Краткая характеристика инновационно-технологических центров. Инновационные центры в россии


Инновационные центры

Студенческий инновационный центр

Общая информация

Студенческий инновационный центр (СИЦ) создан и функционирует на основании приказа №18-Ш от 05.02.2013, является структурным подразделением АмГУ, не имеет статус юридического лица и в своей деятельности подчиняется проректору по научной работе.

В состав СИЦ входят студенческие конструкторские бюро (СКБ) различных профилей и направлений, имеющие своих руководителей и находящиеся в тесном взаимоотношении с определенными структурными подразделениями вуза.

Основная цель деятельности СИЦ заключатся в обеспечения благоприятных условий способствующих созданию и развитию студенческих конструкторских бюро и проведению инновационной работы студентами и аспирантами АмГУ.

Задачи СИЦ

  1. Обеспечить благоприятную среду для создания СКБ и рассматривать запросы на организацию новых бюро.
  2. Организовывать и координировать работу СКБ, обеспечить выполнение ими поставленных целей и задач.
  3. Способствовать привлечению к своей детальности большего количества студентов, аспирантов, преподавателей и потенциальных инвесторов.
  4. Проводить работы, направленные на получение и коммерциализацию инновационного результата.

Функции СИЦ

  1. СИЦ в области обеспечения эффективной среды для создания новых СКБ реализует следующие функции:
    1. разрабатывает мероприятия по стимулированию и поддержке деятельности руководителей СКБ и их сотрудников;
    2. обеспечивает развитие нормативной базы АмГУ, регулирующей деятельность студенческих инновационных подразделений;
    3. рассматривает запросы на создание новых бюро, проводит экспертизу предлагаемых проектов.
  2. В области координации работы действующих студенческих инновационных подразделений СИЦ выполняет следующие функции:
    1. формирует планы на выполнения СКБ показателей эффективности;
    2. проводит экспертизу годовых отчетов СКБ с целью выявления наиболее эффективных;
    3. разрабатывает мероприятия по улучшению эффективности работы СКБ.
  3. Для привлечения к своей деятельности студентов, аспирантов, преподавателей и потенциальных инвесторов СИЦ выполняет следующие функции:
    1. проводит выставки, семинары и другие мероприятия по популяризации своей деятельности среди студентов и преподавателей;
    2. способствует увеличению количества выступлений, публикаций и докладов сотрудников СКБ на конвентах, выставках, семинарах и т.п.
  4. В области проведения работ по обеспечению успешной коммерциализации разработок студентов СИЦ выполняет следующие функции:
    1. организует работу по обучению приемам и методам эффективной коммерциализации результатов инновационной деятельности;
    2. способствует созданию малых инновационных предприятий;
    3. осуществляет поддержку на начальной стадии работы малых инновационных предприятий студентов.

Как принять участие в работе СИЦ

Если Вы студент, аспирант или магистрант и заинтересовались темами работ наших СКБ – присоединяйтесь!

Если Вы заинтересованы в создании собственного СКБ – см. соответствующий раздел.

Если же у Вас просто возникли вопросы и требуется разъяснение – обращайтесь к руководителю СИЦ.

Контакты:  Теличенко Денис Алексеевич, канд. техн. наук, доцент кафедры АППиЭ энергетического факультета, руководитель СИЦ  / +7 (4162) 394-632  / [email protected]

Малое инновационное предприятие ООО «Энергосберегающие системы и технологии»

Учредители

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет» ФГБОУ ВО «АмГУ»
  • Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная группа»
  • Закрытое акционерное общество «Амурский Дом Аудита»

Основные виды деятельности

  • Энергетические обследования
  • Разработка энергетического паспорта
  • Разработка программы энергосбережения и энергоэффективности
  • Информационная поддержка клиентов по вопросам, связанным с энергосбережением и энергоэффективностью
  • Организация повышения квалификации персонала

Краткая история

Амурский государственный университет является членом Консорциума «Открытый энергетический университет», организованного под эгидой РАО «ЕЭС России» в мае 2001 года. В состав Консорциума входят 13 ведущих вузов Российской Федерации.

Основными задачами Консорциума являются повышение энергоэффективности и энергосбережение.

В рамках Консорциума в 2002 году при Амурском государственном университете создан Региональный центр «Амурэнергосервис» с целью подготовки кадров по энергетическим специальностям, повышения квалификации и переподготовки лиц, занятых в энергетической сфере, предоставления возможности получения дополнительного профессионального образования специалистам энергетических компаний.

В настоящее время региональный центр «Амурэнергосервис» преобразован в малое инновационное предприятие ООО «Энергосберегающие системы и технологии» (ООО «ЭСиТ»).

Высококвалифицированные сотрудники АмГУ, работающие в составе МИП ООО «ЭСиТ» имеют значительный опыт в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, публикации в ведущих журналах («Вестник энергосбережения», «Перспективы энергетики» и др.), научно-исследовательские работы в области энергетики, результатами которых являются патенты и свидетельства о регистрации компьютерных программ.

В 2010 году научная группа АмГУ разработала Программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Амурской области с 2010 по 2014 год и на период до 2020 года.

Контакты:  Плутенко Андрей Долиевич, ректор / ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», Игнатьевское шоссе, 21, г. Благовещенск, 675027 / +7 (4162) 394-501, +7 (4162) 394-525 / [email protected] Контакты 2:  Подгурская Ирина Геннадьевна, менеджер по управлению персоналом / Малое инновационное предприятие ООО «Энергосберегающие системы и технологии» (ООО «ЭСиТ»), 675027, Игнатьевское шоссе, 21, г. Благовещенск / +7 (4162) 394-633 / [email protected]

СКБ «Автоматизация и регулирование»

СКБ функционирует при кафедре автоматизации производственных процессов и электротехники энергетического факультета.

Направления работ: проектирование систем автоматизации и управления, разработка программного обеспечения.

Основные направления работ

  • «Программный комплекс для проектирования систем автоматического управления с запаздыванием» (Боголей Е.В, Боголей И.В.; рук. Теличенко Д.А.) – финансируемая;
  • «Программная реализация работы логических контроллеров» (Николаец Ф.А.; рук. Рыбалев А.Н.) – финансируемая;
  • «Искусственный интеллект в теплоэнергетике» (Капитонов Д.В.; рук. Теличенко Д.А.) – финансируемая;
  • «Управление теплоэнергетическими объектами при использовании RISC-микроконтроллеров» (Учаев А.В.; рук. Теличенко Д.А.) – финансируемая.
  • Инициативные работы, которыми занимаются студенты специальности автоматизация, не финансируемые, на конкурсной основе претендующие на включение в основной перечень.

