Духовно - нравственное воспитание государственных служащих. Каким должен быть государственный служащий


описание, особенности, нормы и принципы :: BusinessMan.ru

Работа, которая выполняется государственными служащими, требует от каждого определенной подготовки, поведения, индивидуальных качеств, коммуникационных характеристик.

Важность вопроса

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, вопрос о наличии определенных качеств у госслужащих освещается довольно широко. Связано это с тем, что уточнение требований, которым представители данной категории должны соответствовать, имеет большое значение как в теории, так и на практике. Во-первых, это нужно для более тщательного подбора кандидата на определенную должность. Во-вторых, сам госслужащий тоже должен знать, какие качества необходимы в его работе, и, если они у него присутствуют, то есть вероятность, что, самосовершенствуясь и непрерывно обучаясь на рабочем месте, он разовьет и другие нужные качества.

Требования к госслужащему в СССР

В юридической литературе советского времени выделялись деловые, политические и моральные качества.

Перечень деловых характеристик:

  • присутствие управленческой подготовки и общего образования, соответствующего должностному профилю;
  • наличие опыта (это обусловлено должностью), стажа работы;
  • хорошие организаторские способности;
  • инициативность, креативность;
  • устойчивая работоспособность;
  • постоянное стремление к улучшению своих профессиональных навыков. Были еще определенные требования к поведению госслужащих.

Некоторые из этих качеств довольно сложно охарактеризовать или закрепить в нормативном порядке. Если первые два можно подтвердить определенными документами об образовании или записями в трудовой книжке, то остальные качества объективным способом подтвердить весьма трудно.

До начала девяностых годов требования к госслужащим не были нигде отражены нормативно, так как в стране не было единого правового акта о госслужбе.

Классификация качеств госслужащего Г.В. Атаманчука

Следующая классификация принадлежит Г.В. Атаманчуку, выделяющему качества двух уровней для развития персонала госуправления.

1). Исходные или первичные качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность. Они подразумевают наличие следующих аспектов:

  • общекультурный, включающий жизненные установки, ценности и цели, опыт коммуникации с людьми, эстетические, этические умения, культуру речи;
  • профессиональный, деловой, то есть осведомленность в тонкостях управления в определенной области общественной жизни, проверенная на практике трудовая активность, дисциплинированность, опыт государственной и общественной работы, осознание ответственности за итоги труда, навыки в повышении своей квалификации;
  • личностный, включающий честность, устойчивость в вопросах морали, самостоятельность, высокоразвитую волю, инициативность, надежность, решительность и коммуникабельность.

Имелись и квалификационные требования к госслужащим.

2). Сформированные непосредственно в процессе осуществления государственной деятельности, продвижения по карьере, наработки опыта:

  • общекультурные: доскональные знания об истории своей страны и главных интеллектуальных достижениях современности, высокий уровень ораторского мастерства, способность к проведению мероприятий массового характера, лидерские качества и ответственность за них, способность к масштабному мышлению;
  • деловые: организованность, способность задавать направление деятельности других и осуществление контроля за ней, последовательное и настойчивое решение задач, ориентирование в социальных и научно-технических достижениях, применение их в практической деятельности;
  • личностные: соблюдение собственных принципов, мужественность, навыки убеждения, умение противоборствовать личной выгоде; идеальное поведение в различных ситуациях.

Конечно же, данный список качеств неполный. Каждый человек может иметь различное сочетание перечисленных характеристик.

А какие требования сейчас выдвигаются к госслужащим?

Требования современного периода

К госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности.

В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Появление такого права в тексте основного закона страны означает не только соответствие международным правовым нормам, но и разрыв связей с долговременным существованием номенклатурных должностей, на которые влияли такие ограничения, как данные в анкете (принадлежность к партии, социальный статус, национальность и т.д.) или же моральная устойчивость и политическая грамотность, имеющие достаточно произвольную интерпретацию.

Требования к служебному поведению госслужащего должны неуклонно соблюдаться.

Право общего доступа

Право на одинаковый для всех граждан доступ к госслужбе входит в число демократических прав, являющихся гарантией, которая останавливает бюрократизацию аппарата государства и не дает ему превратиться в независимую от гражданского общества силу.

Предоставление общего доступа должно способствовать обновлению аппарата госслужащих, чтобы он не стал закрытой кастой. При этом не нужно трактовать данное право в буквальном смысле, то есть как возможность любого гражданина претендовать на исполнение государственной должности в любой момент. Для предотвращения такой интерпретации конституционные нормы были конкретизированы. Помимо прочих принципов госслужбы утвержден и принцип равного для всех граждан доступа, если имеются соответствующие навыки и профессиональная подготовка.

Итак, рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к госслужащим.

Кто может стать госслужащим?

В Российской Федерации имеют право поступать на госслужбу совершеннолетние граждане, которые владеют государственным языком, имеют соответствующее профессиональное образование и подходят по всем установленным для госслужащих параметрам. При этом не может быть никаких преимуществ или ограничений, обусловленных расовой, национальной принадлежностью, полом, языком, состоянием имущества, должностным положением, происхождением, религиозными и иными убеждениями.

Нынешняя общественно-политическая обстановка в стране выдвигает особые профессиональные требования к госслужащим, поскольку интеллектуальные способности, качество аппарата и деятельность его работников имеют непосредственное влияние на авторитет государства.

Компетентность и профессионализм

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», кроме общего доступа граждан к госслужбе, закреплен еще и такой немаловажный принцип, как компетентность и профессионализм госслужащих. Он подразумевает глубокие познания в соответствующей области общественной жизни, а также наличие подготовки в управленческой теории, знание прав и их применения в сфере своей деятельности.

