К физиологическим потребностям относят потребности в сне, еде, питье безопасности любви самоактуализации. К физиологическим потребностям относится к


К физиологическим потребностям относят потребности в сне, еде, питье безопасности любви самоактуализации

Детерминированные общественным бытием принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид, - это репродуктивные (*ответ*) нормыДоминирующая гиперпроекция, как стиль воспитания, характеризуется (*ответ*) повышенным, обостренным вниманием и заботой к ребенку недостатком опеки и контроля тем, что ребенком тяготятся, его потребности игнорируются тем, что на ребенке срывают зло, применяя насилиеЖестокие взаимоотношения, как стиль воспитания, характеризуются: (*ответ*) тем, что на ребенке срывают зло (*ответ*) применением насилия к ребенку чрезмерной опекой и мелочным контролем поведения, слежкой, ограничениямиЗадачи доминирующей личности - обеспечение безопасности группы, (*ответ*) координация действия ее членов для достижения групповых целей (*ответ*) определение перспектив жизни и развития группы достижение удовлетворенности бракомЗакономерная смена различных этапов и состояний семейной жизни образует (*ответ*) семейную динамику карту семьи семейные отношения семейные ролиИнтегральные взаимоотношения в семье, связанные сотрудничеством брачных партнеров при реализации семейных функций и основанные на глубоко личностных мотивах, называются (*ответ*) супружеством родительством родством увлеченностьюИнтенсивно напряженный и относительно устойчивый сплав чувства и действия, направленный на другого человека, при котором любящий испытывает удовлетворение и радость, доставляя приятное наслаждение любимому, называется (*ответ*) любовьюИскаженное восприятие партнерами конфликтной ситуации, называется (*ответ*) неадекватным адекватным сложным ложнымИстория жизни семьи, протяженность существования семьи во времени, собственная динамика, жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий, образуют (*ответ*) жизненный цикл семьи карту семьи семейную роль структуру семьиК неспецифическим функциям семьи относят функции, связанные с (*ответ*) организацией производства и потребления (*ответ*) накоплением и передачей собственности (*ответ*) организацией досуга и отдыха репродукцией воспитаниемК специфическим функциям семьи относят: (*ответ*) репродуктивную функцию (*ответ*) воспитательную функцию (*ответ*) хозяйственно-бытовую функцию организацию производства и потребления накопление и передачу собственностиК физиологическим потребностям относят потребности в (*ответ*) сне, еде, питье безопасности любви самоактуализации

www.soloby.ru

Что относится к физиологическим потребностям?

A) факторы производства;

B) потребность в деньгах;

C) потребность одежде, пище, жилье;

D) золото и серебро;

E) ценные бумаги.

14. Если общество находится в точке Е (см. рис. 1) на линии производственных возможностей, то это означает, что:

А) больше производится продукта Б, чем продукта А;

B) общество не полностью использует свои ресурсы;

C) больше производится продукта А, чем продукта Б;

D) производство продуктов одинаково;

Е) ничто из вышеперечисленного не подходит.

Что относится к физиологическим потребностям? - Инвестирование - 1 Что относится к физиологическим потребностям? - Инвестирование - 2 Б

.E

Что относится к физиологическим потребностям? - Инвестирование - 3 А

Рис. 1.- Кривая производственных возможностей

15. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:

А) счет в банке, хозяин магазина, сера;

B) банкир, нефть, трактор;

C) геолог, станок, деньги;

D) облигации, уголь, бригадир;

Е) деньги, технолог, газ.

16. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

A) Максимальный заработок, который можно получать работая;

B) Размер стипендии;

C) Затраты государства на образование среднестатистического специалиста;

D) Затраты родителей на содержание студента;

E) Затраты времени молодого человека на обучение;

17. Основные факторы производства:

A) потребность, ресурсы, экспорт, труд.

B) оборудование, орудие труда, машины, сырье.

C) реклама, доход, цена, капитал.

D) труд, капитал, земля, предпринимательство.

Е) ресурсы, рынок, спрос, рабочая сила.

18. Ограниченность- это проблема, которая:

А) Существует только в бедных странах;

В) Есть только у бедных людей;

С) Есть у всех людей и обществ;

D) Никогда не возникает у богатых людей;

Е) Никогда не возникает в богатых странах.

19.Стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах – это поведение человека:

А) Рациональное;

В) Нерациональное;

С) Иждивенческое;

D) Потребительское;

Е) Общественное.

20. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

A) домашние хозяйства, бизнес и правительство;

B) промышленные, торговые и ссудные капиталисты;

C) наемные рабочие, капиталисты, землевладельцы;

D) владельцы факторов производства;

E) профсоюзы, объединения предпринимателей, государственные институты.

21. Проблема "как производить" в рыночной экономике решается:

A) через стремление производителей к получению прибыли и, следовательно, к минимизации издержек производства;

B) на основе динамики и объема потребительского спроса, которые определяются через цены на конечные продукты;

C) на основе специализации производства;

D) на основе широкого использования в экономике средств производства;

E) на основе сокращения трансакционных издержек.

22. Понятие "совершенная конкуренция" характеризуется тем, что:

A) верны ответы В, D и Е;

B) значительное число фирм, занятых в отрасли, выпускает стандартные товары;

C) имеется много дифференцированных товаров;

D) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

E) полная мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

23. Олигополия - это:

A) рынок, на котором господствует несколько крупных фирм, производящих стандартизированные или дифференцированные товары;

B) союз крупнейших капиталистов с целью извлечения монопольно высокой прибыли;

C) рынок свободной конкуренции;

D) верны ответы А и В;

E) монопсония.

