Формы государственного правления. Какие существуют формы правления


Ответы@Mail.Ru: какие существуют формы правления?

На разных этапах исторического развития этот вопрос решался по-разному. В частности, Платон выделял следующий формы правления: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Аристотель (его точка зрения с некоторыми видоизменениями просуществовала до конца Средних веков) выделял три правильные формы правления (в которых закон стоит над волей правителей) : монархию, аристократию и потилию, а также три неправильных (где, соответственно, воля правителей стоит над законом) В настоящий момент юридическая наука выделяет две формы правления: монархия и республика Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Классификация монархий различна, в зависимости от критерия. Согласно такому критерию, как порядок наследования, монархии делятся на выборную и наследственную. Вторым признаком, по которому можно классифицировать монархию, является взаимоотношение монархии и церкви. Исходя из этого, можно выделить следующие виды монархии: теократическую и светскую. Наиболее часто встречающийся критерий – по полноте предоставляемой власти. Различают монархию абсолютную и конституционную ( последняя в свою очередь, делится на монархию дуалистическую и парламентскую) . Республика – такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми. Республика стала наиболее распространенной формой государст¬венности. Она представлена двумя ее основными разновидностями — парламентской и президентской республиками, а также сочетающей элементы двух этих форм: смешанная республика. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров) .

анархия, аристократия, диктатура, демократия, монархия, республика (президентская, парламентская, смешанная и т. д.)

touch.otvet.mail.ru

форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления.

Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика, V—IV вв. до н. э.; Римская аристократическая республика, V—II вв. до н. э.; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России и др.). Но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика. К ним относились — бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне.

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 1960—70-е годы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношениях.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.

Первой в истории человечества формой государственного правления считается Древневосточная монархия (причем организацию государственной власти в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. называют еще «восточной деспотией»).

Древнеримская монархия также выступала в форме империи (I—III вв. н. э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии ее существования, стали образцом для подражания в средние века в государственности Франции, Германии, Испании и др.

В настоящее время на политической карте мира — 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан. К теократическим монархиям кроме Ватикана, относят еще Саудовскую Аравию и Бруней (где глава светской и духовной власти — одно лицо).

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.). Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными (парламентарными) на современной политической карте сохранилось еще несколько абсолютных монархии, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).

Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов избирают на пятилетний срок.

Следует отметить также межгосударственное объединение — Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.

После второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии. Это около 50 стран с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенных во всех частях света.

Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества символом свободной ассоциации независимых государств — его членов».

Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как «государства в составе Содружества».

Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства.

Высший орган Содружества — конференции глав-правительств.

В 1991 г., сразу после распада СССР, на карте мира появилось еще одно Содружество — Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).*

Форма государственного устройства. Важный элемент политической карты — административно-территориальное устройство государств. Оно непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие:

Подробная характеристика социально-экономической ситуации в Российской Федерации и других независимых республиках СНГ представлена во второй и третьей части настоящего пособия.

  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
  • каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц; Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их, по существу, можно рассматривать как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах).

Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конферерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США — 1787 г.).

В 1980-х годах почти повсюду в мире резко обострились проблемы межэтнических, межнациональных отношений и на этой почве, в некоторых случаях, внутри- и межгосударственные конфликты. Взрывной характер межнациональных отношений в последние годы наблюдается в нашей стране, а также в Югославии, Индии, Канаде, ЮАР и некоторых других федеративных государствах.

Однако это не относится, например, к Швейцарии, Австрии, Малайзии, Бразилии и иным федеративным странам. Так что дело не в самом федеративном принципе. Далеко не всегда такие ситуации возникают и из-за сложности национального (этнического) состава населения. Более того, межэтнические конфликты остро проявляются и в унитарных государствах, нарушая их монолитность. Примеров тому немало: Ирак, Эфиопия, Сомали, Кипр, Шри-Ланка, Испания, Великобритания (Ольстер) и т. д.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие — более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Справочные материалы:

Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). 24

Тоталитаризм — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, нацистской Германии и др.).

Диктатура (неограниченная власть) — осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.

Диктатура пролетариата — власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы, народная демократия.

Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).

