Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике. Интеграционные интересы


Интеграционные интересы современных государств в транспортной сфере. Эффективность многостороннего сотрудничества в области транспорта в рамках международных организаций

       ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ    

             ГОСУДАРСТВ  В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах. В структуре национальных интересов РФ особое место занимают интересы в области транспорта и транспортной безопасности.

На формирование национальных интересов Российской Федерации в транспортной сфере большое влияние оказывают с одной стороны положение России в мировом сообществе и основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе, с другой - внутриполитическая обстановка в стране, задачи экономического и социального развития, непосредственно нацеленные на реализацию социально-политических и геополитических интересов и приоритетов государства.

В С. Коен в своих трудах отмечал, что идеал мирового порядка представляет собой динамическое равновесие <1>. В условиях современного развития мира такое равновесие поддерживает глобализация мировой экономики.

Сегодня ни одно государство, каким бы мощным оно не было, не может успешно функционировать и развиваться, независимо от остального мира. Успех сопутствует тем странам, которые осознанно, грамотно и динамично интегрируются в мировую экономику.

----------------------------------------------------------------------------------------------------      

<1> См.: Cohen S.D. Geography and Politics in a Divided World. New York, 1963.

Транспортный  сектор является важнейшим элементом эффективной  интеграции   страны   в  мировую экономику.

Необходимым условием успешной интеграции российской экономики в  мировую является качественное развитие транспортного  комплекса, способное обеспечить существенное повышение его конкурентоспособности, оптимальные транспортные условия для реализации внешнеторговых функций России; привести к повышению конкурентоспособности экономики, к формированию конкурентоспособных международных транспортных коридоров, обязательной характеристикой которых является международный уровень транспортной безопасности.

В свою очередь, в достижении указанного равномерного баланса важная роль принадлежит транспортным коммуникациям. Современные интеграционные процессы государств  в едином экономическом пространстве призваны способствовать усилению  транспортной составляющей  в достижении мирового экономического равномерного баланса.

Значимость  мировых  транспортных  коммуникаций в XXI веке превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства. Еще Д.И.Менделеев говорил о том, что стратегические и геополитические интересы России будут основаны на связующей роли между Западной Европой и Америкой, с одной стороны, Японией и Китаем - с другой.

Конкуренция в мировой экономике нарастает и обостряется, в том числе, в транспортной сфере. Ряд стран с высокоразвитой экономикой пытаются вытеснить Россию с традиционных транспортных рынков и отсечь от новых. Возникла ситуация, когда Россия просто обязана использовать свои огромные преимущества, которые дает уникальное расположение ее территории на Евразийском континенте. При этом, следует учитывать то обстоятельство, что по территории России пролегает кратчайший путь между двумя континентами.

Необходимо дальнейшее развитие интеграционных процессов в деятельности государств мира, в совершенствовании международно-правовых основ регулирования их транспортной деятельности, достижение глобального консенсуса и партнерства в рамках  всего мирового сообщества.

В настоящее время обсуждается создание международной структуры (объединяющей государства мира), обладающей необходимыми правовыми инструментами, которые могли бы обеспечить эффективность транспортной деятельности государств в глобальном масштабе. При этом предполагается, что   государства (с учетом согласованности своих национальных интересов) могут передать часть своих функций наднациональным структурам.

Так, например, государства мира не обладают суверенными правами на объекты, признанные в качестве общего наследия человечества (в частности, морского дна). В результате, возникла необходимость создания специального органа. Мировая наука предлагает аналогично решить вопрос функционирования подобного единого органа в отношении международной транспортной деятельности государств и определить его положениями Всеобщей транспортной конвенции (ВТК). Систематизированные нормы данного международно-правового акта могли бы регулировать разнообразные транспортные правоотношения государств. Такие принципы и нормы в соответствии с положениями ВТК устанавливали бы правила и процедуры международного органа по регулированию транспортной деятельности государств, способствовали бы формированию и развитию нового правопорядка в данной области.

Огромную роль в осуществлении интеграционных процессов в области

vunivere.ru

Интеграционный процесс в современных условиях(новые подходы)

Теоретическое осмысление развития современной мировой политики предполагает выработку организационных форм наиболее точно соответствующих глобальным общественным запросам. Современное развитие можно представить в виде глобального управления, когда происходит наднациональное вмешательство в общественное развитие. Агентами глобального управления выступают правительства, международные организации, неправительственные объединения, транснациональные корпорации. При этом, принимаемые решения должны восприниматься в качестве легитимных для большинства тех, кого они затрагивают.

Одной из главных тенденций современного международного развития являются интеграционные процессы. По масштабам и уровням современные объединительные процессы, т.е. интеграцию, подразделяют на глобальный, региональный, субрегиональный. Различные этапы или уровни интеграции являются полными, когда они доводятся до формирования единой политической общности. Политический аспект интеграции является, скорее, идеальным типом и фактически в реальной практике пока не существует. И все же основная суть интеграционного политического процесса, его главная тенденция ведет к выходу за рамки простой координации внешних политик и постепенной передаче части суверенитета новым структурам.

Таким образом, в современных интеграционных процессах можно вьщелить два основных направления формирования региональных групп. Во-первых, эти процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между определенными странами, при этом динамика этих процессов значительно опережает взаимодействия с другими странами. Эта тенденция, по нашему мнению, объективно способствует расширению каналов политических коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает к интеграционным инициативам в политической сфере.

Во-вторых, региональные объединения возникают в результате политических усилий, которые могут не всегда опираться и учитывать географические или исторические особенности.

Известно, что практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако, лишь во второй половине XX столетия межгосударственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано, прежде всего, с интенсификацией сотрудничества, расширением его сфер и развитием действительно интеграционных процессов, которые потребовали создания межгосударственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотрудничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодействия, иными словами — институциализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с развитием межправительственных организаций (МПО), которые предполагают формирование межгосударственных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с двух точек зрения: как процесс и как результат взаимодействия государств.

Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего — наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Развитие мира конца XX - начала XXI вв. привело к усилению международных контактов, взаимозависимости мира, особенно в экономической области, что способствует интеграционным процессам и созданию различного рода межправительственных организаций. С этой взаимозависимостью тесно связан рост глобальных проблем, для решения которых также нужны согласованные действия различных государств.

Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку. На примере Европейского союза можно проследить, что если первоначально членами европейского сообщества были 3 «малых» и 3 «больших» государства, с 1973 г. — 5 «малых» и 4 «больших», в 1980-е годы — соответственно, 8 и 4, а с 1995 г. — 11 «малых» и 4 «больших», то среди признанных в качестве кандидатов в ЕС еще 11 стран все являются «малыми», за исключением Польши, которая рассматривается как среднее. Государство, вступая в международную организацию, формально теряет ряд функций, но одновременно приобретает дополнительно рад других, что оказывается особенно важным для «малых» государств. Эту тенденцию отметил Президент PK Н.А.Назарбаев, заявивший о усилении роли среднеразмерных государств. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем вызвал необходимость добиваться принятия глобальных стратегических решений на консенсусной основе, где должен звучат голос и средних стран [1].

