30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений. Как соотносятся между собой понятия предмет и объект административных правоотношений


57. Объект и предмет правоотношений

Объект правоотношения — это то благо (материальное или духовное), по поводу или в отношении которого возникает ПО

  1. Предметы материального мира. Вещи. В юридическом смысле вещами являются предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникает правоотношение. К вещам относятся: средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д. Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование — это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира.

  2. Продукты духовного творчества. результат интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства, литературы, живописи, кино и др. По поводу их возникают правоотношения и именно они интересуют носителей субъективного права — граждан, посещающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера и т.д. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный. Если его нет, а есть другие стремления управомоченного лица, то и объект правоотношения будет иным. Например, гражданин покупает книгу, интересующую его как произведение литературы. Объектом правоотношения в этом случае является продукт духовного творчества. Та же книга, приобретенная с единственной целью — украсить интерьер квартиры, для управомоченного — не результат духовного творчества, а предмет материального мира.

  3. Личные неимущественные блага. Под личными неимущественными благами как объектами правоотношений понимаются нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство человека. В случае посягательства на жизнь человека (при совершении убийства, например) возникает охранительное уголовно-правовое отношение, объектом которого является именно жизнь человека. В Уголовном кодексе России, как и в уголовном законодательстве зарубежных государств, есть специальная статья, устанавливающая уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Охраняются эти ценности и нормами других отраслей: административного, гражданского, семейного и т.д.

  4. Поведение участников правоотношений. Поведение человека — это взаимодействие его с окружающей средой. Выражается оно либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение). Поведение может выступать в качестве объекта правоотношения, но это один из многих объектов, а не единственный, как считают представители монистической теории. Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже — поведение управомоченного.

  5. Результаты поведения участников правоотношений. Результаты поведения — это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Многие правоотношения и устанавливаются ради того, чтобы путем поведения лиц добиться определенного результата. В этом случае не само поведение будет объектом правоотношения, а именно результат поведения. Примером может служить правоотношение, возникающее на основе договора перевозки (ст. 373 ГК). Управомоченное лицо (получателя) в этом договоре интересует не определенное поведение лица обязанного (перевозчика), а именно результат его действия — доставка груза в назначенное место в определенный срок.

Предмет правоотношения - материальное или нематериальное благо либо поведение лица, по поводу которого возникает правоотношение. Предмет правоотношения - это не любое благо, а только то, которое взаимосвязано с общественными интересами, интересами личности, которые регулируются правом. Существует и такое благо, которое не может регулироваться с помощью закона (дружба, интимные отношения и т.п.).

К числу материальных благ относятся земля, недра, реки, озера, дома и строения, заводы и фабрики, вещи и т.п. Все они составляют предмет конституционных, гражданских, финансовых и других правоотношений. Например, налог на недвижимость. В этом финансовом правоотношении предметом являются дом, строение и другая недвижимость. Земля может быть предметом конституционного отношения (наделение субъектов правом собственности на землю), гражданско-правового отношения между сторонами (купля-продажа земли, дарение, залог и т.п.), финансово-правовых отношений (налог на землю), семейно-правовых отношений (раздел имущества). Практически все отрасли права предусматривают правоотношения, предметом которых являются земля и другие разновидности собственности. Различен только аспект материального блага, его правовой режим, предусмотренный нормами той или иной отрасли права. Соответственно отличаются и правоотношения, поскольку применяются различные методы правового регулирования.

ZB: Деньги являются предметом финансово-правовых отношений. Характерная особенность этих отношений - применение авторитарного метода правового регулирования. Вместе с тем и в гражданско-правовых отношениях (например, в правоотношениях, возникающих из договора кредитования) деньги зачастую выполняют свою функцию. Но в гражданско-правовых отношениях авторитарный метод правового регулирования не применяется. Здесь действует механизм свободного самоопределения субъектов правоотношения (автономный метод).

Предметом м.б. нематериальное благо (интеллектуальная собственность, честь, достоинство человека и т.п.), поведение человека (выполнение обусловленной договором или контрактом работы, оказание определенного вида услуг).

studfiles.net

Тема 3: Административные правоотношения.

  1. Понятие, особенности и структура административных ПО.

  2. Виды административных правоотношений.

I. Административные правоотношения - это общественное отношение, возникающие в сфере государственного управления и урегулированные нормами административного права.

Административные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

  1. они, как правило, являются "властными", поскольку возникают в результате осуществления государственного управления, то есть государственно-властного влияния одной стороны на другую для достижения определенной цели; - обязательным участником административных правоотношений выступает государственный орган или должностное лицо, наделенная определенными государственно-властными полномочиями;

  2. они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

  3. административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

  4. в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

  5. спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия. События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия, в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные:

- юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

- юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные: административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.

studfiles.net

понятие и предмет :: BusinessMan.ru

Субъекты и объекты административного права всегда служили объектами нормативного регулирования. Так или иначе, это обусловливается их природой. Какие средства их регулирования известны на сегодняшний день? Что является объектом административного права? Почему? На эти и иные не менее важные вопросы можно получить ответы в процессе ознакомления с материалами статьи.