24. Монопсония - это:

A) наличие на рынке одного продавца;

B) наличие на рынке одного покупателя;

C) наличие на рынке множества продавцов;

D) наличие на рынке множества покупателей;

E) наличие нескольких продавцов и покупателей.

25. Монополия - это:

A) верны ответы В, С и D;

B) отрасль, состоящая из одной фирмы;

C) отсутствие реальной альтернативы, нет близких заменителей продукции;

D) велики барьеры для вступления в отрасль;

E) отрасль, где господствует несколько крупных фирм.

26. Рынки совершенной и монополистическойконкуренции имеют общую черту:

A) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

B) продаются однородные товары;

C) продаются дифференцированные товары;

D) имеют высокий уровень технологии;

E) каждая фирма сталкивается с ценовой дискриминацией.

studlib.info

Что относится к духовным потребностям человека

Потребности — недостаток или нужда в чем-то необходимом для нормальной жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они являются внутренним побудителем к активности.

Человек, являясь представителем животного мира, имеет физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания безопасности, обмена веществ и др.

Определение духовных потребностей

Духовные потребности человека — это стремление познавать окружающий мир и свое место в нем, самореализация, самосовершенствование, самопознание.

Это вид нужд, обусловленный внутренним миром человека, его стремлением к самоуглублению, концентрации на том, что не относится к социальным и физиологическим потребностям. Его удовлетворению способствуют изучение культуры, занятия искусством, религии, цель которых — понять высший смысл существования.

Пирамида потребностей

В общем потребности людей часто представляют в виде пирамиды. Физиологические лежат в ее основании, а на вершине — духовные потребности человека. К ним относятся: самовыражение (в спорте, религии, науке, искусстве и другое), общение (права, обязанности и прочее), самоутверждение (признание, уважение, власть и другое).

В этой статье подробно рассмотрим этот тип человеческих нужд.

Разные классификации потребностей

Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.

Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.

Базовые потребности

Остановимся на классификации базовых потребностей, довольно обобщенной и распространенной. Базовые потребности — это такие нужды, которые присущи всем людям. К ним относятся: материальные, биологические, духовные и социальные. Важно то, что они выстраиваются в иерархическом порядке. Для того чтобы появились духовные и интеллектуальные потребности, необходимо, чтобы функционировали физиологические системы в нашем организме, то есть удовлетворялись материальные и биологические. Но далеко не все авторы абсолютизируют эту зависимость.

Определенно, последовательность удовлетворения нужд существует, но нельзя думать, что она абсолютно одинакова для всех индивидов. Известны случаи, когда необходимость в духовном развитии и творчестве оказывалась доминирующей не после того, как были удовлетворены другие потребности (биологические, признания, безопасности и пр.), а тогда, когда даже основные требования в жилье, пище и безопасности не были еще удовлетворены.

Любая из вышеперечисленных потребностей имеет направленность на тот или иной предмет, побуждает нас к тому, чтобы завладеть им.

Биологические нужды требуют обладания жизненными ресурсами, материальные — материальными средствами, необходимыми для удовлетворения всех потребностей, социальные — формами связи и общения с другими людьми. Духовные запросы человека требуют овладения духовностью.

Что же такое духовность? Сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Однако духовной является не любая сознательность. Например, рабочий, производящий некоторые операции на конвейере завода, делает их сознательно, со знанием дела. Вместе с тем, эти действия бездуховны, технологичны. Алкоголик сознательно выбирает спиртные напитки и закуску. Тем не менее при употреблении спиртных напитков он не видит разумной границы, его порабощение страстью не позволяет подняться выше, он впадает в состояние животного. Основная причина подобного падения — бездуховность.

Духовные способности и потребности

Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески — гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости — останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.

Общечеловеческие ценности

За долгий период истории человечество определило, какие духовные потребности являются ведущими. Они по-другому называются общечеловеческими или высшими ценностями, т. к. важны для большинства людей. К ним относятся, например, категории счастья, любви, дружбы, то есть физическая и духовная близость с любимым человеком, счастливая семейная жизнь, любовь к детям, наличие преданных друзей. Этот ряд можно дополнить и отнести сюда психическое и физическое здоровье, возможность творческого самовыражения, наслаждение красотами искусства и природы, интересную работу и деятельную активную жизнь в целом. Свобода воли, то есть независимость в действиях и поступках, а также уверенность в себе, то есть независимость от внутренних противоречий, также относятся к духовным потребностям.

Трансцендентность

Николай Михайлович Бережной для объяснения духовности в своем труде «Человек и его потребности» вводит понятие трансцендентности. Объемный и многогранный смысл данного понятия широко раскрывается в философских трудах Иммануила Канта. Но мы сейчас интересуемся трансцендентностью лишь по отношению к духовности. В этом смысле она представляет собой выход за границы естественного повседневного бытия человека, за границы достигнутого им миропонимания. Трансцендировать означает преодолевать рамки своего эмпирического бытия, себя, хотеть стать выше, стремиться к большей свободе.

Духовность представляет собой трансценденцию сознания за границы повседневного бытия до религиозного чувства, философского всеобъемлющего постижения мира, эстетического миропереживания. То есть это стремление к преодолению своего сознания, достижению более высоких целей, следование общественному и личному идеалам, высшим ценностям, а также самопознание. Это выражается и в стремлении к созерцанию природы, к прекрасному, в интересе к классическим произведениям искусства и литературы. Культура является субстанцией духовности, содержащей в себе все духовное развитие человечества, его квинтэссенцию.