Краткая история

30.09.2002 распоряжением Вилесовой Людмилы Алексеевны, декана ЭФ, сформировано студенческое объединение «Автоматизация технологических процессов и производств» (СО «АТПиП»). Руководство СО «АТПиП» возложено на старшего преподавателя кафедры АППиЭ Редозубова Романа Дмитриевича. За СО «АТПиП» закреплена аудитория 306, корпуса 6. Студентам входящим в СО «АТПиП», разрешено самостоятельное пребывание в аудитории 306 и выполнение собственных научно-исследовательских работ.

Начиная с 2002 года студенческая работа стала иметь официальный статус, и многие разработки легли в основу не только студенческих исследований, но и стали прочной основой для выполнения курсовых и дипломных проектов, а также поспособствовали защите 2 кандидатских диссертаций выпускниками кафедры (Теличенко Д.А., Безруков Н.С.)

По прошествии времени и серьезной работы проведенной сотрудниками кафедры (прежде всего Рыбалевым А.Н. и Редозубовым Р.Д.) студенческие результаты стали завершенными учебными стендами, исследовательскими комплексами и самостоятельными программно аппаратными решениями, достойными упоминания в научных статьях, сюжетов на центральном и местном телевидении.

Контакты:  Теличенко Денис Алексеевич, канд. техн. наук, доцент кафедры АППиЭ энергетического факультета, руководитель / 675000, г.Благовещенск, Игнатьевское шоссе 21, АмГУ, корпус 6, 304. / +7 (4162) 394-632 /  [email protected], [email protected] Достижения:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

СКБ «Трехмерное компьютерное моделирование»

СКБ функционирует при кафедре информационных и управляющих систем факультета математики и информатики.

Направления работ: разработка реалистичной ГИС отдельных кварталов города и создание 3D-моделей технического устройства серийных автомобилей.

Основные направления работ

  • «Электронная карта с использованием реалистичных 3D-моделей зданий» (Коростылев Р.И.; рук. Еремин Е.Л.) – финансируемая;
  • «Система 3D-моделирования технического устройства серийных автомобилей» (Медведев А.К., Соловьев И.А.; рук. Еремин И.Е.) – финансируемая.

Краткая история

05.02.2013 приказом по университету сформирована штатная структура студенческого инновационного центра, в рамках которого предполагалось создание СКБ «Трехмерное компьютерное моделирование».

В июне 2013 в штат СКБ приняты первые сотрудники – Коростылев Р.И., Соловьев И.А.

Контакты:  Еремин Илья Евгеньевич, доктор технических наук, доцент кафедры ИУС факультета математики и информатики, руководитель / +7 (4162) 394-653 / [email protected] Достижения:  Загрузить

СКБ «Обработки материалов концентрированными потоками энергии»

СКБ функционирует при научно-образовательном центре университета.

Основные направления работ

  • Cоздание новых металлических материалов в виде защитных эксплуатационных покрытий с использованием концентрированных потоков энергии, их исследование и внедрение в производство.

Краткая история

05.02.2013 приказом по университету сформирована штатная структура студенческого инновационного центра, в рамках которого предполагалось создание СКБ «Обработки материалов концентрированными потоками энергии».

В июле 2013 в штат СКБ принят первый сотрудник.

Контакты:  Козырь Аркадий Валентинович, канд. техн. наук, руководитель лаборатории ОМКПЭ, руководитель / 675000, г.Благовещенск, Игнатьевское шоссе 21, АмГУ, гл. корпус, 116. / [email protected]

Как организовать СКБ

Если Вы сотрудник университета и имеете команду студентов, аспирантов и магистрантов, занимающихся перспективными научными исследованиями, у Вас есть результат и Вы готовы его в дальнейшем использовать – присоединяйтесь!

Для начала работ достаточно уведомить руководство СИЦ о намерениях создать собственное СКБ, указав его руководителя, месторасположение, коллектив и направления исследований.

Важно!

Работа первого года для вновь созданного СКБ происходит на инициативном начале. По сданному годовому отчету в СИЦ оцениваются достигнутые результаты и дальнейшие перспективы. Заключение и рекомендация о создании СКБ (в случае положительной экспертизы отчета) озвучивается на научно-техническом совете университета и формулируется предложение ректору о создании СКБ. Так же решается вопрос о штатной структуре создаваемого СКБ.

Контакты:  Теличенко Денис Алексеевич, канд. техн. наук, доцент кафедры АППиЭ энергетического факультета, руководитель СИЦ / +7 (4162) 394-632 / [email protected]

www.amursu.ru

Инновационные структуры в России и в мире

Технопарк Новосибирского Академгородка

Технопарк новосибирского Академгородка (Академпарк) образован с целью создания и развития в Новосибирской области технопарка в сфере высоких технологий. Миссия Технопарка – обеспечить лидерство инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала Сибирской науки.

Видеоролик о Технопарке новосибирского Академгородка

http://www.academpark.com

Инновационный центр "Сколково"

Деятельность Инновационного центра "Сколково" обусловлена одной главной целью — оказать инновационным компаниям-участницам проекта «Сколково» всю необходимую поддержку для того, чтобы они успешно развивали свои технологические активы и корпоративную структуру, превращаясь в лидирующих игроков на глобальных рынках.

http://www.sk.ru

Биотехнопарк Кольцово

Биотехнопарк Кольцово объединяет фармацевтические компании. Основная задача Биотехнопарка  – создать условия для прихода профильных инвесторов и обеспечить их адаптацию на начальном этапе.

 www.btp-nso.ru

 

Ассоциация инновационных регионов России

Цель Ассоциации – содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Исполнительный директор Ассоциации – Иван Бортник, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

http://www.i-regions.org/

Инновационные территориальные кластеры

Перечень программ развития 25 территориальных кластеров России (согласно предложению Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям): 

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Сейчас НАИРИТ является одним из самым массовых общественных объединений в сфере инноваций и объединяет более 1400 инновационных компаний и творческих коллективов со всей страны. http://www.nair-it.ru/

Силиконовая долина, Калифорния, США

Силико́новая доли́на (Кре́мниевая доли́на, англ. Silicon Valley) — регион в штате Калифорния (США), отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с производством компьютеров, оборудования и их составляющих, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. http://www.siliconvalley.com 

Технопарки Европы и Северной Америки

Ведущие Технопарки Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и США. 

http://www.metolit.by/ru/dir/index.php/1865 

Французский технологический парк София Антиполис

София Антиполис (англ. Sophia Antipolis) — технологический парк на юге Франции. Созданный в 1970—1984 годах, он является домом в основном для компаний в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологии. Здесь также располагаются несколько высших учебных заведений и европейская штаб-квартира консорциума W3C. http://www.sophia-antipolis.org

Швейцарский технопарк в Цюрихе

Технопарк в Цюрихе был сформирован в 1993 году на площади 44,300 тысячи квадратных метров. В центре работает 230 компаний, трудятся 1,750 тысячи специалистов. Основное направление технопарка - информационные и коммуникационные технологии и электроника. Технопарк в Цюрихе являлся прообразом "Сколково". http://www.technopark.ch 

