) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» ФДА» (ФКУ Упрдор «Черноморье») т. 8622-68-60-20 ф. 8622-68-60-42 [email protected]
8.   Григорович Иван Иванович (начальник) Федеральное казенное учреждение «Дороги России» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Дороги России») т. 8-495-232-99-73 [email protected]
ф. 8-495-232-99-71
9. Долинский Ярослав Александрович (начальник) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» ФДА» (ФКУ Упрдор «Алтай») т. 3852-36-89-61 ф. 3852-36-78-91 [email protected]
10. Работает  ликвидационная  комиссия ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России ФДА»  ( ФКУ ДСД «Центр») т/ф. 495-600-83-72 [email protected] [email protected]
11.   Лебедев Александр Владимирович (начальник) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» ФДА» (ФКУ Упрдор «Южный Урал») т. 351-263-36-25 ф. 351-263-36-55 [email protected]
12.   Лечхаджиев Руслан Абдулвахиевич (начальник) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» ФДА» (ФКУ Упрдор «Кавказ») т. 8793-33-77-50 ф. 8793-30-35-46 [email protected]
13.   Логунов Сергей Николаевич (начальник) ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» ФДА» (ФКУ «Поволжуправтодор») т. 8412-55-07-25 ф. 8412-55-37-94 [email protected]
14. Мастюков Максим Евгеньевич       (начальник) ФКУ «Узел связи и автоматизации Федерального дорожного агентства»            (ФКУ «Узел связи и автоматизации») 49132-43-003 49132-43-047 [email protected]
15.   Мингазов Илдар Галяутдинович       (начальник) ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона ФДА» (ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») т. 843-273-52-11 ф. 843-273-52-21    [email protected]
16. Недялков Сергей Любомирович (начальник) ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков ФДА» (ФКУ Упрдор Москва-Харьков) т. 4862-75-07-69 ф. 4862-47-01-05 [email protected]
17. Никул Андрей Викторович (директор) ФКУ «Информационно-аналитический центр ФДА» (ФКУ «Росдоринформсвязь») т. 8-499-755-00-06 ф. 8-499-755-00-32 [email protected]
18.   Новиков Роман Витальевич       (начальник) ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» ФДА» (ФКУ Упрдор «Тамань») т. 86133-92-145 [email protected] [email protected] [email protected]
19.   Овчинников Михаил Александрович (начальник) ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск ФДА» (ФКУ Упрдор «Кола») т. 8142-44-44-88 ф. 8142-44-44-89 [email protected]
20. Петраев Сергей Викторович (директор) ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России ФДА» (ФКУ ДСД «Дальний Восток») т. 4212-47-39-50 ф. 4212-47-39-59 [email protected]
21. Могильный Константин Витальевич (и.о. начальника) ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» ФДА»(ФКУ «Центравтомагистраль») т. 8-499-654-01-04 [email protected]
ф. 8-499-654-01-08 [email protected]
22. Пустогаров Константин Иванович (начальник) ФКУ « Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск ФДА» (ФКУ Упрдор «Москва-Бобруйск») т. 4842-54-98-13 ф. 4842-54-98-18 [email protected]
23.   Рейнет Николай Антсович (начальник) ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск ФДА» (ФКУ Упрдор «Прибайкалье») т. 3952-20-87-00 ф. 3952-20-87-02 [email protected]
24.  Ручьев Павел Валентинович (директор) ФКУ «Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов ФДА» (ФКУ «Росдортехнология») т. 8-495-531-22-45 [email protected]
25. Рыжкин Александр Константинович (директор) Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Автомобилист» ФДА» 8-4942-41-24-11 8-4942-41-41-31 [email protected] [email protected]
26.   Сенжапов Рамиль Музафярович (начальник) ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» ФДА» (ФКУ Упрдор «Приуралье») т. 347-228-12-14 ф. 347-253-80-24 [email protected]
27. Сорокин Юрий Владимирович (начальник) ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград ФДА» (ФКУ Упрдор Москва-Волгоград) т. 4752-72-33-50 ф. 4752-72-95-98 [email protected]
28.   Сыроватский Олег Владимирович &nbs

rosavtodor.ru

Казенные учреждения - Законодательство. Государство и право - Каталог статей

Названные в предыдущем параграфе концептуальные положения утверждаются в отношении традиционной модели участия государства в лице органов государственной власти. Однако Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены существенные коррективы в данную концепцию.

