Инфраструктура рыночной экономики. Основные элементы и характеристики (стр. 1 из 6). Источники развития рыночной инфраструктуры


Инфраструктура рынка. Формирование и основные элементы :: BusinessMan.ru

Рыночная экономика на современном этапе представлена в виде системы хозяйствования, эффективное развитие и функционирование которой зависит от состояния ее инфраструктуры и действующих институтов. На сегодняшний день отмечается усложнение и расширение функций, которые выполняют эти компоненты. Это, в свою очередь, повышает их значение в общей системе хозяйствования. Рассмотрим далее, что собой представляют структура и инфраструктура рынка.

Теоретический аспект

Впервые термин "инфраструктура" был внедрен в экономический анализ для обозначения сооружений и объектов, посредством которых обеспечивалась нормальная деятельность армии в начале 20 столетия. Слово имеет латинские корни и происходит от infra, что значит "ниже", и struktura - "расположение", "строение". Сегодня существуют разные трактовки этого определения. По мнению одних авторов, инфраструктура выступает в качестве всей системы обслуживания. Эти исследователи видят функцию данного института в предоставлении производству и населению услуг, в обслуживании их.

Другие авторы под инфраструктурой понимают только обеспечение процесса воспроизводства. Ее назначение они видят в создании единых производственных условий и обслуживании их. Существует и иная точка зрения. В соответствии с ней инфраструктура представляет собой накопленные материальные блага, выступающие в качестве совокупности сооружений и объектов, которые обеспечивают требуемые материально-технические условия для эффективного функционирования промышленных предприятий. Этот институт считается частью национального богатства, способствующего созданию беспрепятственного поля для деятельности.

К 40-м годам 20 века сложилось мнение, в соответствии с которым инфраструктура рассматривалась в качестве комплекса отраслей, обслуживавших стабильное функционирование процесса материального производства. В отечественных экономических изданиях развитие инфраструктуры рынка стали изучать в 70-е годы.

Общие сведения

Понятие инфраструктуры рынка включает в себя комплекс экономических и организационно-правовых отношений, связанных в одно целое. Значительным образом состояние именно этого института способствует эффективному воспроизводству оборота продукции, экономичности и устойчивости взаимодействий, касающихся его. Структура и инфраструктура рынка - разные, но тесно связанные друг с другом категории. По мере развития экономических отношений, усовершенствования методов хозяйствования изменяются и требования, которые предъявляются к самой системе в целом и отдельным ее компонентам в частности. Инфраструктура товарного рынка представляет собой обязательное звено целостной экономической системы и подсистемы. Она выступает как часть политэкономической или хозяйственной жизни. Инфраструктура современного рынка обладает подчиненным вспомогательным характером. Она обеспечивает нормальную деятельность политической и экономической систем.

Основные задачи

Рынок и рыночная инфраструктура создают условия для реализации потенциала, который заложен в отношениях, касающихся оборота продукции. В этой связи вопросы по выработке перспективных направлений совершенствования и анализа действующих институтов обладают существенным теоретическим и практическим значением. С особым вниманием исследуется формирование инфраструктуры рынка, функционирование системы госрегулирования. Это обусловлено имеющимся мировым опытом, в соответствии с которым в качестве обязательного условия эффективности экономики выступает зрелость этого института. Сегодня инфраструктура товарного рынка находится в стадии постоянного реформирования. Этот процесс, в свою очередь, требует проведения тщательного анализа всех тенденций, определения основных особенностей становления системы.

Специфика продуктового обмена

Оборот продукции имеет место только в том случае, если отдельные компоненты всей экономической системы исполняют возложенные на них функции в полной мере, обеспечивая таким образом устойчивость процесса воспроизводства. В этой связи функциональная структура в обязательном порядке предполагает активность трех основных сегментов: рынков услуг и товаров, капитала, рабочей силы. Каждый из них отличается, в свою очередь, наличием специфических звеньев, взаимодействующих друг с другом.

В частности, рынок услуг и товаров разветвляется на множество секторов (продукты питания, одежда, туристическое обслуживание и так далее). Сегмент рабочей силы распадается на отрасли квалифицированных и неквалифицированных трудящихся, а также участки по отдельным профессиям и специальностям. В структуру сферы капиталооборота включается инфраструктура рынка ценных бумаг и денежных средств. Вся система в целом создает комплекс институтов, служб, систем, организаций, которые осуществляют ее обслуживание и обеспечивают стабильное функционирование.

Процесс создания

Инфраструктура рынка, прежде чем стать относительно самостоятельной частью сферы социального производства, прошла несколько этапов, которые определяются крупными вехами в процессе общественного разделения труда. Отделение ремесел от земледелия, вызвав возникновение городов, объективно способствовало значительному усилению обмена продуктами между крупными населенными пунктами и деревнями. Это, в свою очередь, привело к созданию инфраструктурных объектов. Спустя некоторое время произошло еще одно разделение труда: торговля отделилась от промышленности и земледелия. Это способствовало дальнейшему росту обмена продуктами за счет привлечения к хозяйственному обороту новых территорий. Эти процессы, в свою очередь, потребовали расширения инфраструктуры.

