Какими нормативными документами руководствоваться при определении перечня профессий рабочих и специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда? Какими нормативными


Какими нормативными документами руководствоваться при определении перечня профессий рабочих и специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда?

Согласно статей 212, 225 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение стажировки на рабочем месте. На предприятии работают в основном офисные сотрудники. 1. Какими нормативными документами руководствоваться при определении перечня профессий рабочих и специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда, и ее продолжительность. Должны ли проходить стажировку рабочий по комплексному обслуживанию здания, уборщицы? Если да, то на основании какого документа? Должен ли проходить стажировку ответственный за электрохозяйство? Распространяется ли действие Приказа Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 № 49 на предприятие, не относящееся к структурам энергетики? 2. Должна ли лицам, ответственным за проведение стажировок (руководители стажировок, наставники), устанавливаться доплата? На основании какого документа? 3. Действует ли в настоящее время Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.0.004-90 в части, не противоречащей законодательству? Если да, то по каким пунктам? 4. Кто определяет необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность (руководитель подразделения)? На основании какого НПА?

1) Стажировку на рабочем месте проводят с сотрудниками, которые поступают на работу с вредными и опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ). Также стажировку проводят, если это прямо указано в законодательстве. По уборщикам и рабочему необходимость в стажировке определяйте согласно условиям их труда. Если уборщик производственных помещений, а не офиса, стажировка должна проходить в обязательном порядке. Комплексный рабочий занят погрузочно-разгрузочными работами и работами с электроинструментом, поэтому стажировка проводится в обязательном порядке.

Ответственный за электрохозяйство, имеющий права оперативно-ремонтного персонала, должен проходить не только стажировку, но и дублирование при приеме на работу. Это требование пункта 1.4.5.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 № 1/29. «С административно-техническим персоналом, имеющим права оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала, помимо указанных форм работы должны проводиться все виды подготовки, предусмотренные для оперативного, оперативно-ремонтного или ремонтного персонала».

Читайте по теме в электронном журнале

2) Вопросы доплаты за наставничество решает работодатель согласно 60 статье ТК РФ. Работодатель назначает своим приказом руководителя стажировки из числа руководящих сотрудников или специалистов. Руководитель стажировки проводит регулярные консультации и контролирует результаты практической деятельности стажеров.

Работу руководителя стажировки оплачивают отдельно, если она выходит за пределы его должностных обязанностей. Размер оплаты устанавливают соглашением сторон.

3) Данный ГОСТ отменен, вместо него принят ГОСТ 12.0.004-2015 для добровольного применения. Если Вы будете ссылаться на ГОСТ 2015 в своих локальных актах, исполнение этих локальных актов будет являться обязательным для работодателя.

4) Необходимость в стажировке должна быть решена работодателем в лице руководителя организации, технических руководителей, руководителей подразделений, службы охраны труда и службы кадров, и должна быть указана в Перечне работ и профессий, по которым проводят специальное обучение безопасности труда с учетом требований нормативной документации по согласованию с представителями работников (если они есть), исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

Продолжительность стажировки определяется также индивидуально.

Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник, в зависимости от его уровня образования, квалификации, опыта работы и т. п.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от 3 до 19 рабочих смен.

Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, для которых проводится профессиональное обучение, сроки стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, определяются программами стажировки длительностью от одного месяца до шести месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

Прочитайте нашу рекомендацию в Системе Охрана труда Как организовать стажировку на рабочем месте Наши шаблоны:

- Положение о проведении стажировки на рабочем месте

- Приказ о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки)

- Приказ о стажировке и обучении вновь принятого работника

Читайте также:

www.trudohrana.ru

Какими нормативными актами определяется правовое положение гаражно строительных кооперативов?

Какими нормативными актами определяется правовое положение гаражно строительных кооперативов? Признаются ли средства, полученные гаражно строительным кооперативом от своих членов на оплату коммунальных услуг и содержание и ремонт имущества кооператива, целевыми поступлениями в целях применения освобождения от обложения налогом на прибыль на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ?

