4. Структура и основные виды педагогической деятельности. Профессиональные функции педагога. Каковы функции профессиональной деятельности


Функции профессионально-педагогической деятельности

Смысл и значение любой деятельности можно по­нять, лишь рассматривая ее сквозь призму объектив­но данных общественных функций. «Поскольку ин­дивидуальная деятельность есть лишь составная часть деятельности общества, — указывает Б. Ф. Ло­мов, - ясно, что и анализ ее должен начинаться... с изучения функций этой индивидуальной деятельно­сти в системе общественной жизни» К Отсюда вытека­ет значимость функционального анализа деятельно­сти для понимания ее социальной обусловленности.

Под функцией понимается однородная по содер­жанию группа устойчиво повторяющихся видов дея­тельности, выполнение которых характерно для дан­ной категории профессионально-педагогических ра­ботников.

В социально-психологических исследованиях от­четливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельно­сти и этапов ее осуществления. Функции, выделяе­мые по содержательному принципу, определяются целями деятельности. К ним относятся обучающая, воспитывающая и развивающая функции. Они обла­дают общей структурой, состоят из следующих ком­понентов: педагогических целей и задач, педагогиче­ского взаимодействия (общения), а также контроля и оценки способов учения и преподавания.

На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы было выделено две группы функций: целевые и операциональные. К целевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональ­ной цели — обучения профессии и становления лич-

1 Ломов Б. Ф. Указ. соч. — С. 9.

ности специалиста, т. е. обучающая, воспитываю­щая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операцио­нальных функций: конструкторской, организатор­ской, гностической, коммуникативной и производ­ственно-технологической. Первые четыре характер­ны для педагога любого учебного заведения, послед­няя - лишь для педагога профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-пе­дагогического труда.

Охарактеризуем эти функции.

Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагогов. Ее смысл состоит в форми­ровании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Обучающие функции ма­стера и преподавателя специализированы и имеют общую целевую направленность. Деятельность пре­подавателей, общепрофессионального цикла направ­лена в основном на формирование профессиональ­но-технологических знаний и умений, составляю­щих теоретическую базу для практического освоения профессий. Значимость обучающей функции препо­давателя возрастает в условиях научно-технической революции. Обучающая функция мастера производ­ственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков. Вы­полнение этой функции требует от мастера высокой рабочей квалификации. В связи с переводом профес­сиональной школы на подготовку высококвалифи­цированных рабочих широкого профиля, а также по сгруппированным профессиям значение рабочей квалификации в реализации обучающей функции возрастает.

Воспитывающая функция педагогических работни­ков заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся. Рассматривая эту функцию, исследователи, как правило, сводят ее к социаль­но-политическому, нравственному, трудовому, эсте­тическому и физическому совершенствованию уча­щихся. Такой подход, на наш взгляд, неправомерен. Конечно, мастера и преподаватели занимаются все­ми этими формами воспитания. Но главное в их вос­питательной работе — это формирование профессио­нальной направленности личности учащихся: по­требности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интере­са к профессиональной деятельности.

Развивающая функция состоит в психическом раз­витии личности учащихся: их сенсомоторной, интел­лектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значе­ние этой функции обусловливается двумя фактора­ми. Во-первых, среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подрост­ков. Отсутствие учебно-познавательных мотивов и интереса к учению отрицательно сказывается на раз­витии у них основных психических процессов — памя­ти и мышления. Трудновоспитуемость подростков за­частую обусловлена отклонениями в эмоциональ­но-волевой сфере. Перед педагогами стоит сложная задача не только психического развития, но и его кор­рекции у части учащихся. Вторым фактором является формирование профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Для каждой профессии эти качества и квалификации специфичны. Их развитие -залог успешного освоения профессиональной деятель­ности, подготовки конкурентоспособного и профес­сионально мобильного специалиста.

Следующую группу функций целесообразно вы­делить на основании последовательности этапов профессионально-педагогической деятельности. В нее входят методическая, производственно-тех­нологическая, организаторская, диагностическая функции.

Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного про­цесса. Правомерность выделения методической фун­кции обусловлена особенностями педагогической деятельности мастера и преподавателя. Централизо­ванное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа сущест­вующих профессий. Поэтому педагоги, осуществля­ющие профессиональное обучение, должны само­стоятельно отбирать научно-техническую информа­цию, методически ее перерабатывать, трансформи­ровать в учебный материал, планировать его, выби­рать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы в профессиональной школе значительно больше, чем в общеобразовательной. Многие препо­даватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету.

Эта функция предполагает также осмысление эффективности форм, методов и средств педагоги­ческого воздействия, учебно-воспитательного про­цесса. Методическая функция порождает у педаго­гов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности, выработке инди­видуального стиля ее выполнения, способствует пе­реходу от репродуктивной деятельности к эвристи­ческой и творческой. Особенности этой функции инициируют инновационную деятельность.

Специфической функцией, характерной для пе­дагогов профессиональной школы, является произ­водственно-технологическая. Впервые эта функция как самостоятельная была выделена Г. А. Карповой1 с

' См.: Зборовский Г. Е. Инженер-педагог: образ жизни и профес­сиональная деятельность / Г. Е. Зборовский, Г. А. Карпова. — Свердловск, 1983. - С. 34.

учетом того, что основой профессиональной подго­товки является общественно полезный и производи­тельный труд, насыщенный технологическими и тех­ническими средствами производства.