Основные звенья

Сегодня в общей системе выделяют несколько основных категорий, обладающих первостепенным значением. К этим элементам, в частности, относят производственную (связь, транспорт, оптовая торговля и так далее), социальную (комплекс объектов, задействованных в отраслях сфер обслуживания: соцобеспечении, здравоохранении, образовании, коммуникациях и пр.) инфраструктуры. Деятельность последней направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей, создание условий для жизнедеятельности и интеллектуального совершенствования населения. Что касается инфраструктуры производства, то следует отметить, что она не участвует в выпуске каких-либо продуктов. Она лишь создает условия для нормального функционирования этого процесса. Относительно обособлено действует в системе и инфраструктура рынка.

Важный момент

Элементы инфраструктуры рынка в экономике выступают лишь как следствие своеобразных функций, которые возложены на данный институт. С течением времени они изменяются и все больше обосабливаются от задач основного производства. В этой связи при определении инфраструктуры производства в качестве первичного признака выступают функции обеспечения. Особенность хозяйственной деятельности компаний состоит в том, что результат нельзя складировать или резервировать, поскольку он выражается в виде процесса хранения, перемещения, передачи сведений и прочего. Инфраструктуру нельзя характеризовать как второстепенную сферу.

Инфраструктура рынка

Этот институт считается новым сегментом экономического оборота продукции. В процессе развития хозяйственной системы появляется необходимость в создании специализированной сферы деятельности по удовлетворению нужд отдельных торговых площадок. Становление рынка, таким образом, обусловило образование новых учреждений, организаций, осуществляющих обеспечение его цивилизованного функционирования.

Трактовка термина

Инфраструктура рынка рассматривается в широком и узком смыслах. В последнем случае термин трактуется как система служб, организаций и учреждений. Они обслуживают деятельность структурных рыночных подразделений. В широком смысле термин рассматривается как комплекс материально-технических, организационных и экономических условий. Они, в свою очередь, обеспечивают область обращения продукции и сферу осуществления сделок купли-продажи.

В последнем случае в институт включается инфраструктура финансового рынка, кредитной системы. Они основываются на средствах центрального и местного бюджетов. Кроме того, особое значение в обеспечении функционирования отрасли имеет и законодательная база. Она регулирует взаимодействия между субъектами хозяйствования и определяет правила продуктообмена. Таким образом, инфраструктура рынка представлена в виде комплекса правовых норм, регламентирующих перемещение услуг и товаров, сделки, либо совокупности предприятий, служб, систем, институтов, осуществляющих обслуживание и исполняющих соответствующие функции для сохранения нормального режима его работы.

Компоненты института

К основным элементам инфраструктуры рынка следует относить:

  1. Коммерческие банки и кредитную систему.
  2. Ярмарки, аукционы и прочие виды небиржевого организационного посредничества.
  3. Эмиссионную систему и банки.
  4. Биржи (валютные, фондовые, сырьевые и прочие), а также их посредничество, оформленное организационно.
  5. Налоговую инспекцию и систему сборов.
  6. Средства бизнес-коммуникаций и информационные технологии.
  7. Систему регулирования занятости граждан, центры государственного и негосударственного содействия в трудоустройстве.
  8. Специальные агентства по рекламе, СМИ, информационные центры.
  9. Систему страхования предпринимательского хозяйственного риска и обслуживающие эту сферу компании.
  10. Торговые палаты, прочие добровольные общественные и государственные ассоциации (объединения).
  11. Таможенную систему.
  12. Коммерческие выставочные комплексы.
  13. Профсоюзы трудящихся, занятых по найму.
  14. Систему среднего и высшего экономического образования.
  15. Консалтинговые (консультативные) компании.
  16. Государственные и общественные фонды, деятельность которых направлена на стимулирование предпринимательской активности.
  17. Аудиторские фирмы.
  18. Особые зоны для осуществления свободного предпринимательства.

Функции института

Инфраструктура должна обеспечивать цивилизованный подход субъектов к своей хозяйственной деятельности. Компоненты, которые составляют систему, нельзя считать внешними. Они образованы непосредственно в ходе осуществления рыночных отношений. Функционирование рассматриваемого института отличается двойственным характером. С одной стороны, оно обеспечивает обслуживание субъектов рынка, а с другой - процесс воспроизводства трудовых ресурсов - человека, выступающего в качестве фактора, принимающего непосредственное участие в товарообмене. К основным функциям системы следует отнести:

  1. Облегчение реализации интересов субъектами предпринимательской деятельности.
  2. Увеличение оперативности и повышение эффективности работы участников на базе специализации.
  3. Организационное оформление взаимодействий.
  4. Облегчение осуществления экономического и юридического контроля, а также общественного и государственного регулирования коммерческой активности.

