24. Становление и развитие менеджмента в России. История развития менеджмента в россии кратко


История возникновения менеджмента в России

ГОУ СПО "Курский торгово-экономический колледж"

Реферат

На тему: «История возникновения менеджмента в России»

Выполнила: студентка группы 2 мен "А" Трутаева Мария

Курск

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................................................... 3

1. Эволюция менеджмента .............................................................................. 4

2. История менеджмента в России .................................................................. 9

2.1. Краткий обзор управленческой мысли в России ................................ 9

2.2. Принципы формирования российского менеджмента ...................... 14

2.3. Наша экономика и современный менеджер ....................................... 16

3. Будущее менеджмента ............................................................................... 17

3.1. Перспективы развития менеджмента ................................................. 17

3.2. Российский менеджмент и национальная культура ........................... 21

Заключение .................................................................................................... 26

Список литературы ....................................................................................... 27

Введение

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности.

Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам.

Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.

1. Эволюция менеджмента

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности (годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.) .

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

1 возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

2 создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

3 усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

Таблица 1.

Школы научного управления

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:

1 научного направления;

2 административный;

3 с точки зрения человеческих отношений;

4 с точки зрения науки о поведении;

5 с точки зрения количественных методов;

6 к управлению как к процессу;

7 системный,

8 ситуационный.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным.

Таблица 2.

Сравнительный анализ старой и современной организации управления

2. История менеджмента в России

mirznanii.com

24. Становление и развитие менеджмента в России

Управление в России развивалось с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в., A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др., Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государствав руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в истории Россию XVIII в. и в развитие ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управленияРоссия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре Iдля упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организацииартелей(добровольное объединение людей для совместной работы) , ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,составлявших основу экономической жизни.

В 1909 г. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформв области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др.,однако они не были осуществлены.

В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

В период «военного коммунизма»(1919–1921) для отражения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу ивнеэкономические формы принуждения к трудубыли исторически оправданы.

После окончания гражданской войны новая экономическая политика(НЭП) предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В периодперехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг.государственное управление вновь стало преобладать.

Кооперативыв любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себякак организационно-экономическая формация. В СССР методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-административными методами управления в ущерб экономическим и социально-психологическим.

Если в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднемснизилисьпо сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками – в три раза.

В 1986 г. М.С. Горбачевначал проводить новуюобщественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжаласьзатратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка.Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.

Негативную роль здесь сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен.С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федераций, принятая 12 декабря 1993 г.,закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

В последние годы наблюдаются позитивные тенденции в экономическом развитии России, в частности:

  • интеграция хозяйства России в мировую экономику;

  • формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем;

  • гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования;

  • формирование рыночных отношений при наличии многообразия форм собственности;

  • рост промышленного производства;

  • становление предпринимательского класса.

Данные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование российского менеджмента, основными особенностями которого являются:

  • преобладание в организациях вертикальных, формальных, иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей, мягких структур. Слабый учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций

  • наличие командной системы во многих организациях, руководители которых до сих пор подавляют инициативу подчиненных, что мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям;

  • авторитарный стиль руководства;

  • нежелание менеджеров высшего звена делегировать полномочия второму эшелону менеджмента; причиной чему является отсутствие мотивации; вместе с тем исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации – приобщение к делу, наделение долей в бизнесе;

  • копирование западных методов управления организацией.

Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент по-прежнему можно отнести к стадии формирования и развития.

studfiles.net

История менеджмента в России, подробно

Понятие менеджмента

Управление представляет собой процесс координирования и объединения рабочей деятельности персонала для достижения высокой эффективности и результативности.

Менеджмент как научные знания

История менеджмента в России с момента зарождения

В России уже в 17 веке вопросам управления начали уделять большое внимание. История менеджмента в России на этапе его зарождения была отмечена именами таких управленцев и экономистов, как:

  1. Ординым-Нащокиным,
  2. Кабинет-министром А.П. Волынским,
  3. Главным управляющим горных заводов В.Н. Татищевым,
  4. Ученым М.В. Ломоносовым.

