Тренировка внимания. Эффективные приемы, как развить внимание. Как внимание тренировать


Как стать более внимательным человеком

Упражнения для развития внимания

Для выполнения следующих упражнений вам понадобится немного свободного времени. Такие занятия развивают концентрацию и внимание, учат сосредотачиваться на выбранном объекте в течение длительного времени, не переключаясь на посторонние мысли.

  • Упражнение 1. Нужно сосредоточить взгляд на кончике любого пальца. Старайтесь удержать внимание в течение 2 минут и при этом не отвлекаться. Чтобы усложнить задание, при просмотре интересной телепередачи, наблюдайте, как двигается секундная стрелка на часах в течение 5 минут. Для достижения максимального эффекта, тренироваться нужно ежедневно или хотя бы три раза в неделю;

clock-208565_1280

clock-208565_1280
  • Упражнение 2. Закройте глаза, сконцентрируйтесь на собственном дыхании. Этот способ позволяет расслабиться, успокаивает, отвлекает от посторонних мыслей;
  • Упражнение 3. Выполняется непосредственно перед сном. Нужно взять лист с напечатанным текстом, по центру нарисуйте крупную точку зеленым фломастером или карандашом. Сосредоточьте на ней взгляд, стараясь не отвлекаться на посторонние мысли и происходящее вокруг. Упражнение должно выполняться не менее пяти минут, после чего сразу ложиться в постель. Такое занятие хорошо отвлекает от неприятных мыслей, помогает уснуть. Выполнять нужно ежедневно 2-3 недели;
  • Упражнение 4. Способствует развития и тренировке слухового внимания. Выделите восемь минут в день, в течение которых нужно концентрироваться на звуках, окружающих вас. Лучше всего, если это будут звуки природы;
  • Упражнение 5. Нужно взять несколько баночек или бутылочек разного цвета и формы, расставить в определенном порядке. Потом их перемешивают и пытаются поставить так же, как они стояли изначально. Для занятия подойдут также игральные карты, детские кубики;
  • Упражнение 6. Увидев незнакомую картину, задержите на ней внимание в течение 4-5 секунд. Потом отвернитесь, и попробуйте перечислить все увиденные объекты.

10 запомненных элементов – это отличный результат. Если можете вспомнить 5-9 деталей, то ваше внимание на достаточном уровне. Меньше 5 – необходимо продолжать развивать внимание.

canada-1182855_1280

canada-1182855_1280
  • Упражнение 7. Нужно положить перед собой несколько разных предметов и накрыть их чем-нибудь. Затем снять покрывало, сосчитать до 10 и снова накрыть. Теперь необходимо описать каждый из предметов как можно подробнее. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число предметов.

Достичь максимального эффекта можно, регулярно выполняя такие упражнения.

Кроме того, вы убедитесь в том, что концентрировать внимание на простых вещах не так и просто. Все дело в том, что длительно сосредотачиваться нам проще на динамичных и изменчивых объектах, а однообразие очень утомительно.

evrikak.ru

5 способов как развить внимание

Внимание – важное качество человека, позволяющее ему не упустить из виду какие-либо детали. Этот навык развит далеко не у каждого. Поэтому люди очень часто попадают в неприятные ситуации. Как развить внимание, чтобы избежать неудач. В чем заключается тренировка внимания? Можно ли это проделать своими силами или только с посторонней помощью? Как улучшить внимание на бытовом уровне? Существуют ли эффективные способы развития внимания, позволяющие улучшить этот навык предельно быстро? Обратите внимание на советы, которые содержатся в данной статье.

Можно ли развить внимание

Как тренировать внимание? — вопрос важный, но прежде следует понять, можно ли это сделать в принципе. Для этого разберем, что такое внимание. Внимание – это способность избирательного восприятия. Как другие навыки человека, внимание поддается развитию. Но, прежде чем начинать тренировку, стоит выяснить какие имеются виды и свойства внимания. Ведь работа с ними имеет свою специфику.

Внимание бывает непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное. Первое – это реакция человека на неожиданный раздражитель. Например, отдергивание руки от горячей кастрюли или отскакивание в сторону, если сзади прозвучит сигнал автомобиля и т.д. Его значение сложно переоценить, поскольку непроизвольное внимание помогает сохранить жизнь или здоровье. Но и натренировать его практически нельзя. Разве что, если речь идет о мышечной памяти, когда человек доводит до автоматизма определенные действия. Кто-то может даже не понимать откуда «летят» кулаки оппонента, но его натренированное тело будет само уклоняться от опасности.

Второе – сознательное психическое действие, сопряженное с волевым усилием, чтобы сконцентрироваться в определенном направлении. Здесь и проявляется управление вниманием, которое можно развивать и тренировать.

Третье – возникает при появлении интереса к объекту восприятия. В данном случае также, как и при пассивном внимании, не приходится совершать волевых усилий. Это связано с актуальностью для наблюдателя.

Свойства внимания

Внимание характеризуется пятью основными компонентами:

  • Направленность – фокусировка на определенном объекте;
  • Концентрация – удержание внимания в необходимом направлении;
  • Объем – возможность наблюдать несколько объектов одновременно;
  • Устойчивость – длительность концентрации внимания;
  • Переключаемость – смена объектов наблюдения.

Каждое из этих свойств поддается улучшению и тренировке.

Тренировка внимания

В этом разделе перечислим самые эффективные методы развития внимания. От умения фокусироваться на объекте зависит насколько быстро он попадает в поле внимания. Концентрация вместе с устойчивостью позволяют сосредотачиваться. Объем определят размеры «поля обозрения». Переключаемость позволяет оперативно реагировать на новые обстоятельства.

Каждый параметр имеет значение в жизни человека и не стоит думать, что самая важная только тренировка концентрации внимания. Например, водители знают, как полезны умения быстро переключаться или держать в поле зрения большое количество объектов (дорогу, других участников движения, дорожные знаки и т.д.).

Следует помнить, что тренировка любого навыка должна этот самый навык задействовать. То есть, если хочется увеличить объем внимания, то и упражнения следует выполнять именно на увеличение объема.

Секундная стрелка

Лучший ответ на вопрос, как развивать внимание, особенно, если речь идет об умении концентрироваться. Практически у каждого есть часы со стрелками, которые висят в доме или офисе на видном месте. Можно установить такие часы на рабочий стол компьютера или экран телефона. Так вот, чтобы улучшить внимание, следует сфокусироваться на секундной стрелке, не отвлекаться от ее движения в течение нескольких минут. Это поможет развить навык концентрации и устойчивости внимания.

Более сложный вариант этого упражнения – наблюдать за секундной стрелкой при включенном телевизоре, либо компьютере. Желательно, чтобы транслировалась любимая передача или фильм. В данном случае развитие внимания окажется самым эффективным.

Поиск отличий

Игра, которой увлекались еще советские школьники. Две практически идентичные картинки, отличающиеся несколькими элементами. Вот эти самые отличия найти и нужно. Помогает улучшить внимание, особенно такие его свойства, как объем и переключаемость. Ведь необходимо держать в поле зрения одновременно оба изображения, очень быстро переключаться между аналогичными фрагментами.

Развитие Интернета и мобильных приложений позволяет тренироваться онлайн, либо скачивать такие игры. В них представлены сотни заданий различной сложности, так что скучно не будет.

Метод Сасаки

Как улучшить внимание, когда в голове постоянно «роятся» миллионы мыслей? Существует оригинальная методика, названная в честь Криса Сасаки.

Согласно этому подходу, необходимо научиться следующей психологической установке. Каждый раз, когда человек ощущает, что «отрывается» от реальности, ему нужно самому себе сказать «Внимание». Затем оглядеться по сторонам, четко понять, где он, что происходит вокруг и т.д.

Проделать это упражнение можно где угодно. Достаточно на 10 минут сконцентрировать внимание на определенном объекте. Каждый раз, когда мысли будут «уноситься в облака», повторять отчетливое слово «Внимание».

Этот прием постепенно научит управлять вниманием, улавливать происходящие рядом события.

