Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные лица и лица без гражданства


Иностранные лица без гражданства РФ (апатрид) в 2018 году

Как и в любом иностранном государстве в Российской Федерации действуют свои законы, которые дают ее подданным и гостям из-за рубежа некоторые установленные права и обязательства перед страной.

Первоначальные аспекты

Иностранцы, которые пребывают на территорию Российской Федерации, автоматически подпадают под юрисдикцию действующих здесь законов.

Приезжее лицо подпадает под действие законодательств сразу двух государств. На территории РФ урегулирование всех прав и обязательств иностранных представителей происходит в соответствии со 115 Федеральным законом и Конституцией Российской Федерации.

Находясь во временном пребывании на территории РФ, на это лицо также распространяют свое действие нормативно правовые акты его государства.

Права и обязательства иностранных подданных на территории РФ значительно ограничены на момент их пребывания в статусе гостя.

Как только оформляются соответствующие документы, то иностранные представители могут рассчитывать на все положенные им по закону привилегии и обязательства перед Российской Федерацией.

Главные понятия

Чтобы более детально понять суть вопроса относительно прав и обязательств иностранных представителей, следует рассмотреть некоторые основные понятия:

Гражданство РФ Подданство Российской Федерации со всеми установленными верховным законом, Конституцией правами и обязательствами перед государством
Иностранный подданный Гражданин иностранного государства, выполняющий въезд на территорию РФ по соответствующему разрешению или визе
ВНЖ Вид на жительство Российской Федерации, который предоставляется иностранцам и лицам со статусом «Апатрид»
РВП Разрешение на временное пребывание на территории РФ с целью заработка или прохождения обучения
Виза Разрешение на въезд на территорию Российской Федерации для представителей иностранных государств, с которыми установлен межвизовый въезд и выезд

Иностранные представители пребывают на российскую территорию с целью заработка или прохождения обучения в российских высших учебных заведениях и колледжах, либо в качестве туристического путешествия или короткой командировки.

В последних случаях не требуется оформления соответствующего разрешения на временное пребывание на территории РФ.

Наличие административного статуса

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ требует у них наличия соответствующего статуса и разрешения на временное пребывание в стране.

В России иностранные представители имеют права и обязательства, установленные в соответствии с действующим законодательством.

В нем предусмотрен порядок предоставления иностранным гражданам рабочих мест на российской территории, а именно:

  • своевременное получение и при необходимости продление РВП;
  • получение в налоговом органе свидетельства ИНН;
  • отметка о получении временной регистрации в органах власти УФМС МВД России;
  • трудоустройство на работу и последующая уплата всех налогов и сборов.

Наряду с этим иностранные представители, находясь на российской территории, полностью подпадают под ее юрисдикцию.

Это обязывает их нести ответственность за правонарушения в соответствии с ее законами, а также рассчитывать на соответствующую защиту прав и свобод, которые также предусмотрены законодательством.

Законодательная база

Урегулирование вопросов относительно прав и обязательств иностранных представителей на территории Российской Федерации выполняется на основаниях следующих нормативно правовых актов:

  • Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ»;
  • Федеральный закон № 114 от 15.08.1996 года «О порядке въезда и выезда в страну»;
  • Федеральный закон № 109 от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных представителей или лиц без гражданства на территории РФ»;
  • Конституция Российской Федерации.

В тексте документов содержится вся информация относительно привилегий и свобод, а также обязательств иностранных представителей на территории РФ.

На какие права может претендовать апатрид

Иностранные представители, имеющие статус «Апатрид» или безгражданство имеют в Российской Федерации установленные законом права и обязательства перед государством.

Этим лицам при выявлении обстоятельств утраты подданства в силу обстоятельств может быть представлен внеочередной вид на жительство, а также гражданство России, при наличии у таких переселенцев оснований для предоставления подданства.

При посещении территории РФ и получении РВП, такие лица автоматически подпадают под юрисдикцию только Российской Федерации, что открывает перед ними больше прав и обязательств в сравнении с иностранными представителями.

