Пожарные рукава: назначение, классификация и порядок испытания. Испытание рукавов


порядок, сроки, периодичность :: BusinessMan.ru

Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов. Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.

Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами. Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования. На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов. После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно. Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи. Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Ремонтные работы по всасывающим рукавам

Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие. Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой. Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.

Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов

Напорные рукава надлежит перевозить в кузове автомобиля с соблюдением инструкции. Маркировочная разметка наносится не далее чем на 15 см от наружного конца скатанного шланга. Она содержит данные об изготовителе, внутреннем рабочем диаметре, длине скатанного участка, сроке выпуска, стандарте и типе. На другом свободном конце наносится информация о производителе. Периодичность испытания напорных пожарных рукавов начинает отсчет со дня изготовления на заводе. Об этом свидетельствует сопровождающий паспорт. В нем описываются:

  • дата выпуска;
  • наименование и буквенное определение технических условий;
  • номерные показатели партии;
  • число мест в ней;
  • внутренний диаметр оборудования;
  • общая длина переданных напорных шлангов;
  • штамп ОТК с заключением о годности.

Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами. В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.

Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов. Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды. Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.

Ремонт напорных шлангов

Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют. В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной. На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода. Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков. Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.

Внешнее исследование пожарных рукавов

Внешняя проверка всех типов рукавов производится не реже одного раза в 30 дней. А также после использования для устранения возгорания. Сроки испытания огнетушителей и пожарных рукавов, хранящихся в резерве, с точки зрения внешнего осмотра определяются периодичностью не реже одного раза за год. Внешний мониторинг производят с целью выявления повреждений наружных стенок, просветов, сколов трещин и других дефектов.

Проверку выполняют при температуре +15...+35 ºС. Относительная влажность воздуха должна колебаться от 46 до 75%. Вся партия обычно не проверяется. Исследуют только три случайно выбранных образца. Проверка на отслоение впервые производится после второго года службы рукавов. Шланг наполняют водой и измеряют вакуумметром. Определить отслоение внутреннего шара удается иногда только на второй раз. Повторное наполнение жидкостью, используя насос, покажет большую степень разрежения.

Проверка на герметичность

Испытание пожарных рукавов на пропуск воды через стенки рукавов производится на тех шлангах, которые после ремонта не выдержали проверку на визуальный осмотр. Помимо этого, на мониторинг отправляют экземпляры, которые находятся в работе примерно раз в полгода. Резервный запас пожарного оборудования, хранящегося на складе, подлежит гидравлической проверке после окончания гарантийного срока.

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год. Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.

Техническое обслуживание рукавов в эксплуатации

Для поддержания пожарных шлангов в работоспособном состоянии проводится комплекс мер профилактического технического обслуживания. Производится осмотр, после которого неисправные экземпляры отправляют на ремонт. Для хранения, профилактического обслуживания и одновременного ремонта создаются рукавные посты (базы). Или это делается в частях. Пожарные рукава, привезенные сюда, подвергаются на входе контролю соответствия размеров. Проверяется маркировка и штамп отдела трудового контроля.

Поступившие на базу рукава с пожара в зимний период в обязательном порядке оттаивают в теплом помещении до полого размораживания. Допускается опущение шлангов в емкости с горячей водой. В такой же ванне происходит отмачивание испачканных рукавов от загрязнений. После оттаивания и замачивания они отправляются на мойку. Все типы напорных рукавов в обязательном порядке чистят в специальной машине. Шланг через входное окно заправляется в машину, закрепленную на краю ванны. После выставления меток в рабочее положение закрывают кожух аппарата и приводят его в действие нажатием кнопки. Иногда для полного очищения рекомендуется повторить процедуру.

Скатка рукава в одинарное или двойное колесо выполняется после полного высушивания. Иногда она производится механизированным способом с применением специального приспособления. В нем начало рукава надевается на нижнюю катушку. И он наматывается в один слой до середины. Она помещается в разъем верхней катушки, после чего скатка идет вторым слоем.

Ремонт рукавов способом вулканизации

Для проведения операции требуется вулканизирующий аппарат. Таким методом ремонтируют льняные и прорезиненные поверхности пожарных шлангов, имеющих поперечные или продольные разрезы. Чтобы выполнить ремонт, необходимы следующие инструменты:

  • жесткая щетка;
  • молоток, ножницы, острый нож;
  • подкладки из дерева в количестве 5 шт.;
  • кисточка для нанесения клея;
  • бензин, клей;
  • иголки с широким ушком и суровые нитки.

Процедура проводится следующим образом. Сначала разрыв зашивается суровыми нитками. При этом стежки накладываются крестообразно. Начало шва располагается на расстоянии не менее 2 см от края разреза. Между стежками должно быть около 8 мм. После завязывания узелка молотком простукивают шов, выравнивая его. Заплату делают из поверхности старого рукава. Ее размер превышает разрез по длине на 6 см, по ширине – на 5. Льняные заплаты не обрабатывают, а на прорезиненных убирают резиновый слой. Приклеиваемую поверхность высушивают и очищают от пыли.