Что же представляет собой эта функция? В труде мастера производственного обучения она сводится к выполнению таких видов работ, как несложный ре­монт, наладка и настройка производственно-техни­ческих средств, разработка технической и технологи­ческой документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производствен­ных работ, требующих высокой квалификации при изготовлении сложной продукции. Производствен­но-технологическая функция преподавателя заклю­чается в наладке учебно-демонстрационного обору­дования, выполнении расчетно-аналитических ра­бот, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обу­чения.

Производственно-технологическая деятельность мастера и преподавателя выступает как сложный, комплексный вид труда, объединяющий труд инже­нера, технолога и методиста. Выполнение этой функ­ции занимает у педагогов профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и под­готовке уроков, оборудовании кабинетов и мастер­ских, знакомстве с научно-технической информа­цией, участии в научно-технических обществах, ру­ководстве техническим творчеством.

Организаторская функция реализуется в ходе про­фессионально-образовательного процесса и воспи­тательной работы. Она осуществляется при проведе­нии уроков, организации познавательной деятель­ности учащихся, управлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно полезного труда, ру­ководстве научно-техническим творчеством уча­щихся.

Одной из важных функций педагогов является диагностическая. Выделение диагностической фун­кции в деятельности педагога профессиональной школы обусловливается следующими моментами:

  • контингент учащихся профессиональных учи­лищ формируется из числа выпускников основной и полной средней школы. В средней школе познание учащегося ведется на основе длительного наблюде­ния за ним в ходе учебно-воспитательного процесса, основательного изучения его развития в семье, его социального окружения. В профессиональной школе постепенное накопление сведений об учащемся не­возможно. Это обусловлено коротким сроком обуче­ния. Следовательно, педагог психологически должен быть более компетентным, чем его коллега в школе;

  • в профессиональных училищах выше, чем в школе, процент подростков с разного рода отклоне­ниями в психике, «трудных». Для осуществления пе­дагогического процесса мастеру, преподавателю не­обходимы и специальные знания, и владение не­сложными, но оперативными методами диагностики деформации психического развития;

  • у многих учащихся не сформированы познава­тельные потребности, способы учебных действий. Они пришли в училище, чтобы получить профессию, а не учиться. Школа потому и рассталась с ними, что они не хотели или не могли уже учиться. Педагог дол­жен поставить диагноз такому учащемуся, выявить причину его «жизнерадостно-наплевательского» от­ношения к учебе.

Таким образом, анализ профессиональной дея­тельности мастеров производственного обучения и преподавателей позволяет выделить три функ­ции-цели: обучающую, воспитывающую, развиваю­щую — и четыре функции-операции: методическую, производственно-техническую, организаторскую и диагностическую.

Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых функций. В реальной педагоги­ческой деятельности все семь рассмотренных функ­ций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приво­дит к обогащению каждой функции в отдельности и всей деятельности в целом.

Содержание профессионально-педагогической деятельности

Введение в практику работы профессиональной школы личностно ориентированного образования во многом зависит от личности педагога. Очевидно, что на современном этапе утверждения новой парадигмы будут востребованы педагоги-инноваторы, не только обладающие высоким профессионализмом, но и склонные к инновационным поискам и проявлению сверхнормативной профессиональной активности.

Чтобы определить основные психологические ха­рактеристики педагога личностно ориентированного профессионального образования, необходимо преж­де всего проанализировать его профессионально-пе­дагогическую деятельность.

Профессионально-педагогическая деятель­ность — это интегративная деятельность, включаю­щая психологический, педагогический и производ­ственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессио­нальное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориенти­рованного образования. Именно подготовке и повы­шению квалификации, профессиональному росту и карьере специалиста подчинен профессиональ­но-образовательный процесс, который детермини­рует совместный, взаимообусловленный характер де­ятельности обучаемых и педагогов. Рассматривая пе­дагогическую деятельность как процесс управления, социальные психологи и педагоги В. И. Гинецинский, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, В. Д. Ширшов и др. подчеркивают, что ее главными составляющими ста­новятся процессы межличностного взаимодействия.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, заня­тия, педагогические технологии, оборудование, тех­нические устройства и т. п.) и психологические про­дукты деятельности (индивидуальный опыт, психо­логические новообразования, развитие способно­стей и т. д.). Главным результатом деятельности явля­ется профессиональное развитие личности.

Анализ работ, посвященных исследованию дея­тельности педагогов профессиональной школы (Я. В. Кузьмина, А. К Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, М. И. Станкин, P. X. Шакуров, В. А. Якунин и др.), позволил выделить три уровня обобщения профессионально-педагоги­ческой деятельности. Наиболее высокий уровень обобщения, объединяющий цель и предмет деятель­ности, - вид деятельности. В зависимости от цели и предмета профессионально-педагогической деятель­ности нами были выделены семь видов деятельности:

  • диагностика профессиональной направленно­сти, обучаемости, обученности и воспитанности,-

  • проектировочная деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процесс;

  • личностно ориентированное профессиональ­ное обучение;

• социально-профессиональное воспитание;

  • внеучебная культурно-бытовая воспитательная работа; производственно-технологическая деятель­ность;

  • повышение уровня профессионально-педаго­гического образования и квалификации;

  • инновационная деятельность.

