C 2017 года госслужащих обяжут иметь высшее профильное образование. Каким должен быть госслужащий


описание, особенности, нормы и принципы :: BusinessMan.ru

Работа, которая выполняется государственными служащими, требует от каждого определенной подготовки, поведения, индивидуальных качеств, коммуникационных характеристик.

Важность вопроса

В специальной литературе, как отечественной, так и зарубежной, вопрос о наличии определенных качеств у госслужащих освещается довольно широко. Связано это с тем, что уточнение требований, которым представители данной категории должны соответствовать, имеет большое значение как в теории, так и на практике. Во-первых, это нужно для более тщательного подбора кандидата на определенную должность. Во-вторых, сам госслужащий тоже должен знать, какие качества необходимы в его работе, и, если они у него присутствуют, то есть вероятность, что, самосовершенствуясь и непрерывно обучаясь на рабочем месте, он разовьет и другие нужные качества.

Требования к госслужащему в СССР

В юридической литературе советского времени выделялись деловые, политические и моральные качества.

Перечень деловых характеристик:

  • присутствие управленческой подготовки и общего образования, соответствующего должностному профилю;
  • наличие опыта (это обусловлено должностью), стажа работы;
  • хорошие организаторские способности;
  • инициативность, креативность;
  • устойчивая работоспособность;
  • постоянное стремление к улучшению своих профессиональных навыков. Были еще определенные требования к поведению госслужащих.

Некоторые из этих качеств довольно сложно охарактеризовать или закрепить в нормативном порядке. Если первые два можно подтвердить определенными документами об образовании или записями в трудовой книжке, то остальные качества объективным способом подтвердить весьма трудно.

До начала девяностых годов требования к госслужащим не были нигде отражены нормативно, так как в стране не было единого правового акта о госслужбе.

Классификация качеств госслужащего Г.В. Атаманчука

Следующая классификация принадлежит Г.В. Атаманчуку, выделяющему качества двух уровней для развития персонала госуправления.

1). Исходные или первичные качества, которыми должен обладать претендент на государственную должность. Они подразумевают наличие следующих аспектов:

  • общекультурный, включающий жизненные установки, ценности и цели, опыт коммуникации с людьми, эстетические, этические умения, культуру речи;
  • профессиональный, деловой, то есть осведомленность в тонкостях управления в определенной области общественной жизни, проверенная на практике трудовая активность, дисциплинированность, опыт государственной и общественной работы, осознание ответственности за итоги труда, навыки в повышении своей квалификации;
  • личностный, включающий честность, устойчивость в вопросах морали, самостоятельность, высокоразвитую волю, инициативность, надежность, решительность и коммуникабельность.

Имелись и квалификационные требования к госслужащим.

2). Сформированные непосредственно в процессе осуществления государственной деятельности, продвижения по карьере, наработки опыта:

  • общекультурные: доскональные знания об истории своей страны и главных интеллектуальных достижениях современности, высокий уровень ораторского мастерства, способность к проведению мероприятий массового характера, лидерские качества и ответственность за них, способность к масштабному мышлению;
  • деловые: организованность, способность задавать направление деятельности других и осуществление контроля за ней, последовательное и настойчивое решение задач, ориентирование в социальных и научно-технических достижениях, применение их в практической деятельности;
  • личностные: соблюдение собственных принципов, мужественность, навыки убеждения, умение противоборствовать личной выгоде; идеальное поведение в различных ситуациях.

Конечно же, данный список качеств неполный. Каждый человек может иметь различное сочетание перечисленных характеристик.

А какие требования сейчас выдвигаются к госслужащим?

Требования современного периода

К госслужащим сегодня предъявляются требования, обусловленные местом государственного органа, в котором они работают, и специфики их деятельности в конкретной должности.

В современном российском законодательстве квалификационные требования к данной категории лиц закреплены нормативно. Они имеют отношение только к сфере квалификации служащего, а потому не отступают от принципа Конституции о доступности госслужбы для всех граждан.

Появление такого права в тексте основного закона страны означает не только соответствие международным правовым нормам, но и разрыв связей с долговременным существованием номенклатурных должностей, на которые влияли такие ограничения, как данные в анкете (принадлежность к партии, социальный статус, национальность и т.д.) или же моральная устойчивость и политическая грамотность, имеющие достаточно произвольную интерпретацию.