Какие еще требования к должности госслужащего известны?

На протяжении длительного периода в нашей стране не было нормативно закрепленного обязательного требования о наличии у госслужащих соответствующего образования и опыта работы по своей специальности. Впервые об этом было упомянуто в ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Базовые требования

Требования из данного перечня относятся к:

  • степени профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;
  • стажу, опыту работы по своей специализации;
  • знанию Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности.

Этические требования госслужащего имеют немаловажное значение.

Дополнения

Эти требования являются базовыми в перечне профессиональных характеристик госслужащего. В зависимости от места, условий, времени деятельности какого-либо государственного органа они дополняются иными требованиями, такими как: компетентность в своей области, обладание специальными знаниями. Наблюдается общемировая тенденция к росту требований, предъявляемых к квалификации госслужащих. Обыденным становится требование высокой научной и профессиональной квалификации.

Единственное, что должно определять выбор кандидатов на государственную должность, - это наличие у них качеств, которые необходимы для выполняемых ими обязанностей, а также нужного уровня профессиональной подготовки.

Мы рассмотрели требования к госслужащим.

businessman.ru

Требования к государственным служащим

В данной статье подробно рассказывается какие требования к государственным служащим, и все что об этом надо знать. Основными документы, на которых основывается регулирование как требований, так и других аспектов государственной службы всего 3:

  • Федеральный Закон О Государственной Гражданской Службе Российской Федерации
  • Указ президента РФ о требованиях к госслужащим
  • Международный пакт о гражданских правах (носит более формальный характер и вносит некие косметические правы в статуты международного права)

Нарушение правил и условий, озвученных в этих документах могут повлечь за собой как административные, так и уголовные наказание в зависимости от типа и тяжести нарушений.

Градация требований

Существует несколько градаций требований к государственным служащим. Прежде всего это квалификация претендента на должность. Квалификация либо подтверждается трудовой книжкой, где указан стаж работника, его характеристики и заслуги, либо работнику предоставляется испытательный срок (длина испытательного срока варьируется в зависимости от должности и места работы).

Существует всего три проверки квалификации госслужащего:

  • испытательный срок при приеме на работу
  • ежегодный экзамен, тестирующий профпригодность и мотивацию совершенствования работника
  • собеседование при переходе на более высокую должность.

Все три испытания являются комплексными мероприятиями в несколько этапов, каждый из которых имеет свои требование и проверяет различные профессиональные качества претендента на должность, либо уже работающего в государственном органе служащего.

Требования к служащим также различаются по уровню занимаемой должности:

  1. руководители
  2. помощники (первого и второго звена)
  3. советники

Требования к квалификации при приеме на работу

Как правило, трудовой стаж и рекомендация с предыдущего места работы являются веской причиной автоматического приема на работу лишь после короткого собеседования с руководителем госоргана.

Но существуют и исключения о которых будет сказано ниже.

В основном соискатель на определенную должность должен обладать как общими, так и специализированными характеристиками, которые присущи узкому направлению деятельности госоргана либо его отдела. К примеру для статистического отдела существуют гораздо более высокие требования к математическим способностям претендента на место, чем у остальных отделов. Поэтому, в общем требования разделяют на две категории:

  • общие (трудоспособность, коммуникабельность, наличие высшего образования и так далее)
  • узконаправленные (совершенное владение определенным программным обеспечением, владение каким-либо иностранным языком и т.д.)

Условия ожидания соискателем положительного либо отрицательного ответа такое же как и повсеместно в государстве: на усмотрение работодателя (работодатель в данном случае-государство) от 3 дней до месяца.

Особое условие

Любой соискатель, обязательно проходит проверку на отсутствие судимостей как у соискателя так и его родственников, его банковская история и прочие нюансы, которые при приеме на работу в частном учреждении могут и не учитываться, а сама проверка и не проводиться.

Требования к квалификации во время службы

Важным аспектом является соответствие поведения и рабочей ответственности служащего, которые должны соответствовать правовым нормам. Несоблюдение графика (40 часовая рабочая неделя, 8-часовой рабочий день начало и конец работы в фиксированное руководителями госпредприятий и государственных органов), невыполнение своих обязательств и прочие правонарушения фиксируются и могут привести не только к выговору, но к увольнению. Также это вполне может привести с собой повсеместный отказ принимать уволенного служащего с выданной ему отрицательной характеристикой.

Также стандартным процессом является обучение госслужащего на месте и во время работы для повышения его квалификации и, как следствие, увеличение эффективности работы всего государственного предприятия либо органа.

Возраст

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает, что трудовой возраст гражданина страны идет от 18 и до 55 (женщины), 60 (мужчины) лет. Госпредприятия и госорганы имеют требования в соответствии с кодексом, но так как обязательным (в большинстве случаев) условием и требованием при приеме на работу является высшее образование, то граждане не достигшие 22 лет, крайне редко проходят и попадают на собеседования.

Но законом, тем не менее, предусмотрена стажировка лиц младше 22 лет.

Также существует возможность работать полный или же не полный рабочий день лицам, достигшим пенсионного возраста. Это нюанс также учитывается ТК РФ.

Исключения

Существуют исключения для тех государственных работников, чья трудовая деятельность связано с гостайной. В таком случае требования при приеме на работу чрезвычайно высоки. Это касается как абсолютного отсутствие фиксированных правонарушений со стороны работника, как его академических и умственных способностей, так и психологических-умение находить решение в стрессовых ситуациях.

