Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Исполнительная власть судебная и


Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная.

ТОП 10:

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ(он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Содержание и значение принципа разделения властей Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. Разделение властей в субъектах Российской Федерации.Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Структура исполнительной власти: 1) органы исполнительной власти; 2) государственные служащие; 3) юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц. Признаки Исполнительной Власти: 1) является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; 2) является проводником государственной политики в жизнь; 3) подзаконна по своему характеру и задачам; 4) объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; 5) её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; 6) является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера. Функции исполнительной власти: 1) подзаконодательное регулирование; 2) осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; 3) административное правоприменение; 4) осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; 5) административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; 6) охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; 7) информационное обеспечение органов государственной власти.

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. Судебная власть в России → Конституционные признаки. Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ): 1) осуществляется только судами; 2) имеет полную самостоятельность; 3) реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; 4) характеризуется единством судебной системы РФ. Органы судебной власти. По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации. Функции судебной власти: 1) Правосудие. 2) Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. 3) Толкование правовых норм. 4) Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. 5) Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

Роль и место судебной власти в современной России Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.



infopedia.su

Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 37Следующая ⇒

 

Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

 

Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Правительство РФ:

• разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;

• обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

• осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека.

 

Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены. Согласно Конституции РФ Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Решение об отставке Правительства может также принять Президент. Государственная Дума, в свою очередь, может большинством голосов выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо не соглашается с мнением Государственной Думы. После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент или принимает решение о его отставке, или распускает Государственную Думу.

 

Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

 

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения Конституции РФ о системе судов развиты и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

 

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

 

Из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Федеральными судами являются:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

• конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

• мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

 

Конституционный Суд РФ

(состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

 

Являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ

является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Районный (городской) суд

рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа.

Мировой судья

рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

 

Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

 

Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Следственный комитет, созданный при Прокуратуре РФ, проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством, Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является высшим органом исполнительной власти в РФ?

2. Каков состав Правительства РФ? Как оно формируется?

3. Как осуществляется правосудие в России?

4. Какие суды входят в систему судебной власти РФ?

5. Что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ?

6. Какова компетенция Верховного Суда РФ?

7. Какова сфера полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ?

8. Какие функции выполняют Прокуратура РФ, Следственный комитет?

 

Это интересно

В 1797 г. император Павел I учреждает должность министра, им стал министр уделов. Спустя пять лет, в 1802 г., сын Павла I Александр I создает Комитет министров. В 1857 г. Александр II возглавляет созданный неофициальным порядком для подготовки крестьянских реформ Совет министров, который просуществовал до 1892 г. Заседания Совмина возобновились лишь в январе 1905 г.

Революции 1917 г., Февральская и Октябрьская, вихрем пронеслись по стране. Вместе с Российской империей в небытие ушли ее министры. Власть перешла в руки Временного правительства, но уже спустя несколько месяцев его заменил Совет Народных Комиссаров.

 

…Со времен появления на Руси первого министерского звания прошло 200 лет. За это время Россия видела и министра исповеданий, и министра минометного вооружения, было и Министерство по делам конверсии, в котором, правда, министр никогда не назначался…

(С. Стремидловский, журналист).

Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

· равенство всех перед законом:

· никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий;

· обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав:

· в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

· эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права:

· правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность (С. Алексеев).

 

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

C использованием Закона РФ «О защите прав потребителей» связан тот перелом, который произошел в отношении людей к судебной системе. Еще в конце 80-х гг. права потребителей защищали некоторые из действовавших норм старого советского права. Но мало кто решался ими воспользоваться. Первым защитникам прав потребителей приходилось уговаривать людей обращаться в суд для защиты своих прав. Но им часто говорили в ответ: «Нет, я, пожалуй, не пойду, а то, не дай Бог, меня там еще и засудят». В 90-е гг. вряд ли найдется человек, который будет опасаться, что, защищая свои права, он, скажем, нарвется на штраф или попадет под арест

(Домашняя юридическая энциклопедия).

 

Темы для рефератов

1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

2. Смогут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

3. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

4. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

 

Местное самоуправление

 

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

 

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это принципиально новое для российского законодательства положение. Ранее существовала жесткая вертикаль советов различных уровней, действовавших в условиях жесткого соподчинения. Выделение местного самоуправления в самостоятельное управленческое звено позволяет полнее учесть потребности людей, быстрее и эффективнее решать все вопросы. К сожалению, возникают другие – опасные – тенденции. В условиях пока еще довольно низкой политической, правовой и нравственной культуры свободные от мелочного контроля местные князьки нередко злоупотребляют своим положением, используют его в собственных целях. Лишь общественное мнение способно остановить развитие этих тенденций.