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2007 г. № 03-03-06/4/138

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политикиС.В. РАЗГУЛИН

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения средств, полученных гаражно-строительным кооперативом от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт имущества кооператива, и сообщает следующее. Отношения, связанные с созданием и деятельностью потребительских кооперати вов (в том числе гаражно-строительных кооперативов), регулируются ст. 116 Граждан ского кодекса Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации квалифицирует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О неком мерческих организациях» положения указанного Закона на потребительские коопе ративы не распространяются. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов, как это предусмотрено п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяются законами о потребительских коопера тивах. Однако для гаражно-строительных кооперативов (далее — ГСК) специальный закон не принят. Действие Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в силу ст. 2 данного Закона на ГСК не распространяется. Таким образом, правовое положение ГСК определяется Уставом ГСК в части, не противоречащей действующему законодательству. Средства ГСК состоят, в частности, из вступительных, паевых, членских и иных целевых взносов членов товарищества. Для целей обложения налогом на прибыль организаций не являются доходами, учитываемыми в налоговой базе, вступительные и членские взносы, а также паевые вклады (пп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Ко декс)). Такие средства признаются целевыми поступлениями на содержание неком мерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Что касается других обязательных платежей, поступающих в ГСК, то в соответс твии с общеустановленным порядком они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом платежи на оплату коммунальных услуг (напри мер, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ГСК принимаются к вычету в составе расходов (так как должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем самым под налогообложение не попадают. Кроме того, пп. «б» п. 25 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено изложение пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса в новой редакции, согласно которой к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Россий ской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ре монта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специа лизированному потребительскому кооперативу их членами. Положения пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса вступают в силу с 1 января 2008 г. и распро страняются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

dis.ru

Какими нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование в области качества и безопасности пищевых продуктов?

Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. «О качестве и бе­зопасности пищевых продуктов» правовое регулирование в данной обла­сти осуществляется настоящим Федеральным законом, другими феде­ральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также зако­нами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов. Феде­ральные законы, законы субъектов РФ и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, в части, касающейся обеспече­ния качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие настоящему Федеральному закону.

Настоящим Законом предусмотрены меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, имеющих особо важное значение при использовании земель сельскохозяйственного назначения. Согласно статье 4 Закона качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечивается посредством:

- применения мер государственного регулирования в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и из­делий;

- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предприни­мателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, орга­низационных, агрохимических, технологических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

- проведения производственного контроля за качеством и безопасно­стью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управле­ния качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;

- применения мер по пресечению нарушений настоящего Федераль­ного закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответствен­ности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

Тема 14 правовой режим земель населенных пунктов Какие земли относятся к категории земель населенных пунктов?

К данной категории относятся все земли в пределах городской, поселковой черты и чер­ты сельских населенных пунктов. Эти земли находятся в ведении соответственно город­ских, поселковых и сельских представитель­ных и исполнительных органов.

Каков состав земель населенных пунктов?

В состав земель городов, рабочих, курорт­ных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:

- земли городской, поселковой и сельской застройки;

- земли общего пользования;

- земли сельскохозяйственного использо­вания и другие угодья;

- земли природоохранного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- земли, занятые лесами, а в городах — го­родскими лесами;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа­тики и космического обеспечения, энергети­ки, обороны и иного назначения.

Что такое городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта?

Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, отделяющая их от других категорий земель. Такая черта устанав­ливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населен­ных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственно­сти на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

studfiles.net

Какими нормативными правовыми актами регулируются отношения по ипотеке?

Общие правила о залоге, содержащиеся в Гражданском Кодексе РФ, применяются к отношениям по ипотеке в случаях, когда данным Кодек­сом или Законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не установлены иные правила. Что же касается залога земельных участков, то их залог может возникнуть лишь постольку, поскольку их оборот допускается фе­деральными законами.

Особенностям ипотеки земельных участков посвящена самостоятель­ная глава Федерального закона (глава XI), в которой прежде всего опре­делены земельные участки, которые могут быть предметом ипотеки. Тако­выми, согласно статье 62, могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предостав­ленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки лич­ного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, стро­ениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственно­го обслуживания (функционального обеспечения). При наличии же общей долевой или совместной собственности на указанные земельные участки ипотека может быть только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре из земель, находящихся в общей долевой или совместной собственности.

Особо оговорены в Законе (ст. 63) земельные участки, не подлежащие ипотеке. Таковыми являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсоб­ных хозяйств. Не допускается также ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нор­мативными актами субъекта Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целево­го назначения и разрешенного использования. Оговорено также, что, ес­ли договором об ипотеке не предусмотрено иное, при ипотеке земельно­го участка право залога на находящиеся или возводимые на нем здания и сооружения залогодателя, в том числе на жилые строения, не распро­страняется.

Тема 6 основания возникновения, прекращения и защиты прав на землю Каковы основания возникновения прав собственности, владения, пользования и аренды земли?