Подсчет чисел

Этот метод развития внимания заодно помогает улучшить и математические способности человека. Такое упражнение можно найти в Интернете, либо проделать вместе с кем-то. Необходимо на лист бумаги в случайном порядке записать большое количество простых чисел от 1 до 9.

Например, 123256372587685432517896654564767… и т.д. Далее дается задание, например найти все тройки или другие цифры, либо их комбинации (58, 78, 564 и пр.). Этот прием прорабатывает направленность внимания, умение фокусироваться, выбирать один объект.

Верно/неверно

Интересная онлайн игра, которую можно реализовать на листах бумаги. Для этого следует взять цветные фломастеры и на каждом отдельном листе записать по одному слову, обозначающему цвет: «Красный», «Синий», «Желтый», «Фиолетовый», «Зеленый» и т.д. В одних случаях слово и цвет фломастера совпадают, в других – нет. Участнику необходимо как можно быстрее сказать верно или неверно. Его напарник держит стопку листов перед собой, убирая по одному. Например, если на бумаге красным фломастером написано «Зеленый», то это ошибочное утверждение, а если зеленым, то верное. Упражнение, на первый взгляд, детское, но поможет развить внимание и взрослому человеку.

Тренировка внимания – процесс щепетильный. Спешка здесь не уместна. Ведь как развить внимание, если делать это впопыхах? Наоборот, улучшая внимание, человек становится более сдержанным. Это позволяет меньше отвлекаться на ненужные вещи, стать более целеустремленным и организованным.

wikigrowth.ru

Как развить внимательность взрослому человеку

В нынешнее время технического прогресса многим людям непросто концентрировать свое внимание на каком-либо предмете или событии. Информации настолько много, что со временем это качество ослабевает и человек становится рассеянным. Забывчивость сильно портит жизнь, иногда создает проблемы в быту и на работе. А бывает так, что из-за невнимательности можно потерять здоровье, например, не заметить идущую навстречу машину на дороге или оставить не выключенным газ под кипящей кастрюлей. Если не тренировать свою собранность и осмотрительность, ситуация может дойти до абсурдных или печальных событий.

Сосредоточенность: что это за качество?

Способность концентрировать мысли, управлять ситуацией, совершать действия в данный момент времени и не отвлекаться на посторонние дела называется внимательностью.

Это качество подвижно: внимание может быть направлено одновременно на несколько объектов, может снижаться или переключаться на другие действия. Это как луч, сужающийся и расширяющийся, излучающий яркий или слабый свет, озаряющий один или несколько предметов.

Рассмотрим действия водителя автобуса. Его действия в один момент направлены на управление транспортным средством, слежение за дорогой и дорожными знаками, разметкой, окружающими машинами и пешеходами. При этом ему приходится соблюдать правила движения, следить за приборами, обращать внимание на видимость предметов. А некоторым водителям, в силу обстоятельств, приходится принимать плату за проезд. И это столько всего нужно учитывать только одному человеку!

Но взрослый человек, всему этому учится и постепенно развивает свои способности. Главное, тренироваться следует регулярно и целенаправленно.

Сосредоточенность и внимательность - что это за качества как развивать их

Для развития внимания потребуются память, самодисциплина, устойчивость и концентрация, которые напрямую зависят от особенностей характера определенного человека. Чем более развита наблюдательность, тем лучше проявляется сосредоточенность. Таким людям легко доводить начатое дело до завершения, переключаться на разные виды деятельности, долгое время концентрироваться на одном виде работ.

 

Что вредит внимательности?

Для любого человека нормой считается не обращать внимания и не запоминать ненужную информацию. Так наше сознание защищает нас от «сбоя системы». Если же невнимательность переходит в стадию рассеянности и нерадивости, то это может повлечь за собой неприятные последствия.

Главный враг сосредоточенности – лень и нежелание работать над собой. Другие факторы, рассеивающие внимание:

  1. Разнообразные отвлекающие предметы, находящиеся на рабочем столе. Например, яркие маркеры, журналы, открытки, записки, мелкие канцелярские принадлежности. Если столешница завалена этой мелочью, то она вполне будет отвлекать от концентрации внимания. Наведенный порядок на столе и обустройство рабочего места создаст благоприятную почву для работы.
  2. Внешние раздражители – разговоры коллег, звуки с улицы и работающей техники, собственные переживания и т. д. Избавиться от этих факторов непросто, здесь потребуется не одна тренировка, цель которой – научиться сосредотачиваться на работе независимо от посторонних звуков. Простые приемы – чтение книги при включенном телевизоре или в вагоне метро, заучивание четверостиший или иностранных фраз в людном месте. Через несколько тренировок сосредоточенность будет намного выше, а вы приспособитесь работать в шумных условиях.
  3. Интернет. Открывая любую страницу браузера, на экран лезет настойчивая реклама. Во время рабочего процесса мигающие и всплывающие окна очень мешают. Простой способ устранить рекламу, чтобы она не отвлекала от работы – отключить ее в настройках браузера.
  4. Усталость. Сосредоточиться на каком-то действии в дневное время после хорошего сна гораздо легче, чем вечером, когда организм уже порядком устал и вымотался. Поэтому психологи советуют решать важные дела в первой половине дня, а после обеда делать небольшие перерывы.
  5. Недосып. Хроническая нехватка сна вызывает недостаток энергии, а это сказывается на работоспособности мозга. Соответственно концентрация внимания сводится к нулю. Врачи рекомендуют хорошо высыпаться, придерживаясь своей нормы сна. Здоровый сон полезен не только для повышения сосредоточенности, но и для функционирования всего организма. Если утром ожидается важное событие или необходимо что-то запомнить, лучше лечь спать пораньше. Согласно исследованиям, память работает и ночью, а утром «перезагруженный» мозг способен полноценно воспроизводить и записывать новую информацию.

Что может повредить вашей внимательности и сосредоточенности

Блокировка внимания возникает по разным причинам. Если это внешние факторы из нашего окружения, то их можно частично ликвидировать, к некоторым из них приходится приспосабливаться.

Наши внутренние факторы – это плохое самочувствие и недомогание. Полноценный сон и процесс выздоровления быстро восстановят нашу внимательность. Не стоит исключать и внутреннее настроение, поведение, личные качества. В этом случае только самодисциплина, работа над собой, гармония внутреннего состояния поможет повысить самооценку и стать внимательным.

Как стать внимательным?

Многими людьми замечено, что внимательность особенно повышена в тот момент, когда мы на работе занимаемся посторонними делами и одновременно следим за дверью начальника. Это одно из простых и действенных упражнений тренировки сосредоточенности. Но существуют и другие несложные техники, направленные на совершенствование внимательности и параллельных действий, развитие способностей переключения на другие процессы. Выполняя их регулярно, со временем будут заметные результаты.

Окружающая действительность

Хорошо тренировать внимательность по дороге на работу или во время прогулки. Вместо того чтобы погружаться в собственные мысли, лучше стоит обратить внимание на окружающих людей, примечая как больше разных деталей.

Например, встреча с соседом. Привычно поздоровавшись, про себя стоит отметить его имя, внешний вид, яркую или примечательную деталь его одежды. Мысленно составьте пару фраз: «Володя – кожаная куртка, как у сослуживца» или «Лариса – зеленые туфли на танкетке». Такие занимательные ассоциации помогут быстро запомнить имя и образ человека.

А находясь в транспорте, нужно стараться запоминать рекламные вывески, очертания предметов, ориентиры на дороге, особенности местности, словом, все что угодно, что заставит проявить внимательность к мелочам. А на обратном пути следует вспоминать все то, что было рассмотрено утром.

Этот способ концентрации внимания дополнительно развивает наблюдательность. В дальнейшем вы неосознанно станете улавливать нюансы, бросающиеся в глаза, и запоминать больше информации.

Специальные развлекающие методики

Внимательность можно тренировать увлекательно и интересно. К этому типу тренировок стоит отнести разгадывание головоломок, кроссвордов и ребусов, собирание пазлов, любые настольные игры, разнообразные тесты на внимательность. Занятия, требующие сосредоточения, улучшают способность к концентрации в разы.

