История развития менеджмента. История развития менеджмента за рубежом кратко


1.3. Краткая история менеджмента

1.3. Краткая история менеджмента

Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всегда базировался на трёх основных способах управления людьми:

• создание чётких отношений собственности;

• построение различных организационных структур;

• выработка системы «писанных и неписанных» ценностей.

Целостные системы менеджмента, имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце XIX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX-XX столетий – начали возникать, так называемые, «школы менеджмента».

Исторически первой возникла «школа научного менеджмента», основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейлор. Также к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всемирно известного автомобилестроительного концерна «Ford motors») и Г. Эмерсон. Эта школа предполагает «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действий».

Несколько позже появилась «школа классического или административного управления». Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:

• власть неотделима от ответственности;

• единство распоряжения;

• дисциплина для всех;

• единство руководства;

• подчинение индивидуальных интересов общим;

• вознаграждение труда;

• централизация и иерархия;

• порядок во всём;

• справедливость во всём;

• устойчивость персонала;

• корпоративный дух.

Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.

Следующей в США возникла «школа человеческих отношений», основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции заключается в том, что установление «человеческих отношений» между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.

Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стало появление «школы поведенческих наук», автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил «пирамиду потребностей», которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Также из «школы человеческих отношений» возникла «эмпирическая школа управления», основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.

После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:

• исследование операций;

• экономико-математические методы;

• линейное программирование (планирование).

В разработке методов линейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелевская премия.

В конце 1940-х годов американский математик Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика», открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина «кибернетика» использовалось «автоматическое управление». Благодаря достижениям отечественных исследователей того периода – А. И. Берга, А. Н. Колмогорова, В. М. Глушкова и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.

В этот же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название «системного подхода в управлении». Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателем А. А. Богдановым.

В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.

В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпоху царя Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление. Следующей важной вехой была эпоха Петра I, когда в России было заложено государство европейского типа. После изгнания армии Наполеона в эпоху правления императора Александра 1 его тогдашним фаворитом М. М. Сперанским была проведена существенная модернизация российского государства – были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации. После неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм. Уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, железных дорог. После поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.

В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:

• уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;

• А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею «узких мест» в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;

• П. М. Керженцев в этот же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;

• Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями

  Вперед > Содержание

uchebnik-online.com

Краткая история менеджмента | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всегда базировался на трёх основных способах управления людьми:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Целостные системы менеджмента, имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце X IX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX -XX столетий – начали возникать, так называемые, «школы менеджмента».

Исторически первой … возникла «школа научного менеджм ента», основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейл ор. Также к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всемирно известного автомобилестроительного концерна «Ford motors») и Г. Эмерсо н. Эта школа предполагает «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действий».

Несколько позже появилась «школа классического или административного управления». Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:

· власть неотделима от ответственности;

· единство распоряжения;

· дисциплина для всех;

· единство руководства;

· подчинение индивидуальных интересов общим;

· вознаграждение труда;

· централизация и иерархия;

· порядок во всём;

· справедливость во всём;

· устойчивость персонала;

· корпоративный дух.

Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.

Следующей в США возникла «школа человеческих отно шений», основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции заключается в том, что установление «человеческих отношений» между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.

Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стало появление «школы поведенческих наук », автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил «пирамиду потребностей», которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Также из «школы человеческих отношений» возникла «эм пирическая школа управления», основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.

После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:

· исследование операций;

· экономико-математические методы;

· линейное программирование (планирование).

В разработке методов линейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелевская премия.

В конце 1940-х годов американский математик Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернети ка», открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина «кибернетика» использовалось «автоматическое управление». Благодаря достижениям отечественных исследователей того периода – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.

В этот же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название «_____________________________________». Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателем____________________.

В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.

В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпохи и деятелей:

· царь Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление,

· Петр I, когда в России было заложено государство европейского типа,

· Александр 1 и его тогдашний фаворит М. М. Сперанский – существенная модернизация российского государства: были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации,

· после неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм,

· уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, железных дорог,

· после поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.