Разновидность привилегий

Иностранные подданные, а также лица без гражданства вправе претендовать на следующие привилегии в пределах российского государства:

  • право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ;
  • возможность отдыхать;
  • обеспечение охраны здоровья и жизни;
  • право на социальное обеспечение;
  • права на жилище, имущество и иные личные неимущественные права;
  • возможность получения образования на территории РФ;
  • доступность использования достижений культуры;
  • на участие в различных массовых общественных мероприятиях, при условии что оно не противоречит внутреннему уставу организации, которая проводит это мероприятие;
  • право свободы совести;
  • возможность вступать в барки с гражданами РФ и расторгать их при необходимости;
  • право на неприкосновенность личности и жилищную собственность;
  • перемещение по территории Российской Федерации и свободный доступ к выбору места жительства;
  • осуществлять своевременную уплату налогов, а также иных сборов;
  • делать обращение в судебные инстанции и силовые ведомства для защиты своих прав и свобод.

Все эти привилегии закреплены в законе №115, а также Конституции Российской Федерации.

Конституционные

Конституция Российской Федерации предусматривает для иностранных подданных, а также лиц без гражданства следующие привилегии:

  1. Свобода слова и мысли.
  2. Право трудиться на российской территории в официальном порядке.
  3. Право заключать браки с российскими или иностранными гражданами.
  4. Право свободы совести.
  5. Возможность предоставления убежища для некоторых категорий переселенцев.

Наряду с этим лица без гражданства и иностранные представители не имеют права избирать и быть избранными, а также привлекаться к срочной военной и гражданской службе.

Миграционные (учет)

После въезда на территорию РФ иностранные представители, а также лица без подданства обязаны встать на миграционный учет до получения РВП.

Это необходимо сделать в соответствии с текстом 109 Федерального закона. Здесь присутствует информация о том, что иностранцы или лица без гражданства, совершившие въезд на территорию РФ, должны встать на учет в органе власти УФМС МВД России при длительном визите более 10 дней с момента въезда.

Трудовые

В соответствии с Конституцией и 115 Федеральным законом иностранные представители и лица без гражданства имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Для этого им потребуется следующее:

  • оформить разрешение на временное пребывание;
  • получить временную регистрацию по месту проживания;
  • получить индивидуальный налоговый номер;
  • трудоустроиться на официальную рабочую должность;
  • уведомить об этом компетентные органы власти.

Особенности правового положения

Несмотря на то, что иностранные представители имеют юрисдикцию сразу двух государств, на территории Российской Федерации они наряду с привилегиями имеют ответственность за правонарушения в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами Российской Федерации.

В любом случае они несут всю полноту наказания, как и соотечественники. Отличительной особенностью является лишь то, что в случае серьезного нарушения иностранные представители и лица без гражданства могут быть депортированы за пределы государства с последующим запретом на въезд в страну.

Нарушение административной ответственности

Как правило, любая административная ответственность для иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников может быть сведена к штрафам и административным арестам.

В случае с иностранными подданными и лицами без гражданства, при серьезном административном правонарушении они могут быть выдворены за ее пределы с последующим запретом на въезд на срок от 5 лет и выше.

Иностранные представители, не имеющие российского подданства, имеют на ее территории целый ряд привилегий и обязательств перед государством.

Все эти привилегии и полномочия прописаны в тексте действующих нормативно правовых актов. При нарушении прав и свобод иностранных представителей, они вправе сделать обращение в компетентный орган власти.

При выявлении нарушения закона с их стороны, они получают наказание, предусмотренное Административным и Уголовным кодексами.

Видео: порядок оформления патентов для иностранных граждан и лиц без гражданства

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

posobieguru.ru

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ |

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Предмет «Конституционное право России»

« Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ»

Санкт-Петербург, 2010 г.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Список использованной литературы

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России[1] . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма — все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2] и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3] , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[4] .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: — Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5] ; — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6] ; — Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ)[8] . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться[9] . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство[10] .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца[11] .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ[12] .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

— совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

— следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

— проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор[13] .

В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, осуществляют въезд в Российскую Федерацию, пребывание на территории Российской Федерации и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и олимпийского удостоверения личности и аккредитации. Олимпийским удостоверением личности и аккредитации признается выданный Международным олимпийским комитетом или Оргкомитетом "Сочи 2014" документ, дающий его обладателю право на участие в Олимпийских играх и Паралимпийских играх или осуществление иной деятельности, связанной с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр[14] .