Самая простая игра – это «Найди отличия». За счет зрения усваивается 90% информации, поэтому за счет зрительного восприятия постепенно тренируется сосредоточенность, наблюдательность и память. В дальнейшем человек научится быстро оценивать ситуацию и принимать достойное решение.

Будь внимательней и найди десять отличий

Другие варианты тренировки внимательности с помощью картинок:

  • игры, связанные с поиском на рисунке большего количества однородных предметов;
  • изображения, позволяющие рассмотреть при определенном ракурсе картинку в технике 3D;
  • нарисованные лабиринты, по которым нужно проложить путь к объекту или выходу;
  • поиск чисел или объектов в зашифрованных геометрических фигурах и др.

Также можно тренировать внимательность в компании друзей, например, играя в игру «Что изменилось». В ней предлагается одному участнику выйти из комнаты, а другим поменяться аксессуарами или предметами одежды. Затем вернувшемуся в комнату игроку предлагается определить, на ком чужие вещи. Другой вариант – отправиться целой компании в квест-комнату, где придется проявить и интеллектуальные способности, и внимание, и быстроту реакции.

Не переключаемся

Психологи отмечают, что концентрация внимания во время рабочего процесса то и дело рассеивается. Особенно это происходит на фоне сопутствующих событий: кофейный аромат, после которого хочется встать и заварить чашечку кофе, или букет, манящий к себе чудесным запахом, или группа коллег, обсуждающая поход в кино. Мы отвлекаемся, но усилием воли мы возвращаемся к текущим делам и замечаем, что не можем вернуться в нужное русло и совершаем ошибки.

Контролировать такие моменты переключений возможно. Для начала выполним несложное упражнение. Для его исполнения нужно включить телевизор и найти увлекательную программу. На протяжении двух минут следует смотреть на часы с секундной стрелкой и не отвлекаться на экран телевизора. По истечении времени перескажите то, о чем шла речь в программе. Если ничего вспомнить не получилось, значит, на данном этапе развить внимательность не удается.

Другой способ подразумевает контроль в письменном виде всех моментов переключений. На протяжении дня ведем записи в блокноте, а перед уходом домой их подсчитываем. При этом, как только нужно сделать запись, мысленно задаем себе вопрос: «Действительно ли я хочу это сделать или об этом думать?». Подобные действия позволяют контролировать моменты отвлечений. В итоге суммарное время, которое уходит на посторонние действия или размышления, может составить как несколько минут, так и часов. Многих такой способ заставит больше ценить собственное время и не растрачивать его по пустякам.

Не переключай свое внимание сосредоточься и будь внимателен на одном

Учеными доказано, что чем больше практиковаться в укреплении концентрации и сосредоточенности, тем больше они укореняются на подсознательном уровне. Будьте внимательны к мелочам, старайтесь держать под контролем два, а то и три действия, не отвлекайтесь от главных мыслей, играйте в полезные игры. Комплексный подход намного быстрее поможет добиться нужных результатов.

psiin.ru

Упражнения на внимание: как натренировать внимательность

Внимание – это способность человека сосредоточиться на конкретном предмете или действии. Иногда сконцентрироваться на процессе — прямая необходимость, но так как внимание не развито в нужной степени, мы теряем нить проблемы и отвлекаемся на посторонние факторы.

Внимание делится на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание – это способность с помощью силы воли сосредоточиться на нужном объекте. Действенная тренировка внимания возможна только при благоприятных условиях:

  • позитивное физическое и психологическое состояние человека;
  • организация спокойных внешних условий;
  • точность в постановке конечной цели;
  • чередование упражнений;
  • умственная нагрузка в сочетании с физическими действиями.

Упражнения на развитие внимания в повседневной жизни

Предлагаем вам эффективные упражнения на развитие внимания, которые не займут много времени. Выполнять их легко каждый день, в перерывах между делами.

  • Картина в деталях. Найдите в интернете и распечатайте незнакомую вам картинку. Желательно, чтобы на ней не присутствовало одинаковых элементов. 5 секунд смотрите на нее, а потом переверните, вспомните и озвучьте те детали картинки, которые вам запомнились. Нормой считается запоминание 5–9 деталей, если вы вспомнили меньше, то вы невнимательны, больше – у вас развитая концентрация внимания.
  • Включите телевизор, а рядом с ним поставьте часы со стрелками. На протяжении двух минут концентрируйтесь только на секундной стрелке, стараясь не отвлекаться на телевизор.
  • Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь начинайте обеими руками одновременно чертить на бумаге геометрические фигуры. Важно: правой и левой рукой рисовать нужно разные фигуры. Когда у вас это получится, то поставьте таймер на минуту и рисуйте фигуры на скорость. Средний результат – от 5 до 10 фигур, удовлетворительный результат – от 10 до 12.
  • Действуйте по схеме предыдущего задания, но используйте не фигуры, а цифры.

  • Выберите любой предмет из окружающей вас обстановки. Пять минут внимательно рассматривайте его. Закройте глаза, мысленно воспроизведите детали, которые вам удалось запомнить. Открыв глаза, посмотрите на него и определите, какие детали вы забыли. Снова закройте глаза и вспомните детали. Повторяйте упражнение до тех пор, пока у вас не получится мысленно воспроизвести полное описание предмета.
  • Предмет из предыдущего упражнения спрячьте. Теперь возьмите карандаш и постарайтесь воспроизвести этот образ на бумаге.
  • Лежа в постели перед сном, вспомните лица людей, которых вы сегодня встречали. Проанализируйте слова и жесты.
  • Бросьте мимолетный взгляд на страницу с текстом. Попробуйте воспроизвести максимум информации со страницы.
  • Расставьте перед собой пять предметов. Накройте накидкой. Резко снимите накидку и 10 секунд запоминайте предметы. Снова накройте предметы, возьмите лист бумаги и опишите каждый предмет в деталях. Постепенно увеличивайте количество предметов.
  • Войдите в комнату, в которой вас еще не было. Быстро осмотрите обстановку и выйдите обратно. Все, что вы успели заметить, опишите на бумаге, позже сравнив написанное и оригинал.
  • Когда идете по привычному для вас маршруту, запоминайте каждый предмет или явление на своем пути. Потом изложите наблюдения на бумаге, подробно описав каждый предмет.

Тренируем внимательность в игровой форме

Если вас утомили упражнения или вам не нравится сценическое внимание ребенка, которого невозможно заставить выполнять задания, то воспользуйтесь игровыми упражнениями, чтобы повысить уровень внимания:

  • Играть в эту игру можно вдвоем, а можно и самостоятельно. В первом случае каждый участник берет лист бумаги и карандашом обводит ладонь. На каждом пальце он произвольно выставляет цифру от 1 до 100. После этого участники меняются листиками и на ладошке оппонента пытаются найти цифры, которые они видят перед собой сгруппировать в порядке возрастания. Игра на скорость.
  • Возьмите колоду карт, перемешайте и разложите в форме прямоугольника карты рубашками вниз. 5 минут запоминайте расположение карт, после чего переверните их. Теперь вам нужно как можно быстрее найти парные карты. Аналог такой игры разработан в электронном варианте, но мы рекомендуем использовать карточный.
  • Найдите и скачайте в сети игру Флеш. Состоит она в том, что вы заданное время смотрите на картинку, после чего любая деталь в ней меняется. Ваша задача – понять, что поменялось и указать на это явление. Этот процесс намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Одновременно с вышеперечисленными упражнениями на внимательность попробуйте поработать конкретно над сценическим образом. Сценическое внимание – необходимая характеристика человека любого возраста, выступающего перед публикой, повысить его уровень также можно с помощью упражнений.

Посмотрите на рисунок в течение 30 секунд, а затем воспроизведите на листе бумаги не подглядывая.