В этой статье вы узнали, про требования к государственным служащим. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

www.cherlock.ru

Каким должен быть государственный служащий?: nikitskij

Если оценивать моральный облик госслужащих, то для меня идеал в этой сфере - Владимир Путин: не пьет, не курит, спортом занимается. Более того, еще в 2002 году Путин издал указ Президента Российской Федерации №885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Согласно указу, российский чиновник должен быть независим от политики, неподкупен, не болтлив и в целом выглядеть достойно в глазах общества. Но многим чиновникам в России еще далеко до образцового безупречного Путина...

В СМИ периодически всплывают истории, когда чиновники устраивают на своих рабочих местах вакханалии. На первой фотографии запечатлены будущие вершители правосудия,а именно ученики Уфимского юридического института МВД России. Как вам такие представители государства?

Или взять громкий случай, таможенники сняли клип о буднях и отдыхе владивостокского отделения Дальнев. В результате прокурорская проверка все же усмотрела в этой музыкальной гулянке нарушения требований законодательства о государственной гражданской службе и Кодекса этики служебного поведения. Всех причастных к съемке лишили премии.

А буквально вчера, у блогера masterok прочитал о действующем государственном обвинителе Евгении Смагине, который, по словам блогера, прямо во время судебных заседаний играет в смартфоне и переписываться в чате. А в социалках выкладывает такие фото...

Ну и зачем нам такие обвинители? Меня также интересует, как налогоплательщика, на какие шиши ездит этот работник правосудия постоянно по заграницам, судя по его истаграмму? И каким образом он осуществляет поездки, ведь в апреле этого года вышел приказ генерального прокурора Юрия Чайки «Об ограничении выезда за границу прокурорам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» аж в 173 страны. И что интересно скажет на это руководство ведомства?

«Все мы люди со своими плюсами и минусами, но одевая погоны или мантию нужно понимать, что ты становишься частичкой общего портрета, в том числе благодаря тебе формируется образ нашей правоохранительной системы.» пишет masterok.

Полностью с ним согласен! А вы?

nikitskij.livejournal.com

5 качеств эффективного госслужащего - Rjob.ru

Современный государственный аппарат предъявляет высокие требования к своим сотрудникам. Книга «Госслужба на 100%» открывает завесу тайны над качествами чиновника двадцать первого века. Какими же характеристиками должны обладать эффективные госслужащие?

Публичные выступления

Умение внятно, красиво, убедительно говорить перед публикой, устанавливать визуальный и эмоциональный контакт с аудиторией необходимо и для рабочих совещаний, и для выступлений на профессиональных конференциях, и для общения с людьми. Важная часть хорошего публичного выступления — выбор правильного формата и качественная подготовка.

Наталья Игоревна Ларионова

руководитель департамента развития малого бизнеса и конкуренции Минэкономразвития России

Выступления стараюсь делать короткими, ясными и по сути. Ещё лет пять назад это удивляло аудиторию, привыкшую к длинному занудству иных докладчиков-чиновников. Теперь формат мероприятий меняется, всё меньше монологов из президиума, всё больше диалогов в стиле «вопрос–ответ».

«Научиться выступать публично» — обязательная цель в личном ежедневнике каждого госслужащего, который стремится к успеху и эффективности.

Активность в социальных сетях

Чиновник не принадлежит себе: общество рассматривает его под микроскопом, и нередко с осуждением. Нужно всегда помнить о политическом такте. Даже в личных социальных сетях чиновник не перестаёт быть представителем государства, носителем корпоративной этики. Поэтому слишком «вольных» высказываний по различным политическим вопросам, лихого обсуждения и тем более осуждения «политики партии и правительства» лучше не допускать.

Владение иностранными языками

Госслужба на 100%

Свободное владение английским языком — обязательный для эффективного современного чиновника навык. Во-первых, без знания английского всё сложнее работать на многих госдолжностях, предполагающих общение с иностранными инвесторами и специалистами, а также с коллегами из других стран. Во-вторых, владение английским языком открывает доступ к огромному объему информации: книгам по управлению, ещё не переведённым на русский; бесплатным лекциям и семинарам лучших профессоров на сайтах ведущих мировых университетов; качественной экономической и политической аналитике. В-третьих, многие страны дальше нас продвинулись в развитии сервисного подхода к госуслугам. Если госслужащий разрабатывает сайт региона, информационный буклет по государственным сервисам, презентацию этих сервисов для граждан, то всегда полезно начать с изучения иностранных аналогов.

Анатолий Дмитриевич Артамонов

губернатор Калужской области

У меня английский занимает 10–12 часов в неделю. Говорить с инвесторами на специальные темы по-английски ещё пока не очень здорово, но могу. Сегодня без знания языка развивать как бизнес, так и регион невозможно. Английский — это современный бизнес-язык. Без его знания мы не принимаем в некоторые ведомства, например, в представительство Калужской области при Правительстве РФ в Москве, в Министерство экономического развития, в аппарат губернатора.

Нетворкинг

Чрезвычайно важны для эффективного чиновника навыки нетворкинга — установления и поддержания деловых контактов. Мы - суровый северный народ, и нам не всегда бывает просто познакомиться с новым человеком на деловой конференции или большом совещании. Однако этому необходимо учиться.

Один из чиновников — первых читателей книги

Исключительно важна этика общения с другими госслужащими. Важно сознательно и последовательно выстраивать отношения с коллегами из других госорганов. Ведь Газпром не визирует свои документы в Роснефти, а вот сотрудник Минэкономики в Минфине визирует. И если вы не сумели выстроить конструктивных и неконфликтных отношений с коллегами из других ведомств, решение ваших задач может существенно осложниться.

