Какие дела рассматривают мировые судьи, компетенции судей. Как работает мировой суд


24.Мировые судьи, их полномочия и организация работы.

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК.Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПКмировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела:

  1. о выдаче судебного приказа;

  2. о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

  3. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

  4. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

  5. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

  6. дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

  7. дела об определении порядка пользования имуществом;

  8. иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПКмировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказаниене превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

studfiles.net

какие дела рассматривают мировые судьи

Юридическая консультация > Административное право > Какие дела рассматривают мировые судьи, компетенции судей

В юридической практике разных стран мировыми судьями обычно называют людей, имеющих право выполнять функции мировых судов. Последние считаются первичными судебными органами, которые рассматривают малозначительные дела в рамках упрощенной процедуры. Теоретически рассмотрение дела мировым судьей означает широкое привлечение общественности.

О данном виде судопроизводства

Какие дела рассматривают мировые судьи

Понятие «мировые судьи» возникло достаточно давно

Первые суды подобного типа возникли в Англии в 14 веке и решали широкий круг вопросов местного самоуправления. В наши дни их функции, как правило, ограничены правовой сферой или рассмотрение дел в судах считается приоритетным.

Все большее значение приобретает их предупредительная деятельность, направленная на решение проблемных ситуаций в рамках закона и справедливости. Принимая законные решения, судьи предотвращают противоправное поведение.

Важно отметить одно существенное отличие от других судебных инстанций. Эти судьи или суды могут работать согласно упрощенной процедуре. То есть, судья вправе или должен выносить решения самостоятельно, не привлекая присяжных, и в более сжатые сроки.

В дополнение укажем ряд особенностей правого регулирования их деятельности в Российской Федерации. Во-первых, в российских законах нет понятия мировых судов. Указанные судьи действуют как низшие звенья судебной системы в рамках выделенных им участков с населением от 15000 до 23000 человек. Вышестоящими органами считаются районные суды.

Во-вторых, они входят в единую систему российских судебных органов. Это обозначено ст.4 Федерального Конституционного закона о «О судебной системе Российской Федерации», принятого 31.12. 1996г. Участки их действия формируются согласно законам субъектов РФ, которые финансируют работу судей.

Конкретные права, обязанности, сферы компетенции и действий мировых судей указаны в федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации». Его положения указывают и регулируют ключевые принципы и процедуры организации и работы этих судей, их юрисдикцию и характеристики правового положения.

Ниже пойдет речь о том, какие дела должны, а какие дела не должны рассматриваться в таких судебных инстанциях. Таким образом, мировые суды как институт управления созданы давно, но сегодня они занимаются в основном рассмотрением малозначительных дел и работают по упрощенным процедурам.

Общая информация о компетенции судей

Какие дела рассматривают мировые судьи

Мировые судьи рассматривают как уголовные, так и административные дела

Российское законодательство четко выделяет полномочия мировых судей, тем самым обозначая их особое место и роль в системе судебной власти. Их работа состоит в основном в разбирательстве и вынесении судебных решений по уголовным и гражданским делам, а также делам, касающимся административных правонарушений.

Любые дела ведутся мировыми судьями единолично. Они рассматривают ситуации по существу, давая им правовую оценку.

Как уже отмечалось, закон считает их низшим звеном судебной системы РФ, рассматривающим незначительные дела. Помимо упрощенной процедуры и личных решений их отличает и уровень общегосударственного управления. Входя в подсистему российских гражданских судов, они не являются федеральными судами.

Их следует считать судебными органами субъектов РФ. Сроки полномочий судей определяются правом субъектов федерации. Люди либо назначаются на эти должности законодательными или представительными органами федеративных субъектов, либо избираются жителями соответствующего судебного участка. При этом их функции аналогичны обязательствам их коллег из других учреждений:

  1. реализация правосудия;
  2. проверка законности и правовой обоснованности решений и работы учреждений местного самоуправления, чиновников и управленцев;
  3. контроль за выполнением судебных решений, оформленных в виде приговора или иным законным способом;
  4. участие в создании институтов сообщества судей.