Финский технопарк Otaniemi

Otaniemi – ведущий технопарк Северной Европы. Готов оказать содействие в организации R&D и финансировании в рамках Европейских программ. www.otaniemi.fi

Томский институт бизнеса

Первый старт-ап ВУЗ России - это инновационная кузница предпринимательских кадров высшего уровня. Томский институт бизнеса позволяет получить предпринимательское образование, ориентированное на практические потребности современной экономики, обрести все необходимые знания и умения для строительства успешной карьеры или создания собственного бизнеса. http://tib.tomsk.ru

Российская сеть трансфера технологий

Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 60 российских инновационных центра (из 25 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть – это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. http://www.rttn.ru  

inno.nsu.ru

Документы - Правительство России

Постановление от 29 декабря 2017 года №1698. Это решение необходимо как правовая основа для отбора организаций в целях реализации проектов по созданию инновационных научно-технологических центров. Для образовательных организаций предусматривается наличие у них права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, а для научных организаций – отнесение их к 1-й категории (научные организации – лидеры). Критерии также предусматривают наличие у организаций необходимых ресурсов для научно-технологической деятельности.

Справка

Документ

  • Постановление от 29 декабря 2017 года №1698

Внесено Минэкономразвития России.

Федеральным законом от 29 июля 2017 года №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) регулируется создание и функционирование инновационных научно-технологических центров (далее – Центр), которые представляют собой часть территории субъекта Федерации, на которой действует особый правовой режим деятельности и создаётся необходимая инфраструктура в целях создания благоприятных условий для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

В соответствии с Федеральным законом инициатор проекта – образовательная организация высшего образования или научная организация, которые соответствуют критериям, установленным Правительством России, и по инициативе которых создаётся Центр (далее – инициатор проекта).

Оценку соответствия организаций критериям проводит уполномоченный Правительством России федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства от 7 октября 2017 года №1230 таким федеральным органом является Минэкономразвития России.

Подписанным постановлением утверждены критерии, предъявляемые к инициатору проекта. Для образовательных организаций предусматривается наличие у них права в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, а для научных организаций – отнесение их к 1-й категории (научные организации – лидеры) в соответствии с постановлением Правительства от 8 апреля 2009 года №312.

Критерии также предусматривают наличие у организаций необходимых ресурсов для научно-технологической деятельности. У инициаторов проекта должны быть:

- объекты научной, инновационной, социальной и другой инфраструктуры, которые могут быть использованы для научно-технологической деятельности;

- подтверждение в письменной форме участия в проекте не менее 20 организаций и потенциальных инвесторов, выразивших готовность участвовать в создании инфраструктуры планируемого Центра.

Инициатор проекта должен также иметь опыт участия в деятельности инновационных кластеров, создании индустриальных (научных) парков, технопарков, в проведении научных исследований под руководством ведущих учёных на средства гранта Правительства России в соответствии с постановлением Правительства от 9 апреля 2010 года №220.

Инициатор проекта не должен иметь просроченной задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

Принятое решение позволит создать правовую основу для отбора организаций в целях реализации проектов по созданию научно-технологических центров.

government.ru

Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности: классификация и основные функции::Журнал СА 07-08.2016

Рубрика: Наука и технологии

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Без фото КИРИЛИНА Е.Р., аспирантка Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, [email protected]

Инновационные центры как субъекты инновационной деятельности:классификация и основные функции

По своей сути, инновационные центры являются местом концентрации инновационного бизнеса и функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи. Они выступают основными субъектами инновационной деятельности и решают ряд важнейших задач по внедрению и управлению продуктовыми, процессными, организационными и маркетинговыми инновациями

Развитие инноваций стало определяющим фактором успешности экономики того или иного региона, страны, отдельно взятого города. Под инновациями подразумевают «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса» [8, c. 31].

Термин «инновация» был введен австрийским экономистом Й.А. Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития» он трактовал инновацию как средство предпринимательской деятельности, которое направлено наувеличение прибыльности и конкурентоспособности организации [1, с. 234]. То есть внедрение на рынок нового продукта, новых видов услуг, процессов, методов производства и пр. дает возможность предпринимателю получить сверхприбыль и стать лидером в выбранном направлении.

В соответствии с выработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и статистической службой Европейского союза (Евростат) «Руководством Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» существуют следующие типы инноваций:

  • Продуктовые.
  • Процессные.
  • Организационные.
  • Маркетинговые.

Под продуктовыми инновациями понимается улучшение качества продуктов или услуг, в том числе создание новых или усовершенствование существующих. Процессные инновации означают изменение методов, способов производства идоставки продукции. К организационным инновациям относится внедрение новых организационных методов на предприятии, например использование новых методов повышения квалификации сотрудников. Маркетинговые инновации предполагают изменение дизайна продукции, способов продвижения на рынок и др.

Под субъектами инновационной деятельности принято понимать физических или юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. В свою очередь, инновационная деятельность – это совокупность всех «научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, реально приводящих к осуществлению инноваций или задуманных с этой целью» [8, с. 31-32].

В зависимости от сектора экономики, в рамках которого осуществляется инновационная деятельность, можно выделить субъекты предпринимательского, государственного, научно-образовательного и частного некоммерческого сектора. Похарактеру участия организации в инновационных процессах принято выделять субъектов-исполнителей инновационной деятельности и субъектов поддержки инновационной деятельности. Субъекты-исполнители реализуют шаги поразработке и внедрению инноваций, в то время как субъекты поддержки формируют условия для создания инноваций, например оказывают финансовую или правовую поддержку.

Оболенская Л.Н. в своей работе «Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления» выделяет следующие субъекты инновационной деятельности [2, c. 60]:

  1. Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на процесс принятия решения предприятием о создании инноваций (например, покупатели потребительского или предпринимательского рынка, формирующие спрос наинновации).
  2. Субъекты, которые оказывают непосредственное влияние на реализацию шагов, направленных на производство предприятием инноваций (например, вузы или предприниматели, участвующие в государственно-частном партнерстве ипр.).
  3. Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на рыночной стадии инновационной деятельности (например, организации предпринимательского или потребительского сектора, осуществляющие покупку инновационных продуктов).
  4. Субъекты, которые оказывают непосредственное воздействие на один и более этапов жизненного цикла инноваций (например, вузы и университеты, занимающиеся подготовкой кадров, или государственные органы, осуществляющие финансовое, налоговое, правовое, административное регулирование инновационных процессов).

Одними из субъектов инновационной деятельности являются инновационные центры. По сути – это место концентрации инновационного бизнеса [9, с. 7]. Сегодня они функционируют почти во всех развитых и развивающихся странах мира, а их количество составляет уже больше тысячи [9, с. 7-8]. Как правило, государство выступает инициатором их создания. По мере развития и привлечения частного капитала инновационные центры могут переходить в собственность частных инвесторов.