Виды деятельности характеризуются составом профессионально-педагогических задач, которые для специалиста данного профиля являются типо­выми. Отсюда следующий уровень обобщения про­фессионально-педагогической деятельности - ти­повые профессионально-педагогические задачи. Так, деятельность, предваряющая учебно-воспита­тельный процесс, предусматривает решение следу­ющих задач: проектирование учебно-воспитатель­ного процесса, его дидактическое оснащение, мате­риально-техническое обеспечение учебно-произ­водственного процесса.

Специфической особенностью профессиональ­но-педагогических задач является вариативность их решения. В ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, способ решения осно­вывается на учете многих факторов. Поэтому боль­шинство задач имеет творческий характер. Творче­ский подход необходим педагогу профессиональной школы для решения не только собственно педагоги­ческих задач, но и многих инженерных и производст­венных.

В. А. Сластенин приводит следующую последова­тельность решения педагогических задач: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результата (прогноз) и планирование педагогических воздействий; 2) конструирование и реализация учеб­но-воспитательного процесса; 3) регулирование и корригирование педагогического процесса; 4) итого­вый учет, оценка полученных результатов и опреде­ление новых педагогических задач57.

Анализ литературы, исследование профессиональ­но-педагогической деятельности педагогов профес­сиональных училищ Свердловской области позволи­ли нам определить основные профессионально-пе­дагогические задачи:

  • проектирование профессионально-образова­тельного процесса;

  • дидактическое и материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса;

  • формирование учебно-профессиональных мо­тивов;

  • организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащих­ся;

  • психолого-педагогическая реабилитация обще­образовательной подготовки и отклоняющегося по­ведения учащихся;

  • мониторинг учебно-воспитательного процесса, профессионального развития личности и уровня раз­вития коллектива учащихся;

  • социальное, нравственное и профессиональное воспитание учащихся;

  • развитие ключевых квалификаций учащихся;

  • профессиональная ориентация;

  • организация и осуществление производствен­но-технологической деятельности;

  • диагностика профессиональной направленно­сти, компетентности и профессионально важных-ка­честв личности учащихся;

  • управление ученическими коллективами и ор­ганизация их самоуправления;

• формирование проектировочных умений - об­щепедагогических умений по конструированию со­держания и технологий личностно ориентированно­го образования, проектированию развивающей учеб­но-пространственной среды, а также планированию профессионально-образовательного процесса.

Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодаря умениям. Умения предполагают использование имеющихся у субъекта деятельности знаний и навыков для выбора и осуществления действий в соответствии с постав­ленной целью. Состав профессионально-педагогиче­ских умений образует третий уровень обобщения дея­тельности. В процессе профессионального становле­ния личности изменяется характер умений, репро­дуктивный уровень выполнения действий и опера­ций сменяется творческим. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует форми­рованию целостности деятельности.

Для определения состава профессионально-педа­гогических умений мы рассмотрели наиболее общие способы решения типовых задач. Так, проектирова­ние учебно-воспитательного процесса требует уме­ний определения перспективных и текущих целей, разработки перспективных и текущих планов, анали­за учебных программ, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения, оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и др. Таким обра­зом, мы определили совокупность умений, необхо­димых для реализации профессионально-педагоги­ческой деятельности.

Полученный ансамбль конкретных умений мы рассмотрели с позиций обеспечения ими основных операциональных функций педагога профессиональ­ной школы. В результате были выделены следующие группы профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических зна­ний, предусматривающие получение новой инфор­мации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизацию собственного педаго­гического опыта, опыта новаторов и рационализато­ров производства, а также индивидуального опыта учащихся;

  • идеологические умения — социально значимые уме­ния по проведению политико-воспитательной работы среди учащихся, пропаганде педагогических знаний;

  • дидактические умения — общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объясне­нию учебно-производственного материала, демонст­рации технических объектов и приемов работы;

  • организационно-методические умения — интегра-тивные педагогические умения по реализации учеб­но-воспитательного процесса: формированию моти­вации учения, организации учебно-профессиональ­ной деятельности учащихся, установлению педагоги­чески оправданных взаимоотношений, формирова­нию коллектива, организации самоуправления;

  • коммуникативно-режиссерские умения — обще­педагогические умения, включающие перцептив­ные, экспрессивные, суггестивные, ораторские уме­ния и умения по педагогической режиссуре;

  • прогностические умения — общепедагогиче­ские умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, ана­лиз педагогических ситуаций, построение альтер­нативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом обучения и воспитания;

  • рефлексивные умения — способность к самопо­знанию, самооценке профессиональной деятельно­сти и профессионального поведения, самоактуали­зации;

  • организационно-педагогические умения — обще­педагогические умения по планированию воспита­тельного процесса, выбору оптимальных средств пе­дагогического воздействия и взаимодействия, орга­низации самовоспитания и самоуправления, форми­рованию профессиональной направленности лично­сти учащихся;

  • общепрофессионалъные умения — умения по чте­нию и составлению чертежей, схем, измерению, тех­ническому диагнозу, выполнению расчетно-графи-ческих работ, определению экономических показа­телей производства;

  • конструктивные умения — интегративные уме­ния по разработке технологических процессов и конструированию технических устройств; включа­ют разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих текстов;

  • технологические умения — поливалентные уме­ния по анализу производственной ситуации, плани­рованию и рациональной организации технологиче­ского процесса, эксплуатации технических устройств;

  • производственно-операционные умения — обще­трудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровне 4—5-го квалификационного разряда1;

  • специальные умения — узкопрофессиональные умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства (машиностроение, электро­энергетика, строительство и др.).