Большие заслуги в реформировании российской системы управления принадлежат Столыпину П.А., который с 1906 года совмещал должность министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался вопросами совершенствования местного самоуправления.

Менеджмент в России в начале 20 века

В процессе построения социализма в Советском Союзе появляется необходимость создания новой общественной организации по управлению социалистическим производством.

В начале 20 века большую известность получили работы таких ученых, как Богданов А. А., Гастев А. К., Ерманский О. А., Керженцев П. М., Амосов Н. А.

Известный советский ученый А.К. Гастев в то время исследовал вопросы теории и практики организации труда и сформулировал концепцию, которая получила название «трудовые установки». Практическим внедрением данной методики трудовых установок занимался Центральный институт труда (ЦИТ), который был создан осенью 1920 года при ВЦСПС, при этом главное место в осуществлении этой методики было отведено инструктажу.

У данной методики были и недостатки:

  1. слабая разработка самой методики,
  2. узкая база исследований,
  3. концентрация на индивидуальности рабочего.

История менеджмента в России и развитие научной организации труда связана также с именем видного экономиста Ерманского О.А., внесшего существенный вклад в разработку теории социалистической рационализации. Правда теорию Ерманского подвергли резкой критике, но, несмотря на это, вклад ученого в развитие теории и практики организации труда является значительным.

В 30-е годы 20 века была проделана большая научно-практическая работа по созданию науки организации производства, труда и управления. В результате был выпущен первый советский учебник по организации производства.

В то же время положено начало организации системы подготовки кадров высшего и средне-специального экономического образования для предприятий и органов управления. Для того времени вводится новая специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, ставшая в будущем ведущей среди экономических специальностей.

В военные и послевоенные годы

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, которая складывалась в предыдущие годы, принципиальных изменений не претерпела. Основной принцип управления того времени – хозрасчет с усиленными административно-командными методами руководства. Велась научная работа в области проблем внутризаводского планирования и организации диспетчерской работы.

В послевоенные годы научно-практическая работа в области управления возобновляется, но также имело место и сокращение исследований.

В середине 20 века начинает постепенно расширяться тематика исследований организации и управления организациями, а с 1957 года осуществляется переход к управлению промышленностью и строительством в соответствии с территориальным принципом через Советы народного хозяйства (совнархозы).

Дискуссия, которая развернулась в государстве с 1962 по 1965 года в сфере совершенствования систем и методов управления народным хозяйством, предопределила проведение хозяйственной реформы.

Менеджмент в России (конец 20 века — по настоящее время)

Историю менеджмента в России с 1965 года по настоящее время можно характеризовать проведением трех реформ, которые были направлены на совершенствование системы управления:

1. Реформа системы управления (1965 год),

2. Реформа системы управления 1979 года,

3. Ускоренное социально-экономическое развитие с 1986 года и дальнейший переход к рыночным отношениям.

В процессе перехода к рыночным отношениям произошло ухудшение социально-экономической ситуации в государстве. На сегодняшний день в России можно наблюдать разбалансированное состояние механизма управления.

Российский менеджер при осуществлении практической деятельности ежедневно сталкивается с проблемами, не знакомыми, например, западному менеджеру. По этой причине в современных условиях большое значение необходимо уделять получению нового знания по искусству управления.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Развитие менеджмента в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребо­вало создания новой общественной организации управ­ления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богда­нов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулиро­вана и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практи­ческую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудо­вых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых ус­тановок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рациона­лизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйствен­ного строительства в СССР.

Проблемы научной организации труда получили ши­рокое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развер­нувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна - от группы «Семнадцати» во главе с Кер­женцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась соз­данием центральной платформы, принятой на II Всесо­юзной конференции по НОТ, в которую вошли положи­тельные моменты обеих дискутировавших платформ.

