Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ. Исполнение наказания в виде исправительных работ


33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

studfiles.net

Глава 7. Исполнение наказания в виде исправительных работ

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Комментарий к статье 39

1. Наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. В нормативных актах не раскрывается понятие района места жительства осужденного. Ранее (до декабря 2003 г.) исправительные работы отбывались по месту работы осужденного.

2. В день поступления распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) инспекция заводит на осужденного личное дело и ставит его на учет. В этот же день инспекция направляет в суд, вынесший приговор, извещение о принятии его к исполнению. Поскольку исправительные работы назначаются лицам, не имеющим основного места работы, инспекция организует работу по трудоустройству осужденного. Осужденные должны быть направлены инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора. При трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию копию приговора и извещение, в котором разъясняются обязанности администрации организации по исполнению требований приговора суда. При необоснованном отказе организации в приеме осужденного на работу инспекция направляет информацию об этом в органы прокуратуры.

В день постановки осужденного на учет инспекция направляет соответствующее сообщение в орган внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы и в военный комиссариат, если осужденный призывного возраста.

3. После получения копии приговора суда инспекция направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. В день явки в инспекцию осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора, составляется анкета. У осужденного отбирается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за уклонение от отбывания наказания, и выдается предписание для отбывания исправительных работ. Проводится также дактилоскопирование осужденного. На каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний, а также допущенных нарушений и принятых мер воздействия.

С целью контроля за исполнением требований приговора суда администрацией организации сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев посещают место работы осужденного. В организации инспекция проверяет: правильность и своевременность перечисления удержанных сумм в бюджет; соответствие данных в расчетных сведениях фактическим; продолжительность предоставленного осужденному отпуска и наличие согласования с инспекцией; информацию о нарушениях, допущенных осужденным, и примененных к нему мер взыскания; проведение администрацией воспитательной работы с осужденным.

Инспекция организует проведение с осужденным воспитательной работы, привлекая к этому общественность, трудовые коллективы по месту работы.

В целях контроля за поведением осужденных сотрудники инспекции с участием сотрудников милиции не реже одного раза в квартал посещают организации, где работают осужденные, и также их место жительства. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о его приводе. По ходатайству инспекции помощь в приводе осужденного может оказать орган внутренних дел. Если осужденный скрылся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания, инспекция проводит первоначальные мероприятия по его розыску. Если в течение 30 дней местонахождение осужденного не будет установлено, инспекция передает материалы первоначальных розыскных мероприятий в орган внутренних дел.

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

Комментарий к статье 40

1. В комментируемой статье установлены обязанности осужденных к исправительным работам. Одни обязанности связаны с осуществлением трудовой деятельности, другие - с необходимостью контроля за поведением осужденного. Осужденный обязан соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, соблюдать правила внутреннего распорядка организации. Осужденный также обязан являться по вызову в инспекцию и сообщать об изменении своего места работы и жительства.

2. Основным карательным элементом содержания наказания в виде исправительных работ являются удержания из заработной платы осужденного в установленном приговором суда размере. Удержания производит администрация организации, в которой работает осужденный, а их правильность и своевременность контролирует инспекция.

3. Осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. При обращении осужденного с письменным заявлением по вопросу увольнения с работы по собственному желанию, инспекция проверяет обоснованность причин увольнения и выносит мотивированное разрешение или отказ. Отказ в выдаче разрешения на увольнение может быть обжалован осужденным у начальника территориального органа ФСИН, в прокуратуре или суде.

В соответствии с подп. "г" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя, в частности за совершение мелкого хищения. Судебная практика исходит из того, что увольнение по данному основанию является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться независимо от применения мер уголовной или административной ответственности <1>. В этом случае администрация организации обязана уведомить инспекцию об увольнении осужденного.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2005. N 1.

4 - 5. Осужденный обязан работать в организации, куда он направлен инспекцией, он не вправе отказаться от предложенной ему работы. Но осужденный может, по согласованию с инспекцией, трудоустроиться и самостоятельно.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. Осужденному предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Вопрос о времени предоставления отпуска согласовывается администрацией организации, в которой работает осужденный, с инспекцией. Другие виды отпусков предоставляются осужденному на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством без согласования с инспекцией.

По сравнению со ст. 50 УК РФ, в УИК РФ предусмотрены дополнительные правоограничения для осужденных в виде запрета на увольнение по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и уменьшения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней. Ранее в ст. 41 УИК РФ предусматривалось, что уголовно-исполнительная инспекция может самостоятельно устанавливать дополнительные обязанности и запреты для осужденных. Теперь эта статья утратила силу.

Статья 41. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

Комментарий к статье 42

1. Срок исправительных работ исчисляется в календарных месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, а фактически - в рабочих днях. Срок наказания исчисляется инспекцией на основании расчетных сведений, предоставляемых организацией, в которой работает осужденный. В каждом месяце установленного срока наказания есть определенное количество рабочих дней. Осужденный должен отработать не меньшее количество рабочих дней, чем приходится на каждый месяц срока наказания. Если осужденный не отработал указанного количества дней, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней, т.е. срок продлевается. Основанием для зачета неотработанных дней в срок наказания является предоставление отпуска и признание осужденного безработным (получение пособия по безработице). Время сверхурочных работ в срок наказания не засчитывается, поскольку из оплаты за них удержания не производятся. В срок наказания засчитывается и время содержания под стражей - один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

2 - 3. Началом срока отбывания наказания является день выхода осужденного на работу. В срок наказания засчитывается только то время, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, т.е. в срок наказания не засчитывается и время, когда осужденный не работал и по уважительным причинам.