Требования к служебному поведению госслужащего должны неуклонно соблюдаться.

Право общего доступа

Право на одинаковый для всех граждан доступ к госслужбе входит в число демократических прав, являющихся гарантией, которая останавливает бюрократизацию аппарата государства и не дает ему превратиться в независимую от гражданского общества силу.

Предоставление общего доступа должно способствовать обновлению аппарата госслужащих, чтобы он не стал закрытой кастой. При этом не нужно трактовать данное право в буквальном смысле, то есть как возможность любого гражданина претендовать на исполнение государственной должности в любой момент. Для предотвращения такой интерпретации конституционные нормы были конкретизированы. Помимо прочих принципов госслужбы утвержден и принцип равного для всех граждан доступа, если имеются соответствующие навыки и профессиональная подготовка.

Итак, рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к госслужащим.

Кто может стать госслужащим?

В Российской Федерации имеют право поступать на госслужбу совершеннолетние граждане, которые владеют государственным языком, имеют соответствующее профессиональное образование и подходят по всем установленным для госслужащих параметрам. При этом не может быть никаких преимуществ или ограничений, обусловленных расовой, национальной принадлежностью, полом, языком, состоянием имущества, должностным положением, происхождением, религиозными и иными убеждениями.

Нынешняя общественно-политическая обстановка в стране выдвигает особые профессиональные требования к госслужащим, поскольку интеллектуальные способности, качество аппарата и деятельность его работников имеют непосредственное влияние на авторитет государства.

Компетентность и профессионализм

В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», кроме общего доступа граждан к госслужбе, закреплен еще и такой немаловажный принцип, как компетентность и профессионализм госслужащих. Он подразумевает глубокие познания в соответствующей области общественной жизни, а также наличие подготовки в управленческой теории, знание прав и их применения в сфере своей деятельности.

Какие еще требования к должности госслужащего известны?

На протяжении длительного периода в нашей стране не было нормативно закрепленного обязательного требования о наличии у госслужащих соответствующего образования и опыта работы по своей специальности. Впервые об этом было упомянуто в ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Базовые требования

Требования из данного перечня относятся к:

  • степени профессионального образования в зависимости от специализации и вида государственных должностей;
  • стажу, опыту работы по своей специализации;
  • знанию Конституции РФ, законов федерального уровня, уставов, конституций, законов субъектов, имеющих отношение к занимаемой должности.

Этические требования госслужащего имеют немаловажное значение.

Дополнения

Эти требования являются базовыми в перечне профессиональных характеристик госслужащего. В зависимости от места, условий, времени деятельности какого-либо государственного органа они дополняются иными требованиями, такими как: компетентность в своей области, обладание специальными знаниями. Наблюдается общемировая тенденция к росту требований, предъявляемых к квалификации госслужащих. Обыденным становится требование высокой научной и профессиональной квалификации.

Единственное, что должно определять выбор кандидатов на государственную должность, - это наличие у них качеств, которые необходимы для выполняемых ими обязанностей, а также нужного уровня профессиональной подготовки.

Мы рассмотрели требования к госслужащим.

businessman.ru

Каким должен быть чиновник с «человеческим лицом»? — ВСП.RU

На этот вопрос отвечают заместитель главы областной администрации Лариса Забродская, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и государственного управления БГУЭП Елена Метелева и студентка 4-го курса БГУЭП Лариса Гончарова.

Лариса Забродская:

— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется вкаком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, долженпонимать, что перед ним — представитель государства, а государство — этосила.

Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдноделать это плохо».

В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, посути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Эточеловек, который может управлять процессом и ресурсами,человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобратькоманду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобыподчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относитьсяк человеку немножко лучше, чем он того стоит.

Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не можетмоментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должнобыть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственнаямашина не может работать на единичный случай, она работает насистему.

Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктоватьусловия государству. Правила игры должны быть четко определены иедины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или намуниципальном транспорте.

Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. ВРоссии в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идутфинансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия кгосударству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить егонемыслимо сложно.

А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальныйкапитал, на который опираются все остальные сферы общественнойжизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платятдо 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньгиидут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не вдоллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестируетв свою экономику, приобретает различные акции и облигации.

Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии кгосударству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государевачеловека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своимирешениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие кгосударству.