В зависимости от степени участия государственного или частного сектора можно выделить следующие виды инновационных центров:

  1. Технопарки с участием частного капитала (данные субъекты могли создаваться в рамках инновационной и научной деятельности ТНК или по государственной инициативе, но с превалирующей долей вложений частного сектора).
  2. Институты развития (иначе это государственные инновационные центры, выполняющие функции инновационного развития, в рамках проводящейся государством политики).
  3. Технопарки (технопарки являются центрами пребывания научно-образовательных учреждений, их основная задача – коммерциализация научных исследований и разработок, а также оказание различного рода научных услуг длякомпаний и государственных институтов).

Однако нельзя свести инновационные центры к трем основным видам. Организации по поддержке и развитию инновационных проектов создавались в разные периоды времени, при различных экономических условиях, под отличные цели изадачи. Следующая классификация инновационных центров тоже находит свое отражение в мировой практике.

1. Центры превосходства. Осуществляют функции по поддержке инновационных проектов на самом раннем этапе их создания, осуществляют их финансирование. Примерами могут служить Центры превосходства Финляндии, созданные набазе научно-образовательных учреждений и высших школ. Центры превосходства финской академии [6] объединены в одну сеть с единым менеджментом и политикой финансирования проектов. Финансирование предоставляется сроком нашесть лет, что означает возможность реализации долгосрочных проектов и взятие центром части рисков на себя. Помимо этого, центры ведут научные исследования, осуществляют подготовку научных специалистов.

2. Центры трансферта технологий. Создаются на базе университетов и предприятий для коммерциализации научной деятельности и интеллектуальной собственности. Они также осуществляют поддержку инновационных проектов на самом раннем этапе, оказывают помощь в решении организационных и юридических проблем. В качестве примера можно привести программу SBIR в США [5]. SBIR представляет собой конкурсную программу, которая помогает местным компаниям оценить свой технологический потенциал и осуществить коммерциализацию интеллектуальных продуктов через участие в государственных исследованиях и проектах.

3. Фонды «посевного финансирования». Фонды «посевного финансирования» отвечают за переход от обкатки идей к этапу создания первых промышленных образцов; создание малых инновационных предприятий, которые осуществляют запуск опытного производства. Фонды также предоставляют финансирование на условиях разделения рисков с частными инвесторами. В качестве примера можно привести финское агентство по поддержке инноваций TEKES [7]. Оно является государственной экспертной организацией по финансированию исследований, разработок и инноваций, сотрудничает с лучшими инновационными компаниями Финляндии. Ежегодно TEKES финансирует около 1500 бизнес-исследований и опытно-конструкторских работ, а еще почти 600 научно-исследовательских проектов в университетах [7]. Также TEKES финансирует проекты, которые в долгосрочной перспективе принесут наибольшую пользу дляобщества и экономики страны. Агентство не получает финансовой прибыли.

4. Бизнес-инкубаторы. Обеспечивают условия для создания и развития стартапов (аренда помещения, предоставление оборудования, образовательных, финансовых, юридических пр. услуг). Пример: Golden Gate Ventures в Сингапуре [3]. Компания помогает интернет-стартапам различных областей: электронная торговля, электронные платежи, мобильные приложения и пр. Важно отметить, что Golden Gate Ventures помогает решать кадровые вопросы и осуществляет менторство привлекая специалистов ведущих интернет-компаний.

5. Государственные венчурные фонды. Осуществляют прямое финансирование инновационных проектов, а также других венчурных фондов. Государственные венчурные фонды ведут проекты от этапа создания стартапов до тиражирования нового бизнеса. Одним из таких государственных венчурных фондов является израильский фонд Yozma [4]. Yozma инвестирует в проекты в сфере коммуникаций, информационных и медицинских технологий, финансирует компании навсех этапах развития проекта, особое внимание уделяя периоду становления. Фонд отдает предпочтение компаниям, чьи основные рынки сбыта находятся за рубежом. Объем финансирования варьируется от 1 млн до 6 млн долларов США[4].

Инновационные центры благодаря многообразию реализуемых функций становятся эффективным инструментом развития экономики. Их направленность и суть деятельности зависят в первую очередь от потребностей рынка, которые напрямую связаны с теми или иными отраслями промышленности, развивающимися в соответствии с приоритетами страны или региона. Если первоначально инновационные центры находятся на финансировании государства, то по мере своего развития они активно привлекают различные источники финансирования и становятся самоокупаемыми, осуществляя трансфер технологий. Вовлечение в эти процессы международных структур и взаимодействие между ними способствуют развитию инновационных центров как инструментов мировой торговли и обмена технологиями, передачи технологии из сферы разработки в сферу практического использования. eof

  1. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: «Эксмо», 2007.
  2. Оболенская Л.В. Развитие классификации субъектов инновационной деятельности для обеспечения системного управления.//«Управленческие науки», №4, 2014.
  3. Официальный сайт Golden Gate Ventures – http://goldengate.vc. Дата обращения: 19.05.2016 г.
  4. Официальный сайт венчурного фонда Yozma – http://www.yozma.com. Дата обращения: 16.05.2016 г.
  5. Официальный сайт программы Small Business Innovation Research (SBIR) – https://www.sbir.gov. Дата обращения: 20.05.2016 г.
  6. Официальный сайт финской академии URL – http://www.aka.fi. Дата обращения: 18.05.2016 г.
  7. Официальный сайт фонда TEKES – https://www.tekes.fi/en. Дата обращения: 20.05.2016 г.
  8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям/Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье изд./пер. с англ. – М.: ЦИСН, 2010.
  9. Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности)/Инновационный центр «Сколково», рейтинговое агентство «Эксперт» − 2012.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, субъект инновационной деятельности.

Innovation centers as subjects of innovative activity: classification and basic functions

Kirilina Elizaveta Romanovna, Postgraduate study of Center Southeast Asia, Australia and Oceania Oriental Studies, Moscow, [email protected]

Summary: The material opens a series of articles on innovation centers around the world. At its core, innovation centers are a place of concentration of business innovation and function in almost all developed and developing countries, and their number has more than a thousand. Innovation centers today are the main actors of innovation and solve a number of important tasks for implementation and product management, process, organizational and marketing innovations.

Keywords: innovation, innovative activity, subject of innovation activity.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samag.ru

Краткая характеристика инновационно-технологических центров — МегаЛекции

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) - это организация, созданная на базе научной организации или опытного завода, обладающая офисными, производственными помещениями, оборудованием, использующая его для представления в аренду малым предприятиям или для осуществления собственной инновационной деятельности.

