Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс. Информационные знаковые модели примеры


§1.2 Знаковые модели

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год (учебник ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) | §1.2 Знаковые модели

Ключевые слова:

• словесные модели • математические модели • компьютерные модели

1.2.1. Словесные модели

Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:

• Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; • все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце.

Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий, в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов, в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значении, синонимия, омонимия и т. п., придают человеческому общению выразительность, эмоциональность, красочность. Вместе с тем наличие этих особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

1.2.2. Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Язык математики представляет собой совокупность множества формальных языков; с некоторыми из них (алгебраическим, геометрическим) вы познакомились в школе, другие сможете узнать при дальнейшем обучении.

Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами, записав соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования. В школьном курсе физики рассматривается много функциональных зависимостей, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.

Пример 1. Зависимость координаты тела от времени при прямолинейном равномерном движении имеет вид:

Изменение координаты тела х при прямолинейном равноускоренном движении в любой момент времени t выражается формулой:

С помощью языка алгебры логики строятся логические модели — формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и составные высказывания, выраженные на естественном языке. Путём построения логических моделей удаётся решать логические задачи, создавать логические модели устройств и т. д.

Пример 2. Рассмотрите электрические схемы (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Электрические схемы: а — последовательного и б — параллельного соединения переключателей

На них изображены известные вам из курса физики последовательное и параллельное соединения переключателей. В первом случае, чтобы лампочка загорелась, должны быть включены оба переключателя. Во втором случае достаточно, чтобы был включён один из переключателей.

Можно провести аналогию между элементами электрических схем и объектами и операциями алгебры логики:

Спроектируем электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе председателя и двух рядовых членов. При голосовании «за» каждый член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если члены комиссии проголосуют за него единогласно либо если свои голоса «за» отдадут председатель и один из рядовых членов комиссии. В этих случаях загорается лампочка.

Решение

Пусть голосу председателя соответствует переключатель А, голосам рядовых членов — переключатели В и С. Тогда F(A, В, C) = A & B & C ∨ A & B ∨ A & C.

Упростим полученное логическое выражение:

F(A, В, C) = A & B & (C ∨ 1) ∨ A & C = A & B & 1 ∨ A & C = A & B ∨ A & C = A & (B ∨ С).

Мы получили логическую модель, позволяющую построить схему проектируемой электрической цепи (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Схема электрической цепи

1.2.3. Компьютерные математические модели

Многие процессы, происходящие в окружающем нас мире, описываются очень сложными математическими соотношениями (уравнениями, неравенствами, системами уравнений и неравенств). До появления компьютеров, обладающих высокой скоростью вычислений, у человека не было возможности проводить соответствующие вычисления, на счёт «вручную» уходило очень много времени.

В настоящее время многие сложные математические модели могут быть реализованы 1 на компьютере. При этом используются такие средства, как:

• системы программирования; • электронные таблицы; • специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования.

1Реализация математической модели — это расчёт состояния (выходных параметров) моделируемой системы по формулам, связывающим её входные и выходные параметры.

Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.

Средства компьютерной графики позволяют визуализировать результаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.

С помощью ресурса «Демонстрационная математическая модель» (119324) вы сможете смоделировать полёт снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных (http://sc.edu.ru/).

Особый интерес для компьютерного математического моделирования представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются многочисленные системы массового обслуживания: билетные кассы, торговые предприятия, ремонтные мастерские, служба «Скорой помощи», транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахерскую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заявки заранее предсказать нельзя — это случайные величины.

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Имитационное моделирование — это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется многократный «прогон» моделей со случайными исходными данными, генерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитационное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быстрее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.

С помощью ресурса «Демонстрационная имитационная модель» (119425) вы сможете смоделировать ситуацию в системе массового обслуживания — магазине (http://sc.edu.ru/).

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.

Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

3. Вспомните басни И. А. Крылова: «Волк и Ягнёнок», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор? Обсудите эти вопросы в группе.