Для приготовления клеевой массы растворяют в бензине сырую резину в соотношении 3:1. Затем отстаивают около суток, перемешивают. Доливают столько же бензина и выдерживают еще 3 часа. Далее перемешивают – и клей готов. Место разреза и вокруг него обезжиривают любым растворителем. Клей наносят до 7 раз, тщательно просушивая каждый слой на рукаве и заплате. Последний шар не сушат, а соединяют поверхности и равномерно прижимают, легко простукивая молотком. После этого склеиваемый участок помещают в вулканизационное оборудование, фиксируют струбциной и выдерживают при температуре до 140 ºС около 40 минут.

businessman.ru

Испытание пожарных рукавов: этапы проверки

Оперативность и эффективность тушения пожаров различных категорий во многом зависят от технического состояния и пригодности того или иного оборудования или его составных частей. Одними из наиболее необходимых составляющих системы тушения пожаров являются пожарные рукава.

Эти изделия, как компонент противопожарной безопасности, подлежат обязательной проверке и испытаниям, периодичность которых определяется в специальных нормативных и регламентирующих документах. Целостность и пропускная способность пожарных рукавов в конечном итоге влияют на обрабатываемую площадь и общее время тушения возгорания.

Опробование системы

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования, хранения и обслуживания пожарных рукавов, является специальное руководство по их эксплуатации. Периодические испытания этих компонентов системы пожаротушения направлены на поддержание их функциональности и исправного технического состояния, проверку герметичности и пропускной способности.

Перед проверкой пожарных рукавов в действии ответственное лицо должно сначала произвести внешний осмотр со всех сторон рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, которое может впоследствии стать причиной разгерметизации, а также наличия на поверхности рукава инородных химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Кроме того, рукава исследуются и изнутри, насколько это позволяет возможность.

Визуальное исследование пожарных рукавов также должно быть направлено на выявление возможных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.

Непосредственная процедура фактического испытания рукавов утверждена как необходимая и неотъемлемая процедура в следующих случаях, а именно:

  • при установке нового пожарного рукава и принятия его в эксплуатацию;
  • после осуществления планового обслуживания или ремонтных работ, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков при помощи соединительных элементов;
  • после применения рукава при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также в случае обнаружения признаков попадания на поверхность рукава активных химических элементов в процессе его эксплуатации.

В соответствии с требованиями нормативных и регламентирующих документов испытывать необходимо рукава поочередно по одному экземпляру. Допускается испытания двух пожарных рукавов при условии использования независимого водосборника.Далее специалистами производится сборка всей конструкции пожаротушения по двум допустимым схемам.

Первая из них требует наличия пожарной автоцистерны, непосредственно самого рукава и конечной заглушки. Во втором случае в описанную схему добавляется независимый водосборник. На конечном этапе монтажа закрытой линейной магистрали производится надежная герметизация всех соединений и составляющих элементов.

На следующем этапе, когда линия рукава полностью готова к испытанию, осуществляется нагнетание давления внутри его при помощи вакуумного механизма в пожарном автомобиле. При этом показатель внутреннего давления должен составлять не менее 0,08 МПа.

При достижении этого показателя специалисты, осуществляющие осмотр, оценивают поверхность рукава на возможное наличие неровностей, подтеков или сильно деформированных участков. Среднее время, на протяжении которого осуществляется проверка целостности под давлением пожарных рукавов составляет в среднем пять минут. После окончания испытаний пожарных рукавов на предмет герметичности следует дополнительно осмотреть их на предмет целостности и состояния защитной поверхности.

Ответственные лица обязаны вести специальные карточки на каждый из имеющихся рукавов. Результаты проводимых испытаний заносятся в этот документ и утверждаются комиссией. При неудовлетворительных результатах испытания пожарные рукава могут быть отправлены в специализированные центры для проведения ремонтных работ или восстановительного обслуживания. В случае же невозможности проведения ремонта или достаточно долгой эксплуатации такие изделия подлежат утилизации.

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром. Особое внимание уделяется герметичности всех соединений.

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Показания результатов испытания напорных рукавов также заносятся ответственными лицами в специальные карточки.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава.

Периодичность исследования

Во многом периодичность испытания зависит от места и условия их использования или хранения. В силу того, что продукция различных изготовителей этой продукции отличается теми или иными эксплуатационными и техническими особенностями, сроки проведения испытаний также разнятся. В сопроводительной и технической документации к каждому отдельно взятому типу рукавов указывается необходимая периодичность проведения испытания.

В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания напорных пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода. В конкретных случаях следует руководствоваться требованиями технической документации на конкретное изделие.

Потери напора воды

В соответствии с техническими показателями гораздо более эффективным является параллельное соединение противопожарной магистрали с участием пожарного рукава. Общий показатель сопротивления в этом случае гораздо ниже в отличие от функционирования одной линии.

Для определения общего показателя потери напора в пожарных рукавах учитываются потери при прохождении соединительных элементов рукавов. Для этого используется общепринятая формула, согласно которой объем потерь силы напора равен делению показателя скорости воды в квадрате (м/с) на двойной показатель ускорения свободного падения, и умножению результата на коэффициент потерь в соединительном элементе.