Среди услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания):

1) предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду;

2) информационные услуги малым предприятиям;

3) консультационные услуги в области бизнес-планирования;

4) содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов;

5) подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;

6) организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий;

7) оценка и правовая защита интеллектуальной собственности;

8) разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;

9) помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;

10) содействие внешнеэкономической деятельности;

11) предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах;

12) создание центров коллективного пользования оборудованием;

13) создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности.

 

Главная особенность инновационно-технологического центра (ИТЦ) состоит в том, что этот центр по своей сути является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап организации, состоящий в становлении и выживании в начальный период их деятельности. Инновационно-технологические центры так же, как и бизнес-инкубаторы, создаются в основном в рамках технопарков. Например, инновационно-технологический центр технопарка МИФИ существует на арендуемых площадях МИФИ. Общая площадь, занимаемая технопарком, превышает 2000 м2, число работающих на фирмах технопарка - более 350 человек. Данные помещения технопарк и его малые наукоемкие фирмы занимают на условиях ежегодно обновляемых договоров аренды. При этом арендная плата за пользование площадями взимается с фирм технопарка и вносится на счет МИФИ.

 

Инновационно-технологические центры страны объединены Союзом инновационно-технологических центров России, созданным 10 марта 2000 г. в Москве. Основными задачами Союза является:

- совершенствование инфраструктуры инновационного комплекса России;

- создание информационной среды для эффективного взаимодействия ИТЦ;

- правовое обеспечение и совершенствование нормативной базы деятельности ИТЦ;

- установление устойчивых связей с федеральными и региональными органами власти;

- интеграция ИТЦ России в Европейскую сеть инновационных центров;

- создание новых механизмов финансирования инновационных проектов и инфраструктуры, таких, как институт венчурного финансирования, гарантийные фонды, фонды НИОКР.

Особое место в деятельности Союза занимает издательско-информационная деятельность.

В Союз инновационно-технологических центров России входят 25 ИТЦ, а всего в России создано 53 центра.

 

Основными целями ИТЦ является:

- координация деятельности по созданию и развитию инфраструктуры инновационной системы области, районов и города;

- содействие развитию малого инновационного предпринимательства;

- представление интересов членов ИТЦ в региональных, федеральных и международных организациях;

- представление и защита общих имущественных, экономических и социальных интересов членов ИТЦ.

Исходя из поставленных целей, основными задачами ИТЦ являются:

1. Привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов ИТЦ для наилучшей реализации их профессиональных интересов.

2. Участие в проведении системных исследований по формированию и развитию инновационной системы Московской области, выработка предложений органам власти.

3. Участие в мониторинге тенденций развития науки и технологий и выработка рекомендаций по научно-технической и инновационной политике региона на основе долгосрочного прогноза технологического развития.

4. Оказание помощи в коммерциализации инновационных технологий, продукции и услуг малых предприятий.

5. Содействие инновационным предприятиям по налаживанию кооперации, по установлению партнерских отношений с потенциальными производителями и заказчиками.

6. Организация и обеспечение юридических, экономических, научно-технических консультаций и экспертиз инновационных проектов.

7. Участие в организации городских и областных конкурсов инноваций.

8. Организация участия предприятий в различных международных и федеральных конкурсах.

9. Оказание содействия в кредитовании инновационной деятельности предприятий.

10. Участие в организации и подготовке специалистов в области коммерциализации инновационных технологий.

11. Правовая защита интересов членов ИТЦ, способствующая росту их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на международном рынках.

12. Участие в разработке федеральных, региональных и местных нормативных и правовых актов.

13. Организация информационной, консультативной и методической помощи членам ИТЦ.

14. Подготовка и издание информационно-аналитических материалов и статистических сборников по проблемам науки и инноваций.

15. Создание банков данных, других информационных систем, содействующих эффективности работы членов ИТЦ и субъектов инновационной системы региона.

16. Представление интересов членов ИТЦ в органах государственной власти любого уровня и в органах местного самоуправления.

17. Разработка и финансирование проектов и программ, направленных на реализацию уставных целей и задач ИТЦ.

18. Осуществление рекламной и рекламно-информационной деятельности.

19. Организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена опытом и реализации достижений членов ИТЦ, инновационных предприятий, учреждений, организаций.

20. Создание основ и форм взаимодействия членов ИТЦ, позволяющих им использовать возможности друг друга для успешного ведения бизнеса в интересах инновационного развития г. Жуковского.

21. Обобщение опыта работы предприятий инновационных технологий, в том числе зарубежных, создание информационных баз данных.

22. Международное сотрудничество с коммерческими и некоммерческими организациями, развитие деловых связей с ними в целях решения задач ИТЦ.

23. Содействие членам ИТЦ и иным заинтересованным юридическим лицам в консолидации ресурсов для осуществления крупных финансовых программ.

Список ИТЦ:

  • Автономная некоммерческая организация "Белгородский инновационно-технологический центр "ТРАНСФЕР"
  • Автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр технопарка «Новосибирск»"
  • Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Западно-Сибирский инновационный центр"
  • Закрытое акционерное общество Инновационно-промышленный комплекс "Беседы"
  • Закрытое акционерное общество "Воронежский инновационно-технологичсекий центр"
  • Закрытое акционерное общество "Научный парк Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова"
  • Закрытое акционерное общество «Инновационно-производственный Технопарк "ИДЕЯ"»
  • ЗАО "Южно-Уральский инновационно-технологический центр"
  • Инновационно-технологический центр "Инновации ленинградских институтов и предприятий"
  • Инновационно-технологический центр Закрытое акционерное общество "Плазменные технологии"
  • Инновационный технологический центр Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга
  • Некоммерческое партнерство "Тульская региональная Лига научно-технического и инновационного предпринимательства"
  • Некоммерческое партнерство "Калининградский инновационно-технологический центр"
  • Некоммерческое партнерство "Ярославский инновационно-технологический центр"
  • Некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр "Академический"»
  • Некоммерческое партнерство Инновационно-технологический центр "ИнТех-Дон"
  • Общество с ограниченной ответственностью "Владимирский инновационно-технологический центр"
  • Общество с ограниченной ответственностью "Инновационный центр новых технологий"
  • Общество с ограниченной ответственностью "Обнинский Центр Науки и Технологий"
  • Общество с ограниченной ответственностью "Технологии. Внедрение. Наука"
  • Общество с ограниченной ответственностью "Центр Трансфера Технологий"
  • ООО Межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий "Югинформинвест"
  • ООО Научно-Производственное Предприятие "Производственное Объединение Инноваторов Северного Каспия"
  • Открытое акционерное общество "Зеленоградский инновационно-технологический центр"
  • Открытое акционерное общество "Технопарк промышленных технологий «Инновационно-технологический центр «КНИАТ»
  • Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр»

 

 

megalektsii.ru

Обзор развития инноваций в России и мире

Инновации и современная экономическая действительность

Современное общество, независимо от стадии развития, представляет собой сложную структуру взаимосвязанных явлений экономической действительности. Экономические явления образуют движущую силу, направленную в той или иной степени на развитие данного общественного строя, как некий двигатель, толкающий машину вперед. Именно инновации являются тем топливом, которое питает экономическую систему, позволяет человечеству идти вверх по ступеням все большего преобладания над природой. Чем больше общество бросает в топку огня паровой экономической системы топливо в виде инноваций, тем быстрее общество развивается и окупает расходы инновационной деятельности. 