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Как уже отмечалось, иностранные граждане, и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч.3ст. 62 Конституции РФ). Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принципов равноправия.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд[15] .

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах РФ и субъектов РФ (при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограниченно право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приёме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам[16] .

Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.)[17] .

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на политическое убежище. Политическое убежище в России предоставляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 г. [18] При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права[19] . В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Основные конституционные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РФ возлагает на всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п.2 ст.15).

Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей — это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями[20] .

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена департация — административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В последнее время в Российской Федерации остро встала проблема нелегальной иммиграции.

На сегодняшний день эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждым днём все привлекательнее для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы, в первую очередь финансовые. Это связано с тем, что основная масса иммигрантов направляется в Россию с целью заработков. Как правило – это граждане из республик бывшего СССР. Работодатели таких иммигрантов с удовольствием принимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такую же работу необходимо платить гражданам России. При этом, как правило, иностранные работники работают без заключения трудового договора, что соответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Сейчас отсутствует реальный контроль со стороны государства за въездом, пребыванием и выездом данной категории лиц. Въезжая в Российскую Федерацию они, как правило, теряются на её просторах. И часть из этой категории мы видим в криминальных сводках, причём далеко не в роли пострадавших. Эта категория лиц не ограничивается простыми кражами или ограблениями. Очень часто дело доходит и до убийств.

В заключении можно сделать вывод, что правовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных законов полностью соответствует стандартам международного права и обеспечивает надежную защиту прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. // «Российская газета» от 25. 12. 1993 г.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032.

4. ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ от 5.12.2007.

5. Указ Президента РФ от 21.07.1997г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601.

6. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г.

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М.: БЕК, 2000.

3. Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6.

4. Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2002.

5. Рождествина А.А. «Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ». М.: Юстицинформ, 2006.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // РГ от 25 декабря 1993 г. [2] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032. [3] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029. [4] Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. [5] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г. [6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). [7] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). Ст. 291. [8] СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032. [9] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С.138-139. [10] Рождествина А.А. "Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (постатейный). М., 2006. [12] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003. С. 150. [13] Фалюш Е.А. Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и российская действительность // Тюмень, 2003. Вып. 5. С.125-128 [14] ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ от 5.12.2007. [15] Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М., 2000. [16] Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2002. [17] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. [18] СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601. [19] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. [20] Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А. СПб., 2003.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

myfundraise.ru

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Каждый иностранец, который пребывает в России, должен обязательно соответствовать общим нормам и правилам, которые установлены настоящим российским законодательством в миграционной сфере.

Каждое правонарушение в этом контексте может в итоге обернуться наложением некоторых взысканий, поэтому нужно знать об ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за такие проступки. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Что это такое

Данный термин на юридическом языке означает, что за нарушение определенных правил в вопросах миграции данные лица могут быть подвергнуты определенному наказанию. Иными словами, это приверженность иностранцев и людей, которые не имеют ни в одном из государств резидентства, законодательству той страны, в которой они проживают.

Данная ответственность будет проявляться в том, что за совершение определенных проступков люди из рассматриваемых категорий будут иметь несколько другие взыскания, нежели сами граждане страны.

Здесь речь идет не только о нарушении миграционных законов – здесь также предусматривается ответственность и за другие нарушения, которые будут происходить на территории чужой для человека страны.

О правовом положении

Иностранцы являются лицами, которые имеют юридическую связь с определенным государством, а что касается лиц без гражданства, то такие люди не имеют подобной связи. Таких лиц еще в юриспруденции называют апатридами.

Главной особенностью правового положения репатриантов является подчинение двум основным правопорядкам – государства, где лицо имеет гражданства, а также государства, в котором он пребывает.

При этом признанные нормы и принципы публичного международного права выступают в качестве базы для правового статуса иностранцев.

Имеется при этом минимальный стандарт для обращения с лицами иностранного типа, который основывается на разных международных пактах, говорящих об экономических, политических и социальных правах.