Их полномочия должны реализовываться согласно установленному порядку на единых для всех представителей данной профессии принципах, которые служат фундаментом всех органов судебной системы РФ и основой их работы.

Работу указанных судей обеспечивает их аппарат. Его структуру и штатное расписание устанавливают местные законы субъектов РФ. Подробнее об их юрисдикции в разных отраслях права написано ниже. Здесь мы напомним, что они занимаются уголовными и гражданскими делами, делами об административных нарушениях.

Следовательно, рассматриваемая судебная инстанция находится в самой низшей части системы правосудия и работает на местном уровне, не входя в структуру учреждений общегосударственного значения.

Рассмотрение уголовных дел мировым судьей

Какие дела рассматривают мировые судьи

Полномочия мировых судей четко обозначены Законодательством

Ч.1 ст. 31 уголовно-процессуального кодекса России гласит, что рассмотрение дел об уголовных правонарушениях, для которых не предусмотрен наибольший срок наказания, превышающий 3 года, должно проводиться мировыми судами, за исключением правонарушений, наказываемым согласно статьям Уголовного кодекса РФ перечисленным там же.

К преступлениям, на которые не распространяется их подсудность, относятся:

  • некоторые части статей 107, 108 и 109, связанных с убийством в состоянии аффекта и иными неумышленными действиями, приведшими к смерти;
  • статьи 134 и 135, касающиеся сексуальных отношений с несовершеннолетними и развратных действий;
  • некоторые противоправные действия в экономической сфере. Например, регистрация незаконных операций с недвижимым имуществом, занесение ложных сведений в технические схемы или межевые планы, разглашение коммерческой тайны и др.;
  • служебные злоупотребления;
  • ряд преступлений, угрожающих здоровью и общественной нравственности;
  • нарушение общественной безопасности в атомной энергетике, при проведении горных или взрывоопасных работ;
  • действия, наказываемые по статьям 263 ч.1, 266 ч.1, 264 ч.1., 269 ч.1, 271, 272 ч.1, 273 ч.1. Они связаны с обеспечением безопасной работы транспорта;
  • часть противоправных поступков, направленных против учреждений государственного управления и государственной службы.

Учреждение данного института существенно облегчило работу районных судов, так как к мировым судьям перешли дела по хулиганству, автомобильным кражам и иным распространенным нарушениям закона, не представляющим большой угрозы для общества в целом.

Таким образом, эти судьи рассматривают большинство преступлений малой и средней тяжести, исключая те, которые требуют специальных знаний, экспертиз и навыков.

Гражданские дела и дела об административных правонарушениях, которые подлежат юрисдикции мировых судей

Какие дела рассматривают мировые судьи

Какие дела рассматривают мировые судьи, указано Законом

В офисах указанных судебных работников принимаются решения по таким видам гражданских дел:

  1. составление и предоставление судебного приказа;
  2. развод, если не установлены разногласия между супругами по поводу судьбы детей;
  3. раздел имущества, которое было нажито при совместной жизни супругов. Цена имущества не играет роли;
  4. различные правовые вопросы семейных отношений, несвязанные с правами на отцовство или его установлением, усыновлением или удочерением детей, лишением родительских прав;
  5. спорные имущественные вопросы. При этом общая цена иска не должна превышать 500 минимальных сумм оплаты труда, которые установлены на дату подачи искового заявления;
  6. проблемные ситуации из области трудового законодательства, кроме вопросов восстановления на работе и разбирательства трудовых споров;
  7. определение правил и организации пользования имуществом;
  8. другие вопросы, предусмотренные федеральными законами.

В судебной практике часто бывают ситуации, когда объединяются связанные требования, меняется предмет иска, подаются встречные иски. В таких обстоятельствах может случиться, что часть требований уходит в компетенцию районного суда, а остальные остаются у судьи. Поскольку подсудность меняется, то судья обязан вынести определение, согласно которому дело передается в райсуд. Он же обязуется осуществить эту процедуру.

Помимо уголовных и гражданских дел, мировой судья выносит вердикты по административным правонарушениям, указанным Кодексом об административных правонарушениях РФ, согласно полномочиям, обозначенным в его главе 23.