Так, установлены новые нормы, по которым природа и основные правила участия в гражданском обороте казенных учреждений от имени публично-правовых образований и органов государственной власти, на наш взгляд, оказались схожи. Этим Федеральным законом выделено три типа государственных учреждений: казенные, бюджетные и автономные, обладающих различным правовым статусом.

Государственное казенное учреждение может исполнять и государственные услуги, и государственные функции, что ранее всегда являлось прерогативой органов государственной власти.

Так, например, ст. 31 указанного Федерального закона к федеральным казенным учреждениям отнесены управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения МВД, ГУСПа, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО, аварийно-спасательные формирования.

Учитывая указанные виды деятельности, казенное учреждение не вправе привлекать заемные средства, у него отсутствует налогооблагаемая база по налогу на прибыль и им не уплачивается государственная пошлина за наименование "Россия".

Замена сметного финансирования на субсидии, дополняющая и расширяющая экономические свободы бюджетных учреждений, не произведенная в отношении казенных учреждений, подчеркивает цель деятельности казенного учреждения - осуществление социально значимых функций.

Именно наличие этих целей обусловливает то, что деятельность казенного учреждения, как и органа государственной власти, полностью финансируется государством на основании сметы. Финансирование бюджетных и автономных учреждений, напротив, ограничивается выделением субсидий на выполнение государственного задания. В связи с этим для казенного учреждения применяется преимущественно предварительный финансовый контроль по всем расходам - проверка казначейством наличия денежного обязательства.

Данные положения подчеркивают то, что участие казенного учреждения (как и органа государственной власти) отождествляется с действиями самого государства и гражданско-правовая ответственность возлагается непосредственно на публично-правовое образование.

У казенного учреждения и органа государственной власти одинаковые органы управления - единоличный руководитель, и могут быть совещательные органы (право федеральных органов исполнительной власти иметь совещательные органы закреплено в п. 75 Регламента Правительства РФ), но не предусмотрена, как для автономных учреждений, обязательность создания наблюдательного совета - коллегиального органа с широкими контрольными функциями, например, утверждение годовой бухгалтерской отчетности. К слову, казенное учреждение ведет бюджетный учет, а не бухгалтерский, как автономные или бюджетные учреждения.

При наличии одинаковых с органом государственной власти принципа управления и осуществляемых функций в сфере управления имуществом права казенного учреждения также весьма ограничены: оно не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Несмотря на то что казенное учреждение обладает всеми признаками юридического лица, оно лишено права предоставлять и получать кредиты (займы), субсидии, приобретать ценные бумаги. А доход от возможной приносящей доход деятельности должен быть направлен в государственный бюджет, а не предоставлен в самостоятельное распоряжение.

Удовлетворение нужд публично-правового образования казенное учреждение и орган государственной власти осуществляют на основании Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Заключение казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени публично-правового образования (бюджетные и автономные учреждения могут заключать договоры только от своего имени). При этом нарушение казенным учреждением этого требования при заключении договоров является основанием для признания их судом недействительными.

В случае уменьшения средств, приводящего к невозможности исполнения обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных контрактов, иных договоров. При этом сторона государственного контракта, иного договора может потребовать от него возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий договора.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

В отношении казенного учреждения существует такая же правовая неурегулированность, как и у органа государственной власти, в отношениях по собственному хозяйственному обеспечению (заключение договоров об оказании коммунальных услуг, о приобретении канцелярских товаров, о ремонте оборудования). По нашему мнению, исходя из того, что законодательство разделяет государственные нужды на потребности государства и потребности заказчиков и в данном случае казенное учреждение не удовлетворяет социальные потребности государства, совершение им сделок и иное участие в общегражданском обороте должно производиться от собственного имени, что не может повлечь ответственность государства.

В дополнение в данном Федеральном законе прямо закреплено, что положения, устанавливающие особенности правового положения казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти.

Приведенный сравнительный анализ правовых статусов позволяет приравнять деятельность казенных учреждений от имени публично-правовых образований к участию государства в гражданском обороте в лице органов государственной власти <150>.

