Что такое власть? Политическая власть. Власть в России. Какие власти бывают


Понятие власти. Виды и функции

Понятие власти прочно вошло в общественное сознание. Она расценивается как основная сила, обеспечивающая регуляцию различных процессов и взаимоотношений в группах разной численности. Благодаря наличию властных структур общество сохраняет целостность и единство.

Определения власти

Различные отрасли знания по-разному определяют понятие власти, что доказывает сложность и неоднозначность содержания этого термина. Одни рассматривают власть как инструмент, позволяющий управлять кем-либо или чем-либо (человеком или государством), другие говорят о ней как об исключительном праве управлять страной. Поведенческое направление психологии смотрит на понятие власти как на особый вид поведения, в котором один позволяет другому властвовать над собой. Телеология трактует понятие власти очень широко, говоря не только о проявлении ее в отношениях между людьми или в устройстве государства. Телеологические понятия власти затрагивают и сферу взаимодействия человека с окружающим миром (власть человека над природой).

Виды власти

Существует несколько подходов, которые определяют виды власти. В зависимости от основного признака, по которому происходит разграничение, выделяют несколько классификаций.

По способу взаимодействия власть может быть:

  • тоталитарной;
  • демократической;
  • авторитарной;
  • либеральной.

По функциям соответствующих органов выделяется:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная власть.

В зависимости от субъектов, ее осуществляющих:

  • семейная;
  • армейская;
  • профсоюзная;
  • партийная;
  • государственная.

Существует еще несколько классификаций, но их используют довольно редко. Чаще всего понятие и виды власти тесно связывают с ее функциями.

Структура

В нашем государстве традиционно принято говорить о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Они существуют параллельно, но в тесной взаимосвязи.

Понятие и виды органов законодательной власти

Законодательная власть традиционно представляет собой один из видов государственной власти, обеспечивающий функционирование демократии. Обычно состоит из избранных представителей, формально равных между собой. Законодательная власть представлена Парламентом (Федеральным Собранием). В состав Парламента входит две палаты. Одна из них – Государственная дума, вторая – Совет Федерации.

Понятие и виды органов исполнительной власти

Исполнительная власть организует выполнение положений основного государственного документа. Представляет собой слаженную систему ведомств и организаций, подчиненных строгой иерархии, обладающих полномочиями в управлении делами государства. Является самостоятельной и независимой ветвью власти. Включает в свой состав:

  • Правительство страны.
  • Региональные правительства.
  • Министерства различных отраслей.
  • Управления различных государственных служб.
  • Федеральные агентства, комитеты, управления, коллегии, службы.
  • Государственные фонды и корпорации.
  • Территориальные управления, комитеты, службы.
  • Кадастровые учреждения.

Понятие и виды органов судебной власти

Судебная власть - независимая система, осуществляющая исполнение полномочий, возложенных на нее государством, посредством соответствующего типа судопроизводства. Все организации и судебные инстанции различного значения, связанные воедино, и являются судебной властью в нашей стране.

Можно выделить три типа судопроизводства:

  • гражданское;
  • административное;
  • уголовное.

К органам судебной власти принадлежат:

  • Высший арбитражный суд.
  • Конституционный суд.
  • Верховные суды.
  • Все региональные суды.

Главное предназначение судебной власти – вершить правосудие в рамках своих полномочий посредством судебной системы.

fb.ru

Какие есть органы власти?

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее

elhow.ru

Что такое власть? Политическая власть. Власть в России :: BusinessMan.ru

Политическая власть появилась через множество столетий после того, как отношения между людьми начали крепнуть. Чем масштабнее становились поселения и города, тем больше росла потребность в создании единого центра, наделенного повышенными полномочиями.

Власть в общем смысле

Под властными действиями подразумевается возведение своей воли в рамки закона, это право или возможность влиять на то, как ведут себя окружающие люди. Процесс этот происходит либо добровольно, либо путем принуждения.