Понятие административного права, субъекты и объекты

Современное административное право – одна из наиболее сложных, масштабных отраслей права Российской Федерации, которая является базовой. Почему? Дело в том, что деятельностью структур государственного управления в данном случае затрагиваются практически все субъекты и объекты административного права, а также их интересы. Рассматриваемая правовая отрасль объективным образом связана с процессами управления в качестве социального явления. Именно поэтому термин, наделенный латинским происхождением (администрация – это в первую очередь управление), сегодня считается универсальным инструментом для формирования соответствующей характеристики того или иного вида деятельности. Что является объектом административного права? Правовая отрасль как раз этим и занимается, что регулирует отношения, возникающие в процессе данной деятельности и считающиеся непосредственно объектом.

Создание правовых государственных основ в Российской Федерации говорит о формировании такой системы права, которая удосужилась бы опровергать собственное «я», несмотря на актуальные внутренние противоречия. Так, государственное управление как объект административного права является отличным примером применения принципа системности права в общем аспекте. Подобный подход непосредственно к правовой структуре соотносится с четким определением функционала в отношении различных правовых отраслей.

Взаимосвязь понятия и функций

Под административным правом можно понимать одну из отраслей российской системы права, которая регулирует объект административного права, а именно отношения в обществе, возникающие по причине организации и последующего функционирования системы исполнительной государственной власти в плане абсолютно всех государственно-национальных и территориальных уровней Российской Федерации.

Кроме того, административное право может трактоваться как значимая отрасль системы права Российской Федерации, которая представляет собой совокупность норм. Так или иначе, они предназначены для того, чтобы регулировать отношения, возникающие в обществе. Кстати говоря, они же – объект административного права. Как правило, такого рода отношения возникают по причине осуществления исполнительной власти в практическом аспекте. Другими словами, они имеют место непосредственно в процессе регулирования государственного управления.

Понятия "администрация" и "администрировать" наделены, как отмечалось выше, латинским происхождением. Таким образом, их русский перевод говорит о "руководстве" и "управлении". Администратора можно трактовать как управляющего. Кстати, в последнее время современный деловой лексикон предполагает использование неплохой альтернативы – такого понятия, как «менеджер».

Структура непосредственно науки

Понятие и предмет, объект административного права зависят в первую очередь от того, в какой роли оно выступает по отношению к общественной жизни. Так, административное право служит отраслью права, отраслью правовой науки и одной из учебных дисциплин.

Его принято понимать как организованную совокупность норм юридической природы, которые занимаются определением субъективного поведения в сфере полицейских операций или управления государством. Важно дополнить, что субъектами считаются граждане, органы исполнительной власти, общественные объединения и так далее. Так, объекты административно-правовой защиты прав граждан регулируются также через административное право. Если же рассматриваемая правовая отрасль в качестве совокупности норм юридической природы предписывает поведение, которое так или иначе соответствует ситуации, то административно-правовая наука занимается исследованием юридических норм, классификацией и систематизацией их, объединением в институты права и, конечно же, представлением в конкретной системе.

Объект, предмет административного права

Как отмечалось выше, под административным правом следует понимать самостоятельную отрасль системы права Российской Федерации, отличающуюся от иных. Данные расхождения в первую очередь заключаются в предмете и методике регулирования. Объект административного права - это общественные отношения, основным отличием которых служит то, что они формируются, развиваются и обрываются непосредственно в области управления государственными процессами. Другими словами, данный тип отношений существует по причине организации и последующего функционирования исполнительной власти как организованной системы.

Следует дополнить, что административное право – далеко не единственная правовая отрасль, охватывающая отношения общественного характера в области развития исполнительной власти как особой системы. Тем не менее именно ее нормативы пользуются в данном случае безусловным авторитетом. Какие же виды объектов административного права на сегодняшний день известны? Какого рода отношения не прекращают собственное существование? Ответ на столь интересный вопрос можно узнать в следующей главе.

Видовое разнообразие объектов административного права

На сегодняшний день известны следующие объекты управления в административном праве:

  • Отношения, возникновение которых связано непосредственно с формированием и функционированием управленческих процессов, производимых в государстве. Так, административное право в полной мере обслуживает область муниципального и государственного управления.
  • Организованная совокупность отношений в обществе (как объект административного права), которые возникают, изменяются и прекращаются в ходе реализации управления государством. Кроме того, речь идет о практическом аспекте. Важно дополнить, что такого рода взаимодействие в обязательном порядке должно быть урегулировано посредством соответствующих норм.