При расчете же коэффициента уменьшения силы напора по длине всего рукава используется так называемая формула Дарси Вейсбаха. При этом рассчитанный коэффициент линейного сопротивления умножается на результат деления длины пожарного рукава на показатель его диаметра, при этом все данные применяются в метрах. Затем результат необходимо умножить на результат деления расхода литров в секунду в квадрате на (0,785*d²)²*2g.

Загрузка...

protivpozhara.com

Испытание рукавов | Оборудование

1. Испытание всасывающих и напорно-всасывающих рукавов

Рукава испытываются:

- новые - перед постановкой на боевую вахту;

- после ремонта и навязки соединительных головок;

- после эксплуатации их на пожаре в условиях высокой температуры или после того, как на рукава попали вредные вещества (нефтепродукты, кислоты и др.).

Испытание на герметичность

Рукав надо осмотреть со всех сторон, как сверху, так и изнутри. Обращаются внимание на потертости верхнего тканевого слоя, отслоение резины в середине, крепления соединительных головок.

Испытание проводить только одного рукава, можно два - через водосборник. Собираются схемы "автоцистерна-рукав-заглушка (рукав-заглушка), автоцистерна-водосборник-рукав-заглушка "и хорошо герметизируются.

С помощью вакуумной системы автомобиля в рукаве создается разрежение не менее 0,08 МПа. При этом падение разрежения в рукаве не должно превышать 0,0-13 МПа за 3 минуты. При испытании наблюдают за рукавом, не появились ли впадины, надрывы и т.д.

После испытания рукав снова подробно рассматривается на случай повреждений.

Испытание напорно-всасывающих рукавов на гидравлическое давление

Рукав надо осмотреть со всех сторон, как сверху, так и изнутри. Обращается внимание на потертости верхнего тканевого слоя, отслоение резины в середине, крепления соединительных головок.

Собирается схема "автоцистерна-рукав-ветвление" и хорошо герметизируется, центральный вентиль разветвления открывается для выпуска воздуха. Подается вода в рукав, выпускается воздух, перекрывается вентиль разветвления.

Постепенно поднимается давление воды в рукаве до 0,8 МПа и удерживается в течение 5 минут, при этом на рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды, местных раздутий, деформации металлической спирали.

Результаты испытаний заносят в карточку рукава. Рукава, которые не выдержали испытаний, по возможности, ремонтируют или списывают.

2 Испытание напорных рукавов.

Рукава испытывают:

- новые - перед постановкой на боевую вахту;

- после ремонта и навязки соединительных головок;

- при эксплуатации - один раз в год;

- после каждого их использования - на рабочее давление;

- после эксплуатации их на пожаре в условиях высокой температуры или после того, как на рукава попали вредные вещества (нефтепродукты, кислоты и др.).

Рукава испытывают, как от насоса пожарного автомобиля, так и от другого источника подачи воды, которые обеспечивают необходимый напор.

Непрорезиненные рукава перед испытаниями наполняют водой и выдерживают в течение 5 мин. под давлением 0,2-0,4 МПа. Порядок испытаний напорных рукавов всех видов и групп одинаков.

Рукава можно испытывать поочередно каждый или в виде линии из нескольких рукавов одного диаметра, одинаковой группы прочности и одного типа. Конец рукава, испытываемого или линии, присоединяют к источнику подачи воды под давлением или насоса пожарного автомобиля с помощью переходника, который должен иметь контрольный манометр и диафрагму с отверстием диаметром 2,5-3,5 мм, который позволяет предотвратить рукаву гидравлических ударов и пульсирующих нагрузок. На другой конец рукава или линии ставят заглушку с краном, перекрывным стволом, или разветвлением.

В соединениях между рукавами, которые испытываются, и с арматурой, которая используется должна обеспечиваться герметичность.

Манометр перед испытаниями должен быть проверенным. для предотвращения гидравлических ударов на манометр и пульсирующих нагрузок в его штуцер надо вкрутить демпфер с отверстием диаметром 0,3-0,4 мм.

После удаления воздуха и заполнение рукава водой постепенно, в течение 2 мин., повышают давление воды в рукаве до предела допустимо рабочего и под этим давлением выдерживают рукав в течение 2 мин. Далее давление снижают до нуля, а затем постепенно в течение 3 мин. поднимают его до испытательного и держат под таким давлением 3 мин.

Напорные и всасывающие рукава иностранного производства и новые типы рукавов, которые могут выпускаться промышленностью, испытываются гидравлическим давлением в соответствии с данными паспорта завода-изготовителя.

По окончании испытаний результаты заносят в карты рукавов.

Примечание: для пожарных подразделений, не имеющих пожарный баз, и при отсутствии оборудования, которое может обеспечивать необходимое давление, испытания рукавов надо проводить под гидравлическим давлением рукавов повышенной прочности.

oborudow.ru

Вопрос 2. Порядок испытаний и эксплуатации пожарных рукавов.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Испытание всасывающих рукавов.

 

Испытание рукавов на разряжение (вакуум) производится от насоса пожарного автомобиля. При этом с помощью вакуумной системы создают разряжение не менее 550 мм рт. ст. и

выдерживают в течение 3 мин., при этом падение разряжения в рукаве не должно превышать 100 мм рт. ст. После испытания рукавов они подвергаются наружному осмотру.

Не должно быть сплющиваний, изломов, а также отслоения внутреннего слоя резины.