Твердость духа

Понятие «твердость духа» применяют по отношению к человеку, последовательно осуществляющему в своей жизни однажды выбранный идеал, превратившему достижение этой цели в смысл всего своего существования. Твердый духом человек не отступает перед сложностями, не паникует перед трудными жизненными ситуациями, не меняет своих убеждений за деньги или по конъюнктурным соображениям. Он ведет себя согласно критериям справедливости, чести и истины. Воспитание духовности, твердости духа — наиболее благородная задача для молодых людей, поскольку это самый верный путь к пониманию и обретению смысла жизни, преодолению неудач и жизненных невзгод.

Духовность — ценнейшее богатство человека, которое нельзя взять взаймы или купить, его можно лишь создать своими собственными усилиями. Лишь духовно богатый человек способен на прочную любовь, бескорыстную дружбу. Характеристика духовности — не только сфера сознания, поскольку она может реализовываться в индивиде лишь тогда, когда у него присутствуют волевые качества, умение направлять жизненные силы в конкретном направлении. Поэтому бездуховный человек — прежде всего, бесхарактерный, безвольный. Хотя следует уточнить, что волевые качества сами по себе не сродни духовности.

Духовность — не просто сознательность

Обобщая вышесказанное, отметим, что духовность — это не просто сознательность, это функция деятельной сущности индивида. Человек, накапливая знания о внешнем мире и самом себе, обогащает внутренней энергией свое сознание, а энергия стремится к выражению в духе, так происходит самопознание.

Это стремление к тому, чтобы приобрести и обогатить духовность, освоить внутренний духовный мир человека, и называют духовными потребностями. Арсенал духовности очень многообразен. Это литература в жизни человека, искусство, знание о людях, обществе и мире. А также музыка, философия, художественное творчество. Сюда же добавим и роль религии в жизни человека.

Приобщение к духовной культуре, так называемое духовное потребление — это процесс удовлетворения духовных потребностей.

Виды духовных потребностей

Важнейшей духовной потребностью является стремление к познанию, включая внешнее и самопознание. Это отмечали философы различных эпох. Аристотель писал, что все мы от природы стремимся к знанию. Мишель де Монтель, французский мыслитель, живший в шестнадцатом веке, утверждал, что стремление к знанию — самое естественное из всех других. Эстетическая потребность также является очень важной духовной потребностью. Ее составляющие: стремление видеть гармонию в людях и природе, осваивать мир по законам красоты. Сюда же относятся литература в жизни человека, живопись, музыка, поэзия, стремление к улучшению человеческих взаимоотношений. Другая духовная потребность — в общении. Сюда включаются дружба, любовь, товарищество, внимание друг к другу, психологическая и моральная поддержка, сопереживание, сочувствие, совместное творчество и обмен идеями.

Заключение

Потребности — движущая сила и основа человеческого поведения, его цель и побуждение. Ценности — это объекты внешнего мира, служащие удовлетворению человеческих потребностей. Духовное потребление — это процесс, при котором происходит удовлетворение духовных потребностей, развитие личности. Важнейшими из них являются потребность в познании, в общении, а также эстетическая.

Духовные ценности, в отличие от материальных, в процессе потребления не исчезают, а остаются частью духовного мира, обогащают его. Осмысление, восприятие их субъективно, это связано с уникальным индивидуальным опытом конкретного человека. Духовное потребление поэтому зачастую является творческим процессом, результатом которого являются изменение личностных качеств человека, развитие личности.

Формирование духовных ценностей, их выбор для потребления определяется во многом уровнем культуры индивида, его образованием. Это довольно длительный процесс. Чем выше общекультурный и образовательный уровень, тем выше духовные потребности человека, требования к качеству духовных ценностей.

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга).… …   Терминологический ювенологический словарь

удовлетворявший духовные потребности — прил., кол во синонимов: 1 • питавшийся (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… …   Википедия

потребности — нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии  особое состояние психики индивида, ощущаемое или… …   Энциклопедический словарь

Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедея­тельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает диском­форт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности.… …   Экология человека

ПОТРЕБНОСТИ — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… …   Демографический энциклопедический словарь

потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… …   Большая психологическая энциклопедия

ПОТРЕБНОСТИ —         нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности.         Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… …   Философская энциклопедия

Потребности —         нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.          Биологические П. (в т. ч. и у человека)… …   Большая советская энциклопедия

live-leader.ru

Верны ли утверждения? А) К потребностям в уважении по А. Маслоу относятся: стабильность, порядок. В) К физиологическим

Верны ли утверждения?А) Выделяют личностный аспект психологической готовности ребенка к школе.В) Выделяют интеллектуальный аспект психологической готовности ребенка к школе.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - да, В - да А - да, В - нет А - нет, В - да А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) Интеллектуальная готовность к школьному обучению - состояние, при котором у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику.В) Психологическая готовность к школьному обучению - состояние, при котором у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие школьнику.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - нет, В - да А - да, В - да А - да, В - нет А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) Интеллектуальная готовность к школьному обучению характеризуется умением планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.В) Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется новым уровнем развития эмоциональности ребенка.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - да, В - нет А - да, В - да А - нет, В - да А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) Интеллектуальная готовность ребенка к школе, предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.В) Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе, предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - да, В - нет А - да, В - да А - нет, В - да А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) К компонентам психологической готовности к школьному обучению относят психомоторную и коммуникативную готовность.В) К компонентам психологической готовности к школьному обучению относят интеллектуальную и личностную готовность.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - да, В - да А - да, В - нет А - нет, В - да А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) К потребностям в безопасности по А. Маслоу относятся: стабильность, порядок.В) К потребностям в любви и принадлежности по А. Маслоу относятся: самоуважение, признание.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - да, В - нет А - да, В - да А - нет, В - да А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) К потребностям в уважении по А. Маслоу относится развитие способностей.В) К потребностям в любви и принадлежности по А. Маслоу относятся: семья, дружба.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - нет, В - да А - да, В - да А - да, В - нет А - нет, В - нетВерны ли утверждения?А) К потребностям в уважении по А. Маслоу относятся: стабильность, порядок.В) К физиологическим потребностям по А. Маслоу относятся: сон, пища, вода.Подберите правильный ответ (*ответ*) А - нет, В - да А - да, В - да А - да, В - нет А - нет, В - нет