Общественные отношения как общий объект административного права наделены сложной, комплексной природой. Так, для них характерны некоторые особенности, подробно рассмотренные в следующем разделе.

Особенности объектов административного права

Как выяснилось, объект административного права могут составлять различного рода отношения, имеющие ряд особенностей. А именно:

  • Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни. Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.
  • Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти. Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.

Дополнительные характеристики

Помимо представленных выше особенностей общественных отношений, регулируемых административным правом, важно вспомнить следующие характеристики:

  • Посредством административного права осуществляется регулирование отношений, носящих управленческий характер. Как правило, их возникновение напрямую связано с деятельностью исполнительных органов власти, тем не менее наделены данные отношения исполнительно-распорядительными характеристиками. Ярким примером тому может послужить определенная деятельность со стороны Председателя Государственной думы, которая касается в первую очередь организации рабочего процесса ее комиссий и комитетов. Или же судебная деятельность, где имеет место объект правонарушения в административном праве. Тогда актуально распределение дел, которые подлежат рассмотрению, непосредственно между судьями. Кстати, такого рода отношения в традиционном аспекте именуются внутриорганизационными.
  • В большинстве своем административное право занимается регулированием отношений, где на первоначальных этапах исключается равенство участников в юридическом плане. Так, данные взаимодействия носят властный характер. Один участник правоотношений – это, так или иначе, обязательный субъект, имеющий некоторые полномочия государственно-властной природы. Исключением является лишь взаимодействие административно-договорного характера, однако удельный вес таковых в общей совокупности отношений, связанных с управлением, очень мал.
  • Административное право регулирующим образом воздействует на отношения общественной направленности вместе с нормативами иных отраслей права Российской Федерации. Ярким примером тому может послужить определенного ранга взаимодействие с нормами трудового права в процессе регулирования вопросов относительно государственной службы.

Что же в итоге?

Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.

Кстати, данная методика выражается посредством установления прав субъективной природы, а также соответствующих юридических обязанностей; в степени их определенности и конкретизации; в инструментах и способах организации прав субъективного характера и соответствующих обязанностей юридической направленности в области государственного управления. Кроме того, она позволяет определить конкретный механизм действия норм административно-правовой природы непосредственно на отношения управленческого типа.

Единство административного права

Как выяснилось, все охарактеризованные выше элементы тесным образом взаимосвязаны между собой. Именно поэтому организованная система знаний, которые накапливаются правовой административной наукой, отличается в первую очередь предельным уровнем единства. В процессе обозначения частей - элементов объекта этой науки - необходимо выделить первичность категорий административно-правового регулирования, носящую познавательный характер, и, конечно же, вторичность в отношении актуального административного права.

Нормативы административно-правовой направленности составляют актуальную на сегодняшний день основу административной науки, но все же настоящий смысл данные нормы обретают благодаря непосредственно собственному росту относительно общих категорий, на которых они сначала держатся, а после исчезают. Невозможно полноценным образом понять и тем более нельзя пытаться истолковать нормативы административно-правовой природы, не прибегая к помощи ключевых категорий управления. Именно поэтому административно-правовая наука так или иначе должна обеспечить разработку аппарата категорий административно-правового типа для того, чтобы на основе данного научного капитала, имеющего постоянный характер, изучать актуальные в этот момент нормы права.

Соотношение объекта и предмета науки

Важнейшим вопросом относительно теории административного права является также соотношение предмета и объекта соответствующей науки. Важно отметить, что в литературе философского и юридического характера авторами используются оба термина при условии одного и того же содержания, что весьма интересно. Таким образом, Габриэ́ль Фе́ликсович Шершене́вич, известный российский юрист, и Юрий Петрович Козлов, профессор, в 1912 и 1967 годах соответственно определяли объект и предмет науки в качестве синонимичных значений. Естественно, даже с этой точкой зрения несложно согласиться в том случае, если закрыть глаза на некоторые нюансы.

Объектом административно-правовой науки служит абсолютно вся сфера соответствующей деятельности. Так, изучение объекта науки говорит об обращении к великому множеству источников, среди которых - административно-правовые памятники, глубокие знания в отношении соответствующих категорий и актуальных нормативов, знания об управленческих процессах в государстве, деятельности органов полиции, государственного контроля и так далее. Иными словами, абсолютно любые знания, пусть даже библиографические, которые связаны непосредственно с изучением административного права иностранных государств и изображают данную отрасль права посредством произведений художественной литературы (Писемский А. Ф., «Тысяча душ»), формируют объект административно-правовой науки.