Для чего тренировать сценическую внимательность

Знаменитый режиссер Станиславский считал, что хорошим оратором или актером становятся только при условии полной концентрации внимания на образе. При этом речь идет и о физической, и о психологической стороне личности. Важно при условии присутствия публики, наблюдающей за вами, сконцентрироваться на другом – том, что вам предстоит сыграть или донести.

Тяжело тренировать навык сценического внимания, но упражнения подходят для людей, которые хотят сделать жизнь ярче и насыщеннее, а не только для актеров. В отличие от внимания в жизни, внимательность на сцене – это исключительно фантазия в области акта, в котором находится актер.

Развитие сценической внимательности

Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:

  • Найти несколько фотографий с людьми. Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
  • Прислушайтесь к звукам на улице. Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
  • Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
  • Каждый день учитесь различать запахи цветов.

Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:

  • Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
  • Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.

Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:

  • Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
  • Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.

Освоение последнего этапа развивает внимательность артиста в жизни:

  • Пройдитесь по дороге, которую вы хорошо помните. Проследите, как изменилась улица. Найдите как можно больше деталей.
  • Когда идете на работу или по делам, обращайте внимание на людей. Замечайте и запоминайте их лица, стрижки, одежду, стиль, типажи.

При выполнении упражнений на внимание помните, что важно не переусердствовать, чтобы не сбиться с поставленной цели.

Советы по развитию внимательности

Чтобы увеличить продуктивность своих действий, соблюдайте такие рекомендации:

  • Ставьте перед собой одну цель, а после достижения осваивайте следующую. Помните, что нельзя одновременно делать задания на развитие нескольких этапов сценического внимания.
  • Давайте себе время для отдыха, когда вы не задумаетесь о повышении внимания.
  • Старайтесь не рассеивать внимание на окружающих, лучше сосредоточьтесь и углубитесь в изучение одного явления или процесса, по крайней мере на начальных этапах.

Следуя этим рекомендациям и добросовестно выполняя задания, вы в короткие сроки добьетесь достаточного уровня внимания.

yourspeech.ru

Как развить внимание, упражнения для развития внимания у взрослых — Викиум.ру

Как развить свое внимание - эффективные советы

Рассмотрим упражнения для развития внимания с точки зрения распределения и переключения внимания.

Чем отличается распределение внимания от переключения?

Вопрос, как развить внимание, с точки зрения психологии распадается, как минимум, на 2 абсолютно разных  и даже не зависимых друг от друга вопросов:

  1. Как удерживать в сознании сразу несколько важных объектов или процессов? Распределение внимания – свойство, необходимое, например, диспетчерам, которые мониторят на дисплее местонахождение сразу нескольких самолетов, впрочем, не меньшую важность оно имеет и при вождении автомобиля.
  2. Как максимально быстро «выкинуть» из своего поля зрения одну задачу и тут же перейти к другой, не позволяя сознанию зацикливаться на предыдущей? Переключение внимания, позволяющее попеременно менять фигуру и фон в своем сознании, требуется тому, кто должен оперативно сменить одно поле деятельности на другое, что делают, например, ткачихи-многостаночницы или специалисты, работающие с потоком клиентов.

Те, кто знают ответы на эти вопросы и применяют их на практике, способны не только минимизировать свои рабочие усилия и, как результат, не так сильно уставать, но и преуспеть в своей карьере.

Хорошо известно, что есть два способа обеспечить успех в работе организации:

  • организовать рабочие процессы так, чтобы обеспечить работникам максимальный комфорт;
  • подобрать кандидатов с требуемыми профессионально важными качествами.

Так что, если есть намерение пройти профессиональный отбор на рабочее место, требующее высокого уровня распределения и переключения внимания, стоит заняться целенаправленным развитием этих качеств.

Развитие внимания у взрослых – упражнения на распределение

Игры индейцев. В индейских племенах для развития наблюдательности двое соревнующихся молодых охотников сначала внимательно разглядывали открывающуюся перед ними картину, а потом по очереди описывали ее судье.

Похожее упражнение можно порекомендовать организациям, проводящим развивающие тренинги для своих сотрудников. Пусть две команды получат задание посвятить несколько минут сосредоточенному созерцанию пейзажа или специально для этого оборудованного фона. Победа достанется команде, которая восстановит картину максимально приближенно к реальности.

Медиативные упражнения. Хорошо способствует развитию умения сосредотачиваться медитация. Периодическое выполнение медиативных упражнений научит постепенно переносить внутреннюю концентрацию на внешний мир.

Журнал Brain Research Bulletin опубликовал результаты исследования, проведенного в Массачусетском технологическом институте. Под руководством тренера по медитации Кристофера Мура участники экспериментальной группы прошли два месяца обучения медиативной саморегуляции дыхания. Когда Мур и его команда измерили мозговую активность каждого участника с помощью метода магнитоэнцефалографии, они зафиксировали значительное повышение мозговой активности в зонах, связанных с селективным вниманием.

10-20 минут медитации способны улучшить ваше внимание уже после четвертого дня занятий.

Весь спектр вкусов. Когда вы едите, сосредоточьтесь на спектре вкусовых ощущений, которые вы испытываете. Как правило, мы редко по-настоящему наслаждаемся вкусом, чаще в момент поглощения пищи мы не особенно на нем сосредоточены. Поучитесь у французов тому, как внимательно они вкушают и разбирают все вкусовые оттенки. Распределения внимания потребуется, чтобы ничто из этих оттенков не ускользнуло от вашего внимания:

  • вкусы,
  • ароматы,
  • текстура пищи,
  • эффект, полученный от сочетания двух или трех компонентов.

Упражнение «глаз-рука». Сядьте удобно и вытяните в сторону правую руку. Удерживайте в поле вашего внимания пальцы правой руки и  одновременно следите за тем, чтобы рука не отклонялась от горизонтального положения. Это упражнение требует от вас распределения внимания между контролем ща двумя объектами – пальцами и положением руки. Начните с 1 минуты. Затем доведите время этого упражнения до 5 минут.

Упражнение «тепло-прямо». Налейте в стакан теплой воды. Вы должны ощущать, что стакан нагрелся. Вытяните руку со стаканом вперед. Удерживайте распределенное внимание между теплом стакана и прямой рукой. Так же, как в предыдущем упражнении, начните с одной минуты и постепенно доведите до 5.

Разгибание пальцев. Сидя за столом, положите на него обе руки, сжатые в кулаки. Теперь медленно так, как будто любое неосторожное движение может повлечь неприятные последствия, разжимайте большой палец. Затем, удерживая его в поле зрения, разжимайте следующий палец. Так же медленно. Затем, держа в поле внимания уже два пальца, также медленно разжимайте следующий. И так – все пальцы на обеих руках. Упражнение направлено на последовательное увеличение нагрузки на распределенное внимание – от 1 объекта (1 палец) до 10. В момент, когда вы поняли, что «отпустили» слежку за пальцами, прервите упражнение и начните выполнять его заново.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок своего внимания по индивидуальной программе

Развиваем внимание:  3 совета, как добиться успеха, тренируя переключение внимания

Тренировку переключения внимания рекомендуется вести одновременно в трех направлениях:

1. Тренировка быстроты переключения внимания с одного процесса или объекта на другой; цель – сократить время, которое обычно требовалось, чтобы заняться чем-то другим и целиком на этом сосредоточиться.

Поставьте рядом с собой тикающие часы. Начните чтение чего-то не очень обязывающего. Переключайте свое внимание то на тиканье часов, то на чтение текста. Очень скоро вы «застрянете» в чем-то одном. Старайтесь добиться прогресса, удлиняя количество переключений и время выполнения этой задачи без сбоев.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Постепенно наращивайте скорость переключений.

2. Развитие умения выделять наиболее важные и второстепенные объекты восприятия, а затем по необходимости менять их местами так, чтобы теперь важным стало то, что до этого было второстепенным; задача – научиться быстро находить нужные «маркеры» ситуации.