Крупный вклад в развитие теоретических основ со­циалистической организации производственных процес­сов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производ­ственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практи­ческая работа по созданию науки об организации производ­ства, труда и управления, результатом которой был вы­ход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию систе­мы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отрасле­вого профиля, которая вскоре стала ведущей среди эко­номических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предше­ствующие годы, не претерпела принципиальных измене­ний. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась на­учная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расши­ряться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер­риториальному принципу через Советы народного хозяйст­ва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ве­домственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономиче­ская кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руково­дством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибер­нетика сыграла важную роль в развитии теории управле­ния производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех ре­форм, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

  1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
  2. Реформа системы управления 1979 г.
  3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изме­нениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академи­ком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  • внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
  • быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
  • создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант со­вершенствования системы управления соответст­вовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назва­ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо­му рынку. Эта программа многими учеными рассматри­валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регу­лируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное раз­рушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в эко­номику регионов и импортно-экспортные операции. Не­управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми­ра. Рынок требует управления, руководства, регулирова­ния со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов.

В основе организационной культуры: потребности личности и потребности организации.

В понятие «культура» входят субъективныеи объективныеэлементы.

Особое значение имеют субъективные элементы организационной культуры, поскольку являются основой управленческой культуры,которая характеризуется стилями руководства, методами решения проблем и поведением руководителей.

Организационные ценности представляют собой систему, которой должна обладать любая организация. Эта система включает: цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, дисциплину, исполнительность, новаторство, инициативность, трудовую и профессиональную этику и др.

Ключевые ценности, объединенные в систему, образуют философию организации отвечающую на вопрос, что является для нее самым важным. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, задает главные направления деятельности организации, формирует позицию в отношении управления (стиль, мотивационные принципы, порядок разрешения конфликтов и пр.) и создают основу ее имиджа, то есть представления о ней у окружающих.

Обряд это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.

Ритуал представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения их гимнов. Ритуалы могут быть связаны с принятием в члены организации, проводами на пенсию и пр., но иногда они превращаются в самоцель.

Образы, легенды и мифы являются элементом знаково-символической подсистемы культуры. Мифы отражают в нужном свете и в закодированной форме историю организации, унаследованные ценности, а образы - портреты ее известных деятелей. Они информируют (каков главный босс, как он реагирует на промахи; может ли простой сотрудник стать руководителем и пр.), снижая неопределенность, советуют, учат, направляют поведение персонала, создают образцы для подражания. Во многих западных фирмах в ходу легенды о бережливости и рачительности их основателей, которые за счет этих качеств сумели разбогатеть, их заботливом, отеческом отношении к подчиненным.

Обычай, как элемент культуры, есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.

В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведенияее членов - их отношения друг к другу, внешним контрагентам, осуществлению управленческих действий.

Лозунги - это призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи. Сегодня в форме лозунга часто формулируется миссия организации.

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Они бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную дедовщину.

Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.

Власть и управление, формы власти и влияния в организации. Взаимосвязь власти и управления, виды власти. «Баланс власти». Управляемость подчиненных. Разновидности (формы) формальной власти. Разновидности (формы) реальной власти.

Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.

Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.

Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:

  1. Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется.
  2. Власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
  3. Власти не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Виды власти

В компании должен существовать баланс власти. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть зависит от личности и ситуации. Существует власть подчиненных над руководством (например, контракты, которые могут получить артисты и спортсмены).

Основные виды власти:

  • Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
  • Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
  • Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.
  • Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
  • Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях. Может вредить организации. Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.

Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

lektsia.com

Развитие менеджмента в России

НОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» (БИЭФ)

Кафедра учета и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Менеджмент

На тему: «Развитие менеджмента в России»

Калининград, 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия в менеджменте

1.1 Понятие менеджмента на предприятии

1.2 Основные функции менеджмента

1.3 Эволюция управленческой мысли

1.4 Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента

Глава 2. Особенности менеджмента в России

2.1 Методологические принципы формирования российского менеджмента

2.2 Развитие менеджмента в России

2.3 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка

2.4 Наша экономика и современный менеджер

2.5 Подходы к проект-менеджменту в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Управление в условиях рынка получило название менеджмент.

Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации и банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.