Важная часть нетворкинга — поддержание личной контактной базы. Полезно вносить рабочие контакты в единое электронное хранилище, будь то Outlook, Битрикс, Gmail, Evernote и тому подобные приложения. Для быстрого внесения контактов существуют программы, сканирующие и автоматически распознающие визитные карточки. Стоит отмечать дату и обстоятельства знакомства с человеком: эта информация бывает полезна в дальнейшем.

Непрерывное обучение

Раз в три года госслужащие проходят аттестацию, в ходе которой специальная комиссия оценивает результативность работы на занимаемой должности, отсутствие нарушений законодательства и т.п. Таким образом, сама структура карьерного роста на госслужбе стимулирует получать дополнительное образование, проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, госслужащих можно всё чаще видеть на бизнес-тренингах и бизнес-семинарах, которые дают полезные знания и навыки, даже если на бизнес-тренинге не выдаётся диплом государственного образца. Также эффективный чиновник должен постоянно интересоваться деловой литературой и уметь пользоваться современными инструментами обучения. Только так он сможет продолжить свой путь по карьерной лестнице.

Другие секреты из жизни чиновников вы узнаете в книге «Госслужба на 100%».

Сергей Капличный, специально для RJob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

rjob.ru

Государственный служащий, его обязанности, аттестация

Государственный служащий – это работник, находящийся на государственной службе на определенной должности. Он исполняет соответствующие обязанности согласно должностной инструкции.

Обязанности и ответственность государственных служащих

Обязанности госслужащих многочисленны и определены занимаемой должностью, но их можно отнести к четырем основным группам - профессиональным, общеслужебным, должностным и ограничениям.

1. Гражданскому служащему необходимо обеспечивать выполнение норм Конституции, поддерживать установленный конституционный строй; добросовестно исполнять обязанности, определенные его должностной инструкцией; защищать и соблюдать законные интересы и права граждан; выполнять не противоречащие законам приказы, распоряжения и указания руководителей вышестоящих должностей.

2. Существуют определенные должностные и профессиональные обязанности. Государственный служащий, согласно должностным обязанностям, должен вовремя рассматривать обращения граждан, учреждений, общественных объединений и организаций, органов местной власти, а также принимать соответствующие решения в установленном порядке, который предусмотрен региональными и федеральными законами. Уровень его квалификации должен поддерживаться на должном уровне,  для того чтобы качественно исполнять обязанности, соблюдать правила трудового распорядка и работать с информацией для служебного пользования.

3. Государственный служащий не должен разглашать государственную тайну и сведения, которые касаются чести, достоинства и личной жизни граждан. Это - ограничение, но и обязанность одновременно.

4. В соответствии с Конституцией, отдельным категориям госслужащих вменяются в обязанности конкретные задания по определенным должностям, которые определяются соответствующими инструкциями. Государственные служащие в то же время выполняют общегражданские обязанности, которые предусмотрены в Конституции (платить сборы и налоги, беречь госсобственность и природные ресурсы, нести военную службу и т.д.).

Госслужащий полностью отвечает за свои действия. Он обязан исполнять распоряжения соответствующих руководителей, которые даются в пределах их полномочий. При этом гражданскому служащему запрещается исполнять неправомерное поручение. Если же это происходит, он должен в письменной форме обосновать неправомерность полученного поручения, ссылаясь на положения законодательства, а также получить письменное подтверждение о необходимости исполнения поручения.

Аттестация государственных служащих

Госслужащий проходит аттестацию для определения соответствия той должности, которую он занимает.

Во время нее его непосредственный начальник предоставляет отзыв о качестве исполнения им должностных обязанностей за данный период. Мотивированный отзыв дополняется сведениями о поручениях, выполненных государственным служащим, и подготовленных документах. Аттестация проводится в три года один раз.

Иногда проводится внеочередная аттестация, в тех случаях, когда принимается решение о сокращении должностей или изменения касаются условий заработной платы в государственных органах.

Госслужащий аттестуется специально сформированной комиссией.

Если зафиксирована неявка на аттестацию без уважительных причин или отказ от нее, он привлекается к ответственности за нарушение дисциплины.

Комиссия обычно принимает такие решения:

  • соответствует работник замещаемой должности;
  • рекомендуется включить его в кадровый резерв для замещения более высокой вакантной должности;
  • не соответствует должности, которую замещает.

Государственный служащий может обжаловать результаты проведенной аттестации.

fb.ru

Модельный кодекс поведения для государственных служащих, Модельный кодекс от 20 января 2000 года

Приложениек Рекомендации N R(2000)10

Модельный кодекс поведения для государственных служащих

Толкование и применение

1. Настоящий кодекс распространяется на всех государственных служащих.

2. Для целей настоящего кодекса термином "государственный служащий" обозначается любое лицо, служащее в публичном органе.

3. Положения настоящего кодекса применимы также в отношении любого лица, работающего в частной структуре, которая выполняет задачу оказания публичных коммунальных услуг.

4. Положения настоящего кодекса не распространяются на избранных публичных представителей, членов правительства и лиц, выполняющих судебные функции.

1. С момента вступления в силу настоящего кодекса государственная администрация обязана информировать государственных служащих о его положениях.

2. Этот кодекс будет составной частью условий труда государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним.

3. Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для выполнения положений настоящего кодекса.

Статья 3 - Предмет кодекса

Настоящий кодекс предназначен для уточнения норм поведения и честности, которые должны соблюдаться государственными служащими, для оказания им помощи в выполнении этих норм и информировании граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих.