Лягте на спину и начните вслушиваться в свои телесные ощущения. Начните с головы, затем переключите внимание на руки, потом на живот, спину и т.д. «Гуляйте» по своему телу, включая ощущения в разных местах. Меняйте «рисунок» своих  переключений, задавая себе команды, какую часть вашего тела вы хотите сейчас почувствовать

3. Самостоятельное конструирование или освоение уже готового «маршрута восприятия» — использование специальных опорных сигналов, которые нужны, когда рабочие процессы следуют в определенно заданном порядке; цель – помочь сознанию следовать по привычному пути. В некоторых случаях даже применяют разные мнемонические схемы. Вот как, например, еще недавно учили водителей управлять своим вниманием:

«Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль.»

Вычерчивайте и вы свои собственные маршрутные карты, следуя которым вы будете переключать внимание в заданном картой порядке. Можно рифмовать последовательность объектов, чтобы проще было запомнить. Как сделала это героиня старого фильма «Звуки музыки», составив карту нот: «До – нам дорог этот звук, ре – решительно вперед…»

Как развить свое внимание: несколько общих правил

1. Создавайте себе дополнительную мотивацию

Прежде, чем приступить к работе, требующей распределения или переключения внимания, скажите себе, что в данный момент вы ни в чем так не заинтересованы, как в этом деле. Подумайте о том, что вы получите после того, как достигнете поставленной цели. Придумайте, чем вы себя наградите за достигнутый результат.

2. Пейте много воды

Три года назад в журнале Nutrition опубликовали результаты исследования, экспериментально доказавшего, что недостаток воды в организме приводит к дефициту и мелким расстройствам внимания. Для того, чтобы обеспечить организму нужное количество воды, ученые рекомендуют женщинам пить ежедневно 9 чашек, а мужчинам  — 12,5.

3. Управляйте второстепенными задачами

В среднем офисный работник ежедневно заглядывает в свою почту и на странички ФБ до 30 раз. Чтобы сосредоточиться на задаче, закройте все ненужные вкладки и определите удобный для вас график работы с почтой:

  • сколько раз вы будете ее открывать?
  • сколько времени будет на нее тратить?

4. Составьте список того, как вы сами себе мешаете

Психологи университета американского штата Каролина, проводя хронометраж продуктивных периодов работы у офисных сотрудников, неожиданно выяснили, что 44% перерывов или необоснованных отвлечений были спровоцированы самими сотрудниками. В том смысле, что никто им не мешал, не отрывал их от дела, не шумел рядом. Сам работник является причиной почти половины своих ничем не обоснованных отвлечений от работы. Неустойчивое внимание – вот тому причина.

Исследователи указывают на бесчисленные поводы, по которым люди отвлекаются. Но никто не может назвать за вас эти поводы. Поэтому совет – выберите время и запишите все ваши персональные внутренние провокации нарушения внимания. Среди них могут быть:

  • жажда и голод;
  • желание покурить;
  • недостаток сна;
  • усталость;
  • ваши личные стрессы.

Теперь надо разобраться с тем, когда именно появляются в вашей жизни эти причины и продумать соответственно профилактические меры.

5. Иногда, как это ни странно звучит, еще надо уметь не обращать внимания

Случается, что яркая картинка сама бросается вам в глаза. Это особенно опасно, когда вы за рулем. Осознанное и эффективное распределение внимания предполагает, что в поле активности вашего сознания объекты попадают, потому что они связаны с вашей целью, а вовсе не потому что вызывают неожиданные и сильные эмоции такие как:

  • удивление;
  • любопытство;
  • непроизвольный интерес;
  • растерянность.

За неумение «не обращать внимание» люди, в частности,  расплачиваются тем, что тратят время на привлекательную рекламу.

А вот в европейских странах укоренившаяся практика, когда мужчины и женщины вместе находятся в бане и никто никому при этом не мешает, основана на умении «не обращать внимание».

6. Освойте культуру перерывов

Перерывы оказывают своеобразный эффект рефрешинга. Постепенно глаз как бы «замыливается», и детали начинают ускользать из вашего поля зрения. Возвратившись к задаче, вы сможете взглянуть на все обновленным взором. Психолог Алехандро Льерас из университета штата Иллинойс провел очень простой эксперимент и опубликовал его результаты в журнале Cognition. Он предлагал 84 участникам решать 50-минутные компьютерные задачки, требующие сосредоточенности и распределения внимания. Половина участников делала два коротких перерыва и намного лучше справилась с заданием. Льерас пишет, что так же, как ваше тело в течение определённого времени перестает чувствовать раздражители (например, одежду или обувь), так и ваш ум может привыкнуть к объекту концентрации. «Неоправданно длительное внимание на одной задаче на самом деле снижает производительность,» считает Льерас. Другими словами, делая короткий перерыв в середине задачи, растянутой во времени, вы как будто включаете кнопку «Обновить» для мозга.

7. И в завершение – самое главное условие: ни при каких обстоятельствах не позволяйте себе быть внимательным лишь наполовину

Откажитесь от привычки смотреть «вполглаза» телевизионные передачи или выслушивать «вполуха» рассказы своих детей. Такая практика является в корне порочной, потому что подает сигнал вашему сознанию: «О, оказывается, порою можно быть невнимательным!»

Все, за что вы беретесь, должно быть объектом вашего максимального сосредоточения. Лучше отложить дело, если вы понимаете, что в силу каких-либо причин (усталость, недомогание, отсутствие интереса к предмету) вы не сможете уделить ему необходимого внимания.

Тренируйте свое внимание!

blog.wikium.ru

Как тренировать внимание

Как тренировать внимание

Многие не знают и спрашивают, как тренировать внимание, что для этого нужно делать, какие есть методики, секреты и советы. Ведь хорошее внимание сегодня очень важно и пригодиться каждому как для сохранения жизни, так и для успеха и счастья. Внимательные люди видят больше и делают то, что не в состоянии увидеть другие люди.

В статье вы узнаете, как тренировать свое внимание, что для этого нужно делать, как и почему. Ведь без хорошей внимательности вы не будете замечать насколько этот мир прекрасный и счастливый. Вы будете жить в депрессии, разочаровании и страхе, не замечая, что вокруг есть много прекрасного, но, увы, ваша слабая внимательность мешает это увидеть.

Чтобы правильно тренировать внимание вам нужно сильно заинтересоваться тем, что вы хотите увидеть, запомнить. Например, если вы хотите стать богатым человеком, вам нужно заинтересоваться всем, что связано с богатством, деньгами, биографиями успешных и богатых людей и другими источниками информации. Невозможно быть одновременно внимательным во всем. Когда вы научитесь концентрироваться на одном предмете, то сможете развить свое внимание. Узнайте: как тренировать память и мозг .

Чтобы тренировать внимание к чему-то или кому-то вам нужно влюбиться в это. Если, например, вам не хватает внимательности на работе или учебе, полюбите работу или учебу настолько что внимание само начнет развиваться. Поверьте, все люди и так внимательны, просто они не научились любить одного человека, одну работу и одну жизнь. Когда вы развеиваете свои эмоции, вы теряете возможность любить и быть внимательным.

Играйте в игры на реакцию

Чтобы правильно тренировать свое внимание, вам нужно найти такие игры, которые тренируют вашу реакцию. К примеру, может подойти баскетбол, футбол или волейбол. Это улучшит ваше здоровье и натренирует нужное внимание и память. Узнайте: как полюбить себя .

Займитесь любимым делом

Вы не сможете научиться тренировать внимание, пока не определитесь чего вы хотите в жизни. Как правильно невнимательные люди, не знают, чего они хотят. Поэтому вам нужно найти свое предназначение и заняться любимым делом, в нем вы точно будет самым внимательным.

Не нужно нагружать свой мозг той информацией, которая не сделает вас счастливее и успешнее в той или иной области. Занимайтесь только одним делом, работайте без выходных и живите так, как хочет ваша душа.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Пишите, если есть вопросы.

Важно заложить ребенку в маленьком возрасте как можно больше навыков.От этого будет зависить развитие малыша в будущем.

4mama

Многие мамы жалуются, что их дети совсем невнимательные и из-за этого у них низкие оценки в школе. Внимание ребенка нужно тренировать. При этом не обязательно покупать компьютерные игры: можно использовать подручные средства!