Авторитаризм — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Апартеид (расизм) — крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (в международном праве одно из тягчайший преступлений против человечества) — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп населения.

geographyofrussia.com

Формы правления государством

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том,участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у властив данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобританиии Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов,их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляетее пожизненнои бессрочно.Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов»с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формированиии работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские,различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр(он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главыи правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

www.strategplann.ru

Формы государственного правления - Онлайн библиотека

Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, обусловлен принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.

Речь идет о системе формирования и взаимоотношений института главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. В зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования этого высшего органа государственной власти различаются две основных формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия (греч. топагсіїіа - единовластие, от топок - один, единственный и агспе - власть) - это такая форма правления, при которой верховная государственная юридическая власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору и т.д.) и передается в порядке престолонаследия.

Власть монарха не является производной от любой другой власти, органа или избирателей. Монарх формально выступает источником государственной власти, всех государственно-властных полномочий. В республике глава государства - президент - является выборным и изменяемым, а его власть выступает производной от представительного органа (парламента) или избирателей.

В современном мире сохраняются два исторических типы монархии - абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствием каких-либо представительных учреждений. Правительство назначается монархом, выполняет его волю. Ныне абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционная монархия называется еще ограниченной, поскольку в ней власть монарха ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах - дуалистической и парламентарной, которые отличаются степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая монархия характеризуется на явністю одновременно двух политических учреждений - монархии и парламента, которые разделяют между собой государственную власть. Это разделение проявляется в том, что монарх юридическое и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент наделяется законодательными полномочиями, но никакого влияния на формирование и деятельность правительства не имеет. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства, парламент не может отправить правительство в отставку. Законодательные полномочия парламента существенно ограничиваются на пользу монарха. Он пользуется правом абсолютного вето, которое парламент преодолеть не может, а также правом роспуска парламента и назначения до его верхней палаты. Ныне дуалистическая монархия хранится в Иордании, Кувейте, Марокко и др.

В парламентарній монархии власть монарха существенно ограничена в сфере как законодательной, так и исполнительной власти. Он, как говорят, «царствует, но не правит». Юридическое за монархом могут сохраняться значительные полномочия, но фактически далеко не всеми ими он может пользоваться. Да, формально за ним сохраняется право назначения главы правительства и министров, но сделать это он может только в соответствии с предложениями лидеров партии или коалиции партий парламентского большинства, ибо сформирован иным образом правительство не получит вотум доверия в парламенте и не утвердится.

Формально правительство считается правительством монарха, однако никакой ответственности перед монархом он не несет. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Именно политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность является основной отличительной чертой парламентарной монархии. Конечно это полномочия парламента уравновешивается правом правительства предложить ей распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства вынужден принять и выполнить это предложение, потому что в противном случае парламентское большинство, на основе которой сформировано правительство, заблокирует работу парламента. В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству последний или уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Еще одним правовым средством влияния правительства на монарха является контрассигнации (от лат. сопітазі ее па1ига - министерский подпись), то есть скрепления его актов подписью главы правительства и (или) отдельного министра, без которого они не приобретают юридическую силу. Тем самым глава правительства или министр берут на себя ответственность за данный акт монарха, поскольку сам монарх ответственности за свои действия не несет.

В отличие от дуалистической монархии в парламентарній монархии центральное место в системе органов государственной власти занимает не монарх, а правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет (через парламентское большинство) всю деятельность парламента. Парламентарная монархия ныне существует в ряде развитых стран - Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Специфические черты имеет монархическая форма правления в тех странах, которые в прошлом были домініонами Великобритании, а позже вошли в британское содружество наций - Австралии, Канаде, Новой Зеландии и др. Собственных монархов они не имеют. Главой государства в каждой из этих стран

формально считается монарх Великобритании, а фактически его функции осуществляет генерал-губернатор, который назначается британским монархом по представлению правительства страны из числа ее жителей.

Хотя в современных развитых странах монархия является частью слабой политической учреждением, не играет существенной роли в осуществлении государственной власти, в целом на сегодня она существует в 44 странах мира, в том числе 11 европейских. В 1978 г. было возобновлено монархию в Испании. На референдуме, проведенном в 1999 г. в Австралии, избиратели высказались в пользу сохранения монархической формы правления.