Общие принципы

1. Государственный служащий обязан исполнять свои обязанности, соблюдая закон, законные инструкции и связанные с его служебными обязанностями этические нормы.

2. Государственный служащий обязан исполнять свой служебный долг политически нейтрально, не пытаясь противодействовать проведению политики, решениям или законным мерам, принимаемым публичными органами.

1. Государственный служащий обязан быть лояльным в отношении национального, местного или регионального органа власти, учрежденного в соответствии с законодательством.

2. Государственный служащий должен быть честным, беспристрастным и выполнять свои обязанности в меру своих способностей, эффективно, компетентно, справедливо и с пониманием, принимая во внимание лишь общественную пользу и соответствующие обстоятельства дела.

3. Государственный служащий обязан быть вежливым с гражданами, которых он или она обслуживает, а также в своих отношениях с вышестоящими начальниками, с коллегами и подчиненными.

При исполнении своих обязанностей государственный служащий не должен осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы других.

При принятии решения государственный служащий должен действовать в соответствии с законом и беспристрастно осуществлять свое право на оценку, учитывая только соответствующие обстоятельства.

1. Государственный служащий не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На нем лежит ответственность за то, чтобы не допустить таких коллизий, какими бы они ни были - реальными, потенциальными или могущими оказаться таковыми.

2. В любом случае из своего официального положения государственный служащий не может извлекать не причитающуюся ему личную выгоду.

Государственный служащий обязан всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов.

Государственный служащий подотчетен своему непосредственному начальнику, если в законе не предусмотрено иное.

Полностью осознавая наличие у него права доступа к официальной информации, государственный служащий обязан, соблюдая необходимую конфиденциальность, соответственно обращаться со всей информацией и всеми документами, полученными при исполнении или в связи с исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 12 - Доведение до сведения

1. Если государственный служащий обнаружит, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного или противоречащего этике поступка, который может быть отнесен к должностным преступлениям или каким-либо иным образом нарушить настоящий кодекс, то он обязан уведомить об этом, как это предусмотрено в законодательстве.

2. В соответствии с законодательством государственный служащий обязан информировать компетентные органы о любых известных ему или ей нарушениях настоящего кодекса другими государственными служащими.

3. Если государственный служащий, информировавший в соответствии с законодательством о вышеуказанном нарушении, сочтет неудовлетворительным данный ему ответ, то он может направить письменное уведомление об этом начальнику компетентного органа государственной службы.

4. Если с помощью процедур и средств правовой защиты, предусмотренных в законодательстве о государственной службе, невозможно урегулировать дело приемлемым образом для государственного служащего, то он(она) обязан(а) исполнить полагающиеся по закону и данные ему (ей) инструкции.

5. Государственный служащий обязан сообщать компетентным органам любые доказательства, утверждения или подозрения относительно незаконной или преступной деятельности в отношении государственной службы, о чем ему(ей) стало известно при исполнении служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Расследованием по сообщенным фактам занимаются компетентные органы.

6. Государственная администрация должна следить за тем, чтобы государственному служащему, информировавшему о вышеуказанных случаях добросовестно и на основе разумных подозрений, не было причинено никакого вреда.

Статья 13 - Столкновение интересов

1. Столкновение интересов возникает в такой ситуации, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

2. Личная заинтересованность государственного служащего включает любую выгоду для него(нее) лично или для его(ее) семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц и организаций, с которыми он(она) имеют или имели деловые или связанные с политикой отношения. В это понятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственный служащий.

3. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он (она) находится в данном положении, он обязан:- внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;- принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;- доводить до сведения вышестоящего начальника о любой коллизии интересов, как только ему(ей) становится об этом известно;- подчиниться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он(она) находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

4. Если потребуется, государственный служащий обязан заявить о наличии или отсутствии столкновения интересов.

5. Любое столкновение интересов, о котором заявит кандидат на должность в административном органе или на какой-либо новый пост в государственной службе, должно быть урегулировано до назначения данного кандидата на пост.

Статья 14 - Заявление о своих интересах

Если государственный служащий занимает такую должность, при которой его служебные обязанности могут задеть его личные или частные интересы, то в соответствии с законом он обязан заявлять о характере и размерах этих интересов во время своего назначения, затем через определенные промежутки времени и при любом изменении ситуации.

Статья 15 - Интересы вне государственной службы и несовместимые с ней

1. Государственный служащий не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред. В случае если нет ясности относительно совместимости с государственной службой какой-либо деятельности, он или она должны спросить мнение своего непосредственного начальника.

2. С учетом применяемого законодательства, прежде чем осуществлять (возмездно или безвозмездно) некоторые виды деятельности или соглашаться на какие бы то ни было посты или должности вне государственной службы, государственный служащий обязан проинформировать своего работодателя в государственной службе и согласовать с ним этот вопрос.

3. Государственный служащий обязан выполнять любые предусмотренные законом требования по декларированию своего членства или принадлежности организациям, которые могут повредить его должности или надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в качестве государственного служащего.

Статья 16 - Политическая или общественная деятельность

1. С учетом соблюдения основных конституционных прав государственный служащий обязан следить за тем, чтобы его участие в политической деятельности и его причастность к полемике в обществе или политических кругах не поколебали уверенности граждан или его работодателей в его способности беспристрастно выполнять возложенную на него задачу.

2. При исполнении своих служебных обязанностей государственный служащий не должен позволять себя использовать в каких-либо политических целях.