Елена Метелева:

— Если подходить к этому вопросуформально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенныйобразовательный уровень, т.е. образование по профильнойуправленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угоднообразование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник долженобладать специфическими знаниями о государстве и муниципальнойвласти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,специфическими управленческими навыками и т.д.

Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсьзападных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник долженруководствоваться исключительно правилами, не допуская в работеникаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, номенталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живемчувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Дажев работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никакихчувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастновыполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президентили дворник. Перед государственной машиной равны все.

За долгие годы своего существования советская номенклатурно-бюрократическая система работы государственных и муниципальныхорганов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционныхприемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки ит.д.

Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотиповдеятельности работников администраций. Теоретически чиновничестводолжно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.

Лариса Гончарова:

— Выбор в пользугосударственного управления я сделала осознанно. России нужны новыеуправленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнатьзастоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, долженосознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если врезультате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, кнему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,перед законом все равны.

Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежелинаши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословиисистему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладатьгибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давноустаревшие правила.

www.vsp.ru

5 качеств эффективного госслужащего - Rjob.ru

Современный государственный аппарат предъявляет высокие требования к своим сотрудникам. Книга «Госслужба на 100%» открывает завесу тайны над качествами чиновника двадцать первого века. Какими же характеристиками должны обладать эффективные госслужащие?

Публичные выступления

Умение внятно, красиво, убедительно говорить перед публикой, устанавливать визуальный и эмоциональный контакт с аудиторией необходимо и для рабочих совещаний, и для выступлений на профессиональных конференциях, и для общения с людьми. Важная часть хорошего публичного выступления — выбор правильного формата и качественная подготовка.

Наталья Игоревна Ларионова

руководитель департамента развития малого бизнеса и конкуренции Минэкономразвития России

Выступления стараюсь делать короткими, ясными и по сути. Ещё лет пять назад это удивляло аудиторию, привыкшую к длинному занудству иных докладчиков-чиновников. Теперь формат мероприятий меняется, всё меньше монологов из президиума, всё больше диалогов в стиле «вопрос–ответ».

«Научиться выступать публично» — обязательная цель в личном ежедневнике каждого госслужащего, который стремится к успеху и эффективности.

Активность в социальных сетях

Чиновник не принадлежит себе: общество рассматривает его под микроскопом, и нередко с осуждением. Нужно всегда помнить о политическом такте. Даже в личных социальных сетях чиновник не перестаёт быть представителем государства, носителем корпоративной этики. Поэтому слишком «вольных» высказываний по различным политическим вопросам, лихого обсуждения и тем более осуждения «политики партии и правительства» лучше не допускать.

Владение иностранными языками

Госслужба на 100%

Свободное владение английским языком — обязательный для эффективного современного чиновника навык. Во-первых, без знания английского всё сложнее работать на многих госдолжностях, предполагающих общение с иностранными инвесторами и специалистами, а также с коллегами из других стран. Во-вторых, владение английским языком открывает доступ к огромному объему информации: книгам по управлению, ещё не переведённым на русский; бесплатным лекциям и семинарам лучших профессоров на сайтах ведущих мировых университетов; качественной экономической и политической аналитике. В-третьих, многие страны дальше нас продвинулись в развитии сервисного подхода к госуслугам. Если госслужащий разрабатывает сайт региона, информационный буклет по государственным сервисам, презентацию этих сервисов для граждан, то всегда полезно начать с изучения иностранных аналогов.

Анатолий Дмитриевич Артамонов

губернатор Калужской области

У меня английский занимает 10–12 часов в неделю. Говорить с инвесторами на специальные темы по-английски ещё пока не очень здорово, но могу. Сегодня без знания языка развивать как бизнес, так и регион невозможно. Английский — это современный бизнес-язык. Без его знания мы не принимаем в некоторые ведомства, например, в представительство Калужской области при Правительстве РФ в Москве, в Министерство экономического развития, в аппарат губернатора.

Нетворкинг

Чрезвычайно важны для эффективного чиновника навыки нетворкинга — установления и поддержания деловых контактов. Мы - суровый северный народ, и нам не всегда бывает просто познакомиться с новым человеком на деловой конференции или большом совещании. Однако этому необходимо учиться.