Этапы становления

Формирование инфраструктуры, которое началось одновременно с реформами рыночной экономики, является достаточно продолжительным процессом. Он состоит из нескольких стадий. В России можно выделить три основных этапа:

  1. 1985-1992 гг. Этот период связан главным образом с появлением компонентов рыночных отношений в отечественной экономике. Эту стадию можно рассматривать как зарождение института. Обусловливается это тем, что именно в этот промежуток времени создавались предпосылки для образования инфраструктуры как подсистемы экономики. Возникновение устойчивой потребности в услугах определенных звеньев института породило их создание. Особенно активно в тот период стали развиваться страховые компании, банки, валютные и сырьевые биржи, инвестиционные системы.
  2. 1992-1998 гг. В течение этого этапа продолжалось образование наиболее существенных компонентов инфраструктуры рынка. Происходило также установление устойчивых взаимосвязей между ними. Вместе с этим рыночная инфраструктура на этой стадии характеризуется неравномерностью. Сравнительно высокого уровня достигли институты, которые оказывали посреднические услуги в ходе оборота продукции конечного потребления. Хорошо развиты были и финансовые организации.
  3. С 1999 г. по настоящее время. На этой стадии отмечается качественное совершенствование инфраструктуры в ходе активного функционирования рынка. Основной отличительной чертой этого этапа считается тенденция к консолидации однотипных институтов системы. Вместе с этим сегодня не получили необходимого распространения некоторые важные звенья. Например, достаточно слаба в настоящее время инфраструктура рынка ценных бумаг. Это, в свою очередь, ограничивает возможности притока капитала для создания и совершенствования других важных институтов системы.

Консолидационные процессы имеют место на товарном, страховом, финансовом рынках. Основное развитие в рамках оборота продукции они получили в 2002-2005 гг. Укрупнение торговых предприятий осуществляется за счет создания разветвленных сетей по территории страны.

businessman.ru

Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории

Количество просмотров публикации Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории - 522

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определœенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка принято понимать совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всœех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

- деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

- деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

- деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Рынок формирует свою инфрастуктуру. Различают узкую и широкую трактовку понятия инфраструктуры. В первом случае рыночная инфраструктура трактуется как система организаций, учреждений и служб, обслуживающих функционирование структурных подразделœений рынка. В широком смысле слова рыночную инфраструктуру рассматривают как совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи. Рыночная инфраструктура - ϶ᴛᴏ совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К ней относятся товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховые компании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров; кредитная система; государственные финансы; система законодательства.

Товарная биржа – учреждение, в котором реализуются оптовые сделки по купле-продаже по образцам и стандартам на базе биржевой экспертизы. Т.е. продаются и покупаются, как правило, не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. Достоинство товарных бирж в том, что здесь, во-первых, покупатель свободно выбирает продавца, равно как и наоборот, во-вторых, цены формируются под влиянием спроса и предложения, в-третьих, торги проводятся по единым биржевым правилам, а типовая форма контрактов предельно упрощает ведение торгов[7,с . 188].

Фондовая биржа - ϶ᴛᴏ организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на базе их биржевого курса, который колеблется исходя из соотношения между спросом и предложением

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржа оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучает спрос и предложение рабочей силы, собирает и распространяет информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам.

Аукционы – публичная продажа на базе торгов в заранее оговоренном месте и в заранее установленное время товаров или их образцов. Ярмарка – региональные торги, организуемые в определœенном месте, либо сезонно, либо в какое-то определœенное время (выходные, праздники и т.д.)

Кредитная система – совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление их в ссуду, а также специально предназначенный для этих целœей инструментарий. Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банки – финансовые организации, осуществляющие выпуск, хранение, предоставление, распределœение, обмен и контроль денежных средств и обращение денег и ценных бумаᴦ.

Государственные финансы состоят из центральных и местных бюджетов. Через государственный бюджет происходит перераспределœение доходов, финансирование социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила ʼʼрыночной игрыʼʼ.

referatwork.ru

15. Понятие и составные элементы рыночной инфраструктуры

Рыночная инфраструктура – это совокупность учреждений, обеспечивающих функционирование всех видов рынка и свободное движение товаров. Она состоит из рынков, торговли и рыночных институтов.

Рынки – различают множество рынков, важнейшее место среди них занимает рынок труда, капиталов, ресурсов, валюты.

РИ вкл.торговлю как специфическую отрасль нац.экономики во всех ее формах: оптовая, розничная, торговые предприятия (сети), аукционы, торги, ярмарки, товарные биржи.

Рыночные институты – коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские фирмы, биржи труда, юр.фирмы, рекламные агентства и т.д.

Развитая рыночная инфраструктура – национальное богатство.

16. Понятие рыночной конъюнктуры. Характеристика тенденций и состояний рыночной конъюнктуры

Конъюнктура рынка – временная ситуация, характеризующая состояние рынка, совершающая совокупность сделок купли-продажи.

Конъюнктура формируется рядом факторов:

-циклические – их сила равномерно нарастает в пределах определённого цикла. Как правило, они связаны с необходимостью периодического обновления основного капитала.

- нециклические – оказывают постоянное влияние на экономику и НТП.

- случайные – временные неожиданно возникающие засухи (болезни).

Различают 2 состояния и 2 тенденции изменения конъюнктуры.

Состояния – высокая или низкая конъюнктура. Высокая – рынок продавца, низкая – рынок покупателя.

Тенденции – повышательная и понижательная.

17. Сосуществование государственного и частного сектора экономики

Смешанная экономика состоит 2х важнейших секторов: государственного и частного.

Государственный сектор состоит из малодоходных отраслей, социальной инфраструктуры и сферы НТП.

Функции гос-ных предприятий:

1)роль независимого от частного сектора источника гос-ных доходов.

2)регулятор самых разных рыночных процессов.