Следовательно, рассматриваемые судьи принимают решения по широкому спектру спорных ситуаций из области гражданского права, исключая сложные обстоятельства, специально оговоренные законами и подлежащие юрисдикции других учреждений.

Мнение юриста-эксперта:

В России мировые судьи появились в результате судебной реформы 1864 года. Основное назначение таких судов было примирение конфликтующих сторон. В современной России эта функция утрачена. Мировые судьи, по сути, ничем не отличаются от федеральных судей.

Есть только два значимых отличия. Первое – мировые судьи, как это отмечено в статье, действуют на основании как федеральных законов, так и на основе регионального законодательства. И финансируются они из регионального бюджета. торое отличие состоит в ограниченных полномочиях мировых судей. Они рассматривают наиболее простые уголовные и гражданские дела, и многие дела об административных правонарушениях.

Сама процедура судопроизводства проводится на исключительно основе федерального процессуального законодательства.

Видео о том, как правильно определить в какой суд нужно подать исковое заявление:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

Мировой суд

Понятие мирового суда

Определение 1

Под мировым судом понимают суд общей юрисдикции, который существует в субъектах РФ и входит в единую систему судов, при этом он занимает важное положение.

Необходимо отличать такие понятия, как «мировой суд» и «мировой судья». C одной стороны, мировой суд – это конкретный орган судебной власти. С другой стороны, мировой судья – это должностное лицо, реализующее полномочия в сфере судебной власти в составе мирового суда. Подобное смешение понятий происходит постольку, поскольку в разных нормативных актах используются разные понятия, что и производит некое недопонимание в значении данных понятий.

Примерно в 1990-х гг. появление мировых судов спровоцировала большая нагрузка на иные суды, так как даже при увеличенном составе районные и областные суды перестали справляться с работой. Тогда было задумать создать новый суд, который стал бы низшим звеном в судебной системе и разгрузил бы остальные суды. Присвоение старинного названия «мировые судьи» было обусловлено политическим ходом. Историческая правопреемственность данного понятия, которое существовало длительное время в дореволюционной России, должна была создать доверие народа к данному органу.

Первоначально предполагалось, что будут существовать 2 категории судов:

  • участковые;
  • специализированные.

Предполагалось, что участковые суды должны были рассматривать категорию уголовных и гражданских дел, а вторые будут реализовывать контрольные функции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Но на практике такое разделение оказалось неэффективным и так и не было введено в действие.

В 1992 г. соответствующие положения о мировых судьях были внесены в Конституцию, что обусловило их закрепление на конституционном уровне. Согласно ст. 164 прежней Конституции РФ мировые судьи должны были избираться населением того округа, где они находились, а их полномочия действовали в течение 5 лет. Однако на практике вышеуказанные положения так и не были введены в действие, оказавшись неработающими.

Замечание 1

Конституция 1993 г., которая пришла на смену предыдущей, не упоминала понятие мировых судов, поэтому данный суд существовал не везде. В дальнейшем в 1998 г. был принят ФЗ «О мировых судьях в РФ», после вступления в законную силу данного закона были созданы судебные участки и назначены мировые судьи на территории всей России, данный процесс был завершен в течение нескольких лет.

В настоящее время в России нет органа «мировой суд», но есть мировые судьи, которые, в свою очередь, являются судьями общей юрисдикции. Наряду с федеральными судами они входят в судебную систему РФ. Именно законы субъектов РФ устанавливают порядок назначения судей. Финансирование мировых судов осуществляет за счет средств федерального бюджета, так же в связи с удаленностью от центра финансированием данной категории судов занимаются и территориальные управления (отделы) в субъектах РФ. Если необходима организация дополнительных мероприятий, их организует субъект РФ в лице своих уполномоченных органов.

Замечание 2

Чаще всего мировыми судьями выносятся обвинительные приговоры. За время существования судов только в 2015 г. был вынесен первый оправдательный приговор.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи

К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования:

  • наличие высшего юридического образования, которое необходимо ему для осуществления данного вида деятельности;
  • отсутствие судимости или уголовного преследования, которое было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • отсутствие гражданства или вида на жительство другого государства;
  • полная дееспособность;
  • отсутствие диспансерного учета у нарколога и психиатра, иных заболеваний, препятствующих осуществлению функций судьи;
  • возрастом от 25 лет при условии наличия стажа по юридической специальности не менее 5 лет (однако, это не любой вид юридической деятельности), не совершавший порочащих честь поступков.

