Методы и источники изучения истории. Источники и методы изучения истории


2. Методы и источники изучения истории россии Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически‑проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно‑хронологический – применяется при изучении какой‑либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно‑исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко‑политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото‑, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

3. Проблема этногенеза восточных славян

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго‑Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно‑племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы – так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники – гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V–VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго‑Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере – река Волхов, на юге – река Днестр, на западе – река Западный Буг, на востоке – река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточно‑славянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально‑политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т. д.

Сложные природно‑климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

studfiles.net

Методы и источники изучения истории.

История как наука.

История – означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, существует у всех народов, он объясняется потребностью человека знать свое прошлое, прошлое своей страны, человечества. Сущность «Отечественной истории» как науки заключается в передаче необходимого объема систематизированных знаний по отечественной истории, показать на фактических данных характерные особенности исторического пути, пройденного Российским государством и населяющим его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Изучение курса «Истории России» в высших учебных заведениях, определяется важными социальными функциями исторического знания. Наиболее существенные из них функции это:

-Познавательная (или интеллектуально-развивающая). Она состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических с IX по ХХ век включительно. Лишь познав историю страны можно понять ее место и роль во всемирной истории;

-Воспитательная. Эта функция изучения прошлого выражена в афоризме древних «История – наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству и иным человеческим ценностям. Знание истории своего отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества человека. И в то же время помогает разобраться в пороках общества, в их влиянии на судьбы стран и народов;

-Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства. На основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные оптимальные решения политического характера, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса к своей истории.

-Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого помогают людям понимать исторические перспективы, формируют подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

-Идеологическая Изучение истории повышает идеологию граждан страны. Знание исторических процессов, достижений и успехов страны (которые основаны на исторических примерах и фактах) которые повлияли как на судьбу нашей Родины так и на судьбу народов мира, положительным образом влияет на сознание народа. Знание истории своего народа, героического прошлого, выдающихся личностей оказавших влияние на ход истории, все это формирует в обществе гражданские качества – патриотизм, долг перед отечеством, показывает роль и значение личности в историческом процессе, а также видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на судьбу России.

 

Вопрос 2

Методологические основы исторической науки.

В основу изложения исторического материала положены общие методологические принципы (или основы) изучения истории. Важнейшие из них – принципы объективности и историзма, а также конкретные методы исторического познания.

Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные из других наук). Применение всех этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития.

Кроме этого необходимо учитывать, что современная историческая наука органически связана с такими специальными науками как археология, геральдика, нумизматика и т.д.

 

Вопрос 3

Методы и источники изучения истории.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. На практике применяются несколько методов, причем только те или иные элементы каждого из них. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы изучения истории: Хронологический; Системный и Сравнительный. При изучении истории применяются также метод социологических исследовании, ретроспективный метод и некоторые другие.

- Хронологический метод заключается в том, что явления истории изучаются строго во временном(хронологическом)порядке. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении исторических хроник, отдельных исторических событий и биографий. Чаще всего хронологический метод применяется вкупе с проблемным (так называемый проблемно-хронологический метод – он предусматривает при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества в их последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также эффективно извлечь из этого необходимый опыт для будущих решений).

- Сравнительный метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Для этого метода характерно выражение: «история развивается по восходящей спирали».

- Системный метод представляет систематизацию исторических знаний и рассмотрение исторических процессов в контексте мирового развития. Сведение исторических событий в одно целое, систематизируя сведения полученные из разных исторических источников.

- Метод социологических исследований применяется в основном при изучении современности и политической истории. Среди его приемов можно назвать – анкетирование, опрос, интервью и т.д.

- Ретроспективный метод основан та том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Это дает возможность восстановления прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому периоду.

Под источниками изучения истории понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кино- и фотодокументы.

Как разновидность источников отдельно выделяются: Документы политических партий и движений; документы государственных органов; архивы; произведения государственных и общественных деятелей; мемуары; официальная периодическая печать прошлых лет.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

 

Вопрос 4

stydopedia.ru

Методы и источники изучения истории

Методы и источники изучения истории.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкреткым методам относится: общенаучные, собственно исторические, специальные – заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат. логический, исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и

только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.

Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:

· Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;

· Хронологическо – проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам;

· Проблемно – хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;

· Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный; статистический; метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.

Только при использовании всех перечисленных методов можно достовернее воссоздать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.

Исторические источники – это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников - это одна из основных вспомогательной исторической дисциплины – источниковедения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников: письменные; вещественные; устные; этнографические; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. в Киеве монахом Нестором. Летописи состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497 г. Соборное Уложение 1649 г. жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

Пишем любые работы по Истории России. Выполнение в кратчайшие сроки по супер ценам! Заполните форму ниже, и получите ответ в течении 30 минут.

Рекомендуем ознакомится: http://istoria-russia.ru

worldunique.ru