 

а) сроки испытания рукавов

 

Испытание всасывающих рукавов производится:

- новых – перед постановкой в расчет;

- находящихся в эксплуатации – один раз в год и каждый раз при обнаружении изменения качества рукава;

- отремонтированных – после каждого ремонта

 

б) испытание напорно – всасывающих рукавов

 

Напорно – всасывающие рукава испытывают на гидравлическое давление и разряжение.

При испытании на давление всасывающие рукава присоединяют одним концом к гидравлическому прессу, а на другой конец навинчивают заглушку, которая имеет кран для выпуска воздуха. Затем рукав медленно заполняют водой, закрывают кран и постепенно поднимают давление воды до 6 кг/см2, для рукавов с внутренним диаметром до 75 мм и до 15 кг/см2 - для рукавов с внутренним диаметром свыше 75 мм. Давление выдерживают в течение 5 мин. За это время на рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы, местных вздутий, а также смятия металлической спирали.

Испытание напорно – всасывающих рукавов на разряжение производится так же как и всасывающих рукавов. Рукава, не выдержавшие испытания, бракуют. Списывать забракованные всасывающие рукава можно только в том случае, если нельзя отремонтировать.

Испытание напорных рукавов

 

Перед постановкой рукавов в боевой расчет, а также после ремонта, напорные рукава должны подвергаться гидравлическим испытаниям.

Гидравлические испытания должны проводиться в следующей последовательности: один конец рукава соединяют с насосом,

снабженным контрольным манометром, а другой – заглушают устройством (краном), удаляющим воздух из рукава, затем рукав заполняется водой.

Испытательное давление поддерживают в рукаве в течение времени, достаточного для осмотра рукава, но не более 3 минут.

Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год при сезонном обслуживании пожарной техники.

 

Использование напорных рукавов

 

Напорные рукава укладывают в отсеки пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче – смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом

проходы и лестницы.

Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переносится пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов разветвлений.

Запрещается резко перекрывать ствол.

Прокладка рукавных линий по улице, дороге должна, по возможности производиться на непроезжей части, а через железнодорожные

переезды или трамвайные пути – под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.

При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено.

Для загрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав .

 

 

Рис. 9

Рукавные задержки

При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см (Рис. 10).

 

Ленточный зажим

б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см

 

 

 

Корсетный зажим

 

 

При тушении пожара в условиях низких температур следует:

а) прокладывать резервные магистральные линии в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении;

б) засыпать рукавные головки снегом;

в) разветвления по возможности устанавливать внутри здания, а при

наружной установке утеплять;

г) при временном прекращении подачи воды избегать перекрытия стволов и разветвлений.

Прокладку магистральных линий по глубокому снежному покрову производить с задних рукавных катушек, установленных на лыжах.

Прокладку магистральных линий следует производить только прорезиненными рукавами. Убирать рукавные линии надо одновременно и как можно быстрее.

ХРАНЕНИЕ РУКАВОВ

 

Хранению подлежат только чистые высушенные рукава.

Не допускается хранение рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от воздействия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Всасывающие рукава должны храниться в помещении параллельными рядами высотой не более 1 м при температуре от - 250С до + 100С и размещаться на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов.

Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укла –

дываются скатки рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей.

Хранение других веществ и материаловсовместно с рукавами не допускается.

Рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

megapredmet.ru

Назначение классификация и порядок испытания пожарных рукавов

Владимир 27 октября 2015 Рубрика Это нужно знать Пожарные рукава: назначение, классификация и порядок испытания а также информация о том, какими они бывают - напорные, всасывающие, напорно-всасывающие Это нужно знать

data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="4667332581"data-ad-format="auto">

Здравствуйте все, кому по той или иной причине стала небезразлична противопожарная безопасность. С помощью чего, какого оборудования, тушится подавляющее большинство пожаров во всем мире? В силу этого пожарные рукава, назначение, классификация и порядок испытания предстают перед нами в несколько иной, значительно более важной роли.

Во-первых, регулярные профилактические проверки пожарной техники требует буква Закона, а отсутствие актов об их проведении дает повод инспектору пожарной безопасности привлечь Вас к административной ответственности. И штрафы там немалые.

Во-вторых, следует понимать, какой рукав для чего Вы берете – ведь может так случиться, что он просто не подходит. И это, кстати, тоже будет отмечено инспекцией, сами понимаете, не устным нагоняем.

И в-третьих, не стоит исключать возможность чрезвычайной ситуации, ведь все инструкции и требования направлены именно на готовность Вашу, и Вашего оборудования, к ее устранению.

Поэтому и требования, и их выполнение, обсуждаются и регламентируются на самом высоком уровне – Постановлением Правительства РФ №390, обязывающим Вас, как ответственное лицо, нести ответственность за работоспособность и регулярные проверки пожарных кранов (п.55) и рукавов в них (п. 57).

В борьбе с огнем используются рукава трех видов: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Тот, что в руках у спасателя во время пожара или тот, что скатанный в пожарном шкафу – это напорный. Работа остальных происходит, так сказать, за кулисами, однако это не умаляет их важность.