Один из чиновников — первых читателей книги

Исключительно важна этика общения с другими госслужащими. Важно сознательно и последовательно выстраивать отношения с коллегами из других госорганов. Ведь Газпром не визирует свои документы в Роснефти, а вот сотрудник Минэкономики в Минфине визирует. И если вы не сумели выстроить конструктивных и неконфликтных отношений с коллегами из других ведомств, решение ваших задач может существенно осложниться.

Важная часть нетворкинга — поддержание личной контактной базы. Полезно вносить рабочие контакты в единое электронное хранилище, будь то Outlook, Битрикс, Gmail, Evernote и тому подобные приложения. Для быстрого внесения контактов существуют программы, сканирующие и автоматически распознающие визитные карточки. Стоит отмечать дату и обстоятельства знакомства с человеком: эта информация бывает полезна в дальнейшем.

Непрерывное обучение

Раз в три года госслужащие проходят аттестацию, в ходе которой специальная комиссия оценивает результативность работы на занимаемой должности, отсутствие нарушений законодательства и т.п. Таким образом, сама структура карьерного роста на госслужбе стимулирует получать дополнительное образование, проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, госслужащих можно всё чаще видеть на бизнес-тренингах и бизнес-семинарах, которые дают полезные знания и навыки, даже если на бизнес-тренинге не выдаётся диплом государственного образца. Также эффективный чиновник должен постоянно интересоваться деловой литературой и уметь пользоваться современными инструментами обучения. Только так он сможет продолжить свой путь по карьерной лестнице.

Другие секреты из жизни чиновников вы узнаете в книге «Госслужба на 100%».

Сергей Капличный, специально для RJob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

rjob.ru

Чиновник будущего, – каким он должен быть?

Знаменитые слова Иосифа Виссарионовича Сталина, ставшие афоризмом «Кадры решают всё», сегодня описывают плачевное состояние экономики России и вселяют надежду на светлое будущее страны, изменив сам подход к отбору этих кадров.

Серьезный экономический кризис в России сопровождается фактами откровенной коррупции, наличие которой позволяет наносить огромный многомиллиардный ущерб бюджету Российской Федерации разных уровней.

Невосполнимый урон национальной и экономической безопасности государству наносят устоявшаяся коррумпированность чиновников на местах с подачи вышестоящих министерств и ведомств, отсутствие контроля и, как следствие, систематичность нарушений при получении и расходовании бюджетных денежных средств, незаконное распоряжение государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и иными государственными ценностями.

Данные незаконные действия либо бездействия чиновников высших эшелонов власти, а также коррупция в органах исполнительной, законодательной и судебной властей ведут к ухудшению социального положения народа, нарушению конституционных прав и свобод граждан, к падению и подрыву экономической, политической, социальной составляющей основы государства, выводу незаконно добытых активов за рубеж.

Проводимый правительством курс не способствует росту жизненного уровня российских граждан. Увеличивается имущественная дифференциация населения и повышается уровень бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Жизненный уровень находится на грани нищеты. Поэтому шаги правительства по сокращению бюджетных расходов и увеличению налоговой нагрузки на граждан вызывают справедливое сопротивление у народа.

Социологи фиксируют рост протестных настроений в России. Участились митинги, посвященные социальным проблемам населения. Протестуют врачи, учителя, фермеры, учащиеся и студенты, дальнобойщики и т.д.

Уровень недоверия к власти только повышается. Одним из методов исправления ситуации может служить вопрос кадров. Именно он является ключевым звеном и в сфере обеспечения национальной безопасности, и в сферах формирования нового образа гражданственности, и собственно прорывного развития страны.

В идеале, нынешняя так называемая «элита» должна сама признать, что она некачественно и неэффективно служит государству. Но она внутренне не готова идти на жертвы и уступать в чем-то, в том числе отказаться от тех излишеств и возможностей, которыми пользовалась последние десятилетия.

Поэтому России необходим принципиально новый класс чиновников. У нас нет недостатка в качественных человеческих ресурсах. В нашей стране есть несколько миллионов образованных, энергичных и амбициозных людей, которые должны стать огромной общественной силой. Они заинтересованы в преодолении нынешнего застоя и в развитии России. Это — потенциальная армия поддержки правителя, который поведет страну в прорыв. Поэтому задача организовать и обеспечить на ключевых направлениях отборные кадры, в том числе управленческие и политические, представляется технической. Она может быть решена в порядке следующего алгоритма.