Мировое сообщество столкнулось с острейшими глобальными проблемами, затрагивающими самые основы его существования. Быстрые качественные преобразования претерпевает социальная структура современных обществ, кардинально меняется весь образ жизни людей, их сознание, психология. Впервые в истории человечества общечеловеческие ценности приобретают приоритет над социально-классовыми и национально-государственными. Происходят фундаментальная и часто мучительная переоценка ценностей, переосмысление сущности и критериев общественного прогресса и интеграции.

Политологические концепции интеграции, в основном, были связаны с тремя крупными течениями политической мысли - федерализмом, функционализмом и коммуникационной школой.

Сторонники федерализма видели цель интеграции в создании федеративного по внутреннему устройству государства. В рамках данного направления возникло два течения: классический федерализм и неофедерализм.

Американский политолог А.Гамильтон и британские ученые К.Уэйр и Р.Уотс считали, что федерация осуществима, когда будет созван международный форум (конференция) и между полномочными представителями национальных государств произойдет добровольная договоренность, т.е. "конституционная революция".

Последователи неофедералистской модели интеграции считали, что этот процесс более глубоко этапизирован и учитывает разнообразные социальные факторы. Крупнейшим представителем этого направления является американский политолог А.Этциони, опирающийся, преимущественно, в своей концепции на структурно-функциональный подход Т.Парсонса и Р.Мертона. Основной целью межгосударственной интеграции, по Этциони, является создание "политического сообщества" [2].

Функционалистская модель интеграции исходила из разнообразных связей между государствами. Основатели данной школы Д.Митрани и А.Ююуд считали, что эффективная интеграция возможна при создании многочисленных функциональных неправительственных международных , организаций [3].

Отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон. Партнерство предполагает иное качество и наполнение взаимоотношений, нежели традиционное межгосударственное сотрудничество, для которого достаточно совпадения прагматических интересов

В конце 80-х-начале 90-х годов обозначились новые тенденции в развитии европейской интеграции в сфере экономики и финансов, торговли, культуры, образования, внешней политики и политики безопасности.

И все же это не означает, что федерализм с самого начала являлся концептуальной базой европейской интеграции. В начале этого процесса теоретически были возможны три пути:

  • наиболее традиционньгй - сотрудничество в рамках союзов или ассоциаций между государствами, скггающимися суверенными и независимыми;
  • наиболее смелый - федерация, учреждающая в ряде областей единую наднациональную политическую власть;
  • наиболее оригинальный - функциональная интеграция, дающая возможность общих действий в рамках специализированных институтов. На практике первый путь оказался необходимым и полезным, но недостаточным, второй - нереализуемым. Поэтому процесс интеграции пошел по пути развития функциональной модели, позволяющей выйти за рамки простого сотрудничества и подготовить условия для возможной федерации,

В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении — он может быть «заторможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интеграция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. Именно политическая сфера оказывается наиболее сложной и болезненной в процессе интеграции, что видно на примере ЕС, где вопрос об Общей внешней политике и политике безопасности (англ.: Common Foreign and Security Policy, CFSP) был зафиксирован в документах Маастрихтского договора, подписанного в 1992 г. До сих пор эта область в ЕС остается менее разработанной, чем другие, хотя в последние годы здесь намечаются значительные сдвиги.

Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политические различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практике нередко оказывается наоборот — не техническое и эконо

articlekz.com

Интеграция интересов организации и сотрудников

Количество просмотров публикации Интеграция интересов организации и сотрудников - 468

Внутренняя способность выживания

В случае если на предприятиях с ориентацией на власть немногие пробивные люди имеют шанс проложить себе путь наверх, то обычные сотрудники на таких предприятиях чувствуют себя в меньшей безо­пасности. Организации, ориентирующиеся на власть, чувствуют себя особенно сильными тогда, когда ситуация делает сотрудников слабыми: и вынуждает их принимать даже плохие предложения, чтобы не оказаться на улице. По этой причинœе подобный тип организаций имеет широкое распространение в развивающихся странах.

Внутренняя способность выживания в организациях, ориентирующихся на власть, уменьшается еще и потому, что требуется чересчур много энергии для контроля над сотрудниками и удержания их в постоянном страхе. В этом делœе во многом полагаются на вознаграждения и штрафы, совершается большое количество манипуляций для выражения показной уступчивости и лояльности. При этом там, где нет контроля, возникают скрытые и открытые мятежи.

При ролевой ориентации с ее сверхрегламентацией действий принцип разделœения труда редко торжествует. Не всœе сотрудники, однажды привыкшие к этим формам труда, испытывают благодарность за то, что их рабочие места хотят "гуманизировать", "очеловечить".

Как на предприятиях, ориентирующихся на власть, так и на предприятиях ролевой ориентации у сотрудников очень мало возможностей предложить себя, развить инициативу и принять самостоя­тельное решение. В тех обществах, в которых для сотрудников является достаточным экономически выжить, такое положение вещей приемлемо. В обществах с изобилием, напротив, ведется поиск большого количества возможностей для самовыражения в профессии. В этом случае удовлетворения только экономических мотивов уже недостаточно, даже если и существуют такие люди, которым необходимы эти обычные стимулы, так как они притязательны и испытывают в себе неуверенность, зависимость.

Для организаций проблемной ориентации трудности возникают тогда, когда на фоне общего развития значительно устаревают знания и умения сотрудников. Тогда руководители организации надеются на то, что эти сотрудники уступят свое место людям с более высокой квалификацией.

Сотруднику противостоят следующие интересы организации.

1. Эффективная реакция на изменения в ближайшем окружении, представляющие угрозу и опасность.

2. Сдерживание быстрых изменений.

3. Внутренняя интеграция и координация всœех усилий, направленных на достижение целœей организации, включая готовность подчинить личные интересы интересам организации.

Организации противостоят следующие интересы сотрудников:

1. Гарантия от экономических, политических и психологических неудач.

2. Возможность предложить себя для достижения целœей, которые имеют какое-то значение для отдельной личности.

3. Преследование личных целœей, связанных с ростом и совершенствованием, даже если они находятся в противоречии с требованиями организации на данный момент времени.

referatwork.ru

Национальные экономические интересы России и процессы интеграции и дезинтеграции в мировой экономике

Введение 

Говоря о национальных экономических интересах России, следует отметить, что в современной глобализированной экономике они проявляются  в форме достижения ряда первоочередных для государства целей, таких как:

-        увеличение ВВП РФ за счет повышения промышленного производства и эффективности сельского хозяйства;

-        приспособление финансовой системы России к условиям мировой экономики, в том числе в части привлечения инвестиций;

-        изменение структуры внешней торговли в сторону экспорта готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

-        увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства.