Самое интересное в том, что когда у самих школьников спросили, что такое "Будь внимательнее!", то большинство из них ответили: "Нужно сидеть прямо и смотреть на учительницу". Лишь один ученик сказал, что нужно слушать учителя, стараясь ничего не пропустить. Большинство детей просто не знают, что такое внимание. Поэтому ребенку в первую очередь нужно объяснить это понятие. Внимание, это умение выбирать главное и нужное из большого количества поступающей информации. Так как это умение, то его можно развивать. Лучше всего развивать внимание детей удается с помощью игр. Да, сейчас много компьютерных игр на развитие не только внимания, но и мышления, и логики, и пр. Но не всегда есть доступ к компьютеру. Мы предлагаем 3 игры, которые можно использовать даже на пляже. Играть в них можно начиная с дошкольного возраста. Итак:

Для этой игры тебе понадобятся мелкие вещи (камешки, ракушки, игрушки и пр., что есть под рукой) и большая салфетка. Разложите эти предметы (чтобы ребенок не видел) и накройте салфеткой. Позовите свою чадо и на несколько снимите салфетку, потом снова накройте вещи и предложите своему школьнику назвать все, что он увидел. Для первого раза достаточно 5-6 предметов, потом можно увеличить их количество.

Тебе нужны будут ручка, старый журнал или газета. Предложи ребенку в указанной тобой статье вычеркнуть в словах какую-нибудь букву, например "о". Позже можно усложнить занятие вычеркиванием двух разных букв или определенных слов.

Игра "Черный с белым не носить, ДА и НЕТ — не говорить" или "Вы поедете на бал?"

Это игра нашего детства. Помнишь ее правила? Нужно ребенку быстро задавать провокационные вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа, либо названия цвета предмета (черный или белый), но при ответе чадо не должно называть белый и черный цвет, произносить "да" или "нет", заменяя их другими словами, сходными по смыслу. Позже можно усложнить игру, например, нельзя использовать слова с буквой "р".

Популярное

Дети будут в восторге: 9 мультиков для изучения английского языка

Она смогла: 49-летняя Николь Кидман впервые забеременела

Украинский бэби-бум: родившие и забеременевшие звезды в 2016 году

Мамины дочки: самые стильные украинские звезды с дочками

Новый год ближе — цены на Baby Box ниже!

Голосуй за лучший образ звезды! Выигрывай подарки от Rowenta Premium Care каждую неделю

Новогодние праздники: встречаем вместе

Голосуй за номинанток!

Камасутра

Выбери

Маленькие, да удаленькие: самые популярные дети звезд в 2017 году

Год обезьяны подходит к концу, а значит самое время подвести итоги. Редакция 4mama решила вспомнить звездных детей, которые в уходящем году прославились больше своих знаменитых родителей.

Секреты высокоэффективных мам: 5 полезных привычек на каждый день

Как необходимо реагировать на детские обиды: опыт мамы двоих

Как сделать рождественский венок своими руками: 5 идей

Из веток, бумаги, соленого теста: 8 способов сделать елочные игрушки своими руками

Чтобы танцевать до утра: самые эффективные упражнения для ног

Очень трогательно: 10 лучших роликов про Рождество и Новый Год

Гоголь, Роксолана, князь Владимир в коротрометражке "Керуй!" — самый красивый ролик о ППД

© ООО "Эдипресс Украина", Edipresse Ukraine, 2008 — 2016

Все права на материалы, размещенные на сайте 4mama.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Использование материалов сайта 4mama.com.ua в оригинальном размере (в полном объеме) без письменного разрешения редакции запрещается.

Разрешается републикация и цитирование статей в объеме не более 250 знаков для одного информационного материала, с обязательным указанием ссылки на источник, а для Интернет-ресурсов – прямой для поисковых систем гиперссылки, не закрытой от индексации поисковыми системами. Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, которые содержат ссылку на rexfeatures.com или depositphotos.com, строго запрещены.

Материалы с пометками ! и P размещены на правах рекламы. Редакция не несет ответственности за достоверность данной информации.

Развитие внимания

Как часто, вроде бы, положив ключи на тумбочку, мы не можем их найти. Или куда-то вдруг из поля зрения пропадает колпачок от флешки. А сколько людей могут правильно ответить на такой вполне простой вопрос: сколько ступенек от входа до лифта в вашем доме? Девушки часто упрекают парней в невнимательности, а родители ругают своих детей за то, что те пропускают слова при чтении вслух. Виной всему этому – недостаточный уровень развития внимания. Вопрос как развить концентрацию внимания тревожит многие учёные умы.

Почему малышей в детском саде постоянно просят называть какого цвета или формы та или иная игрушка или же учить маленькие стишки? Все эти задания на развитие внимания являются очень важным шагом в обучении детей. Но тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте. Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития внимания, то результаты не заставят себя ждать.

Основные параметры влияющие на уровень внимания — устойчивость и концентрация. Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы, основанной на запоминании (например: чтение или восприятие на слух какой-либо информации) можно считать лишь условным.

Силу внимания и его устойчивость практически невозможно рассматривать, не учитывая начальные, волевые качества отдельного индивидуума. Лишь дисциплинированный человек может быть максимально внимателен в повседневной деятельности. Ведь, именно такие люди всегда доводят свои начинания до их логического завершения. Любое желание сосредоточиться на каком-либо деле требует подкрепление со стороны воли. Выражения «я хочу» и «мне нужно» должны согласовываться друг с другом и зачастую, чтобы добиться в жизни высот, необходимо отдавать предпочтение этому, иногда неприятному: «я должен».

Особенности концентрации внимания

Не стоит забывать, что больше всего от эффективной работы нас отвлекают мысли, не связанные с выполняемой задачей: переживания, яркие цвета вокруг или щелканье соседа ручкой. Избежать таких проблем поможет соответствующая обстановка вокруг. Как часто встречаются люди, которые практически не способно сконцентрировать своё внимание, когда вокруг шумно и те, которые могут заниматься практически любыми делами, даже стоя на одной ноге посреди шумного мегаполиса. Каждый человек индивидуален, именно поэтому каждому требуется своя обстановка и личное пространство. Это может быть тишина вокруг, комфортное кресло, или же идеальный порядок на столе. Но не стоит забывать о той зоне комфорта, в которой всегда удобнее работать или размышлять, нежели даже в тихой библиотеке или одиноком кабинете в конце коридора.Как было доказано учеными, не все виды отвлечения могут навредить эффективности и плодотворности работы. Вся загвоздка в том, что длительная глубокая концентрация активирует определённые участки мозга и если поддерживать такое состояние длительное время, то в итоге производительность мыслительной деятельности падает. Так что, при выполнении любого дела возьмите себе за правило каждые 45-50 минут делать небольшой перерыв, в течение которого можно сделать физические упражнения на укрепление спины или же просто размять кости, по дороге на кухню, за свежезаваренным зеленым чаем с мятой, который поможет не только расслабиться, но и в дальнейшем сконцентрироваться на достижении цели.

Стоит учитывать и первоначальный психологический настрой на работу. Если с самого утра внушать себе, что вы не выспались или же просто сегодня понедельник, а как всем известно: «понедельник день тяжелый», то стоит ли сомневаться, что дела не пойдут в гору? Но если вы всё же решили изменять свою жизнь к лучшему, вам на помощь придёт способ развития внимания, которым пользовался в своё время сам Наполеон, а он, как отмечалось в исторических изданиях, отличался весьма высокой работоспособностью.

Представьте, что вместо мозга в вашей голове находится большой шкаф. В нём есть ящики, которые символизируют те виды работы, которые вы выполняете по ходу вашей жизни. Найдите тот ящик, в котором находится нужное вам дело. До конца задвиньте остальные ящики и приступайте к работе.