Таким образом, структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельно­сти позволил определить три ее уровня: вид деятель­ности, типовые профессионально-педагогические задачи и профессионально-педагогические умения (табл. 29).

Таблица 29

Содержание профессионально-педагогической деятельности

Вид деятельности

Типовые задачи

Умения

1

2

3

Диагностика профессиональ­ной направлен­ности, обучаемо­сти и подготов­ленности

Подбор методов диа­гностики. Разработка тестов проверки зна­ний и умений. Интер­претация результатов диагностики

Проектировочные,

дидактические,

прогностические

Деятельность, предваряющая профессиональ­но-образователь­ный процесс

.....

Проектирование учеб­но-воспитательного процесса, его дидакти­ческое оснащение. Разработка технологии оценки и контроля способов осуществле­ния действий. Матери­ально-техническое обеспечение учеб­но-производственного процесса

Гностические, прогностические, конструктив­но-технические, дидактические, производствен­но-операционные

' Соста в этих умений по каждой рабочей профессии и специаль­ности определен в квалификационных характеристиках.

Вид деятельности

Типовые задачи

Умения

1

2

3

Личностно ори­ентированное профессиональ­ное обучение

Формирование учеб­но-профессиональных мотивов. Организация и осуществление по­знавательной и учеб­но-профессиональной деятельности учащих­ся: объяснение, демон­страция, проведение инструктажей, созда­ние проблемных ситуа­ций, оценка и контроль качества обучения

Коммуникатив­но-режиссерские, организацион­но-методические, прогностические, конструктив­но-технические, технологические, общепрофессиона­льные, производст­венно-операцион­ные, специальные

Социально-про­фессиональное воспитание

Диагностика воспитан­ности и воспитуемости. Реабилитация лично­сти. Коррекция откло­няющегося повеления

Психологические, педагогические, прогностические, коммуникативные

Внеучебная вос­питательная ра­бота

Диагностика личности и коллектива учащих­ся. Формирование уче­нического коллектива. Организация управле­ния коллективом и его самоуправления. Со­циально-политиче­ское, нравственное и профессиональное воспитание. Психоло­гическая реабилита­ция и коррекция от­клонений в поведении учащихся. Сотрудни­чество с родителями по воспитанию учащихся

Организацион­но-педагогиче­ские, прогностиче­ские, организаци­онно-методиче­ские, коммуника­тивно-режиссер­ские

Производствен­но-технологиче­ская деятель­ность

Организация произво­дительного труда. Вы­полнение квалифици­рованного рабочего труда на уровне 4—5-го разряда

Организационно-ме­тодические, конст­руктивно-техниче­ские, общепрофесси-ональные, специаль­ные, производствен­но-операционные

Вид деятельности

Типовые задачи

Умения

1

2

3

Повышение уровня профес­сионально-педа­гогического об­разования и ква­лификации

Разработка инноваци­онных проектов и предложений. Разви­тие позитивной «ifr-концепции и педа­гогической рефлексии

Гностические, психолого-педаго­гические, рефлек­сивные, прогнос­тические, конст­руктивные

Инновационная деятельность

Изучение передового педагогического опыта. Проектирование ново­введений в области лич­ностно ориентирован­ного образования. Раз­витие педагогической рефлексии. Освоение технологий инноваци­онной деятельности

Прогностические, психолого-педаго­гические, проекти­ровочные, рефлек­сивные

studfiles.net

Конспект по дисциплине "Введение в профессию:общие компетенции профессионала" на тему: "Профессиональная деятельность"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

По дисциплине: Введение в профессию: общие компетенции профессионала

ТЕМА: Сущность профессиональной деятельности в рамках специальности

ТИП УРОКА: Практическое занятие

ВИД УРОКА: Практическое занятие с применением презентации.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные

1. Дать представление о профессиональной деятельности и специальности

2. Закрепить навык постановки цели и задач профессиональной деятельности, формулирования их разными способами.

Развивающие

1. Развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы через классификацию и систематизацию изучаемого материала.

2. Развивать самостоятельность студентов через практические задания.

Воспитательные

  1. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в группах.

  2. Формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

  3. Создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства.

Профессиональные

1. Сформировать профессиональные навыки для сопоставления информации с реальной ситуацией.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: практическое занятие с применением компьютерной презентации; беседа с целью углубления формирования трудовых и профессиональных компетенций.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, таблицы, тесты, презентация.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Связь прошлых тем с новой темой

Введение в новую тему

Изложение нового материала

Объяснение понятий

40

5

Первичное закрепление

Выполнение практических заданий

20

6

Подведение итогов урока

Обобщение и систематизирование знаний и умений

10

7

Оглашение домашнего задания

Закрепить изученный материал

5

Ход урока

Дидактическая и хронологическая структура занятия

связь новой темы с предыдущей,

введение в новую тему

15

5

Формирование новых знаний и способов действий

озвучить новую тему, изложение нового материала, объяснение новых понятий

25

6

Применение новых знаний и способов действий

закрепление, подведение итогов

закрепление изученного материала

23

7

Домашнее задание

задать домашнее задание

попрощаться

попрощаться

2

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

Сущность профессиональной деятельности в рамках специальности

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

hello_html_75965b4b.jpg

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт.

Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности. ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники - универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стати дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строю согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:

Умственный труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд — труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

ВОПРОСЫ:

  1. В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

  2. К чему приводит разделение труда?

  3. Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.

  4. В чем заключается сущность разделения труда?

  5. Что следует понимать под формой разделения груда?

  6. Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.

  7. Что такое профессиональная деятельность? Чем она отличается от непрофессиональной?

  8. Каковы функции профессиональной деятельности?

  9. Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?

  10. Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?

infourok.ru

4. Структура и основные виды педагогической деятельности. Профессиональные функции педагога.

Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Непрофессиональной педагогической деятельностью, например, занимаются родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально создаваемых обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

С учётом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект — тот, кого воспитывают, формируют как личность. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности. Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив — её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности — приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие направлено на достижение результата и получение продукта. Примерами педагогических действий являются действия: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей, по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса, по проектированию своих действий и действий учеников, по созданию рабочей обстановки на занятиях, стимулированию и мотивации деятельности учеников, организации своей деятельности и деятельности учащихся, контроля и коррекции результатов деятельности учащихся. При этом педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства. Реализация педагогических действий предполагает владение определенными педагогическими умениями.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет — с продуктом. Результат — это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И.И. Прокопьеву). Оценка продукта (результата) педагогической деятельности — это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Наряду с вышеизложенным философско-психологическим подходом к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике в структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (по Н.В. Кузьминой). Так, гностическая деятельность — это деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Предметом и результатом гностической деятельности является знание педагогом содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деятельности в процессе воспитания и обучения и т.д.

Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.

Эти компоненты (функциональные виды) педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности как основных видов педагогической деятельности, осуществляемых в процессе образования учащихся. Преподавание — педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности.

К профессиональным функциям педагога относятся: образовательная (воспитательная, обучающая), конструктивная, коммуникативная, организаторская, стимулирующая, исследовательская, коррекционная. Образовательная функция реализуется через информационную (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.п.), ориентирующую (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.п.) функции.

Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической деятельности, так как она невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса. Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д. Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение заданий, упражнений, дел и т.п. Организаторская функция заключается в управлении деятельностью учащихся, которое предполагает и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность. Исследовательская функция реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовать и осуществить педагогическое исследование. Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся. Все функции взаимосвязаны, дополняют, проникают друг в друга.

studfiles.net

Понятие профессиональной деятельности

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип — трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразую-щую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности — функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством — методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами — внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

<...> B настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности: деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. <.> B приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность —это <...>, во-первых, отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики.

<.> Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это свойства активности, продуктивности (результативности), осознава-емости, социальной обусловленности.

С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:— предметности — направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;— адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации;— системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядополо-женной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе — принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов — внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней — объективированной — характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического — содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда — система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегратив-ная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной — сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности — это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

psyera.ru

Функции профессионально-педагогической деятельности

Обучающая: формирование у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков.

Воспитательная: социально-профессиональное воспитание учащихся (соци­ально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое совершенствование).

Развивающая: психическое развитие личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Производственно-технологическая: на­ладка учебно-демонстрационного оборудования, выполне­ние расчетно-аналитических работ, рационализаторство, демонстрация рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения.

Организаторская: осуществляется при проведении уроков, организации по­знавательной деятельности учащихся, управлении группой во внеурочное время, организации общественно-полезно­го труда, режима труда и отдыха учащихся.

Диагностическая: диагностика и коррекция знаний, умений, навыков, пове­дения, профессиональной пригодности и готовности.

Виды профессионально-педагогической деятельности

Преподавание - это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения как в процессе обучения, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.

Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения.

Производственно-технологическая деятельность. Мастер производственного обучения занимается разработкой технической и технологической документации, выполнением производственных работ. Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Раскройте особенности профессионально-педагогической специальности.

  2. Приведите примеры современных педагогических специальностей и профессионально-педагогических квалификаций.

  3. Соотнесите понятия «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация».

  4. В чем заключается специфика профессионально-педагогического образования в сравнении с педагогическим? Дайте сравнительный анализ.

  5. Какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения?

  6. Каковы перспективы развития профессионально-педагогической специальности?

studfiles.net

Глава 1 профессионально-педагогическая деятельность и личность преподавателя

    1. Специфика профессионально-педагогической деятельности преподавателя

Педагогическая деятельность – самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потреб­ностями общества в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накоп­ленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм. Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональной деятель­ности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранение профессиональной культуры общества и воспроизвод­ство его кадрового потенциала, становление личности специали­ста: овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих и про­фессиональных способностей.

На протяжении веков профессиональная подготовка осуществ­лялась посредством включения ученика в производственный про­цесс, в творческую лабораторию мастера-специалиста. В этой си­туации от наставника требовалось прежде всего быть профессио­налом в своем деле.

Интенсивное развитие науки и техники, их интеграция, ус­ложнение характера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых тех­нологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требу­ют от специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора.

Дифференциация наук и дисциплин, обеспечивающих про­фессиональную подготовку специалиста, организация процесса профессионального обучения вне стен конкретного производства побуждают преподавателя к построению системы своей профес­сионально-педагогической деятельности, в которую специальная (профессиональная) входит как, содержание обучения, на освоение которой направлен процесс обучения. Естественно, что природа педагогической деятельности совершенно иная, чем деятельности специальной, она имеет свои, ярко выраженные, особенности.