Априорно отметим, что достижение данных целей, во многом раскрывающих собой национальные  экономические интересы, в сложившихся условиях мирового хозяйства, характеризующегося переплетением и углублением хозяйственных связей, возможно на основе реализации собственных интересов в комбинаторике или в нахождении компромисса с другими участниками международного товарообменного процесса.

Эти обстоятельства подразумевают необходимость участия в интеграционных объединениях, возникающих на кратковременной или долгосрочной основе, поскольку отстаивание собственных экономических интересов может быть достаточно эффективно достигнуто в рамках конкурентной кооперации между странами, когда конкурирующие экономики учитывают интересы друг друга и гармонизируют между собой собственные хозяйственные системы для нахождения оптимума в поиске общих искомых преимуществ во взаимоотношении с другими странами или их объединениями.

Наряду с интеграционными тенденциями в современной мировой экономике наблюдаются и дезинтеграционные процессы. Эти процессы сложные и многослойные. Они проявляются в рамках хозяйственного сотрудничества между интегрированными в одну хозяйственную систему странами (по сути, представляющую собой единый, пусть и разнородный, хозяйственный организм). Примером таких процессов может служить Европейский союз, в котором сложился надгосударственный аппарат управления и главенство общих интересов над частными и вместе с тем звучат призывы по выходу из еврозоны части его членов или их несогласия с общей политикой, проводимой Европейским союзом, то есть имеют место тенденции превалирования национальных экономических и иных интересов над надциональными в рамках данного устойчивого объединения, что и свидетельствует том, что дезинтеграция сосуществует в некоем симбиозе с интеграцией [2].

Другим вариантом достижения собственных национальных экономических интересов в системе мирового хозяйства может быть вариант жесткого конкурентного противостояния, в котором ставится цель приумножения собственных выгод практически любой ценой, без учета мнения контрагента по межгосударственному взаимодействию. Важным обстоятельством выступает следующее: в таком конкурентном противостоянии, выходящем за рамки только экономической проблематики, страны могут в определенные дискретные временные промежутки сотрудничать, когда это представляется им выгодным или не имеет внятной альтернативы. Однако это не мешает им в попытке достижения собственных экономических и иных интересов стремиться к практически полному вытеснению «неугодного» им по разным причинам партнера с ведущих торгово-экономических площадок под любыми благовидными предлогами.

Примером подобного осуществления межгосударственного взаимодействия в рамках достижения собственных интересов, пренебрегая мнением партнеров, могут быть реализованные санкционные инициативы США и Европейского союза применительно к России.

Получается, что данные экономические системы интегрируются с Россией по тем вопросам, которые им выгодны в конкретный период хозяйствования (космические программы, бурение на шельфе и т.д.), но проявляют тенденции к дезинтеграции во взаимодействии по другим направлениям под любым, в том числе политическим предлогом, когда это представляется им необходимым для получения ряда преимуществ в обозримой перспективе.

Следует отметить, что описанный первый вариант конкурентной кооперации основан на сосуществовании национальных экономик на консенсусной основе, то есть в процессе взаимодействия изначально положен компромисс двух или более взаимодействующих сторон, уважающих экономические интересы друг друга. Это предполагает определенную комплиментарность участников товарообменных процессов, которая проявляется в данном случае на уровне взаимодействия государств, ищущих пути достижения собственных экономических интересов [3].

Следующий вариант осуществления согласованности между взаимодействующими сторонами характеризуется отсутствием комплиментарности и, как следствие, нацеленностью на максимальное достижение собственных экономических интересов, без принятия компромиссных решений настолько, насколько это позволяет сделать сложившаяся (в том числе политическая) ситуация.

Прослеживая проблематику стремления России в достижении своих экономических интересов, следует отметить такой важный рубеж интеграционного взаимодействия РФ с мировым экономическим сообществом, как вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между РФ, Белоруссией, Казахстаном и Арменией.

Характеризуя факт вступления России в ВТО, следует указать, что данная мера по интеграции и сближению несет в себе определенные риски для экономического состояния государства и отдельных отраслей его экономики, что может препятствовать реализации собственных национальных экономических интересов [6].

Тем не менее, участие в этом интегрированном объединении несет в себе определенный потенциал, связанный с входом в унифицированное правовое пространство, возможным обеспечением условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки, получения режима наибольшего благоприятствования для экспортируемых и импортируемых товаров, а также, в идеале, улучшением имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [7].

Однако, наряду с этим, как было отмечено, проявляется дезинтеграционная тенденция, связанная с попыткой вытеснения России с ведущих мировых площадок в виде санкций, введенных Евросоюзом и США. Данные санкционные меры противоречат правилам международной торговли и пренебрегают правилами ВТО, созданной для либерализации торговой деятельности [5].

Получается, что в интегрированной мировой экономике прослеживается тренд на «выдавливание» России как одного из ведущих «игроков» на мировой экономической арене из ряда отраслей. Так, под влиянием санкций оказались российские государственные банки, нефтяная промышленность, финансовые и фондовые рынки и т.д., соответственно в долгосрочной перспективе России грозит снижение национальной конкурентоспособности.

Следовательно, можно отметить, что эти дезинтеграционные меры по отношению к России предпринимаются рядом государств для достижения собственных национальных экономических интересов.

Однако в долгосрочной перспективе представляется, что интеграционные инициативы России в виде вступления во Всемирную торговую организацию дадут для нее положительный результат и будут  способствовать обеспечению ее национальных экономических интересов на международных рынках. Произойти это может после разрешения проявившегося кризиса в политическом диалоге между Россией и ее западными партнерами, выступившего формальным поводом для дезинтеграции в хозяйственных взаимоотношениях и вытеснения РФ с ведущих мировых площадок.

В отмеченной непростой ситуации в мировой экономике для реализации национальных экономических интересов России приоритетным направлением представляется создание Евразийского экономического союза. Основой интеграции в данном объединении является, по сути, идея выживания и сближения экономических потенциалов для повышения общей конкурентоспособности интегрируемых национальных экономик.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС)- международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Следует указать, что в ЕАЭС предусматривается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [4].

В настоящее время государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Армения (с 2 января 2015 г.) и Российская Федерация, в процессе вступления находится Киргизия.

На территории формирования Евразийского экономического союза предусмотрены единые таможенные условия, что необходимо для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, которые призваны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В числе декларируемых целей формирования Евразийского экономического союза заявлены:

-        общий рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

-        условия стабильного развития экономики и уровня жизни населения интегрированных стран;

-        создание единой транспортной, энергетической и информационной систем;

-        согласование налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенно-тарифной политик;

-        общая система государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики и конкурентной кооперации.