Это может быть как демократия, так и авторитаризм, добытые честными или преступными путями. Главное здесь – результат, выражаемый тем, что основная масса населения следует за субъектом власти.

Людям свойственно выделение в их среде лидера, который может вести за собой остальных. Таким образом, организуют производство, в котором составляется план и есть лица, следящие за его выполнением исполнителями, а также отношения индивидов в обществе.

Политическая власть

Один человек или группа людей имеют положение, при котором на них возложено больше полномочий по управлению, чем на остальных граждан. Они могут заниматься контролем и регулированием жизнедеятельности общества, опираясь на задачи, поставленные перед всей страной.

Присутствуют органы с властными полномочиями в институционной, бихевиористической, дуалистической, социологической среде. Существует довольно много концепций власти. Таких как: телеологическая, психоаналитическая, структурно-функциональная, биологическая, мифологическая, конфликтологическая.

Имеется субъект и объект управления, часто власть разделяется, издаются законопроекты, разным ведомствам назначаются свои полномочия, за исполнение которых они ответственны перед правящим центром.

Государственный строй в России

Что такое власть в РФ, можно понять, если рассмотреть схему, по которой функционирует смешанная республика с президентско-парламентским управлением. Однако, существует множеств домыслов по этому поводу. Например, во время своего правления Дмитрий Медведев выразил мысль о том, что в государстве возможно функционирование только президентского правительства.

Согласно тексту 10-й статьи Конституции, власть в России делится на три вида. Работают судебная, законодательная и исполнительная ветки. Они не зависят друг от друга и у каждой есть определенный функционал, за который ответственна только она.

Следующая статья законопроекта акцентирует внимание на тех лицах и организациях, которыми вершится политическая власть: президентом, правительством, Федеральным Собранием и судами.

У каждого есть свой спектр обязанностей. При федеративном строе существует разное представление о том, что такое власть для местных и центральных органов. Присутствует разделение на органы правления, провозглашенные на уровне субъектов и всей страны. В Конституции прописаны все детали данного разграничения и распределения ответственности.

Также имеют силу федеративные и прочие договора на данную тематику. Местные органы власти не являются частью структуры, управляющей всей страной, однако, на своей территории их работа отличается самостоятельностью.

Правящее лицо в государстве

Несмотря на большое количество местных организаций, есть единая верхушка, из которой поступают фундаментальные указания и законы. Что такое власть на уровне всей страны в России и в чьих руках она находится?

Главенствующим лицом является президент. Если вернуться в историю 1991-1993-х годов, можно вспомнить существовавшую в то время должность вице-главы страны. Однако, позже она исчезла согласно приказу 1993-го года.

Что такое власть и какие обязанности она налагает на своего носителя? Президент – человек, которым обеспечивается исполнение конституционных прав и законов. Он – защитник свобод граждан. Им охраняется суверенитет РФ, целостность и независимость. Именно благодаря ему должны надлежащим образом взаимодействовать все органы управления.

Конституция – тот документ, в котором прописан механизм, по нему федеральная власть может провозглашать свои законы, а также там освещается концепция, которой должно следовать центральное управление, претворяя в жизнь внешнюю и внутреннюю политику. Содержит она и алгоритм действий главы страны на международной арене, прописан спектр целей и задач, к которым нужно стремиться.

Для избрания президента проводится прямое и равное голосование. Процедура должна быть тайной. Избранник может находиться на своем посту не дольше, чем два срока, идущие последовательно.

В 1991-м году действовала процедура избрания президента на пятилетний срок, однако с введением новой Конституции в 1993-м г. стали наделять главу государства полномочиями на 4 года. В 2008-м г. ввели еще одну поправку, согласно которой, лицо, избранное на данный пост в 2012-м г., будет править шесть лет.

Порядок создания законов

В роли парламентского органа в России выступает Федеральное Собрание РФ, которое действует непрерывно. В него входит верхняя, олицетворенная Советом Федерации, и нижняя, представленная Государственной думой, палаты.