Глава 1. Основные понятия в менеджменте

1.1 Понятие менеджмента на предприятии

Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием в истории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт, новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такого не было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий.

Вполне возможно, что менеджмент останется основным и наиболее весомым институтом общества до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. Это связано не только с тем, что менеджмент основан на природе современной индустриальной системы и на потребностях современных коммерческих предприятий, которым эта система должна предоставлять свои производственные и человеческие ресурсы. Главное в том, что менеджмент отражает основные убеждения современного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт одним из первых, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.

Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия.

Важность менеджмента.

Менеджмент, его компетенция и его эффективность, еще несколько десятилетий будут иметь решающее значение, как для Соединенных Штатов Америки, так и для других стран свободного мира. Кроме того, потребность в хороших руководителях будет постепенно и постоянно возрастать.

1.2 Основные функции менеджмента

Важнейшая цель менеджмента: экономическая эффективность. Важнейшая функция: управление бизнесом. Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции). Что же на самом деле представляет собой менеджмент и каковы его функции?

На этот счет есть два широко известных ответа. Один из них состоит в следующем: менеджмент – это высшее руководство. Иными словами, термин "менеджмент" является чем-то вроде синонима слова "руководство". Другой популярный ответ на поставленный нами вопрос определяет менеджера как человека, руководящего работой других людей, т.е., как утверждается в известном лозунге, "человека, работа которого состоит в том, чтобы заставить остальных выполнять их работу".

Но такие определения даже не пытаются объяснить нам, что такое менеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишь проанализировав функции менеджмента, поскольку менеджмент – это орган, а любой орган можно описать и определить, только описав и определив его функции.

Менеджмент – это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.

Менеджмент всегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективной деятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента и власть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.

Конечно, эта деятельность может приносить выдающиеся результаты внеэкономического характера: удовлетворенность работников предприятия своей жизнью, вклад в благосостояние или культуру общества и т.п. Тем не менее, можно утверждать: если менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономических результатов, его деятельность следует признать неэффективной. Менеджмент потерпел неудачу, если предприятие не поставляет товары и услуги, нужные потребителю, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджмент предприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или, по крайней мере, поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которым располагает это предприятие.

Главная функция менеджмента: управление бизнесом. Это утверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не столь очевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход. Прежде всего, оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя "в чистом виде" перенести и применить как к организации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности, успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь не обещает такого же успеха при работе в правительстве. Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться как подготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все, же подчиненное, вторичное.

Негативный вывод заключается в том, что менеджмент в принципе не может быть точной наукой. Правда, работу менеджера можно систематически анализировать и классифицировать; иными словами, существуют ярко выраженные профессиональные особенности и научный аспект менеджмента. Нельзя также полагать, будто управление основано исключительно на интуиции или природных способностях человека; требования к менеджменту и его элементы поддаются анализу, систематической организации и изучению, причем все это доступно человеку с обычными способностями. И все же главной проверкой менеджмента является экономическая эффективность предприятия (или, по-другому, результаты его экономической деятельности). Именно реальные достижения, а не знания, остаются и самым убедительным доказательством, и целью.

1.3 Эволюция управленческой мысли

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

mirznanii.com

История развития менеджмента в России 3 - Реферат

Академия Труда и Социальных Отношений

Контрольная работа по Истории менеджмента

На тему: « История развития менеджмента в России»

Выполнила студентка:

4го курса 1ой группы

Социально-Экономического факультета

Петрова Ангелина

Содержание

1. Введение

2. Развитие менеджмента в России

3. Принципы формирования российского менеджмента

4. Историю развития менеджмента в Росси можно охаракте­ризовать следующими этапами в XX веке.

5. Заключение

6. Список литературы

1. Введение

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом

развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап

переустройства общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно,

экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества, а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально- экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

2. Развитие менеджмента в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное

внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, В.Н. Татищев и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался

совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами

совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая

разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР. Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах

П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по

созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.

Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства экономических административных районов.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к

рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,

предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-

административную систему управления;

2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного

регулирования;

3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.

Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин

сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импо

ртно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего

механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

3. Принципы формирования российского менеджмента

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является

менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях

формирования российского менеджмента ментальности придается различное

значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента.

Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного

производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. Для

овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает

частичный учет особенностей русской ментальности. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной

Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей.

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее

установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали

нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления.

4. Историю развития менеджмента в Росси можно охаракте­ризовать следующими этапами в XX веке:

1911 г. —И. Семенов, А. Пайкин Курс лекций «Организация заводского хозяйства»: сформулированы основные «законы орга­низации производства и НОТ»;

1920 г. — Петербургский политехнический институт, Мос­ковское высшее техническое училище: формулирование зако­нов научной организации производства и НОТ, «закон наимень­шей цепной связи», «закон взаимного замыкания», «закон рит­ма», «закон параллельной последовательности работ», «закон фронта работ», «закон реальности условий»;

1920 г. —А. А. Богданов Разработал принципы новой науки о законах организации, действующих в технике, экономике и политике, обосновал необходимость их системного изучения;

1935 г. —О. А. Ерманский Разрабатывал теорию рационали­зации управленческого труда, «закон организационной суммы». Пришел к выводу, что в будущем все станут руководителями.

1938 г. —А. К. Гостев Обосновывал приоритет человека над организацией. Разработал концепцию «узкой базы»: рабочий у станка есть «директор своего предприятия». Вывел цикличную последовательность НОТ: «расчет детали — ее установка-обра­ботка — контроль —систематизация полученных результа­тов — расчет»;

1950 г. — Ф. Р. Дунаевский Разработал «теорию админист­ративной емкости», т. е. способность одного администратора ру­ководить определенным количеством лиц;

1972 г. — Д. М. Гвишиани Провел систематизацию и анализ американской теории управления;

1980—2000-е гг. Идет разработка математических методов оптимального планирования, методов прогнозирования, конт­роля, разрабатываются различные модели оптимизации в эко­номике и управлении; одновременно с этим происходит осозна­ние важности организационной культуры, мотивации и демок­ратизации управления. Среди отечественных ученых, посвятив­ших свои работы менеджменту выделяются: Абчук В.А., Ань-шин В.М., Дагаев А.А., Большаков А.С., Михайлов В.И., Бон­дарь Н.П., Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А., Виханский О. С, На­умов А. И., Герчикова И.Н. и т.д.

Заключение

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных

отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая

должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха

становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

Список использованной литературы

1. История менеджмента. Кравченко А.И . 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

3. Семенова И.И. «История менеджмента»: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Менеджмент в России и за рубежом: учебник / М.И. Семенов; под ред. И.Т. Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

5. Барановская, Т.П. Маркетинг в России и за рубежом: учебник / Т.П. Барановская; под общ. ред. В.И. Лойко. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : Маркетинг и маркетинговые исследования, 2003.

www.litsoch.ru

Этапы развития менеджмента в России

Поиск Лекций

Тема15 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цель лекции:знакомство студентов с особенностями российского менеджмента, а также с основными направлениями исследований российского менеджмента.

 

План лекции

1 Этапы развития менеджмента в России

2 Зарубежные исследования российского менеджмента

3 Отечественные исследования российского менеджмента

 

Этапы развития менеджмента в России

 

Современный менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд общих и специфических особенностей. Общие черты отражают этап цивилизации, общественно – экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов. К специфическим чертам относятся:

- национальные особенности общества;

- исторические особенности его развития;

- географические условия;

- культура и т.д.

То, что раньше называлось презрительно местной спецификой, теперь становится одним из конкурентных преимуществ национального менеджмента, т.е. национальный и региональный менталитет - важнейший фактор, влияющий на менеджмент. Причем, это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер.