4 - 5. Если в период отбывания наказания у осужденного наступило психическое расстройство или он заболел иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, осужденный (его законный представитель) может обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" (в ред. от 30 декабря 2005 г.). Ходатайство передается через инспекцию, которая направляет его в суд вместе с медицинским заключением и личным делом осужденного.

Поскольку исправительные работы назначаются только трудоспособным, утрата трудоспособности во время отбывания наказания является основанием для досрочного освобождения от его отбывания. Осужденный, признанный инвалидом первой группы, может направить в суд ходатайство об освобождении от отбывания наказания, а беременная женщина - ходатайство об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Вопрос о том, подлежат ли досрочному освобождению лица, достигшие пенсионного возраста, в законодательстве не урегулирован.

5. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный (почасовой) учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (дней).

6. В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. После отработки положенного количества рабочих дней осужденный снимается с учета в инспекции и ему выдается справка об отбытии наказания. Об исполнении наказания уведомляется суд, вынесший приговор, и направляется сообщение в территориальный орган Федеральной миграционной службы и военный комиссариат по месту постоянной регистрации отбывшего наказание, если он призывного возраста.

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

Комментарий к статье 43

1. В комментируемой статье устанавливаются обязанности администрации организации, в которой работает осужденный, по исполнению требований приговора суда.

Администрация организации обязана правильно и своевременно проводить удержания из зарплаты осужденного и перечислять удержанные суммы в бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и соблюдение им условий отбывания наказания. Администрация может самостоятельно в полном объеме применять к осужденному меры поощрения и взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Но поскольку некоторые нарушения трудовой дисциплины являются одновременно и нарушением порядка и условий отбывания наказания, а поощрения помогают оценить степень исправления осужденного, администрация обязана сообщать об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Администрация также обязана предварительно уведомлять уголовно-исполнительные инспекции о его увольнении или переводе на новую должность. Администрация организации привлекается инспекцией к проведению с осужденными воспитательной работы.

2. В случае несвоевременного либо неполного представления администрацией расчетных сведений инспекция предупреждает ее о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Если администрация организации не исполняет свои обязанности или не принимает меры по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для принятия мер. Злостное неисполнение должностными лицами организации требований приговора суда, т.е. неисполнение своих обязанностей после предупреждения инспекции или предостережения прокуратуры о недопустимости нарушения закона, сделанных в письменной форме, может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Комментарий к статье 44

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением администрацией организации удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции при необходимости вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При получении расчетных сведений и платежных поручений инспекция вносит соответствующие данные в учетную карточку.

2. Удержанные суммы перечисляются в бюджет ежемесячно. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержание из заработка за сезонные (периодические) работы производится по мере начисления зарплаты. Удержания производятся со всей начисленной суммы, без учета налоговых и иных платежей, поэтому фактически общий размер всех удержаний может быть более 20% начисленной заработной платы, но не может превышать 50% причитающейся к выплате зарплаты.

3. Удержания не производятся из пенсий, социальных пособий и выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пособие по временной нетрудоспособности осужденного исчисляется из его заработной платы без учета производимых удержаний.

4. Излишне удержанные суммы (при отмене или изменении приговора суда) возвращаются осужденному. Основанием для возврата является определение надзорной инстанции об изменении или отмене приговора.

5. В случае ухудшения материального положения осужденный (или уголовно-исполнительная инспекция, или администрация организации, где осужденный работает) может обратиться с ходатайством в суд о снижении размера удержаний из заработной платы. Что, в принципе, уголовным законодательством не предусмотрено.

Статья 45. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46

1. К нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней после получения предписания из уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову или для регистрации без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Таким образом, к нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся как нарушения трудовой дисциплины, так и попытки уклониться от контроля. Другие нарушения (несообщение о смене работы или места жительства, увольнение с работы без разрешения уголовно-исполнительной инспекции) не влекут прямых правовых последствий.

2. В случае нарушения инспекция вызывает осужденного либо посещает его по месту жительства. При отсутствии уважительных причин допущенных нарушений уголовно-исполнительная инспекция выносит письменное предупреждение о возможности замены исправительных работ другим видом наказания. При необходимости инспекция может обязать осужденного до двух раз в месяц являться для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под роспись, и заполняется регистрационный лист. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного.

3. Осужденный, допустивший повторное нарушение после письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции, признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Злостно уклоняющимся также признается осужденный, скрывшийся с места жительства или местонахождение которого не известно.