Таким образом, местная власть взаимодействует с центральным управлением. Два эти органа могут собраться для того, чтобы получить указания от президента и Конституционного Суда, а также для проведения переговоров с иностранными государствами. Статья 94-109 Конституции РФ содержит информацию относительно полномочий, которыми наделены палаты в парламенте России. Федеральные законы устанавливают порядок выборов лиц, заседающих в Государственной Думе, и Совета Федерации. Их периодически меняют в зависимости от необходимости.

Алгоритм, по которому формируют Совет Федерации и Государственную Думу

Каждый член федерации вправе направить в правление двух своих представителей из законодательной и исполнительной ветки власти на своей территории. За историю существования страны менялся состав ее субъектов, поэтому приходилось назначать и другое количество лиц, входящих в Совет.

Для 1994-1995-х годов характерно функционирование выборного органа руководства, а для 1996-2002-го – включение в управляющие структуры глав парламента местного управления и первых должностных лиц, на чьи плечи была возложена исполнительная власть. В 2000-м г. прошла реформа, в соответствии с которой делегируемые представители стали постоянными. Ротацию производили в 2001-м и 2002-м годах. Полномочиями наделяются члены Совета на тот же период, что и избравшие их органы.

Данный орган власти включает в себя 450 лиц, которые все являются гражданами РФ старше 21-го года. Депутат должен иметь право на участие в выборных. Нельзя одновременно заседать как в Думе, так и в Совете. В первом созыве могут участвовать лица, состоящие в Правительстве РФ.

2007-й год – это момент, когда была введена пропорциональная система избрания депутатов в Думу. До этого было характерно использование смешанной системы выборов. Половину правящих лиц избирали, используя мажоритарную систему.

После избирательного процесса данная ячейка власти функционирует на протяжении 5 лет. В 2012-м году произошли изменения, в соответствии с которыми в использование возвратили смешанную систему выборов. Именно согласно с ней будет проводиться отбор в Думу 2016-го года.

Законодательный порядок

Законы федерального уровня должны быть одобрены центральными органами власти, а также президентом. Совет Федерации налагает вето, но у Думы есть право его преодолевать. Для этого законопроект принимается повторно, если «За» голосуют две трети наделенных правом выбора лиц. Также запрет может наложить президент. Чтобы побороть его авторитет, понадобится 2/3 положительных отзывов от обеих палат.

Для того чтобы закон был принят, нужно, чтобы его одобрило более трех четвертых всех лиц, заседающих в Совете Федерации, а также 2/3 органов центральной власти. В течении двух недель после принятия законодательный акт должен быть подписан президентом и обнародован.

Именно благодаря федеративному строю, учрежденному в России, удается контролировать такую большую территорию, оперативно решать возникающие вопросы на местах и руководить работой областей из центра государства. Для руководства столь великой державой требуется действительно грамотно построенная система власти и ответственные чиновники.

businessman.ru

В чем главная особенность политической власти? Виды и примеры власти

Всем известно назначение государственной власти. Однако далеко не каждый знает, как именно она функционирует. В чем главные особенности политической власти? Существуют ли государственные режимы, наиболее оптимальные для общества? Попытаемся во всем разобраться в нашей статье.

Что такое власть?

Власть существовала на всех этапах человеческого развития. Еще в первобытнообщинном строе формировались отношения руководства и подчинения. Такой тип взаимодействия выражал потребности людей в организации и саморегуляции. При этом власть — это не только механизм регулирования общества, но и гарант целостности определенной группы людей.

В чем главная особенность политической власти? Мыслители разных времен имели свое мнение на этот счет. Например, Томас Гоббс говорил о стремлении достичь блага в будущем. Марк Вебер был более пессимистичен, а потому находил во власти стремление подчинять себе подобных. Бертран Рассел определял отношения руководства и подчинения как производство намеренных результатов. Однако все ученые сходятся в одном: власть имеет естественный характер.