Представляется, что данное объединение олицетворяет собой вариант достижения национальных экономических интересов на основе симбиоза хозяйственных систем стран-участниц, поскольку  главным принципом евразийской экономической интеграции является достижение выгоды всеми странами объединения вне зависимости от их экономического потенциала [1].

Так, в рамках данного интеграционного процесса могут активно функционировать децентрализованные агентства, созданные для решения отдельных задач в сферах совместной компетенции национальных и наднациональных органов, для повышения общей эффективности интеграционного процесса [8], поскольку данные структуры смогут осуществлять работу по конкретным проектам, ведущимся в интересах всех участников ЕАЭС.

Несмотря на значение данного интеграционного объединения для достижения национальных экономических интересов России на современном этапе, следует отметить, что и в нем могут возникать различные «очаги напряженности» и попытки дезинтеграции по причине преследования собственных интересов национальных элит, которые могут идти в разрез с общими хозяйственными интересами. Тем не менее, представляется, что в рамках Евразийского экономического союза подобные противоречия могут быть сглажены на основании поиска компромиссных решений.

Заключение

Национальные экономические интересы России в рамках ее межстрановых контактов на мировой арене могут относительно эффективно реализовываться за счет интеграционного взаимодействия с другими государствами.

В современном мировом хозяйстве интеграционные процессы переплетаются с дезинтеграционными, что предполагает необходимость учета данного факта, а также постоянного поиска баланса взаимоотношений, в идеале, на основе взаимного компромисса для рационализации пути достижения национальных интересов.

Представляется, что в настоящее время проявившийся дезинтеграционный тренд в хозяйственных отношениях России и ее западных партнеров может быть частично нивелирован за счет интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза для достижения ее экономических интересов.

creativeconomy.ru

Факторы интеграции и основные тенденции интеграции. Интеграция и глобализация

Человечество перешагнуло рубеж в двадцать первое столетие.

Два последних тысячелетия были эпохами войн и революций, которые не принесли для человечества ни­чего, кроме вражды, болезней, разрушений и раздора как между народами, так и между странами и государ­ствами. Новое столетие и новое тысячелетие должны в корне изменить эти отношения. Новое столетие и новое тысячелетие должны стать эпохой интеграции народов, стран, континентов, глобализации экономики и гло­бализацией во всех сферах жизни человека, для того чтобы избежать войн, революций, проявлений вражды и расизма между народами. Основная идея данной статьи заключена в следующем тезисе: “Двадцать первый век это век интеграции и глобализации”.

Интеграция - это естественный процесс. Ин­теграция означает сближение, слияние, объеди­нение частей, участвующих в интеграционном процессе, но при сохранении их идентичности. Поскольку речь идет о всемирной интеграции, то следует отметить, что она основывается на развитии мирового производства, мирового рынка, коммуникаций, особенно транспорта и косми­ческих связей. Предваряя мои рассуждения об интеграции, сразу скажу, что мои более ранние утверждения остаются неизменными в той ча­сти, которые относятся к определению интегра­ции. Всемирная интеграция не происходит сама по себе, она опирается на интеграционные про­цессы, которые протекают в регионах. Процесс региональной интеграции уже имеет место в ряде районов земного шара. Можно указать на европейскую интеграцию, на интеграцию стран Юго-Восточной Азии, на интеграцию стран Аф­рики, на интеграцию стран арабского мира, на интеграцию стран Северной Америки.

Рост интеграционных процессов, региональ­ных или мировых говорит о том, что это есте­ственный процесс. Интеграция региональная или мировая означает сближение людей, наро­дов, стран, единое целое при сохранении их на­циональной идентичности.

В течение многих столетий народы мира жили в условиях автаркии, замкнутости, изоля­ции друг от друга, без больших связей между со­бой, в отсутствие знаний друг о друге. Автаркия вела к отсталости целых народов, стран, конти­нентов, тогда как сближение, укрепление связей между народами, открытость между ними вела и ведет к успеху, к большому прогрессу, к раз­витию экономики, культуры, искусства, к увели­чению знаний и т.д. Поэтому автаркия и интегра­ция это понятия не совместимые, они антиподы. Вместо автаркии народы могут и должны про­водить политику интеграции в региональном и мировом масштабе. А это означает открытость. Открытость границ, не политических, а эконо­мических, открытость национального рынка для свободного продвижения товаров, капитала, ус­луг и лиц, открытость общества для свободного обмена идеями, достижениями науки, культуры, искусства и языка, в области обычаев, нравов и традиций национальной кулинарии. Только при соблюдении этих условий можно говорить об интеграции.

Интеграция - это явление сложное. Для ее реализации необходимо время, доброволь­ность, терпение, компромисс. Иными словами, для проведения интеграции необходимо подго­товить сознание народов к интеграции. Все эти условия необходимо соблюдать, так как в рамках интеграционного процесса стоит вопрос о самом главном, а именно о суверенитете народа, точнее, о государственном суверенитете. Существуют множество факторов, влияющих на интеграцию регионального и мирового масштаба. И среди них, прежде всего, надо отметить производство. Производство в современном мире настолько разрослось, что оно выходит уже за пределы на­циональных, политических границ. Националь­ные, политические границы становятся тесными для современного производства.

Яркой иллюстрацией этому может служить деятельность Транснациональных корпораций. ТНК - это результат развития современного мирового производства. Деятельность ТНК, особенно их дочерних компаний во многих ре­гионах земного шара сейчас внимательно ана­лизируется, изучается их положительный и не­гативный опыт. Что касается положительного опыта, то речь здесь идет о том, что дочерние компании, выпуская производство на местах, создают дополнительные рабочие места, и тем самым содействуют решению проблемы безра­ботицы. Что касается негативных сторон дея­тельности ТНК, то главный вопрос в том, созда­ют ли, помогают ли, содействуют ли дочерние предприятия Транснациональных корпораций росту экономики, производства, новых отрас­лей на местах, где действуют и работают ТНК. Ясно одно, что Транснациональные корпорации - это яркий пример развития современного про­изводства, и их деятельность, их разветвлен­ность связывает между собой различные регио­ны земного шара. Поэтому Транснациональные корпорации - это яркий пример того, как произ­водство влияет на интеграцию регионального и мирового масштаба.

Другим фактором, влияющим на интеграцию регионального и мирового масштаба, является рынок. Современный национальный рынок стал очень узким для производства, и оно ищет но­вые рынки для своей продукции. Эти рынки, со­временное производство находит на территории соседних стран, или на территории отдаленных стран различных регионов земного шара. На рынке сталкивается продукция различных стран, и в конкурентной борьбе побеждает продукция той страны, которая в качественном, количе­ственном отношении и по цене представляет преимущества в сравнении с продукцией других стран. Те страны, которые поигрывают в конку­рентной борьбе по тем или иным видам продук­ции, должны технологически улучшить качество своей продукции, сделать ее более дешевой, или же, создавать нечто новое, что не произво­дят другие, для того чтобы занять свое место на региональном или мировом рынке. Кроме того, ясно, что та или иная страна не имеет возмож­ности создавать все отрасли производства, для этого у страны не хватает капитала.