Во-первых, необходимо ввести систему мер, обеспечивающих ротацию и самовоспроизведение дееспособного правящего класса России, проникнутого чувством своего патриотического призвания, лояльного верховной власти, компетентного в выполнении национальных программ и решении национальных задач. Новому классу чиновников следует новаторски мыслить и действовать, быть готовым к честной конкуренции. В каком-то смысле можно говорить об этой системе как о закрепощении чиновничества.

При отборе кадров существенным является набор критериев. Одним из них выступает идеологический: критерий соратника, единомышленника. Это не партийный принцип, а принцип приверженности единой платформе государственного развития, которая предусматривает возможность объединения на этой платформе представителей разных партий и разных идейных течений, формирования коалиции созидательных патриотических сил.

Другие требования: критерий профессиональной пригодности и соответствия профилю деятельности, организаторских и личностных качеств, образовательный и возрастной, степень физического здоровья.

В 2014 году на встрече с волонтерами Президент РФ Владимир Путин назвал три качества, которыми, по его мнению, должен обладать политический деятель: «Честность, профессионализм и, может быть, это больше к медикам применимо – чувство сострадания и сопричастности с жизнью рядового гражданина, это чрезвычайно важная вещь».

Госслужба должна быть осознанным выбором, а не экспериментаторством над собственной судьбой и судьбой страны. В эту систему должны входить следующие механизмы и модели организации.

Требуется внести для чиновников присягу России (по образцу военной). Также сформировать новый кодекс чести для представителей политической и административной элиты. Кодекс чести подразумевает определенные стандарты жизни и деятельности, строгие правила и регламентации, резко повышающие моральные требования к тем кадрам, которые связывают свое будущее с ответственной госслужбой.

Необходима фактическая публичность деклараций о доходах и расходах собственности лиц, их семьи, и их окружению занимающих государственные должности и претендующих на них, в том числе и должности, замещаемые выборами всех уровней. Следует внести внутрикорпоративную прозрачность доходов членов и должностных лиц профессиональных корпораций; открытость фактов служебной и политической биографии лиц, претендующих на выборные должности и высокие должности по назначению.

За сокрытие вышеуказанных фактов виновный понесет наглядную и публичную ответственность, временное, частичное или полное лишение политических прав за намеренное нарушение этих норм, введение в заблуждение госорганов и общества и т. д.

Более того, переход из низшего класса в высший будет происходить при карьерном росте, обратный переход невозможен. Чиновник, допустивший поступки, не соответствующий занимаемой должности, будет уволен без сохранения привилегий. Так, исключится практика пересадки чиновника любого ранга из одного кресла в другое при серьезных проступках. А при преступлениях, влекущих за собой существенный ущерб и квалифицирующихся как особо тяжкие (получение взяток, казнокрадство, коррупция, понимаемая как корыстные протекции, превышение и злоупотребление своими полномочиями, неэффективность расходования бюджетных средств, подрыв экономической безопасности и др.), не будет условных наказаний. Не сохранится и право занимать должности в органах государственной власти до конца жизни, и обязательно будет применяться мера конфискации имущества всей семьи.

Относительно чиновников, честно выполняющих свои обязанности на благо страны и их граждан, то они и их семьи получат солидное государственное обеспечение – служебное жилье, транспорт и др. в соответствии со стажем и рангом служащего. Также будут предоставлены серьезные льготы, которые нельзя получить при любом другом виде деятельности (отсутствие налогов, бесплатное медицинское обслуживание в любом лечебном заведении, бесплатное образование для детей). Уход со службы по причине возраста, состояния здоровья или по какой-либо уважительной причине должен сопровождаться большой пенсией для него и его супруги(а), а также сохранением ряда льгот.

Работая на госслужбе, чиновник должен понимать свое будущее. Заслужить все эти привилегии. Он должен нести ответственность за выполнение поставленных задач. В новой элите должна культивироваться высочайшая ответственность за государственное и корпоративное дело. Важным средством на этом пути могло бы стать восстановление судов чести для государственных служащих, которые должны стать фактором морального обновления правящего слоя России и сделали бы рассмотрение преступлений и проступков должностных лиц не только предметом деятельности органов юстиции, но и всего общества, в первую очередь самой политической и управленческой элиты.