www.soloby.ru

Физиологические потребности | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Первый, наиболее фундаментальный пласт базовых потребностей че­ловека — это физиологические потребности, удовлетворение кото­рых необходимо для поддержания жизни. По своему происхождению они носят биологический характер, хотя иудовлетворяются всегда какими-либо социально обусловленными способами, сложившими­ся в той или иной культуре. Физиологические потребности называ­ют также первичными, насущными и витальными (от латинского vita — жизнь; таким образом подчеркивается, что без их удовлетворе­ния жизнь невозможна).

«Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими, — пишет о них А. Маслоу. — Более конкретно это оз­начает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычай­ной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будут являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уваже­нии, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего … остально­го». И далее: «Для человека, который до крайности, представляющей угрозу, нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он меч­тает о еде, думает о еде, все его переживания связаны только с едой, он вспоминает только еду и желает только еду»2. Кроме потребно­стей в едев группу насущных потребностей обычно включают по-

1 См.: Блэкуэлл Д., Миниард П., Эпджел Дж. Поведение потребителей. Изд. 9-е. СПб.:Питер, 2002. С. 257-267.

2 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

§ 2. Физиологические потребности 135

требности в одеждеи жилище.Некоторые физиологические потреб­ности не являются насущными, так как человек может существовать, не удовлетворяя их, — как уже отмечалось, к их числу можно отне­сти потребность в сексуальных отношениях.

Однако определение насущных физиологических потребностей как потребностей в еде, одежде и жилище, часто приводимое психо­логами, является только предварительным и требует уточнений. Бо­лее полное перечисление этих потребностей приводит К. Обуховский: они включают потребности в определенных химических веществах, температуре, кислороде для дыхания,в сне, пище, сенсорных раз­дражителях и обработке информации.На примере насущных по­требностей хорошо заметна общая закономерность: внимание людей привлекают лишь те потребности, которые не удовлетворены или требуют постоянных усилий для своего удовлетворения. Потребно­стей, которые легко удовлетворяются сами собой, обычно не замеча­ют или вообще не считают их за потребности. Так, человек имеет по­требность в силе тяжести, по она автоматически удовлетворяется действием гравитационного поля Лем.т и не кажется нам потребно­стью. Только освоение космоса заставило занимающихся этим спе­циалистов осознать важпосп, земного притяжения для организма. Космонавты пенытывают h:i за его отсутствия сильный дискомфорт, вынуждены заниматься специальными физическими упражнения­ми, вернувший, па .Чем.по, испытывают i рудпостп с передвижением. Аналогичным образом действует механизм осознания других потреб­ностей. Так, потребность в чистом воздухе стала хороню заметна толь­ко в индустриальном обществе из-за огромного увеличения выброса вредных веществ в атмосферу. (В крупных городах Японии полицей­ские иногда были вынуждены даже дежурить на улицах в кислородных масках). Сейчас эта потребность заметно влияет на медицинский, ту­ристический и рекреационный сервис, а также сервис оборудования для кондиционирования воздуха.

Потребность в пище тоже осознается и удовлетворяется по-раз­ному. Для многих африканцев она может быть удовлетворена только на минимальном уровне и превращается в вопрос жизни и смерти, а представители среднего класса в благополучных западных странах в настоящее время ее почти не замечают. В самом деле, кризисов со снабжением продовольствием там не было много десятилетий, а уровень материальной обеспеченности позволяет людям без труда приобретать все необходимые продукты. Закономерное снижение внимания к потребности вследствие ее длительного и полного удов-

136 Глава 6. Социально-психологическая концепция потребностей…

летворения — важная особенность человеческой психики, которую необходимо иметь в виду при организации сервиса.

Тем не менее, в современном мире достаточно часто возникает де-привация— т. е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации— слож­ному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущ­ных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества. Поэтому, например, люди, длительное время испытывав­шие голод, считают, что главная черта гуманного, справедливого об­щества будущего — изобилие еды. Это представление было широко распространено, например, в России в эпоху революций 1917 г. Мно­гие люди были уверены, что при гарантированном наличии пищи они до конца жизни будут счастливы и больше ничего нового не по­желают.

Изменение человеческой личности под воздействием длительно­го голода затрагивает субъективную, эмоциональную составляющую и поэтому изучается не только объективными научными методами, но и средствами искусства (художественного познания). Наиболее подробное описание воздействия голода на личность дали, напри­мер, классик норвежской литературы Кнут Гамсун в романе «Голод», А. П. Платонов в романе «Чевенгур», Джек Лондон в рассказе «Лю­бовь к жизни». Глубоко осмыслили феномен голода во время блока­ды Ленинграда (1941-1944) писатели Даниил Гранин и Олесь Адамо­вич в «Блокадной книге».