 

Если оглянуться на прошедший период развития человечества, когда еще не было четкого понимания об инновационной деятельности, возникает весьма логичный вопрос, почему же человеческий социум развивается так неравномерно на современном историческом промежутке времени? Почему страны Африки, к примеру, менее задействованы в инновационной активности, чем страны Европы? Какие факторы влияют на силу огня в топке механизма инновационного прорыва?

Следует четко понимать, что инновационная деятельность носит системный характер и эффективность этой деятельности зависит не от одного фактора, а от их совокупности – системы. В этой совокупности существуют наиболее значимые факторы. Те, без которых не получится развить комплексный инновационный подход. В любой системе существуют базовые движущие силы, без которых не получится ее развитие.

Следуя основным постулатам экономической теории, можно предположить, что наиболее значимыми факторами, влияющими на уровень инновационной деятельности, являются:

1.человеческий капитал,

2.финансовый капитал,

3.уровень экономической прозрачности как средство, необходимое для инновационной деятельности.

   В качестве развитых стран Международный валютный фонд на 2011 г. выделяет следующие государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США[1].

Естественно предположить, что, анализируя инновационную деятельность по данным странам, можно увидеть общие тенденции, так сказать, ход инновационной активности.

В мировой практике разработан индекс инновационной активности – индекс IAK. Данный индекс характеризует общий вес в государстве по всем секторам экономики вливаний в инновации различного ресурсного обеспечения. Анализируя данный индекс в открытой печати, можно сформировать приблизительную диаграмму, показывающую общий уровень инновационной активности по странам (рис. 1[2]).

 

Рис. 1.  Инновационная активность по странам, в %

 

Из диаграммы следует, что лидером в данном направлении является  Швеция. Каким образом Швеция заняла лидирующие позиции?

Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим первый фактор, определенный в начале статьи – человеческий капитал. Без всякого сомнения, интеллектуальный потенциал общества является двигателем прогресса и образует ту благодатную почву, из которой произрастает все новое и более совершенное. Именно интеллект человека является первой ступенью для формирования инноваций. И по тому, насколько качественно данный интеллект в масштабах нации будет представлен в социуме, можно уже судить о потенциале к инновационной активности. Также можно сказать, что интеллектуальная способность общества зависит от уровня образования. Естественно, необходимо сделать существенные поправки в сторону качества образования, доступности образования и т.д. Но нас сейчас больше интересует другой аспект проблемы. Можно вывести следующую зависимость: чем выше культура образования, тем больше вероятность инновационной деятельности для данного общества. Швеция входит в десятку наиболее образованных стран в соответствии с индексом образования по странам, разработанным Организацией Объединенных Наций (рис. 2[3]).

Рис. 2. Индекс уровня образования по странам мира

Вторым факторам, как было определено выше, влияющим на уровень инновационной активности, является наличие финансового капитала.

Как и любая деятельность, инновации требуют первоначальных вливаний в виде инвестиций. Это относится не только к технологической сфере инновационного развития. Любой умственный труд – это сложный путь нахождения чего-то наилучшего, требующий больших энергозатрат, будь он в виде научно-исследовательских работ, просто созидательной деятельности или опытно-конструкторских разработок. Достойные инвестиционные вливания  стимулируют общество максимально прилагать усилия к нахождению инновационных решений и двигают локомотив государственной экономики вперед. Уровень инвестиционного вливания, по сути, определяет то, что формирует инновационный потенциал данного государства. Наиболее наглядно зависимость затрат государства на инновации можно проследить в рамках отношения к валовому внутреннему продукту (рис.3[4]).

 

          Рис. 3. Инвестиции в инновации по отношению к ВВП

Анализ данной диаграммы показывает, что Швеция находится на втором месте по уровню инвестиций в инновационную сферу по отношению к общему уровню показателя по валовому внутреннему продукту. Уровень инвестиций от 2% характерен  для наиболее активных стран в структуре инновационной деятельности и характеризует серьезный подход государств к вопросу инноваций.

Третьим фактором, отражающим инновационную деятельность по странам, является уровень экономической прозрачности. Данная категория определяет основную проблему для любой экономики страны – коррупционную составляющую. При проведении исследований в данном направлении выявилась очень интересная закономерность: степень коррумпированности в стране линейно влияет на уровень инновационной активности (рис. 4[5]).

 

            

          Рис. 4. Индекс восприятия коррупции по странам мира и приведенные к нему показатели вложений бизнеса в инновации

 

Как видно из диаграммы №4, наиболее инновационно развитые страны позиционируются с наименьшей долей коррупции (наибольший показатель индекса соответствует наименьшему коррупционному фону для данной страны). Кроме того, для стран с меньшим уровнем коррупции характерны наибольшие доли вложений бизнеса в инновации (хотя существуют и исключения – Новая Зеландия). Вероятно, данная тенденция связана с практической стороной вопроса, поскольку не секрет, что участие государства в инновационном процессе часто носит эфемерный характер, особенно в высоко коррумпированных странах. Поэтому для таких стран характерна меньшая активность бизнеса в инновационном процессе, связанная с большими административными барьерами и нежеланием государственной системы идти навстречу частного инновационного процесса в силу привлекательности осуществления незаконных денежных операций.

 

          Инновационная деятельность в России

Теперь весьма интересно проследить ситуацию, сложившуюся на инновационном поле деятельности России. Многие современные экономисты и политики говорят об особенном положении России и утверждают, что у нее особый путь развития. Действительно, сложившееся экономическое положение России диктует особые условия инновационной деятельности, но если рассматривать эту деятельность в отдельных секторах экономики. Анализ трех основных факторов (человеческого капитала, финансового капитала и уровня экономической прозрачности) показывает весьма плачевное положение Российской Федерации на международном инновационном рынке.

Как видно из диаграммы №1, инновационная активность России определяется на уровне 8%. То есть примерно в 10 раз меньше, чем у лидера инновационной деятельности – Швеции.

Возможно, что данный показатель формируется на основе сложившейся практики еще в Советском Союзе, где основная активность происходила в оборонном секторе. То есть гражданская и оборонная промышленности были полностью разделены, а основные передовые разработки для военных в силу идеологических предпосылок финансировались намного сильнее, гражданские же  разработки значительно уступали военным и порой не отвечали сложившимся современным требованиям. Причем данный военный сегмент экономики Советского Союза был полностью закрыт и засекречен.