При рассмотрении данного вопроса необхо­димо прежде всего иметь в виду, что в отличие от многих других видов имуществ возникнове­ние прав на землю, в том числе и права собст­венности, имеет значительные особенности. В Гражданском кодексе Российской Федерации подробно урегулированы вопросы возникнове­ния права собственности. Им посвящена само­стоятельная глава ГК (гл. 14), в которой предусмотрены основания возникновения пра­ва собственности на новую вещь у ее изготови­теля, на плоды, продукцию и доходы, на вещь, изготовленную путем переработки ее,и др. Эти и другие предусмотренные в данной главе ГК РФ основания возникновения права собствен­ности не могут быть применены к земле, явля­ющейся весьма специфическим объектом пра­вовых отношений. В этой связи вопросы возникновения права собственности и иных прав на землю, равно как и прекращение их, должны быть урегулированы в полном объеме в земельном законодательстве, и в первую оче­редь - в новом Земельном кодексе Российской Федерации.

Кроме того, следует также обратить внима­ние на то, что основания возникновения прав собственности, владения и постоянного (бессрочного) пользования зем­лей существенно отличаются от оснований возникновения прав срочного пользования и аренды земли. Если первая группа оснований касается вещных прав на землю, то вторая - обязательственных, возникающих главным образом из договоров.

Анализируя действующее земельное законодательство, можно ут­верждать, что право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе право устанавливающих и право изменяющих юри­дических фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправ­ления; договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также, хо­тя и не предусмотренные им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др.

Необходимо также иметь в виду, что с переходом к рыночной эконо­мике и отменой монополии государства на землю число оснований воз­никновения прав на землю, в том числе и права собственности, значи­тельно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др., чего в усло­виях национализации и монополии государственной собственности на землю не было и не могло быть. Соответственно сократилось и число слу­чаев возникновения прав на землю на основе административных актов. Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими осно­ваниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований, что является одной из существенных особенностей земельных отношений, не укладывающихся в общие рамки гражданско-правового регулирования.

Земельным законодательством достаточно подробно урегулирован порядок предоставления земельных участков в собственность, пожиз­ненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и срочное пользование, правда, ряд статей ЗК РСФСР, касаю­щихся данных вопросов, признаны недействующими, что создает опре­деленные трудности при практическом решении указанных вопросов. Особенно подробно урегулировано предоставление земель в связи с рас­формированием колхозов и совхозов, образованием крестьянских (фер­мерских) хозяйств, что подробно анализируется в курсе аграрного права.

Действующим законодательством предусмотрено, что граждане Рос­сийской Федерации имеют право по своему выбору на получение земли в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для веде­ния крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяй­ства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства и иных целей, связанных с ведением сельско­хозяйственного производства. Соответствующие права на землю возника­ют после регистрации права собственности на землю, права землевладе­ния, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Согласно Федеральному закону от 21 июня 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также ограничения (обременения) - сервитута, ипотеки, доверительное управление, аренда и др.

Государственная регистрация,согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федера­ции. Государственная регистрация является единственным доказательст­вом существования зарегистрированного права. Зарегистрированное пра­во на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Утвержденные постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 18 февраля 1998 г. № 219 Правила ведения Единого государ­ственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним уста­новили формы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и единый для Российской Федерации порядок их заполнения.

studfiles.net

Какими нормативными документами определены требования к козелкам

"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2012, N 9

Вопрос: В нашей агрофирме и на многих других сельхозпредприятиях при ремонте автомобилей и другой техники широко используются подставки (козелки) для обеспечения безопасности проводимых ремонтных работ. Какими нормативными документами определены требования к ним: как должны изготавливаться и как проводятся испытания?

В. Харламов, ст. инженер по охране труда, Ростовская область

Ответ: Государственных нормативных правовых актов, согласно которым должны изготавливаться металлические подставки (козелки), пока не существует. Как вариант можно предложить следующий порядок организации работы.

Главным инженером (главным механиком) подается заявка в конструкторско-технологическую организацию (отдел) на разработку технической документации металлической подставки (козелка), в которой указываются:

- грузоподъемность;

- минимальная и максимальная высота подхвата;

- назначение (где и на каких работах будет применяться).

Конструкторско-технологическая организация (отдел) сторонней организации, имеющей аккредитацию в этой сфере деятельности, производит расчеты по статической нагрузке, надежности и устойчивости металлической подставки (козелка). На основании этих данных разрабатываются чертежи и составляется спецификация материалов. Далее чертежи и спецификация передаются в ремонтно-механическую мастерскую (механический участок) агрофирмы (опять же, если таковые имеются).