Научное описание изменений личности в результате длительного голода дал в 1948 г. русский врач Л. А. Богданович на материале на­блюдений времен Второй мировой войны. На различных стадиях голодания он обнаружил специфические болезненные изменения психики.1 В результате очень длительного голодания изменения пси­хики, вызванные дефицитом пищи, по-видимому, закрепляются, и про­исходят стойкие изменения личности. Они проявляются, например, в создании ненужных запасов еды. Многие ленинградцы, пережив­шие блокаду, утверждали, что не могут выбрасывать остатки пищи. Опыт длительного голодания перестраивает, конечно, не только от­ношение к еде, но и все поведение личности, манеру общения, систе­му ценностей и т. д.

§ 2. Физиологические потребности 137

Наблюдения психологов показывают, что решающее значение имеет не только голод, но и отношение человека к нему, умение со­хранять самообладание. «Среди людей, обреченных на длительный голод волею судьбы или по воле других людей, дольше живут те, кто не поддается панике, сохраняет спокойствие и положительное отно­шение к обществу»1.

Глубокие изменения в человеческом поведении возникают при депривации не только потребности в пище, но и других физиологи­ческих потребностей. Так, наш мозг нуждается в поддержании необ­ходимого минимума информации, поступающей из внешнего мира, что обнаруживается при попадании человека в необычную окружа­ющую среду. Недостаток информации, воспринимаемой через орга­ны чувств, или ее однообразие вызывают не только дискомфорт, но и глубокие физиологические нарушения в организме. Так, известен случай, когда японская фирма построила офисное здание с идеаль­ной звукоизоляцией — в него вообще не проникали никакие внеш­ние шумы. Однако полная тишина оказалась для служащих настоль­ко тяжелой, что они не смогли работать в ;>том здании. Проводились также эксперименты по максимальному ограничению внешних раз­дражителей, воздействующих на органы чувс тв. 15 звукоизолирован­ном помещении испытуемых погружали в цапну с температурой во­ды, ранном температуре тела, надевали им светонепроницаемые очки и таким образом практически полностью перекрывали каналы, по которым в мозг идет зри тельная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная информации. Оказалось, что человек в таких условиях теряет контроль над своими мыслями, ориентировку в строении соб­ственного тела, у него начинаются кошмары и галлюцинации. В конце концов эксперимент прерывали из-за возникновения у испытуемых чувства панического страха. Даже частичное исключение притока свежих впечатлений приводит к значительным изменениям воспри­ятия. Так, известный спелеолог Сиффр два месяца провел один в пе­щере в условиях дефицита зрительной информации и после этого целый месяц не мог различать синий и зеленый цвета. Участники ан­тарктических экспедиций, тоже работающие в условиях однородной в зрительном отношении среды, начинали неправильно оценивать размеры предметов, скорости их движения и расстояния до них. Су­ществует предположение, что возникновение галлюцинаций у лю­дей, находящихся в пустыне, — это защитная реакция психики на крайнее однообразие окружающей среды. С помощью извлеченных

 

См.: Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 97-98.

‘ Обуховский К. Галактика потребностей. Указ. изд. С. 103.

138 Глава 6. Социально-психологическая концепция потребностей…

§ 3. Потребность в безопасности 139

 

из памяти представлений организм пытается компенсировать опас­ную для него недостаточность потока внешней информации1.

Помимо потребности в оптимальном потоке информации к фи­зиологическим потребностям относится также потребность в движе­нии, физической активности. Основные направления ее удовлетво­рения — это физкультура, спорт и туризм.

Подводя итог, следует отметить, что все виды сервисной деятель­ности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в том числе насущные потребности человеческого организма. Конеч­но, серьезные проблемы с удовлетворением потребностей в продо­вольствии или проблемы, вызванные сенсорной депривацией, воз­никают не так часто (например, в экстремальном туризме или при стихийных бедствиях). Однако тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всегда является мощным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сер­висной деятельности.

§ 3. Потребность в безопасности

После удовлетворения основных физиологических потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безо­пасности. Более детально ее можно определить как потребность в защищенности, стабильности, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность сохранения физического и психического здоровья; по­требность в структурированности и упорядоченности окружающего мира; в законе и регуляции социального поведения; в помощи и по­кровительстве и т. д. Стремление к безопасности может превратить­ся в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.

Безопасность можно разделить на два вида; простую физическуюбезопасность и более сложную — духовную и социальнуюбезопас­ность. Уже на уровне физической безопасности обнаруживается, что эта потребность по-разному воспринимается людьми и влияет на их поведение. Сервисная деятельность всегда сталкивается с потребно­стью в безопасности: это ллчная безопасность клиента (например, в туризме), безопасность функционирования технических средств и приспособлений, безопасность окружающей среды, имущества, де-

1 См.: Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб ■ Речь, 2003 С. 46-51.

нежных средств, информационная безопасность. Фирма, дающая на­дежные гарантии безопасности, берет на себя решение важных для клиента проблем и может приобрести большие преимущества в раз­витии своей деятельности.

Потребность в безопасности может удовлетворяться не только та­кими простыми и очевидными способами, как физическая охрана лю­дей, имущества или защита информации. Социальный аспект безо­пасности включает в себя стремление иметь надежное место работы, счет в банке, различные страховки, социальные гарантии (здраво­охранение, образование, пенсионное обеспечение). В обществе суще­ствует потребность не только в личной, но и в общественной безо­пасности — это государственная, финансовая, продовольственная безопасность страны. Недостаточное обеспечение государством этих направлений личной и общественной безопасности (что имеет место сейчас в России) закономерно повышает спрос на соответствующие сервисные услуги негосударственных (цианизации.