В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:

· уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;

· А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею «узких мест» в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;

· П. М. Керженцев в этот же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;

· Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями.

 

refac.ru

Краткая история менеджмента

Количество просмотров публикации Краткая история менеджмента - 943

Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всœегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всœегда базировался на трёх базовых способах управления людьми:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Целостные системы менеджмента͵ имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце X IX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX -XX столетий – начали возникать, так называемые, ʼʼшколы менеджментаʼʼ.

Исторически первой возникла ʼʼшкола научного менеджм ентаʼʼ, основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейл ор. Размещено на реф.рфТакже к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всœемирно известного автомобилестроительного концерна ʼʼFord motorsʼʼ) и Г. Эмерсо н. Эта школа предполагает ʼʼвыработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые бывают с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действийʼʼ.

Несколько позже появилась ʼʼшкола классического или административного управленияʼʼ. Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:

· власть неотделима от ответственности;

· единство распоряжения;

· дисциплина для всœех;

· единство руководства;

· подчинœение индивидуальных интересов общим;

· вознаграждение труда;

· централизация и иерархия;

· порядок во всём;

· справедливость во всём;

· устойчивость персонала;

· корпоративный дух.

Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.

Следующей в США возникла ʼʼшкола человеческих отно шенийʼʼ, основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции состоит по сути в том, что установление ʼʼчеловеческих отношенийʼʼ между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.

Дальнейшим развитием ʼʼшколы человеческих отношенийʼʼ стало появление ʼʼшколы поведенческих наук ʼʼ, автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил ʼʼпирамиду потребностейʼʼ, которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Также из ʼʼшколы человеческих отношенийʼʼ возникла ʼʼэм пирическая школа управленияʼʼ, основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.

После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:

· исследование операций;

· экономико-математические методы;

· линœейное программирование (планирование).

В разработке методов линœейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелœевская премия.

В конце 1940-х годов американский математик Н. Винœер опубликовал свою знаменитую книгу ʼʼКибернети каʼʼ, открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина ʼʼкибернетикаʼʼ использовалось ʼʼавтоматическое управлениеʼʼ. Благодаря достижениям отечественных исследователœей того периода – _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.

В данный же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название ʼʼ_____________________________________ʼʼ. Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателœем____________________.

В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синœергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синœергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.

В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпохи и деятелœей:

· царь Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление,

· Петр I, когда в России было заложено государство европейского типа,

· Александр 1 и его тогдашний фаворит М. М. Сперанский – существенная модернизация российского государства: были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации,

· после неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм,

· уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, желœезных дорог,

· после поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.

В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:

· уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;

· А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею ʼʼузких местʼʼ в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;

· П. М. Керженцев в данный же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределœение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;

· Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями.

referatwork.ru

Краткая история эволюции менеджмента | Элитариум

Профессиональный бизнес, несмотря на относительную историческую краткость периода, прошел интенсивную и радикальную эволюцию. В этом развитии можно выделить несколько этапов. Основанием для различения этих этапов может служить простой, но ясный и эффективный критерий — факторы, от которых решающим образом зависит успех дела. Меняются факторы успеха — меняется технология эффективного бизнеса, а значит меняются и требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей.

Автор:Екатерина Леонидовна Шeкoвa, кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность возникли одновременно с человеческим обществом. В истории всегда были выдающиеся политические деятели, промышленники, купцы, хозяева, в деятельности которых до сих пор можно находить примеры успешного управления, ведения дел. Поэтому, при желании, историю и бизнеса и менеджмента можно вести с Древнего Египта и античной Греции. Однако, исходя из соображений терминологической ясности, чтобы говорить о менеджменте в современном понимании, а анализ сделать конкретным и обозримым, приходится, хотя и с известной степенью условности, вводить точку отсчета. Таковой для современного профессионального бизнеса являетсявторая четверть XIX в.