Кроме того, от кандидатов требуется сдача специального квалификационного экзамена, получение рекомендации квалификационной коллегии судей от своего субъекта. Однако последний двух требований лицо освобождает наличие стажа работы на должности федерального судьи, если он отработал не менее 5 лет.

Компетенция мировых судей

Судьи рассматривают уголовные и гражданские дела по своей подследственности, а также ряд дел, связанных с административными правонарушениями. По итогам рассмотрения любого дела суд принимает решение по делу, которое либо признает лицо (физическое или юридическое) виновным в совершении нарушения, либо не признает.

Приговор выносится только по уголовным делам, как мы уже упоминали, он может быть обвинительным или оправдательным.

Иные судебные решения принимаются по гражданским и административным делам. Гражданские дела в основном касаются вопросов выдачи судебного приказа, развода между супругами (однако не все случаи рассматриваются мировыми судами, например, если имеется спор о детях, где и с кем они будут проживать, данную категорию дел рассматривает районный суд). Кроме того, рассматриваются вопросы установления отцовства и материнства, усыновления, ряд имущественных споров.

На сегодняшний день реформу мировых судов можно признать вполне успешной, так как они успешно действуют, обслуживают значительные участки, рассматривают большой пласт дел, в основном гражданские, а также уголовные, чаще всего по кражам, нанесению телесных повреждений. Предыдущий опыт позволил не только создать эффективную нормативно-правовую базу в данной сфере, но и сформировать качественно новую методику работы правоохранительных органов в обозначенной сфере.

Замечание 3

Между тем, в некоторых государствах мировые судьи не существовали никогда. В то же время в Англии, которая отличается от России наличием прецедентного права, первые мировые судьи были созданы еще в 1344 г. и выступали в качестве хранителей мира.

spravochnick.ru

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Институт мировых судей является не новым в зарубежной юстиции и действует на территории многих государств, таких как США, Греция, Англия, Италия и других. Введение института мирового судейства в начале XX века поставило Россию в один ряд с цивилизованными странами с развитой разветвленной судебной системой.

В настоящее время роль мировых судов увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел мировыми судьями.

Особенности организации деятельности мировой юстиции связаны с тем, что, с одной стороны, данные суды составляют одно из звеньев судебной системы Российской Федерации, как суды общей юрисдикции. С другой стороны, они характеризуются как суды субъектов Российской Федерации. Данный факт предопределяет особенности организации их деятельности.

Правильная организация работы судов ведет к высокому качеству осуществления правосудия и выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Организация деятельности судов, в том числе мировых судов, должна включать анализ следующих аспектов их деятельности:

1)        организацию делопроизводства;

2)        организацию рассмотрения дел в различных инстанциях;

3)        организацию работы по подготовке дел к судебному разбирательству;

4)        организацию работы по обращению к исполнению судебных решений;

5)        организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

6)        организацию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан;

7)        организационное обеспечение судов;

8)        организацию работы аппарата судов.

Таким образом, можно дать условное определение, что организация деятельности судов — это планомерное и продуманное устройство работы судов [4, с. 26].

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1.         Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2.         Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3.         Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия [2, с. 42].

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия.

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи [6, с. 120].

Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка имеет целью приближения суда к населению. Данной цели возможно достигнуть в случае, если мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье прежде всего в силу территориальной близости.

Переходя к проблеме осуществления мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

Однако, на практике складывается ситуация, отсутствует возможность раздельного размещения мировых судей на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре. Такая ситуация наиболее характерна для крупных городов, что отрицательно сказывается на доступности мировой юстиции для граждан, поскольку преимущество получают только граждане, место жительство которых ближе расположено к районному центру и месту нахождения помещения мировых судей.