4. Если осужденный скрылся с места жительства, инспекция проводит первоначальные мероприятия по его розыску: проводит опрос родственников, соседей, сослуживцев; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых. Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, скрывшийся осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. В соответствии с п. 18 ст. 397 УПК РФ данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

5. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция вносит представление в суд о замене исправительных работ другим видом наказания. В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: в течение какого времени он не являлся на работу со дня получения предписания или по вызову инспекции, количество прогулов, появлений на работе в состоянии опьянения, количество приводов, какие меры воздействия применялись к осужденному и т.д. Представление о замене исправительных работ другим видом наказания направляется в суд в течение трех суток со дня выявления повторного нарушения, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных розыскных мероприятий. Вместе с представлением в суд направляется копия приговора и материалы первоначальных розыскных мероприятий. В этом случае для признания осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания наличие письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции не требуется. При замене исправительных работ лишением свободы неотбытая часть срока наказания исчисляется из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

В случае отказа суда в замене исправительных работ другим видом наказания повторное представление по этому вопросу вносится после совершения осужденным нового нарушения.

studfiles.net

Исполнение уголовного наказания в виде исправительных работ

В статье анализируются основные показатели исполнения уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов ФСИН России наказания в виде исправительных работ в 2010-2014 годах.

Согласно статье 50 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [1], исправительные работы, как один из видов уголовного наказания, назначаются на срок от двух месяцев до двух лет осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

За анализируемый отрезок времени на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) состояло 2 982 794 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. Из них 358 850 человек (12,03 % от общего числа) отбывали наказания в виде исправительных работ.

Статистические отчетные данные ФСИН России с 2010 по 2014 годы свидетельствуют, что доля осужденных к исправительным работам в числе осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, неуклонно возрастала и за указанный период выросла с 74 764 человек (7,1 % от общего количества) в 2010 году до 137 578 осужденных (15,0 % от общего числа) в 2014 году, т.е. на 84,02 %. Так, в 2012 году по сравнению с 2011 годом количество осужденных к исправительным работам выросло на 28 821 человек или на 38,74 %, в 2013 году рост составил 29 847 единиц состоявших на учете в УИИ, что составило 28,92 % по сравнению с 2012 годом, в 2014 году численность выросла еще на 4 520 человек или 3,40 %. Таким образом, общий прирост числа осужденных к исправительным работам с 2010 по 2014 годы составил 62 814 человек или 84,02 %.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 [2], предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях, является одной из основных задач УИИ. Кроме того, уровень повторной преступности осужденных является одним из трех основных оценочных показателей, характеризующие деятельность УИИ [3]. Для определения эффективности исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ проанализируем криминальную активность лиц, в отношении которых оно исполнялось.

Интегральный УПП за анализируемый период у осужденных к исправительным работам: 2,06 (7 389 осужденных из 358 850). Уровень повторной преступности осужденных данной категории неуклонно снижался в течение рассматриваемого периода. Вследствие возрастания доли осужденных к исправительным работам в общем количестве лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, более чем вдвое с 7,1 % до 15,0 %, увеличился и удельный вес осужденных рассматриваемой категории, совершивших повторные преступления, в общем количестве лиц, против которых возбуждены уголовные дела за преступления, совершенные после постановки на учет в УИИ, с 4,95 % до 9,36 % (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика отбывания осужденными наказаний в виде исправительных работ

При исполнении наказаний в виде исправительных работ УИИ сталкиваются с определенными трудностями, а именно, согласно ст. 50 УК РФ [1], ст. 39 УИК РФ [4] и п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [5], «исправительные работы отбываются осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного». Отсутствие заинтересованности работодателя и нормативно-правовой базы для гарантированного предоставления предприятиями рабочих мест осужденным к исправительным работам, создает трудности при исполнении наказания в виде исправительных работ.

Как указывается в статье начальника отдела исполнения уголовно-правовых мер управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России полковника внутренней службы Т.Н. Никитиной [6], анализ правоприменительной практики при исполнении наказания в виде исправительных работ, проведенный на основе данных мониторинга правоприменения в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявил ряд проблемных вопросов: «Нормы уголовно-исполнительного законодательства не исключают возможности самостоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные проблемы при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет УИИ в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определяемое осужденному к исправительным работам, должно быть в районе его места жительства. На практике возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительство в одном регионе, работает в другом регионе на предприятии, имеющем юридический адрес в третьем регионе. При этом компетенция органа местного самоуправления на определение места отбывания исправительных работ ограничивается территорией муниципального образования. В правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с компетенцией органа местного самоуправления на определение в качестве места отбывания наказания в виде исправительных работ не подведомственных им организаций, а также предприятий, не относящихся к государственной форме собственности. Кроме того, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] отсутствуют нормы, предусматривающие выполнение органами местного самоуправления функций по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ.

В Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации не конкретизирована форма собственности и тип оформления юридического лица предприятия, на котором должен отбывать наказание осужденный к исправительным работам…

Согласно требованиям ч. 3 и ч. 4 ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение из организации, в которой отбывают наказание, по собственному желанию, а также не могут отказаться от предложенной работы. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ.

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения, в связи с чем, возникают сложности при трудоустройстве указанной категории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. УИИ не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсутствии у него соответствующего разрешения, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации».

Причины динамики повторной преступности носят комплексный характер. В соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ «Общие начала назначения наказания», при назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, при исполнении наказания в виде исправительных работ избежать негативных тенденций помогает судебная практика.