 

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка, решают другие вопросы. Местное самоуправление формируется и действует с учетом исторических и иных местных традиций. Большое значение имеет успешный опыт земских органов самоуправления, существовавших в России в 1864–1918 гг. (§ 6).

 

Земства обрели собственную логику функционирования и собственный импульс к дальнейшему развитию, стали главной опорой гражданского взросления и воспитания.

Т. Филиппова, историк

 

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются:

· собрание представителей (дума, муниципальный комитет),

· глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста). При этом в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населенных пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава местного самоуправления (глава администрации). В районах органом местного самоуправления является глава администрации района.

 

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание органов территориального общественного самоуправления (уличные, домовые, дворовые комитеты).

 

Какие вопросы местного значения входят в сферу деятельности органов местного самоуправления ? Это, как уже было сказано, жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение, образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и др.

Муниципальной собственностью

по закону являются средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

 

Местное самоуправление в России имеет право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль местного самоуправления в системе власти в России?

2. Какими способами граждане осуществляют местное самоуправление?

3. Какие вопросы решают органы местного самоуправления?

4. Каков статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти?

5. Что представляют собой органы местного самоуправления?

 

Это интересно

Перечень вопросов, решаемых органами местного самоуправления, в конституционном изложении носит открытый характер. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно дополняет его. В частности, законы субъектов РФ могут представлять муниципальным образованиям для рассмотрения различные вопросы местного значения. Так, в соответствии с Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа органы местного самоуправления в местах проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей вправе в пределах своих полномочий определять порядок и условия: посещения районов компактного проживания туристическими группами и отдельными гражданами, постоянно не проживающими в этих районах; проведения научных исследований, археологических раскопок в местах, отнесенных к ритуально-культовым или имеющих иную культурно-историческую ценность и др. (В. Кряжков).

 

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

 

Суд– это крайний способ защиты интересов человека… Сейчас получают распространение и внесудебные способы решения конфликтов: в большинстве городов России при местной администрации созданы государственные органы по защите прав потребителей. Теперь порой достаточно обращения государственного чиновника в ту или иную фирму с напоминанием о том, какие убытки может понести эта фирма в случае судебного конфликта. Во многих случаях государственные органы (не только муниципальные органы по защите прав потребителей, но и торговые и санитарные инспекции, антимонопольные управления и другие органы государственной власти) служат реальным щитом на пути нарушения ваших прав как потребителей. Ну а в самых сложных случаях вам может понадобиться помощь юристов. Во многих городских обществах потребителей есть адвокаты, которые уже накопили значительный опыт в деле защиты прав потребителей

(Домашняя юридическая энциклопедия).

 

Темы для рефератов и обсуждения

1. Русское земство: возможно ли возрождение?

2. Традиции местного самоуправления в нашем крае.

 

 

Раздел IV Права человека

 

Читайте также:

lektsia.com

2. Исполнительная и судебная власть: соотношение и взаимодействие

Положения Конституции РФ говорят о том, что перед всеми ветвями власти стоят общие государственные задачи: признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина. Именно они определяют смысл деятельности не только законодательной, но и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, как основной функции судебной власти.

Суды призваны обеспечить охрану не только прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, но и законные интересы и права государственных органов исполнительной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других областях ее деятельности. Вместе с тем суды осуществляют функцию судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в пределах распрастранения деятельности указанных органов. Взаимодействуя с органами исполнительной власти по выполнению общегосударственных задач в стране, органы судебной власти осуществляют судебный контроль по следующим направлениям:

Конституционный контроль за соответствием Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ;

Контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Поскольку судебная власть защищает права и законные интересы от любых нарушений, то суды одновременно с выполнением основных направлений в своей деятельности защищают права и законные интересы самих органов исполнительной власти и их должностных лиц от различного рода посягательств и нарушений других лиц а сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и в других сферах.

В государственных вузах, в школах и на курсах послевузовской подготовки ведется подготовка кадров для органов судебной власти, выделяются финансовые ресурсы, предоставляются служебные помещения и т.д. - это также формы связей исполнительной и судебной ветвей власти.