В нем имеется несколько составляющих:

  1. Политические права имеют некоторые ограничения. В частности, репатрианты не могут использовать политические права, они не могут быть избранными и не имеют права голоса.
  2. Ограничения по исполнению воинского долга. Иностранцы не могут нести в стране пребывания воинской обязанности.
  3. Имеются различия в порядке приезда и отъезда граждан страны и иностранцев. К примеру, к гражданину страны не может быть применен запрет на въезд, в то время как иностранцы подвергаются подобному наказанию.
  4. Равная уголовная ответственность репатриантов, как и у основных граждан страны.
  5. Защита консульского и дипломатического характера репатриантов, которая осуществляется в стране согласно действительному законодательству.

При этом правовое положение физлиц будет определено национальным законодательством и международными соглашениями.

В России в данном контексте определяющими будут являться следующие нормативные акты:

  1. ФЗ «О правовом положении иностранцев».
  2. ФЗ «О гражданстве России».
  3. ФЗ «О миграционном учете иностранцев».

Видео: За нарушение миграционного законодательства

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Наиболее явным признаком проявления ответственности иностранцев и апатридов является выдворение за пределы государства, которое по-другому называется депортацией. Иными словами, это высылка человека в принудительном порядке за пределы страны. При этом данная мера производится обычно в сопровождении конвоя.

Депортация имеет определенный порядок по применению, который имеет жесткую регламентацию.

Согласно настоящему законодательству, иностранец будет подвержен этой мере при следующих ситуациях:

  1. При сокращении срока пребывания в государстве иностранцу, в то время как он не совершил выезд в течение 3 дней.
  2. При аннулировании РВП или ВНЖ, а иностранец не смог покинуть страну за 15 дней после этого.
  3. При принятии решения о нежелательности нахождения репатрианта в РФ.
  4. При выявлении ВИЧ-инфекции у репатрианта.

Важно здесь также иметь в виду, что депортация не выступает в качестве вида административного наказания, которое применяется к иностранцам и апатридам. Депортация играет роль инструмента госпринуждения, которое применяется для обеспечения охрану и безопасности здоровья прочих лиц в стране.

При этом иностранец может не допускать нарушения законов, чтобы быть в итоге депортированным.

Данная процедура характеризуется следующими обстоятельствами:

  1. Наличие госпринуждения, которое предназначено для ограничения свобод и прав иностранцев в РФ.
  2. В качестве субъектов депортации являются репатрианты и апатриды.
  3. Может применяться по основанию решения исполнительной власти.
  4. Не является наказанием административного характера.
  5. Может применяться за неправомерное или правомерное деяние.

Административное выдворение

Данная мера характеризуется следующими особенностями:

  1. Направление на ограничение свобод и прав репатриантов и апатридов в РФ.
  2. В качестве субъектов выдворения должны выступать только апатриды и репатрианты.
  3. Выдворение может быть осуществлено исключительно за административное правонарушение.
  4. Решение о данной мере может быть принято только односторонне. Назначается судьей, либо определенными должностными лицами, когда нарушение совершается при приезде в страну. Постановление согласно выдворения должно выноситься без какого-либо государственного согласования.
  5. Не является применимым к иностранцам, несущим военную службу.
  6. Исполнение по принятому решению рассматриваемого характера предполагает контроль за выездом, осуществляемый за счет физлица или юрлица, которое пригласило гражданина или же в принудительном порядке.

За несоблюдение правил

В целом, несоблюдение правил, которые установлены российским законодательством, грозит как выдворением, так и депортацией. Все зависит только от степени тяжести совершенного проступка, а также от итогового решения, которое было принято компетентными лицами.

Стоит понимать, что самая малая провинность административного характера, которая может быть совершена иностранцем, также обязательно будет сопровождаться наказанием. В частности, это будет штраф.

Все зависит от того, какое нарушение будет совершено, и что именно предпримут по итогу его рассмотрения компетентные лица. В большинстве случаев вынесением наказания занимаются сотрудники миграционных служб, поскольку этот вид деятельности находится именно в их полномочиях.

Несмотря на то, что в целом российская миграционная политика в последнее время претерпевает изменения, которые касаются ужесточения порядков регистрации и получения определенных документов иностранцами, штрафы и прочие взыскания ужесточены не были.