Изучение криминогенного состава осужденных к исправительным работам показало, что суммарное увеличение числа лиц, имеющих судимость по статьям УК РФ, для которых характерен высокий УПП (105, 158, 228 - 228.4, за тяжкие и особо тяжкие преступления), с 2010 по 2014 годы составило 16 354 осужденных к исправительным работам (для лиц, осужденных за убийство – по ст. 105 УК РФ УПП имеет следующие значения: в 2010 году – 9,38; в 2011 году – 9,67; в 2012 году – 8,74; в 2013 году – 8,06; в 2014 году -3,85; аналогичные данные для лиц, имеющих судимость по остальным упомянутым статьям, приведены ранее). Прирост численности осужденных к исправительным работам, имеющим судимость по ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), характеризующихся низким уровнем повторной преступности, составил 40 526 человек (таблица 1).

Таблица 1. Некоторые сведения о структуре осужденных к исправительным работам

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Общее количество осужденных к исправительным работам, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде

74764

74504

103211

133058

137578

из них имели судимость

по статье 105 УК РФ (% от общего числа состоявших

на учете в течение отчетного периода)

281

(0,38)

360

(0,48)

420

(0,41)

358

(0,27)

368

(0,27)

по статье 157 УК РФ (%)

27649

(36,98)

30610

(41,09)

47658

(46,18)

64799

(48,7)

68175

(49,55)

по статье 158 УК РФ (%)

16983

(22,72)

16770

(22,51)

22485

(21,79)

26846

(20,18)

26851

(19,52)

по статье 159-159.6 УК РФ (%)

1976

(2,64)

1769

(2,37)

2172

(2,1)

3017

(2,26)

3847

(2,80)

по статьям 228-228.4 УК РФ (%)

3782

(5,06)

3692

(4,96)

4743

(4,6)

6043

(4,54)

7482

(5,44)

за тяжкие и особо тяжкие преступления (%)

2713

(3,63)

3226

(4,33)

3643

(3,53)

4172

(3,14)

5412

(3,93)

Таким образом, на снижение уровня повторной преступности осужденных к исправительным работам оказало существенное влияние изменение судебной практики и, как следствие, криминогенного состава осужденных, а также целенаправленная работа уголовно-исполнительных инспекций по повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ и профилактике повторной преступности среди лиц, в отношении которых оно исполняется.

novainfo.ru

Исполнение наказания в виде исправительных работ. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций

Исполнение наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы относятся к основным видам наказания. Они установлены ст. 44, 50 УК РФ. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике.

Порядок исполнения этого наказания регламентируется в гл. 7 УИК РФ (ст. 39–46). Исправительные работы – это принудительное привлечение осужденного к труду по месту основной работы на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 12 % (ч. 1 и ч. 2 ст. 50 УК РФ). Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч.4 ст. 88 УК РФ).

Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.

Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления (ч. 1 и ч. 2 ст. 39 УИК РФ).

Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию уголовно-исполнительной инспекции (ч. 4 ст. 16 УИК РФ).

Каждый осужденный ставится на учет. Учет бывает четырех видов:

1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений;

2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение пятнадцати дней со дня постановки их на учет и др.;

3) учет осужденных, оставивших работу или уволенных с нее до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией; находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности; лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании;

4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Исполнение наказаний в виде исправительных работ — Мегаобучалка

Исправительные работы не предусматривают изоляцию осужденных от общества. В рамках процедуры контроля оно имеет свои особенности. Об этом наказании можно говорить очень долго.

Интерес вызывает тем, что такое наказание известно с 19 века и было предусмотрено в Уставе о наказаниях 1864 года. С того времени этот вид наказания содержится во всех УК и никогда не менялся по своему содержанию и целеполаганию.

Ст. 8 Устава о наказаниях говорит о том, что несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отданы на работы с заработком. Остальные лица могут быть отданы на работы с заработком по собственной просьбе. Сегодня речь идет о том, что исправительные работы появились за штрафом и осужденного нет денег, чтобы оплатить государству штраф, и он такими работами отрабатывает штраф.

Если у виновного лица материальных возможностей нет оплатить штраф, то лицо отправляют на работы, чтобы тот погасил денежное взыскание.

До сих пор это наказание применяется достаточно эффективно. Оно было единственным эффективным наказанием, которое применялось вместо лишения свободы.

Тогда изымали имущество в том объеме, как должное причинение вреда.

За весь период исправительные работы назывались по-разному в зависимости от того, какой смысл в него вкладывался.

Менялось название наказание, чтобы было понятно, о чем идет речь:

1. Обязательные общественные работы

Как могут быть обязательными общественные работы? Слово обязательные никак не связано с обязательными. Обязательные- потому что назначаются судом, а общественные- потому что не выдается плата.

Была инструкция НК Юстиции 19 декабря 1917 года.

Недостаток: не было сроков, на которые назначается и не была указана форма его отбывания.

Данный вид наказания применялся очень часто, т.к. была безработица; многие отказывались работать на новую политическую власть.

Декабрь 1917 года- в проект декрета в числе чрезвычайных мер наряду с заключением в тюрьму, конфискацией имущества и отправкой их на фронт, Ленин понимает и отправку на принудительные работы. Т.е. ставится знак равенства с отправкой в тюрьму и с принудительными работами. Например, могли отправлять миллионеров в рудники. Оттуда мало кто возвращался, т.к. наказание было изматывающее и люди были не приспособлены работать в таких условиях. Людей хватало на полгода.