Во взаимоотношениях исполнительной и судебной ветвей власти участвуют все звенья системы исполнительных органов: Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Федерации, местного самоуправления и руководители конкретных учреждений и предприятий - с одной стороны, и все звенья судебной системы от высших судебных органов (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд) до первого звена судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Однако среди всех аспектов отношений между двумя ветвями власти выделяется судебный контроль за законностью решений и действий органов исполнительной власти. И не случайно, ибо для защиты прав и свобод человека и гражданина, для укрепления общественных отношений, государственной дисциплины и в итоге - укрепления законности, судебный контроль за законностью решений и действий органов исполнительной власти наиболее часто применяем и результативен. Контрольные функции судебной власти осуществляются с помощью конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Статья 125 Конституции РФ предусматривает право Конституционного Суда разрешать дела о соответствии Конституции РФ: нормативных актов администрации (правительств) субъектов РФ, принятых по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов РФ и субъектов Федерации; административных договоров между органами исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Федерации; договоров между органами субъектов Федерации.

Суд вправе признать такие акты неконституционными и они в силу этого полностью или в части отдельных положений утрачивают силу. При рассмотрении дел по указанным выше основаниям Суд решает главный вопрос о законности акта исполнительной власти по отношению к нормам Конституции РФ, не вдаваясь в проблемы целесообразности принятия самого акта.

Конституционный суд рассматривает дела по спорам о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Федерации и между высшими государственными органами субъектов Федерации. В этой сфере ст.ст. 93 и 94 Закона о Конституционном Суде устанавливают исчерпывающий список органов, от которых допустимо поступление ходатайства (ст.93).

Определены также и пределы проверочных действий Конституционного Суда РФ ( ст. 94).

В настоящее время разрешать дела по спорам о компетенции стало несколько легче, так как 6 октября 1999 года принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Суд может в результате рассмотрения дела подтвердить оспариваемое полномочие органа исполнительной власти на издание правового акта или совершение иного юридического действия, либо вынести решение, отрицающее такое полномочие. Налицо решение вопроса о законности действия органа исполнительной власти.

Практика работы Конституционного Суда РФ в целом свидетельствует о его активной роли в оценке конституционности нормативных правовых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Так, Конституционный Суд своим решением признал п.п.8 и 9 Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1996 года №479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет», не соответствующим ст.57; ч.3 ст.75 и ч.1. ст. 115 Конституции РФ. С запросом в Конституционный Суд обратилось Законодательное Собрание Красноярского края. Как явствует из постановления Суда, введя своим постановлением сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство РФ превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым Конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией РФ и федеральным законом порядок установления федеральных налогов и сборов. По некоторым делам Конституционный Суд РФ побуждал Правительство РФ обеспечить осуществление определенных действий в соответствии с требованием Конституции РФ. Например, Суд признав не соответствующими ст.76 и 124 Конституции РФ положение ч.1 ст.102 Федерального закона «О федеральным бюджете на 1998 год», позволяющей Правительству РФ самостоятельно сокращать расходы бюджета на судебную систему, Конституционный Суд РФ указал в своем постановлении, что Правительству РФ «надлежит обеспечить финансирование судов» в соответствии с требованиями статьи 124 Конституции и статьи 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Серьезное внимание конституционный контроль уделяет институту индивидуальной конституционной жалобы. Суть его состоит в том, что Конституционный Суд РФ вправе проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Закон устанавливает пределы такой проверки. Ее объем связан не только с оценкой содержания законодательных норм, но может касаться и установления конституционности закона по форме, порядку принятия, подписания, опубликования и т.д. Ограничение же пределов проверки касается лишь законов, принятых до вступления в силу Конституции 1993 года, их конституционность проверяется только относительно содержания их норм.

В законодательстве сформулированы только два условия, которым должна удовлетворять жалоба и считаться допустимой быть принятой Конституционным Судом РФ. Во-первых, гражданин может обратиться в Конституционный Суд только в том случае, если закон затрагивает не какие-нибудь права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ: право на жизнь, на личную неприкосновенность, на труд, на выбор места жительства и т.д. Во-вторых, нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Пока человек не испытывает действие нормы на себе, в конкретном деле, он не может обратиться в Конституционный Суд.

Ледях И.А., исследуя институт индивидуальной неконституционной жалобы, отметила: «основанием допустимости жалобы утверждается принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящий от закона. Аналогичного принципа придерживаются многие системы конституционного контроля применительно к индивидуальной жалобе».

Институт судебного конституционного контроля за законностью действий органов исполнительной власти, с позиции соответствия Конституции РФ, положительно влияет на государственно-правовую жизнь России.