Согласно мнениям специалистов миграционных служб, действительные взыскания и так являются достаточно серьезными, и в нынешнее время нет никакой необходимости в том, чтобы их ужесточить еще сильнее.

Беженец

Те лица, которые приезжают в Россию для того, чтобы найти в нашей стране политическое убежище, не являются теми лицами, которые могут спокойно совершать проступки административного типа на территории государства безнаказанно.

Соответственно, те виды наказаний, которые предполагаются для иностранцев и апатридов, будут также распространяться и на тех людей, которые получили статус беженцев.

Здесь имеется одна небольшая ремарка. Дело в том, что у беженцев имеется возможность получения гражданства в упрощенном режиме.

Это значит, что если такой человек, получивший российский паспорт, совершил правонарушение, подразумевающее выдворение из пределов страны, то он будет являться по отношению к нему неприменимым, потому что к российским гражданам подобные решения не могут иметь какого-либо отношения.

В том случае, когда беженец не получил паспорта РФ и совершил определенное нарушение миграционного характера, будет собираться комиссия из уполномоченных лиц для разбирательства. На практике решение выносится не в пользу совершившего нарушения при средней тяжести проступка.

Вынужденный переселенец

Имеется и такая категория лиц, которые должны вынужденно переселяться в Россию. Но, несмотря на такой статус, за совершенные тяжелые проступки, которые требуют немедленного выдворения, в основном выносится решение о депортации такого человека.

Правда, наибольшую роль при вынесении решения здесь играет именно тяжесть совершенного нарушения, и нередки случаи, когда гражданин подобной категории отделывался внушительным штрафом.

Но если у переселенца обнаруживали серьезное заболевание, несущее угрозу остальному народу, он немедленно выдворялся за пределы страны.

В настоящее время российское миграционное законодательство регулярно претерпевает серьезные изменения. Чаще всего они касаются порядков проведения регистрации и выдачи каких-либо документов, однако в предстоящем будущем российские власти обещают пересмотреть и ответственность не только самих российских граждан за правонарушения, но также и иностранцев, что должно привести к повышению уровня безопасности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

101zakon.ru

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства

В нынешнее время появилась тенденция среди многих мировых государств, согласно которой миграционная политика была смягчена. Россия не является исключением – у нас тоже произошли определенные изменения.

Вследствие этих изменений, появилась у некоторых людей необходимость в получении статуса иностранного гражданина, либо лица без гражданства. Обычно это касается случаев, когда имеет место быть утрата гражданства. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Что это такое

Иностранный гражданин является человеком, который не является подданным Российской Федерации. Репатриант обязательно должен иметь документ, удостоверяющий наличие у него подданства другого государства.

К таким документам относятся либо паспорт, удостоверяющий, что лицо является подданным другого государства, либо любой другой документ, который является официально заверенным на основе свода законов государства, который отражает персональные данные иностранца и его подданство другому государству.

Согласно конституции Российской Федерации переселенец из другой страны, проживающий на территории государства, имеет точной такой же набор прав и обязанностей, как и гражданин РФ.

Некоторые исключения прописаны в своде законов и сводятся к приравниванию прав и обязанностей беженцев.

Что об этом говорит закон

Опираясь на ст. 62 КР можно сказать, что репатрианты несут обязанности и имеют определенное количество прав наравне с местным населением. Существую некоторые исключения, которые регулируются законами общего значения и договоренностям Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Также эта статься регулирует правовой статус иностранных граждан на территории РФ.

Данный статус регулируется законом общегосударственного значения No115, в котором прописаны положения правового статуса репатриантов, находящихся на территории Российской Федерации.

Вопросы эмигранта, приезжающего в Россию по причине прохождения военной обязанности по контракту прописаны в указе Минобороны No 101.

Согласно своду законов репатриант имеет полную свободу на передвижение по территории страны, не учитывая тех моментов, где в законах федерального значения прописаны исключения беспрепятственного посещения некоторых организаций, территорий.

Для пропуска на такие объекты требуется официально, письменное разрешение, которое выдается не во всех случаях.