К частному сектору относятся:

1) домохозяйства

-основные поставщики эконом. Ресурсов

- основная расходующая группа в национальном хозяйстве

2)деловые предприятия:

- индивидуальные предприятия

- товарищества

- корпорации

- гос-ное предприятие

Государственный сектор регулирует частный сектор.

18. Экономическая эффективность организационно-правовых форм предприятий.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ:

Преимущества:

1 . Простота организации и регистрации

2. Свобода в принятии решений

3. Владелец может в любой момент продать или передать часть предприятия другому лицу.

4. Возможность распоряжаться всей прибылью

5. Легкость ликвидации

6. Отсутствие требования к минимальному стартовому капиталу

7. Получаемый доход зависит от успешной деятельности предпринимателя.

8. Конфиденциальность деятельности.

Недостатки:

1. Возможное отсутствие опыта и умения

2. Трудности в привлечении и удержании квалифицированных специалистов, работников

3. Трудности в увеличении капитала

4. Ограниченный срок жизни фирмы.

5. Собственник несет личную неограниченную ответственность за все аспекты деятельности предприятия.

6. Трудности оперативного характера (трудность в приобретении сырья в достаточном количестве и т.д.)

ТОВАРИЩЕСТВО

Преимущества:

1. Легкость организации и ликвидации

2. Возможность объединять индивидуальные таланты и способности

3. Доступность большого объема капитала

4. Определенный правовой статус фирмы

5. Преимущества в налогообложении

Недостатки:

1. Неограниченная и взаимная ответственность партнеров

2. Разделение полномочий

3. Опасность разногласий между партнерами

КОРПОРАЦИИ

Достоинства корпораций.

1. Больше денег для инвестиций.

2. Ограниченная ответственность

3. Высокая степень специализации.

4. Постоянное существование.

5. Отделение собственников от управления.

Недостатки корпораций.

1. Сложность регистрации.

2. Возможность злоупотреблений.

3. Отчетность.

4. Двойное налогообложение

5. Размеры.

6. Разделение функций собственности и управления

studfiles.net

Рыночная инфраструктура

Рыночная инфраструктура – это система организаций, обеспечивающих свободное перемещение продукта на рынке. Также рыночная инфраструктура рассматривается как комплекс элементов, формирующих условия, необходимые, чтобы рынок мог функционировать нормально. Ключевое предназначение инфраструктуры – обслуживание производителей и конечных потребителей продукции.

 

Функции рыночной инфраструктуры

 

Инфраструктура служит для реализации следующих функций:

 

  • Формирование условий для деловых отношений между организациями.

 

  • Гарантия непрерывности процесса купли-продажи объектов на рынке.

 

  • Географическое и отраслевое распределение товарных потоков.

 

  • Повышение эффективности деятельности субъектов экономики за счет специализации.

 

  • Предоставление юридических и экономических консультаций начинающим и действующим предпринимателям.

 

  • Регулирование перемещения кадров.

 

  • Гарантия финансовой поддержки организаций.

 

  • Содействие в технической модернизации производственного оборудования и совершенствовании процесса реализации товара.

 

Рыночная инфраструктура: составляющие

 

Рыночная инфраструктура складывается из таких элементов:

 

 

  • Биржа. Это организованный рынок, где спекулянты ведут торговлю товарами, ценными бумагами и валютой.

 

  • Кредитно-финансовая система, в которую входят банки и небанковские финансовые организации (то есть частные пенсионные фонды, страховые компании, ПИФы). Существует тенденция увеличения роли небанковских организаций по сравнению с банками – вкладчики пытаются найти альтернативы традиционным банковским депозитам с низкой процентной ставкой.

 

  • Налоговая система. Основа этого элемента – налоговые ставки. Налоги призваны стимулировать или, напротив, сдерживать экономическое развитие государства.

 

  • Система государственных финансов - основной ее составляющей является государственный бюджет – совокупность поступлений и издержек государства. Цель системы – обеспечить непрерывное функционирование экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Основной источник поступлений в госбюджет – налоги.

 

  • Биржи труда исследуют спрос на такой товар, как рабочая сила. Биржи труда помогают безработным получить новую профессию (пользующуюся большим спросом) и ищут для них место трудоустройства. Помимо того, биржи важны и для предпринимателей, которым предоставляются сведения о наличии свободных работников подходящей квалификации. Фактически биржа труда – бесплатный посредник между нанимателем и рабочей силой.

 

  • Научно-исследовательская инфраструктура включает в себя консультативные фирмы, аудиторские организации, ВУЗы (как главный источник образования рабочей силы).

utmagazine.ru

Инфраструктура рыночной экономики. Основные элементы и характеристики

Курсовая работа

по курсу «Экономическая теория»

на тему «Инфраструктура рыночной экономики.

Основные элементы и характеристики»

Оглавление

Введение................................................................................................... 3

1. Инфраструктура рыночной экономики

1.1. Сущность и роль инфраструктуры рыночной экономики......... 6

1.2. Особенности отраслей инфраструктуры..................................... 10

1.3. Функции инфраструктуры........................................................... 11

1.4. Инфраструктурный комплекс экономики................................... 13

2. Основные элементы инфраструктуры................................................ 18

Заключение............................................................................................... 32

Список используемых источников.......................................................... 34

Введение

Создать эффективную рыночную экономику можно лишь с помощью результативно действующей инфраструктуры, обеспечивающей многообразное, комплексное и длительное взаимодействие между различными субъектами рынка. Слово «инфраструктура» в переводе с латинского обозначает «за пределами строения». В этой работе мы рассмотрим совокупность, инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия нормального функционирования рыночной экономики.

Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений. Ведь без целостной эффективно функционирующей инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно. Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

Цель курсовой работы состоит в выявлении тенденций становления современной модели инфраструктуры рыночной экономики, ее основных элементов, изучение основных направлений развития структуры рынка, в формировании системного представления о функционировании инфраструктуры, в выработке форм и методов государственного регулирования деятельности институтов инфраструктуры. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории «инфраструктура рыночной экономики»;

2. определить роль государства в становлении рыночной инфраструктуры и выявить методы и формы государственного регулирования инфраструктуры товарного рынка;

3. рассмотреть теоретические подходы к формированию механизма государственного регулирования рыночной инфраструктуры, на основе которых разработать алгоритм государственного регулирования инфраструктуры товарного рынка.

Объектом исследования является рыночная инфраструктура как подсистема рыночной экономики, выполняющая социально-экономические функции обеспечения непрерывности процесса общественного воспроизводства и специфически организованная по уровням, сферам, секторам и сегментам его осуществления.

Предметом исследования выступают процессы становления и функционирования рыночной инфраструктуры, а также механизм её государственного регулирования.

В данной работе использовались методы организационного моделирования, экспертных оценок, графоаналитические методы, экономико-статистический анализ, системно-функциональный анализ, основы теории массового обслуживания и т. д. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и функционирования инфраструктуры рынка. Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные документы органов государственной власти и управления Российской Федерации.

1. Сущность и роль инфраструктуры рыночной экономики

Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова, - это какие-то институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или её отдельных частей и отраслей. Например, транспортная сеть - это инфраструктура, которая обеспечивает технологическое единство всех отраслей экономики, непрерывность и взаимодополняемость всех производственных систем. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Все они тесно связаны между собой. [1 с. 126]

Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание. Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входит здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству.

Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Во всём сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру. [5 с. 58]

В любой рыночной экономике должна быть создана развитая и эффективная инфраструктура, под которой понимаются те отрасли общественного производства, которые создают обще благоприятные условия для нормального, эффективного развития основных отраслей рыночной экономики. Инфраструктура в любой стране четко структурирована: транспорт, связь, электроэнергетика, налоговая система, кредитная система, денежно-эмиссионная система, таможенная система, система бухучета и аудита, система бирж, система консалтинга, рекламная система, система ярмарок, выставок, различного рода аукционных торгов, система экономического образования. Она должна обеспечивать взаимосвязь всех фаз воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения и потребления и способствовать сбалансированному развитию экономики.

Рис. 1. Основные части инфраструктуры экономики.

Основой выделения инфраструктуры в сфере народного хозяйства выступает различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства. К общим условиям относятся те условия, которые не связаны с технологией конкретного вида производства, они существуют независимо от нее. Общие условия производства создаются в результате производственной деятельности отраслей инфраструктуры. Инфраструктуру обычно подразделяют на производственную и социально-бытовую.

Производственная инфраструктура - отрасли, непосредственно связанные с производством материально-вещественного продукта и функционально создающие его общие условия: транспорт, связь, электроэнергетика, наука и научно-техническая информационная служба и др. Развитие производственной инфраструктуры должно ориентироваться только на прогрессивную отраслевую структуру, обеспечивающую благоприятные условия интенсификации воспроизводства. Социально-бытовая инфраструктура - отрасли производства, которые непосредственно связанны с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.

Природа появления инфраструктуры заложена в специфике взаимодействия материальных факторов производства, причина выделения в самостоятельную сферу экономики - общественное разделение труда и обобществление производства, которые, в свою очередь, испытывают ее активное влияние. Социально-экономические предпосылки возникновения инфраструктуры обусловлены развитием товарного производства: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались потребности и появлялись возможности возникновения новых видов деятельности.

Разнообразие и неоднозначность определения инфраструктуры в экономической науке обусловлены сложностью ее организации, функционирования и основными свойствами. Основы исследования инфраструктуры, в первую очередь, составляют системный подход и структурный анализ. Она является системой, которая сформировалась в результате исторического развития способа производства и удовлетворяет всем системным признакам, имеет собственную структуру и иерархию взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет отдельную функцию и участвует в реализации целевой функции, взаимодействует с внешней средой, является подсистемой по отношению к основной структуре. Чтобы экономическое развитие происходило согласованно во всех звеньях, нельзя допускать отставания ни одного из них. Если такое происходит, образуется диспропорция в развитии рыночной экономики, что приводит к потерям в народном хозяйстве.

Рис. 2. Инфраструктура современного рынка

Итак, инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. [2 с. 215] Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

mirznanii.com

Формирование рыночных отношений и развитие рыночной инфраструктуры в экономике региона

2.Сущность, способы измерения и типы экономического роста в региональных социально-экономических системах

3.Инновационная составляющая в региональной политике

Традиционно региональная политика западных стран сводилась преимущественно к государственной поддержке экономической активности в депрессивных или отсталых районах, что на практике означало передачу ресурсов от динамично развивающихся регионов к менее развитым.