Наконец, в самом обобщенном нндс стремление человека к безо­пасности выражается в предпочтении старых нищей новым и знако­мого неизвестному. Поэтому с потребностью и безопасности связано даже стремление к формированию религиозного или философского мировоззрения. Религия пли философия организуют знания о при­роде и обществе- и логически снизанное содержательное целое, взаи­мосвязанную систему. Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следовательно, менее опасным. В этом смысле удов­летворение потребности в познании приводит и к удовлетворению потребности в безопасности.

Стремление к сохранению мира постоянным и неизменным ха­рактерно для разных периодов истории общества. В своем крайнем, болезненном виде оно наблюдается в поведении больных некоторы­ми видами невроза. Страдающие ими люди всеми силами стремятся упорядочить и стабилизировать условия своей жизни так, чтобы ни в коем случае не могло возникнуть никаких неуправляемых и не­ожиданных явлений. Если же какое-то неожиданное событие проис­ходит, такие больные считают его страшной угрозой своей безопас­ности и впадают в панику.

Представление об опасности всего нового и необычного широко распространено у народов и племен, находящихся на уровне перво­бытно-общинного строя. Так, известный этнограф Лев Николаевич Гумилев отмечал, что туземные племена очень плохо относятся к по­пыткам европейских миссионеров «усовершенствовать» примитив­ный уклад их жизни. К таким деятелям относятся враждебно, иногда

140 Глава 6. Соииально-психологическая кониепиия потребностей…

§ 4. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе 141

 

их просто убивают. Главная ценность для племени — сохранить усто­явшийся уклад жизни, только это обеспечивает аборигенам безопас­ность и уверенность в будущем.

Неприязненное отношение к изменениям как к чему-то опасному широко распространено и в современном обществе. Так, социологи утверждают, что основным гарантом социальной стабильности явля­ется средний класс, составляющий большинство населения развитых стран. Основная политическая черта среднего класса — стремление к поддержанию стабильного, неизменного состояния всей общественной системы. Любые изменения представители этой группы населения считают потенциальной угрозой своей безопасности. Политтехноло-ги в странах Запада считают, что такие представления характерны для женщин-избирателей. Политики, желающие получить их голоса на выборах, часто делают ставку на неизменность старого направле­ния деятельности государства, что вызывает симпатию у людей, оза­боченных своей безопасностью.

Таким образом, одним из направлений развития сферы услуг яв­ляется удовлетворение потребностей в безопасности. Во-первых, это составная часть всякой сервисной деятельности. Во-вторых, некото­рые ее секторы прямо рассматривают поддержание безопасности как свою основную задачу (охрана личности и имущества, защита ин­формации). В-третьих, потребность в безопасности косвенным пу­тем удовлетворяют наука и образование, воспитание, деятельность религиозных организаций, средств массовой информации, медицин­ские, банковские, страховые и юридические услуги.

Потребность в любви

refac.ru

Физиологические потребности. Самоучитель по психологии

Физиологические потребности

На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы минимально, чтобы человек имел возможность ощутить потребности более высоких уровней.

К физиологическим относятся потребности в:

– пище и питье;

– кислороде;

– сне;

– защите от экстремальных температур;

– физической активности;

– сенсорной стимуляции.

К сожалению, история рода человеческого изобилует свидетельствами о том, как именно ведут себя люди в условиях неудовлетворения физиологических потребностей: какое бы тысячелетие не стояло на дворе, всегда здесь и там, по тем или иным причинам, кто-то выживает, будучи лишен самого необходимого. И для многих людей мотивы, связанные с насыщением базовых потребностей, остаются ведущими.

Впрочем, мы уже упомянули очевидный факт: физиологические потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда, они мотивируют наше поведение постоянно, просто при своевременном реагировании на них они не становятся доминирующими: человек выспался, поел – и переключился на более важные дела.

Но влияние физиологических потребностей прослеживается в нашем поведении всегда – и вовсе не только в условиях жестокого кризиса, серьезной угрозы выживанию. Просто человеческий организм всегда стремится к поддержанию стабильного состояния: постоянной температуры тела, постоянного содержания в крови необходимых питательных веществ и кислорода и т. д. Поддержание этого постоянства называется гомеостазом. Этот самый гомеостаз нередко определяет наше поведение, в то время как мы ищем какие-то более сложные психологические объяснения собственным поступкам.

Один из типичных примеров – неудачные попытки многих женщин похудеть, соблюдая диету. Очень часто события развиваются по хорошо известному сценарию: вы садитесь на самую модную и эффективную диету, старательно придерживаетесь всех рекомендаций и довольно скоро начинаете радоваться результатам: лишние килограммы уходят. Но почему-то счастье оказывается недолгим – аппетит усиливается даже по сравнению с «до-диетическим», желание есть становится просто непреодолимым. И довольно быстро возвращаются все утраченные килограммы.

Ученые полагают, что у любого организма имеется своя «точка равновесия» – оптимальный вес (который женщины зачастую считают «избыточным»). Соблюдение диеты может привести к тому, что вес упадет ниже этой точки равновесия, и организм неизбежно будет стремиться к возвращению в нормальное состояние. В этом случае поведение человека будет определяться потребностями гомеостаза – а вовсе не «слабоволием», «потаканием собственным слабостям» и т. д.

Другая физиологическая потребность, сильно влияющая на поведение, – потребность в сенсорной стимуляции, то есть в чувственных ощущениях. Эта потребность в раздражителях выражена у людей очень по-разному. Психологи выделяют два типа личности в зависимости от потребности в ощущениях: типы «Т» и «t».