Именно тогда возникли первые фирмы — социальные организации (социальные институты), деятельность которых направлена на реализацию собственно деловой активности под руководством специальных профессионалов — менеджеров. Последние суть специалисты-управленцы, работающие по найму. И менеджер, и предприниматель занимаются, по сути, одним и тем же — бизнесом, содержание и формы их труда фактически одни и те же. Различие — вответственности: предприниматель отвечает за свои деньги и имущество, менеджер — наемный специалист. Менеджер может быть предпринимателем, а предприниматель — менеджером, но не обязательно.

Профессиональный бизнес как свободная деловая активность, ведущаяся на рынке свободных обменов со второй четверти XIX в., несмотря на относительную историческую краткость периода, прошел интенсивную и радикальную эволюцию. В этом развитии можно выделить несколькоэтапов. Основанием для различения этих этапов может служить простой, но ясный и эффективный критерий —факторы, от которых решающим образом зависит успех дела. Меняются факторы успеха — меняется технология эффективного бизнеса, а значит меняются и требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей.

  1. До второй половины XIX столетия решающим фактором успеха в бизнесе, фактически, былдоступ к ресурсам: полезным ископаемым, лесу, хлопку и т. д. Доступ к сырью создавал монопольное преимущество. Иногда даже на первый план выходило месторасположение соответствующего производства. Это не только история Рокфеллеров, Гетти — показателен в этом плане опыт первых российских предпринимателей на Урале, в Донбассе, в Сибири и т. д.
  2. Однако с завершением эпохи колониальных захватов практически все природные ресурсы были так или иначе поделены. И на первый план вышел иной фактор успеха дела —увеличение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его производство. Этот этап продолжался примерно до начала XX в. На этой стадии, когда рынок еще не был насыщен, а иногда даже и не сформирован, решающим моментом былоналичие рыночной идеи товара или услуги и материально-технической возможности реализации этой идеи. Недаром наиболее успешные бизнесмены этого времени — изобретатели-одиночки, сумевшие развернуть соответствующее производство (история некоторых ведущих современных компаний и корпораций восходит к таким фирмам). Ни в маркетинге, ни в интенсивной рекламе необходимости фактически не было.
  3. Следующая, третья стадия длилась с начала столетия до 1930-х гг. Рынок производителей начал уплотняться, и решающим фактором успеха стала возможность обеспечитьмаксимальный выход товара при минимальных издержках. Менеджер должен был прежде всего отличнознать технологию и организовывать в соответствии с нею производство. Центры власти в фирмах сконцентрировались в технических и технологических службах. Рынок же активно поглощал производимое. К этому времени относится ставшая знаменитой фраза Г. Форда: «Вы можете выбирать машину любого цвета — лишь бы только она была черной» (You can have any color as long as it’s black). И тот, кто подобно самому Форду с его знаменитой моделью «Т», обеспечивал максимальный выпуск черных автомобилей с минимальными издержками, держал в руках колесо Фортуны. Это время менеджеров-технократов, организаторов производства. Нормирование труда, конвейер, научная организация труда (НОТ) — эти компоненты менеджмента являются результатом успешной практики именно того времени. И теория, и практика маркетинга на этом этапе еще не сформировались. Первые службы маркетинга стали появляться только перед Первой мировой войной, да и то либо как службы, обеспечивающие преодоление затоваривания продукцией, либо как службы внешнеэкономической деятельности.
  4. Гром грянул в 1930-е гг. Биржевой кризис, Великая депрессия и прочие явления этих лет имели хорошо известные экономические, социальные и политические последствия во всем мире. С точки зрения технологии менеджмента в 1930-е гг. произошел радикальный перелом: мировой бизнес «стукнулся» о ставший плотным рынок. Стало очевидным, что даже если у тебя отличная идея, достаточно средств и ты блестяще наладил производство, ты провалишься, если производишь то, что не будет пользоваться спросом, и не стимулируешь этот спрос. Радикальным образом изменился вектор менеджментного мышления и практики, выразившийся в правиле:«Не продавать то, что производишь, а производить то, что будет продано». Это была революционная смена вех. Стали возникать маркетинговые службы, занимающиесяизучением спроса, предлагающие соответствующие программы деятельности, организующие сбыт, стимулирование продаж и т. п. В эти службы очень быстро перешли центры власти в фирмах.Технократический менеджмент сменился маркетинговым.Возникла теория маркетинга, осмысляющая практику эффективного маркетинга. А менеджер, даже отлично знающий технологию, должен был в той или иной степени быть еще и маркетологом. Маркетинг начинается с изучения потребителя, его образа жизни, объема, интенсивности и способов потребления, т. е. конкретного содержания конкретной культуры. А на выходе маркетинговой технологии — фактически программирование объема и характера потребления, образа жизни потребителя, т. е. итоги социально-культурного характера.
  5. Четвертый этап, давший колоссальный рост рыночной экономики, приведший к серьезному отрыву промышленно развитых стран, а некоторые из них — к процветанию, продолжался до конца 1950-х — начала 1960-х гг. К этим годам относится началопятого этапа, знаменующего следующую радикальную смену вех в технологии менеджмента. На этом этапе тенденции, действовавшие ранее, усилились. Для него характерен сверхплотный рынок как производства, так и потребления. Потребитель стал разборчив, привык к определенным маркам, традициям. Поэтому добиться успеха стало возможным только либопредложив совершенно новый товар (на который просто еще не было спроса), либотрадиционный товар высочайшего качества, которого не может сделать никто из конкурентов, либо традиционный товар традиционного качества, но с не имеющей аналоговпослепродажной ответственностью или сопутствующими услугами. Очевидно, что эта ситуация существенным образом меняет и бизнес, и маркетинг:не столько изучать спрос, сколько его создавать. Это требует больших затрат на рекламу, стимулирование продаж, на новые разработки, привлечение лучших специалистов, их заинтересованность. Очень многое стало зависеть от наличия команды единомышленников, способных к агрессивному рыночному поведению.