Деятельность рассматривается в психологии как специфичес­ки человеческая форма активности, направленной на преобразо­вание человеком окружающего мира и самого себя. В зависимости от направленности деятельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой из них общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).

Таблица 1

Структура производственной и педагогической деятельностей

Компоненты

Деятельность

Производственная ная

Педагогическая

Субъект

Инженер, техник, рабочий

Педагог

Объект (предмет)

Предметы труда: материалы, технологии

Формирование и развитие личности обучаещегося

Средства

Оборудование,

механизмы

Методы и средства обучения

и воспитания, сама личность педагога

Продукт

Материальные

ценности

Духовные ценности: образованность, воспитанность личности

Отличие педагогической деятельности от любой производствен­ной заключается в ее духовном характере, что определяет свое­образие всех ее компонентов (табл. 1).

В центре любой деятельности «субъект» — тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» — то, на что эта деятельность на­правлена, а также «продукт» — трансформированный, изменен­ный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями ее «объекта» и «продукта». В отличие от любой производственной деятельно­сти «объект» педагогической может быть назван таковым весьма условно, так как это процесс формирования и развития личнос­ти, практически не поддающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, самоизменения, самообразования. «Лич­ность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятель­но, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне кото­рой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой дея­тельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуаль­ность», — утверждает Э.В.Ильенков [46, с. 398]. Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью — личностью студента, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без об­ращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям пе­дагогический процесс не может быть эффективным.

Данное требование, являясь необходимым условием любого педагогического процесса, особенно актуально в сфере профес­сионального образования, имеющего дело с человеком, облада­ющим не только своими психофизиологическими особенностя­ми, но и особой социальной позицией, отличающейся от пози­ции школьника. Профессиональный выбор, осуществленный сту­дентом при поступлении в профессиональное учебное заведение, определяет его субъектную позицию как будущего профессиона­ла: обучение воспринимается с точки зрения реализации жизнен­ных задач молодого человека, чем значительно изменяется моти­вация обучения, повышается доля самостоятельной работы в его процессе. Вместе с тем, вхождение в новую для подростка роль студента значительно затруднено слабой готовностью к само­стоятельной деятельности. Возникает противоречие между новы­ми задачами (освоение профессиональной деятельности) и име­ющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения подобных отношений в школе. Сам путь профессиональной подготовки диктует очень бы­струю смену ролевой позиции студента: в начале обучения он дол­жен перестать быть школьником, а к его окончанию — студен­том. Все это предполагает интенсивное социальное взросление и профессионально-личностное развитие студентов.

Особое значение приобретает с этой точки зрения педагогичес­кая позиция, установки педагога, в основе которых должно ле­жать восприятие личности студента как самоценности, отноше­ние к нему как к активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений, т. е. отношений сотрудничества в совместной творческой деятельности в процессе обучения. В та­ких условиях «объектом», на который направлена совместная дея­тельность преподавателя и студента, становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс освоения профессио­нальной деятельности: усвоения необходимых для ее осуществле­ния знаний и способов деятельности, а также развития профессио­нально значимых личностных свойств и способностей. Таким об­разом, сущность педагогической деятельности заключается в «объ­ектно-субъектном преобразовании личности» [92, с. 198]. С этой точки зрения справедливо утверждение В. А. Сластенина и А. И. Ми­щенко о том, что истинным объектом педагогической деятельно­сти является не сам ученик, вырванный из педагогического про­цесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функ­ционирует как один из главных компонентов» [102, с. 82].

«Перевод» студента в субъектную позицию становится возмож­ным в таком педагогическом процессе, в котором преподаватель выступает прежде всего как организатор, менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, по мнению Ю. Н. Кулюткина, за­ключается в том, что она является преимущественно управлен­ческой, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся под де­ятельность обучащихся [66, с. 15]. Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не со­общать знания, а организовывать учебную деятельность студентов. Одна из педагогических истин гласит, что плохой учитель сооб­щает истину, а хороший — помогает ее находить. Самая распрос­траненная ошибка — убежденность преподавателей специальных дисциплин в том, что для их преподавания достаточно быть хо­рошим специалистом в своем деле, знать свою дисциплину, уметь транслировать эти знания и организовывать производственный процесс. Педагогическая деятельность имеет свою специфику, свои технологии, без знания и владения которыми специалист в ка- кой-либо технической области не состоится как педагог.

Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представ­лен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются фак­торы неординарных, постоянно меняющихся условий педагоги­ческой деятельности, многообразия педагогических задач, кото­рые необходимо решать. Творческий характер педагогической де­ятельности требует постоянного личностного и профессиональ­ного роста, пестования и взращивания своей творческой инди­видуальности, развития своей общей и профессионально-педаго­гической культуры. Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности лю­бой профессиональной деятельности, но именно в педагогичес­кой они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных ос­нов обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.

Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидатель­ную социальную функцию: в процессе ее формируется и разви­вается не только конкретная личность, но и определяется буду­щее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельно­сти определяет полифонизм ее целей, ориентированных не толь­ко на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов не только к адап­тации к условиям социальной жизни и профессиональной дея­тельности, но и к их преобразованию. Выдающийся педагог со­временности Ш. А. Амонашвили назвал «основой трагедии воспи­тания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Вот почему для него так важно осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их лич­ностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.