4. Решите, составив математическую модель, следующую задачу.

Теплоход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

5. Требуется спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе трёх членов. При голосовании «за» член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если оно собирает большинство голосов. В этом случае загорается лампочка.

6. Решите, составив логическую модель, следующую задачу.

На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, России и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказали свои предположения об их итогах:

1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим. 2) Украина будет на последнем месте, а Германия — на предпоследнем. 3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Китай. 4) Россия будет первой, а Италия — на втором месте. 5) Италия будет пятой, а победит Германия.

По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревновании заняли участники?

7. В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны. Он составил 1017 операций. Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?

8. Приведите примеры использования компьютерных моделей. Найдите соответствующую информацию в сети Интернет.

9. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов найдите лабораторную работу «Изучение закона сохранения импульса». В её основу положена математическая модель, описывающая движение тела, брошенного под углом к горизонту, с последующим делением тела на два осколка. Экспериментально проверьте закон сохранения импульса, выполнив работу согласно имеющемуся в ней описанию.

10. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов найдите игру «Равноплечий рычаг». Изучите правила игры. Вспомните физическую закономерность, положенную в её основу. Попытайтесь «победить» компьютер и сформулировать выигрышную стратегию.

Электронное приложение к уроку

Презентации, плакаты, текстовые файлы Вернуться к материалам урока Ресурсы ЭОР

Cкачать материалы урока

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей

Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей

Цели учебного занятия:

  • формирование представления об информационных моделях и их назначении;

  • развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип учебного занятия: учебное занятие усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: понятие информационной модели.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент;

  2. Объяснение нового материала;

Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.

Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом.

Модель несет информацию о свойствах объекта-оригинала. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства.

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта или процесса.

Классификация моделей

hello_html_14038df.png

Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.).

Информационные модели представляют собой описание объектов и процессов в виде образов и знаков, а также в форме таблиц, блок-схем, графов и т.д.

Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Примером образных информационных моделей являются рисунки, фотографии, учебные плакаты по различным предметам.

Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем. Знаковая информационная модель может быть представлена в формате текста (например, текст литературного произведения, программа на языке программирования), формулы (например, периодическая таблица элементов F=ma), таблицы (например, периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева), нот и т.д.

Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных знаковых систем. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и т.д.

Вербальные модели – информационные модели в мысленной и словесной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или могут быть описание поведения при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и вырабатывает свою модель поведения.

Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными средствами.

hello_html_3a5d25b5.png

  1. Выполнение практических заданий;

Задание 1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие материальными.

Карта Минска;

Картина И.К. Айвазовского «Бурное море»;

Рельефный макет горной цепи;

Чучело медведя;

  1. Текст программы на языке Паскаль;

  2. Памятник Якубу Коласу;

  3. Химическая формула воды;

  4. Расписание уроков;

  5. Объёмная модель атома.

Ответы :

Информационные модели: а, б, в, е, з, и

Материальные модели: г, д, ж, к

Задание 2. Определите, какие из информационных моделей представлены в форме словесного описания, а какие являются графическими информационными моделями.

Инструкция по технике безопасности;

Фотография здания;

Табель успеваемости за четверть;

Схема размещения учащихся за партами;

  1. Схема строения компьютера

  2. Физическая карта мира;

  3. Описание туристического маршрута;

  4. Чертеж автомобиля;

  5. Рецепт торта.

Ответы :

Словесное описание: б, г, з, к

Графические информационные модели: а, в, д, е, ж, и

Задание 3. Составьте информационные модели углекислого газа и серной кислоты как химических веществ, используя описание на формальном языке химии.

Модель углекислого газа: СО2

Модель серной кислоты: h3SO4

  1. Домашнее задание: §7.

infourok.ru

Понятие модели

Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей.

Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира.

Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.).

Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.

Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр.

Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки, т.е. объекты разные – модель одна.

Предметные и информационные модели

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании (учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.). Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F = ma), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.

Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и символьный язык.

Формализация.