Понимание такого подхода имеет большое значение, и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Мы уже давно убедились, что принцип слепого копирования западного и восточного опыта, применительно к нашей стране не срабатывает. Все существующие в данный момент школы менеджмента сложились в конкретных экономических условиях. Перенесение существующих принципов и приемов менеджмента без тщательно их осмысления создает множество трудноразрешимых проблем. Это объясняется прежде всего тем, российский менталитет характеризовался наличием полярности, противоречивости, доведением любой ситуации до крайности. Также нельзя полностью отрицать достижения западной и восточной школ менеджмента. Это означает, что условием для реализации идей менеджмента в России является учет специфики России при использовании опыта и концепции зарубежного управления.

История развития менеджмента в России неразрывно связана с историей самой России. Национальный менеджмент не возникает ниоткуда, он складывается естественным путем в ходе развития России, и его происхождение имеет глубокие исторические корни.

Современный российский менеджмент имеет короткую историю, однако – это уже опыт. Менеджер в России - профессия молодая. Всерьез говорить о российском менеджменте как о высокопрофессиональной и современной сфере деятельности стали только последние годы.

Первый этап развития российского менеджмента пересекается с периодом первоначального накопления капитала, когда основой и преумножением индивидуального богатства является перераспределение собственности. Именно тогда первые российские менеджеры из-за своей неуемной тяги к риску, авантюре и жажде сиюминутного обогащения и неконкурентным формам борьбы попадают в народный фольклор. На этом этапе основу управленческой элиты составляли «красные директора», ставшие руководителями приватизированных предприятий, и так называемые «новые русские», сумевшие обогатиться за счет ловкости, напора и попрания этических норм видения бизнеса, имеющие преимущественно опыт неформальной и теневой экономики. Сюда можно отнести бывших комсомольских лидеров, обладавших необходимыми лидерскими свойствами и амбициями, и представителей партийных органов, министерств и ведомств, государственных организаций, которые «назначались» менеджерами.

Второй этап развития российского менеджмента неразрывно связан с массовой приватизацией крупных и средних предприятий. На этом этапе стало ясно, что «иметь – еще не значит грамотно использовать во имя общего блага». По завершении массовой приватизации со второй половины 90-х годов 20 в. происходят качественные изменения в мировоззрении российского менеджмента.

Кризис 1998 г. прошел водоразделом между вторым и третьим этапом развития российского менеджмента. Он сыграл положительную роль в развитии управленческого класса в России. Многие предприятия с неэффективным менеджментом прекратили существование. Обострилась конкуренция на рынке. В этих условиях на торой план уходит интуиция и предпринимательский талант. Стало ясно, что важнейшим конкурентным преимуществом становится уровень профессиональной подготовки управленческой команды компании, произошло повышение требований к уровню квалификации руководителей. Появился слой профессионально подготовленных специалистов новой формации, а также сумевших легализоваться владельцев крупных капиталов. На этом этапе идет процесс обратной конвертации – капитала во власть.

В настоящий момент в России выделяют три модели управления:

1) модель здравого смысла;

2) западная модель;

3) советская модель.

Первая модель распространена преимущественно в компаниях «новых русских», которые в прежней жизни были кем угодно, только не профессионалами в управлении. Бизнес на первой стадии был довольно простым, что позволяло руководителям обходиться простым здравым смыслом. По мере роста бизнеса стал очевидным недостаточный уровень управленческого профессионализма руководителей этой группы.

Вторая модель представлена западными фирмами, работающими на российском рынке. Российские фирмы перенимают в основном внешнюю атрибутику западного управления (вежливость менеджеров, стильная мебель, персональные компьютеры и т.д.), почти не обращая никакого внимания на западные технологии внутрифирменного управления, т.е. западный менеджмент заметно повлиял на форму и техническую сторону, почти не оказывает заметного влияния на само существо российского менеджмента.

Третья модель управления самая распространенная. Несмотря на многочисленные реформы макроэкономики, порядок управления на многих крупных российских предприятиях до сих пор остается практически неизменимым со времен СССР и обладает характерными чертами административно – командной системы управления.

Существует множество точек зрения по поводу выделения каких-либо особенных черт, присущих только российскому менеджменту. Рассмотрим основные. Первую группу условно можно назвать – зарубежные исследования российского менеджмента, вторую – отечественные исследования российского менеджмента.

 

poisk-ru.ru