Данная тенденция наблюдается и в современной России (рис. 5[6]).

 

            

          Рис. 5.  Доли расходов по отношению к ВВП

Следует отметить, что Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП).

Кроме того, инновационная активность тесно связана с существующими основными фондами экономики России. Эта проблема для России - историческая. Общий толчок для развития экономики и, как следствие, инновационной деятельности, связанный в послевоенный период с подъемом экономики СССР, давал возможность двигаться по инерции. Острая проблема износа основных фондов встала перед молодой Россией в 90-ые гг. Как видно из рис. 6[7], основные фонды Российской экономики на2010 г. изношены на 47%.

 

          Рис. 6. Степень износа ОФ в РФ по пятилетним группам

 

Данная тенденция делает обновление фондов все более дорогостоящим, что связанно с инфляцией, развитием технологий и отсутствием необходимого фонда денежных средств. То есть можно сделать вывод, что России просто не до инноваций, поскольку Правительство не в состоянии справиться с текущими проблемами, связанными с хозяйственной деятельностью в масштабах страны.

Теперь рассмотрим основные факторы, определяющие уровень инновационной деятельности государства.

Диаграмма №2 показывает, что уровень образования в России находится выше среднего (значение 0,78). В то же  время в соответствии с диаграммой №3 доля инвестиций в инновации по отношению к ВВП составляет менее 1,5%, что в среднем в 3 раза меньше доли вложений для инвестиционно развитых стран. Коррупция в России пока находится на на критически высоком уровне, что значительно влияет на уровень активности бизнеса в соответствии с диаграммой №4.

То есть можно сделать вывод, что два последних фактора значительно принижают уровень влияния на инновационную активность первого (индекс образования).

В контексте общей инновационной ситуации в России любопытно рассмотреть уровень числа организаций, выполняющих научно-исследовательские разработки, представленные на рис. 7[8].

 

         Рис. 7. Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по секторам деятельности, в период с 2000-2010 г.

 

В среднем общий уровень государственных организаций имеет постоянный показатель и колеблется в интервале 1200–1500 единиц. В то время как предпринимательский сектор имеет значительную отрицательную динамику и характеризуется снижением числа организаций более чем на 800 единиц. Что касается числа организаций высшего профессионального образования, то тут наблюдается незначительный подъем на уровне 50-100 организаций. Просматривая общую динамику числа организаций, задействованных в научных исследованиях, просматривается сокращение их числа.

Обобщая информацию, приведенную выше, можно сказать, что Россия находится на нижней ступени инновационного развития и даже создание специализированных государственных учреждений, прямо либо косвенно отвечающих за уровень инноваций на текущий момент, не меняет ситуацию, а порой усугубляет ее дополнительными административными барьерами коррупционного характера. Из трех базовых факторов общего развития инноваций положительный эффект для России имеет только показатель человеческого капитала. Финансирование находится на низком уровне и требует решения в общем ключе не инновационных вопросов, а хозяйственных. Уровень экономической прозрачности является наиболее болезненным для Российской действительности, так как большие барьеры по отношению к инновациям не дают достаточного толчка к развитию последних.

 

         Материал подготовлен компанией CONCOL

365-tv.ru

Развитие инновационных технологических центров в России — реферат

 

 

 

 

1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РФ

 

Научно-технологические  парки:

  1. Технопарк “Строгино”
  1. Технопарк “Дубна”
  1. Научный парк МГУ
  1. Наукоград Кольцово
  1. Технопарк Новосибирск
Центры Трансфера Технологий (ЦТТ):
  1. Южно-Уральский Центр Трансфера Технологий (ЮУЦТТТ)
  1. Томский Центр Трансфера Технологий(ТЦТТ)
  1. Центр Трансфера Технологий Сибирского федерального округа ( ЦТТ СФО)
  1. Центр Трансфера Технологий СО РАН (ЦТТ СО РАН)
  1. Центр Трансфера Технологий МГУ им. М. В. Ломоносова ( ЦТТ МГУ)

 

Инновационные центры:

  1. Инновационный центр "Сколково"
  1. Ассоциация инновационных регионов России
  1. Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы при Тверском государственном университете
  2. Тверской ИнноЦентр
  3. Союз инновационно-технологических центров России       
  4. Инновационный центр малого и среднего предпринимательства Свердловской области
  5. Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий
  6. Российские особые экономические зоны

 

ВЫВОДЫ 

 

Основная статусная роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических  разработках (конструкторской и  технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).

Базовые функции НИС –  генерация знаний, их распространение  и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных  процессов. НИС выполняет также  регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции.

 

 

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ  ЦЕНТРЫ РОССИИ

2.1  ИННОВАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР «СКОЛКОВО»

 

Что такое «  Инновационный центр «Сколково»?

Сколково – это инновационный кластер2  – центр разработки и коммерциализации новых технологий. «Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" (далее - проект) осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в части 8 статьи 10 настоящего Федерального закона. »3

Деятельность «Сколково» регулируется Федеральным законом  Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“», который был подписан президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 28 сентября 2010 год

Проект создания инновационного центра реализуется Фондом «Сколково» (полное название – Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых  технологий).

 Миссия Фонда "Сколково" - создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса.

Цель создания ИЦ «Сколково»: формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях.

Ожидаемый результат - самоуправляющаяся  и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства  и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.

 

Проект задуман как  один из ключевых элементов российской модернизации, призванной покончить  с сырьевой ориентацией экономики  и перевести ее на инновационный  путь развития и предусматривает  создание благоприятной среды для  концентрации российского и международного интеллектуального капитала 4, способного генерировать инновации.

Объекты проекта  ИЦ « Сколково»:

  1. Кластеры
  2. Технопарк
  3. Университет
  4. Город

 

  1. На базе Сколково развиваются пять кластеров, соответствующих пяти «президентским», высокотехнологичным направлениям развития инновационных технологий:
  • кластер биомедицинских технологий
  • кластер энергоэффективных технологий
  • кластер информационных и компьютерных технологий
  • кластер космических технологий
  • кластер ядерных технологий.

Кластер биомедицинских технологий:

Кластер биомедицинских тенологий является вторым крупнейшим по количеству входящих в него компаний. На 15 августа 2012 года в составе кластера значились 156 резидентов5.

В рамках деятельности кластера ведутся работы по созданию препаратов для предупреждения и  лечения тяжелых заболеваний, в  том числе неврологических и  раковых. Большое внимание уделяется  проблемам экологии: разрабатываются  новые методы переработки отходов. Ещё одно важное направление деятельности кластера - биоинформатика. Основные цели этого форсайта- налаживание инфраструктуры, разработка новых вычислительных методов, управление знаниями, планирование биологических и клинических экспериментов.