Принцип осуществление деятельности в пределах судебных участков на практике привел к неравномерности распределения между мировыми судьями нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Хабаровского края за 12 месяцев 2013 г. мировым судьей судебного участка Комсомольского района Хабаровского края № 54 рассмотрено 64 уголовных дела, 832 гражданских, 1018 дел об административных правонарушениях, общая нагрузка составила 190 дел, в то время как мировым судьей судебного участка № 33 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре рассмотрено 81 уголовных дел, 2606 гражданских и 941 дел об административных правонарушениях. Общая нагрузка данного судьи составила 346 дел. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается почти в 2 раза [8].

Большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на доступное правосудие.

Как показывают статистические данные, загруженность мировых судов определяется не количеством жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, степенью концентрации объектов производства, уровнем преступности и другими особенностями местности.

Исходя из указанной проблемы, представляется целесообразным внести изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», расширив территориальные показатели для создания судебных участков из расчета численности от 10 до 40 тысяч человек. В данных рамках у субъектов РФ будет больше возможности решения проблемы повышенной нагрузки путем изменения границ судебных участков.

Проблема временного увеличения нагрузки вполне может быть разрешена путем привлечения к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи, судьи, находящегося в отставке.

Представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» положениями, регламентирующими положение добавочных мировых судей, которые бы отличались от участковых мировых судей только отсутствием конкретного судебного участка, а их назначение на участок осуществлялось бы председателем суда уровня субъекта РФ.

Институт добавочных судей уже знаком судебной системе России. Так, согласно ст. 45.1 Уголовного судебного уложения с 1886 г. вводились добавочные мировые судьи, которые назначались постановлением съезда мировых судей для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае их устранения, отсутствия, болезни, смерти, а также для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами [5, с. 59].

Таким образом, организация работы мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организации работы в других звеньях судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту:

1)        полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их равными полномочиям председателей судов;

2)        уменьшение нижней и увеличение верхней границы количества населения на один судебный участок;

3)        создание не менее двух судебных участков в судебном районе;

4)        размещение мирового судьи непосредственно на территории судебного участка;

5)        введение добавочных мировых судей для привлечения к отправлению правосудия в случае временного увеличения нагрузки мировых судей;

6)        установить, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей может быть не только возложено председателем районного суда на мирового судью ближайшего судебного участка либо, если это невозможно по каким-либо причинам (в районе — один судебный участок и т. п.), председателем суда соответствующего субъекта РФ на мирового судью ближайшего судебного участка другого района, но и на судью в отставке.

Предлагаемые изменения в законодательстве, направленные на эффективную организацию деятельности мировых судей при осуществлении ими судебной власти, приведут к повышению уровня защиты прав граждан в Российской Федерации.

Особенностями организационного обеспечения деятельности мировых судей, отличающие его от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, являются:

1.    Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

2.    Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств бюджета субъектов РФ.

3.         Количество работников аппарата мирового судьи и порядок их назначения.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей в части их финансирования осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Финансирование судов из федерального бюджета направлено на повышение их самостоятельности и независимости. В связи с этим положения законодательства, устанавливающие материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, возмещение процессуальных издержек за счет средств бюджета субъектов РФ, прямо противоречат ст. 124 Конституции РФ, устанавливающей финансирование судов только из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В научной литературе уже указывалось, что недопустимо расчленять конституционное понятие «финансирование судов» на «собственно финансирование» и «материально-техническое обеспечение», так как это прямо направлено на обход конституционных принципов финансирования и снижение гарантий независимости судебной власти [7, с. 47].

Вопрос о соответствии Конституции РФ Закона «О судебной системе Российской Федерации» в части возложения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и работников их аппаратов на органы власти субъектов РФ до настоящего времени остается открытым.

Таким образом, организационное обеспечение деятельности мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту.

1.         Обеспечение равного материально-технического обеспечения мировых судей в РФ, либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъектов РФ с установлением единых федеральных нормативов.

2.         Возложение обязанности по организационному обеспечению мировых судей на управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

3.         Количество работников аппарата мировых судей — не менее трех человек, предоставив мировому судье право назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата.

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.         Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей. — [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2006. — № 11. — С. 40–48.