Люди, принадлежащие к Т-типу, нуждаются в острых ощущениях, риске, сильных переживаниях: это любители экстремальных аттракционов и видов спорта, искатели приключений, сильных эмоций, предпочитающие опасности и конфликты безмятежному существованию. Люди t-типа обладают низкой потребностью в стимуляции: они комфортно чувствуют себя в стабильных условиях, предпочитают покой, очень тяжело переносят воздействие даже несильных раздражителей.

Большинство людей принадлежит к «золотой середине», то есть не нуждается в очень сильной чувственной стимуляции, но и не реагирует болезненно на любые стимулы внешнего мира.

Особенно важно уделять внимание развитию детей с ярко выраженной принадлежностью к одному из крайних типов. Дети t-типа требуют особенно бережного отношения, их бессмысленно и вредно приучать быть «смелыми», «отважными», «более открытыми». Следует избегать шумных многолюдных мероприятий, любых ситуаций, богатых стимулами (детские праздники со множеством участников и порой довольно назойливых аниматоров, аквапарки и парки аттракционов, всевозможные световые и музыкальные шоу, даже «прогулки» по торговым центрам). Навязчивое желание «окунуть» такого ребенка «в жизнь» наверняка приведет к быстрому развитию невроза.

Не менее важен грамотный подход и к ребенку Т-типа. Здесь важно как можно раньше выявить склонность к риску и подобрать ребенку занятие, позволяющее направлять эту склонность в конструктивное, а главное – безопасное русло. Это могут быть активные виды спорта, театральные студии и т. п. При благоприятных условиях дети Т-типа проявляют заметную творческую одаренность, но отсутствие правильного руководства их побуждениями может уже к подростковому возрасту привести к очень нежелательным последствиям: социально отклоняющемуся поведению, употреблению психоактивных веществ и др.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Потребность физиологическая - Энциклопедия по экономике

ПОТРЕБНОСТИ. Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Мы вернемся к этому вопросу при объяснении мотивации, а пока скажем лишь, что к базисным потребностям относятся, в основном, потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей. Многие люди, как представляется, имеют потребность к власти и влиянию, но это может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их базисные потребности. Если они не удовлетворены, человек бессознательно будет стремиться к их удовлетворению.  [c.100] Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.  [c.384]

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения) [Маслоу. 1999. С. 77]. Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.  [c.55]

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее. нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.  [c.57]

Потребности людей целесообразно разделить на две группы потребности существования и потребности достижения целей жизни. К первой группе относятся потребности физиологические, безопасности, причастности ко второй — потребности в богатстве и роскоши, власти и славе, знаниях и творчестве, любви, красоте, духовном совершенствовании.  [c.71]

В пределах потребностей существования традиционная иерархия потребностей (физиологические — безопасности — причастности) может быть общей (единой) для всех людей только в пределах минимального уровня удовлетворения, т. е. на грани выживания. Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Во мно-  [c.71]

Теория мотивации Маслоу направлена на объяснение, почему люди в качестве мотивов своего поведения в определенный момент времени имеют определенные потребности. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, в которую в порядке важности входят следующие потребности физиологические (в питании, одежде, жилье), в самосохранении (безопасность, защищенность), социальные (принадлежность к определенной социальной группе, в любви), в уважении (самоуважение, признание заслуг, завоевание определенного статуса в организации), в самоутверждении (саморазвитие и самореализация, возможность полностью раскрыть свои способности). Человек стремится удовлетворить в первую очередь самую важную потребность. Как только ему удается это сделать, она перестает действовать как мотиватор, и человек будет стараться удовлетворить следующую по важности потребность. Например, голодающего человека гораздо в большей степени интересует еда (потребность первого уровня), чем события, происходящие в мире искусств (потребности пятого уровня), чем степень его уважения и любви окружающими (потребности четвертого и третьего уровней), чем чистота воздуха, которым он дышит (потребности второго уровня). Но по мере удовлетворения очередной, наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней. Эти знания используются как при оценке возможного поведения различных категорий потребителей, так и при мотивации труда сотрудников, в том числе маркетинговых служб.  [c.220]

Этап Возраст Характеристика этапа Моральные потребности Физиологические и материальные потребности  [c.152]

Для первой стадии характерно возникновение потребности, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Появившись в конкретное время, потребность (физиологическая, психологическая, социальная) заставляет человека совершать определенные действия для ее устранения.  [c.107]

Социологи утверждают, что все запросы и интересы человека являются лишь желанием удовлетворить потребности физиологические (первоочередные) и потребности в безопасности социальные (принадлежность к сообществу, отношения в коллективе и т. д.) эгоистические (репутация, самооценка и т. д.) потребности в самореализации.  [c.246]

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации, приобретения социального статуса и т.д. Практическая сложность применения теории Маслоу заключается в том, что существует множество способов удовлетворения потребностей человека, особенно потребностей более высокого порядка потребность в статусе может быть удовлетворена за счет получения почетного звания, приобретения престижного автомобиля, занятия высокой должности или признания в качестве лучшего коммерческого агента в компании. Однако способы удовлетворения этой потребности могут не иметь ничего общего с потребностями организации в повышении эффективности использования рабочей силы.  [c.34]

Как утверждает ученый, значимость потребностей развивается от физиологических, обеспечивающих жизнедеятельность человека, до высоконравственных, свойственных для развитого духовного человека. Человек стремится к удовлетворению самых важных в смысле жизнеобеспечения потребностей (физиологические и потребность в безопасности). Как только ему удается удовлетворить какую-то важную (активную) потребность, она на время перестает быть главным, движущим мотивом.  [c.178]