Кластер информационных и компьютерных технологий:

Самым крупным  кластером Сколково является кластер  информационных и компьютерных технологий. Частью IT-кластера стали уже 209 компаний (на 15 августа 2012).

Участники кластера работают над созданием нового поколения  мультимедийных поисковых систем, эффективных  систем информационной безопасности. Активно идет внедрение инновационных  IT-решений в образование, здравоохранение. Реализуются проекты по созданию новых технологий по передаче (оптоинформатика,фотоника) и хранению информации. Ведется разработка мобильных приложений, аналитического программного обеспечения, в том числе для финансовой и банковской сфер. Проектирование беспроводных сенсорных сетей - ещё одно важное направление деятельности компаний-участников кластера. 

 

Кластер космических технологий и  телекоммуникаций:

Небольшой, но не менее важный кластер космических  технологий и телекоммуникаций занимается космическими проектами и телекоммуникационными  технологиями. На 15 августа 2012 года - 47 компаний в составе кластера.

Компании-резиденты  затрагивают множество сфер деятельности, начиная от космического туризма  и заканчивая системами спутниковой  навигации. Реализуются проекты  в области фундаментальных космических  исследований. Также ведется работа по совершенствованию средств связи  для качественной передачи данных на большие расстояния.

 

 

 

 

 

Кластер энергоэффективных технологий:

Разработки  в области энерготехнологий являются одним из приоритетных направлений  развития инновационного центра. Уже 169 компаний стали резидентами кластера энергоэффективных технологий.

Сокращение  энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры - одна из основных задач в рамках кластера. Компании занимаются изготовлением  энергосберегающих материалов (изоляционные материалы, высококачественные и технологичные  фасадные материалы, энергоэффективные  окна нового поколения, светодиоды для  внутреннего освещения), разрабатывают  новые методики использования возобновляемых ресурсов. Большое внимание уделяется  вопросам эффективности и безопасности подачи электроэнергии. 

Кластер ядерных технологий:

Участники кластера ядерных технологий поддерживают инновации  в области атомной энергетики и смежных направлениях. На сегодняшний  день кластер состоит из 51 участника.

Основная сфера  деятельности компаний-резидентов данного  кластера - разработки новых технологий ядерной науки. Приоритетным направлением работы является обеспечение радиационной безопасности. Компании занимаются созданием  новых материалов, разработкой новых  видов ядерного топлива. Энергетическое машиностроение, проектирование лазерного  оборудования, медицинской техники  и многие другие задачи ставят перед  собой предприятия-резиденты. Важным пунктом работы кластера является также  решение проблемы переработки радиоактивных  отходов.

 

  1. Технопарк оказывает инновационным компаниям-участникам проекта всю необходимую поддержку для того, чтобы они успешно развивали свои технологические активы и корпоративную структуру, превращаясь в лидирующих игроков на глобальных рынках.

Так же реализует эту задачу, привлекая инфраструктуру, ресурсы  и другие возможности проекта  «Сколково» и его партнеров и  превращая их в набор эффективных  сервисов, полностью отвечающих потребностям компаний-участников проекта.

Миссия технопарка: создание инфраструктуры для обеспечения успешного развития инновационного бизнеса и коммерциализации технологий компаний – участников

Цели:

  • Создать эффективную среду бизнес-сервисов
  • Обеспечить доступ участников к современной R&D инфраструктуре
  • Создать систему профессиональных сообществ Технопарка
  • Создать инновационный хаб с вовлечением ведущих технопарков, инкубаторов, венчурных фондов и центров трансфера технологий
  • Обеспечить максимальную степень интеграции в международную инновационную экосистему
  1. Открытый Университет Сколково (ОтУС) –

часть экосистемы инновационного центра Сколково: источник абитуриентов (магистров и аспирантов) для Университета Сколково, источник стажеров для компаний-партнеров  Сколково, источник проектов для бизнес-инкубаторов. 

ОтУС - это лекции, мастер-классы, учебные курсы выдающихся мыслителей, ученых и практиков, поддерживаемое и модерируемое сетевое самообразование, стажировки и сезонные школы, в том числе в компаниях-партнерах и ведущих мировых вузах, проектно-образовательные лаборатории.

Сколковский институт науки и технологий (СИНТ), совместный проект “Сколково” и Массачусетского технологического института станет не имеющим аналогов международным магистерско-аспирантским научно-исследовательским университетом, интегрирующим перспективные исследования, образование и предпринимательство. Сколковотех является частным, некоммерческим высшим учебным исследовательским учреждением, управляемым независимым международным советом попечителей. Строительство университетского городка Сколковотех уже началось, а первый пилотный набор студентов-специалистов и аспирантов состоится уже осенью 2012 года. Когда Сколковотех заработает в полную силу, он сможет выпускать до 1200 магистров и аспирантов, а число преподавателей и исследователей составит 500 человек. Ожидается, что к 2020 году Сколковотех станет признанным мировым исследовательским институтом.

  1. Город «Сколково»  - город будущего.

Расположенный в 3 км от Москвы на территории 500 га, Сколково станет городом-лабораторией, где внедрят и апробируют разработанные  здесь энергоэффективные технологии.

В иннограде будут проживать  около 21 тыс. человек, еще 21 тыс. будет приезжать на работу. Автором генерального плана Сколково является французская компания AREP6 при участии инженерной компании SETEC7 и известного ландшафтного архитектора Мишеля Девиня8, которая была отобрана из нескольких десятков претендентов.

 

Структура фонда  «Сколково»

Президентом Фонда «Сколково» является Виктор Вексельберг. Сам Фонд включает в себя три совещательных органа - Попечительский совет (Председатель - Дмитрий Медведев), Консультационный научный совет (Сопредседатели - Жорес Алферов и Роджер Корнберг), Совет Фонда (Сопредседатели – Виктор Вексельберг и Крэйг Барретт).

Руководство Фонда  «Сколково»

  • Виктор Вексельберг, Президент Фонда, сопредседатель Совета Фонда
  • Алексей Бельтюков, Старший Вице-Президент по развитию и коммерциализации
  • Андрей Буренин, Старший Вице-Президент по экономике и финансам
  • Игорь Дроздов, Старший Вице-Президент по общеадминистративным и правовым вопросам
  • Александр Чернов, Вице-Президент по стратегическим коммуникациям и рекламе
  • Олег Алексеев, Вице-президент, Главный управляющий директор по образованию и исследованиям
  • Виктор Маслаков, Вице-президент Фонда «Сколково», сити-менеджер
  • Конор Ленихан, Вице-Президент по внешнеэкономической деятельности
  • Седа Пумпянская, Вице-президент, Руководитель департамента по международным отношениям и связям с общественностью
  • Сергей Осипов, Вице-президент, Директор по контрольно-ревизионной деятельности
  • Дмитрий Колосов, Вице-президент, Руководитель Аппарата Президента и Советов Фонда

myunivercity.ru