Объекты и субъекты

Вопрос о том, в чем главная особенность политической власти, нельзя рассматривать без определения основных компонентов понятия. Известно, что любая власть есть соотношение господства и подчинения. Оба вида отношений реализуют субъекты политической власти: социальные общности, политические организации и само государство. Народ влияет на власть лишь косвенным образом. Происходит это путем выборов. Лишь в редких случаях могут быть созданы "низовые" институты, которые берут всю власть в свои руки.

примеры политической власти

Государство реализует большую часть политических полномочий. В аппарат власти входят правящие партии, бюрократическая элита, группы давления и прочие институты. Характер и сила государственных функций зависят от режима политической власти. Для исторических эпох были характерны разные режимы. Каждый из них следует разобрать.

Виды власти

Политическим режимом называют вид государственного управления, совокупность методов, форм и приемов реализации господства и подчинения. Сегодня в большинстве стран царит демократия - режим, при котором источником власти признается народ. Обычные люди опосредованно участвуют в осуществлении государственной власти. Путем голосования формируется государственная власть, которая работает в согласии с народом.

Противоположностью демократии является авторитаризм. Это режим, при котором вся полнота государственной власти находится в руках одного человека или группы лиц. Народ не принимает никакого участия в государственных делах. Российскую империю XVIII-XX вв. вполне можно назвать авторитарным государством.

режимы политической власти

Ужесточенной формой авторитарного режима называют тоталитаризм. Государство не только полностью подчиняет себе народ, но и вмешивается во все сферы общественной жизни. Присутствует полный контроль со стороны власти над каждым человеком. История знает много примеров политической власти тоталитарного характера. Это гитлеровская Германия, сталинский СССР, современная Северная Корея и т. д.

Полное безвластие и отсутствие политического режима характерно для анархии. Анархический строй устанавливается после революций, войн или других общественных потрясений. Как правило, господствует такой строй недолго.

Функции

В чем главная особенность политической власти? Рассмотрев основные государственные режимы, можно с уверенностью заявить: это построение отношений господства и подчинения. Такие отношения по-разному проявляются и могут иметь непохожие цели. Однако принцип власти всегда один: подчинение одной группы лиц другой.

субъекты политической власти

Власть, какой бы она ни была, имеет примерно одинаковые функции. Первой и главной особенностью государства является наличие у него полномочий управления. С его помощью власть претворяет свои планы в жизнь. Следующая функция именуется контрольно-надзорной. Власть следит за качеством своего управления, а также за тем, чтобы никто не нарушал ее порядки. Для реализации функции контроля создаются правоохранительные органы. Третья функция - организаторская. Власть формирует отношения с гражданами и общественными организациями для достижения взаимопонимания. Наконец, последняя функция именуется воспитательной. Власть зарабатывает себе авторитет, заставляя граждан быть послушными.

Легитимность власти

Любая власть должна быть законной. Более того, она должна быть признана народом. В противном случае возможны конфликты, революции и даже войны. История хранит в себе множество примеров политической власти, которая была разрушена народом из-за отсутствия признания и компромисса.

примеры власти

Как власть становится легитимной? Здесь все просто. Народ сам должен наделить полномочиями лиц, которым впоследствии будет подчиняться. Если же человек или группа людей захватят власть не по воле народа, то случится катастрофа.

Итак, какими же особенностями обладает политическая власть? Это наличие четкой структуры, аппарата управления, легитимности и легальности. Любая власть должна служить только на благо народу.

fb.ru

Типы власти их содержание

 

Понятие «власть» возникло с зарождением человеческого общества и сопутствует всему пути его развития. Это возможность руководить действиями других людей, их деятельностью. Иногда власть – это навязывание собственной воли. Базой для нее могут служить разные методы, среди которых – авторитарность, насилие, демократия, провокации и т.п. Но независимо от того, на чем власть базируется, суть ее не меняется. Она может осуществляться с одобрения общественных слоев или вопреки их сопротивлению.

Власть – необходимое условие существования любого общества, функционирования производства, регулирования отношений между людьми.