3.         Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей.- [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

4.         Даниелян, Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы. — [Текст] / Д. Р. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — № 6. — С. 26–28.

5.         Дорошков, В. В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2009. — 320 с.

6.         Колоколов, Н.А., Павликов, С. Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве [Текст] / Н. А. Колоколов, С. Г. Павликов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 250 с.

7.         Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. д-р юрид. наук В. П. Кашепов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 102с.

8.         Сведения о среднемесячной нагрузке по рассмотрению дел судебными участками мировых судей за 12 месяцев 2013 года // http://usd.hbr.sudrf.ru

moluch.ru

Мировые судьи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Правовая характеристика института мирового судьи

1.1 Сущность, назначение и становление института мирового судьи

1.2 Структура и роль мировых судебных учреждений

Глава 2 Особенности судопроизводства у мирового судьи

2.1 Уголовные дела, подсудные мировому судье

2.2 Полномочия мирового судьи при рассмотрении дел публичного и частно-публичного обвинения

2.3 Особенности судебного разбирательства по делам частного обвинения

Глава 3 Приговор мирового судьи

3.1 Вынесение приговора мировым судьей

3.2 Обжалование приговора мирового судьи и вступление его в законную силу

3.3 Проверка вступивших в законную силу приговоров мирового судьи

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В конце двадцатого столетия вследствие происшедших изменений в экономической, социально-политической, и духовной жизни России обозначился круг принципиально новых глобальных проблем, вставших перед правосудием.

Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу. Как отмечалось в юридической литературе, «из года в год почти четверть всех уголовных дел рассматриваются в российских судах с нарушением установленных законом процессуальных сроков»[1] . В этих условиях срочно требовались корректировка законодательства об основах судоустройства, о статусе судей и принятие конкретных мер в целях разгрузки федеральных судей от рассмотрения значительного количества обращений в суд.

Таким образом, в стране сложилось ситуация, когда население России вновь остро ощутило потребность в скором, правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, именно мировые судьи могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности. Концепция судебной реформы, одобренная 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР, наметила основные пути реформирования отечественной судебной системы, предусмотрев создание в ней еще одного звена - мирового суда.

Принятый 31 декабря 1996 года федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (статья 4) наряду с федеральными и конституционными (уставными) судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрел мирового судью, отнеся его к судам субъектов Российской Федерации. Дальнейшее развитие законодательство о мировом судье получило в связи с принятием 17 декабря 1998 года федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи в России существовали ранее, но новая историческая ситуация потребовала несколько иных подходов к организации отечественной судебной системы и реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия.

Степень научной разработанности темы. Проблемы становления, организации и деятельности мировых судей в разные периоды рассматривали такие видные ученые, как И.В. Гессен, К.Ф. Гуценко, Г.А. Джаншиев, С.И. Зарудный, В.В. Зенькович, Л.Д. Кокорев, В.З. Лукашевич, A.M. Мазалов, Н.А. Неклюдов, М.В. Немытина, Н.Н. Полянский, А.К. Резон, Д.А. Ровинский, Н.Н. Розин, Я.А. Соловьев, И.Я. Фойницкий и другие.

В последние годы проблемы становления, организации и деятельности мировых судей привлекли внимание ученых: А.С. Александрова, Н.Н. Апостоловой, В.В. Воронина, О.С. Головачук, Е.В. Данилевской, В.В. Демидова, В.В. Дорошкова, А.Ф. Ефимова, В.М. Жуйкова, А.Ф. Извариной, Н.Н. Ковтуна, В.И. Кононенко, С.В. Лонской, Ю.Е. Петухова, С.П. Серебровой, В.А. Устюжанинова, Е.В. Хаматовой, Н.А. Чечиной, А.А. Шамардина и других.

Однако имеющие место проблемы в деятельности мирового судьи представляют неисчерпаемый пласт для научных исследований и требуют глубокого теоретического осмысления и практического разрешения.

Объектом исследования являются закономерности правовых отношений, определяемые содержанием действующих уголовно-процессуальных норм, отражающих судопроизводство у мирового судьи.

Предмет исследования – процессуальные особенности судопроизводства по уголовным делам у мирового судьи.