Один из главных и самых действенных механизмов обновления системы и закрепления ее завоеваний — личный пример со стороны власти, которая при этом остается открытой и доступной, нечто вроде нравственных инноваций. При сохранении иерархии и субординации не должно быть «высокого забора», атмосферы тайн и подозрений. Власть должна быть проста в общении, скромна в потреблении, внутренне дисциплинированна, внимательна к нуждам окружающих, напоена благородным духом служения и одухотворенной нацеленностью на достижение общей цели.

Государственный деятель Российской империи Фёдор Столыпин, выступая перед бюрократией, четко выразил свое отношение к служению Родине: «Там, где деньги – там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».

Таким образом, России нужна новая армия управленцев, отобранная не по протекции и не по формальным критериям образования и возраста, а по исключительным организационным и нравственным качествам, проверенным в конкретном общественно значимом труде.

lse-ikb.com

Каким должен быть государственный служащий?: nikitskij

Если оценивать моральный облик госслужащих, то для меня идеал в этой сфере - Владимир Путин: не пьет, не курит, спортом занимается. Более того, еще в 2002 году Путин издал указ Президента Российской Федерации №885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Согласно указу, российский чиновник должен быть независим от политики, неподкупен, не болтлив и в целом выглядеть достойно в глазах общества. Но многим чиновникам в России еще далеко до образцового безупречного Путина...

В СМИ периодически всплывают истории, когда чиновники устраивают на своих рабочих местах вакханалии. На первой фотографии запечатлены будущие вершители правосудия,а именно ученики Уфимского юридического института МВД России. Как вам такие представители государства?

Или взять громкий случай, таможенники сняли клип о буднях и отдыхе владивостокского отделения Дальнев. В результате прокурорская проверка все же усмотрела в этой музыкальной гулянке нарушения требований законодательства о государственной гражданской службе и Кодекса этики служебного поведения. Всех причастных к съемке лишили премии.

А буквально вчера, у блогера masterok прочитал о действующем государственном обвинителе Евгении Смагине, который, по словам блогера, прямо во время судебных заседаний играет в смартфоне и переписываться в чате. А в социалках выкладывает такие фото...

Ну и зачем нам такие обвинители? Меня также интересует, как налогоплательщика, на какие шиши ездит этот работник правосудия постоянно по заграницам, судя по его истаграмму? И каким образом он осуществляет поездки, ведь в апреле этого года вышел приказ генерального прокурора Юрия Чайки «Об ограничении выезда за границу прокурорам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» аж в 173 страны. И что интересно скажет на это руководство ведомства?

«Все мы люди со своими плюсами и минусами, но одевая погоны или мантию нужно понимать, что ты становишься частичкой общего портрета, в том числе благодаря тебе формируется образ нашей правоохранительной системы.» пишет masterok.

Полностью с ним согласен! А вы?

nikitskij.livejournal.com

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОССЛУЖАЩИЙ? | Общественно-политическая газета Атырауской области

В этом году впервые в Казахстане 23 июня отмечается День государственного служащего.

Этому событию была посвящена встреча на тему «Государственная служба: профессиональное развитие, взаимодействие», организованная Региональным центром переподготовки, повышения квалификации и обучения языкам государственных служащих аппарата акима Атырауской области и АГУ имени Х. Досмухамедова.Участниками семинара стали руководители и заместители департамента Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан по Атырауской области, заведующие отделами, методисты Регионального центра переподготовки, повышения квалификации и обучения языкам государственных служащих аппарата акима Атырауской области, преподаватели и студенты специальности «Государственное и местное управление» АГУ.На открытии семинара проректор АГУ имени Х. Досмухамедова Аккали Ахмет отметил, что качество государственной службы начинается с качества подготовки государственных служащих.— Глава государства подчеркивает, что государственный служащий должен обладать такими качествами, как высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать всю значимость своей работы и быть патриотом своей страны, — обратился к студентам Аккали Ахмет.С докладами выступили заместитель руководителя департамента Агентства по делам государственной службы по Атырауской области Алибек Ермеккали, председатель АОФ республиканского общественного объединения «Союз ветеранов» Катимолла Ризуанов и другие.Они рассказали об этапах становления и развития государственной службы Республики Казахстан, путях совершенствования системы обучения государственных служащих и роли государственной службы в жизни общества.А итогом встречи стало подписание меморандума между Региональным центром переподготовки, повышения квалификации и обучения языкам государственных служащих аппарата акима Атырауской области и АГУ им. Х. Досмухамедова о взаимном сотрудничестве в научной, образовательной, воспитательной, то есть практически во всех сферах деятельности по оказанию образовательных услуг для потенциальных государственных служащих.