Отсюда страна нуждается в притоке ино­странного капитала, для того чтобы развивать новые отрасли производства, современные, как в техническом, так и технологическом отношени­ях. Так или иначе, рынок из национальных мас­штабов перерастает в региональные или даже мировые масштабы, и рынок становится, таким образом, тем фактором, который во многом спо­собствует интеграционному процессу в регио­нальном или мировом масштабе.

Следующим фактором, влияющим на про­цессы интеграции регионального и мирового масштаба, является наличие полезных ископа­емых, промышленного сырья, особенно энер­гетического сырья. Природа так распределила, что полезные ископаемые находятся, как раньше говорили, в районах третьего мира, в развиваю­щихся странах Азии, Африки и Латинской Аме­рики.

Наличие в регионах развивающихся стран полезных ископаемых, прежде всего энергетиче­ского сырья, во многом способствует сближению между развитыми странами, индустриально раз­витыми странами и развивающимися странами. Конечно, здесь есть масса недоразумений, мас­са недовольств в отношениях между индустри­ально развитыми странами и развивающимися странами, ибо цены на готовую промышленную продукцию довольно высокие, тогда как цены на энергетическое сырье довольно низкие. Но в последнее время складывается очень интересная картина. Когда страны, владеющие в особенно­сти энергетическим сырьем, нефтью и газом, на­чинают диктовать свои условия развитым стра­нам, устанавливать цены на нефть и на газ таким образом, чтобы они не понижались до опреде­ленного уровня с тем, чтобы не уменьшался при­ток долларов, приток иностранного капитала в экономику стран, владеющих энергетическим сырьем. Именно они сейчас диктуют свои усло­вия развитым странам.

Таким образом, происходит сближение между развитыми странами и развивающимися странами. Между развитыми странами и разви­вающимися странами существует тесная диа­лектическая связь. Страны, имеющие нефтяные запасы, не могут до бесконечности повышать цены на свою продукцию, ибо это может при­вести к удорожанию промышленной продукции, производимой в этих странах. А это может при­вести к сокращению потребления, а сокращение потребления промышленной продукции ведет к сокращению рабочих мест, к безработице, к понижению уровня производства, что, в конеч­ном счете, может отразиться и на производстве нефти в развивающихся странах. Они могут на­сытить мировой рынок нефтепродукции и цены резко упадут, и эти страны ничего, в конечном счете, не выиграют. Такова диалектическая связь в области энергетического сырья между разви­тыми странами и развивающимися странами. Таким образом, взаимосвязь между развитыми странами и развивающимися странами, взаимо­зависимость в области энергетического сырья очень велика, и это является одним из важней­ших факторов интеграции в региональном и ми­ровом масштабе.

Важным фактором, влияющим на интегра­цию, является экология. Экология стала важным элементом международных отношений, предме­том международных дипломатических перегово­ров, важной связью между народами и странами земного шара. Если происходят катаклизмы в одном регионе земного шара, то они немедленно отражаются в других частях мира. Ни одна стра­на сама по себе не может решать экологические проблемы, для этого требуется усилие многих и многих стран региона и целого мира. На по­следних мировых конференциях, посвященных экологии, обсуждались, в частности, проблемы, вызванные глобальным потеплением планеты. Для их решения требуется объединение усилий как развитых стран, так и развивающихся стран.

Нельзя и

articlekz.com

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Практика межгосударственного сотрудничества существует давно. Однако лишь во второй половине XX столетия межгосудар­ственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано прежде всего с интенсификацией со­трудничества, расширением его сфер и развитием действительно ин­теграционных процессов, которые потребовали создания межгосудар­ственных образований и институтов. Поэтому еще одним важным моментом, характеризующим интеграцию, является не просто сотруд­ничество, а создание механизмов межгосударственного взаимодей­ствия, иными словами — институциализация сотрудничества. В этом плане интеграция, во-первых, самым тесным образом связана с разви­тием МПО, которые предполагают формирование межгосударствен­ных механизмов принятия решений. Через совместные институты осуществляются интеграционные процессы. Во-вторых, интеграция рассматривается с двух точек зрения: как процесс и как результат вза­имодействия государств.

Другим важным моментом при анализе интеграции является то, что этот процесс подразумевает сотрудничество между государствами в различных сферах, областях и формах. При этом, как отмечает К. Воронов, сотрудничество и интеграция могут идти «вширь», в результате увеличения числа участников процесса, а также «вглубь», путем интенсификации взаимодействия в различных сферах среди тех же участников.

Что побуждает государства к интеграции?Прежде всего — нали­чие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Развитие мира конца XX — нача­ла XXI в. привело к усилению международных контактов, взаимоза­висимости мира, особенно в экономической области, что способствует интеграционным процессам и созданию различного рода МПО. С этой взаимозависимостью тесно связан рост глобальных проблем, для ре­шения которых также нужны согласованные действия различных го­сударств.

Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процес­сам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объе­диненными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.

Что же представляет собой интеграция? Реалистская школа склонна рассматривать интеграционные процессы и деятельность международных организаций как некий суммарный продукт взаимодействия государств, который принципиально не выходит за рамки их внешней политики. Иными словами, появление и развитие МПО, согласно этой точке зрения, принципиально не изменили характер международных отношений.

Иной, отличный от реализма, подход к интеграции и междуна­родным организациям сформировался в рамках либеральной тради­ции, где эти вопросы получили наибольшее развитие. В них МПО выступают качественно новыми образованиями. Теоретическое осмыс­ление интеграционных процессов начинается с середины XX столе­тия и связано главным образом с либеральной традицией, в рамках которой сложились две теоретические школы (два подхода): функци­онализм (неофункционализм) и федерализм.

Отцом функционализма считается британский социолог Д. Митрани, который в 1943 г. опубликовал работу, получившую в русском варианте название «Мир и функциональное развитие международной организации». В ней проанализированы причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделан вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Митрани делает акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической интеграции, которая должна быть изначально. Он сам, а за ним « его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.

Первоначально функционализм не был связан с анализом того, Как развиваются ТНК, сосредоточив внимание на межгосударствен­ном взаимодействии. Однако впоследствии ряд исследователей при­шел к выводу, что деятельность ТНК, которая нередко ведет к эконо­мической интеграции различных государств, развивалась фактически согласно логике функционализма. Представители ТНК часто воспринимают мир целостно и видят себя космополитами. Все это способствует, согласно точке зрения функционалистов, размыванию национальных границ и созданию единой экономической культуры, результате чего политика государств все больше становится одновременно и внутренней и внешней.