3. Государственный служащий обязан соблюдать любые ограничения, предусмотренные законом для некоторых категорий государственных служащих в отношении осуществления ими политической деятельности в связи с занимаемым ими положением или характером их служебных обязанностей.

Статья 17 - Защита частной жизни государственного служащего

Все меры должны быть приняты, чтобы должным образом обеспечить уважение частной жизни государственного служащего; соответственно все предписанные в настоящем кодексе положения должны оставаться конфиденциальными, если в законе не предусмотрено иное.

Статья 18 - Подарки

1. Государственный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми государственный служащий имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой он или она исполняют свои служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Под эту категорию не подпадают обычное гостеприимство и мелкие подарки.

2. Если государственный служащий не знает, может ли он или она принять подарок или воспользоваться гостеприимством, он или она обязаны спросить мнение своего непосредственного начальника.

Статья 19 - Отношение к предложениям получить недолжную выгоду

Если государственному служащему предлагается недолжная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он или она обязаны принять следующие меры:- отказаться от недолжной выгоды; для ее использования в дальнейшем в качестве доказательства принимать ее нет необходимости;- попытаться установить личность сделавшего такое предложение;- избегать длительных контактов, хотя знание основания данного предложения может быть полезным при снятии показаний;- в случае если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он должен храниться по возможности с минимальным использованием;- постараться иметь свидетелей, например, в лице рядом работающих коллег;- в кратчайший срок написать докладную об этой попытке, предпочтительно занеся ее в официальный журнал;- довести как можно скорее этот факт до сведения непосредственного начальника или прямо до компетентного правоохранительного органа;- продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена недолжная выгода.

Статья 20 - Уязвимость по отношению к другим

Государственный служащий не должен позволять ставить себя в такое положение или создавать его видимость, которое может его вынудить оказать взамен услугу лицу или какой-либо организации. Точно так же и его публичное и частное поведение не должно его делать уязвимым по отношению к влиянию других.

Статья 21 - Злоупотребление служебным положением

1. Государственный служащий не должен предлагать никаких выгод, каким-либо образом связанных с его положением в качестве государственного служащего, если только у него нет на это законного разрешения.

2. Государственный служащий не должен пытаться влиять в частных целях на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других государственных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им личные выгоды.

Статья 22 - Информация в распоряжении государственных органов

1. С учетом основных положений национального права в отношении доступа к информации, находящейся в распоряжении публичных органов, государственный служащий может сообщать информацию только при соблюдении норм и требований, применимых к тому органу, где данный служащий работает.

2. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, за которую он(она) несет ответственность и которая ему(ей) стала известна.

3. Государственный служащий не должен стремиться получить доступ к информации, который ему(ей) иметь нецелесообразно. Государственный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он (она) может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ним.

4. Государственный служащий не должен также ни задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, ни распространять информацию, о которой ему(ей) известно или имеются основания считать, что она неточна или ложна.

Статья 23 - Общественные и казенные средства

Осуществляя свою дискреционную власть, государственный служащий должен следить за тем, чтобы управлять с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Статья 24 - Проверка честности

1. Государственный служащий, отвечающий за прием на работу, продвижение по службе и назначение на должность обязан следить за тем, чтобы проверка честности будущего работника осуществлялась в соответствии с законом.

2. Если после такой проверки неясно, как надо действовать, он или она должны обратиться за соответствующей консультацией.

Статья 25 - Ответственность вышестоящих руководителей подразделений

1. Государственный служащий, осуществляющий контроль или руководство другими государственными служащими, должен исполнять свои обязанности в соответствии с политикой и целями того публичного органа, которому он или она подчиняется. Он или она несет ответственность за действия или бездействие своего штата, наносящие вред политике и целям этого органа, если он или она не приняли мер, которые необходимо было принять для того, чтобы не допустить таких действий или бездействия.

2. Государственный служащий, осуществляющий контроль или руководство другими государственными служащими, должен принимать меры к тому, чтобы его персонал не совершал коррупционных действий с использованием служебного положения. Эти меры могут заключаться в следующем: привлекать внимание и применять законы и подзаконные акты, проводить соответствующую воспитательную работу против коррупции, внимательно относиться к финансовым и иным трудностям работников и своим личным поведением подавать пример честности.

Статья 26 - Прекращение работы в государственной службе

1. Государственный служащий не должен использовать свою принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами.

2. Государственный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному столкновению интересов или создавала видимость такого столкновения. Он или она должны незамедлительно доложить непосредственному начальнику о любом конкретном трудовом предложении, которое может привести к такому столкновению интересов. Он или она должны также сообщить своему начальнику о своем согласии на любое трудовое предложение.

3. В соответствии с законом бывший государственный служащий не должен в течение определенного периода также действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он(она) действовал(а) или консультировал(а) от имени государственной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации.

4. Бывший государственный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им(ею) в качестве государственного служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.

5. Государственный служащий должен выполнять все установленные законом и распространяющиеся на него(нее) правила в отношении принятия трудовых предложений по окончании своей государственной службы.

Статья 27 - Отношения с бывшими государственными служащими

Государственный служащий не должен оказывать особое внимание и предоставлять особый доступ в административные органы бывшим государственным служащим.

Статья 28 - Соблюдение кодекса и санкции

1. Настоящий кодекс публикуется с санкции министра или начальника государственной службы. Государственный служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим кодексом и, следовательно, должен ознакомиться с его положениями и любыми изменениями в нем. Если он или она не уверены в том, как необходимо поступить, он или она должны обратиться к компетентному лицу.