С конца 1960-х концепция маркетинга стала все более распространяться и на некоммерческую сферу: на образование, науку, культуру, искусство, политику. Менеджмент принял виднепрерывного (перманентного) нововведения, даже — веера нововведений. Кто сам не заваривает кашу, кто сам не ищет приключений и не рискует, тот проваливается. Реализация нововведений — рисковый вид бизнеса. Следует помнить и о революции в информационных технологиях и средствах связи, когда информированность конкурентов повысилась на порядки. Слишком многое стало зависеть от персонала и специалистов, их квалификации и мотивации. Именно этим обстоятельством объясняется успех японского менеджмента, который смог наиболее адекватно ответить на этот вызов времени и выработать технологию, резко снижающую риск от возможного внутрифирменного сопротивления нововведениям. Не случайно исследование опыта успешных американских корпораций показало, что их технология менеджмента оказалась чрезвычайно близка японской. Дело оказалось не в национально-этнических особенностях, а в менеджментных технологиях, в которых работа с персоналом выходит на первый план. Помимо прочего, они включают в себя и деятельность по разъяснению целей, задач деятельности фирмы, вовлечение работников в принятие решений, формирование общественного мнения и традиций социально-культурного характера.

Динамика развития менеджмента оказалась связанной прежде всего с видением и пониманием смены акцентов, смены ориентиров. Эту смену вех можно наглядно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Смена ориентиров

Дисциплина Самодисциплина
Послушание Доверие
Иерархия Партнерство
Достижение Ориентация на потребности
Карьера Раскрытие потенциала личности
Исполнительность Творчество
Власть Баланс интересов
Централизация Децентрализация

К современному бизнесу, как необходимое условие его успешности, предъявляется требованиедиверсификации. Моно-бизнес — бизнес с коротким дыханием. Чем в большей степени диверсифицирована деятельность фирмы, тем лучше она держит удары судьбы, тем оперативнее и пластичнее она реагирует на динамику рынка. На первый план выходит не столько то, что именно делает фирма, сколько то,как она действует в различных зонах деловой активности, каким ценностям она следует. В этой ситуации радикально меняется технология работы с персоналом. Главным становится не столько задание системы стимулирования как поощрения и наказания за достигнутые результаты.