Этот простой приём поможет вам увеличить концентрацию перед предстоящей работой и выполнить её быстро и качественно. Уберите вокруг себя то, что может вас раздражать или же отвлекать от основного дела. Но не стоит запираться в бетонную коробку, такие небольшие побочные раздражители, как негромкая спокойная музыка или же умеренный шум города за окном помогут оставаться наготове глубоко мыслить. Если же вам мешает абсолютно всё вокруг, то вы относитесь к тому исключительному числу людей, которые не могут работать вне звукового вакуума. Или же вы просто ищите причину, чтобы что-то не делать (если так обязательно прочитайте статью – «Прокрастинация и как с ней бороться»).

Историческим примером вышесказанного являлся опыт, проводимый в библиотеках старого города Лондона. Для создания идеальной обстановки для вдумчивого чтения были оборудованы специальные звукаизолированные комнаты. Однако посетители библиотеки не только не отмечали улучшений в производительности умственного труда, но и жаловались на плохое самочувствие из-за постоянного шума в ушах. Так что был сделано вывод, что полная тишина никак не может быть совместима с работой, которая требует глубокой сосредоточенности на изучении или анализе какого-либо материала.

При планировке своего рабочего расписания на день или же список дел, необходимо помнить о таком специфическом явлении, как колебания умственной активности. Было доказано, что наиболее высокую продуктивность имеют часы с 9 и до 12 утра, а так же с 3 часов дня и до 7 вечера. Некоторые люди отмечают высокую активность в часы перед сном, это связанно с тем, что по сути луна (которая тоже влияет на способность человека к деятельности) находится в том же положении, как и утром.

Попытаемся теоретически обосновать формирование и развитие внимание.

Большинство ученых склоняются к тому, что внимание можно описать всего лишь тремя законами: апперцепции, установки, составляющих. Поясним же основную суть каждого из них:

Усталость, плохое или же наоборот слишком хорошее и легкомысленное состояние тоже может отрицательно влиять на уровень внимания и концентрации, что зачастую приводит к ошибкам при восприятии информации.

Важным следствием закона апперцепции является то, что индивидуальный уровень внимательности каждого из нас зависит от массы воздействующих факторов в определенный период времени. Учитывая это, вы с легкостью сможете научиться управлять своим вниманием, а также вам буде под силу настраивать и контролировать своё восприятие.

2. Закон установки имеет такое название из-за того, что установкой изначально называли способность человеческого организма приспосабливаться и максимально эффективно воспринимать или реагировать на информацию. Это явление открыл такой известный психолог 19 столетия, как Ланге, при изучении ошибок восприятия. Его же соперником по сфере деятельности из Грузии, Узнадзе Д.Н., был разработан фундаментальный труд, посвященный закономерностям закрепления внимания и готовности к наиболее оптимальному реагированию на раздражители. Закрепление, как таковое, происходит лишь при многократном повторении жизненных ситуаций, которые в свою очередь помогают удовлетворить ту или иную потребность в познании.

Ярким пример установки может служить то, как ведёт себя человек, проходят в темное время суток по незнакомой местности. Его внимание напряжено, он слушает каждый шорох, всматривается вдаль и в темноту, пытаясь идти как можно тише и незаметней. Он готов к незамедлительной реакции, если почует опасность. В этом примере мы можем увидеть, что установка поддерживается различными органами чувств и помогает находиться в состоянии так называемой «полной боевой готовности». Иными словами установку можно назвать готовностью к действиям. Данное явление, зачастую, характерно лишь когда человек находится в экстремальной ситуации. И зависит от жизненного опыта человека. Маленькому ребенку будет не так страшно идти по заброшенной стройке, ведь он ещё не знает, что можно упасть и сломать шею.

3. Закон составляющих. В этом законе рассматриваются все вышеперечисленные параметры внимания. Но позволим себе повториться и расскажем более подробно о каждом из них.

Первый параметр это — устойчивость внимания, которую можно развивать постоянно, как во время трудовой деятельности, так и во время отдыха. Необходимо лишь начав какое-то дело не отвлекаться до его завершения.

Вторым параметром выступает — объем внимания, или же иными словами — способность делать несколько дел сразу в достаточно короткое время. Конечно, не стоит становиться Гаем Юлием Цезарем, но научиться одновременно говорить, слушать и читать может быть вполне полезным навыком в обыденной жизни.

Следующий параметр — распределение внимания. Коротко говоря, это способность держать несколько различных, иногда даже совершенно противоположных объектов в поле своего сознания. Например, двигаться и производить процесс мыслительной деятельности, анализируя какое-либо событие или явление. Это кажется простым, но попробуйте вспомнить все неправильные глаголы английского языка, пока вы делаете утреннюю зарядку. Это окажется достаточно трудно, но со временем вы научитесь без какого-либо ущерба для каждого из процессов производить синхронно несколько видов деятельности.

Последним параметром выступает умение переключать внимание. Ведь переход от первого ко второму виду деятельности ни коим образе не должен сопровождаться снижением продуктивности. При переходе от умственной к физической деятельности, каждый ощущает необходимость потратить некоторое время на адаптацию, но чтобы уменьшить этот срок, необходимо обладать умением переключаться.

Для более высокой эффективности вашей работы, наравне со степенью концентрации большую важность играет и длительность оной. Для тренировки и развития достигнутого уровня концентрации и внимания необходимо выполнять описанные ниже, простые комплексы упражнений, которые основаны на умении поддерживать длительное сосредоточение на одном выбранном объекте. Особенности развития внимания и основная цель этих упражнений состоят в умении отвлекаться от всех посторонних мыслей, которые не относятся к предмету деятельности. Основной же проблемой самостоятельного развития внимания и концентрации является лишь ваша лень.

Если выполнять эти упражнения на постоянной основе, вы обязательно будете удивлены результатами, но изначально будете шокированы тем, насколько сложно бывает сконцентрироваться на простых, неподвижных вещах. И это в порядке вещей, ведь, как было замечено учеными, основными условиями длительного состояния сосредоточения является динамичность и изменчивость объекта, на которого сфокусировано внимание, ведь однообразие ужасно утомляет. Попробуйте взять книгу, которая заведомо вам не интересна. Читая её каждый день, попытайтесь найти в ней толику той информации, которая вас заинтересует или оставит неравнодушными. Это поможет расширить ваш кругозор и окажется неимоверно полезным занятием по воспитанию силы воли, и вполне возможно, даже развлечет вас!

Ниже вашему вниманию будет представлена программа и условия развития внимания,выполняя упражнения которой, в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Все занятия развивающие внимание адаптированы для обычного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.

В заключении хочется добавить, что внимательность каждого человека зависит от нескольких параметров и, развивая каждый из них, мы в итоге повышаем общий уровень нашего умения настраиваться, следить и сосредотачиваться. Запомните это, выполняйте упражнения, ведите как можно более здоровый образ жизни и будете рассекать по жизни подобно тайному агенту, при прогулке запоминая номерные знаки всех припаркованных машин, попавших в поле зрения. Это возможно и вы этого добъетесь, было бы желание. Терпения и удачи вам на этом пути!

P.S. Лучший российский сервис для развития внимания и памяти — Викиум

Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:

  1. Илья сказал,

Откуда берется материал? Блог мне понравился, информация выложена просто и интересно. Отмечу необходимость интеграции в блог возможность комментировать из социальной сети.

Илья спасибо Вам за положительный отзыв о нашем сайте. Ваши пожелания о возможности добавления комментариев из социальных сетей будут учтены.

Интересная статья. Автор, Вы хорошо постарались.

ADMiN, несмотря на то, что Вы учли пожелание неизвестного комментатора данной темы — Ильи, возможность добавления комментариев из социальных сетей не были увидены мною хоть где- то на Вашем сайте. Если Вы даёте слово, так уж, будьте добры, сдержите его!

Спасибо за статью! Очень полезно!

Светлана все делается и публикуется на вольных и добровольных началах, ADMIN не кому и не чего не обязан вообще! Скажите спасибо, что есть такой сайт какой он есть, и все интересно, быстро и бесплатно!