Если Вы не являетесь сотрудником пожарной бригады, то с первыми двумя видами Вам врядле придется встретиться. Хотя, быть может, на даче они и пригодятся. Поэтому по ним мы пройдемся вкратце, выяснив функциональные особенности и все.

Остальное же внимание сосредоточим именно на напорных, так как, раз мы вместе находимся сейчас именно тут, значит 99%, что именно их выбор Вам и предстоит.

Всасывающие и напорно-всасывающие пожарные рукава

Итак, всасывающие и напорно-всасывающие пожарные рукава предназначены для забора воды из источников, например, даже из озера, при помощи насоса или мотопомпы. В отличие от первых, напорно-всасывающие используют и для систем противопожарного водоснабжения, где давление, естественно, будет выше.

Всасывающие и напорно-всасывающие пожарные рукава

Существует достаточно вариативное предложение по выбору размеров, диаметров, материалов изготовления и прочности, но в комплекте оборудования пожарных машин идут, в соответствии с ГОСТ 5398, резиновые напорно-всасывающие рукава с текстильным каркасом.

И в наличии должно быть два их вида: «В» — для обычной, технической, воды, и «КЩ» — для водных растворов кислот и щелочей не более 20%.

Устройство напорно-всасывающего рукава наглядно отображено на иллюстрации ниже.

Устройство напорно-всасывающего рукава наглядно представлено на илюстрации

В принципе, этой информации будет вполне достаточно. Но если есть необходимость в более детальном анализе, то Вы найдете ее в ГОСТ 5398 «Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные».

Напорные пожарные рукава

Но сосредоточимся на напорных рукавах.

Их предназначение – для транспортировки и подачи воды, растворов пенообразователей, непосредственно к месту пожаротушения. Используются они для комплектации как пожарных кранов (РПК), так и пожарных автомобилей (РПМ).

В зависимости от этого они различаются по рабочему давлению: для внутренних (В) и наружных (Н) ПК – 1,0 Мпа, для машин – 1,2 МПа, 1,6 Мпа и 3,0 Мпа.

напорные пожарные рукава

Разница в рабочем давлении достигается различными материалами исполнения. Пожарные краны, как правило, комплектуют изделиями из натуральных волокон: лен, пенька, джут и другие, но сегодня широко распространенными для ПК являются рукава из латекса. Конечно, они выигрывают в долгосрочности, но это не влияет на условия хранения.

устройство прорезиненного напорного рукава - каркас, внутренний годроизоляционный слой, резиновый клей

Также есть исполнение с синтетическим чехлом или каркасом: из лавсана, капрона и др., с внутренним резиновым или, чаще, полимерным, гидроизоляционным слоем без наружного покрытия, с внутренним слоем и каркасом, пропитанным то ли резиной, то ли латексом, и самые прочные – с двусторонним покрытием и синтетическим каркасом.

Внутренне устройство нагляднее Вы можете обозреть на иллюстрациях.

конструкция латексированного напорного рукава - армирующий каркас, внутренний гидроизоляционный слой, наружная латексная пленка

Учитывая, что возгорание может произойти где угодно, в какой угодно среде, вполне очевидна классификация по стойкости к внешним факторам, так или иначе влияющим на износ пожарного оборудования. Есть обычные, общего исполнения, а есть и специального: износостойкие, маслостойкие и термостойки. Каждая из этих характеристик обозначается характерной литерой (И, М и Т соответственно) и отражается в маркировке.

конструкция напорного рукава с двустороннем покрытием - армирующий каркас, внутренний гидроизоляционный слой, наружный защитный слой

Отдельно стоить отметить перколированные рукава, где за счет воды или пенного раствора, проходящего в самом рукаве, происходит его же увлажнение, небольшое просачивание. Поэтому когда возникает необходимость проложить рукав по тлеющей поверхности, именно такой будет единственно возможным вариантом.

перколированные напорные пожарные рукава - источают снаружи текущий по рукаву состав - пену или воду, тем самым его можно использовать при прокладывании трассы через тлеющий участок

Но и нельзя забывать, что наша страна занимает обширную территорию с несколькими часовыми и климатическими поясами. Поэтому варьируется и климатическое исполнение: предназначенные для использования в регионах с тропическим и умеренным (ТУ), в регионах с умеренным (У) и с умеренным и холодным климатом (УХЛ).

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6305693799">

Естественно, диаметр, или проход, напорных рукавов также насчитывает немало позиций – начиная от 25 и заканчивая 150 мм. Для пожарного шкафа скорее всего понадобится 51, в крайнем случае – 66 мм, в зависимости от трубы – 2 или 2 ½ дюйма.

Условный проход, на самом деле, несколько отличается от фактического: 50 – 51мм, 65 – 66мм и т.д. Размеры рукавов варьируются: 10м, 15м и 20м. Нестандартные величины, скорее всего, будут означать китайскую подделку.

В зависимости от диаметра, варьируется водоотдача. Естественно, давление в противопожарном водопроводе здесь также играет немалое значение, однако минимальная пропускная способность рукава 51мм – 10,5 литров в секунду, 66мм – 17,1л/с, что полностью отвечает требованиям расхода воды при пожаротушении в зданиях, указанным в Своде правил СП 10.13130.2009.