Пятый этап завершается в наши дни, когда наметились черты следующего этапа. На этой стадии черты, особенности и проблемы предыдущего этапа усилились и распространились. К ним добавились проблемы экологии, дефицита сырья, квалифицированных кадров, защиты прав потребителей и персонала.

Много хороших идей и проектов оказались нереализованными именно в силувнешнего сопротивления их осуществлению. Стало ясно, что современный менеджер должен быть не только технократом, финансистом и маркетологом, и даже культурологом, но и политиком, общественным деятелем, быть готовым к публичному широкому диалогу с обществом. Именно этот период и выдвинул на передний планpublic relations (PR). Формирование общности интересов с партнерами, государственными структурами, средствами массовой информации, общественными организациями, формирование репутации фирмы в стране и за рубежом, в данной местности, в глазах собственного персонала стали ведущими функциями в содержании труда менеджеров. Так же как 1930-е вызвали к жизни маркетинговый подход к менеджменту, так последние годы породили PR-оформленный менеджмент.

Все возрастающую роль в современном бизнесе играют«непотребители» — социальные группы, органы власти, организованная и неорганизованная общественность. Именно они инициируют наиболее важные и перспективные нововведения.

Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу. В этом плане современный бизнес все более сближается по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.

Существуютчетыре основные модели отношения бизнеса к социальной среде:

  1. Манипулятивная модель — манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих целей фирмы. На ранних стадиях формирования рыночной экономики такая трактовка PR, фактически, неизбежна, что убедительно подтверждает практика современного российского бизнеса с его компроматом и прочими спецоперациями. Однако, по мере вызревания рыночных отношений, стабилизации экономики и социально-политической жизни все более отчетливо проявляются не только недальновидность такого подхода, но и его непосредственная опасность для долговременных интересов и целей фирмы.
  2. Модель информирования. Этой модели характерен переход от пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности в целях разъяснения намерений и возможностей фирмы для того, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, положительно относилась к ней и поддерживала ее.
  3. Модель взаимопонимания. В этом случае речь уже идет не только о стремлении быть правильно понятыми, но и понять других, их интересы.
  4. Модель социального партнерства. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и социальной средой фирмы: органами власти, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью, собственным персоналом.

«Общность интересов важнее разговоров о дружбе» — это правило может быть распространено на весь современный бизнес. Необходимость повышенного внимания к социальной среде, репутации фирмы — откровение последних десятилетий. Инновационный характер современного менеджмента, предстающего перманентным нововведением, порождает необходимость управления сопротивлением этим непрерывно идущим нововведениям — сопротивлением как внутрифирменным, так и сопротивлением внешней социальной среды фирмы. Очевидно, что возможности менеджеров фирмы по такому управлению сопротивлением ограниченны. Оно не может осуществляться административно (социальная среда вне компетенции администрации фирмы), столь же ограничены и экономические рычаги. Однако фирма может пытаться создавать благоприятные условия для реализации и продвижения своих проектов, программ и других нововведений с помощью социальных инвестиций и развития социального партнерства.

Одна из важнейших причин враждебности общественного мнения по отношению к бизнесу — в беспомощности и отсутствии возможности на что-то повлиять, демонстративная бесконтрольность и безнаказанность. Большинство фирм стремится любой ценой добиться роста доходов, рассматривая потребителя не как партнера, а как средство достижения целей, как объект откровенной эксплуатации. Неудивительна поэтому и ответная реакция общественного мнения о российском бизнесе и бизнесменах. Чтобы бизнесу доверяли, ему необходимо стремиться быть социально ответственным и доказывать это делом. Более того, доверие вызывает только тот, кто открыт и искренен, чье поведение предсказуемо, кто считается с мнением о нем окружающих.