--------------------------------

<150> См.: Бердашкевич А.П., Елкибаева З.П. О правовом статусе аппаратов региональных органов государственной и муниципальной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 8. С. 12 - 14.

 

Более того, если речь идет об участии в гражданских отношениях от имени государства казенного учреждения, то можно утверждать, что в данном случае государство действует в форме юридического лица, что является на сегодняшний день неурегулированным в отношении органа государственной власти.

Как было отмечено в первой главе, правоспособность государства - публично-правового образования, понимаемая как обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, является специальной. Правоспособность органов государства, через которые действует государство, также можно считать специальной.

Под представляющими государство субъектами принято понимать органы государственной власти, в отношении которых законодатель прямо определил, что они могут от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Поэтому специальный характер их правоспособности не вызывает сомнений.

Вместе с тем поддерживаемую нами позицию, в соответствии с которой правоспособность государства и его органов может быть только специальной, подтверждает также и вступление в гражданские правоотношения казенных учреждений, цели создания и предмет деятельности которых схожи с целями деятельности и полномочиями органов государственной власти.

Органы государства используют свое участие в гражданском обороте в целях реализации своих социальных функций и в отличие от других участников гражданских правоотношений не могут иметь в них частного интереса.

Вступление казенного учреждения в гражданские отношения также продиктовано общественными потребностями и направлено на удовлетворение публичного интереса. Так, законом предусмотрен автоматический перевод в федеральные казенные учреждения:

а) управлений объединений, управлений соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатов, органов управления внутренними войсками, органов управления войсками гражданской обороны, соединений и воинских частей внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные функции и функции управления;

в) специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальных, воинских, территориальных, объектовых подразделений федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозориев и противочумных учреждений.

Наделение казенного учреждения указанными функциями подтверждает то, что государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, которое заключается в эффективном отправлении публичных функций и которое продиктовано общественными потребностями и направлено на удовлетворение общественного интереса. Предпринятое в 2011 году реформирование государственного сектора, одним из важнейших задач которого было вступление казенного учреждения в новом статусе в гражданские правоотношения, ознаменовало начало следующего периода развития гражданско-правового статуса органов государства.

Однако в юридической литературе существует мнение о том, что выбор соответствующего правового статуса (автономного, бюджетного или казенного учреждения) должен осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов <151>. Действительно, разграничение правовых форм имеет целью создание условий и стимулов для привлечения учреждениями внебюджетных средств, расширения их самостоятельности. Но требование о наличии законодательно установленного списка казенных учреждений с указанием исполняемых ими государственных функций свидетельствует о намерении сохранения социальной ответственности государства, в том числе в тех секторах, где действие рыночных механизмов нецелесообразно. Поэтому курс на продолжение финансово-экономической либерализации деятельности государственных учреждений в ряде видов экономической деятельности приемлем для бюджетных и автономных учреждений, в чем и состоит, на наш взгляд, выделение особого правового статуса казенных учреждений.

--------------------------------

<151> См.: Балыхин Г.А. (ответственный редактор) и др. О правовом статусе образовательных учреждений // Аналитический вестник. 2010. Вып. 12. С. 4.

 

Участие как органа государственной власти, так и казенного учреждения в гражданских правоотношениях носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому они имеют лишь те минимальные гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам, что характерно для специальной правоспособности. Оправданность данного утверждения в отношении казенного учреждения подтверждается тем, что доходы казенного учреждения от приносящей доход деятельности подлежат перечислению полностью в бюджет, а не поступают в самостоятельное распоряжение. А порядок свободного обращения с внебюджетными поступлениями введен для бюджетных учреждений, для которых он ранее носил разрешительный характер, а ныне переведен в уведомительный.

Отказ государства от замены их полного сметного финансирования на субсидии, дополняющей и расширяющей экономические свободы бюджетных учреждений, также подчеркивает цель деятельности казенного учреждения - решение социально значимых государственных задач.