В отличие от объекта административно-правового знания, предмет ни в коем случае не может в полной мере воспроизвести перечисленные выше аспекты или даже часть из них. Почему же? Дело только в том, что многочисленные стороны и характеристики, свойственные объекту, не наделяются существенностью и актуальностью в современности (необходимо дополнить, что некоторые из них просто-напросто неизвестны). Предмет административно-правовой науки, кстати, показывается не в прямой проекции на наблюдаемую действительность, но в ходе ее деятельности познавательного характера, раскрытия внутренней сути, расчлененности на самые весомые аргументы в структурном плане. Так, обобщенные и осмысленные сведения фиксируются посредством определенных категорий (понятий) административно-правовой природы. Именно через них первоначально обеспечивает определение предмета рассматриваемой науки. Таким образом, по сравнению с объектом предмет административного права как научного знания является предельно отчетливым, строгим и принципиальным понятием.

Важно дополнить, что административное право определяется множеством источников, общее количество которых неизвестно. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема кодификации и систематизации. Современное административное право считается одной из несистематизированных областей российской правовой системы в общем аспекте. А значит, данный вопрос необходимо как можно скорее решить всеми возможными на сегодняшний день методами (а их существует немало).

Таким образом, мы выяснили, что объект административного права составляют различного рода отношения, имеющие публично-правовой характер и связанные с практическим осуществлением полномочий исполнительными государственными органами. Эти отношения могут затрагивать разные сферы жизни: административно-политическую, экономическую, социальную, культурную и так далее.

businessman.ru

Административные правоотношения понятие основные признаки структура виды

Административные правоотношения: понятие, основные признаки, структура, виды

Административно-правовые отношения– общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект– это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.

Объект управления– другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений:

Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.

В административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.

Таким образом, объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти

Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.

Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.

Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.

Действующее законодательство в целях усиления гарантий законности рассмотрения административных споров нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.

Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.

Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участниковразличаются:

- Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).

- Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).

- правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению)управленческие отношения делятся на две группы:

- внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)

- внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников)подразделяются на:

- материальные (административно-правовые),

- административно-процессуальные,

- административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защитыподразделяются на:

- защищаемые в административном порядке;

- защищаемые в судебном порядке.