Полифункциональный и системный характер педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального учебного заведения проявляется в ее многоаспектности: в направленности не только на усвоение студентами профессиональных знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление лично­сти профессионала, на построение отношений в студенческой группе, создающих условия для реализации данных целей, на со­здание образовательной и развивающей среды и т.д.

Основные направления и содержание деятельности препода­вателя спеццисциплин определены квалификационной характери­стикой специальности «педагог профессионального обучения», представленной в Государственном стандарте высшего профессио­нального образования. Он должен быть готов к выполнению сле­дующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа;

организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская деятельность; культурно-просветительная деятельность.

Все это предполагает интеграцию в личность преподавателя общей и профессионально-педагогической культуры, развитие как широкой общекультурной, управленческой, специальной (в смеж­ных областях науки и производства), так и психолого-педагогической компетентности. Разнообразие функций педагогической деятельности позволяет рассматривать ее как сложное единство различных компонентов, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга, обеспечивающих целостность учебно-воспитательно­го процесса.

studfiles.net

Сколько выделяют групп функций в профессиональной деятельности педагога

a)4

b)3

c)6

d)9

e)7

 

42. Педагогика сотрудничества –

a)Акт общения, в ходе которого личность показывает свою неповторимость, человечность, самодостаточность

b)Разработка эффективных форм организации педагогического процесса, его осуществления, разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей

c)Исследования, особенности и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства

d)Замещение или перестройка нарушенных интересов, способностей, особенностей воспитания и образования детей

e)Интерактивное общение

 

43. 43Адаптивная модель школы –

a)Новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг

b)Новая модель массовой школы с набором детей с умственными отклонениями для их адаптации к условиям рынка

c)Новая школа для детей с особо одаренными данными

d)Специальная школа для профессионального начального образования адаптация к рыночным условиям

e)Школа, направленная на развитие физических сил учащихся

 

44. Малокомплектная школа –

a)Школа с разновозрастными и малой наполняемостью классами, когда один учитель работает с несколькими классами

b)Сельская школа с малой наполняемостью детей

c)Сельская начальная школа с малой наполняемостью классов с казахским языком обучения

d)Школа с разновозрастными классами малой наполняемостью

e)Образовательные учреждения, предназначенные для компенсации недостатков общеобразовательных программ

 

45. Дистанционное обучение –

a)Образование на расстоянии посредством электронных и телекоммуникационных средств

b)Целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью

c)Форма обучения молодежи в различных странах

d)Обучение с целью расширения кругозора учащихся

e)Образование, получаемое в специализированных организациях для особо одаренных граждан

 

46. 46 Рефлексия педагогическая –

a)Способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку

b)Способность учителя дать поступкам ученика объективную оценку

c)Способность учителя давать поступкам детей и им самим завышенную оценку

d)Способность учителя давать поступкам детей заниженную оценку

e)Способность учителя правильно оценивать поступки детей

 

47. Парадигма педагогическая –

a)Совокупность установок, принятых к руководству в качестве образца

b)Осмысливание сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений

c)Наука о профессиональном поведении педагога

d)Определение характера и объема способностей учащихся в учебном процессе

e)Осмысливание плана педагогических действий

 

48. Инновация педагогическая –

a)Новшества, направленные на кардинальные изменения в педагогической системе

b)Целенаправленное изменение общеобразовательной среды, улучшающие характеристики частей и самой системы в целом

c)Нововведение, которое осуществляется в педагогической системе за счет ее собственных ресурсов

d)Преднамеренное новшества, ухудшающие результаты деятельности и образовательную среду в целом

e)Комплекс общепедагогических и психологических умений учителя

 

49. Аксиология педагогическая –

a)Учение о материальных, культурных, духовных ценностях личности

b)Учение о материальных и духовных ценностях коллектива

c)Методологическая основа, утверждающая ценности человеческой жизни, воспитания и обучения

d)Учение об изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития

e)Новое направление в педагогике, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем

 

50. Педагог социальный –

a)Специалист по работе с детьми и взрослыми в социально-культурной и семейно-бытовой сферах

b)Специалист по работе с семьей

c)Специалист по работе с общественностью на производстве

d)Специалист по работе с трудными детьми

e)Специалист по работе с молодежью

 

51. Учитель-новатор –

a)Характерно: оригинальность стиля работы, рационализаторство, создание собственных дидактических комплексов

b)Свободно владеет методикой и техникой работы, образовательными технологиями, творческим подходом к делу, достигает высоких результатов

c)Обогащает свой опыт новыми формами, создает интересные воспитательные системы

d)Свободно владеет иностранными языками

e)Носитель авторских программ

 

52. Мониторинг в образовании –

a)Постоянное наблюдение с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям

b)Метод учета и контроля знаний, умений, навыков за определенный промежуток времени

c)Новое направление в деятельности систем образования

d)Форма учета и контроля в системе образования стран Европы и США

e)Метод научно-педагогического исследования

 

53. Поликультурная личность –

a)Индивид, ориентированный на свою культуру через другие

b)Личность, овладевающая знаниями, умениями, навыками

c)Индивид, проявляющий сознательность и активность в обучении

d)Физически развитая и духовная личность

e)Гуманистическая личность

 