Порядок и методы испытаний

Очевидно, что устройство и пожарных автомобилей, и пожарных шкафов – дело ответственное. Поэтому здесь все должно быть 100% работоспособно. А как можно быть в этом уверенным? Только испытаниями.

Процедура ТО напорных рукавов, как и их испытания, строго регламентированы в ГОСТ Р 51049 и «Методическом руководстве по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов». Порядок проведения испытаний идентичен для напорных рукавов всех классификаций.

Открою секрет: если Вы ответственное за противопожарную безопасность лицо, но не сотрудник МЧС, то Вам не придется делать самостоятельно даже перекатку – на Вас только организация процесса. Так велит Закон – Постановление Правительства РФ №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Поэтому имеет смысл заключить договор с организацией, имеющей все необходимые лицензии и техническое оборудование, на полное и регулярное ТО. Но совершенно не лишним будет и знать, какие испытания и в каком порядке работники этой организации должны проводить в соответствии с договором.

А они должны проводиться при вводе изделия в эксплуатацию, после каждого использования, ремонта и по истечении гарантийного срока хранения. Если испытание прошло успешно, о чем должны свидетельствовать соответствующий акт и отметки в формуляре рукава и журнале испытаний, то изделие продолжает свою жизнь в строю. Крайний возраст – не более 10 лет с момента изготовления.

Такие показатели, как длина, диаметр, вес и многие другие, на ряду с герметичностью, также имеют значение. Поэтому проверка на их соответствие требованиям ГОСТ Р 51049 «Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний» также внесены в ряд испытаний.

Итак, какие испытания проводятся при приеме/сдаче напорных рукавов?

Первое – длина. Измерения проводятся рулеткой, развернув рукав на ровной поверхности.

Второе – внутренний диаметр. Для его измерения используют специальное приспособление – ступенчатый калибр. На одну из семи ступеней, соответствующую Вашему размеру, с усилием, но без упора, рукой натягивается край изделия.

ступенчатый калибр для измерения внутреннего диаметра пожарного рукава

Третье – герметичность. Часто его проводят, соединив в линию несколько, не более 5, рукавов одного диаметра. Присоединив один конец к ПК или мотопомпе, рукав заполняется водой и в течение 5 минут находится под рабочим давлением или немного выше. За это время происходит тщательный осмотр на предмет обнаружения течей и свищей. Если рукав не перколированный, то не должно проступить ни капли.

Четвертое – комплектность. Рукаву должен сопутствовать соответствующий ему формуляр (ГОСТ 2.601).

Пятое – маркировка, которая должна быть четкой, находиться на расстоянии не более 50см с обоих концов рукава и содержать информацию о производителе (логотип), условные обозначения, длину и дату производства.

Шестое – упаковка. Здесь как Вы пожелаете: содержать в чехле или без него, но рукав должен быть в ровной скатке, а наружный конец закреплен (привязан).

Рукава, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическим испытаниям. Их периодичность, как правило, рекомендуется производителем в зависимости от того либо иного типа рукава, материала его исполнения.

Первое – масса 1м изделия. Измерив предварительно длину, рукав укладывается на весы и взвешивается. Далее, разделив полученный вес на длину, можно узнать средний вес одного метра. В соответствии с ГОСТ Р 51049, если Ваш рукав диаметром 51мм – его вес 450г за один метр, если 66мм – 550г.

Второе – толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия. Она должна быть не менее 0,3мм.

Третье – относительное увеличение длины и диаметра. Для Ваших рукавов допустимо увеличение диаметра в пределах 10%, а удлинение – 5%.

Четвертое – для перколированных рукавов – расход воды на увлажнение. Для рукава диаметром 51мм при давлении 0,5 Мпа нормой является 0,16 л/мин, для 66мм – 0,22 л/мин.

Пятое – разрывное давление. В идеале, оно должно в 2 раза превышать рабочее.

Шестое – связь внутреннего гидроизоляционного покрытия с каркасом. Если покрытие из латекса, то прочность должна соответствовать 7 Н/см, если из резины, то 10 Н/см.

Износостойкие рукава проходят испытания на термостойкость, маслостойкость и стойкость к абразивному износу. Но по понятным причинам основным является испытание на герметичность, которое я советовал бы проводить тогда же, когда проверятся водоотдача противопожарного водопровода, тем более что это испытание ПК должно проводится 2 раза в год, как и испытание рукавов.

Но на практике, если речь идет о пожарных рукавах, от Вас должна зависеть регулярная, 1 раз в год, перекатка (п.57 ПП РВ №390). По большому счету, даже профессиональные укротители огня – пожарные, как правило, ограничиваются испытаниями на герметичность.

Обратившись к специалистам, следите, чтобы Вам предоставлялись соответствующие акты о проведенных испытаниях, чтобы в журнал испытаний (форма 54-Э) и формуляры рукавов вносились соответствующие отметки.

Согласитесь, что теперь Ваши познания в области эксплуатации напорных рукавов позволяют Вам со знанием дела контролировать процесс и, при соблюдении всех требований, найти любые контраргументы на придирки особо дотошного инспектора.