Одна из основных причин сохранения монархии и, что во многих странах институт монархии, лицо монарха является символом единства и верховным арбитром нации, залогом нерушимости политической системы, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил. При отсутствии в парламенте четко определенной большинства монарх может сыграть решающую роль в ее образовании и формировании правительства. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, оберегают традиции и политическую культуру страны.

Республика (лат. гезриЬІіса, от гэз - дело, риЬІісик - общественный) - это такая форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональной репрезентативной учреждением (парламентом).

Республика - самая распространенная форма правления. Ныне из 190 государств мира - членов ООН более 140 государств являются республиками. Существуют три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика, парламентская республика и республика смешанного типа. Основное отличие между ними заключается в способе формирования и функционирования правительства. В президентской республике правительство формирует и возглавляет президент, который одновременно является главой государства и главой правительства. Сформирован вне парла ментським путем, правительство не несет ответственности за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарній республике правительство формируется парламентским путем, несет политическую ответственность перед парламентом и обязан уйти в отставку в случае выражения ему парламентом вотума недоверия. Сформирован из представителей партий парламентского большинства, правительство через эту большинство фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

При смешанной формы государственного правления - парламентарно-президентской или президентской-парламентарній - правительство формируется совместно президентом и парламентом, а та или иная название смешанной формы правления определяется тем, у кого из них больше полномочий относительно формирования и функционирования правительства.

Рассмотрим особенности каждого из этих разновидностей республиканской формы правления подробнее.

Основными признаками президентской республики являются: 1) соблюдение формальных требований жесткого разделения властей и внедрение сбалансированной системы сдержек и противовесов; 2) избрание президента на всеобщих выборах; 3) сочетание полномочий главы государства и главы правительства в лице президента и отсутствие должности премьер-министра; 4) формирование правительства президентом только с ограниченным участием парламента; 5) отсутствие политической ответственности правительства перед парламентом; 6) отсутствие права главы государства на роспуск парламента; 7) отсутствие института контрассигнации, то есть скрепления актов президента подписями министров, которые бы несли за них ответственность.

Классической президентской республикой считаются СЕНА. Президентской-республиканская форма правления внедрена также в ряде стран Латинской Америки, Африки и некоторых других. Классический вариант президентской республики характерно наличие двух центров власти президента и парламента, между которыми нет тесных функциональных отношений, поэтому эта форма правления называется еще Ідуалістичною республикой. В президентской республике И исполнительная власть имеет сравнительно небольшие возможности для влияния на законодательную власть, тогда как последняя наделена определенными средствами контроля за деятельностью первой. Однако при этом обе ветви власти остаются независимыми друг от друга, что в случае совершенной системы сдержек и противовесов обеспечивает демократическое осуществления государственной власти.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Признаками парламентарной республики являются: 1) осуществление полномочий главы государства и главы правительства разными лицами, наличие должности премьер-министра; 2) ограниченность властных полномочий главы государства и в то же время отнесения реальной компетенции в сфере исполнительной власти правительства и его главы; 3) формирование правительства парламентом с участием главы государства, которая обычно является почти номинальной; 4) формальная политическая ответственность правительства (коллективная и индивидуальная) перед парламентом; 5) право главы государства распустить парламент, которое, как правило, эффективно контролирует правительство; 6) контрассигнации актов главы государства, главой правительства или министром.

Парламентарно-республиканская форма правления достаточно распространена в развитых странах. На европейском континенте парламентарная республика существует в Албании, Греции, Эстонии, Италии, Латвии, Словакии, Венгрии, Чехии, ФРГ и Югославии. В отличие от президентской республики за парламентарно-республиканской формы правления президент избирается не на всеобщих выборах, а парламентом или специальной коллегией, которая в основном состоит из депутатов того же парламента.

В парламентарних республиках, как и в парламентарних монархиях, фактическим центром осуществления государственной власти выступает не президент и не парламент, а правительство, глава которого фактически становится первым лицом в государстве. Все рычаги реальной власти здесь находятся в руках руководителей тех политических партий, которым принадлежит большинство мест в парламенте и которые формируют правительство. Поэтому в політологічній литературе парламентарні формы правления нередко определяются как «правление партий».