studfiles.net

Задачи репродуктивного уровня

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒
  1. Какие признаки свидетельствуют о том, что административное право является публичным правом?
  2. Каково соотношение понятий "исполнительная власть", "административная деятельность" и "административное право"?
  3. Чем отличаются нормы административного права от норм конституционного, уголовного и гражданского права?
  4. Что означает императивность административно-правовых норм? Как она выражена в конкретных нормах административного права?
  5. Как соотносятся между собой материальные и процессуальные нормы административного права? Чем отличаются процессуальные нормы от процедурных?
  6. Каковы особенности изложения структурных элементов административно-правовых норм в нормативных правовых актах?
  7. Каковы признаки административно-правового института?
  8. В чем заключаются трудности кодификации административного законодательства?
  9. Как соотносятся понятия "отрасль административного права" и "административное законодательство"?
  10. Назовите правила разрешения коллизий административно-правовых норм?
  11. Какое место в системе источников административного права занимают административные договоры и судебные акты?
  12. Можно ли утверждать, что все общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти, имеют форму административно-правовых отношений, то есть урегулированы нормами административного права?
  13. Идентичны ли понятия "субъект административного права" и "субъект административно-правового отношения"?
  14. По каким признакам (чертам) административные отношения отличаются от конституционных, трудовых, гражданских, уголовно-правовых отношений?
  15. Как соотносятся между собой понятия "предмет" и "объект" административных правоотношений?
  16. В чем различие "вертикальных" и "горизонтальных" административных правоотношений?
  17. Дайте характеристику понятия "властеотношения".
  18. Чем объясняется то, что содержание административных правоотношений не имеет взаимно-предоставительного характера в отличие от гражданских трудовых правоотношений?
  19. Почему административно-правовые отношения относятся к категории публичных правоотношений?
  20. Какие юридические факты в административном праве имеют доминирующее значение как основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений?
  21. В системе административных правоотношений имеются правоотношения, возникающие на основе соглашений между субъектами административного права. В чем их отличия от гражданских договорных отношений?
  22. Как соотносятся понятия "правовой статус" и "административно-правовой статус" граждан? Регулируют ли нормы Конституции РФ административно-правовой статус граждан?
  23. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан?
  24. Что означает понятие специальной правоспособности и дееспособности? Приобретению каких прав она должна предшествовать?
  25. В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособности по сравнению с гражданской правоспособностью и дееспособностью?
  26. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан?
  27. Перечислите права, включаемые в административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
  28. Что такое специальные административные права? В каком порядке они приобретаются?
  29. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Каковы основания и пределы подобных ограничений?
  30. Каково соотношение общего и специальных административно-правовых статусов граждан? Какие виды специальных статусов можно привести в качестве примеров?
  31. Какие права граждан Российской Федерации не могут реализовывать иностранцы и лица без гражданства?
  32. Назовите известные вам виды специальных административных жалоб.
  33. Назовите отличительные черты судебной жалобы в рамках административной юстиции.
  34. Ограничивает ли последовательный (ступенчатый) порядок обжалования (вначале в вышестоящий орган, а затем в суд) право граждан на судебную защиту?
  35. Существует ли административный порядок возмещения вреда гражданам?
  36. За чей счет возмещается вред, причиненный незаконными действиями публичных должностных лиц?
  37. Какие организационно-правовые формы предприятий вы знаете?
  38. Как подразделяются государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества? В чем заключаются отличия между ними?
  39. Укажите роль государства по отношению к негосударственным предприятиям.
  40. Назовите основные обязанности общественных объединений.
  41. Какие органы осуществляют государственную регистрацию общественных объединений?
  42. Назовите особенности создания, деятельности и государственной регистрации политических партий.
  43. Расскажите о государственной поддержке, оказываемой молодежным и детским объединениям.
  44. В каких случаях может быть отказано в государственной регистрации религиозного объединения?
  45. Укажите основания для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения.
  46. Какой порядок установлен по регулированию деятельности иностранных религиозных организаций.
  47. Допускается ли создание религиозных объединений в воинской части? Возможно ли проведение религиозных обрядов на территории воинской части?
  48. Что понимается под единой системой исполнительной власти в Российской Федерации? При помощи каких административно-правовых средств она обеспечивается?
  49. Какое место занимает Президент Российской Федерации в системе исполнительной власти?
  50. Назовите отличительные признаки исполнительной власти от других видов государственной власти.
  51. Назовите признаки, отличающие орган исполнительной власти от других государственных органов и государственных учреждений.
  52. Какие виды структурных подразделений органов исполнительной власти вы знаете?
  53. Какие организационно-правовые средства свидетельствуют о коллегиальности в деятельности органа исполнительной власти? Какие из федеральных органов исполнительной власти являются коллегиальными? В чем это проявляется?
  54. Перечислите полномочия Президента Российской Федерации и полномочия Правительства Российской Федерации по руководству федеральными органами исполнительной власти?
  55. Дайте характеристику территориальным федеральным органам исполнительной власти, находящимся в двойном подчинении.
  56. В каком порядке назначаются на должности руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти?
  57. Назначение каких должностных лиц исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации может подлежать согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации?
  58. Какие виды исполнительных органов государственной власти субъекта РФ вы знаете?
  59. Кто является главой исполнительной власти, в период, когда избранный глава не может исполнять свои обязанности?
  60. Как соотносятся между собой понятия «государственная должность» и «должностное лицо»?
  61. Назовите признаки, отличающие государственную службу от иных видов службы.
  62. Назовите отличительные признаки федеральной государственной службы.
  63. В чем особенность правового регулирования гражданской государственной службы субъектов Российской Федерации?
  64. Как соотносятся между собой понятия «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «служащий государственной организации», «служащий государственного предприятия, учреждения»?
  65. Какое юридическое значение имеет реестр государственных должностей государственной службы?
  66. Из каких стадий складывается процесс прохождения государственной службы?
  67. Как соотносятся между собой конкурс и назначение на государственную должность, конкурс и квалификационный экзамен?
  68. В каких случаях при поступлении на государственную службу устанавливается испытательный срок?
  69. С какой целью проводится аттестация государственных служащих и какие последствия она влечет?
  70. Как соотносятся между собой квалификационные разряды государственных служащих и воинские и специальные звания?