Однако в конце 70-х годов цели и задачи региональной политики во многих западноевропейских странах стали предметом серьезной критики.

Экономический спад середины 70-х годов стал отражением кризиса фордистской модели организации производства и соответствовавшей ей модели монополистического накопления. Усугубили спад промышленного производства кризис международной валютной системы, резкое удорожание сырья и энергии. Крупные корпорации, страдавшие от нехватки капитала, усиления бюрократизации управления и находившиеся под жестким давлением со стороны организованных профсоюзов, оказались не в состоянии приспособиться к изменившимся условиям. Закономерным следствием данной ситуации стала необходимость рационализации производства и структурных преобразований.

Основной задачей государства становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада. С наступлением эпохи неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, за чем последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования. Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.

Одним из достижений экономического прогресса является проведение политики защиты конкуренции, которая может рассматриваться как составная часть структурной политики государства, и создание правовой базы функционирования рыночных структур. Политика защиты конкуренции - отработанный механизм, функционирующий на основе антимонопольного законодательства. Он отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства и долгосрочную политику развитых стран, направленную на создание равных условий для предпринимательских структур: политика в области конкуренции, сформированная во Франции и ряде других стран Европейского союза, результаты которой полезно учитывать при формировании рыночной среды в России. Законодательство о защите конкуренции преследует необоснованный рост концентрации на рынке, установление искусственно завышенных цен, создание барьеров для доступа на рынок новых предприятий, недобросовестную конкуренцию. Законодательство призвано следить за соблюдением трех условий: независимости решений потребителей на рынке, свободой выбора стратегии конкурентного поведения товаропроизводителей и отсутствием искусственно создаваемых барьеров для доступа на рынок.

Механизм антимонопольного регулирования в развитых странах является орудием защиты национальных интересов, т.е. оно может быть применено к действиям иностранных компаний за пределами государства, которые наносят ущерб конкуренции на внутреннем рынке. Международный аспект антимонопольного регулирования предусматривает три момента: сферу действия национального антимонопольного законодательства, влияние антимонопольного регулирования на конкурентоспособность национальной экономики, борьбу против злоупотребления иностранного капитала средствами антимонопольного регулирования. Последнее относится в основном к экспортным картелям, влияющим на внутренние рынки, приводящим к ограничениям конкуренции внутри страны и нарушающим международные обязательства государства (законодательство Германии, США).

В правовом отношении к монопольной практике применяют два подхода: «принцип запрещения», характерный для законодательств США, Канады, Аргентины, Германии, и «принцип контроля и регулирования», распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с ним создание монополий и заключение разного рода соглашений в принципе не исключается, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22.04.91г., который явился первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России. Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и Гражданского кодекса РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 25. 05.95г.

В переходной экономике России формирование конкурентной среды связано с решением ряда основных задач, к которым относятся создание предпринимательского сектора экономики (структурная политика, приватизационные процессы), формирование организационных правовых условий преодоления монополистических диспропорций, злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках, предупреждение недобросовестной конкуренции, и, наконец, устранение административных искусственных барьеров, препятствующих равной конкуренции.

Для эффективной реализации государственной антимонопольной политики актуальной стала разработка законодательных актов, регулирующих процессы слияний и поглощений в банковской сфере, холдинговых компаниях, обеспечения контроля над финансовой сферой. Контроль антимонопольных органов необходим, в частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранного капитала, стремящегося к созданию новых частных монопольных структур в России. Из опыта зарубежного антимонопольного регулирования следует, что в национальных интересах России необходимо принимать меры, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий, с последующим их банкротством и приватизацией каналов сбыта в пользу зарубежных компаний-конкурентов. Это напрямую связано с социальной политикой и обеспечением занятости населения.

Проведение протекционистской политики должно быть основано на учете интересов российских производителей, имеющих экспортный потенциал в ряде отраслей. Создание равных условий конкуренции и конкурентной среды на внутреннем рынке требует адекватной защиты от ограничительной монопольной практики не только со стороны российских монополистов, но и со стороны зарубежных конкурентов, стремящихся завоевать новые рынки.

Опыт западных стран и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с крупными иностранными компаниями и транснациональными корпорациями только в том случае, если он будет сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения. При этом также необходимо опираться на поддержку государства, учитывать специфику национальной экономики и особенности современного развития мирового хозяйства.

В России есть крупные промышленные предприятия, которые могут при незначительной поддержке государства проводить целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности своих товаров. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках ФПГ даст им возможность выступить в качестве центров оживления деятельности других хозяйственных подразделений национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволит ускорить структурную перестройку, предотвратить сокращение научно-технического потенциала страны.

Рост конкурентоспособности российских производителей может быть обеспечен при условии снижения издержек за счет применения трансфертного ценообразования между участниками финансово-промышленного объединения с целью распределения ресурсов по производственной цепи, снижения банковского процента по коммерческим кредитам торговым организациям, входящим в группировку. По своей экономической сути финансово-промышленные группировки представляют собой объединение хозяйствующих юридических лиц, имеющих крупный финансовый и промышленный капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время процесс образования российских ФПГ происходит в условиях формирования рыночной инфраструктуры, системы отношений собственности, закрепления роли государства. Реальная интеграция и концентрация капитала в России выходит на современный уровень только в сырьевых экспортно-ориентированных отраслях, что вполне естественно для развивающейся экономики. Вследствие того, что экспорт сырья является основным источником устойчивых валютных доходов в экономике, для России оказались характерны финансово-промышленные структуры отраслевого происхождения капитала и четкой отраслевой специализации. Исторически России присущ высокий уровень концентрации производства, что является основательной предпосылкой для формирования крупных многозаводских хозяйственных структур.