Не меньшее значение имеет развитие контроля со стороны судов общей юрисдикции за решениями и действиями органов исполнительной власти. Судебный контроль обеспечивает конституционное право человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ст.45 Конституции РФ) и среди них имеется в виду судебная защита.

Народ, принимая Конституцию, закрепил в ее 46 статье очень важную позицию: решения и действия органов государственной власти могут быть обжалованы гражданином в суд. Возможность свободного обращения в суд за защитой от любых актов исполнительной власти - есть первое условие действительной свободы. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года предоставил возможность обжаловать коллегиальные и единоличные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия по осуществлению его прав и свобод; незаконно возложена на гражданина какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21 декабря 1993 года, гражданин вправе подать в суд жалобу, в частности, на отказ соответствующих органов в исправлении записи национальности в паспорте, отказ в выдаче визы на выезд за границу, на решения государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товара за пределы района, области, об установлении дополнительных пошлин, сборов, на решения о наложении штрафов, принятые лицом, не уполномоченным налагать такие взыскания.

Предметом судебного обжалования могут быть, как индивидуальные, так и нормативные акты. Из этого общего правила предусмотрено два исключения: не подлежат обжалованию акты, проверка которых, согласно ст.125 Конституции РФ, отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда, и акты, для которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного их обжалования (ст. 3 Закона).

Гражданину предоставлено право самому решать, кому направить жалобу - либо сразу в суд, либо сперва вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу (ч.1 ст.4).

Характер решения, принимаемый судом по жалобе, предусмотрен законом четкий и определенный: «Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает нарушенные права и свободы (ст.7).

Законом от 14 декабря 1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» были внесены в закон от 27 апреля 1993 года изменения, дополнения, поправки, которые еще более усилили судебную защиту граждан: теперь можно жаловаться в суд на действия не только должностных лиц, но и любых государственных служащих. Теперь можно реализовать п.5 ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года, гласящий: «Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан». Ответственность, таким образом, наступает по судебному решению. Отвечают в судебном порядке и муниципальные служащие (ч.3 ст.1).

Следует отметить, что закон от 14 декабря 1995 года установил судебную ответственность за бездеятельность.

Как уже отмечалось, в 1992 году, то есть в последнем году действия союзного закона, регулировавшего порядок судебного обжалования, Имеется в виду Закон СССР от 2 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». в суды поступило лишь 9965 жалоб граждан. Но уже во второй половине 1993 года, когда стал применяться новый Российский Закон, число поданных в суд жалоб составило 12526, в 1994 году их было 27767, а в 1995 году - 36917. Таким образом, вывод очевиден: граждане стали в три с лишним раза чаще обращаться за защитой в суд, что свидетельствует о неуклонном росте доверия к судебной власти. И это один из несомненных позитивных результатов осуществляемой в России судебной реформы.

В плане излагаемой темы нельзя не отметить роль арбитражных судов в обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти.

В соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражные суды вправе рассматривать дела о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов государственных органов. Это касается прежде всего актов органов исполнительной власти, не соответствующих законам, нарушающим права и законные интересы организаций и граждан, таким как отказ в государственной регистрации; о взыскании с граждан и организаций штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции; о возврате из бюджета средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением закона или иного нормативного правового акта органами, осуществляющими контрольные функции.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ и Правительства.

В арбитражных судах рассматривается большое количество споров, когда одной из сторон в споре является орган исполнительной власти.

Речь идет даже о создании административных судов для разрешения споров граждан с органами исполнительной власти (налоги, пенсии, здравоохранение).

В итоге можно констатировать, что судебная власть, пусть медленно, но обретает силу, становится важным фактором политического и правового развития российского общества. Тот путь, который прошла судебная власть с 12 декабря 1993 года, с момента ее официального признания, дает основания в будущем на ее успех и авторитет

43. Судьи – носители судебной власти.

Судьи – носители судебной власти, — такое заглавие имеет первая статья Закона о статусе судей в Российской Федерации.

Судьями в соответствии с законом о статусе судей являются: председатели, их заместители и члены Верховного Суда Российской Федерации, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов; председатели, заместители председателей районных судов, другие судьи, мировые судьи; председатели, заместители председателей и другиесудьи военных судов; председатели, заместители председателей, председателиколлегий и судьи – члены арбитражных судов; председатель, заместительпредседателя, секретарь и члены Конституционного Суда Российской Федерации;судьи конституционных (уставных) судов республик в составе РоссийскойФедерации.