До недавнего времени процесс интеграции рассматривался как прохождение строго по восходящей пяти ступеней:

1) создание зоны свободной торговли;

2) образование таможенного союза;

3) формирование общего (единого) рынка, который предусматривает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала;

4) организация экономического и валютного союза;

5)переход к политической интеграции и созданию единых поли­тических институтов.

В последнее время к данной схеме интеграции стали относиться более осторожно, имея в виду, что этот процесс, во-первых, далеко не обязательно идет в поступательном направлении — он может быть «за­торможен» на том или ином этапе; во-вторых, экономическая интегра­ция не всегда приводит к политической, как многие полагали ранее, выделяя пятую ступень. В-третьих, вызывает сомнение, что европей­ский опыт, на основе которого выделялись эти стадии, является уни­версальным.

Все эти моменты отмечаются оппонентами функционализма. Подвергается критике и тезис функционалистов о том, что политиче­ские различия исчезнут по мере развития сотрудничества. На практи­ке нередко оказывается наоборот — не техническое и экономическое сотрудничество влияет на политику, а политическое решение ведет к развитию или сворачиванию сотрудничества в той или иной облас­ти. Например, именно по политическим соображениям США в свое время покинули специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Представители федерализма — школы, противоположной пре­дыдущей, — напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным обра­зованиям изначально. Для этого направления характерен особый ак­цент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов наоборот — «сверху вниз».

Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли, в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П.А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».

В рамках федерализма активно развивались одно время идеи «ми­рового правительства», которое должно было бы объединить людей в общее государство. Представления о «мировом правительстве» встретили жесткое сопротивление со стороны различного рода исследователей и политиков, которые подчеркивали необходимость сохранения национальной и государственной принадлежности. В дальнейшем появилось множество работ, в которых показывалась несостоятельность, по крайней мере в ближайшем будущем, реализации этой идеи.

Под воздействием федерализма функционализм получил даль­нейшее развитие и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках фун­кционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они — по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, — способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процес­сам и подталкивают участников к дальнейшему объединению в сфере экономики.

Интеграционные процессы проходят не просто. Несмотря на вза­имную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере ока­зывается большим, чем других. Имеет значение и неоднородность ин­тересов различных групп внутри интегрирующихся стран. Кто-то выигрывает от интеграции в большей степени, поэтому заинтересован В ней, в то время как другие слои населения или группы оказываются в проигрыше. Последние выступают против интеграционных процес­сов и оказывают давление на правительственные структуры.

Существуют и другие издержки интеграции. Как и в ситуации г глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х гг. Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.

Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции — функционализмом, неофункционализмом, федерализмом — обсуждать вопросы и соответственно предлагать теоретические схемы, вязанные с ограничением интеграционных процессов.

Одновременно существуют процессы, ведущие к противополож­им по сравнению с интеграцией результатам — распаду государств ли межгосударственных образований, которые описываются в литературе как дезинтеграция. Необходимо подчеркнуть, что оба понятия «интеграция» и «дезинтеграция», относятся прежде всего межгосударственным отношениям. Так, когда произошел распад СССР, на месте которого в 1991 г. образовались 15 новых государств, спались и некоторые международные организации, где Советский союз играл ключевую роль (в частности, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского договора). Произошел распад в 1990-е гг. и таких государств, как Югославия и Чехословакия. Первом случае дезинтеграция прошла болезненно, с целым рядом вооруженных конфликтов; во втором — мягко, получив название бар­хатного развода.

Отношения между интеграционными и дезинтеграционными про­цессами следует, скорее, рассматривать аналогично существующим между глобализацией и регионализацией. Однако в целом вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически не разработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате сами тренды развития оказываются плохо сравнимыми.

В последние годы процессы интеграции интенсивно шли в различных регионах мира — в Северной Америке, в частности в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), в Азии — в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Однако наибольшей степени развития они достигли на Европейском континенте в рамках ЕС. Правда, основные дискуссии в странах ЕС идут как раз по поводу того, как далеко может и должна «зайти» ин­теграция: что должно оставаться в ведении национального государства, а что — входить в компетенцию наднациональных образований.

Процесс европейской интеграции выстраивался постепенно. Идеи объединения Европы для предотвращения новых войн высказывались еще во время Второй мировой войны. После ее окончания одним из активных сторонников интеграционных процессов в Европе был министр иностранных дел Франции Р. Шуман, который совместно с другим французским автором, политологом Ж. Монне, во многом заложил концептуальные основы будущего развития Европы. Первым практическим шагом было создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), призванного координировать и стимулировать экономическое развитие шести европейских стран Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Усилия этих стран были направлены на облегчение торговли углем и сталью внутри «шестерки».

Следующий этап в развитии европейской интеграции связан с Римским договором 1957 г., когда те же шесть государств решили перенести принципы сотрудничества, которые были заложены ранее, на иную сферу — атомную энергетику — и образовали Европейское сообщество по атомной энергии. Создано было также Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), получившее название «Общий рынок». Сформировалась зона свободной торговли, где были сняты тарифы и ограничения на передвижение товаров внутри границ ЕЭС. ЕОУС Евратом и ЕЭС образовали Европейское сообщество.

Единый европейский акт, в котором ставилось целью к 1992 г. со­здать реальной общий рынок, со свободным движением товаров, ка­питала, людей и услуг, был принят в 1985 г.

Особенно интенсивно процессы интеграции пошли в Европе пос­ле окончания холодной войны. Знаменательным событием в этот пе­риод стало подписание Маастрихтского договора 1992 г., определив­шего фактически новый этап развития европейской интеграции. Большое значение имели такие события, как создание Шенгенской группы (зоны), облегчившей визовые и таможенные передвижения внутри Европы, а также преобразование ЕЭС в более интегрирован­ную структуру — ЕС.

Европейский союз образован в 1993 г. на основании Маастрихт­ского договора, подписанного в 1992 г. 12 европейскими странами: Бельгией, Великобританией, Германией, Грецией, Данией, Ирланди­ей, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией. Соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции были подписаны в 1994 г. Европейский союз в 1998 г. предпринял новые планы по расширению, назвав еще 12 стран, кото­рые должны войти в него в течение последующих десяти лет.

Маастрихтский договор, а затем и Амстердамский договор раз­вевают идеи единой Европы и предусматривают создание единого по­литического, экономического и валютного союза («Европа без границ»), окончательное формирование единого внутреннего рынка, подразумевающего свободное передвижение товаров, капиталов, услуг, 1одей. Входящие в ЕС страны поставили перед собой ряд целей, в частности: создание экономического и валютного союза и замену национальной валюты единой валютой; ведение общей внешней политики и политики в области безопасности, а впоследствии и общей политики в области обороны; учреждение системы межгосударственного сотрудничества в области внутренних дел и юстиции; принятие общего хна прав и свобод личности на территории ЕС; реформу институтов и др.