Также возможно приобретение металлических подставок (козелков) в торговой сети. Продавец обязан представить следующие документы:

- руководство по эксплуатации, в котором указываются нормы браковки, периодичность и методика испытаний;

- гарантийный талон.

После испытаний визуально определяется пригодность металлических подставок (козелков) для последующей эксплуатации: не должно быть отслоений краски, трещин, заломов, перегибов; целостность сварного шва должна быть сохранена.

Методика проведения испытаний металлических подставок (козелков) разрабатывается и утверждается в организации-изготовителе. Нормы испытаний приведены в п. 7.5.30 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РМ-027-2003 (утв. Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28): "Конструкция металлических козелков, изготавливаемых в организации, должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка. После изготовления козелки должны подвергаться статическому испытанию в течение 10 мин. при перегрузке 25% с последующим ежегодным осмотром".

Дата и результаты испытаний заносятся в журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений с указанием даты следующего испытания, а также сведений о проведенных ремонте или замене ответственных деталей. На каждой металлической подставе (козелке) крепится бирка или наносится надпись с указанием инвентарного номера, грузоподъемности и срока испытания.

В. И.Орлов

Замгендиректора АСОТ

Подписано в печать

13.08.2012

hr-portal.ru

Какими нормативными документами должен руководствоваться проектировщик при разработке проектной документации - ГОСТами, СНиПами, СП или применение их необязательно.

В первую очередь в процессе проектирования (включая изыскания) следует руководствоваться обязательными требованиями технических регламентов, которые имеют прямое действие на территории Российской Федерации (ч.11 ст. 48 Градостроительного кодекса от от 29.12.2004 N 190-ФЗ; ст.2, п.3 ст.7 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ). Национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) к каждому техническому регламенту утверждает перечень документов в области стандартизации (стандартов, сводов правил), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. Вместе с тем, неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (п.1, 4 ст.16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ). Во-вторых, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (включая ГОСТы, СНиПы, СП), подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям технических регламентов. Указанные обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (п.1, 7 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).

www.k-snip.ru

Какими нормативными документами нужно руководствоваться при выборе учебников кроме Федерального перечня учебников в актуальной редакции?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В 2016-2017 учебном году мы открываем десятые профильные классы, а в Федеральном перечне учебников на 2016-2017 учебный год не находим учебники профильного уровня по отдельным предметам, но имеются учебники для углубленного изучения предметов. Какими нормативными документами нужно руководствоваться при выборе учебников кроме Федерального перечня учебников в актуальной редакции? Могут ли быть использованы учебники базового уровня в профильных классах или надо брать углубленный уровень? И еще один момент, по предмету обществознание в Перечне не учебников ни профильного ни углубленного уровня. Как нам быть? 

Ответ

Действующее законодательство не запрещает выбор учебника для углубленного изучения для организации профильного обучения, перечень учебников организация определяет самостоятельно. Если содержания учебника недостаточно для освоения программы, воспользуйтесь дополнительными учебными пособиями.

Обоснование из рекомендации «Может ли заместитель директора по УВР запретить педагогу использовать выбранный им учебник?»

<…> В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании является одним из академических прав педагогического работника. Определение списка учебников осуществляет школа в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Образовательная организация имеет право выбирать учебники только из числа утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" руководительобразовательной организации должен утвердить список учебников, которые будут использоваться в образовательном процессе. Законодательство не устанавливает требований к тому, кого должна привлекать администрация школы к отбору учебной литературы для внутреннего использования. Но, несомненно, экспертами в этом вопросе должны выступать, прежде всего, учителя-предметники школы. Так отчасти реализуется их профессиональное право на выбор учебников. Оказать существенную помощь образовательной организации в выборе учебного материала и при этом избежать ошибок могут и выступающие в роли экспертов методисты, действующие при всех уровнях управления образованием, а также научные и научно-педагогические работники соответствующих профилей и специальностей.. <…>

Письмом Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 "О федеральном перечне учебников" даны следующие рекомендации по определению списка учебников:

  • выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой;
  • для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии.

Иные требования к порядку определения списка учебников не предъявляются.

Закон об образовании предусматривает возможность организации обучения с помощью учебников, учебных пособий и иных материалов и средств обучения и воспитания. При недостаточности содержания учебника, содержащегося в федеральном перечне, по отношению к утвержденной образовательной программе можно дополнить изучение материала сведениями из учебных пособий по выбору учителя.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

www.menobr.ru