2. С учетом положений п.2 статьи 2 положения настоящего кодекса фигурируют в трудовом договоре (контракте) государственного служащего. Нарушение этих положений может повлечь за собой наложение санкций дисциплинарного характера.

3. Если государственный служащий ведет переговоры по условиям занятости других государственных служащих, он обязан в них включить положение о том, что настоящий кодекс должен соблюдаться и является составной частью этих условий.

4. Государственный служащий, которому поручены контроль и руководство другими государственными служащими, обязан следить за тем, чтобы они соблюдали настоящий кодекс, и принимать или предлагать соответствующие дисциплинарные меры пресечения любых нарушений его положений.

5. Государственная администрация будет через определенные промежутки времени пересматривать положения настоящего кодекса.

Текст документа сверен по:"Совет Европы и Россия", N 2, 2000

docs.cntd.ru

Духовно - нравственное воспитание государственных служащих

Серьезно задумываясь над процессами, происходящими сегодня в общественной жизни республики, нельзя не заметить, как возрастает потребность в возрождении духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому одной из важнейших задач демократизации общества на сегодняшний день является всестороннее развитие и эффективное использование духовного потенциала нашего народа. И в этом особая роль отводится чиновникам. Деятельность государственного служащего, осуществляющего свои должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства, всегда находится под пристальным вниманием общества, так как она в той или иной мере затрагивает интересы членов общества. Вместе с тем следует признать, что предоставление государственным служащим государственно-властных полномочий по охране и защите прав, свобод и интересов граждан налагает не только правовую, но и моральную ответственность, а это влечет за собой вопросы духовно-нравственного воспитания государственных служащих.

Государственные служащие должны знать и помнить, что служба в государственных органах - это выражение особого доверия государственному служащему со стороны народа, которое нашло свое отражение в тексте присяги административного государственного служащего Республики Казахстан. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Но народ делегирует осуществление государственной власти государственным органам. Исходя из этих позиций, государство должно предъявлять самые высокие требования к государственным служащим не только в части выполнения ими своих должностных обязанностей на профессиональном уровне, но и их морально-этическим качествам. По утверждению академика Российской гуманитарной академии С.С. Пылева, «нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу».

Из данного суждения можно сделать вывод, что формирование нравственно совершенного государственного служащего - это работа не одного дня, это — непрерывный и длительный воспитательный процесс, требующий привития ему этических знаний и нравственных качеств, моральных убеждений и моральных потребностей. Начальным этапом нравственного воспитания, как правило, является внесение этических знаний в сознание государственных служащих. Это, прежде всего, относится к обучению, а не воспитанию. Дело в том, что государственный служащий в процессе осуществления своих должностных полномочий должен знать, что есть нравственно и что безнравственно, что - добро, а что - зло, что есть честь, а что - бесчестие. Так как из практики известны случаи, когда человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственной и этической культуры. Поэтому изучение таких этических категорий как долг, честь, совесть, справедливость и личное достоинство государственными служащими имеет, на наш взгляд, важное воспитательное значение.

Вообще применительно к системе нравственного воспитания особое значение имеют такие категории, как долг государственного служащего как представителя государства. Глава нашего государства Н.А. Назарбаев, выполняя свои конституционные права на обеспечение ответственности органов власти перед народом, в своих выступлениях перед государственными служащими постоянно напоминает об их моральной ответственности перед народом.

Вместе с тем следует признать, что вопросы о взаимоотношении общества и государственного служащего не нашли предметного отражения ни в нормах Конституции Республики Казахстан, ни в Законе о государственной службе. Однако в Стратегии развития Казахстана «Казахстан-2030» подчеркивается, что «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации государственной службы — наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы». Эти же слова неоднократно озвучивались Главой государства в его последующих ежегодных Посланиях к народу Казахстана, но нормативного закрепления до сих пор не нашли. На наш взгляд, это является сдерживающим фактором в налаживании взаимоотношений между обществом и государственными служащими. Так как последние, все-таки, предпочтение отдают правовым нормам, чем моральным. Иными словами, нравственные качества государственного служащего рассматриваются как важнейшие его профессиональные качества, определяющие его готовность к выполнению любых государственно-служебных задач, чувство персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Так как любая профессиональная деятельность государственного служащего в то же время имеет моральную окрашенность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. Государственные служащие обязаны уважать права, свободы, честь и достоинство граждан, а согласно Кодексу чести государственного служащего - авторитет государства. Эти требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должны обладать государственные служащие. Исходя из этого, характер государственного служащего условно можно подразделить на три уровня: высокий, средний и низкий.

Государственный служащий высокого уровня характеризуется своей сформированностью всеми компонентами нравственных качеств, обладает хорошими морально-этическими знаниями, нравственными чувствами и практическим действием.

Государственный служащий среднего уровня характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственных качеств, обладает хорошо усвоенными этическими знаниями, достаточно обостренным нравственным чувством, но отсутствием воли для практической его реализации. Государственный служащий низкого уровня характеризуется, наоборот, своей несформированностью необходимых компонентов нравственных качеств, низкими этическими знаниями и морально-этическими качествами, не развитыми нравственными чувствами.