Именно для этого, и для Вашей безопасности, само собой, и создавался этот блог. Поэтому, оформив подписку, Вас никогда не сможет застать врасплох ни инспекция, ни стихия – Вы будете вооружены. Вооружите и своих друзей, поделившись с ними в социальных сетях ссылкой на нас, ведь каждая наша встреча направлена на исключение даже малейших огрехов в соблюдении правил противопожарной безопасности Российской Федерации.

До скорой встречи.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"data-ad-slot="6305693799">

raichev.ru

Гидравлические испытания пожарных рукавов

Гидравлические испытания пожарных рукавовИспытания осуществляются на основании Методических рекомендаций, утвержденных МЧС России 14 ноября 2007 г.

Внешний осмотр рукавов

Напорно-всасывающие и всасывающие пожарные рукава подлежат внешней проверке с периодичностью не реже одного раза в месяц. Это правило распространяется на оборудование, которым пользуются. Обязательной является внешняя проверка рукавов после каждого применения. Пожарные рукава, хранимые на складах и базах, просматриваются с периодичностью раз в год.

 



Осмотр проводится с целью выявления повреждений и дефектов, таких как, деформация, пятна, проколы, трещины, отслаивание, изменение цвета и т. д. Повреждения на внутренней поверхности определяются визуальным образом («на просвет»).

Оборудование, не прошедшее контрольной проверки, направляют на испытания.

Испытание на герметичность

На гидравлические испытания поступают рукава после ремонта, не выдержавшие внешнего осмотра, и во время плановых проверок. Все находящиеся в эксплуатации рукава проходят испытания на герметичность раз в полгода. Оборудование на складах и базах подлежит гидравлической проверке по окончанию гарантийного срока хранения; испытывают рабочим давлением.

Порядок проведения испытания:

  1. Испытание избыточным давлением. Один конец рукава подсоединяют к специальной установке (возможно к водопроводной линии), являющейся источником нагнетаемого давления. Противоположный конец рукава перекрывают заглушкой, оснащенной краном для выхода воздуха.
  2. Кран заглушки оставляют открытым до тех пор, пока вода полностью не заполнит рукав, затем кран закрывают.
  3. Давление воды постепенно повышается, в течение 10 мин его поддерживают в соответствии с требованиями испытаний для рукавов различного диаметра и вида. Например, для всасывающего рукава с условным проходом 80 необходимо создать давление 3 ± 0,3 кг/см2; для напорно-всасывающего цифры будут повыше – 12 ± 1 кг/см2.

Во время испытания и по его окончании на рукавах не должно быть вздутий, разрывов, протечек; металлическая спираль не деформируется.

Рукава, не выдержавшие испытание на герметичность, ремонтируют или списывают в случае непригодности к ремонтным работам.

Разрежение

Проверяют герметичность пожарных рукавов разрежением, создаваемым вакуум-линией Принцип проверки аналогичен испытаниям с водой. Мановакуумметр показывает уровень давления системы, поднимают его до 0,08±0,01 МПа, после перекрывают линию, выдерживают 3 мин.

Рукава в момент испытания проверяют на наличие изломов и сплющиваний. После проверки разрежением производят осмотр внутренней поверхности, на ней не должно наблюдаться пузырей, отслоения, выпуклостей и надрывов.

На разрежение проверяют всасывающие рукава для насоса, предназначенного для забора воды из отрытых водоемов. Напорно-всасывающие рукава проходят испытания гидравлические и разрежением.

Проверка на отслоение

Определить, есть ли отслоение внутреннего слоя, не так легко при визуальном осмотре. Резина восстанавливается после снятия разрежения. При подозрениях на отслоение проводят вновь испытание водой, используя насос. Если дефект имеет место быть, то вода поступать в насос не будет, а вакуумметр покажет высокую степень разрежения.

Добавить комментарий

bgdstud.ru

назначение, классификация и порядок испытания — Пожарная безопасность на объекте

Пожарные рукава используются для транспортировки веществ для гашения пожара. Такие изделия могут быть всасывающими (напорно-всасывающими) и напорными. Для обеспечения пожарной безопасности в каждом здании, в независимости от его предназначения, имеются пожарные рукава, назначение, классификация и порядок испытания которых отличаются.

Рукава всасывающего и напорно-всасывающего типа

Такие приспособления применяются для забора воды из источника, при этом процесс не обходится без использования пожарного насоса. Таким образом, посредством пожарного шланга осуществляется транспортировка воды для гашения пожара.

Что касается напорно-всасывающих изделий, стоит отметить, что с их помощью выполняется забор воды из источника, при этом используется пожарный насос. Вода также может забираться из системы водоснабжения. Её транспортировка такая же, как и в первом случае.

Эти два вида рукавов используются совместно с пожарным оборудованием специальных машин, в которых по ГОСТам должны быть эти приспособления. Для гашения пожаров применяются приспособления классов В и КЩ.

Особенности напорных рукавов

С помощью напорных шлангов осуществляется транспортировка огнетушащих веществ для гашения пожаров при условии избыточного давления. Этот вид изделия должен отвечать требованиям ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000.

Для изготовления напорного шланга используют тканный или ткано-вязанный каркас, а также внутреннее изоляционное покрытие. Кроме этого применяются нити химического и натурального происхождения.