2. Исправительные работы без содержания под стражей

Так получалось, что одновременно привлекались к работам лица, осужденные на очень коротки срой (например, до полугода) и туда же отправлялись осужденные, которые были приговорены к исправительным работам. И на одной площадке те, над кем осуществляется контроль и свободные.

Приняли решение- перевести всех, кто отбывает наказание в виде лишения свободы, к исправительным работам. Они считались осужденными к лишению свободы, но были на исправительных работах.

Было два вида исправительных работ:

a) По месту жительства;

b) В те места, куда отправляли НКВД.

Многие были зависимы от сотрудников НКВД. К этому времени регионы определялись главными объектами стройки. Порой наказание в виде исправительных работ было не менее тяжкое, чем лишение свободы.

Законодательство разделяло труд интеллектуальный и физический.

Людей целенаправленно определяли на объекты для выполнения конкретных работ. Этот вид исправительных работ в народе назывался «химией». Потому что как нахимичит сотрудник НКВД, так и будет. Закон не устанавливал критериев тому, куда определят осужденных. Всё оставалось на усмотрение НКВД.

Нужда в рабочих силах была очень большая. Всё это привело к тому, что осужденных, которых отправляли для отбывания наказания, стали заполнять места, которые были назначены для исправительных работ. И получилось, что не было мест для правопослушных граждан. Началась вторая волна безработицы, среди правопослушных. Потому что был циркуляр брат ь на работу в первую очередь осужденных.

Было принято решение, чтобы принимались на работу правопослушные граждане, а потом осужденные. Рабочих рук всё равно не хватало. Но урок о том, как применять наказание и в каком порядке, страна получила.

К 250-летию МГУ показывали фильм, как строили МГУ. Нужно его посмотреть. На 12 этаж подавали материал железной дорогой. На нем работало более 100 тысяч осужденных к исправительным работам.

Также, например, вручную осужденные, вырыли Волго-донской канал.

Но с осужденными вообще не считались и многие не выдерживали такого наказания.

3. Исправительно-трудовые работы

4. Исправительные работы без лишения свободы

5. Исправительные работы

 

В 22 году 65 статей предусматривали исправительные работы, в 26- 89 статьи, в 60 году- 152 статьи, сейчас- 112 статей. У людей появился капитал и можно брать у них деньги, и возмещать причинённый вред преступлением.

Данный вид наказания появился в связи с тем, что не всегда с помощью штрафа разрешали проблему возмещения вреда преступлениям.

Взаимозаменяемость видов наказания имеет место, чтобы выполнить цель наказания. Если можно выполнить разовым действие, если нет-то исправительными работами, если нет- лишением свободы.

Бывают случаи, когда потерпевший просит за оскорбление чести и достоинства 1 рубль, но есть публично-правовая сторона: поэтому, к нему можно применить, например, арест.

Наказание- это инструмент воздействия. поэтому нужно четко понимать, какое наказание будет эффективным.

Исправительные работы

Положительные стороны:

Данный вид наказания назначается только за преступления небольшой и средней тяжести сроком от двух месяцев до двух лет. Это наказание предусматривает принудительное привлечение лиц к труду.

Данный вид предусматривает срочность отбывания наказания, т.е. на данный вид наказания срок не может быть изменен. На него даже не распространяется УДО.

Данный вид наказания предусматривает контроль за поведением осужденных на работе: не до и не после.

Содержанием также является удержание из з/п осужденного на возмещение вреда, причиненного преступлением, от 5% до 20% з/п.

Остается открытом следующее обстоятельство: как бы лицо не работало, оно сможет возместить причиненный вред. Законодатель нигде не говорит о том, что если суммы будет не достаточно, чтобы возместить вред, причиненный преступлением. Тогда это либо остается за государством.

Важным элементом наказания является обязательность воспитательного воздействия на осужденного. Осужденному запрещается вести себя неправильно. Нарушения могут привести к замене наказания другим видом.

Отрицательные или карательные стороны:

1) Лицо обязано трудиться в тех местах, где ему назначат;

2) Места определяются инспекцией во взаимодействии с органами МСУ;

3) Удержание из з/п осуждённого от 5% до 20%. Суммарное удержание может быть до 70%. Например, если выплачивает пособие по содержанию детей, выплачивает кредиты, иные обязательства. Это всё в совокупности может составить не более 70%.

4) Осужденному запрещено увольняться по собственному желанию.

Для перевода осужденный у инспекции должен получить согласие и перевестись на другое место работы.

Это наказание не может назначаться всем. Исправительные работы не могут назначать инвалидам 1 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, лицам, имеющим основное место работы. Отца-одиночку также нельзя приговаривать к этому виду наказания.

Было сейчас дело в КС: имеет ли право отце-одиночка на получение пособия для детей так же, как и мать-одиночка? В стране нет перечня, сколько таких отцов есть. И не понятно, о каких деньгах идет речь.

Отработанные дни засчитываются в трудовой стаж. Нерабочие дни в стаж не засчитываются. Предусматривается ежегодный отпуск- 18 дней. Могут быть дополнительные отпуска, отпуска с временной нетрудоспособностью, отпуска по беременности и родам. Получается, что беременным женщинам предоставляется отпуск более 3-х лет. Сначала на период родов, потом женщинам, которые имеет детей в возрасте до 3-х лет наказание не назначается. И на практике поступают так, что наказание приостанавливается и потом она не возвращается уже к отбыванию наказания.