Государственные служащие, обладающие такими качествами, как правило, неблагоприятно воздействуют на происходящие общественные процессы и имеют свойство дискредитировать государственную власть. По результатам социологического опроса, проведенного среди населения города Алматы, приходится с сожалением констатировать, что престиж государственных служащих в обществе идет по нисходящей линии. Основными факторами, снижающими авторитет государственных служащих, являются такие составляющие, как низкий образовательный уровень; низкий уровень культуры общения с гражданами; низкий уровень профессионализма; сильно обюрокраченный аппарат управления, «стимулирующий» его работников на безнравственные действия; высокий уровень коррумпированности государственных чиновников; повсеместное использование должностных полномочий в корыстных целях и т.п. А для того, чтобы повысить доверие государственных органов перед обществом, на наш взгляд, государство должно создавать максимум условий для формирования в обществе духовно-нравственных ценностей. Поэтому основой подлинного авторитета государственного служащего, поддерживающего авторитет государства, должны быть, прежде всего, его компетентность в осуществлении своих должностных полномочий и соблюдение норм этического поведения.

Одним из основных принципов, который должен лежать в основе государственной службы, должен быть принцип приверженности государственного служащего интересам государственной службы, преданность делу, которым он занимается. Преданность рассматривается как моральное качество. Кроме того, она имеет непосредственное отношение к профессиональным качествам государственного служащего. Тому есть примеры. Одним из ярчайших примеров является антикоррупционная политика Сингапура.

Начатая в 1965 году Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией, продолженная затем в 1985 году, основывалась на трех основных принципах:

  • меритократии;
  • прагматизма — «это умение творчески воспользоваться чужим опытом, умение органично адаптировать его, учитывая все за и против, в своей стране»;
  • честности.

Преданность государственного служащего народу, государству и государственному органу, в котором он работает, тесно граничит с честностью, добросовестностью при исполнении должностных и функциональных обязанностей. Преданность интересам народа и государства должна являться важнейшим условием для работы самого госслужащего и всей системы государственной службы. Именно честность и приверженность интересам народа и государственной службы должны быть мерилом нравственности государственного служащего. Возможность честно работать является ключом к созданию позитивного имиджа государственной службы, которой отдают предпочтение большинство современной молодежи.

В целях изучения базовых аспектов, факторов, влияющих на создание позитивного имиджа государственных служащих, Управлением Агентства РК по делам государственной службы по г. Алматы было проведено статистическо-аналитическое исследование «Имидж государственных служащих», которое показало, что большинство респондентов отдают предпочтение деловым качествам государственных служащих, их компетентности и профессионализму, нравственным качествам, таким, как уважать честь и достоинство личности, честно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

Достаточно заметен рост и патриотических настроений, особенно среди молодежи, которая хотела бы видеть на госслужбе не просто профессионала, но и патриота, честно служащего своему Отечеству. Так, на вопрос, какие качества государственного служащего влияют на его имидж, были даны следующие ответы:____________________________________________________________

  1. Профессиональные качества_________ 57,3%___________________________
  2. Нравственные качества_____________ 23,3%___________________________
  3. Интеллектуальные качества_________ 19,4%__________________________

На вопрос, какими качествами должен обладать государственный служащий, респондентыотметили:________________________________________________________________________

  1. Компетентность___________________ 32%____________________________
  2. Профессионализм__________________ 33,3%___________________________
  3. Честность________________________ 33,3%___________________________

Интересными являются следующие данные, полученные в результате социального опроса.

Нравятся ли Вам государственные служащие? __________________________________________

I      1.   Да                                                                         I 33,3%

  1. Нет_____________________________ 34,3%___________________________
  2. Затрудняюсь ответить______________ 32,4%___________________________

 

Эти данные показывают достаточно серьезную проблему низкого уровня имиджа государственного служащего, о чем свидетельствует цифра 34,3% и 32,4%. Нужно признать, что имидж служащего - это целостный обобщенный образ госслужащего. Это явление достаточно сложное и противоречивое. С одной стороны, он отражает персональный имидж конкретной личности, с другой — включает в себя имидж власти в целом, с третьей — несет в себе социальные ожидания и целостные ориентации различных групп населения. Стереотипные реакции в общественном мнении складываются стихийно и целенаправленно формируются средствами массовой информации, а также результатами личных взаимоотношений граждан и представителей юридических лиц с государственными служащими в повседневной жизни. Каждый служащий должен помнить, что его поведение напрямую отражается не только на его деловом имидже, но и на общем имидже госслужащего.

На вопрос, с какими негативными действиями государственных служащих Вам приходилосьсталкиваться, даны достаточно показательные результаты:_________________________________

  1. Волокита и бюрократизм

38,7%

  1. Факты вымогательства

29%

  1. Неуважение к человеческому достоинству

32,3%

Кодекс чести госслужащего обязывает всех служащих независимо от занимаемой должности и правового статуса быть доброжелательными. Исходя из итогов данного исследования, можно резюмировать, что на сегодняшний день достаточно остро стоит проблема повышения имиджа государственного служащего. В этом процессе достаточно важную роль играют СМИ, которые сильно влияют на сознание широких масс населения. «Ситуация сложилась таким образом, что имидж многочисленных государственных служащих в общественном сознании персонифицируется с высокопоставленными руководителями, которые постоянно находятся в центре внимания СМИ. Большая часть госслужащих ниже рангом «закрыта этими мощными фигурами», отодвинута на задний план. Об их достоинствах и недостатках, успехах и просчетах общественность судит в основном по делам и поступкам высокопоставленных должностных лиц».

Имидж высокопоставленных служащих автоматически переносится на их подчиненных. Такая экстраполяция негативного образа высокопоставленных должностных лиц на государственных служащих не только не справедлива, но и опасна. Она наносит вред авторитету государства.

Очевидно, что политические государственные должности должны занимать профессионалы, чистые в нравственном отношении, готовые служить обществу и своему государству, а не использовать занимаемую должность как средство личного обогащения, конвертаци

articlekz.com