Все процессы современной европейской интеграции характеризуются многоаспектностью. Они охватывают одновременно различные сферы — экономическую, политическую, гуманитарную и др. Кроме того, для них характерна и такая особенность, как тенденция к расширению участников интеграции.

Кризис в Косово дал толчок развитию ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Принято было решение о со­мни экспедиционных войск численностью 60 тыс. человек. Дого­вор в Ницце 2001 г. предусматривал формирование европейских сил

быстрого реагирования к 2003 г.

Европейский союз значительно расширился в 2004 г.: к нему сра­зу присоединились десять новых членов, в том числе и три государ­ства, входившие ранее в состав СССР, — Латвия, Литва и Эстония, и ЕС стал объединять 25 государств.

Полувековая история развития европейской интеграции дает много материала для теоретического осмысления данного опыта. Российские ученые-политологи Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют три основополагающих принципа концепции и практики интеграционного строительства ЕС:

1) интеграция является не целью, а средством;

2) интеграция требует постепенности;

3) интеграция нуждается в адекватных механизмах.

В рамках первого принципа выделяются два аспекта. Во-первых, интеграция подразумевает, что в выигрыше оказываются все участ­ники, поскольку их интересы легче реализуются совместными уси­лиями. При этом они вносят также свой вклад в общее строительство, совместно пользуются полученными плодами, исключают методы при­нуждения в принятии решений. Во-вторых, интеграция не решает всех существующих проблем. Являясь средством, она может лишь помочь в их решении.

Второй принцип, т.е. принцип постепенности интеграции, предус­матривает, что этот процесс длительный и состоит из ряда этапов. В экономической области они те же, что были перечислены ранее, но с учетом сделанных оговорок: создание зоны свободной торговли, тамо­женного союза; формирование общего рынка; образование экономиче­ского и валютного союза. Поспешность в переходе к следующей фазе обо­рачивается неудачами, о чем также свидетельствует опыт ЕС. Например, в 1970 г. был предложен план образования валютного союза, предусматривающий введение единой валюты еще в 1980 г. Но ему так и не суждено было сбыться именно в силу неготовности ЕС к таким шагам.

Наконец, под третьим принципом, подразумевающим адекватные механизмы интеграции, понимается процесс длительного и сложного! согласования интересов и позиций стран-участниц. Именно по этой причине ЕС столь пристальное внимание уделяет проблеме совершен ствования процесса принятия решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Роль России в международной интеграции

Роль России в международной интеграции

Оглавление

Введение

. Сущность интеграционных процессов

1.1 Классификация процессов интеграции

.1.1 Функционирование процессов интеграции

.2 Крупнейшие интеграционные центры

. Роль и цели интеграции в экономике

.1 Россия в процессах международной интеграции

.1.1 Единое экономическое пространство

Заключение

Список литературы

международный интеграция россия экономический

Введение

В мировой экономике, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, созданием современных систем коммуникации и информации, с одной стороны; и происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, с другой стороны.

Эти два процесса тесно связаны между собой и направлены на усиление возможности самостоятельно справляться со сложными экономическими, социальными, экологическими, политическими и другими проблемами. Региональным сообществам легче противостоять новым вызовам XXI века.

Интегрирование во многом определяется наличием между странами общности экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь.

1. Сущность интеграционных процессов

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Важным фактором мирового развития интеграция в различных формах стала в послевоенный период.

Под термином "интеграция" в широком смысле понимается возникновение новой общности из прежде разрозненных частей. В случае международной политической интеграции речь может идти о создании самостоятельного политического целого в рамках территориальных границ, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего территориальной привязки.

Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках превышают возможности отдельного государства или корпорации. Это обусловливает необходимость объединения территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их оформление в виде региональных интересов.

Региональным группам развитых стран, где наиболее высока открытость экономик, она позволяет легче создать единое экономическое пространство, легче выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров.

Интеграция характеризуется особенностями, которые отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

·устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

·согласованием экономической политики стран-участниц;

·взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона техно-логического единства производственного процесса;

·широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;

·структурными изменениями в экономике стран-участниц;

·сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

·целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как в случае с ЕС).

Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы:

)рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. - это так называемая поверхностная (или мягкая) интеграция;

)собственно производство - глубокая интеграция;

)сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных и национальных организаций).

1.1 Классификация процессов интеграции

Специалисты делят интеграцию на негативную и позитивную.

Негативная интеграция предполагает устранение национальных барьеров для оформления рынка больших масштабов, где не предписывается заранее некая общая модель хозяйственного поведения.

Негативная требует сокращения социальных выплат и максимального отстранения государств от политического вмешательства в функционирование рынка.

При интеграции, которую можно назвать позитивной, государства-участники должны приводить внутренние механизмы в соответствие с моделью, которая задается в наднациональных политических решениях. В ЕС позитивную интеграцию можно найти в области защиты прав потребителей, охраны окружающей среды и безопасных условий труда. Позитивная интеграция в большей мере социально ориентирована. Она вторгается в те сферы, которые оставались без внимания со стороны отдельных правительств.

Существование негативной и позитивной интеграции в Европе отражает "два лица" либерализма:

)"Экономический", "чистый" или "неолиберализм" ставит на первое место рынок. Считается, что демократия, мир и соблюдение прав человека зависят от успешного функционирования рыночной экономики.

)Социальные либералы, в отличие от "чистых", на первое место ставят права человека. Они допускают ограничения в функционировании рыночных сил ради удовлетворения базовых людских потребностей, в том числе и политическими способами, не доверяя рынку в полной мере.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая (зрелая) ступень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур ряда стран.

Экономическая интеграция предполагает свободное движение товаров, капитала и людей между участниками объединения. [4, гл. 1.]

Формы (этапы) интеграции:

.Зона свободной торговли (ЗСТ) - отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

.Таможенный союз (ТС) - наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР).

.Общий рынок (ОР) - наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.

.Экономический и валютный союз (ЭВС) - наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.

.Политический союз - наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство. [7]

.1.1 Функционирование процессов интеграции

Основные факторы, обусловливающие развитие интеграции:

·Объективный процесс усиления взаимозависимости стран, рост интернационализации хозяйственной жизни, международное разделение труда;

·Глобализация экономики и глобальная конкуренция;

·Научно-технический прогресс и его современная форма: информационно-технологическая революция;

·Процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных хозяйств;

·Плюрализм (множество) цивилизаций, культурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире;

·Общность национально-государственных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности;

·Геополитические интересы и др. [4, гл. 1.]

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Интеграция стран-соседей обычно начинается с таможенного союза. На этой основе возможен экономический и валютный союз, а впоследствии переход к единой денежной системе. В политике этот процесс сопровождается сначала тесной координацией национальных правительств со все большей передачей полномочий наднациональным органам, а в конечном итоге завершением процесса становится создание единого правительства и единого парламента.