Мировой опыт показывает, что ядром экономики промышленно развитых стран являются крупные многозаводские предприятия и фирмы, которые придают экономике страны стабильность и управляемость, создают благоприятные условия для реализации научно-технических достижений. Они успешно решают вопросы внутриотраслевого, межотраслевого, регионального, а также в значительной мере и национального развития.

Инновационная сфера рассматривается как основная составляющая роста конкурентоспособности экономики на мировом рынке. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов для поддержки всех фундаментальных направлений науки и промышленных НИОКР в России, важно осуществлять правильный стратегический выбор селективной поддержки тех научных разработок, которые позволят России преодолеть отставание в развитии страны. Все, что имеет конечной целью создание информационного продукта, современной техники, фундаментальных исследований и образования должно найти поддержку государства в качестве высшего национального приоритета.

Целесообразно также вкладывать государственные средства в проекты, привлекающие к себе на стадии разработки, распространения новых технологий крупные негосударственные капиталы, которые могут повысить конкурентоспособность массовых производств, опирающиеся на широкие кооперационные связи внутри страны и ориентированные на производство товаров для населения. Важным шагом в данном направлении является поддержка финансово-промышленных групп. Необходимо создать хозяйственные и финансовые механизмы, позволяющие удачным начинаниям отдельных предпринимателей превратиться в солидное дело при поддержке крупных промышлетплх и финансовых капиталов. Однако, не следует отбрасывать возможности мелкого бизнеса находить дополнительные рыночные ниши, опробовать рисковые нововведения, помогающие наладить массовый выпуск товаров. Попытки создать конкурентную среду и формировать национальный рынок путем насильственного разукрупнения предприятий и распыления капиталов не оправдали себя. По данным американской статистики основной прирост основного капитала происходит за счет наиболее крупных корпораций, среди которых путем слияния и поглощений выделяются крупнейшие. Требуется повысить эффективность государственного управления консолидированными капиталами в промышленности и оказать поддержку рыночно ориентированным исследовательско-прикладным центрам.

Большое значение имеет проведение долгосрочной политики регионального развития, успешно осуществляемой во Франции, направленной на решение взаимосвязанных задач. Последовательно рассматривая источники создания конкурентных преимуществ, такие как инвестиции и внедрение нововведений, в диссертации показано, каким образом они могут быть одновременно использованы в различных регионах с разным уровнем развития промышленного потенциала и концентрации высококвалифицированных кадров и научно-исследовательских центров. Это напрямую связано с проведением региональной политики, направленной на создание в регионах передовых научных центров и сопутствующих производств в наиболее развитых и конкурентоспособных отраслях, эффективно работающих в национальной экономике. Это позволит устранить неравномерность развития и отсталость отдельных регионов. Французский опыт показывает, что региональная политика будет более эффективной, если она последует принципу наращивания отраслевых узловых элементов, составляющих могущество отрасли. Одна отрасль создает спрос повышенной сложности или выступает поставщиком изделий и услуг производственного назначения для других. Стимулом для развития слаборазвитых регионов является размещение на их территории смежных отраслей, поставляющих на рынок промежуточный продукт, а также создание собственной научно-образовательной базы. В конечном итоге для слаборазвитых регионов гораздо больший эффект имеет создание в них исследовательских лабораторий, резерва обученной рабочей силы, которые служат притягательным стимулом для развития смежных производств, чем субсидии и займы от федеральных властей на региональное развитие. Для России это перспективное направление, которое важно учитывать при использовании средств федерального и местных бюджетов, направляемых на образование, НИОКР, создание рабочих мест, реструктуризацию экономики.

Рыночная инфраструктура - сеть организаций обслуживания рыночных отношений (банковская система, розничная торговля, сфера услуг, в т. ч. по обслуживанию бизнеса, информационные и юридические услуги и др.)

В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитие комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Становление рыночной экономики в регионе сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи, возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли.

Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи – совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира.

Экономический рост - это такое увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства (экстенсивный), так и на основе повышения их качества (интенсивный).

В зависимости от исходных условий определяются два подхода к стимулированию экономического роста в регионах.

1. В условиях, когда:

- имеет место неполное использование регионом своих ресурсов;

- имеющиеся производственные мощности в значительной степени не загружены;

- не засеваются сельскохозяйственные угодья;

- имеется высокий уровень безработицы;

- наблюдаются минимальные налоговые поступления в бюджет в виду снижения налогового потенциала.

Экономический механизм решения этой проблемы объясняется теорией занятости - посредством бюджетных инвестиций и эффекта рычага «пускается» производство, что обуславливает вовлечение в него свободной рабочей силы, следствием чего является повышение доходов и платежеспособности населения, что ведет к увеличению ВРП.

2. В условиях, когда имеющиеся производственные мощности задействованы полностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда за счет использования производственных инноваций и новых технологий.