Все эти особенности современного менеджмента, которые, как показало проведенное рассмотрение, являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.

Для каждого этапа развития вашей карьеры и бизнеса в каталоге наших курсов существует отдельная дисциплина или группа курсов. Поступив на обучение по индивидуальной программе, вы можете не только выбирать для изучения любые курсы, но и оперативно вносить изменения в свой учебный план, консультируясь у личного куратора.

www.elitarium.ru

История развития менеджмента — реферат

Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса      

Реферат по десциплине: Менеджмент 

На  тему: История развития менеджмента       

                                                                                          

Новосибирск 2012г.

Условия и предпосылки  возникновения менеджмента

 Изучая историю  можно встретить немало ярких  примеров, демонстрирующих присутствие  эффективного управления в древности.

 Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н.  э., являются ярким свидетельством  не только культуры древних  египтян, но и их управленческого  искусства. Строительство огромных  пирамид требовало, прежде всего,  четкого планирования и организации  труда.

 Древние греки  уделяли особое внимание вопросам  организации и управления производственными  процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

 У Сократа дается  понимание управления как особой  сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным  в управлении является поставить  нужного человека на нужное  место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

 Линейная структура  управления государством получила  выражение в системе управления  Римской империей. Ее основной  проблемой был сбор налогов  со всех ее частей, значительно  удаленных друг от друга. Прямое  правление из Рима осуществить  было крайне трудно. Изменение  структуры управления позволило  укрепить могущество Римской  империи.

 К сожалению,  эволюция управленческой мысли  в России этого периода изучена недостаточно.

 Переворот в  производственных отношениях связан  с промышленной революцией, начавшейся  в середине XVIII в. С промышленной  революцией связано выделение  трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве  появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

 На этом этапе  развития управления только наметилась  тенденция перехода от принципа  надзора за работниками к принципу  организации труда на научных основах.

 Промышленная  революция дала толчок развитию  теоретических исследований и  практики управления. Большой вклад  в формирование науки управления  внесли английские политэкономы  Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

 Нельзя не отметить  огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна  в развитие управленческой мысли  и практики управления. Ранее  других он заметил и оценил  роль человеческого фактора на  производстве, к необходимости учета  которого другие исследователи  пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

 В этот же  период времени Ф. Энгельс указал  на то, что следует различать  управление вещами и управление  людьми. От этого тезиса в дальнейшем  будут отталкиваться многие ученые  в своих исследованиях.

 Однако до эпохи  империализма функция управления  осуществлялась самим капиталистом  и небольшой группой приближенных  к нему лиц. Роль специально  подготовленных управляющих особенно  усиливается в эпоху развития  монополистического капитализма.  Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой  внешней средой, управляющие развивали  систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.

 Таким образом,  предпосылками и источниками  формирования менеджмента как  управления особого рода являются:

- индустриальный  способ организации производства;

- развитие рыночных  отношений, основными элементами  которых являются спрос, предложение  и цена.

 Для систематизации  этапов развития науки управления  первоначально использовался исторический  подход с применением хронологического принципа.

Эволюция управления на основе выделения различных школ управления

 По мнению М.Мескона  и других, за всю историю эволюции  систем управления человечество  выработало всего три принципиально  различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

 Иерархия –  это организация, где основное  средство воздействия отношения  власть – подчинение, давление  на человека сверху с помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.

 Культура, т.е.  вырабатываемые и признаваемые  обществом организации, групповые  ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя  так, а не иначе.

 Рынок, т.е.  наличие сети равноправных отношений  по горизонтали, основанных на  купле-продаже продукции и услуг,  на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца и покупателя.

 На каждом этапе  развития менеджмента формировались  соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие  школы, в которых показаны методы  и принципы их формирования. Каждая  школа внесла свой вклад в  развитие науки управления. 