  71. Служба в каких государственных органах и организациях относится к военной службе?
  72. Назовите отличительные признаки военной службы и признаки правоохранительной службы.
  73. Из каких стадий складывается процесс прохождения военной и правоохранительной службы?
  74. Каким способом замещаются военные должности высшего начальствующего состава?
  75. Какие меры поощрения предусмотрены законодательством для военных и служащих правоохранительных органов?
  76. В каких случаях военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности?
  77. По каким основаниям возможно прекращение военной службы?
  78. Как соотносятся понятия "административный акт" и "акт органов исполнительной власти"?
  79. В чем выражается подзаконность актов государственной администрации?
  80. Какие виды временных актов государственной администрации вы знаете?
  81. В каких случаях возможно приостановление действия административного акта?
  82. Является ли административным актом акт документальной проверки, проведенной контролирующим органом?
  83. В каком порядке возможна отмена административного акта вследствие его нецелесообразности?
  84. В чем разница между отменой акта и его аннулированием?
  85. Что означает предварительное решение органа исполнительной власти? Какие виды предварительных решений вы знаете?
  86. Приведите примеры ничтожных административных актов?
  87. Какие виды правовых актов нижестоящего органа вышестоящий орган исполнительной власти не вправе отменить по мотиву их нецелесообразности?
  88. Как соотносятся понятия «принуждение», «административное принуждение», «принуждение по административному праву», «административно-правовое принуждение»?
  89. Перечислите сферы общественной жизни, в которых применяются меры административно-правового принуждения.
  90. Дайте общую характеристику законодательства, регулирующего административно-правовое принуждение.
  91. Назовите основания для применения административно-восстановительных мер.
  92. К какой группе мер относится превентивное административное задержание?
  93. Назовите особенности чрезвычайных мер административно-правового принуждения.
  94. Какими юридическими свойствами должен обладать субъект публичной власти, реализующий меры административно-правового принуждения?
  95. Какие органы государственной и муниципальной власти вправе принимать нормативные правовые акты, предусматривающие возможность применения мер административно-правового принуждения?
  96. Что означает принцип адекватности мер административного принуждения?
  97. На примере действующего законодательства покажите особенность принципа "экономии репрессий" при применении мер административно-правового принуждения.
  98. К какому виду мер государственного воздействия следует отнести лишение статуса вынужденного переселенца и снятие безработного гражданина с регистрационного учета? Являются ли они мерами административного принуждения?
  99. Дайте понятие и определите особенности административно-процессуальных норм.
  100. Раскройте понятие и особенности административно-процессуальных отношений.
  101. Охарактеризуйте стадии административного процесса.
  102. Перечислите стадии производства по принятию нормативных актов государственного управления.
  103. Какие стадии можно выделить в поощрительном производстве?
  104. Перечислите разновидности регистрационного производства. Укажите правовые основы каждой разновидности регистрационного производства.
  105. Выделите и раскройте все стадии лицензионного производства.
  106. Каково назначение принципа законности в деятельности государственной администрации?
  107. Как соотносятся понятия "контроль", "надзор", "контрольно-надзорная деятельность"?
  108. Какие виды контроля можно выделить, используя такие критерии, как: субъект контроля, объект контроля, время осуществления?
  109. Чем отличается административный контроль от административного надзора?
  110. Какими полномочиями обладает Главное контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации в отношении федеральных органов исполнительной власти?
  111. Раскройте содержание парламентской процедуры "правительственного часа".
  112. Какие виды депутатских запросов к должностным лицам исполнительной власти вы можете назвать?
  113. Назовите средства прокурорского реагирования на незаконные акты государственной администрации.
  114. Какими полномочиями обладает должностное лицо, осуществляющее ведомственный административный контроль?
  115. Назовите условия наступления административной ответственности для должностных лиц.
  116. В чём состоят особенности административной ответственности несовершеннолетних?
  117. Сопоставьте принцип индивидуализации административной ответственности с принципом равенства всех перед законом.
  118. Сравните административную ответственность с другими видами ответственности. Чем она отличается от уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, конституционной, ответственности по НК РФ?
  119. Раскройте принцип презумпции невиновности в административном праве. Соотнесите его с презумпцией невиновности в уголовном праве.
  120. Для чего необходимо выделять такой признак административного правонарушения, как общественная вредность деяния?
  121. Что означает противоправность административного правонарушения?
  122. Что понимается под термином "правонарушения по вопросам федерального значения"?
  123. Дайте понятие объективно противоправного деяния.
  124. Какие формы соучастия знает институт административной ответственности?
  125. Какие формы законодательного регулирования административной ответственности используют субъекты РФ?
  126. Назовите обстоятельства, с которыми связано прекращение длящегося правонарушения.
  127. Чем продолжаемое правонарушение отличается от повторного?
  128. Какие признаки учитываются при оценке правонарушения как малозначительного?
  129. Назовите условия применения института крайней необходимости.
  130. Назовите признаки невменяемости.
  131. Что означает требование индивидуализации административного наказания?
  132. Раскройте принцип соразмерности административного наказания.
  133. Что означает поглощение одного административного наказания другим и в каких случаях оно происходит?
  134. Что означает принцип "экономии репрессии"?
  135. Какой максимальный размер административного штрафа может быть назначен по КоАП РФ?
  136. Что означает императивность и альтернативность дополнительного административного наказания?
  137. Назовите виды специальных прав, лишение которых КоАП РФ относит к административному наказанию.
  138. Каким способом исчисляются "длящиеся" административные наказания?
  139. В каком порядке решается вопрос о назначении наказания депутатам, судьям, военнослужащим?
  140. Какие способы исчисления административного штрафа вы знаете?
  141. К какому имуществу не может быть применено такое наказание, как конфискация?
  142. Чем административное выдворение отличается от депортации?
  143. Какие должностные лица исполнительных органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях?
  144. Что означает исключительная, альтернативная и условная административная подведомственность?
  145. Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ?
  146. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
  147. Что такое стадия производства и какими признаками она обладает?
  148. Что такое этап стадии производства и какими признаками он обладает?
  149. Какие виды стадий и этапов в производстве вы можете назвать?
  150. В каких случаях предусмотрено проведение упрощенного производства?
  151. Какие виды ходатайств может подать лицо, в отношении которого ведется производство по делу?
  152. Чем отличается деятельность судьи, рассматривающего дела об административных правонарушениях, от деятельности должностного лица исполнительного органа?