Также эмигранты могут абсолютно свободно и осознанно выбирать род трудовой деятельности, получения образования. Важно только то, чтобы это не противоречило действующему своду законов Российской Федерации.

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Беженцы могут находиться на территории России только в нескольких случаях:

  1. На основе временного проживания. В этом случае которого эмигрант это лицо, которое может прибыть на территорию Российской Федерации только при наличии визы или в тех случаях, когда наличие визы не требуется;
  2. На основе временного проживания, когда иностранец приглашен на работу без какого-либо специального разрешения;
  3. На основе постоянного проживания, когда эмигрант имеет виды на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Стоит пояснить, что же такое вид на жительство. Это своего рода официальная бумага, которая непосредственным образом является разрешением на беспрепятственный выезд и въезд репатрианта.

Также стоит отметить, что иностранные граждане, прибывшие в Россию безвизовым режимом, могут выбирать работу как самостоятельно, таки через специальные органы.

Правовое положение иностранцев

В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.

Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного население и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.

Иностранными гражданами в РФ считаются лица, у которых нет российского гражданства и одновременно с этим имеют подданство другой страна, подтвержденное официальными документами.

Эмигранты, находясь на территории России, имеют целый набор различных прав: социально-культурные и экономические свободы.

Иностранцы, которые постоянно находятся на территории РФ и имеют вид на жительство, полноценно могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Но на государственном уровне они лишены этой возможности.

Видео: Экспертный совет по правам человека

Легализация апатрида в России

Апатридом является лицо, не имеющее гражданства. По разным оценкам в мире насчитывается порядка 13 миллионов таких лиц. Это очень серьезная проблема для таких людей, так как они не могут зарегистрироваться в поликлинике, устроиться на официальную работу, вступить в брак и т.д.

Чисто теоретически, апатрид может беспрепятственно проживать на территории Российской Федерации, работать, учиться. Но это все только в теории, на самом деле у данного лица возникнет огромное количество проблем.

В упрощенном варианте гражданство РФ апатрид может получить при условии знания русского языка. Еще легче оформить гражданство будет предоставив документ об окончании школы, ВУЗа, находящегося на территории России или СССР.

Если данные пункты не выполняются, то потребуется большее количество времени. Необходимо будет предоставить свидетельство о рождении, документы, удостоверяющие личность родителей, если их личное присутствие невозможно.

Большим преимуществом будет наличие документа, подтверждающего вид на жительство данного лица. Также необходимо будет оплатить госпошлины.

Документы

В виде официального документа, который удостоверяет персональные данные гражданина, могут являться:

  1. Бумага, удостоверяющая вид на жительство данного лица;
  2. Документ, удостоверяющий разрешение на временное проживание в одном из регионов России;
  3. Официальная бумага, выданная лицу в предыдущей стране его проживания;
  4. Любой другой документ, официально признанный в России.

Установление личности

В самом начале пути получения гражданства апатриду необходимо подтверждение своей личности. Для этого лицу без гражданства необходимо обратиться в местное отделение УФМС.

Там лицу необходимо представить все имеющиеся у него документы, подтверждающие его личность. Это могут быть любые бумаги, отражающие персональные данные лица: военный билет, водительское удостоверение, студенческий билет, недействительный паспорт и т.п.

Кроме тех бумаг, которые перечислены выше, в обязательном порядке апатридом должны быть представлены следующие документы:

  1. Документ, свидетельствующий о рождении лица;
  2. Паспорта или другие официальные документы родителей апатрида;
  3. Архивные справки, документы о регистрации;
  4. Бумага, подтверждающая оплату госпошлины.

Гражданство

Обрести российское гражданство апатриду сравнительно легче, чем иностранному гражданину. Это обеспечивается тем, что первому не нужно отказываться от предыдущего гражданства.

Также и срок получения гражданства для апатрида может быть уменьшен до полугода, но только в случае знания русского языка. Наравне со знанием языка ценится тот факт, что апатрид был рожден на территории России или СССР, или он находится в браке с представителем местного население сроком более 2,5 лет.

Стоит отметить, что ребенок, который родился от апатрида на территории Российской Федерации, сразу же становится гражданином России. Получить гражданство можно получить и без въезда в страну, но только в случае если лицо после развала СССР не получил гражданства ни одной из республик.