Очень много не нужной воды, особенно в начале

Илья и Светлана, если Вы ленитесь, зайти сюда и просто поискать интересную и полезную для Вас же статью и хотите, чтобы все за Вас сделали, то мне интересно о каком саморазвитии может идти речь в Вашем случае? О саморазвитии лени? Начинайте воевать с ленью среди себя с самых мельчайших вещей. Помыть тарелку за собой, напечатать ручками название сайта, а не использовать копипаст. На этом элементарном фундаменте держится все здание саморазвития, пока Вы не способны этого постигнуть никакого саморазвития не будет, а только поиски оправданий своей лени и немощи(То что некоторые психологи называют рационализацией).

Викиум — отличный тренажер. Спасибо за ссылку.

Тренируем внимание и память

Возрастные изменения активного внимания у школьников

Физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным торможением по периферии. Очаг оптимальной возбудимости Павлов называл творческим отделом больших полушарий, где идет интенсивная выработка новых условных рефлексов, в отличие от других участков, в которыx в это время могут лишь стереотипно осуществляться ранее выработанные рефлексы. Чем выше возбудимость в творческом отделе больших полушарий, тем быстрее вырабатываются в нем новые условные рефлексы, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа.

Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче иррадиация возбуждения по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников:

9–10 лет – 20 мин.;

11–12 лет – 25 мин.;

13–14 лет – 30 мин.;

15–16 лет – 40 мин.;

у взрослых – 55–60 мин.

При умственной работе, продолжающейся больше времени активного внимания, у школьников сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), появляется двигательное беспокойство и снижается точность умственной работы, а затем уменьшается возбудимость в творческом отделе больших полушарий.

Это ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, то есть к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания у школьника данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа. О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30–45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45–60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

Цель работы: научиться при помощи метода отыскания чисел определять степень концентрированности активного внимания у школьников различного возраста.

Для выполнения работы необходимы 4 таблицы размером 40ґ40 см с числами от 1 до 25 (см. табл. 1, 2, 3, 4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7–8, 11–12 и 15–16 лет (по три человека каждой возрастной группы).

Сообщите учащемуся, что ему будут показаны таблицы (их демонстрируют в течение 1–2 сек.), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25, громко называя их. Объясните, что сделать это нужно как можно быстрее.

После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинайте опыт. На расстоянии 70–100 см от глаз школьника покажите таблицу 1, дайте команду: «Начали!» – и заметьте время. Необходимо тщательно следить за правильностью показа чисел. В случае ошибки попросите ученика снова найти нужную цифру. Если он заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть. После числа 25 записывайте время, затраченное на просмотр таблицы 1. Затем предложите таблицу 2. Скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Далее демонстрируйте таблицы 3 и 4.

Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы, сложите полученные данные и разделите сумму на 4.

Аналогично обследуются все остальные школьники и вычисляется среднее возрастное время для трех возрастных групп (7–8, 11–12, 15–16 лет).

В протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7–8, 11–12 и 15–16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.

Рекомендации для педагогов, родителей, учащихся

Многим знакома ситуация, когда вдруг выскочил из головы нужный номер телефона или о дне рождения друга вы вспомнили лишь на следующий день…

Не пугайтесь, такие провалы редко бывают признаками болезни. Скорее всего во всем виноваты усталость, весенний авитаминоз… как известно, абсолютной памяти не бывает, но память можно значительно улучшить, если ее регулярно тренировать.

Вот 10 простых упражнений, которые можно делать в течение дня. Итак, тренируем память.

Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша).

Пытайтесь писать иногда левой рукой.

Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. «Таким образом вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни», – объясняет американский исследователь доктор Катц.

«Включайте» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь… Нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность работы мозга. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу.

Читая (достаточно быстро) какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную «н» или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.

Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера? Где я был в это время? А что я делал два часа назад?

И тогда ваше внимание будет активизировать мозг, кратковременная память улучшится.

В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения активизируют его половины.

Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки нарисуйте в воздухе цифру «8» вашим любимым цветом.

Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение освежит уставший мозг. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.

Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номерах машин, быстро придумайте предложение, например: ГНУ – гуляйте на улице». Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.

Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились. Кто была ваша лучшая подруга? Вспомните во всех подробностях класс, в котором вы учились. Восстановите в памяти всех ваших одноклассников и учителей. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.

Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (фразы), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: «Я знаю все, что мне нужно знать, и я совершенно спокоен».

С помощью вспомогательной системы «число – картинка» вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов.

Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя стеблями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы.

Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: «Свеча – 1, лебедь – 2, кактус – 3» – и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то после небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике.

Делайте эти упражнения каждый день, обучите им ваших детей – и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.

Источники: Как тренировать вниманиеКак тренировать внимание Многие не знают и спрашивают, как тренировать внимание , что для этого нужно делать, какие есть методики, секреты и советы. Ведь хорошее внимание сегодня очень важно иhttp://psyh-olog.ru/2014/09/kak-trenirovat-vnimanie/Как тренировать внимание 1Многие мамы жалуются, что их дети совсем невнимательные и из-за этого у них низкие оценки в школе. Внимание ребенка нужно тренировать. При этом не обязательно покупать компьютерные игры: можно использовать подручные средства!http://4mama.ua/view/5706Развитие вниманияКак часто, вроде бы, положив ключи на тумбочку, мы не можем их найти. Или куда-то вдруг изhttp://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-vnimaniya.htmlТренируем внимание и памятьТренируем внимание и память Возрастные изменения активного внимания у школьников Ф изиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очагаhttp://zdd.1september.ru/article.php?ID=200800707

notoffended.ru

Развитие внимания у взрослых, упражнения для развития внимания

Развитие внимания у взрослыхРазвивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать развивать его, то можно стать рассеянным, снизится концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание мы не только искореняем недостатки но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

Развитие непроизвольного внимания у взрослых

Упражнение 1. Необычная прогулкаЕсли человек ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условияТренировать непроизвольное внимание можно в необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что привлекло внимание в «пограничном» спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:• можно понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,• можно «прислушаться» к работе непроизвольного внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),• сознательно фиксироваться на переходах между объектами (обратить внимание на то, что привлекает внимание при переходе к другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому и т.д.),• поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое звучание музыки – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнения для развития вниманияУпражнение 3. А что интересует других людей?Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные передачи, можно отмечать объекты, которые попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражителиНадо фиксировать внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?Желательно отмечать моменты, когда появилась внутренняя попытка отмахнуться от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состоянияФиксация особенностей активизации непроизвольного внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных ситуаций, возникших в общении) — это способ лучше узнать особенности своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания» при воспоминаниях о прошлом может быть очень полезным. Не зря говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакцииФиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир по-новому.

Развитие произвольного внимания у взрослых

Произвольное внимание функционирует благодаря сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной деятельности, в том числе:• развитие речи (устное и письменное),• произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,• совершенствование в формулировании обобщающих утверждений,• упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Развитие вниманияПроизвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:• тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям,• тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.• можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.3. Если самостоятельно вернуться к спокойному состоянию не получается, то есть смысл обратиться к специалистам-психологам или, в случае необходимости, в медицинское учреждение.4. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

(когда внимание сконцентрировано без волевого усилия)

Для формирования этого вида внимания необходимо:1. Формирование психологической установкиПсихологическая установка — это состояние высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую личностную значимость.

Психология вниманияФормирование психологической установки проходит по трем направлениям:• формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,• представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также в форме ведения дневниковых записей с последующим внесением корректирующих замечаний),• когнитивная составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).2. Достижение уровня автоматизацииДля достижения этого уровня необходимо пройти последовательно три этапа:• аналитический этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении желания писать стихи надо тренироваться в подборе рифм, написании рифмованных строк с учетом стихотворного размера, тренироваться в подборе синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),• синтетический этап — объединение отдельных элементов в единое действие,• многократное повторение порядка действий, который представляется необходимым, чтобы желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

Читайте также:

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Подписаться на RSSПолучать новые статьи по Email

zhurnal-razvitie.ru