После отбывания наказания инспекция помогает в трудоустройстве вместе с органами МСУ.

Процедура отбывания наказания

Осужденный может сам прибыть к месту отбывания наказания не позднее, чем 30 дней. С этого момента на него заводится личное дело- ставят на учет. Инспекция ему объясняет условия отбывания наказания. Осужденный должен строго выполнять распорядок дня, должен появляться по требованию инспекции в установленное время. Если требования нет- то может добровольно появляться.

Осужденный должен выполнять обязательства, возложенные на него судом в рамках воспитательных мер и не допускают ни порчу имущества, ни брака в работе, не должны совершать никаких преступлений.

Учет может меняться. Есть 4 вида учета осужденных:

1. Оперативный учет- все лица, которым назначено наказание, ставятся на учет по факту поступления копии приговора суда. в течение 30 дней лицо должно приступить к работе. С 1 дня работы начинается отчет отбывание наказания. Срок считается по дням и должен быть отбын полностью.

2. Предварительный- лицо переводится с оперативного, если лицо в течение 15 суток не появилось на работе после его постановки на учет.

3. Контрольный учет: переводятся те, кто вышел на работу, отбывает наказание и в течение отбывания наказания исчез на 15 суток и от него ничего не слышно. Дается поручение оперативникам, которые его разыскивают. Его могут задержать потом на 48 часов для выяснения всех фактов. Могут вернуть, а могут заменить лишением свободы.

4. Учет разыскиваемых лиц- если осужденного не нашли, объявляется всероссийский розыск, исполнение наказание приостанавливается.

Если лицо допустит нарушение трудового законодательства, то к нему могут быть применены меры дисциплинарного характера.

Дисциплинарные проступки:

1) Неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней;

2) Неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин в течение 5 дней;

3) Появление на работе в состоянии опьянения

Эти нарушения заслуживают беседы и допуска к работе. Если лицо повторно совершает проступки, то ему выносится дисциплинарное взыскание в письменной форме. После этого любое нарушение является злостным нарушением, что может повлечь в изменению наказания на ограничение свободы, арест и лишение свободы. Практики замены почти нет.

Сегодня это наказание применяют, чтобы бороться с безработицей.

На осужденных распространяется трудовое законодательство.

Работа по совместительству:

по предыдущим исправительно-трудовому кодексу с него взыскивалось со всей суммы заработка. Сейчас осужденный может работать где угодно, сколько угодно и удержание производится только из заработка, где отбывается наказание. Из одного заработка процент удерживается, а со второго нет.

Работа по основному месту работы в случае применения исправительных работ:

по предыдущему кодексу независимо от квалификации , от уровня его отправляло МВД туда, куда само решит. После этого, как правило, люди не могли вернуться на свою работу.

Сегодня никого, кто имеет постоянное место работы, не назначают исправительные работы. Могут удерживать сумму из з/п, а могут применить другое наказание.

17.11.2011.

megaobuchalka.ru

51. Исполнение наказания в виде исправительных работ

51. Исполнение наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы относятся к основным видам наказания. Они установлены ст. 44, 50 УК РФ. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике.

Порядок исполнения этого наказания регламентируется в гл. 7 УИК РФ (ст. 39–46). Исправительные работы – это принудительное привлечение осужденного к труду по месту основной работы на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 12 % (ч. 1 и ч. 2, ст. 50 УК РФ). Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).

Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.

Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы.

Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления (ч. 1 и ч. 2, ст. 39 УИК РФ).

Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию уголовно-исполнительной инспекции (ч. 4, ст. 16 УИК РФ).

Каждый осужденный ставится на учет. Учет бывает четырех видов:

1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений;

2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение пятнадцати дней со дня постановки их на учет и др.;

3) учет осужденных, оставивших работу или уволенных с нее до истечения 15 дней со дня постановки на учет или увольнения; покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией; находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности; лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании;