  153. Какие особенности вы можете назвать в деятельности коллегиальных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях?
  154. Что означает требование достоверности, допустимости и достаточности доказательств по делу?
  155. Что такое предмет доказывания по делу и какие обстоятельства в него входят?
  156. Какие виды специальных технических средств, используемых в качестве средства доказывания в производстве, вы знаете?
  157. Как оформляется процессуальный статус потерпевшего?
  158. Назовите основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики.
  159. Назовите известные вам формы публичного признания правоспособности хозяйствующих субъектов.
  160. Что понимается под техническим регулированием и единством измерений?
  161. Назовите известные вам формы технического регулирования.
  162. Что такое особая экономическая зона? Какие виды особых экономических зон установлены действующим законодательством?
  163. Что понимается под государственным сектором экономики?
  164. С какой целью создается государственный материальный резерв? Каким органом осуществляется управление государственным материальным резервом?
  165. Как в российском законодательстве определяется монополистическая деятельность? Перечислите виды монополистической деятельности.
  166. Назовите органы межотраслевого государственного управления экономикой.
  167. Раскройте систему и виды образовательных программ.
  168. Раскройте содержание образовательной программы.
  169. Перечислите виды образовательных организаций.
  170. Какие виды высших учебных заведений Вы знаете? В чем их отличие друг от друга?
  171. Расскажите о государственной аккредитации высших учебных заведений. Каким органом она осуществляется?
  172. Каким образом осуществляется управление деятельностью высшего учебного заведения?
  173. Раскройте организационно-правовой статус высшего учебного заведения.
  174. Что понимается под научной организацией? Какие виды научных организаций Вы знаете?
  175. Перечислите виды научных исследований, составляющих структуру современной науки.
  176. Что понимается под здравоохранением в узком и в широком смысле?
  177. Какие типы и виды учреждений здравоохранения Вы знаете?
  178. Раскройте организационно-правовые основы оказания первой медицинской помощи скорой медицинской помощи.
  179. Какие задачи и функции выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования?
  180. Расскажите о Фонде социального страхования РФ.
  181. Каким образом осуществляется государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения?
  182. За какие нарушения санитарного законодательства установлена административная ответственность?
  183. Назовите орган, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств.
  184. Раскройте содержание социального обслуживания, социальной службы, системы социальных служб.
  185. Перечислите виды социального обслуживания. В отношении каких лиц и в каких случаях осуществляется социальное обслуживание?
  186. Раскройте организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
  187. Расскажите о социальной защите инвалидов.
  188. В каком порядке и при каких условиях граждане признаются безработными?
  189. Какие гарантии предоставляются безработным гражданам?
  190. Раскройте сущность государственной политики в области содействия занятости населения.
  191. Дайте общую характеристику современной Военной доктрины Российской Федерации.
  192. Расскажите о военной организации Российской Федерации.
  193. Какие действия иностранных государств признаются агрессией, направленной против Российской Федерации?
  194. Укажите место Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в системе управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Перечислите задачи, выполняемые Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
  195. Раскройте структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.
  196. Какими полномочиями обладают Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в сфере руководства Вооруженными Силами Российской Федерации?
  197. Раскройте понятие и значение военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации.
  198. Назовите основные задачи военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации.
  199. Каким образом назначается и освобождается от должности командующий военным округом Вооруженных Сил Российской Федерации? Какие задачи на него возложены?
  200. Расскажите о военных комиссариатах. Какие задачи онивыполняют?
  201. Раскройте содержание следующих понятий: «гражданская оборона», «служба гражданской обороны», «силы гражданской обороны».
  202. Перечислите полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Каким образом осуществляется управление гражданской обороной?
  203. Что понимается под воинским учетом? По какому признаку отличается общий воинский учёт от специального? Какие органы осуществляют постановку на воинский учет?
  204. Какой порядок призыва на воинскую службу и прохождения воинской службы установлен российским законодательством?
  205. Рассмотрите порядок введения режима чрезвычайного положения. Назовите, в каких случаях вводится этот режим.
  206. Укажите, на какой срок может вводиться режим чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях.
  207. Перечислите, какие меры и временные ограничения могут предусматриваться при введении режима чрезвычайного положения.
  208. Раскройте содержание режима военного положения и порядок его введения.
  209. Назовите основания для введения режима военного положения.
  210. Перечислите, какие меры и временные ограничения могут предусматриваться при введении режима военного положения.
  211. 21. Раскройте содержание оперативно-розыскной деятельности. Перечислите её задачи. Назовите основания проведения оперативно-розыскной деятельности.
  212. Расскажите о правовом регулировании частной детективной и охранной деятельности.
  213. Какие виды услуг по закону разрешено предоставлять в целях сыска и в целях охраны? Какие запреты установлены в деятельности частных детективов? В каких случаях частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства?
  214. Перечислите основные задачи МВД России.
  215. Раскройте структуру органов внутренних дел.
  216. Назовите основные задачи и функции органов внутренних дел.
  217. Раскройте систему полиции и её подчиненность.
  218. Назовите основные задачи криминальной полиции. Какие подразделения входят в криминальную милицию?
  219. Какие задачи возложены на полицию общественной безопасности? Раскройте структуру полиции общественной безопасности.
  220. Перечислите основные задачи федеральной миграционной службы.
  221. Расскажите об установленном российским законодательством порядке предоставления политического убежища.
  222. Назовите условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками милиции.
  223. Какими административными полномочиями обладают сотрудники милиции в процессе осуществления служебной деятельности?
  224. Что понимается под иммиграционным контролем?
  225. Расскажите об условиях и порядке выдачи разрешений на привлечение в Россию иностранной рабочей силы. Назовите орган, осуществляющий выдачу этих разрешений и контроль за их использованием.
  226. Перечислите основные задачи и функции Министерства юстиции РФ.
  227. Какие задачи выполняет Федеральная служба исполнения наказаний? Назовите структурные подразделения этой службы.
  228. Расскажите о Федеральной службе судебных приставов, о деятельности судебных приставов.
  229. Какие нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации?
  230. Каким образом осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов? В какие сроки она производится?
  231. Расскажите о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
  232. Укажите особенности регистрации уставов общественных и религиозных объединений.
  233. Раскройте содержание контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата со стороны Федеральной регистрационной службы.