Одной из современных форм государственного правления является так называемая смешанная - парламентарно-президентская или президентской-парламентарная форма республиканского правления, которую иногда не совсем удачно называют «полупрезидентской республикой». Типичным признаком такой формы правления является сочетание элементов президентской и парламентарной республик, сильной президентской власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Как и в президентской республике, здесь глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и юридическое и реально наделяется большими полномочиями, особенно в сфере исполнительной власти, иногда даже возглавляет ее. Правительство формируется, как и в парламентарній республике, при участии в той или иной степени парламента и несет политическую ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Двойная политическая ответственность правительства - основной признак смешанной республиканской формы правления.

Еще одним важным признаком этой формы правления является дуализм исполнительной власти: президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. При смешанной республиканской формы правления президент имеет больше полномочий, чем глава государства в президентской республике. Он наделяется, в частности, еще и правом роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств и правом законодательной инициативы, чего нет в президентской республике.

Классическим образцом смешанной республиканской формы правления является Франция по конституции 1958 г. В Европе эта форма внедрена также в Австрии, Болгарии, Ирландии, Исландии, Македонии, Польши, Румынии, Словении, Финляндии и Хорватии. Смешанную форму правления имеют также большинство стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Отдельные страны, например Австрия, Ирландия, Исландия, Словения, мало чем отличаются от парламентарних, другие - Польша, Румыния - от президентских республик.

Каждой из трех основных форм республиканского правления присущи определенные преимущества и недостатки по сравнению с другими формами. Так, президентская республика является достаточно гибкой формой правления, которая легко адаптируется к различным условиям. Она дает возможность сформировать сильную исполнительную власть, обеспечивает стабильность функционирования правительства, который находится вне сферы непосредственного влияния парламента и не зависит от расписания в нем политических сил. Парламент имеет более реальные полномочия, чем в парламентарних странах, поскольку не зависит ни от главы государства, ни от правительства.

Однако президентской, особенно смешанной (президентской - парламентарній) формам правления присущи и существенные недостатки. Такое правление постоянно тяготеет к авторитаризму избранного на всеобщих выборах и наделенного большими полномочиями главы государства и, по сути, ставит общество в зависимость от личных качеств одного лица. Присущий этим формам жесткий разделение власти может вызвать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, которое обостряется в периоды разделенного правления. Наделение президента нормотворческими полномочиями порождает так называемое указне право, повышает риск единоличного принятия непродуманных политических решений, которые имеют силу закона. Неоправданно большую роль в руководстве государством играет непосредственное окружение (аппарат, администрация) президента. Не предвидя действенного влияния политических партий на формирование и деятельность правительства, президентская и президентской-парламентская формы правления не способствуют формированию в стране влиятельных политических партий, без которых невозможно демократическое осуществления государственной власти. Недостатки президентской формы республиканского правления особенно наглядно проявляются в так называемых суперпрезидентских республиках Латинской Америки и монократичних республиках Африки, где почти вся государственная власть сосредоточена в руках президента. Не избежали этих недостатков и большинство бывших советских республик, ставших независимыми государствами.

Здесь возникает вопрос о том, почему же тогда США удается избегать большинства имманентное присущих нынешней президентской-республиканской форме правления недостатков, в частности авторитаризма главы государства? Происходит это благодаря действия в стране ряда демократических факторов политической жизни. Во-первых, совершенная система сдержек и противовесов, которая уравновешивает разные ветви власти. Во-вторых, жесткий правовой надзор за деятельностью всех звеньев законодательной и исполнительной власти со стороны судебной власти. В-третьих, развитая двухпартийная система, которая обеспечивает мощную оппозицию президенту со стороны одной из партий. По-четвертых, демократическая политическая культура американского общества. Это общество не знало сословного деления и сформировалось из свободных и равных граждан, которые не терпят малейших посягательств на их права и свободы и не воспринимают любой диктатуры. Оппозиция рассматривает деятельность президента, лиц из его окружения и даже их личную жизнь, образно говоря, сквозь увеличительное стекло. Даже малейшие просчеты президента, отклонения от правовых и моральных норм, не говоря уже о его откровенные злоупотребления властью, немедленно становятся не только достоянием общественности, но и предметом судебного разбирательства.