4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Ст-я. 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ   Комментарий к статье 39   1. Наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. В нормативных актах не раскрывается понятие района места жительства осужденного. Ранее (до декабря 2003 г.) исправительные работы отбывались по месту работы осужденного. 2. В день поступления распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) инспекция заводит на осужденного личное дело и ставит его на учет. В этот же день инспекция направляет в суд, вынесший приговор, извещение о принятии его к исполнению. Поскольку исправительные работы назначаются лицам, не имеющим основного места работы, инспекция организует работу по трудоустройству осужденного. Осужденные должны быть направлены инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора. При трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию копию приговора и извещение, в котором разъясняются обязанности администрации организации по исполнению требований приговора суда. При необоснованном отказе организации в приеме осужденного на работу инспекция направляет информацию об этом в органы прокуратуры. В день постановки осужденного на учет инспекция направляет соответствующее сообщение в орган внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы и в военный комиссариат, если осужденный призывного возраста. 3. После получения копии приговора суда инспекция направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. В день явки в инспекцию осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за исполнением осужденным требований приговора, составляется анкета. У осужденного отбирается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за уклонение от отбывания наказания, и выдается предписание для отбывания исправительных работ. Проводится также дактилоскопирование осужденного. На каждого осужденного заводится учетная карточка, в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний, а также допущенных нарушений и принятых мер воздействия. С целью контроля за исполнением требований приговора суда администрацией организации сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев посещают место работы осужденного. В организации инспекция проверяет: правильность и своевременность перечисления удержанных сумм в бюджет; соответствие данных в расчетных сведениях фактическим; продолжительность предоставленного осужденному отпуска и наличие согласования с инспекцией; информацию о нарушениях, допущенных осужденным, и примененных к нему мер взыскания; проведение администрацией воспитательной работы с осужденным. Инспекция организует проведение с осужденным воспитательной работы, привлекая к этому общественность, трудовые коллективы по месту работы. В целях контроля за поведением осужденных сотрудники инспекции с участием сотрудников милиции не реже одного раза в квартал посещают организации, где работают осужденные, и также их место жительства. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о его приводе. По ходатайству инспекции помощь в приводе осужденного может оказать орган внутренних дел. Если осужденный скрылся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания, инспекция проводит первоначальные мероприятия по его розыску. Если в течение 30 дней местонахождение осужденного не будет установлено, инспекция передает материалы первоначальных розыскных мероприятий в орган внутренних дел.   Ст-я. 40. Условия отбывания исправительных работ   Комментарий к статье 40   1. В комментируемой статье установлены обязанности осужденных к исправительным работам. Одни обязанности связаны с осуществлением трудовой деятельности, другие - с необходимостью контроля за поведением осужденного. Осужденный обязан соблюдать установленный порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, соблюдать правила внутреннего распорядка организации. Осужденный также обязан являться по вызову в инспекцию и сообщать об изменении своего места работы и жительства. 2. Основным карательным элементом содержания наказания в виде исправительных работ являются удержания из заработной платы осужденного в установленном приговором суда размере. Удержания производит администрация организации, в которой работает осужденный, а их правильность и своевременность контролирует инспекция. 3. Осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. При обращении осужденного с письменным заявлением по вопросу увольнения с работы по собственному желанию, инспекция проверяет обоснованность причин увольнения и выносит мотивированное разрешение или отказ. Отказ в выдаче разрешения на увольнение может быть обжалован осужденным у начальника территориального органа ФСИН, в прокуратуре или суде. В соответствии с подп. "г" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя, в особенности за совершение мелкого хищения. Судебная практика исходит из того, что увольнение по данному основанию является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться независимо от применения мер уголовной или административной ответственности <1>. В этом случае администрация организации обязана уведомить инспекцию об увольнении осужденного. -------------------------------- <1> БВС РФ. 2005. N 1.   4 - 5. Осужденный обязан работать в организации, куда он направлен инспекцией, он не вправе отказаться от предложенной ему работы. Но осужденный может, по согласованию с инспекцией, трудоустроиться и самостоятельно. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней. 6. Осужденному предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Вопрос о времени предоставления отпуска согласовывается администрацией организации, в которой работает осужденный, с инспекцией. Другие виды отпусков предоставляются осужденному на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством без согласования с инспекцией. По сравнению со ст. 50 УК РФ, в УИК РФ предусмотрены дополнительные правоограничения для осужденных в виде запрета на увольнение по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и уменьшения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней. Ранее в ст. 41 УИК РФ предусматривалось, что уголовно-исполнительная инспекция может самостоятельно устанавливать дополнительные обязанности и запреты для осужденных. Теперь эта статья утратила силу.   Ст-я. 41. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.   Ст-я. 42. Исчисление срока исправительных работ   Комментарий к статье 42   1. Срок исправительных работ исчисляется в календарных месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, а фактически - в рабочих днях. Срок наказания исчисляется инспекцией на основании расчетных сведений, предоставляемых организацией, в которой работает осужденный. В каждом месяце установленного срока наказания есть определенное количество рабочих дней. Осужденный должен отработать не меньшее количество рабочих дней, чем приходится на каждый месяц срока наказания. Если осужденный не отработал указанного количества дней, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней, т.е. срок продлевается. Основанием для зачета неотработанных дней в срок наказания является предоставление отпуска и признание осужденного безработным (получение пособия по безработице). Время сверхурочных работ в срок наказания не засчитывается, поскольку из оплаты за них удержания не производятся. В срок наказания засчитывается и время содержания под стражей - один день содержания под стражей за три дня исправительных работ. 2 - 3. Началом срока отбывания наказания является день выхода осужденного на работу. В срок наказания засчитывается только то время, когда осужденный работал и из его заработной платы производились удержания, т.е. в срок наказания не засчитывается и время, когда осужденный не работал и по уважительным причинам. 