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. В истории науки известны многочисленные описательные информационные модели. Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, формулировалась следующим образом:

Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;

орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.

С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков.

Визуализация В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы: пространственных соотношений между объектами — чертежи, моделей электрических цепей — электрические схемы, логических моделей устройств — логические схемы и так далее.

Так при визуализации формальных физических моделей с помощью анимации может отображаться динамика процесса, производиться построение графиков изменения физических величин и так далее. Визуальные модели обычно являются интерактивными, то есть исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Часто компьютерные модели проще и удобнее исследовать, они позволяют проводить вычислительные эксперименты, реальная постановка которых затруднена или может дать непредсказуемый результат.

Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов:

Построение описательной информационной модели (выделение существенных параметров).

Создание формализованной модели (запись формул).

Построение компьютерной модели.

Компьютерный эксперимент.

Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.

На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные с точки зрения целей проводимого исследования параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.

На втором этапе создается формализованная модель, то есть описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

Однако далеко не всегда удается найти формулы явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.

На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

1) создание алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

2) формирование компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и т. д.).

В процессе создания компьютерной модели полезно разработать удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.

Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты.

Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и так далее.

Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности. Например, при построении описательной качественной модели могут быть неправильно отобраны существенные свойства объектов, в процессе формализации могут быть допущены ошибки в формулах и так далее. В этих случаях необходимо провести корректировку модели, причем уточнение модели может проводиться многократно, пока анализ результатов не покажет их соответствие изучаемому объекту.

Hosted by uCoz

vplaksina.narod.ru

"Знаковые информационные модели. Словесные описания." Презентация к уроку информатики в 6 классе.

Брилинская школа Знаковые информационные модели. Словесные описания. Информатика 6 класс

Брилинская школа

Знаковые информационные модели. Словесные описания.

Информатика 6 класс

Цель урока:

Цель урока:

  • Уточнить представления об информационных моделях.
  • Сформировать представления о словесных информационных моделях.
Вспомним:

Вспомним:

  • Что такое «модель»? Приведите примеры.
Вспомним: 2. Когда прибегают к моделированию? Объекты очень маленькие Объекты очень большие Опасные процессы Объект может быть разрушен Очень медленные процессы Очень быстрые процессы

Вспомним:

2. Когда прибегают к моделированию?

Объекты очень маленькие

Объекты очень большие

Опасные процессы

Объект может быть разрушен

Очень медленные процессы

Очень быстрые процессы

Вспомним: 3. Какие виды моделей вы знаете? Натурные модели Информационные модели Файл – это информация, хранящаяся в долговре-менной памяти как единое целое и обозначенная именем. Знаковые модели Образные модели Смешанные модели

Вспомним:

3. Какие виды моделей вы знаете?

Натурные модели

Информационные модели

Файл – это информация, хранящаяся в долговре-менной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Знаковые модели

Образные модели

Смешанные модели

Словесные описания Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном (разговорном) языке .

Словесные описания

Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания.

В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном (разговорном) языке .

Словесные описания Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях :

Словесные описания

Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях :

  • в разговорном стиле;
  • в книжном стиле:
  • научном; официально-деловом; публицистическом; художественном.
  • научном;
  • официально-деловом;
  • публицистическом;
  • художественном.
Научные описания Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Поэтому научному стилю присущи логичность и чёткость изложения . В текстах много слов-профессионализмов .

Научные описания

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Поэтому научному стилю присущи логичность и чёткость изложения . В текстах много слов-профессионализмов .

Научные описания Пример 1. Модель римского войска.

Научные описания

Пример 1. Модель римского войска.

Официально-деловой стиль Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.

Официально-деловой стиль

Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.

Публицистический стиль Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Публицистический стиль позво-ляет перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей.

Публицистический стиль

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

Публицистический стиль позво-ляет перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей.

Художественные описания Произведения художественной литературы – тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни, описывают отношения между героями, связи между событиями и т.д.