Целью настоящей дипломной работы является изучение и рассмотрение исторического отечественного и зарубежного опыта теоретических основ организации и деятельности мировых судей, научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в области уголовного судопроизводства у мирового судьи.

Для ее достижения необходимо решить такие задачи, как:

- изучить систему организации, статус, деятельность мировых судей в России, определить их место в отечественной судебной системе;

- дать характеристику особенностей судопроизводства у мирового судьи;

- проанализировать компетенцию мировых судей при рассмотрении уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения;

- рассмотреть основные особенности судопроизводства по делам частного обвинения;

- исследовать проблемы, связанные с пересмотром постановлений и приговоров мирового судьи, не вступивших в законную силу;

- определить характер новых положений в процедуре пересмотра вступивших в законную силу приговоров мирового судьи;

- внести предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности мировых судей.

Методологической основой дипломной работы является диалектический метод познания. При решении конкретных вопросов исследуемой проблемы использовались общенаучные и частные методы познания (сравнительного и логического анализа и синтеза, системного подхода к изучаемым процессам и другие). Теоретическую основу настоящей работы составляют труды ведущих ученых в области философии, истории, теории государства и права, судоустройства, конституционного, уголовного права, уголовного процесса и других юридических наук.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы обобщения опубликованной судебной практики и результаты изучения 50 уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями судебного участка № 9 Советского района г. Орска за период 2005-2006 г.г.

При рассмотрении некоторых вопросов использованы справки о работе судов Российской Федерации, статистические данные Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ о работе судов общей юрисдикции, а также архив суда Советского района г. Орска.

Нормативно-правовую базу исследования составили нормативные акты Российского государства в различные периоды его развития: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, УПК РСФСР 1923 года, УПК РСФСР 1961 года, УПК РФ 2002 года с последующими изменениями и дополнениями, международные правовые акты, в частности, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года; Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы «О мировых судьях в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», уголовно-процессуальное и уголовное законодательство России, законы субъектов Федерации, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и другие законодательные и нормативные акты.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в процессе проведенного исследования рассмотрены и уточнены особенности судопроизводства по уголовным делам у мирового судьи, сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства и судебной практики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вносится предложение по совершенствованию процессуального законодательства путем дополнения статьи 320 УПК РФ частью второй, отразив особенности уголовного судопроизводства у мирового судьи по делам публичного и частно-публичного обвинения. Здесь должны найти свое разрешение вопросы, возникающие у мировых судей при подготовке к судебному заседанию, в ходе предварительного слушания и в судебном заседании, особенно относительно подсудности дел.

2. На основе разработанной в науке общетеоретической модели обосновывается необходимость регламентации примирительной процедуры, которую проводит мировой судья.

3.Обосновывается вывод о том, что лишение мирового судьи права на пересмотр в уголовном судопроизводстве своих постановлений и приговоров ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств ущемляет его права и усложняет сторонам осуществление их права на доступ к правосудию. Мировой судья является элементом судебной системы, который наделен в полном объеме полномочиями по осуществлению правосудия по уголовным делам, которые ему подсудны. В пункте 1 части 1 статьи 417 УПК РФ вместо слов «районным судом», а в части 4 статьи 417 УПК РФ после слов «судья районного суда» соответственно следует заменить словами «мировым судьей» и дополнить словами «мировой судья».

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА МИРОВОГО СУДЬИ

1.1 Сущность, назначение и становление института мирового судьи

Мировые судьи – это не новое правовое явление ни в мировом, ни в отечественном судоустройстве. Впервые мировые суды появились в XIV веке в Англии и распространили сферу своей деятельности на многие государства, такие как США, Канада, Франция, Италия, Австралия и другие[2] . Это было связано с периодом колонизации и с завоевательными войнами, иные государства просто осуществляли заимствование положительного опыта деятельности мировой юстиции. Мировые судьи не являются новшеством и для российской судебной системы. Впервые мировая юстиция в нашей стране была учреждена в ходе проводившейся Александром II судебной реформы Судебными Уставами от 20 ноября 1864 года[3] .

mirznanii.com