4 - 5. Если в период отбывания наказания у осужденного наступило психическое расстройство или он заболел иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, осужденный (его законный представитель) может обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" (в ред. от 30 декабря 2005 г.). Ходатайство передается через инспекцию, которая направляет его в суд вместе с медицинским заключением и личным делом осужденного. Поскольку исправительные работы назначаются только трудоспособным, утрата трудоспособности во время отбывания наказания является основанием для досрочного освобождения от его отбывания. Осужденный, признанный инвалидом первой группы, может направить в суд ходатайство об освобождении от отбывания наказания, а беременная женщина - ходатайство об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Вопрос о том, подлежат ли досрочному освобождению лица, достигшие пенсионного возраста, в законодательстве не урегулирован. 5. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный (почасовой) учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (дней). 6. В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет по месту работы осужденного сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. После отработки положенного количества рабочих дней осужденный снимается с учета в инспекции и ему выдается справка об отбытии наказания. Об исполнении наказания уведомляется суд, вынесший приговор, и направляется сообщение в территориальный орган Федеральной миграционной службы и военный комиссариат по месту постоянной регистрации отбывшего наказание, если он призывного возраста.   Ст-я. 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам   Комментарий к статье 43   1. В комментируемой статье устанавливаются обязанности администрации организации, в которой работает осужденный, по исполнению требований приговора суда. Администрация организации обязана правильно и своевременно проводить удержания из зарплаты осужденного и перечислять удержанные суммы в бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и соблюдение им условий отбывания наказания. Администрация может самостоятельно в полном объеме применять к осужденному меры поощрения и взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Но поскольку некоторые нарушения трудовой дисциплины являются одновременно и нарушением порядка и условий отбывания наказания, а поощрения помогают оценить степень исправления осужденного, администрация обязана сообщать об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Администрация также обязана предварительно уведомлять уголовно-исполнительные инспекции о его увольнении или переводе на новую должность. Администрация организации привлекается инспекцией к проведению с осужденными воспитательной работы. 2. В случае несвоевременного либо неполного представления администрацией расчетных сведений инспекция предупреждает ее о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Если администрация организации не исполняет свои обязанности или не принимает меры по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для принятия мер. Злостное неᴎϲᴨолнение должностными лицами организации требований приговора суда, т.е. неᴎϲᴨолнение своих обязанностей после предупреждения инспекции или предостережения прокуратуры о недопустимости нарушения закона, сделанных в письменной форме, может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ.   Ст-я. 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам   Комментарий к статье 44   1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением администрацией организации удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции при необходимости вправе привлекать финансовые и налоговые органы. При получении расчетных сведений и платежных поручений инспекция вносит соответствующие данные в учетную карточку. 2. Удержанные суммы перечисляются в бюджет ежемесячно. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержание из заработка за сезонные (периодические) работы производится по мере начисления зарплаты. Удержания производятся со всей начисленной суммы, без учета налоговых и иных платежей, поэтому фактически общий размер всех удержаний может быть более 20% начисленной заработной платы, но не может превышать 50% причитающейся к выплате зарплаты. 3. Удержания не производятся из пенсий, социальных пособий и выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пособие по временной нетрудоспособности осужденного исчисляется из его заработной платы без учета производимых удержаний. 4. Излишне удержанные суммы (при отмене или изменении приговора суда) возвращаются осужденному. Основанием для возврата является определение надзорной инстанции об изменении или отмене приговора. 5. В случае ухудшения материального положения осужденный (или уголовно-исполнительная инспекция, или администрация организации, где осужденный работает) может обратиться с ходатайством в суд о снижении размера удержаний из заработной платы. Что, в принципе, уголовным законодательством не предусмотрено.   Ст-я. 45. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.   Ст-я. 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания   Комментарий к статье 46   1. К нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней после получения предписания из уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову или для регистрации без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Таким образом, к нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся как нарушения трудовой дисциплины, так и попытки уклониться от контроля. Другие нарушения (несообщение о смене работы или места жительства, увольнение с работы без разрешения уголовно-исполнительной инспекции) не влекут прямых правовых последствий. 2. В случае нарушения инспекция вызывает осужденного либо посещает его по месту жительства. При отсутствии уважительных причин допущенных нарушений уголовно-исполнительная инспекция выносит письменное предупреждение о возможности замены исправительных работ другим видом наказания. При необходимости инспекция может обязать осужденного до двух раз в месяц являться для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под роспись, и заполняется регистрационный лист. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного. 3. Осужденный, допустивший повторное нарушение после письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции, признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Злостно уклоняющимся также признается осужденный, скрывшийся с места жительства или местонахождение которого не известно. 4. Если осужденный скрылся с места жительства, инспекция проводит первоначальные мероприятия по его розыску: проводит опрос родственников, соседей, сослуживцев; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых. Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, скрывшийся осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. В соответствии с п. 18 ст. 397 УПК РФ данный срок может быть продлен судом до 30 суток. 5. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция вносит представление в суд о замене исправительных работ другим видом наказания. В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: в течение какого времени он не являлся на работу со дня получения предписания или по вызову инспекции, количество прогулов, появлений на работе в состоянии опьянения, количество приводов, какие меры воздействия применялись к осужденному и т.д. Представление о замене исправительных работ другим видом наказания направляется в суд в течение трех суток со дня выявления повторного нарушения, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных розыскных мероприятий. Вместе с представлением в суд направляется копия приговора и материалы первоначальных розыскных мероприятий. В этом случае для признания осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания наличие письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции не требуется. При замене исправительных работ лишением свободы неотбытая часть срока наказания исчисляется из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ). В случае отказа суда в замене исправительных работ другим видом наказания повторное представление по этому вопросу вносится после совершения осужденным нового нарушения.

 

referatwork.ru