54. Социально-правовая защита детства –

a)Образовательные учреждения, направленные для воспитания и обучения детей социально не защищенных

b)Система государственно-социальных мероприятий, направленных на защиту ребенка

c)Система государственно-социальных мероприятий, направленных на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка

d)Система государственных мероприятий, направленных против насильственного воспитания

e)Укрепление здоровья подрастающего поколения

 

55. Девиантное поведение –

a)Систематическое совершении детьми и подростками правонарушений, влекущих применение мер административного наказания

b)Систематическое совершение детьми и подростками правонарушений

c)Поведение детей и подростков, влекущее за собой уголовное наказание

d)Правонарушение, влекущее применение мер уголовного наказания родителей детей и подростков

e)Интерес к спортивной деятельности

 

56. Профессия –

a)Основной род занятий трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующими документами об образовании

b)Основной род занятий трудовой деятельности человека по занимаемой должности

c)Основной род занятий трудовой деятельности человека по месту работы по договору

d)Род занятий по индивидуальной трудовой деятельности, согласно лицензии

e)Работа

 

57. Бакалавр –

a)Ученое звание, присваиваемое высшими учебными заведениями

b)Ученое звание, присваиваемое государственными органами аттестации РК по ходатайству ВУЗа

c)Академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования

d)Лица, имеющие высшее образование по особой программе обучения

e)Ученая степень

 

58. Магистр –

a)Ученое звание, присваиваемое государственными органами аттестации РК по ходатайству ВУЗа

b)Лица, имеющие высшее образование по особой программе высшего профессионального образования

c)Академическая и квалификационная степень, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего профессионального образования

d)Ученое звание, присваиваемое высшим учебным заведением

e)Ученая степень

 

59. Индивидуальная педагогическая деятельность –

a)Деятельность, направленная на оказание образовательных услуг

b)Деятельность, направленная на педагогический рост и самосовершенствование педагога

c)Специальная деятельность в рамках организаций образования

d)Профессиональная предпринимательская деятельность, лицензируемая

e)Деятельность по воспитанию

 

60. Антропология педагогическая –

a)Учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия

b)Философская база воспитания, которая рассматривает структуру воспитания, соотнеся со структурой целостной природы человека

c)Учение о природе, условиях развития и становления субъектности внутреннего мира человека

d)Учение об отношениях бога и человека, в которые человек выступает как уникальная личность

e)Учение о развитии

 

61. Деонтология педагогическая –

a)Наука о профессиональном поведении педагога

b)Наука о воспитании

c)Наука об обучении и образовании

d)Наука о целостном педагогическом процессе

e)Наука об обществе

 

62. Диагноз педагогический –

a)Определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении

b)Совместная деятельность учителя и врача по определению состояния здоровья учащегося

c)Окончательный результат дальнейшей работы с объектом воспитания

d)Рекомендации учителя ученику и родителям по его дальнейшему пребыванию в данной школе

e)Умение организовывать деятельность учащихся

 

63. Учитель – мастер – класс –

a)Носитель авторских программ, пособий и учебников, нововведений, классно шлифует педагогические умения и навыки, без которых невозможно поднять эффективность образовательного процесса

b)Свободно владеет методикой и техникой работы, образовательными технологиями, творческим подходом к делу, достигает высоких результатов

c)Обогащает свой опыт новыми формами, создает интересные воспитательные задачи и упражнения

d)Характерно: оригинальность стиля работы, рационализаторство, создание собственных дидактических комплексов

e)Творческая личность

 

64. Учитель – мастер –

a)Свободно владеет методикой и техникой работы, образовательными технологиями, творческим подходом к делу, достигает высоких результатов

b)Носитель авторских программ, нововведений, классно шлифует педагогические умения и навыки без которых невозможно поднять эффективность образовательного процесса

c)Обогащает свой опыт новыми формами, методами и средствами, повышающими эффективность образовательного процесса

d)Его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности

e)Хороший организатор воспитательной деятельности

 

65. Деловая игра –

a)Метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность

b)Натаскивание для овладения социальными ролями во внеурочное время

c)Новая форма обучения знаниям, умениям и навыкам рыночной экономики

d)Игровая деятельность по заданным правилам

e)Включение учащихся в игровую деятельность

 

66. Метод проектов –

a)Система обучения, постепенно усложняющимися практическими заданиями

b)Система обучения при постоянно снижающихся практических занятиях

c)Метод контроля и оценки преподавания и освоения знаний

d)Метод блочного преподавания и освоения знаний

e)Метод планирования задания

 

67. Метод рейтинга –

a)Метод научно-педагогического исследования

b)Метод линейного обучения при постепенном усложнении материала

c)Метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе

d)Метод блочного преподавания и освоения знаний

e)Метод поэтапного освоения знаний

 

68. Ранжирование –

a)Метод научно-педагогического исследования

b)Метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе

c)Расположение в определенной последовательности показателей педагогического исследования

d)Метод социологического исследования

e)Метод группировки и подведения под общий знаменатель

 

69. Приоритетная цель воспитания в организациях образования РК –

a)Воспитание казахстанского патриотизма

b)Принцип гуманистической направленности

c)Единства требований, взаимодействия, взаимосвязи

d)Подготовка к будущей трудовой жизни

e)Научность, систематичность, последовательность

 

megalektsii.ru