К сожалению, в правоприменительной практике отсутствует единая терминология и нормативно закрепленная типология государственных полномочий, функций и услуг, что создает методологические проблемы при разграничении видов деятельности органов государства. Кстати, подобные ограничения также не позволяют в полной мере использовать международные индексы при планировании порядка исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Отметим, что в юридической литературе существует дискуссия по вопросу о содержании самого понятия "услуга". Так, услуга рассматривается как отношения по поводу труда как деятельности <152>. Но в данном случае исключается результат труда - его полезный эффект, который и подлежит оценке. Поэтому представляется верным понятие услуги, определенное Н.А. Бариновым, как "экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека" <153>.

--------------------------------

<152> См.: Грушевая Е.П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Правоведение. 1982. N 1. С. 82.

<153> См.: Баринов Н.А. Услуги. Изд. 2-е, дополненное. Саратов: Изд-во "Надежда", 2003. С. 18.

 

Отечественное законодательство связывает понятие услуга тоже лишь с процессом, не включая результат, полезный эффект. Так, ст. 779 Гражданского кодекса РФ под оказанием услуг понимает совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Ныне существующий понятийный аппарат в области государственных услуг сформирован Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <154> и не является полным <155>. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, государственная услуга - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

--------------------------------

<154> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

<155> См.: Шелленберг О.П. О юридической природе государственных (муниципальных) услуг // Законодательство. 2011. N 1. С. 52 - 59; Шапкина Е.А. Государственные услуги как форма реализации государственно-частного партнерства // Законодательство. 2011. N 6. С. 52 - 57.

 

Таким образом, государственные услуги по своему существу рассматриваются как процесс реализации государственных функций, исполнение которых инициируется заявителем. Эти функции составляют разрешительные и учетные полномочия, реализация которых включает принятие органом государственной власти решения, его учет, выдачу разрешительного документа и предоставление информации о принятых решениях неограниченному кругу лиц.

Применительно к деятельности казенного учреждения к его ведению отнесено оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. Тогда как государственным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией или ее субъектом для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В отношении последних закон <156> оперирует понятием "услуги, предоставляемые государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ)", не именуя их государственными.

--------------------------------

<156> В составе законодательства требуют приведения в соответствие с актами, устанавливающими правовой статус бюджетных и автономных учреждений, и законодательством, регламентирующим организацию предоставления государственных услуг, нормы Бюджетного кодекса РФ.

 

По определению, данному в абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение, в отличие от иных государственных учреждений, может исполнять и государственные услуги, и государственные функции, на что уполномочены только органы государственной власти. В этом видится важный элемент правового статуса, позволяющий провести аналогию участия казенного учреждения от имени государства и органа государственной власти, относя их обоих к способу непосредственного представления государства в гражданском обороте.

Надо отметить, что действующим законодательством государственные компании (и некоторые государственные корпорации) наряду с функциями, связанными с использованием государственного имущества на основе доверительного управления, наделены функцией оказания государственных услуг и даже нормотворческой государственной функцией. Вместе с тем анализ видов деятельности этих юридических лиц, выступающих собственниками принадлежащего им имущества, по обязательствам которых, по общему правилу, государство ответственности не несет, приводит к выводу о том, что подобные организации надо ликвидировать или изменить виды их деятельности, которые может осуществлять федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение.

В связи с этим гражданские правоотношения с участием государственных корпораций и компаний не могут быть отнесены к модели непосредственного участия государства в гражданском обороте.

Похожий вопрос возникает при наделении социальных внебюджетных фондов государственными функциями, в том числе по изданию нормативных правовых актов. Так, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями, определяющими порядок их деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер, т.е. общеобязательные нормы поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц.

Представляется, что из полномочий государственных внебюджетных фондов эту государственную функцию по изданию нормативных правовых актов следует исключить, передав ее федеральному органу исполнительной власти, а не ограничившись проведением органом государственной власти государственной регистрации актов, издаваемых данными фондами.

Осуществление данной государственной регистрации актов возложено на орган государственной власти - Министерство юстиции Российской Федерации. Она проводится в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию <157>.

--------------------------------

<157> См.: Указ Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1216.

 

Также этот уполномоченный орган государственной власти:

- осуществляет контроль за правильностью отбора актов, подлежащих государственной регистрации, и за своевременностью их опубликования, имея в виду, что Минюст России при необходимости вправе запрашивать от Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ акты для их государственной регистрации;

- проводит правовую экспертизу актов на предмет их соответствия Конституции России, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента России и постановлениям Правительства России, а также их антикоррупционную экспертизу.