1. Школа научного  управления.

1. Использование  научного анализа для определения  лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для  выполнения задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое  и правильное использование материального  стимулирования для повышения  производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы. 

II. Классическая школа управления.

1. Развитие принципов  управления.

2. Описание функций  управления.

3. Систематизированный  подход к управлению всей организации. 

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих наук.

1. Применение приемов  управления межличностными отношениями  для повышения степени удовлетворенности  и производительности.

2. Применение наук  о человеческом поведении к  управлению и формированию организации  таким образом, чтобы каждый  работник мог быть полностью  использован в соответствии с  его потенциалом. 

IV. Школа науки управления.

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей.

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим решения в сложных ситуациях.

 В число основных  направлений развития научных  школ управления можно отнести:  такие подходы: 

 научного направления; 

 административный;

 с точки зрения человеческих отношений;

 с точки зрения науки о поведении;

 с точки зрения количественных методов;

 к управлению  как к процессу;

 системный,

 ситуационный.

 Адекватно соответствующим  этапам происходит процесс формирования  научных школ, но менялась организация  управления от простых методов  управления к сложным. Сравнительный  анализ старой и современной  организации управления приведен  в таблице.  

 Таблица 1

 Сравнение старой  и современной организации

 Старая организация  Современная организация

 Малое количество  крупных организаций, отсутствие  гигантских организаций. Большое  количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.

 Относительно  небольшое количество руководителей  высшего звена, практическое отсутствие  руководителей среднего звена.  Большое количество руководителей  высшего звена, небольшое количество  руководителей среднего звена. 

 Управленческая  работа зачастую не выделялась  и не отделялась от неуправленческой  деятельности. Четко очерчены управленческие  группы, управленческая работа воспринимается  и отделяется от неуправленческой  деятельности.

 Занятие руководящих  постов в организации чаще  всего по праву рождения или  путем захвата силой. Занятие  руководящих постов в организации  чаще всего по праву компетентности  с соблюдением законности и  порядка. 

 Малое количество  людей, способных принимать важные  для организации решения. Большое  количество людей, способных принимать  важные для организации решения. 

 Упор на приказ  и интуицию. Упор на коллективную работу и рациональность.

 Прежние организации  стремились иметь малочисленную  группу руководителей высшего  звена, которые сами принимали  практически все важные решения.  Очень часто руководство осуществлялось  одним человеком. Управление строилось  с упором на приказ и интуицию. Современная же организация имеет  более четко выраженную структуру,  в которой присутствуют руководители  разных уровней. Принятие решения  осуществляется большим количеством  людей, что повышает его согласованность  и обоснованность. Упор в управлении  делается на коллективную работу  и рациональность. 

Этапы развития менеджмента

 С некоторой  условностью можно выделить 8 этапов  в развитии менеджмента. 

 Первый этап  развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия  и связан с учением Ф.Тейлора  после публикации его книги  "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел  научные подходы и принципы  построения системы управления. Используя систему управления, разработанную  Ф.Тейлором, американские фирмы и  Америка в целом наглядно продемонстрировали  ее практическую значимость и  влияние на развитие экономики.  Однако системный анализ предложенной  Ф.Тейлором модели управления  показал, что эта система Тейлора  пока нашла ограниченное применение  вследствие непонимания ее сути  рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

 Именно под  воздействием учения Тейлора  чуть позже появляются научные  работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

 Второй этап  развития менеджмента связан  с новыми подходами в развитии  учения о менеджменте, на основе  учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми подходами. Появится и  апробируется на практике так  называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками  которой стали А.Файоль, П.Урвик,  Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль  впервые предоложили новую теорию  менеджмента, раскрывающую его  функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

 Третий этап  развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается  и начинает развиваться школа  "человеческих отношений", развитие  которой связано с именами  ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется  социологическая концепция групповых решений.

student.zoomru.ru