Художественные описания

Произведения художественной литературы – тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни, описывают отношения между героями, связи между событиями и т.д.

Художественные описания В баснях происходит перенос отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами.

Художественные описания

В баснях происходит перенос отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами.

Художественные описания Пример 2. Стихотворение Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (перевод А. Шмульяна)

Художественные описания

Пример 2. Стихотворение Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (перевод А. Шмульяна)

Фигурные стихи Льюис Кэрролл. Стихотворение в виде мышиного хвоста («Алиса в Стране Чудес») Гийом Аполлинер «Стих для Лу»

Фигурные стихи

Льюис Кэрролл.

Стихотворение в виде

мышиного хвоста

(«Алиса в Стране Чудес»)

Гийом Аполлинер «Стих для Лу»

Художественные описания Естественный язык: многозначность использование слов в прямом и переносном смысле синонимия омонимия Выполните задание № 116 на странице 103 рабочей тетради

Художественные описания

Естественный язык:

  • многозначность
  • использование слов в прямом и переносном смысле
  • синонимия
  • омонимия

Выполните задание № 116 на странице 103 рабочей тетради

К какому стилю относится следующий текст? Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

К какому стилю относится следующий текст?

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Компьютерный практикум Задание №1 «Мой словесный портрет», стр.167 учебника

Компьютерный практикум

Задание №1 «Мой словесный портрет»,

стр.167 учебника

Самое главное

Самое главное

  • В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.
  • Различают разговорный и книжный стили.
  • Разновидности книжного стиля:
  • научный официально-деловой публицистический художественный.
  • научный
  • официально-деловой
  • публицистический
  • художественный.
Домашнее задание § 10, стр. 59 – 62, № 117 РТ Спасибо за урок

Домашнее задание

§ 10, стр. 59 – 62, № 117 РТ

Спасибо за урок

kopilkaurokov.ru

Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Цели урока:  - проверить усвоение главы «Компьютерные сети», помочь учащимся усвоить понятие «информационная модель», дать основные понятия, необходимые для создания простейших информационных моделей на компьютере. - воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. - развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:  доска, компьютеры, проектор, компьютерная презентация, тест. 

План урока:  I. Орг. момент. (1 мин) II. Компьютерный тест по теме «Компьютерные сети». (10 мин) III. Теоретическая часть. (15 мин) IV. Практическая часть. (10 мин) V. Вопросы учеников. (5 мин) VI. Д/з (2 мин) VII. Итог урока. (2 мин) 

Ход урока:

I. Орг. момент.  Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 

II. Актуализация.  На прошлом уроки мы закончили изучение главы «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Предлагаю пройти компьютерный тест по этой теме. 

III. Изучения нового материала.  

1. Понятие модели Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектовМодель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.  Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. 

2. Материальные и информационные модели  По способу представления модели делятся на материальные и информационные.

  • Информационные 
  • Знаковые 
  • Вербальные 
  • Компьютерные 
  • Некомпьютерные 
  • Материальные 

Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. 

Примеры материальных моделей:  1. Детские игрушки (куклы – модель ребенка, мягкие игрушки-звери – модель живых зверей, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.).  2. Глобус – модель планеты Земля.  3. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.)  4. Физические и химические опыты. 

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации.  Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.  К информационным моделям можно отнести вербальные и знаковые модели.  Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. 

Примеры вербальных моделей:  1. Модель поведения человека при переходе через улицу. Человек анализирует ситуацию на дороге (сигналы светофора, наличие и скорость машин и вырабатывает модель своего движения) 2. Идея, возникшая у изобретателя - модель изобретения. 3. Музыкальная тема, промелькнувшая в голове композитора – модель будущего музыкального произведения. 

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка.  Примеры знаковых моделей: 1. Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. 2. Схема Московского метрополитена – модель метро г. Москвы. 3. График изменения курса евро – модель роста курса евро. Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ (например, пути по определенному адресу), может быть облечен в знаковую форму, например, в схему. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.  По способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. 

Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. 3. Этапы моделирования В процессе моделирования выделяют 4 этапа : 1. Постановка задачи. 2. Разработка модели. 3. Компьютерный эксперимент. 4. Анализ результатов моделирования. 

IV. Практическая часть. Построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Потомки Владимира Мономаха Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти — 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава — сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318). Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?

V.Вопросы учеников. 

VI. Домашняя работа

VII. Итог урока. 

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г. – 2009.
  2. «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.

28.05.2013

www.metod-kopilka.ru

Формы представления информационных моделей. Модели материальные и модели информационные

Формы представления информационных моделей.

Модели материальные и модели информационные.

Объектов моделирования огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо все это классифицировать, то есть каким-либо образом упорядочить, систематизировать.

При классификации объектов по «родственным» группам необходимо выделить некий единый признак (параметр, а затем объединить те объекты, у которых он совпадает).

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (ботанике, биологии, палеонтологии и др.).

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F = т • а), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева) и т.д.

Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить чертежи, электрические и логические схемы, географические карты, блок-схемы алгоритмов, графики и диаграммы и др. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так символьный язык.

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствова­лись, так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков. В настоящее время информа­ционные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

Классификация информационных моделей.

По форме представления можно выделить следующие виды информационных моделей:

1. Словесные модели — устные и письменные описания с использованием иллюстраций.

2. Математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса.

3. Геометрические модели — графические формы и объемные конструкции.

4. Структурные модели — схемы, графики, таблицы и т.д.

5. Логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий.

6. Специальные модели — ноты, химические формулы и т.п.

Для представления информационных моделей в той или иной форме ис­пользуются естественные и формальные языки.

Естественные языки используются для построения словесных, описательных моделей. Например, различные литературные произведения име­ют непосредственное отношение к понятию модели, поскольку фокусирует внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Осо­бенно можно выделить такой литературный жанр, как басня или притча.

В истории науки также существуют многочисленные текстовые информа­ционные модели. Например, гелиоцентрическая модель мира Коперника, которую он сформулировал следующим образом:

- не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вращается вокруг своей оси и Солнца;

- орбиты всех небесных тел проходят вокруг Солнца.

В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на Земле, а также основные географические объекты.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, происходящие в жизни, с целью их осмысления и использования опыта.

Со словесного описания начинается построение любой модели, так как оно более или менее точно отражает оригинал. При создании словесной модели важно уметь ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные исторические факты.

Инструментом создания словесных моделей в древности были папирус и перья. Потом - типографские станки и пишущие машинки. Сегодня для описания словесных моделей используется компьютер, а именно его клавиатура и специальная программа, называемая текстовый редактор или про­цессор.

С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков, с некоторыми из них (алгебра, геометрия, тригонометрия) вы знакомитесь в школе, с другими (теория множеств, теория вероятностей и др.), сможете ознакомиться в процессе дальнейшего обучения.

Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.

Язык алгебра логики (алгебры, высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и т.д.

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.

В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, т.е. выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.).

Контрольные вопросы

  1. Какие бывают модели? Приведите примеры материальных и информационных моделей.

  2. Приведите примеры описательных текстовых моделей.

  3. Какие вы знаете формальные языки?

  4. Что такое формализация?

  5. Приведите примеры математических и логических моделей.

Практическая работа

Построение словесной модели в среде текстового редактора

Объект моделирования: одноклассник

Цель моделирования: построение словесной модели человека.

Параметры моделирования.

  1. Фамилия, имя, отчество объекта.

  2. Черты лица, телосложение (рост, вес).

  3. Любимый учебный предмет объекта.

  4. Хобби объекта.

Инструмент моделирования: текстовый редактор WordPad.

Ход работы.

  1. Откройте текстовый редактор WordPad.

  2. Выберите объект моделирования (любого одноклассника).

  3. Составьте его мысленный образ в соответствии с параметрами моделирования.

  4. Оформите мысленный образ средствами текстового редактора.

  5. Покажите результат учителю.

gigabaza.ru