Представляется, что нормотворческая функция должна осуществляться органами государственной власти без исключений из этого правила. На наш взгляд, в рассматриваемых случаях нормативно-правовое обеспечение деятельности этих фондов должно осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти не путем проведения государственной регистрации актов, а их непосредственного издания.

По ст. 125 Гражданского кодекса РФ органы государственной власти приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исходя из положений Указа Президента России от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <158>, компетенцию органов исполнительной власти можно считать состоящей из следующих видов функций: нормотворческих, контрольно-надзорных (в том числе по регистрации актов, документов, прав, объектов), управленческих (по управлению государственным имуществом) и по оказанию государственных услуг населению и бизнесу. Отсюда следует, что понятие государственных функций шире и включает в себя государственные услуги.

--------------------------------

<158> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

 

С учетом изложенного анализ законодательства и доктринальных положений приводит к выводу о том, что законодательно включенные в круг органов государства новые субъекты права - казенные учреждения, действующие в гражданских правоотношениях от имени публично-правового образования, обладая специальной правоспособностью, наделены особым гражданско-правовым статусом и наряду с органами государственной власти непосредственно представляют государство в гражданском обороте.

Считаем, что в настоящее время требуется не только не останавливаться лишь на законодательном устранении юридико-технических несоответствий в части определения функционального статуса рассматриваемых субъектов права - органов государственной власти и казенных учреждений, но и активно применять научный подход при исследовании правоотношений с их участием в современных экономических условиях, в том числе при выявлении целей деятельности и узкого круга функций, отличающего их правоспособность от общей правоспособности негосударственных коммерческих юридических лиц.

Не поддерживая высказываемые в литературе мнения о систематизации норм о субъектах права, участвующих в гражданском обороте, путем их отражения в межотраслевом комплексном нормативном акте в виде Предпринимательского кодекса <159>, в части необходимости существенного пересмотра законодательства предлагается во избежание коллизии законов, имеющей место в Украине, где одновременно действуют Гражданский кодекс (Цивiльний кодекс) и Хозяйственный кодекс (Господарський кодекс <160>), а также в рамках требований Концепции развития гражданского законодательства о двухуровневой системе законов положения об устранении рассмотренных в настоящем параграфе правовых проблем изложить в соответствующих статьях действующего Гражданского кодекса РФ.

--------------------------------

<159> См.: Корх С.Э. Теоретико-правовые вопросы межотраслевого статуса субъекта предпринимательства в современном российском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998. С. 12.

<160> Голос Украiни. 2003. 14 марта.

_____________________

Органы государственной власти

Казенные учреждения

Государственные бюджетные и автономные учреждения

vuzirossii.ru

типы учреждений

1. Понятие

учреждения.

 

Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

 

Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления  в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления  в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах установленных федеральными законами.

 

2. Финансовое обеспечение.

На основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты учреждению не предоставляются.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели.

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели.

3. Операции с находящимися  в распоряжении учреждения средствами.

Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в соответствии с БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через банковские счета открытые в кредитных организациях или через лицевые счета, открываемые  в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 

4. Особенности совершения отдельных сделок.

Не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.

Не вправе совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях. Крупные сделки (цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчетную дату) совершаются с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Крупные сделки (цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчетную дату) совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения.

5. Применение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Применяется.

Применяется.

Не применяется.

6.Осуществление приносящей доходы деятельности и распоряжение доходами (средствами), полученными от указанной деятельности.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

 

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

 

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

 

7. Правовой режим имущества, закрепленного за учреждением собственником.

Право оперативного управления. Учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

 

Право оперативного управления. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

 

Право оперативного управления.

Учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

 

8. Ответственность учреждения.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

 

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

 

9. Ответственность собственника по обязательствам учреждения.

Субсидиарная ответственность собственника при недостаточности у учреждения денежных средств.

Собственник не несет ответственности за обязательства учреждения.

Собственник имущества не несет ответственности за обязательства учреждения.

10. Ведение бухгалтерского учета.

Ведется бюджетный бухгалтерский учет.

Ведется бюджетный бухгалтерский учет.

Ведется коммерческий бухгалтерский учет.

11. Участие в бюджетном процессе.

Является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

studfiles.net