 

Читайте также:

lektsia.com

Тема 3 административные правоотношения

  1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

  2. Структура административно-правовых отношений.

  3. Виды административно-правовых отношений.

  4. Субъекты административно-правовых отношений.

  5. Юридические факты в административном праве.

Нормативные правовые акты и судебная практика

Конституция РФ.

КоАП РФ

Таможенный кодекс РФ.

Налоговый кодекс РФ.

Градостроительный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. с посл. изменениями. // Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта «б» ч.1 ст.1 Закона Республики Мордовия «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» // ВКС. 1997. № 4.

Дополнительная литература

Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.

Коваль Л.В. Административно - деликтное отношение. Киев. 1979.

Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение, 2000. № 1.С.257-271.

Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.

Сорокин В.Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.

Темы научных докладов и курсовых работ

  • Юридические факты в административном праве.

  • Особенности «горизонтальных» административных правоотношений.

  • Особенности координационных административных правоотношений.

  • Взаимодействие охранительных и регулятивных административных правоотношений.

  • Особенности субъектного состава в административных правоотношениях.

  • Применение норм гражданского права в административных правоотношениях.

Контрольные вопросы

  1. Можно ли утверждать, что все общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти, имеют форму административно-правовых отношений, т.е. урегулированы нормами административного права?

  2. Идентичны ли понятия “субъект административного права” и “субъект административно-правового отношения”?

  3. По каким признакам (чертам) административные отношения отличаются от конституционных, трудовых, гражданских, уголовно-правовых правоотношений?

  4. Как соотносятся между собой понятия «предмет» и «объект» административных правоотношений?

  5. В чем различие «вертикальных» и «горизонтальных» административных правоотношений?

  6. Дайте характеристику понятия «властеотношения».

  7. Чем объясняется, что содержание административных правоотношений не имеет взаимно-представительского характера, в отличие от гражданских, трудовых правоотношений?

  8. Почему административно-правовые отношения относятся к категории публичных правоотношений?

  9. Какие юридические факты в административном праве имеют доминирующее значение как основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений?

  10. В системе административных правоотношений имеются правоотношения, возникающие на основе соглашений между субъектами административного права. В чем их отличие от гражданских договорных отношений?

  11. В чем проявляется ограниченность судебного порядка разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений?

studfiles.net

30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма правасвязывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

в результате действий лиц и органов;

в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются действия:

правомерные;

неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушениякак наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например,  достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.

studfiles.net