Типы власти могут быть разными. Если рассматривать это явление с точки зрения сфер воздействия, то можно выделить политическую, информационную, экономическую, духовную.

Некоторые политологи считают, что более точно отражает особенности власти ее деление на социальную, экономическую, духовно-информационную, принудительную.

Экономическая и социальная власть между собой связаны теснее, чем остальные составляющие. Если первая распределяет блага материальные, то вторая предполагает разделение в обществе статусов, привилегий, мест в социальной структуре. Сегодня многие прогрессивные государства стремятся демократизировать социальную власть. Например, собственники предприятия во многих странах не имеют права самостоятельно принимать решения о заработной плате сотрудникам, их увольнении, понижении и пр. Эти социальные права регулируются специальными актами, соглашениями, за соблюдением которых следят профсоюзы или аналогичные им органы.

Духовно-информационные типы власти – это управление людьми при помощи научных знаний, информации. Знания лежат в основе принятия решений, законодательных актов. При помощи распространения информации производится воздействие на общество, сознание людей. Посредством информационной власти можно создавать общественное мнение, объективно освещать деятельность правительства и решения социальных вопросов, а можно манипулировать сознанием людей. Проводниками духовно-информационной власти являются СМИ, школы, ВУЗы, просветительские организации.

Принудительные типы власти основаны на силе. Они подразумевают физическое насилие над инакомыслящими.

Политическая власть – отдельная составляющая, которая сильно отличается от других типов власти. Прежде всего, любые типы политической власти занимают главенствующее положение, а решения, которые эта власть принимает, обязательны для всех. Ей под силу ограничить или даже запретить деятельность любых властных институтов, учреждений и т.п.

Политическая власть оперирует понятием «право» и обращается к народу безлично, публично, с правовой точки зрения. Единственная из всех, она легально использует силу или принуждение в отношении определенных граждан.

Политическая власть моноцентрична, может использовать в своих интересах все культурно-информационные, экономические, принудительные ресурсы.

Наконец, главным элементом политической власти, ее обязательной составляющей является власть государственная.

Такое деление на типы власти – неокончательное. В зависимости от выбранного подхода ученые различают:

  • По типу субъекта: государственную, семейную, армейскую, административную.
  • По широте распространения: мега-, макро-, мезо-, микроуровни.
  • По функциям: законодательную, исполнительную, судебную.
  • По типу взаимодействия «субъект-объект»: тоталитарную, авторитарную, либеральную, демократическую.
  • По виду социальной базы: поли- или олигархию, плуто-, тео-, партократию или власть толпы – охлократию.
  • По типу ресурсов, на которых основывается подчинение: нормативную, принуждающую, вознаграждающую, экспертную и т.п.

 

fb.ru

Виды и формы власти

Власть означает способность определенной личности влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет осуществлять управление, распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать к более эффективной работе и предотвращать возникающие конфликты.

Власть бывает формальной и реальной.Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица в структуре управления. Она измеряется числом подчиненных или объемом подконтрольных ресурсов, либо тем и другим.

Реальная власть — это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена либо местом лица в официальной и неофициальной системах отношений и измеряется числом людей, которые неформально готовы подчиниться данному лицу, либо степенью зависимости его от окружающих. Следовательно, границы формальной и неформальной власти могут не совпадать.

Существует несколько форм власти.Власть принуждения. Она основана на зависимости и страхе, что отказ от выполнения требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой негативные последствия — санкции (штраф, лишение премии, статус, служебное положение, авторитет и др.). Однако власть, основанная на страхе, малоэффективна, так как действует только в ограниченных зонах контроля и, самое главное, не создает у исполнителей заинтересованности в работе и стимулов к труду. Если эта власть основана на законном принуждении, то она называется административной.

Власть на ресурсы. Прежде всего это касается власти над материальными ресурсами, в том числе и денежными. Однако немаловажным ресурсом являются связи с влиятельными лицами, а в современном мире и обладание информацией. В совокупности все это позволяет обладателю ресурсов властвовать и диктовать свою волю другим.