Механизм такого развития объясняется теорией экономического роста. Источником роста являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые «точками роста». Через них «включаются» экономический рычаг, называемый механизмом акселерации.

Типы экономического роста:

Экстенсивный (рост вширь) - основывается на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития - строительстве новых производственных площадей, освоение новых месторождений.

Интенсивный (рост вглубь) - основывается на повышении производительности труда, отдаче трудовых ресурсов, повышении эффективности использования действующих производственных площадей.

Инновационный - основывается на вовлечении результатов научных достижений и открытий, внедрении технологий, использовании информации как дополнительного ресурса, формирующего преимущества в рыночном пространстве.

Экономический рост измеряют темпами роста или прироста реального ВРП на душу населения.

ВРП - совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, созданной за год внутренними для данного региона факторами производства, независимо от того, кто ими владеет.

Для измерения экономического роста также применимы следующие показатели: доля занятых, норма сбережений и инвестиции, образовательный потенциал.

 

Лекция 6.

План лекции: Государственное управление региональным развитием

megaobuchalka.ru

2. Сущность инфраструктуры рынка

Инфраструктура как экономическая категория. Западные экономисты используют это понятие для характеристики отраслей, которые обеспечивают развитие материального производства (дороги, мосты, порты, аэропорты, линии электропередач, связь и т.д.). Следовательно как инфраструктуру стали понимать основу, внутреннее строение экономической системы. Такие два толкования распространены в современной литературе. Поэтому в самом общем виде инфраструктуру можно рассматривать как совокупность базовых отраслей, предприятий, а также фирм и компаний, которые обеспечивают условия для нормального функционирования и развития производства, обмена товаров и жизнедеятельности отдельных людей, коллективов и обществ. Однако в таком определении отсутствует характеристика со стороны экономической, в т.о. общественной формы.

Инфраструктура (в экономическом аспекте) - комплекс базовых отраслей и совокупность экономических отношений (прежде всего отношений экономической собственности), которые возникают и развиваются в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности.

Функции инфраструктуры:

• продвижение товаров к непосредственному потребителю;

• обеспечение обратной связи между производством и потреблением;

• перераспределение ресурсов между отраслями и внутри них;

• аккумуляция временно свободных денежных средств, регуляция денежного обращения.

Отмеченные функции обеспечивают основные составные элементы инфраструктуры рынка (см. табл. 6.1).

Таблица 6.1.

Составные элементы инфраструктуры рынка

Виды рынков

товаров и услуг

финансовый

труда

Биржи

Товарные

Фондовые

Валютные

Труда

Компании

Лизинговые торгово-посреднические Коммерческие Страховые

Аудиторские

Страховые

Брокерские

Трастовые

Инвестиционные

-

Фонды

Страховые

Инновационные Государственного имущества

Инвестиционные Регионального регулирования

Научно-технических программ Стабилизационные

Пенсионный Занятости

Содействия предпринимательству

Комитеты и комиссии

Антимонопольный

Антимонопольный

Комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже

Центры

Коммерческие Информационного и юридического обслуживания

Информационного и юридического обслуживания

Подготовка кадров Коммерческие центры подготовки, переподготовки и трудоустройства

Государственные инспекции

За ценами и стандартами

По контролю за ценными бумагами

Налоговая

Страховой надзор

Инспекция по контролю за выполнением законодательства о занятости

Другие организации

Промышленная палата Консалтинговая фирма

Аукционы

Коммерческие банки

Аудиторские и консультативные фирмы Консалтинговые фирмы

Инфраструктура - это совокупность рыночных институтов (бирж, банков, финансово-кредитных учреждений, служб занятости), которые обеспечивают обращение разнообразных товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, и влияют на функционирование экономической системы в целом.

Инфраструктура развивается в определенных общественных формах: отдельных типах собственности (государственная, надгосударственная, частная и коллективная) и смешанных, которые образуются в результате их сочетания).

Важным элементом рыночной инфраструктуры является сеть нотариальных и других юридических организаций, которые обеспечивают правовую сторону рыночных взаимоотношений.

Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Элементы данной инфраструктуры обладают очень важной особенностью – быстро реагировать на сигналы идущие от спроса. Это дает возможность рынку достаточно оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитом в экономике, а, следовательно, поддерживать необходимое равновесие.

Классификация рыночной инфраструктуры, её специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.

Виды рынков

Элементы рыночной инфраструктуры

Рынки средств производства и

предметов потребления

товарные ярмарки и биржи,

сеть торговых посредников (маклеров, дилеров, брокеров),

лизинговые фирмы, сервисные центры, фирменные

и комиссионные магазины, центры и пункты

проката

Финансовый рынок

Фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые компании, аудиторские фирмы

Рынок рабочей силы

биржи труда, посреднические службы

трудоустройства (частные и государственные)

Инфраструктура рынка подразделяется на:

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчётную базу входят банковские и страховые системы, крупные самостоятельные кредитно-сберегательные учреждения.

К основным объектам инфраструктуры относят разные виды бирж (важнейшие объекты), аукционы, ярмарки, банки, страховые компании, информационные центры, рекламные агентства, торговые палаты, консалтинговые и аудиторские компании но др., которые в то же время являются структурными элементами рыночной инфраструктуры.

studfiles.net