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).  [c.262]

В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или психологическая), удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Поэтому мотивацию определяют еще и как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации . Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.  [c.205]

А. Маслоу рассматривает мотив как нужду, которая достигла высокой степени интенсивности, и предлагает иерархию потребностей индивида, оформленных в виде пирамиды. По его мнению, удовлетворив базовые потребности — физиологические, человек решает следующую задачу — удовлетворение потребности в самосохранении Только после решения этих жизненно важных вопросов человек занимается удовлетворением социальных потребностей, потребностей в признании и, наконец, в самоутверждении. Удовлетворив важную потребность, индивид теряет мотив, который им двигал ранее на смену ему приходит побуждение к удовлетворению следующей по степени важности потребности.  [c.231]

В мотивации поведения человека неудовлетворенные низшие потребности (физиологические, безопасности и т.д.) имеют приоритет. Более высокие потребности актуализируются, становятся главными и определяют поведение работника лишь после того, как удовлетворяются низшие потребности. Удовлетворенность работника достигается тогда, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей.  [c.189]

При разработке вопросов мотивации труда рекомендуется опираться на пирамиду потребностей по Маслоу, состоящую из следующих уровней потребности физиологические, безопасности и защищенности, социальные, уважения, самовыражения.  [c.179]

Установлено, что, как правило, потребность высшего уровня удовлетворяется после удовлетворения потребности более низкого уровня. Поэтому А. Маслоу и положил в основу пирамиды иерархии потребностей физиологические потребности, т. е. потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и любить, которые заложены в человеке генетически. Вторичные потребности по природе являются психологическими и осознаются с опытом. К ним относят потребности в причастности к какому-либо делу или кому-либо, потребности личных достижений и самоуважения, признания, а также — в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.  [c.497]

В социальной практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний существует в двух видах социального и физиологического. Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физиологических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого времени и без приобретения непродовольственных товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины.  [c.36]

Создатель теории иерархии потребностей А. Маслоу классифицирует цели индивидуума по степени значимости, что дает возможность объяснить характер влияния внешних и внутренних факторов на поведение человека. Им выделены пять видов потребностей физиологические потребности —> потребность в безопасности —> потребность в принадлежности к социальной группе —> потребность в уважении к себе —> потребность в самоутверждении. Все они могут проявляться одновременно, но удовлетворение последующих видов потребностей возможно только при удовлетворении предыдущих (начиная с физиологических).  [c.465]

А. Маслоу — создатель теории иерархии потребностей, автор книги "Мотивация и личность" — классифицирует по степени важности цели индивидуума, которыми можно объяснить характер влияния внутренних и внешних факторов на поведение человека. Им выделены пять видов потребностей физиологические, потребности в безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении к себе, в самоутверждении. Все они могут проявляться одновременно, но доминирующими являются физиологические потребности.  [c.14]

Физиологические потребности. Физиологические потребности состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции.  [c.289]

Потребности. Потребность есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Мы вернемся к этому вопросу при объяснении мотивации, а пока скажем лишь, что к базисным потребностям относятся в основном потребности физиологические (потребность в пище, питье, тепле), а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу или группе людей. Многие люди, как представляется, имеют потребность во власти и влиянии, но это может долгое время не проявляться, пока  [c.114]

Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребности (физиологические, безопасность, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Менеджеры, работающие на международном уровне, должны иметь в виду, что относительная значимость различных потребностей людей может изменяться в различных странах, в особенности, если они находятся на разных уровнях развития.  [c.537]

Физиологические потребности (голод, жажда)  [c.199]

Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией.  [c.200]

Психологи говорят, что человек испытывает ПОТРЕБНОСТЬ, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь  [c.362]

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.  [c.363]

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.  [c.366]

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАС-ЛОУ (MASLOW S HYERAR HY OF NEEDS) — подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.  [c.684]

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ [hierar hy of needs] — подразделение потребностей по их важности (настоятельности) для человека. Различают элементарные потребности (физиологические, основанные на биологических функциях человеческого организма) и социальные —  [c.114]

Для развитого коммунизма характерен быстрый рост и целенаправленное формирование потребностей. Физиологические потребности будут в целом отвечать рациональным требовани-  [c.550]

Теория Маслоу исходит из презумпции, что все человеческие потребности — физиологические, психологические, социальные и др. располагаются на разных иерархич. уровнях в зависимости от неотложности и очерёдности их удовлетворения. Причём первоначально должны быть удовлетворены потребности самого низшего уровня (физиологические), затем потребности более высокого порядка. Эта теория часто интерпретируется бурж. социологами так, будто, когда потребности низшего порядка удовлетворены, деньги теряют роль мотиватора, а значит, нужно не повышать заработную плату, а изыскивать иные средства поощрения работников.  [c.184]

В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются. Человек может чувствовать потребностное напряжение в форме смутного чувства дискомфорта, но часто не понимает источников и причин этого состояния. Потребность — объективная нужда в чем-либо. Потребности часто навязаны человеку, в том плане, что они существуют объективно, независимо от свободы воли человека (например, чтобы жить, человек должен дышать, принимать пищу и т. д.). В современной психологии нет общепринятой классификации потребностей, но в качестве примера здесь можно назвать модель А. Маслоу, выделяющего пять основных групп потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самоактуализации).  [c.176]

Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности14. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой-на завоевание уважения окружающих Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 33. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.  [c.199]

economy-ru.info