Для производства внутреннего гидроизоляционного покрытия могут использоваться различные виды резины, в том числе латекс, полиуретан и прочие полимерные материалы. Как правило, напорные рукава, имеющие каркас из натуральных нитей, не имеют внутреннего гидроизоляционного покрытия.

В соответствии с назначением изделия, его каркас может иметь внешнее защитное покрытие или специальную пропитку.

По своему назначению напорные шланги могут быть:

  • для укомплектования пожарной машины с обозначением РПМ;
  • для подсоединения к наружным и внутренним пожарным кранам зданий и сооружений, РПК-Н и РПК-В.

Также есть разделение по степени стойкости к внешним воздействиям:

  • рукава простого исполнения;
  • изделия специального исполнения, которые могут быть износостойкими, маслостойкими и термостойкими.

Второй вид приспособлений отличается повышенной стойкостью, а именно к истиранию, воздействию масел и нефтепродуктов, а также к воздействию разогретых твёрдых предметов.

В особую подгруппу стоит отнести термостойкие напорные рукава, куда входят перколированные изделия. Такие приспособления обеспечивают хорошую термостойкость за счёт увлажнения внешней поверхности по всей длине. Это осуществляется с помощью транспортируемых огнетушащих веществ, имеется в виду водой, растворами на основе воды и пенообразователями.

Перколированные рукава напорного типа в основном применяются для гашения пожаров в тех местах, где требуется прокладка шланга по сильно нагретым поверхностям, это могут быть тлеющие торфяники, угли и прочие вещества.

Испытание всасывающих рукавов

Всасывающие и напорно-всасывающие шланги, которые находятся в использовании, должны проходить плановую проверку, при этом периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в полгода. Внеплановая проверка осуществляется в том случае, если приспособление подвергалось ремонту.

Такие изделия испытываются в условиях хранения, то есть на складе или рукавной базе, по истечении гарантийного термина хранения. В данном случае проверяется герметичность изделия по рабочим давлением.

В процессе испытания приспособления на герметичность его один конец подводится к источнику давления, а второй конец закрывается заглушкой, на которой есть кран для выпуска воздуха. Когда кран открывается, проверяемый рукав постепенно заполняется водой до момента полного устранения воздуха. После закрытия крана постепенно повышают давление до указанной отметки. В таком состоянии нужно выдержать изделие на протяжении десяти минут.

На проверяемом рукаве, а также в местах соединении с головками не должно присутствовать разрывов, вздутий, просачиваний воды и искривления металлической спирали.

Чтобы провести испытания изделия на герметичность при разрежении, его один конец подводят к вакуум-линии с вакуумметром, а второй конец просто заглушают. В проверяемом рукаве создаётся разрежение, которое примерно равно 0,08 МПа. После этого вакуум-линия перекрывается, и шланг выдерживается в таком состоянии три минуты.

В данном случае разрежение не должно быть более 0,015 МПа. Проводя испытания, нужно обратить внимание на внешнее состояние рукава, на нём не должно быть сплющиваний и изломов.

По окончанию испытательных работ просматривают на свету внутреннюю полость пожарного шланга. На внутренней стороне изделия, прошедшего испытания, не должно быть выпуклостей, надрывов, отслоений или пузырей.

На самом деле при визуальном осмотре достаточно сложно обнаружить внутреннее отслоение резины, поскольку слой материала при снятии разрежения занимает своё изначальное положение.

По этой причине всасывающие или напорно-всасывающие рукава проверяются на способность забора воды из источника посредством насоса. Если есть отслоения и перекрытие проходного сечения проверяемого рукава, то вакуумметр отображает высокое разрежение, при этом вода не поступает в насос.

Как проводятся испытания напорных рукавов?

Проверка рукавов, которые находятся в использовании, должна проводиться после очередного применения или когда срок годности пожарных рукавов скоро заканчивается. Такая периодичность составляет один раз в полгода. Как правило, такие изделия испытываются под давлением на предмет герметичности.

Также испытательные работы производятся после окончания гарантийного срока хранения, который указывается в документации. Проверка также осуществляется под давлением.

Напорные шланги, для изготовления которых использовались натуральные волокна, перед проверкой заполняются водой под определённым давлением. В таком состоянии рукав выдерживается примерно пять минут.

Стоит отметить, что на данных приспособлениях для гашения пожаров под давлением и после намокания натуральных нитей каркаса не должно быть свищей, за исключением пылевидных свищей.

Рукава напорного типа можно проверять в виде линии, при этом за один раз можно проложить пять штук.

В процессе гидравлического испытания шланг или линия из напорных шлангов подводится к насосу, оснащенному манометром. К другому концу подводят перекрывной пожарный ствол или 3-х ходовое разветвление. В соединениях между проверяемыми рукавами и используемой арматурой должна соблюдаться герметичность.

Когда воздух удалён и линия заполнена водой, медленно поднимают водяное давление в рукаве до определенного значения.  С этим давлением линия выдерживается на протяжении того времени, которое может потребоваться для осмотра изделия по всей его длине. Также осматриваются места соединения головок и прочие важные участки.

Не допускается появление капель воды и свищей, исключением являются только перколированные рукава напорного типа. Все результаты испытаний записываются в соответствующий журнал проверок.

stopogon.ru