Власть внутреннего подчинения. Она основана на трех основных причинах внутренней потребности подчинения: традиции, личной харизмы, убежденности.

Исходя из вышесказанного, можно считать, что реальная власть — это зависимость подчиненного от руководителя. В этой связи у широкой общественности понятие власти иногда вызывает отрицательные эмоции. Это можно соотнести с высказываниемлорда Эктона, который сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть — развращать абсолютно».

Однако концепция зависимости в реальной жизни не так проста и зависит от баланса власти. Дело в том, что в отдельных ситуациях руководитель сам зависим от подчиненных и, зная об этом, руководитель идет на компромисс с подчиненным ради сохранения власти. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточный для обеспечения достижения целей. Этот баланс говорит о том, что нарушение его в одном направлении может привести к произволу власти, в другом — к ее параличу.

Прочность власти и преобладание той или иной ее формы зависит от многих субъективных обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, сокращается уровень образования и квалификации между руководителями и подчиненными; во-вторых, основу организации начинают составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией и в этой связи малоподвластные; в-третьих, со временем ослабляются традиции послушания в жизни цивилизованных стран.

В итоге власть руководителя над подчиненными ослабляется, становится более гибкой, меняет формы проявления, а в ряде случаев власть руководителя частично переадресуется подчиненным.

В отдельных случаях допускается, что разработка и принятие управленческих решений осуществляется группой. Функции координатора при этом передаются одному из членов группы, наиболее подходящему для выполнения этой миссии. Такое коллективное управление наиболее эффективно в том случае, когда необходимо найти взвешенное решение спорной или сложной проблемы на основе совместных знаний и опыта специалистов. Оно позволяет объединить усилия по решению проблем тех работников, для которых они не являются «своими», и они не желают полностью брать на себя ответственность, хотя и готовы в соответствующем объеме разделить эту ответственность с другими. Наконец, коллективное управление, осуществляемое на основе объединения специалистов различных структурных подразделений, позволяет укреплять внутренние взаимосвязи в организации, улучшать обмен информацией.

Однако коллективное управление несет в себе ряд опасностей. Прежде всего решения, принимаемые в его рамках, характеризуются повышенным риском, что обусловлено разделением ответственности, консерватизмом отдельных его участников, игнорированием информации, противоречащей общим установкам, и др.

В современных западных фирмах процесс коллективного управления осуществляется с помощью так называемых команд, т.е. небольших групп специалистов, принадлежащих к различным сферам деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем. На высшем уровне это, например, совет директоров акционерного общества, коллегия министерства или ведомства; на низовом — кружки рационализаторов, группы по совершенствованию деятельности подразделений (например, известные в США и Японии кружки качества).

psyera.ru

Власть и ее виды

Для того чтобы лучше понять механизмы власти и осуществления властных полномочий, нам следует обратиться к классификации данного феномена. Власть принято подразделять на следующие виды:

·  Экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности;

·  Социальная – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий;

·  Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1)    легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2)    верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3)    публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью закона;

4)    моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;

5)    многообразием ресурсов.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (организованная преступность, деспотизм в семье).

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей с целью обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные образовательные учреждения и СМИ.

Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью (т.е. законностью). Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Известный немецкий социолог Макс Вебер выделил три способа достижения легитимности:

1.    Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (характерна для монархий).

2.    Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направлен-ных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры. В системе подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3.    Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются факторами общественной жизни.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание.

Во второй половине 20 века многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников легитимности.

1.    Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.

2.    Технократическая легитимность, т.е. легитимность посредством эконо-мической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).

3.    Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила – последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность.

Иногда власть утрачивает легитимность. Основными причинами делегитимизации являются следующие:

—  Противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;

—  Противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

—  Отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

—  Нарастание бюрократизации и коррумпированности;

—  Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;

—  Потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.

21biz.ru