Парламентарная форма республиканского правления лишена указанных недостатков президентской формы, однако она эффективна лишь при наличии в стране развитой системы политических партий и представительства в парламенте немногих из них. В случае когда в парламенте представлено много политических партий, остро встают проблемы определения парламентского большинства, формирование на ее основе правительства и обеспечения устойчивости его деятельности. Отсутствие в парламенте четко определенной и постоянной большинства, слабость и непродолжительность партийных коалиций предопределяют нестабильность правительства, а в связи с этим - и самого парламента, который может быть распущен по инициативе правительства. Министерские посты становятся объектом изнурительного и не всегда честного межпартийного торга, иногда их обнимают далеки от профессионализма в соответствующей отрасли партийные функционеры. Вследствие особенностей расписания в парламенте партийно-политических сил неоправданно большую роль в осуществлении государственной власти могут играть второстепенные политические партии, как, например, в ФРГ. Наглядным примером правительственной нестабильности может быть Италия, где за послевоенные годы изменилось более полусотни правительств. В благоприятной социально-экономической обстановке частые смены правительств не вызывают тяжелых негативных последствий, однако в кризисных ситуациях правительственная нестабильность может привести к дезорганизации государственного управления и разрушения властных структур.

Смешанная форма республиканского правления может избегать некоторых из указанных недостатков президентской и парламентарной республик. А может и сочетать в себе недостатки обоих этих форм, не используя их преимущества, что нередко бывает, особенно в странах с неразвитыми демократическими традициями. Идеальной формы государственного правления нет. Стабильность политической системы, эффективность государственной власти зависят не столько от формы правления, сколько от совершенства и согласованности всех элементов механизма осуществления государственной власти вплоть до мельчайших Деталей парламентского регламента и избирательной системы.

banauka.ru

Какие есть формы правления? | Здесь ОТВЕТЫ

Перед тем, как рассказать, какие бывают формы правления, в двух словах скажу, что такое форма правления вообще. Форма государственного правления ndash; это способ, которым взаимодействуют между собой различные государственные органы. Формы плавления бывают:

Монархия ndash; форма правления, при которой вся власть в государстве сосредоточена в руках одного человека ndash; монарха, который получил эту власть по наследству, и который юридически не несет абсолютно никакой ответственности перед населением страны. Так же монарха невозможно сместить или отстранить от власти. Монархия, в свою очередь, бывает разной, и делится на виды:

Абсолютная монархия ndash; вид монархии. При которой власть сосредоточена в руках одного человека ndash; монарха, и ничем не ограничивается. В руках монарха сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть.

Теократия ndash; особый вид монархии, форма правления, при которой власть в государстве находится в руках духовенства и церкви. В наше время примером такого государства является Ватикан.

Ограниченная монархия ndash; монархия, при которой существуют не подотчетные монарху, государственные органы, и сама государственная власть рассредоточена между такими органами и монархом.

Конституционная монархия ndash; при этой форме правления власть монарха ограничивается специальным государственным документом ndash; конституцией. При такой форме правления так же обязан существовать государственный парламент.

Парламентская монархия ndash; своеобразный тип монархии, при которой как таковой власти у монарха нет, а сам монарх ndash; лишь дань традиции, например, как в Великобритании в наши дни.

Сословно-представительная монархия ndash; власть монарха ограничивается совещательными сословными органами. В наши дни нет нигде такой формы правления.

Республика ndash; власть находится в руках выборных органов управления, которые избираются на определенный ограниченный срок народом, и несут перед ним ответственность.

Смешанная республика ndash; власть сосредоточена в руках президента и парламента, которые формируют правительство, которое, в свою очередь, несет ответственность перед парламентом и президентом.

Парламентская республика ndash; форма государственного правления, при которой парламент сосредотачивает на себе главенствующую роль в жизни страны. Парламент образовывает правительство, и может в любой момент это правительство отправить в отставку.

Президентская республика ndash; форма правления, при которой президент соединяет обязанности главы правительства и главы государства. Сам президент распускает и формирует правительство, парламент не имеет таких полномочий.

«

qalib.net