Лица,работающие в комитетах конституционного надзора статусом судей не пользуются. Члены третейских судов икоммерческих арбитражей также не пользуются статусом судей.

Исходя из перечня должностных лиц, судьями могут быть лица, исполняющие свои обязанностина профессиональной основе. Определенное лицо только тогда будет обладать статусом судьи, когда оно принято на работу на должность судьи и занимаемая им должность предусмотрена штатным расписанием соответствующего суда.

Распоряжения,отдаваемые судьей, обладают свойством обязательности. Обязательностью обладают лишь те распоряжения и требования, которые даны в пределах закона и полномочий судьи и предусмотрены процессуальным порядком. Судья – в отпуске – не судья, онгражданин, поведение которого в обществе предопределено Кодексом чести судьи.Судья в семье – это член маленького семейного сообщества и его поведениеопределяется «уставом», сложившимся и действующим в данной семье.

Судебная власть имеет еще и такую функцию: является разновидностью управленческой деятельности по реализации государственной воли путем право применения и при необходимости — принуждения.

Если подходитьк судебной власти с позиции волевой теории власти, то она проявляет себя и в форме социального управления.

Рассматривая судебную власть с позиции теории силы, ее можно представить как силу, способную восстановить нарушенную законность и справедливость.

44. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи, гарантия этого принципа.

45. Неприкосновенность судей.

Неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

46. Единоличный судья и коллегиальный состав суда.

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотре­ния дел в арбитражных судах представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда дру­гих критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитраж­ным судом в коллегиальном составе. В соответствии со ст. 14 АПК в арбитражных судах единолично рассматриваются дела в первой ин­станции. Во всех таких случаях единоличного разрешения дела или отдельных вопросов, возникающих в ходе арбитражного судопрои­зводства, судья действует от имени арбитражного суда.

Коллегиально в арбитражных судах в первой инстанции рассмат­риваются дела о признании недействительными актов государствен­ных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве), а также все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. В случае если в одном исковом заявлении соединяются вместе требования, подлежащие рассмотре­нию коллегиально (о признании акта государственного органа недей­ствительным) и единолично (о возврате из бюджета взысканных де­нежных средств), то все требования подлежат рассмотрению в кол­легиальном порядке*.

* См.: Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М„ 1996. С. 16.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмот­рено коллегиально. В отличие от гражданского в арбитражном судо­производстве сторонам не предоставляется право выбора о коллеги­альном или единоличном рассмотрении их дела, решение данного во­проса отнесено к ведению председателя соответствующего арбитраж­ного суда. Вместе с тем стороны либо одна из них не лишены права обратиться с ходатайством к председателю арбитражного суда о рас­смотрении дела в коллегиальном составе.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно вхо­дить трое или другое нечетное количество судей соответствующего арбитражного суда. Правило о другом нечетном количестве судей (кроме трех) в основном касается Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, состав которого образуется в порядке, установленном ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». При этом, как полагает Б.Я. Полон­ский, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ на основании ч. 2 ст. 17 упомянутого Федерального конституционного закона вправе рассмотреть дело в порядке надзора и при четном количестве его чле­нов*. Что касается рассмотрения дел по первой, апелляционной и кас­сационной инстанциям, то АПК не устанавливает количественного состава судей при коллегиальном рассмотрении дел, поэтому по смыс­лу Закона оно может быть выше трех, но всегда нечетным.

* См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Фе­дерации. 2-е изд. / Под ред. В.Ф. Яковлева и М.К. Юкова. С. 32.

При коллегиальном рассмотрении дела вопросы, возникающие при рассмотрении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не впра­ве воздержаться от голосования. При этом председательствующий в заседании голосует последним.

Судья арбитражного суда, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но в судебном за­седании не объявляется. Кроме того, лиц, участвующих в деле, с осо­бым мнением не знакомят.

Следует иметь в виду, что понимание коллегиальности в арбит­ражном судопроизводстве меняется. В соответствии со ст. 8 Феде­рального закона «О введении в действие Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд РФ проводит эксперимент в течение трех лет по рассмотрению дел с при­влечением арбитражных заседателей. Такой эксперимент проводится при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции. Арбит­ражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом работы в предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональ­ными судьями. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постанов­лением от 5 сентября 1996 г. № 10 утвердил Положение об экспери­менте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей.

47. Роль судебной власти в правовом государстве.

studfiles.net