Также можно получить гражданство без въезда, обратившись в местные представительные департаменты, представив все необходимые документы.

Права и обязанности

Абсолютно у всех апатридов есть свод прав и обязанностей, которые ему необходимо соблюдать. Он обязан подчиняться законом Российской Федерации, при нарушении которых будет нести полную ответственность. Наряду с этим апатрид может пользоваться всеми правами и свободами, которые существуют на территории России.

Апатриды не могут быть дискриминированы по расовым или религиозным убеждениям. Данные лица пользуются полной свободой перемещения по стране, они свободны в выборе профессиональной и учебной деятельности.

Но с другой стороны, апатрид должен понимать, что за незаконные деяния придется нести ответственность.

В случае, если срок его пребывания в стране закончился, он должен заблаговременно покинуть пределы Российской Федерации, в противном случае на него будут наложены санкции и административный штраф.

В независимости от того, репатриант или апатрид легально находится на территории Российской Федерации, он обладает равным набором прав и свобод наряду с местным населением. Но и за нарушение местных законов, норм, будет понесена полная ответственность. Поэтому перед приездом в другое государство, необходимо подробно ознакомиться с законами страны.a

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

101zakon.ru

Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства — КиберПедия

Субъекты правоотношений - это индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под субъектом понимают лицо (индивид и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность».

Правосубъектностькак способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и может быть различной у разных субъектов. В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства.

Для того чтобы лицо, обладающее правосубъектностью мог стать участником административно - правовых отношений, он, наряду с общей правосубъектностью, должен также обладать административной правосубъектностью.

Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений.

Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется, в первую очередь, Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; Постановлениями Правительства и иными нормативно - правовыми актами.

Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством. Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

В соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г №115-ФЗ иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Безгражданствоможет быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения.

Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и, в этой связи, все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. Так, в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 года № 62-ФЗ установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов, как Конвенция ООН «О статусе апатридов» от 28 сентября 1954 г. (вступила в силу с 6 июля 1960 г.) и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. В соответствии со статьей 1 последней «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев, а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран».

В Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются:

- на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев;

- на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

- на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Необходимо заметить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства различается, например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем, в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

cyberpedia.su

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Ключевым положением в понимании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, объединяемых иногда в литературе и в повседневной жизни термином "иностранцы", является ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

На данном принципиальном положении Конституции РФ базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда федеральных законов, в числе которых первостепенное значение имеет Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (он определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности), а также принятых во исполнение данных законов нормативных правовых актов Правительства РФ и органов ее исполнительной власти. Кроме того, нельзя забывать, что значительную роль в регулировании правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является РФ, различного рода межправительственные соглашения. Говоря о международных договорах, мы можем выделить договоры и соглашения, заключенные РФ как в рамках Содружества Независимых Государств, так и с другими иностранными государствами и международными организациями.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо определить, какие именно категории лиц охватываются данными понятиями. Для этого необходимо обратиться к ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно данной статье под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь, лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Говоря о подданстве, российское законодательство имеет в виду ситуацию с лицами, проживающими на территориях государств с монархической формой правления. В литературе и законодательстве различие между гражданством и подданством традиционно проводят по следующему основанию: если гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между человеком и государством, то подданство - это связь человека и монарха, при которой последний является олицетворением государства. По сути, и гражданство, и подданство представляют собой две формы одного явления, а именно устойчивой правовой связи человека и государства.

Что касается лиц без гражданства, то необходимо пояснить, что ситуация, когда физическое лицо становится лицом без гражданства, может возникнуть в силу множества причин. Например, лицо отказалось от своего гражданства, желая получить гражданство другого государства, но в получении нового гражданства ему было отказано. Либо произошел отказ от гражданства в пользу другого гражданства при вступлении в брак, а после расторжения брака новое гражданство утрачено. Лицами без гражданства могут стать и дети, рожденные в браке между лицами, состоящими в гражданстве разных государств, если в силу каких-либо причин родители не смогли надлежащим образом оформить гражданство детей. В любом случае положение лица, не имеющего гражданства, а соответственно лишенного какой-либо помощи и поддержки со стороны государства, представляется печальным. Не случайно, на международном уровне в качестве одного из основополагающих определен принцип стремления государств к максимальному сокращению случаев, когда человек становится лицом без гражданства.