Ляззат САЛИМОВА

pricom.kz

C 2017 года госслужащих обяжут иметь высшее профильное образование | Статьи

Уже с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. Это означает, что для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств и т.д. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Также планируется до 31 декабря 2017 года, когда поправки уже вступят в силу, провести внеочередную аттестацию в государственных органах.

— По результатам внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы, — рассказали в Минтруда.

Было также отмечено, что введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим.

Согласно будущим критериям оценки соответствия занимаемой должности, к госслужащим будут предъявляться следующие требования: базовые (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики). 

Если говорить о базовых требованиях, то для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп предлагается установить требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

Помимо этого, будут проверяться знания основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, знание русского языка и профильные навыки, связанные с видом деятельности. Квалификационные требования к базовым знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут устанавливаться правительством.

Функциональные квалификационные требования предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям в зависимости от того или иного министерства и его внутреннего устройства. Именно в этих требованиях и будет прописано, что финансовую должность сможет занимать человек с профильным образованием, а не с высшим профобразованием художника. 

Введение определенных критериев для госслужащих тесно переплетается с их сокращением, которое должно пройти до 1 ноября 2017 года в рамках Федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

Согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, в России почти 49 тыс. федеральных чиновников и около 1,5 млн муниципальных государственных служащих. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% — в судебной власти и прокуратуре, 2,1% — в законодательной власти и 1,1% — в других государственных структурах.

«Известия» обратились к одному из идеологов введения квалификационных требований для госслужащих — проректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Дмитрию Буташину.

— Конечно же, сразу выгонять людей с несоответствующим дипломом — не самое эффективное и правильное решение. Здесь нужно аккуратно подойти к вопросу и дать людям, в чем-то не соответствующим по требованиям и показателям, исправиться за определенный срок. Лучше пока воздержаться от конкретных заявлений, которые могут вызвать со стороны госслужащих волну опасений, что их всех выгонят, потому что у них дипломы не по той специальности или они не пройдут какую-то оценку. Сейчас идет работа по поиску модели эффективной реализации госслужбы и обсуждению требований к государственным служащим, — рассказал Дмитрий Буташин.

Специалист также отметил, что сейчас рассматривается требование для кандидатов на высшие государственные должности иметь степень магистра по госуправлению. 

— Вопрос о том, что в какой-то разумный промежуток времени (3–5 лет) управленцы в системе государственного управления должны получить профильные магистерские дипломы. Если говорить о среднем управленческом звене, то это магистр по профильному направлению, а если речь идет о высших государственных должностях, то это уже магистр государственного управления, — подытожил проректор РАНХиГС.

Сейчас некоторые члены правительства, не говоря об их аппаратах, работают не по профильному образованию и не имеют степеней магистра государственного управления. К примеру, министр спорта Виталий Мутко — моторист, получил среднее профобразование в Ленинградском речном училище, после которого работал по специальности, но недолго. Зампред правительства Дмитрий Рогозин учился на международном отделении журфака МГУ, а сегодня занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Глава Министерства строительства имеет два образования — режиссерское, которое получил в МГУКИ, и юридическое, полученное в РАНХиГС.

— Я не знаю, насколько такие квалификационные требования будут работать, потому что наша страна еще со времен Петра I известна тем, что мы принимаем строгие законы, а потом их нарушаем или делаем исключение из правил. Сам по себе посыл правильный, потому что есть несколько бед, связанных с государственными служащими. Многие из них некомпетентны и находятся на одном месте годами до достаточно преклонного возраста, — считает президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что введение квалификационных требований может сократить чиновничий штат.

—Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников. Раздутие аппарата никогда не ведет ни к чему хорошему для государства, потому что бумаги будут постоянно ходить с одного стола на другой. После СССР чиновничество увеличилось в два раза, а это, между прочим, требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей, — считает Сергей Филатов.

iz.ru