Наднациональные органы должны координировать усилия различных стран и формировать механизмы для цивилизованного решения спорных вопросов. Создавая такие органы, национальные государства передают им часть своих полномочий, ограничивая, тем самым, собственную свободу действий.

Необходимость создания наднациональных органов диктуется потребностью координации экономической политики. Национальные государства пытаются регулировать экономику мерами экономической (налоговой, таможенной и т.д.), фискальной, монетарной политик. При открытости границ между участниками блока действенность любых предпринимаемых шагов резко снижается. [2]

.2 Крупнейшие интеграционные центры

Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является "триада" наиболее значимых объединений:

. Европейский союз, в состав которого входят 27 государств. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия - сформирован единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран - создан Экономический и валютный союз.

. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание зоны свободной торговли товарами дополняется интеграцией в других сферах, например, речь идет о либерализации движения инвестиций, рабочей силы, услуг и др.

. Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), объединяющий экономику 21 страны. В его рамках решается задача создания к 2020 г. системы свободной торговли и свободного движения инвестиций.

2. Роль и цели интеграции в экономике

Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции - имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Иные цели, которые преследуют страны-союзники:

·создание "зоны без внутренних границ" со свободным движением всех факторов производства;

·проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;

·проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;

·выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

·отклонение торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза;

·расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;

·постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах.

Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику.

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Если у высокоразвитых стран экономическая интеграция является необходимостью, вытекающей из требований уже достигнутого высокого уровня производительных сил, то в развивающихся странах необходимость экономической интеграции вытекает из того, что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии, прежде всего, в индустриализации.

.1 Россия в процессах международной интеграции

Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции: международная торговля и интернационализация производства с привлечением иностранных инвестиций.

Российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ:

·дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила;

·внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран;

·значительные масштабы свободных производственных площадей и мощностей;

·наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей.

Россия сотрудничает с НАФТА, с ЕС (с 1994 г.), входит в состав АТЭС (с 1998г.)

Основой для конструктивного продвижения России на азиатско-тихоокеанском направлении является реализация возможностей для установления новых отношений с США, нормализация отношений с Японией, стабильное добрососедство с Китаем и динамичное развитие всесторонних связей с двумя Кореями, другими странами и группами государств АТР, в частности, с АСЕАН. Для обеспечения интересов России в постсоветском центрально-азиатском регионе важную роль может играть тесное сотрудничество с Индией.

Продвижение на этих направлениях скорее всего будет постепенным: через двусторонние отношения, через укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества - в той мере и в тех областях, в которых будет налицо готовность вывести его на более высокий уровень.

Проблема для России во многом состоит сейчас в том, что уменьшение ее политического веса, прежде во многом ассоциировавшегося в регионе с ее военной мощью, практически не компенсируется пока наращиванием ее экономического и иного сотрудничества со странами Азии и бассейна Тихого океана.

России нужно активно включиться в экономические интеграционные процессы, стремительно развивающиеся и в Европе, и в Азии, но пока без участия России. Договор с Евросоюзом по-прежнему де-факто заморожен. Россия неравноправно участвует в Азиатско-тихоокеанском экономическом сообществе (АТЭС или АПЕК), разумеется, не участвует в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).

Между тем, именно через эти три огромных региональных экономических объединения идет процесс экономической глобализации и консолидации мирового рынка. Россия является членом "Большой восьмерки",но и там у нее нет равноправного статуса в ходе обсуждения вопросов глобальной экономики. Помешать такому развитию событий может лишь одно: Россия своим экономическим развитием должна в ХХI веке связать евроатлантический и азиатско-тихоокеанский рынки, тем самым достроив недостающее пока звено мировой экономической системы. В этом и состоит Евразийский Проект России XXI века, ее стратегия развития. В этом и состоит экономическая миссия России - завершить начатый много веков назад процесс освоения евразийских просторов, сделать "срединную землю" (Heartland) глобальной осью развития мирового рынка. Это, в свою очередь, позволит стране не только вернуться в число великих держав, но и поддерживать мировое равновесие в геополитическом смысле (как это было всегда), не только предотвратить острую борьбу за "евразийское наследство", в которую могут быть втянуты Китай, США, Япония, Германия, исламский мир, но и обеспечить стабильность мирового порядка в ХХI веке. [4]

.1.1 Единое экономическое пространство

Российская Федерация является лидером региона, расположенного на территории бывшего Советского Союза. Для того чтобы, замкнуть Северное Кольцо (Европа - Россия - Япония - Северная Америка) осуществляется формирования ЕЭП. Тем самым Россия может внести решающий вклад в создание единого пространства развитых демократических стран, разделяющих ответственность за мировое развитие и мировую безопасность. Правительство России поддерживает курс объединения со странами-соседями.

Единое экономическое пространство - интеграционное объединение государств Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз. [8]

ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы:

Декларация о Евразийской экономической интеграции

Договор о Евразийской экономической комиссии

Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП года: Таможенный союз, высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия начали работать с июля 2012 года. Ранее обсуждалось создание пространства с единой валютой, но этот вопрос остался спорным, так как по мнению президентов Казахстана и Белоруссии уже созданного инструментария достаточно, чтобы экономическая интеграция трех постсоветских республик шла эффективно.[6]

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года от Таможенного союза к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Заключение

Развивающийся сначала в небольшом количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных, субрегиональных и межрегиональных торгово-экономических групп.

Интеграция, основываясь на общих экономических и политических интересах соседствующих государств, позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран - членов. А также способствует решению нескольких крупных задач: развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, а также укреплению позиций группировки в мире.

России, чтобы закрепить лидерство в Евразийском регионе, необходимо продавать свои товары на внешнем рынке. Но западные страны зачастую создают препятствия для российской продукции. Однако такое противоречивое вхождение российских фирм в мировое экономическое сообщество отнюдь не может служить основанием для возврата к изоляции от зарубежных стран. Движение может быть только вперед - к нормальным цивилизованным отношениям, и это могут поддержать интеграционные процессы, набирающие все большие обороты развития.

Список литературы

1.Булатов А.С. Экономика. Учебник для вузов.

.Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики: Учебник, Серия "Высшее образование" - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с.

.Кустова Т.Н., Камакина О.В. История экономики: Учебное пособие / РГАТА. - Рыбинск, 2001.- 129 с.

.Чечурина, М.Н. Международная интеграция и международные организации: учеб. пособие по дисциплине "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности Международные отношения, Экономика (профиль "Мировая экономика") - Мурманск: изд-во: МГТУ, 2012. - 269 с.

.Кущева Ю. Роль и место России в процессах международной интеграции - Отд. международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

.#"justify">.#"justify">.http://ru.wikipedia.org

diplomba.ru