Применительно к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правовой статус лица без гражданства практически тождествен правовому статусу собственно иностранного гражданина, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил для иностранных граждан.

Как уже отмечалось, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, а также несут те же обязанности, что граждане РФ, кроме случаев, определенных федеральными законами или международными договорами. Тем самым общий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства и административно-правовой статус этих лиц приравнены к аналогичным статусам россиян. Вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, о которых будет сказано далее, влияют и на их другие возможные статусы на территории РФ, например гражданско-правовой, трудовой, социальный.

1. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Граждане РФ приобретают административно-правовой статус на ее территории с момента рождения. Особый случай представляет собой приобретение административно-правового статуса гражданина РФ лицом, приобретающим российское гражданство не по рождению, а по иным основаниям, предусмотренным российским законодательством о гражданстве. Однако в последнем случае для приобретения статуса российского гражданина и, как следствие, административно-правового статуса одним из необходимых условий является легальность пребывания на территории РФ. Тем самым происходит трансформация административно-правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства в административно-правовой статус российского гражданина.

Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, по мнению ряда авторов, определяется моментом въезда на территорию РФ. По нашему мнению, момент такого возникновения может варьироваться от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию. Например, в случае, если в силу межгосударственных соглашений РФ для въезда на территорию РФ требуется получение визы, то административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства возникает при обращении в компетентный орган РФ за получением соответствующей визы. Соответственно между этим органом и иностранным гражданином складываются, по сути, административные отношения, выражающиеся, в частности, в обязанности иностранного гражданина представить соответствующий объем информации, при необходимости пройти медицинский осмотр и собеседования с представителями компетентного органа РФ. В свою очередь, он вправе проверить представляемые документы и при определенных основаниях отказать в выдаче визы и, соответственно, в возможности въезда в Российскую Федерацию.

В том случае, если на основании межгосударственных соглашений въезд иностранного гражданина в РФ не требует предварительного получения визы, административно-правовой статус такого гражданина будет возникать при пересечении границы РФ. Наконец, в случае нелегального въезда на ее территорию (например, без необходимых разрешительных документов, по подложным документам и т.п.) административно-правовой статус иностранного лица и лица без гражданства также будет возникать с момента пересечения российской государственной границы.

Более того, в некоторых случаях поведение иностранного гражданина даже за пределами территории РФ может влиять на содержание его административно-правового статуса в РФ. Так, в частности, в силу ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

Таким образом, даже если данные действия осуществляются иностранным гражданином или лицом без гражданства за пределами территории РФ, сам факт такой деятельности оказывает принципиальное влияние на административно-правовой статус названых лиц на российской территории.

2. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Административно-правовой статус российского гражданина прекращается с момента его смерти либо при выходе из российского гражданства. По мнению ряда авторов, административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Соглашаясь в целом с обоснованностью данной позиции, со своей стороны отметим, что во многих случаях выезд иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ не влечет полного прекращения его административно-правового статуса на российской территории. Так, в частности, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации. Тем самым факт выезда иностранного гражданина за пределы РФ сам по себе не означает, что его административно-правовой статус каждый раз исчезает и в следующий его приезд в РФ начинается с "чистого листа".

3. Объем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. По общему правилу этот объем тождествен статусу российских граждан, но с учетом ряда исключений.

Теперь рассмотрим подробнее, в содержании каких прав иностранные граждане и лица без гражданства ограничены российским законодательством.

studfiles.net

22. Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, конституционно-правовой статус.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство (т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.

На основании этого документа иностранцы и лица без гражданства вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы по представлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.

Вид на жительство не предоставляется, если: 1) въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения; 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; 3) ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким; 4) при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы; 5) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.

Некоторым категориям лиц может быть предоставлено политическое убежище.

Политическое убежище предоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом.

Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни, возбуждающие антигуманные настроения и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

studfiles.net